Реферат по предмету "Социология"


Социологическая теория в Западной Европе начала ХХ века

/> Социологическаятеория в Западной Европе начала ХХ в.

Французское обществопоследней четверти ХIХ ст. переживает пору кризисов и потрясений. Достаточновспомнить такие из них: падение второй империи, возникновение и кровавоеудушение Парижской Коммуны, поражение в Франко-Прусской войне, формированиеТретьей республики.
Одновременно этот периодбыл достаточно плодотворным в интеллектуально-культурном отношении, периодомразвития блестящих литературных и художественных талантов, бурных политическихи научных дискуссий. Начатую Контом позитивистскую традицию продолжают«психологисты» Г. Тард и Г. Лебон, историки культуры И.Тен и Е.Ренан,историк права Фюстель де Куланж и др.
СоциологизмЭ. Дюркгейма
На рубеже столетий сталаочевидной ограниченность методологии традиционного натуралистическогопозитивизма, обостряется противоречие между новыми фактами об общественнойжизни и старыми теоретическими схемами. Социология, как и ряд других наук,вступает в переломную фазу своего развития. Тем мыслителем который оказалсяспособным обработать грандиозный массив новых факторов и новых идей, переплавивих в новую четкую и убедительную парадигму социологии, был Эмиль Дюркгейм(1857-1917) — создатель методологии «социологизма», патриархфранцузской социологической школы, признанный классик мировой социологии.
Теоретическую концепциюДюркгейма иногда называют социологизмом или социологическим реализмом.Дюркгейму удалось четко определить специфику предмета социологии, разработатьосновы ее метода и полностью отделить социологию от других наук. Его назвали«великим социологизатором», так как социальные явления он объяснялисключительно с позиций социального.
Предметом социологии,считал Дюркгейм, являются социальные факты — реальность, которую до сих пор ещене изучала ни одна из дисциплин. Социальные факты — это реальность, которая,во-первых, порождена коллективной природой человеческого бытия, во- вторых,может осуществлять надежное воздействие на человека, то есть влиять на егоповедение. Например, такие феномены, как язык, политическая система, правовыенормы, разные социальные институты и др. существуют независимо от конкретногочеловека, мы рождаемся и уже находим их в «готовом виде», так как этифеномены существенно влияют на нашу судьбу, образ жизни, то есть социальноевлияет на социальное. Дюркгейм различал материальные факторы — плотностьнаселения, характер поселений, средства сообщения и связи, расположенные наконтиненте и т.п. — и духовные — общее образование, коллективные представления,верования, коллективные чувства. Он проводил границу между социальным и психическим,а, следовательно, между социологией и психологией. Предмет психологии — индивидуальное сознание, которое является непосредственной надстройкой надбиологическим.
Сфера социального — коллективные процессы и явления, которые не сводятся к индивидуальномусознанию. Поэтому социолога не интересует обособленная личность, оторванная отсоциума, он исследует социальные группы, взаимодействие личностей, коллективныепо своей сущности феномены.
Дюркгейма интересовалапроблема социального порядка и индивидуальной свободы. Он считал, что обществосуществует вообще потому, что люди полностью солидарны — они разделяют(употребляют) общие понятия, говорят на понятном языке, придерживаются общихнорм и правил поведения, повинуются законам. Солидарность — основа порядка иорганизованности. Отсутствие солидарности — состояние развала, анархии,гражданской войны. Но бесспорно и то, что потребность в солидарности связываети ограничивает свободу, мешает человеку проявить свою индивидуальность. Вцивилизованном обществе эта потребность обостряется. Дюркгейм различалмеханическую солидарность, которая присуща примитивным обществам, иорганическую. Первый тип солидарности базируется на жестком контроле,поддерживается населением, грубой силой; личность должна быть такой «как все»,то есть не раскрывать свою индивидуальность. Дюркгейм считал криминальное правотипичным орудием механической солидарности. Другой тип солидарности являетсяследствием современного разделения труда и глубокой взаимозависимостииндивидов. Отдельные люди и части общества функционально дополняют друг друга,что дает возможность человеку не растворяться в социуме, а развивать своикачества. Переход от общества с механической солидарностью к обществу сорганической солидарностью Дюркгейм считал главным направлением развитияцивилизации.
