Социологическое исследование, егоструктура и функции
Содержание
1. Понятие социологическогоисследования и его виды
2. Этапы и программасоциологического исследования
3. Проблема выборки всоциологическом исследовании. Типы выборки
4. Основные методы сборапервичной социологической информации
Список использованныхисточников
1.Понятие социологического исследования и его виды
Социология– это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сборомпервичной социологической информации, на основании которой делаются выводы.Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошоорганизованное изучение и решение актуальной социальной проблемы.
Частосоциологическим исследованием называют любой непрофессиональный анкетный опрос,но это не так.
Социологическоеисследование – это система методологических, методических иорганизационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получитьдостоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующегоиспользования в научной или практической деятельности.
Характеристикисоциологического исследования:
–Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится всоответствии с требованиями науки.
–Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.
–Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можноперепроверить.
–Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными(представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.
Специалистысчитают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует.Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутыхзадач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы,масштабом охвата событий.
Выделяютнесколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному воснование классификации.
1.По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализасоциальной проблемы и масштаба охвата событий:
–Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением.Близкое к нему – пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.
–Описательное – дает системное описание изучаемого явления.
–Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющихразвитие данного явления.
2.По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается лиинтересующий исследователя объект в статике или в динамике:
1)Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии или характеристиках социальногоявления на момент изучения.
2)Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенныхпо единой программе и инструментарию последовательно через определенныепромежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамикуизменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. Кним относят следующие виды исследований:
· лонгитюдные– длительное изучение одной совокупности лиц;
· когортные– изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени(цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения;объекты исследования меняются, но люди сохраняются);
· трендовые– на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и ссоблюдением относительно одинаковой методики (цель – установление тенденций(трендов) социальных изменений; пример – переписи населения);
· панельные– исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке черезопределенный интервал времени (цель – анализ динамики событий; люди могутменяться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).
3.По масштабу исследования:
1)Локальные (определенный объект, район)
2)Региональные (область, несколько областей)
3)Отраслевые (преобладали в советской социологии)
4)Общегосударственные (общенациональные)
5)Международные
4.В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализдокументов).
2.Программа и этапы социологического исследования
Конкретныесоциологические исследования в своей сущности представляют собой целостнуюсистему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению новогознания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических ипрактических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеетряд этапов:
1.Подготовительный этап. Качество подготовки обеспечивает ценность информации,которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапеуточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования,устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документыдля сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируютсяисследовательские группы, составляются графики работ, проводятсяорганизационные мероприятия, решаются вопросы, связанные сматериально-техническим обеспечением исследования.
2.Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан сосбором информации в зоне практических действий социолога– получение информацииот ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, напроизводстве и т.д. Информация собирается различными способами иинструментарием, которые присущи социологии и определены программойисследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализадокументов, эксперимента.
3.Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена наполевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массивизучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедурапроверки собранного массива включает просмотр методических документов напредмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них,которые не соответствуют предъявляемым требованиям.
4.Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. Входе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез,выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новыесоциальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования.Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиямизаказчика. В качестве такого документа выступают:
1)информационная справка,
2)информационная записка;
3)аналитическая записка;
4)отчет о научно-исследовательской работе.
Аналитическаязаписка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению тойпроблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.
Послеуточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этаперазрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологическихдокументов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основупроцедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации.Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.
Программасоциологического исследования – это систематизированное изложениетеоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательскогопроекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы,методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логическипоследовательных операций для их проверки
Программасоциологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической ипроцедурной.
Методологическийраздел программы имеет ряд важных структурных элементов.
Анализпроблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это реальносуществующее в социальной действительности противоречие, способы разрешениякоторого в настоящее время еще не известны или неясны.
Определениеобъекта исследования и его предварительный анализ. Объект – это совокупностьявлений, процессов или определенная сфера социальной действительности,выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направленапознавательная деятельность социолога.
Определениепредмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования – этоопределенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные длянепосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании.
Определениецелей и задач исследования. Цель – это важнейшее методологическое требование кпрограмме. Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок,в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу ирешению проблемы.
Формулированиегипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемомобъекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях сдругими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объектагипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные.Описательные гипотезы – это предположения о свойствах объекта, характере связеймежду его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия(функциональные). Объяснительные – это такие гипотезы, которые содержатпредположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях ипроцессах. Прогнозные – это такие гипотезы, которые раскрывают тенденцииразвития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезыоснования и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположенияширокой общности, гипотезы-следствия – предположения менее широкой общности.
Вычленениеосновных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация –логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка.Операционализация – дальнейшее членение и детализация понятия до уровняоднозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни(эмпирических индикаторов).
Методико-процедурныйраздел включает:
–Определение общего плана исследования.
–Построение требуемого планом типа выборки.
–Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Программаконкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:
1.Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своегоразрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.
Методическаяфункция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описанияи интерпретации ожидаемых результатов.
Организационнаяфункция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива сопределением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
3.Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки
Чащевсего объектом социологического исследования выступают большие совокупностилюдей (например, население страны или региона), дифференцированные по различнымсоциально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) ирассредоточенные по различным поселенческим структурам (большой город, малыйгород, деревня). Поэтому в социологических исследованиях, как правило,применяются не сплошные, а выборочные опросы. Такой метод исходит изпредположения, согласно которому результаты опроса определенной доли населениямогут быть распространены на все население страны.
Понятие«выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двухзначениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности,подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка – этопроцесс формирования выборочной совокупности при необходимом условииобеспечения репрезентативности.
Генеральнаясовокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, котораяподлежит изучению в пределах программы социологического исследования.Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной моделигенеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объектмоделирования, но в уменьшенных размерах.
Репрезентативность,т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристикиисследуемого объекта, обеспечивается дизайном выборки и расчетом ееминимального объема, способными обеспечить приемлемую точность получаемыхрезультатов.
Дизайнвыборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основнымиобстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целямиисследования.
Вприкладном социологическом исследовании важное значение имеет определение иучет возможных ошибок выборки. Ошибками выборки называют отклонениестатистической структуры выборки от структуры исследуемой генеральнойсовокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них –случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выборочнойсовокупности от характеристик исследуемой генеральной совокупности.
Гораздоболее существенны и опасны для результатов выборочного исследованиясистематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборкеосновных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибкисвязаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составенаселения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследованияэтнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше – 20%), либо сошибками инструментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднееизмерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всегоисследования.
Важноезначение в прикладной социологии имеет типологизация выборок, которая можетбыть осуществлена по нескольким основаниям. Выделяют различные типы выборки(отбора) и виды выборок.
Чтокасается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самихпринципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Онимогут быть следующими:
–стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхожденияединиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, вчастности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора– невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем неменее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также внекоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иномупопросту невозможно;
–вероятностный (случайный) отбор – один из основных, используемых всоциологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечениевозможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. Сэтой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор,механический отбор;
–квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построениекачественной модели генеральной совокупности, затем – отбор единиц наблюдения ввыборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например, по слоямнаселения, возрастному, половому признакам и т.д.).
Наконец,по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованиемсоответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную(в качестве единиц отбора выступают серии – семьи, классы, бригады); многоступенчатую(отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городепредприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.
Наиболеечасто применяются в социологических исследованиях следующие типы выборок.
Случайнаявыборка – это отбор людей из генеральной совокупности на основе статистическойслучайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элементагенеральной совокупности попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, скоторыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отборареспондентов, обусловлены двумя обстоятельствами: невозможностью полученияполных списков генеральной совокупности; разной степенью доступностиреспондентов и их готовности участвовать в исследовании.
Систематическаявыборка представляет собой процедуру отбора определенного элемента из спискаэлементов изучаемой совокупности с использованием определенного «шага»,т.е. через определенное количество номеров (например, в жилом массивеопрашиваются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка,квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определяется случайнымобразом.
Квотнаявыборка – это отбор опрашиваемых людей с конкретным набором характеристик,осуществляемый квотами (долями, частями) от каждой определенной группынаселения в соответствии с заданными пропорциями. При построении данной выборкиучитываются характеристики, непосредственно связанные с базисными признакамиисследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход, тип поселения ит.п.).
