Реферат по предмету "Социология"


Социологические школы в США ХХ века. Идейные направления и представители

Федеральное агентство по здравоохранению и социальномуразвитию
ГОУ ВПО Челябинская Государственная Медицинская Академия
Фармацевтический факультет
Кафедра биологии

Контрольная работа по социологии
Социологические школы в США ХХ века. Идейные направления ипредставители

Челябинск 2010

Содержание
Введение
1.     Развитие социологической мысли в Америке
2.     Эмпирическая социология в США первой половины ХХ века
3.     Теоретическая социология США ХХ века
4.     Сруктурно-функциональная система Парсона
5.     Основные стороны учения Мертона
6.     Социометрия Морено
7.     Социокультурная динамика по Сорокину
8.     Теория социального обмена
Заключение
Литература

Введение
В США вокруг ведущихуниверситетов Чикагского, Гарвардского, Мичиганского в конце XIX – начале XXвеков сформировались крупные научные школы. Десятки тысяч проведенных в первойполовине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научнойсоциологии. Если европейцы под научной социологией понимали, прежде всего,теоретическую науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, тоамериканцы сводили научную социологию прежде всего к эмпирической, созданной пообразцу классического естествознания. Именно благодаря новому взгляду наприроду социологии Америка вскоре опередила Европу в деле создания научнойсоциологии.
К 1960 г. большинствоамериканских университетов и колледжей имели департаменты социологии, хотятолько 70% из них предлагали подготовку на докторскую степень. В 60-е годы вСША социологов было больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Сегодняздесь более 20 тысяч профессиональных социологов, подготовленных 250университетами и колледжами.
Но вот парадокс: несмотряна обилие социологов, Америка дала миру лишь одно чисто национальное течение –символический интеракционизм, и только одного великого социолога – ТолкоттаПарсонса (1902-1979). Он пытался сделать в социологии то же, что в физикестремился совершить великий Альберт Эйнштейн, – создать всеохватывающуюсоциологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формыдвижения социальной материи. Парсонсу удалось создать гигантскую дедуктивнуюсистему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всем еемногообразии.
Целью написание даннойработы является изучение литературных источников по теме «Социологические школыв США ХХ века. Идейные представители и направления». Также необходимо сделатьвывод о том, какие из представителей социологичеких школ внесли наиболеесущественный вклад в становление социологической мысли в США ХХ века.

1.        Развитиесоциологической мысли в Америке
 
Если в Европесоциологическая мысль развивалась в тесном контакте с философией, то в Америкесреди социологов получила широкое распространение социальная психология.Представители обеих культур стремились объяснить эволюцию и функционированиеобщества, но делали это по-разному: европейцы больше тяготели к глобальнымисторическим схемам, американцы – к конкретным моделям и прикладнымразработкам.
Вместо философскойсубстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не интересовалото, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Ихпривлекало то, что проявляется вовне, в так называемом открытом поведении. Такпоявился бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), подчинивший себе в первойполовине XX века все социальные науки (экономику, психологию, социологию,политологию). Теперь уже за ними закрепился ярлык поведенческих, илибихевиориальных наук. С этим званием, а именно поведенческой (а не философской,какой она была в Европе в начале XX века), социология и дожила до наших дней.
Бурное развитиесоциологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживалисьсамых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так ипо частным проблемам.
В XX веке социологияпошла «вширь» – она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии,Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, гдене была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.
XX век – это и векразвития социологии «вглубь». Она охватывала все новые и новые областипознания, открывала многие пограничные темы (город, здоровье, демография) илипридавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые былиразработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение,катастрофы и др.).
В XX веке происходило иконституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр,факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций.Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.
И, наконец, следуетотметить организационное укрепление социологии. В XX веке были созданы первыенациональные социологические общества и ассоциации, которые после второймировой войны (1946) создали Международную социологическую ассоциацию,организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращениюсоциологов в один из заметных отрядов в области социального знания.
Так как в процесспроизводства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждойстране, то вполне понятно, что многообразие теорий и концепций, которые былипроизведены на свет в XX веке и продолжают появляться в большом количестве и внастоящее время.
2.        Эмпирическаясоциология США первой половины XX века
 