Видное место в творчествеДюркгейма занимает исследование нормы и патологии в социальных явленияхХрестоматийным примером этих исследований был анализ проблемы суицида(самоубийств). На основе эмпирического и статистического материалов онисследовал социальные причины убийств. Согласно теории Дюркгейма, суицидпорожден нарушениями нормальных социальных связей либо в сторону их ослабления,либо наоборот. Как выяснилось, например, большинство случаев самоубийств у людей,разведенных, чем у людей пожилого возраста и тех, кто потерял близких, родню, утех, кто потерял работу, то есть в группах населения, утративших привычныесоциальные связи. Статистика суицида возрастает и в такие периоды истории,когда происходят экономические кризисы, возрастает аномия (отсутствиеэффективной власти, законов, упадок морали и права), наследие этих процессов — нарушение нормальных социальных связей. Однако самоубийства могут провоцироватьи обратные процессы. Например, ущемление связей, когда человек попадает подвлияние коллективных представлений, общины, тоталитарного общества, религиознойобщности, может быть фактором, подталкивающим личность на самопожертвование воимя идеи или самоубийство.
Нарушение меры междуиндивидуальным и общественным осуществляется, как считал Дюркгейм, оченьбыстрыми, катастрофическими темпами социальных перемен, к которым не можетадаптироваться индивидуальное сознание. Считая внутригрупповую сплоченностьнаилучшим способом предупреждения появления суицидных наклонностей, онрекомендовал шире практиковать разнообразные формы общения людей в рамкахсоответствующей профессиональной структуры, восстанавливать (воспроизводить) течерты сплочения и солидарности, которые были присущи корпорациям мелкихпроизводителей раннекапиталистической эпохи.
Завершая краткий обзорсоциологической концепции Дюркгейма, следует сказать, что его теоретическоенаследие и сегодня находится в центре открытых дискуссий. Видимо одна из причинэтого заключается в том, что мыслитель кроме непосредственной теоретическойработы в различных направлениях субъективно очень чутко относится к статусусоциологии и активно отстаивал ее методологический и специализированныйсуверенитет. Как справедливо считал Р.Нисбет, Дюркгейм более, чем кто-нибудьдругой в истории социологии, сумел воплотить в себе то, что было типичнейшим вэтой дисциплине и самым продуктивным для гуманитарных наук, и поэтому его можноназывать социологом в самом полном смысле этого слова.
Формальнаясоциология Ф.Тёниса и Г.Зиммеля
Важное значение дляформирования национальной социологической традиции имели методологическиедискуссии в немецкой исторической науке 80-90-х годов, где обсуждались вопросывзаимосвязи экономической сферы и внеэкономических факторов общественногоразвития. Представители исторических школ немецкой политэкономии и правоведенияподняли вопросы об исторической специфике развития хозяйства и права, особоуказав, что так называемая «рациональность» экономических законов июридических норм не имеет абсолютного характера, является чем-то зависимым отобстоятельств времени и места. В ходе дискуссии неоднократно обсуждалисьвопросы соотношения между универсальным и уникальным в истории европейского инемецкого капитализма.
Патриархом немецкойакадемической социологии принято считать Фердинанда Тёниса (1855-1936), работакоторого «Община и общество» принадлежит классическому фондусоциологической мысли ХIХ столетия. Тёнис делает попытку систематизацииосновных понятий социологии. Он видит специфику социологии в абстрактном, идеализированном,даже формальном характере ее объекта. Социология изучает связи и отношения,которые не очевидны, не зафиксированы прямо и непосредственно, а могут бытьлишь абстрагированы от реальных жизненных ситуаций, прежде всего от фактовсоциального взаимодействия. Поэтому и метод социологии, по утверждениюФ.Тёниса, больше похож на методы химии, чем на методы описательногоприродоведения. Он основывается на принципах изолирующей абстракции, путемкоторой выделяются «чистые формы» социального взаимодействия, прямыханалогов которым в общественной жизни может и не быть. Именно поэтому концепциюТёниса называют «формальной социологией». Любые социальные отношенияосновываются, по Тёнису, на коллективной воле людей к совместной жизни, котораяпреобладает над их эгоистическими наклонностями. Социальные связи, которыеосуществляются благодаря стремлению к взаимности, могут быть двух типов: илисвязями реальной, или связями органичной жизни — в этом суть общины (общности),или идеальными, механическими условиями — и в этом суть общества.