Кластерная(гнездовая) выборка представляет собой отбор объектов для исследования, вкачестве каковых выступают кластеры (гнезда) более мелких единиц. Преимуществаее состоят в том, что значительно проще осуществлять отбор и обследованиенескольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц.
Маршрутнаявыборка представляет собой вариант систематического отбора и заключается визвлечении из списка квартир в домах, упорядоченного по улицам исследуемогонаселенного пункта.
Стратифицированная(районированная) выборка – такой вид выборки, при котором отбору единицизмерения предшествует процедура стратификации, т.е. расслоение исходнойсовокупности на статистически или качественно однородные подсовокупаности,называемые слоями, стратами. Данная процедура предполагает деление населения настраты, подходящие для определенного изучения, например, определенногосоциального класса, электоральных предпочтений, уровня дохода или статусазанятости /безработицы. Избираемый объем выборки в таком случае распределяетсямежду стратами пропорционально их численности в генеральной совокупности, чтопозволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность быть отобраннойдля исследования. В тех случаях, когда построение выборки осуществляется на основевыделения социальных слоев, она называется стратифицированной, когда жедифференциация исследуемых групп производится по территориальному принципу,выборку называют районированной.
Многоступенчатаявыборка строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причемсовокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становитсяисходной для отбора на следующем этапе.
Однаиз ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим:доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человекдолжно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативнуюинформацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно былобы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует вприроде. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объемавыборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколькосодержательная.
Инымисловами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанныхс проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь– от следующих:
–используемые в исследовании методики сбора первичной информации;
–уровень однородности генеральной совокупности;
–цели и задачи исследования;
–требующаяся точность получаемой информации.
Чтокасается первого из названных факторов, то его влияние на объем выборкиочевидно: чем более точен и надежен метод – тем меньше объем выборочнойсовокупности. Одно дело, если мы использовали почтовый опрос, другое – личноеинтервью. Во втором случае мы, естественно, можем остановиться на минимальнойгранице избранного объема выборки.
Учетпри определении объема выборочной совокупности другого из названных факторовтакже достаточно прост. Дело в том, что генеральная совокупность, из которойвыделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной,т.е. весьма неоднородной (к примеру, мы должны исследовать в отношении некоеготовара потребительское поведение всего населения города, среди которого: имужчины, и женщины; и молодые, и пожилые; и образованные, и малообразованные, ит.п.), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (к примеру, мы изучаемпотребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов или молодыхребят по поводу оценки различных марок мотоциклов). Очевидно, что во второмслучае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральнойсовокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.
Третийважнейший фактор. На объем выборочной совокупности огромное влияние оказываютконкретные задачи исследования. К примеру, мы хотим исследовать потребительскоеповедение населения города. Перед нами – структура генеральной совокупности,которая представляет распределение в целом населения города и по трем квотнымпризнакам: район города, пол, возраст. Совершенно очевидно, что если висследовании ставится задача изучить мнения населения города в целом – это однаситуация; если в том числе и по возрастным группам – это другая (здесь мы имеем3 группы); если необходимо выявить распределения мнений по возрастным и половымгруппам – это третья ситуация (здесь мы имеем уже шесть групп); наконец, если висследовании нас интересует распределение информации по возрастным, половымгруппам и районам города (к примеру, мы хотим определить, как к покупкам тогоили иного товара относятся молодые женщины, проживающие в Советском районегорода Гомеля), то здесь мы имеем дело уже с четвертой ситуацией (48 групп).Ясно, что для того чтобы получить репрезентативную информацию в последним случае,нужно обеспечить представительство в минимальной из этих сорока восьми групп25-30 чел. Следовательно, минимальный объем выборочной совокупности здесь будетнаходиться в пределах 2000 чел.
Наконец,еще один фактор, воздействующий на объем выборочной совокупности; необходимая,требующаяся точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точнуюинформацию, но при этом необходимо иметь в виду, что каждый процент«увеличения точности» приводит к резкому увеличению расходов наисследование.