Эмпирическоенаправление, возникшее в рамках западной социологии в XX в., явилось визвестном смысле противопоставлением теоретическим построениям классическойсоциологии XIX в.
Становлениеэмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточноготеоретизирования, характерного для социальной философии XIX в., а также снеобходимостью решения новых практических задач по управлению общественнымипроцессами в разработке средств социального контроля и регулирования общественнойжизни.
С1920 по 1950 гг. эмпирические исследования становятся приоритетным направлениемв американской социологии. Начало этому процессу положили представителиЧикагской школы, сформировавшейся на базе первого в мире социологического факультетаЧикагского университета. Основатель и руководитель этого факультета А.В. Смоллодновременно возглавил Американское социологическое общество. Уже с первыхэмпирических исследований социологи Чикагского университета существенноразошлись в понимании сути программы социологического исследования и еезначения как для проведения таких исследований, так и для выводов, получаемыхиз анализа собранного эмпирического материала.
Началоамериканской эмпирической социологии было положено с выходом в 1919 г.двухтомной работы У. Томаса (1863 – 1947) и Ф. Знанецкого (1882 – 1958)«Польский крестьянин в Европе и Америке», которая целиком основывалась на эмпирическомматериале. Таким материалом стали для авторов работы преимущественно документыличностного характера: письма, дневники, биографии, – позволившие при изучениипроблемы адаптации иммигрантов в новых для них социальных условияхсосредоточить свое внимание на раскрытии важнейших вопросов организации жизни вобследуемых семьях.
Томаси Знанецкий попытались учесть зависимость мотивации деятельности того или иногообследуемого от его принадлежности к определенной социальной, религиозной икультурной общности и организации. Исследователи социальных последствийпроцессов индустриализации и урбанизации в Чикаго Э. Берджес (1886 – 1966) и Р.Парк (1864 – 1944) разработали положения социально-экологической теории,изложив их в учебнике «Введение в науку социологии».
Приизучении локальных сообществ в рамках городского агломерата (поселения) Э.Берджес выдвинул гипотезу о существовании «концентрических зон». Каждая такая«зона» принадлежала определенной социальной группе. Методом картографированияБерджес выделил в Чикаго 75 таких «зон». После исследования он убедился, что с изменениемсоотношения сил между социальными группами происходил передел городскойтерритории. Образование новых социально-территориальных общностей вызывалонеобходимость выработки новых норм взаимоотношений между людьми,совершенствование законодательства и сопровождалось иногда некоторым усилением антисоциальныхдействий.
Однимиз направлений эмпирической социологии стала индустриальная социология –прикладная отрасль социальных наук в США, изучающая трудовые отношения людей напромышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышениюэффективности производства.
Огромноевлияние на развитие индустриальной социологии оказал Хоторнский эксперимент,проведенный под руководством профессора Э. Мэйо в Вестерн Электрик Кампанииблиз Чикаго в 1924 – 1932 гг. Он включает ряд знаменитых исследований, основнойитог которых составляют следующие выводы:
1)пересмотр роли человеческого фактора в производстве, выведение на первый планпсихологических и социально-психологических аспектов трудового поведения;
2)открытие явления неформальной организации.
Этиисследования положили начало важнейшему направлению западной социологии –теории человеческих отношений» – и внесли значительный вклад в развитие индустриальнойсоциологии.
Чикагскаяшкола, или «движение социальных исследований», доминировала в американскойсоциологии в период 1915 – 1935 гг. Ее отличительными чертами являются широтатеоретических исследований и ориентаций, сочетание различных методов исследования,соединение теоретических исследований с эмпирическими.
В20-е годы XX в. практически во всех университетах и колледжах США возниклифакультеты социологии и читались социологические курсы лекций, создавалисьразличного рода социологические службы и вне стен университетов,непосредственно на предприятиях и в организациях. То, чем стали заниматьсямногие социологи вне стен университетов, называлось «социальной работой».Выступавшие в качестве «социальных работников» социологи занимались преимущественноприкладной деятельностью: исследовали взаимоотношения в группах различного вида(трудовых, национальных, религиозных), работали агентами по координациифункционирования различных учреждений, совершенствуя принципы административногоуправления персоналом, занимались урегулированием взаимоотношений между членамитой или иной семьи, анализировали наиболее сложные вопросы воспитания. Правящиекруги США и широкие слои общественности все чаще рассматривали социологию как«социальную инженерию». Деятельность «социального инженера» ограничиваласьразработкой социальных проектов и программ на заказ. До теоретическихразработок у него не доходили руки, а социологическая теория становилась все менеевостребованной обществом.
Попыткусоздать приемлемую для эмпирических исследований теорию предпринял в начале1930-х годов ведущий социолог Чикагского университета Дж.Г. Мид (1863 – 1931).В своей теории «социального взаимодействия» он рассматривал непосредственноевзаимодействие между людьми как обмен жестами и их истолкование. Однако слишкомширокая картина связей между индивидом и обществом, представленная в этойтеории, затрудняла ее применение в эмпирической социологии.
Послеряда неудачных попыток создания теории, обращенной к потребностям эмпирическойсоциологии, значительная часть социологов стала уповать на то, чтосоциологическая теория может появиться в ходе накопления определенногоколичества эмпирических данных. Необходимо только, анализируя эти данные,использовать общенаучный метод исследования, максимально приспособленный к спецификесоциологии как науки. Эту позицию наиболее последовательно выразил в конце1930-х гг. Дж. Ландберг (1895-1966) в работе «Основания социологии». Он рассматривалсоциологический метод как совокупность логических принципов и исследовательскихнормативов, обеспечивающих реализацию в социологии правил изучения объективнойреальности естественными науками. Идеалом научного познания он считал физику. Истолкованиесоциологических проблем в терминах физической науки позволяет, по его мнению,более строго выделить область социологического исследования и сформулироватьнеобходимые для эмпирической социологии гипотезы. Объектом социологического анализау Ландберга был только коллектив, а общество оставалось сложным агрегатом,состоящим из отдельных коллективов.
Вконце 1940-х – начале 1950-х годов получила распространение более умереннаяметодологическая концепция, которую выдвинули П. Лазарфельд (1901 – 1976) и С.Стауффер (1900 – 1960). В ней сохраняется идея единства метода естественных исоциальных наук. Социология провозглашается нейтральной социальной наукой. Методологиюони рассматривают как аналитическую деятельность, решающую две важнейшиезадачи: уточнение смысла и значения используемых в социологических исследованияхпринципов и понятий и критический анализ существовавших и существующихсоциологических теорий для определения их эмпиричности. Лазарфельд и Стауффер использовалипринцип верификации (возможности проверки истинности теории путем соотнесенияее с определенной системой) в качестве критерия отделения научногосоциологического знания от обыденного и философского, а также как инструментформирования социологической теории.
В40-е – 50-е годы XX в. эмпирическая социология в США смогла достичь новогоуровня развития во многом благодаря влиянию на нее методаструктурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсоми его последователями. Но понятийный аппарат в «теории социального действия»Парсонса был мало приспособлен для проведения эмпирических исследований.Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурногофункционализма, которая продолжается в настоящее время с учетом тех достиженийв области эмпирических социологических исследований, каких добились социологисамых различных школ и направлений.
3.        Теоретическаясоциология США XX века
 