Смысл двух главныхпонятий тёнисовской социологии близок с идеей ассоционистской психологии(соединение волевых устремлений по принципам схожести или различия) иодновременно созвучен консервативно-романтическим представлениям об«органическом и механическом» как категории культуры нового времени.Общество как разновидность рационалистически-индивидуалистического типаличностных взаимосвязей в исторической перспективе «вытесняет»общину, расчленяет, атомизирует ее естественный организм. Однако говорить обэтих двух понятиях как о последовательных фазах исторического процесса былонеправомерно, поскольку в действительности имеет место конкурирующеесосуществование обоих типов человеческого сожительства. «Я не знаю ниодного состояния культуры или общества, где одновременно не присутствовалиэлементы общины и элементы общества» — подчеркивал Тёнис.
Безусловно, чтотёнисовская концепция «неодномерности» мира социальных отношений исвязей являла собой значительный вклад в разработку общесоциологической теории,кроме теории социального действия, типологии социальных схем, теории социальныхгрупп. Понятие общины как общности сложившейся на основе кровного родства,общности места проживания и духовного родства значительно ближе к понятиям«первичной группы» и общины, чем позже обоснованные в американскойэмпирической социологии (Ч.Кули, В.Томас, Р.Пари и др.).
Значительное вниманиеуделяет Тёнис анализу злободневных проблем современной общественной жизни. Онодним из первых вводит в научный оборот понятие общественной мысли, определяяее, наряду с массовым рабочим движением и государственной социальной политикой,как один из факторов современного общественного развития. Тёнис определяятенденцию политизации современной общественной мысли, а также тенденции к еезамыканию на национально- государственных интересах и появлении в нейнационалистических мотивов. Противовесом этому выступает формирование мировойобщественной мысли, как проявлений общей тенденции интернационализациихозяйственной и культурной жизни современного мира. Потребности современногосоциального развития требуют эффективного развязывания социального вопроса — вопроса о том, как «обеспечить мирное сосуществование разных прослоек,классов и слоев народа, которые по своим экономическим условиям, жизненнымпривычкам и взглядам стоят далеко один от другого».
Тёнис — последовательныйсторонник реформаторского пути развития социальных вопросов. В современныхцивилизованных странах, доводит он, общественная мысль требует социалистическогостроя. Однако капиталистический способ производства нельзя отменить насильно.Тёнис отказывается от социалистической идеи, требующей насилия там, где идетречь об объективных законах общественного развития.
Научное наследие одногопредставителя формального направления немецкой социологии Георга Зиммеля(1858-1918) принадлежит не только истории социологии. Имя Зиммеля в почетномряду виднейших европейских философов рубежа ХIХ-ХХ ст. Он автор концепцииформальной социологии. Он писал на темы социального познания, социальнойпсихологии, взаимоотношений индивида и общества, социальной дифференциации,власти и насилия, отчуждения, культуры, религии, искусства, семьи, организациисоциальной жизни и др. Однако тщательный анализ творчества немецкого мыслителя показываетчто все его исследовательские начинания осуществлялись на основе единого,довольно своеобразного представления о предмете и задачах социологическойнауки. Наиболее выразительно оно было сформулировано в работе «Основныевопросы социологии», совершенной ученым за год до своей смерти.
В трактовке предмета изадач социологии Зиммель считает, что социология не в состоянии заниматьсявсем, что каким-то образом является социальным, и брать на себя компетенциюдругих социальных наук, которые тоже изучают общественную жизнь. Ученый вообщеподвергает сомнению тезис о том что социология — наука об обществе. Онвыступает против трактовки понятия общества как какой-то«универсальности», объемлющей и подчиняющей себе все проявлениясоциальной жизни. По мысли Зиммеля, понятие общество имеет два значения: какнекая совокупность социализованных индивидов, создающих общину на основесуществующей исторической реальности и как систему форм отношений междуиндивидами, благодаря которой простое их множество превращается в общность. Онсчитает, что предмет социологии, формируется путем вычисления из традиционныхпредметов разных социальных наук особой цепи фактов, а именно — «чистых» форм ассоциации или социального взаимодействия. Какграмматика выделяет чистые формы языка от содержания, в котором живут этиформы, так и социологический метод, по Зиммелю, вычленяет из исследуемыхявлений чистые формы ассоциации.
Ассоциация — это таформа, благодаря которой индивиды на основе разнообразных интересов создаютобщности, в которых они реализуют эти интересы.
Таким образом, главныйобъект зиммелевской социологии ассоциация, социальное взаимодействие. Формысоциологии, социального взаимодействия первичны в обществе в целом, поэтомусоциология, по Зиммелю, должна заниматься исследованием указанных форм раньше,чем приступать к анализу общества, как такового. Причем формы ассоциации должныисследоваться самодостаточно, сами по себе, а не как функциональные элементыобщественного целого. Собственно такого целого, которое существовало бы вне ине зависимо от форм ассоциации, просто нет. В любом обществе, считает Зиммельдействует огромное количество таких форм. Если одна из них исчезнет, обществосохранится, но если исчезнут все формы ассоциации, то исчезнет и общество вцелом.
