Реферат по предмету "Социология"


Социология гендерного равенства

Социология гендерногоравенства
На протяжении последнихлет мало участков социологии достигли такого развития или занимают центральноеместо в этой дисциплине, как изучение гендерных отношений. В большей мере этоотображает изменения в самом обществе.
Вопросы, связанные сособенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнеевремя входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблемаволнует умы многих современных социологов и психологов таких как Энтони Гиденс, Шон Берн, Евгений Ильин, СветланаАйвазова, Ирина Жеребкина.
Считается, что впервыепонятие «гендер» было введено в научный оборот американским психоаналитикомРобертом Столлером в работе «Пол и гендер: о развитие мужественности иженственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражаетпсихологические, социальные, культурные особенности личности. Поэтому необязательно связывать бытие женщины с «женственностью», а бытие мужчины с«мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, онстал основоположником нового направления социальных исследований – гендерных.
Украинскаяисследовательница Наталия Лавриненко предлагает рассмотреть гендер одновременнокак социальный институт и на индивидуальном уровне. Элементами гендера каксоциального института есть:
— гендерные статусы, тоесть социально обусловленные обществом роли, нормы, поведение, жестикуляция,эмоции;
— гендерное разделениетруда (работа женская/мужская);
— гендерные сексуальныесценарии. (нормативные образы проявления сексуального желания и поведения взависимости от гендерного статуса);
— гендерные качестваличности.
На индивидуальном уровнегендер можно рассмотреть:
— категориибиологического пола, обусловленные с рождения и основаны на наличииопределенных физических признаков;
— гендерная идентичность(принадлежность к определенному полу);
— гендерный брачный ирепродуктивный статус (участие в браке или отказ от него; семейные роли);
— гендерная презентациясебя как личности, которая имеет соответствующие качества, с помощью одежды,косметики, аксессуаров.
То есть, если с поломсвязаны только физические особенности строения тела, то с гендером –психологические, социальные, культурные отличия между мужчиной и женщиной.
Нормативные представленияи установки, какими должны быть и, следовательно, чем должны заниматься мужчиныи женщины в данном обществе и в данное время детерминируют существование такихпонятий как маскулинность и фемининность. Они определяют нашу гендернуюидентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других.
Маскулинностьассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а фемининность –с зависимостью, робостью, сентиментальностью. Высший уровень связи качествмаскулинности и фемининности, достигнутый одной личностью, свидетельствует о ееандрогинности.
Андрогинная личностьимеет большой выбор вариантов моделирования поведения. Профессор психологииСандра Бем (США) объясняет андрогинность как индивидуальную особенностьчеловека зависимо от конкретных ситуативных условий действовать одновременнопо-женски и по-мужски.
Гендер выступает вкачестве важного критерия категоризации отчасти и потому, что в нашем обществепостоянно говорится о важной роли гендерных различий. Телевидение, литература инародный фольклор очень часто изображают мужчин и женщин существами, совершеннонепохожими друг на друга. Родители, учителя и сверстники также частоподталкивают детей обращать особое внимание на гендер, и как следствие у техпоявляются мысли, что мужчины и женщины различаются между собой не толькотелосложением. Дети замечают, что мужчины и женщины стремятся выглядетьпо-разному и делать разные вещи. Подобное убеждение складывается у них принаблюдении за такими представителями общества, как, например, их родители.
Исследователи гендерныхстереотипов Эшмор и Дель Бока (Ashmore & Del Boca, 1979) были одними из первых,кто предположил, что половые стереотипы влияют на наше поведение по отношению кдругим людям и могут вызвать ответные действия, соответствующие нашиможиданиям.
Разделение труда наоснове половой принадлежности присуще всем культурам, как присущи им гендерныестереотипы, дифференцированная социализация мальчиков и девочек и более низкийстатус и меньшие властные возможности женщин по сравнению с мужчинами.
Разделение труда пополовому признаку начинается в детстве. В целом отцы проводят с детьми примернотреть того времени, которое им посвящают матери. Женщины во всем мире выполняютбольшую часть домашних обязанностей, даже когда они работают вне дома.
Исторически сложилосьтак, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняли разную работу.По данным ООН (1991), во всем мире рабочие места разделены по половомупризнаку.