Началоформирования американской социологии относится к концу XIX – началу XX вв. Еепервыми представителями являются создатели психологического эволюционизма(одной из ветвей психологического направления в социологии) Л. Уорд (1841 –1913) и Ф. Гиддингс (1855-1931). Гиддингс создал одну из первых социологическихкафедр в США – в Колумбийском университете в 1894 году. Уорд стал основателем ипервым президентом Американского социологического общества в 1906 – 1908 гг.
Вамериканской социологии, в отличие от европейской, эмпирическое направлениеразвивалось значительно быстрее и плодотворнее, чем теоретическое. Однакотеоретическая социология США 1920-х – середины 1930-х гг. представлена такимиименами, как Р. Парк, Т. Б. Веблен, Дж. Г. Мид.
Р.Парк (1864 – 1944) является одним из основателей чикагской школы и авторомсоциально-экологической теории. Социология, по его мнению, изучает образцыколлективного поведения, формирующегося в ходе эволюции общества как организмаи глубоко биологического феномена. Социальная эволюция у Парка проходит четырестадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих порядка:экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический,политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядкуусиливаются пространственные, экономические, политические и моральныесоциальные связи, и общество достигает оптимальной «соревновательнойкооперации» и согласия». Здесь вступает в силу формула «общество как взаимодействие».Если на макроуровне «биотические» силы (совокупность влияний, оказываемых наорганизмы жизнедеятельностью других организмов) проявляются в экологическом порядке,пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне«биотическая» природа человека (как условие его изначальной свободы) выражаетсяв способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции. Миграциякак коллективное поведение образует экологический порядок общества. Экономический,политический и культурный порядок представляют собой в совокупности организациюконтроля посредством согласия (экономических законов, права, нравов, обычаев).
Такимобразом, общество выражает себя в контроле и согласии, а социальное изменениесвязано, прежде всего, с изменением моральных норм, индивидуальных установок,состояния создания, человеческой природы в целом. Эти изменения Парк связываетс физической (пространственной) и социальной мобильностью. Социальные перемещения,изменения социоэкономического статуса индивида стали у Парка предметом теориисоциальной дистанции.
Т.Б.Веблен (1857-1929) сочетал в своих исследованиях анализ настоящего состояниясоциальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основеизучения исторических источников. В центре внимания Веблена было американскоеобщество начала XX века, представавшее в комплексе«прошлого-настоящего-будущего». Согласно Веблену, социальное развитие – этосмена преобладающих в определенные периоды истории различных социальныхинститутов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычкимышления. Он выделял две стадии исторического развития:
1)доисторические времена первобытного общества;
2)исторические времена «грабительского общества», включающего эпоху варварства(непосредственного военного насилия) и эпоху денежного общества (насилия,опосредованного товарно-денежными отношениями).
Эпоха«денежного общества» включает две ступени: ремесленную и машинную. Вдоисторические времена социальные институты лишь зарождались, и социальноерегулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых главными (длявсех времен) являются родительский инстинкт, инстинкт мастерства и «праздного любопытства»(познания). Времена машинной корпоративной индустрии характеризуется, поВеблену, институтами «денежной конкуренции» и «показного потребления». Помнению Веблена, двигателем общественного развития является развитие экономики,промышленного производства, которое опережает и влечет за собой развитие исмену социальных институтов и норм социальной жизни. Роль авангарда выполняеттехнократия – все специалисты и руководители производственного процесса,которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники ироста общественного и индивидуального благосостояния в противовесчастнособственническим, корыстным интересам бизнесменов. Технократы обладаютдостаточными знаниями и умением, чтобы приводить отстающие в своем развитииинституциональные нормы в соответствие с новейшими технологическимиизменениями. Носителями технократического сознания являются инженеры и техническиеспециалисты, обладающие реальной производственной властью, но лишенные властиполитической.
Вработе «Инженеры и система цен» Веблен утверждал, что развитие технологииобъективно порождает ценности, противостоящие ценностям правящего класса,погрязшего в праздности и роскоши. Инженеры, непосредственно связанные суправлением производственными процессами, лучше всего осознали новые технологическиетребования, прониклись новыми ценностями и поэтому способны на радикальноепереустройство всего общества. Веблен предложил удалить господствующий класс отпроцесса принятия решений. Новая система «индустриальной демократии» должна, поего мнению, заменить коррумпированную политическую демократию, а инженерыдолжны прийти к власти. Такое экспертное управление производством должноспособствовать защите интересов всего общества. Поэтому Веблен является однимиз основателей технократического направления в социологии и создателейидеологии «социального проектирования», оправдывавшей отказ инженеров отпрежней
подчиненностиинтересам бизнеса и поддерживавшей их стремление к власти. Центральнымположением этой идеологии стало отождествление прогресса с материальным успехоми техническим прогрессом, а инженеров – со «жрецами материального развития».
Американскийсоциолог Дж. Мид является основоположником теории символическогоинтеракционизма, которая уделяет основное внимание изучению символическихаспектов взаимодействия и трактует общество как процесс выработки и изменениязначений в ходе их истолкования участниками социальной ситуации. Мид стремилсяраскрыть механизмы формирования человеческого «Я» во взаимодействии с другимилюдьми. Но он ограничивался лишь формальной стороной межиндивидуального общенияи игнорировал предметную деятельность и другие факторы социальноговзаимодействия. У Мида социальный мир индивида и человечества формируется в результатепроцессов социальных взаимодействий, в которых значительную роль играет«символическое окружение». Общение между людьми осуществляется при помощиособых средств – символов, к которым относятся язык и жест. Жест выступает внепосредственной или опосредованной форме как начальный незавершенный элемент поведенческогодействия или акта. Смысл жеста – когда он понятен – вызывает соответствующую инстинктивнуюреакцию. Но жест не имеет социально закрепленного значения. В этом отношенииязык как более зрелая форма обладает значительными преимуществами, посколькуможет оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов.
Влюбой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Этозначение заключается в «практических последствиях», т.е. в тех реакциях,которые вызывают данные символы. Мид считал, что по мере трансляции символовиндивид передает своему партнеру также и ряд стимулов, отличных от своихсобственных. В этом плане межличностное взаимодействие сводится к процессу перениманияролей», копирования действий социального партнера. Так происходит передачаопределенной социально значимой информации, т.е. познание индивидом множествазначений и ценностей, которыми обладают подобные ему.
Человеческиедействия изначально носят социальный характер. Объяснение поведения индивидавозможно лишь в терминах организованного поведения общественной группы. Действияиндивида необъяснимы, если их не рассматривать как органическое целое. Концепция«межиндивидуального действия» Мида утверждала, что общение людей и установкииндивида на объекты (на «других» и на самого себя) порождаются и поддерживаютсяопределенной совокупностью социальных факторов. Восприятие индивидом окружающейсоциальной действительности обусловливается его опытом общения с другими,особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мирвидят другие и как это выражено соответствующими символами (жестами илисловами). Процесс принятия роли других людей («обобщенного другого») особеннорельефно проявляется в ходе формирования человеческого Я», происхождение иструктура которого отражают единство и структуру социального процесса.
Вцелом поведение человека обусловливается структурой его личности, егосоциальной ролью и восприятием установок обобщенного другого». Многомерноеповедение человека можно представить и проанализировать в виде определенногонабора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения – «ролей», которыечеловек играет в обществе. Анализ этих «ролей», по утверждению Мида, дает достаточныеоснования для суждения не только о поведении, но и о личности человека,поскольку ее внутренняя и нормативная противоречивость выражается в любыхповеденческих актах.
Существеннымэтапом в развитии американской теоретической социологии стало появление такогонаправления, как структурный функционализм. В нем органически сочетаютсяструктурализм – применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественнок явлениям культуры, и функционализм – один из основных социологическихподходов, сущность которого состоит в выделении исследуемого социальногообъекта как целого, его элементов, определении их места, значения, функций, атакже функциональных зависимостей между составными элементами и социальнымицелями.
4.        Структурно-функциональнаясистема Парсона
 