Приведемпример. Всемирно известный исследователь общественного мнения Дж. Гэллап и егоинститут на протяжении многих десятилетий, проводящие опросы в США, выявили,что при общенациональной выборке в 100 чел. – ошибка выборки будет в пределах±11%; 200 чел. – ±8%; 400 чел. – ±6%; 600 чел. – ±5%; 750 чел. – ±4%; 1000 чел.-± 4%; 1500 чел. – ±3%; 4000 чел. – ±2%. Именно поэтому институт Гэллапа, какправило, проводит общенациональные опросы в США на выборке в 1500-2000 чел. Каквидно, он предпочитает увеличение ошибки на 1% – многократному увеличениюстоимости исследования.
4.Основные методы сбора первичной социологической информации
Научныйметод (метод – с греч. «путь») – система правил в теоретической ипрактической деятельности, а также способ обоснования и построения системызнаний. Разрабатывается на основе знания закономерностей изучаемого объекта,т.е. у каждой науки есть свои, специфические методы.
Объектизучения социологии – общество, которое изучают на макро и микроуровне, поэтомуиспользуют две группы методов: теоретические и эмпирические.
Изначальносоциологами применялись теоретические методы. Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсериспользовали логический, исторический, сравнительный, структурный методы. В ХХвеке Парсонс использует структурно-функциональный метод. Во второй половине ХХвека с развитием кибернетики появляются системный метод, метод моделированиясоциальных явлений, метод социального прогнозирования.
Сейчастеоретические методы используются в комплексе с эмпирическими.
Эмпирические– считалось, что социология должна быть строгой, доказательной наукой. Контвпервые применяет наблюдение, эксперимент (как и в естественных науках –физики, биологии). Далее в социологии используется метод анализа документов, аМаркс и Энгельс впервые применяют метод опроса.
Наблюдение– метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания.Наблюдение отличается от простого созерцания. Научное наблюдение имеет четкопоставленную цель, ведется по разработанному плану, его результаты фиксируются.Основные виды наблюдения: включенное – наблюдатель сам является участникомсобытий (например, участвует в митинге), невключенное – наблюдает со стороны.Сильные стороны наблюдения – его непосредственный характер (не с чьих-то слов),точность, оперативность. Недостатки – влияние наблюдателя как на наблюдаемоеявление, так и на его результаты; сложность наблюдения и одновременногофиксирования результата; локальность, фрагментарность. Часто наблюдение всоциологии используется вместе с другими методами.
Примеры:Уильям Уайт «Общество на углу улицы» – бедный итальянский кварталБостона, Франк Канинг – изучение индейцев зуни в штате Нью-Мексико, ИрвингГофман – поведение людей в психиатрической лечебнице.
Эксперимент– метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениямипосредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. Всоциологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самыхсложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистотыэксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, онидолжны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Этооказывает влияние на ход эксперимента.
Примеры:эффект плацебо, хотторнский эффект, исследование Филиппа Зомбардо в тюрьмах(тюрьма порождает насилие даже у эмоционально здоровых людей).
Методанализа документов подразделяется на два вида: традиционный – изучается времяпоявления, авторство, надежность источника; контент-анализ – метод извлеченияинформации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц,к которым относятся определенные понятия, имена и т. п. Суть метода состоит впереводе качественных показателей информации в количественные.
Пример:анализ СМИ перед выборами.
Опрос– метод сбора первичной социологической информации посредством обращения свопросами к определенной группе людей (респондентам). Ключевой метод социологии(используется в 90% случаях). Варианты опроса: анкетирование, интервью,социометрический опрос, экспертный опрос.
Списокиспользованных источников
1. Лавриненко В.Н. Социология /В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Ядов В.А. Социологическоеисследование. Методология, программа, методы / В.А. Ядов. Изд. 2-ое. – М.:Наука, 1987.
3. Фролов С. С. Основы социологии /С.С. Фролов – М.: «Юрист», 1997
4. Андреенков В.Г. Структура ипроцесс социологического исследования /В.Г. Андреенков, А.В. Кабыща – М.: 1996.
5. Гречихин В.Г. Опрос как методсбора первичной социологической информации // Лекции по методике и технике социологическихисследований / В.Г. Гречихин. – М.: 1988.