Женщины ограничены«стеклянным потолком», который не позволяет им занимать руководящие позиции, иони часто сталкиваются с так называемой «скрытой» дискриминацией на рынке труда.А также есть тенденция — резкого снижение участия женщин в процессе принятиярешений и в политической жизни.
Сейчас во многихобществах осуществляется попытка интегрировать как можно больше женщин вовластные и управленческие бизнес структуры. Преимущественно так делают оченьуспешные страны. Это государства, которые понимают, что без женщин невозможнодостигнуть прогресса ни в обществе, ни в политике, ни в экономике. Стоитвзглянуть на ту же Норвегию, которая с 2006 года имеет закон, по которому 40% членоввсех наблюдательных советов должны быть женщины. Если компании этот законнарушают, то это чревато штрафными санкции. Похожим образом действует ипремьер-министр Испании. Половина министров в испанском правительстве – этоженщины. Схожие тенденции наблюдаются и в азиатских странах. Речь идет не отом, как развита страна. Речь идет, прежде всего, о том, что женщины имеютправо голоса.
Политическое соревнованиево втором туре президентских выборов 2010 года в Украине — это не толькосоревнование политических партий, представлений о внутренней и внешней политикеили об устройстве экономики, а еще и дуэль между мужчиной и женщиной.
То, что права женщин вУкраине ущемляются, легко доказывается цифрами. По статистике, заработная платаженщин составляет 73,7% от заработной платы мужчин на аналогичных должностях.Женщины работают на 4-6 часов больше в домашнем хозяйстве, но эта работа неучитывается как продуктивная и не учитывается в пенсионных схемах.
По данным ИнститутаДемографии Украины, лишь 5-10% женщин контролируют в Украине экономическиересурсы. По статистике Госкомстата, только 38% из числа частныхпредпринимателей составляют женщины.
В политике женщин тожекритически мало. К примеру, из числа отечественных парламентариев лишь 8,2%женщин. В то же время в Европарламенте число женщин-политиков достигает 35%. ВШвеции женщин-парламентариев 47%, в Финляндии – 41,5%, в Болгарии – 21,7%, вЭстонии – 20,8%, в Польше – 20,2%, в Латвии – 20%.
Вместо того чтобысмотреть на мужчин и женщин как представителей двух разных групп, людей надопоощрять к созданию общественных институтов, в которых никто никого нерассматривает как врага. Также важно, чтобы оба гендера при оценке поведениядруг друга не прибегали бы к стереотипам, не считали проявление слабости фактомнеизбежным, обусловленным врожденной предрасположенностью. Вместо этого людямнужно фокусировать внимание на ситуационных причинах различий между гендерами.Это даст нам большую надежду на изменения и будет направлять наши усилия на то,чтобы эти изменения произошли как можно быстрее.
Социальная гендернаяпсихология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальныесилы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает насуказаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. В то жевремя социальная психология объясняет, почему изменения в гендерных ролях истереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер вотсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменениямогут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционныероли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают нетолько женщин, но и мужчин.
***
На сегодняшний день рольженщины в обществе многократно возросла, как в экономической, социальной, так ив политической сфере общественной жизни. Но все это результат долгой и упорнойборьбы, которую вели женщины в течение нескольких столетий, жертвуя всем:семьей, благополучием, иногда собственной жизнью. Нередко женщина оказываетсямудрее многих мужчин и таким образом надолго удерживается у власти, примеромслужит правление королевы Елизаветы, премьер-министра Англии Маргарет Тетчер.
Продвижение по путигендерного равенства в большой степени зависит от осознания и систематическогообращения на всех уровнях — от парламента до местных административных органов,предприятий, семей и отдельных людей – к специфическим и часто различным междусобой проблемам и потребностям женщин и мужчин.
Отстаивая принципгендерного равенства, мы выступаем за равенство прав, социальнуюсправедливость, продуктивность труда и развитие бизнеса. Таким образом, делаяеще один шаг навстречу всеобщему социальному прогрессу.

Литература
1. Костюк В.В. Феминистская методология //Социология:Энциклопедия. Минск, 2003.
2. Светлана Айвазова, «Гендерноеравенство в контексте прав человека», Москва — 2001
3. Шон Бурн, «Гендерная психология»,издательство: Прайм-Еврознак, 2007 г.
4. www.rfi.fr/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.