В1937 г. один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардскогоуниверситета Т. Парсонс (1902-1979) опубликовал книгу «Структура социальногодействия», в которой наметил стратегию построения общей социологической теории.Центральной идеей его социологического учения является идея социальногопорядка», в котором согласие (консенсус) доминирует над конфликтом. В центреего схемы находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенныхличностными характеристиками и ограниченных культурой. Логический типобобщенной теоретической системы, описанной Парсонсом, может быть названструктурно-функциональной системой. Такой вид системы содержит в себеобобщенные категории, необходимые для адекватного описания состоянияэмпирической системы. С одной стороны, она включает систему структурных категорий,логически пригодных для того, чтобы дать описание эмпирически завершеннойсистемы определенного класса. Одна из главных функций системы на этом уровнезаключается в обеспечении полноты рассмотрения всех ее существенных структурныхэлементов и связей. С другой стороны, такая система должна включать ряд динамическихфункциональных категорий, которые действуют в связи со структурными категориямии описывают процессы, посредством которых эти структуры сохраняются илираспадаются, а также отношения системы, которые связывают ее со средой.
Социальнаясистема, по Парсонсу, является системой действия, т.е. мотивированногочеловеческого поведения, а не системой культурных стандартов. Онавзаимодействует с культурными стандартами точно таким же образом, как сфизическими и биологическими условиями в других отношениях. Однако «системакультуры» выступает иным уровнем абстракции по сравнению с «социальнойсистемой», хотя в значительной степени эти абстракции сходны по своей природнойсущности.
Важныммоментом теоретической системы у Парсонса является определенная система координат,т.е. «действие», или «действующее лицо – ситуация» (аналогичная в некоторомроде системе координат организм – среда»). Основной элемент социальной системы– индивид как действующее лицо. А поскольку элементом социальной системы являетсядеятель, то социальная структура представляет собой стандартизированную системусоциальных отношений деятелей. Однако отличительная черта структур и системсоциального действия заключается в том, что в большинстве отношений действующеелицо не принимает участия в качестве целостной сущности, а участвует в них лишьпосредством какого-либо «сектора» целостного действия. Такой сектор,представляющий собой единицу социальных отношений, называется ролью.Следовательно, социальная структура представляет собой систему стандартизованныхотношений деятелей, выполняющих роли друг относительно друга. Понятие ролисоединяет подсистему действующего лица как психологической единицы сопределенной социальной структурой.
Парсонсвыдвинул положение о том, что все действующие системы, если им удается выжить,сталкиваются с четырьмя важными проблемами. Во-первых, они должны обеспечитьполучение ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри системы(процесс адаптации»). Во-вторых, системы должны быть способными мобилизоватьресурсы для достижения определенных целей и установить приоритет между целями(функция «целедостижения»). В-третьих, отношения внутри системы должныкоординироваться, регулироваться и иметь налаженный механизм интеграции(функция интеграции»). В-четвертых, должны существовать пути выработки в составляющихсистему индивидах такой мотивации, которая обеспечивала бы соответствие ихдеятельности целям системы и пути снятия прежних эмоциональных напряжений учленов общества (функция «поддержания ценностного стандарта»).
Парсонсобратился к проблеме человека и попытался объяснить процесс усложнениясоциальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемыхиндивидами в системе. Он утверждал, что процесс все возрастающей дифференциацииролевых функций оказал воздействие на эволюцию человеческих обществ и конкретныхсоциальных систем. На ранних этапах человеческой эволюции различные ролевыефункции выполнялись одним лицом. В современном мире произошла дифференциацияролевых функций, которые стали выполняться различными лицами. Таким образом, современныеобщества эволюционировали в высокодифференцированные структуры, способныеосуществлять эффективный контроль над окружением. Тем самым они достигли не толькоэкономической, но и культурной продуктивности в такой степени, о которой наранних стадиях не имели никакого представления. Содержание социальной эволюциисвелось у Парсонса к усложнению системы и увеличению ее адаптивной способности.
5.        Основныестороны учения Мертона
 