Социологию, котораяизучает чистые формы ассоциации Зиммель называет «чистой илиформальной». Эта социология, по мысли ученого, должна выполнятьметодологическую функцию по отношению к другим социальным наукам, быть«теорией познания отдельных социальных наук». Наряду с«чистой» он выделяет еще две социологии: «общую», котораярассматривается как «социологическое исследование исторической жизни»в разнообразных ее проявлениях и «философо изучающую»эпистемалогические и метафизические основы социологии". Таким образом,Зиимелевский подход к изучению общества базируется на целостной трехступенчатойпознавательной модели (общая — формальная — философская, которая даетвозможность обеспечить единство философского, теоретико-социологического иконкретно-научного, фактического знания об обществе).
Георг Зиммель дал анализи критику культуры современного ему капиталистического общества, его образажизни, который держится на внутренних противоречивых тенденциях: чем большеформализуется социальные и культурные образования, тем более отчужденными отних оказывается индивид, воплощающий в своем творчестве, душевном существеглубинные движения самой жизни. Конкретные мотивы и цели человеческойдеятельности сами по себе не имеют никакой социальной валентности, они могутнабирать социальное содержание или терять его. Ни голод, ни любовь, ни труд, нирелигия, ни техника, ни интеллект сами по себе еще не представляют ассоциацию.Но они ее образуют, формируют, если изолированное сосуществование индивидовприобретает определенные формы совместного бытия, становясь взаимодействием.Отчуждение оказывается равнозначным свободе и единственным регуляторомморального поведения становится индивидуальный закон — своего рода уникальноеличностное априори, определяющее жизнь и поведение индивида и знаменующее собойнаряду с созданием культурных форм способность жизни к творчеству ихудожественной саморегуляции.
Георг Зиммель главнымтезисом эмпирической социологии считал признание факта относительной, а неабсолютной социоактивности человеческого общежития. Многоплановость,многообразие мнений, суждений — важные черты творчества Зиммеля. Зиммельиспытал глубокое влияние К.Маркса, что прослеживается в его диалектике развитияи смены культурных форм (напоминающей марксову диалектику производительных сили производственных отношений) и в трактовке отчуждения. На формирование егомировоззрения оказали влияние И.Кант, О.Конт, Г.Тард и др. Однакоиррационалистическая трактовка жизни вела его к отрицанию историческогоматериализма и стремлению определить формы экономического развития, какразновидности культурных форм. Это предопределило релятивизм и иррационализмего философской и социологической концепции. Г.Зиммель — один изосновоположников современной социологии. Так называемая формальная школа в социологии(Альфред Фирканд, Леопольд фон Визе) представляла результат освоения и развитиянекоторых идей Зиммеля. Он дал множество идей для социологического анализарелигии, познания и т.п.
Макс Вебери его теория социального действия
Макс Вебер (1864-1920)условно завершает классический период развития социологии и одновременнооткрывает новый, современный период. Он стремился повернуть науку в новое руслотак называемой гуманистической социологии, главная особенность которойзаключалась в антипозитивистской направленности. Для гуманистической социологиихарактерно изучение социальных фактов изнутри, а не снаружи. Её представителейбольше волнуют цели индивидов, чем их внешнее поведение, они интересуются нестолько объективной ситуацией, в которой оказываются индивиды, сколько тем, какиндивиды истолковывают данную ситуацию.
Вебера интересует невсякое взаимодействие индивидов, а только такое, в котором участвуютосмысленно, сознательно. Он считал, что при таком взаимодействии индивидыучитывают в своих действиях поведение других и пытаются влиять на него. Поэтомусоциальное взаимодействие не рассматривается как простое следствие взаимосвязистимул — реакция, а привязывается скорей к сфере значений и смыслов, чем кинститутам или рефлексам. В этом отношении признавалось необходимымиспользование такой процедуры, как понимание, что считалось противоположностьюпо своему характеру природоведческой операции пояснения, рекомендованной дляиспользования в социальной науке позитивистами. Хотя возможности понимания какисследовательской процедуры до сих пор не выяснены достаточно, её использованиев современной социологии признается обоснованным. Вебер был одним из первых,кто сделал значительный вклад первоначальное формирование данной процедуры.