Другимпредставителем структурного функционализма является Р. Мертон (1910-2003).Главную суть своего подхода он выразил понятием «функциональность». Согласноэтому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частейобеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которыемогут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах.Задача социолога – просто рассматривать реальные, зримые, доступные дляизучения и обобщения последствия функций. Функция – это те наблюдаемыеследствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее ксреде. Ее противоположностью выступает дисфункция – те наблюдаемые следствия,которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. Впроявлении функции может быть две формы: явная и скрытая (латентная). В томслучае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективнымиследствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческойсистемы или ситуации. Скрытая функция этих проявлений не имеет.
Мертонвыделяет три ключевых условия (требования) функционального анализа:«функциональное единство», функциональная универсальность», «функциональная принудительность».Функциональное единство социологического анализа определяется в бесконечнойглубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональнойопределенности являются интегрирующими факторами социальной жизни.Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры,что легко увидеть при их анализе. Они носят императивный, принудительныйхарактер в первую очередь для всех общественных институтов, хотя это можетпроявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только кстабильным и стандартизированным объектам, которыми могут быть повторяющиеся итиповые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальныепроцессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социальногоконтроля).
Мертонсосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающихвследствие напряжений и противоречий в социальной жизни, – отклоняющегосяповедения и аномии. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это исторически возникающеесоциальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовыхформах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным ифактически сложившимся нормам. Аномия – это совокупность нарушений в нормативнойсистеме общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом ихрегулирующем воздействии на индивидов и являющихся основой отклоняющегоповедения. Социальная аномия представляет собой особоенравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания,которое характеризируется разложением системы моральных ценностей и вакуумомидеалов. Причина аномии – противоречие между господствующими в обществеиндивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремления к богатству,власти, успеху, выступающие в качестве установок и мотивов личности) и существующимиинститутами, санкционированными средствами достижения этих целей, которыепрактически лишают подавляющее большинство людей возможности реализоватьпоставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности,апатии и разочарования в жизни. Оно есть всеобщий конфликт, типичный дляиндустриального общества.
Всевиды социального поведения, в зависимости от того, принимает человек культурныенормы или нет, Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:
1. конформизм (приспособление), когдасоциальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные,спокойные и законопослушные граждане);
2. инновационность (новаторство), когдапринимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство,подделка денег, злоупотребления, обман);
3. ритуализм, когда социальные цели неосмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны (стяжательство,махинации, подлоги);
4. ретритизм (отстраненность), т.е.отрицание и социальных целей, и законных способов их достижения (анархизм,наркомания, бродяжничество);
5. мятеж, бунт, т.е. замена существующихсоциальных целей и законных способов их достижения (политический терроризм, борьбаза свободу, революционность, радикализм).
Основнымисторонами учения Мертона являются стремление к утверждению стабильности вобществе и выявление условий, которые ее ограничивают.
6.        СоциометрияМорено
 
Вовторой половине 40-х – начале 50-х годов XX века в американской социологиивозникает еще одно направление – социометрия – отрасльсоциально-психологических и социологических исследований межличностныхотношений в малых группах, осуществляемых с помощью количественных методов. Ее основоположникомстал переехавший в США румынский психиатр и социолог Дж. Морено (1892 – 1974).
Важнейшимибазисными понятиями социометрии Морено являются «социус» (товарищ), «метрум»(измерение), «драма» (действие). Он полагал, что через раскрытиесоциально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрияполучает возможность установления социального контроля над поведением личностейи социальных групп.
Существеннымиинструментами социологического анализа являются социометрические тесты,социоматрицы и социограммы. Социометрический тест – это один из приемов опросалюдей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получитьколичественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальнойгруппе. Социоматрица – это таблица, в которую при помощи графических и числовыхобозначений заносятся полученные в результате исследований данные,характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе. Социограммадает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношенийлюдей преимущественно в малых группах.
СогласноМорено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов,складывающиеся из особых.микроэлементов», которые называются «социальнымиэлектронами» или «телеэлементами». «Теле» – это простейшие единицы чувства, изучаемыечеловеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение «теле»со знаком «плюс» вызывает симпатию, а излучение «теле» со знаком «минус» –антипатию. Для определения параметров психологического взаимодействия людей вбольших группах Морено пользовался понятием психосоциальные сети», объединяющиесамые сложные взаимоотношения микроэлементов общества. К этим элементам он относилв первую очередь социальный атом – непосредственное сосуществование индивидов,являющееся наименьшим элементом общества.
Важнейшейидеей Морено является положение о том, что помимо внешней структуры каждаягруппа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая болеереальна, чем структура формальная (официальная). Согласно Морено, социальныепроцессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь сучетом существования микро- и макроструктур. Микроструктура – это совокупность психическихотношений людей, их желания, чувства, представления. Макроструктура – этопространственное взаимоположение и
взаимоотношениялюдей при выполнении ими производственных функций. Морено сформулировал «универсальныймикрозакон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваютсяпрямо пропорционально социодинамической разнице между микроструктурой(социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом). Согласноэтому закону основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведениев соответствие микро- и макроструктур. Это означает, что социальнаянапряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путемреорганизации макроструктуры, т.е. перегруппировкой людей в обществе такимобразом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие другдругу.
Другимважным законом, сформулированным Морено, является «закон насыщения», согласнокоторому в национальных и межнациональных отношениях существует точканасыщения, превышение которой ведет к перенасыщению, т.е. к национальным и расовымконфликтам, розни и войне.
Моренотакже сформулировал социогенетический и социодинамический законы. Первый законутверждал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются изпростейших форм. Второй закон гласил, что человеческие привязанности внутри любойгруппы распределяются неравномерно. Большая часть эмоциональных влечений,предпочтений приходится на немногих членов группы («звезд»), в то время какбольшинство ее участников оказываются «эмоционально обездоленными»(«социометрический пролетариат»).
СогласноМорено, в истории человечества существует три типа революций: христианский,марксистский и социометрический (всеобщий). Главным критерием, отличающим одинтип революции от другого, является степень изменений, которые вносят этиреволюции в социальную жизнь.
Социометрическаяреволюция, применимая к любому типу общества прошлого и будущего, должнаначаться с изменения психологии и сознания людей. Ее осуществление выразится втом, что огромные массы людей будут перегруппированы в пространственном отношениив соответствии с их симпатиями и антипатиями. Социометрическая революцияпредставляет собой революцию всех классов, всего человечества, всех людей, всехиндивидуумов и всех групп без исключения, законных и незаконных, официальных и неофициальных,больших и малых, всех наций и государств, суверенных и непризнанных.