Вообще Макс Вебер известентем, что придавал большое значение роли субъективных компонентов познания всоциальных науках. В этом отношении его понимающая социология стала одной изпервых в истории социологической мысли попыток проследить участь субъективныхкомпонентов в познании общественных явлений. Проблематика понимания, смысла,ценностного анализа явлений культуры и социальных действий, рассмотрениефункций научных ценностей и практических оценок — вот далеко не полный переченьвсего того, что интересовало Вебера в связи с анализом субъективности всоциологическом познании. Вебер исходит из того, что действительность, которойзанимается социальная наука, состоит из неисчислимого количества элементов,черт, факторов, явлений. По своему характеру эта действительность аморфна,неупорядочена, хаотична. Задачи социальной науки, которую Вебер называет наукойо действительности, заключается в стремлении понять реальную жизнь в еесвоеобразии, определить культурную значимость явлений в их специфическом виде,выявить причины их исторических особенностей. Социальные институты — семью,право, религию, акционерные товарищества и т.п.- Вебер рассматривал каквторичный фактор, как способ организации деятельности индивидов. Социальныминститутам нельзя определять самостоятельные цели, так как они угнетают волюиндивидов. Опираясь на эти взгляды, Вебер разработал оригинальную теорию, воснову которой положена концепция социального действия. В русле этой концепциинаходится и достаточно оригинальное научное исследование бюрократии, ее типов,функций и роли в обществе.

СорокинПитирим Александрович
Сорокин ПитиримАлександрович (1889-1969) — русско-американский социолог и культуролог. Всясистема социологии, по Сорокину, состоит из теоретической социологии, изучающейявления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего, и практическойсоциологии, исследующий этот же предмет с точки зрения должного. Теоретическаясоциология в свою очередь подразделяется на социальную аналитику, социальнуюмеханику и социальную генетику. Книга «Система социологии» поставилаСорокина в число ведущих социологов России начала ХХ века. Данные в нейклассификации «поведенческих актов», " проводников" и т.п.Не утратили своего значения и сегодня. Сорокин стоял на позициях отрицаниясоциального монизма, отрицания социологического смысла понятия«класс», которому противопоставлял свое учение об элементарных икумулятивных социальных группах. С 1923 г. Сорокин жил и работал в США. Основные достижения американского периода творчества Сорокина касаются проблемсоциальной мобильности и социокультурной динамики. Он впервые в 1927 г. в книге «Социальная и культурная мобильность» вводит термины “социальноепространство”, ”вертикальная и горизонтальная мобильность”, ставшиеобщеупотребительными. «Вертикальная мобильность», по Сорокину, — этопередвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальномстатусе индивида или группы. Социальные перемещения не влекущие за собойподобных изменений, относятся к сфере «горизонтальной мобильности».Одно из основных понятий, анализируемых Сорокиным — «социальнаястратификация, под которой понимается дифференциация некоей совокупности людей(населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существованиивысших и низших слоев. Ее основа и суть — в неравномерном распределении прав ипривилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствии социальныхценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества. Главные формысоциальной стратификации — экономическая, политическая и профессиональная. Вего деятельности большое место отведено анализу социокультурных изменений,социокультурной системы (суперсистемы) и приход к выводу, что в историисуществуют три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная,идеалистическая и чувственная. Каждая из суперсистем характеризуется тем илииным пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом ихудовлетворения. „Всякая великая культура отмечает Сорокин, — есть непросто конгломерат равнозначных явлений, сосуществующих, но никак друг с другомне связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные частикоторого пронизаны одним основополагающим принципом и воплощают одну и главнуюценность“. Так для идеационального типа культуры характерна всесторонняя(т.е. существующая в науке, искусстве, философии, праве и т.д., даже в быту)ориентация на трансцендентные ценности. В культуре чувственного типа, напротив,преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистические ценности. Видеалистическом типе культуры синтезированы ценности двух вышеперечисленныхтипов. Кроме того, существует тип культуры, где ценности чувственного,идеационального и идеального типов эклектически сосуществуют, не образуя органическойсвязи. Такой тип культуры, как правило, характерен для эпохи упадка. Каждый типкультуры имеет свой закон развития и свои „пределы роста“. В этомсуть социокультурной динамики.
Научное ипублицистическое наследие Сорокина около 60-ти томов. Поэтому оценку вкладаСорокина в науку и культуру дают не по перечислению его трудов, а по научнымнаправлениям, им основанным, или значительно продвинутым, как, например,аграрная социология, социология революции, теория конвергенции и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.