7. Социокультурная динамика поСорокину
 
Крупныйвклад в развитие американской теоретической социологии внес российский социологП.А. Сорокин (1889 – 1968), переехавший в США в 1923 году. Его многочисленные фундаментальныетруды «Проблема социального равенства», «Система социологии», «Социологияреволюции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика»,«Социологические теории сегодня» во многом определили характер и основныенаправления развития современной социологии. Особенно велик вклад Сорокина в пониманиепредмета, структуры и роли социологии, механизма и путей социального развития,социальной структуры общества и социальных перемещений, социокультурнойдинамики.
Общество,по Сорокину, это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Феноменсоциального заключается в связи, имеющей психическую природу и реализующейся всознании индивидов. Взаимодействие индивидов – это простейшая модельсоциального явления и универсальная основа социального анализа. Элементами взаимодействияявляются индивиды, акты (действия) и проводники общения – язык, письменность,орудия труда, деньги, живопись, музыка. Социология изучает поведениевзаимодействующих лиц и выступает как теория «социального поведения»,основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция-реакция).Вся социальная жизнь – это бесконечная цепная реакция «акций – реакций»,взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.
Втеоретической социологии Сорокин выделял три основных раздела: социальнаяаналитика (социальная анатомия и морфология), социальная механика, т.е.изучение социальных процессов, социальная генетика, т.е. теория эволюцииобщественной жизни. Позднее он выделил четвертый раздел – социальную политику,чисто практическую, прикладную дисциплину, формулирующую установки и средства,пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека.
Вдругой связи Сорокин подразделял социология на общую и специальную. Общаясоциология – это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностяхсоциокультурных явлений. Она, в свою очередь, подразделяется на общую структурнуюсоциологию и общую динамическую социологию. Специальная социология – это теорииструктуры и динамики соответствующего класса социокультурных явлений, изучаемыхв их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях (демографическая, аграрная,экономическая социология и т.д.).
Помнению Сорокина, важнейшими характеристиками (признаками) любого обществаявляются социальная стратификация и социальная мобильность. Социальнаястратификация – это выделение социальных слоев и изучение социальногонеравенства в их положении; система социального неравенства, включающаяиерархически организованные и взаимосвязанные социальные слои. Это постояннаяхарактеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификациясуществовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм иолигархия, по утверждению Сорокина, продолжают существовать в науке иискусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократияхуравнителей. История показала, что нестратифицированное общество с «подлинным равенством»всех членов есть миф, который никогда не может быть реализован на практике; оностается лишь знаменем эгалитаристов и левых радикалов.
Социальнаямобильность – это изменение положения людей в рамках системы социальнойстратификации. Она есть естественное состояние общества и включает в себя нетолько социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей),т.е. всего того, что создано или видоизменено человеком. Мобильностьразличается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективнаяи индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Существуют такжевертикальная мобильность – перемещение индивидов, социальных групп из одной страты(слоя) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение, игоризонтальная мобильность – переход индивида или социальной группы от однойсоциальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Вертикальнуюмобильность Сорокин рассматривал в трех аспектах, соответствующих трем формам социальнойстратификации (политическая, экономическая и профессиональная):внутрипрофессиональное и межпрофессиональное перемещение, политическаяциркуляция и продвижения по «экономической лестнице». При этом он различалсоциальную мобильность в т.н. «нормальные» периоды относительной общественной стабильностии в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод ит.д.). Если в «нормальные» времена мобильность является процессом постепенным,регулируемым определенными твердыми правилами, то в периоды «великих бедствий» характермобильности приобретает черты хаоса.
Центральнойтемой всего творчества Сорокина является социокультура и ее динамика. В широкомсмысле «социокультура» – это весь тот суперорганический мир, вся та новаявселенная, которые были сотворены человеком. Ее составными частями являются:
1) бесконечно богатая идеологическаявселенная смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права,этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, драмы,экономических, политических и социальных теорий и т.д.;
2) т.н. материальная культура,представляющая собой воплощение всех этих смыслов в биологической среде,начиная с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами,картинами и т.д.;
3) все скрытые и открытые действия,церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и группы индивидов осуществляюти применяют тот или иной набор смыслов.
Центральнымпринципом системы социокультуры является понятие «ценность». Ценность, поСорокину, есть основа всякой системы. Социокультура – творение человека, но исам человек является продуктом определенной социокультуры, усвоившим от рожденияосновных ценности. Все люди вступают в систему социальных отношений подвлиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлекторных),биосознательных (голод, жажда) и социосознательных (значения, нормы, ценности)регуляторов. Общество способно производить значения, нормы, ценности,существующие внутри сознательных, конструирующих общество членов. Поэтомупонять любое общество и охарактеризовать его можно лишь путем
проникновенияв существо присущей ему системы ценностей.
Вузком смысле «социокультура» – это одна из цивилизаций. Смена различныхцивилизаций составляет исторический прогресс. Каждая цивилизация каксоциокультура неповторима и уникальна. Она переживает период зарождения,расцвета и упадка. Система ценностей устаревает и меняется, ей на сменуприходит другая, коренным образом меняющая социомир. Социология Сорокина носитназвание интегральной. По Сорокину, интегральный подход в равной мере применимпри описании индивидуального типажа или культурной ценности. Любой индивид вписанв систему культурных ценностей – значений – норм, а его бессознательные мотивыи биосознательные стимулы контролируются и подчиняются его социосознательному«эго». Культура также становится интегральной лишь тогда, когда обществодобивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине,Красоте, Добру. Подобный «интегрализм» характеризуется логикозначимойвзаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель«интегральной» культурной сверхсистемы дает значительно больше для полноценногои адекватного определения и описания культуры, чем традиционныесоциологические, антропологические или культурологические методы. По Сорокину, базовыефакты социологии ментальны по своей природе, а поэтому могут быть поняты лишь вкатегориях человеческого социокультурного универсума как чего-то целого. Отсюдавытекают три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Всеони частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит кабсолютной истине.
8.Теория социального обмена
 
Вовторой половине XX века в американской социологии получает распространениетеория социального обмена (или социального действия) – направление всовременной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благамикак фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастаютразличные структурные образования. Авторами этой теории стали Дж. Хоманс (1910г.р.) и П. Блау (1918 г.р.).
СогласноХомансу, социология явилась результатом естественного развития психологии,поэтому в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения –психологический. Вследствие чего центральной категорией его социологии являетсякатегория социального действия. Понять закономерности социального действия – значитрешить главную задачу социологии. Социальное действие, по Хомансу, это процессобмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получитьнаибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Для объяснения механизмасоциального действия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез. Перваягипотеза – гипотеза успеха – гласит: если при совершении определенного действиячеловек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чащедействие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек воспроизводит этодействие. Соответственно, действия, которые не вознаграждаются, не имеюттенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается,то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ поведения«гасится».
Гипотезууспеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получениявознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, черезопределенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действияслабее, чем в том случае, когда вознаграждение нерегулярно. Вторая гипотеза –гипотеза стимула – основывается на том, что деятельность человекаразворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях.Характеристики ситуации, или «сопутствующие обстоятельства», – обстановку,время – Хоманс называет стимулами.
Гипотезастимула гласит: если в определенной ситуации определенное действие былоуспешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человекбудет вести себя сходным образом. Эта гипотеза основана на способности человекак обобщению (генерализации), что означает: однажды усвоенное поведение применяетсяв сходных ситуациях.
Третьягипотеза – гипотеза ценности – состоит в том, что не все награды, не всерезультаты действия имеют для человека одинаковое значение. Отсюда чем ценнеевознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия.
Четвертаягипотеза – гипотеза «голодания – насыщения» – гласит: человек нуждается впоощрениях и наградах, однако чем чаще в недавнем прошлом он получалопределенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним(насыщение) и тем менее ценным будет для него каждое последующее такоевознаграждение.
Пятаягипотеза – гипотеза «фрустрации – агрессии» – отдает дань роли эмоций вчеловеческом действии. По Хомансу, если личность не получает в результатесвоего действия ожидаемой награды или неожиданным образом «штрафуется»,наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодованиянаибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.
Исходнымположением теории П. Блау является тезис, что людям необходимы многообразныевиды вознаграждений, получить которые они могут только взаимодействуя с другимилюдьми. Люди, согласно Блау, вступают в социальные отношения, посколькуожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, чтополучают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействияможет быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.
Вамериканской теоретической социологии второй половины XX века широкоераспространение также получили различные технократические теории, в частности«революция менеджеров» – социально-философская концепция, согласно которойновый класс наемных работников – управляющих все более вытесняеткапиталистов-собственников и начинает играть решающую роль в развитии современногозападного общества. Ее создателями являются Дж. Бернхейм, Т. Парсонс, П.Сорокин, Д. Белл.

Заключение
ВАмерике среди социологов получила широкое распространение социальнаяпсихология. Представители ее стремились объяснить эволюцию и функционированиеобщества: они тяготели к конкретным моделям и прикладным разработкам.
Вместофилософской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их неинтересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению.Их привлекало то, что проявляется вовне, в так называемом открытом поведении.
Бурноеразвитие социологической науки в XX веке породило много течений, которыепридерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическимпозициям, так и по частным проблемам.
Становлениеэмпирической школы США было связано с попытками преодоления избыточноготеоретизирования, характерного для социальной философии XIX в., а также снеобходимостью решения новых практических задач по управлению общественнымипроцессами в разработке средств социального контроля и регулированияобщественной жизни. Начало американской эмпирической социологии было положено работамиУ. Томаса и Ф. Знанецкого.
Вамериканской социологии, в отличие от европейской, эмпирическое направлениеразвивалось значительно быстрее и плодотворнее, чем теоретическое. Однакотеоретическая социология США 1920-х – середины 1930-х гг. представлена такимиименами, как Р. Парк, Т.Б. Веблен, Дж.Г. Мид. Основными представителямиструктурного функционализма в социологии США были Парсон и Мертон. Крупный вкладв развитие американской теоретической социологии внес также российский социологП.А. Сорокин.
Вовторой половине XX века в американской социологии получает распространениетеория социального обмена (или социального действия) – направление всовременной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благамикак фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастаютразличные структурные образования. Авторами этой теории стали Дж. Хоманс (1910г.р.) и П. Блау (1918 г.р.).
Такимобразом, все эти представители социологических школ ХХ века внесли огромныйвклад в становление американской социологической мысли, а также внеслинеоценимый вклад в мировую науку, дав одно чисто национальное течение — символический интеракционизм.

Литература
/>/>/>1.     Американскаясоциологическая мысль: Мертон. Мид, Парсонс, Шюц. — М.: МГУ, 1994. 341 с.
2.     Американскаясоциологическая мысль: Тексты. Под ред. Добренькова В.И. — М.: Наука, 1996. 273с.
3.     Американская социология.Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Г.В. Осунова. — M.: Прогресс, 1972. 256с.
4.     Американскаясоциология: традиции и современность. Курс лекций. – Екатеринбург: Форс, 1997. 285с.
5.     Американскаяфилософия искусства. Основные концепции второй половины 20 века –антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология. Пер. с анлг. Ред.Б. Дземидока и Б. Орлова. – М.: МГУ, 1996. 328 с.
6.     Голенкова З.Т.,Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданскогообщества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 — 16.
7.     Комаров М.С.Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. 134 c.
8.     Осипов Г.В. и др.Социология. М.: Наука, 2005. 251 c.
9.     Пригожин А.И.Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. 156 c.
10.     Романенко Л.М. Гражданское общество(социологический словарь-справочник). М.: Феникс, 2005. 324 c.
11.     Смелзер Н.Дж. Социология. — М.:Замок, 2004. 543 c.
12.     Фролов С.С. Социология. — Учебникдля высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. 320 c.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.