Содержание
Введение
1.Личность как объект социологического анализа
2.Основные теории социализации личности
3.Статусно-ролевая концепция личности
Заключение
Списоклитературы
Введение
История и методология современной науки со всей очевидностьюпоказывают, что общественные науки вынуждены зачастую решать задачиконъюнктурного порядка, порождённые не столько научным интересом сегодняшнегодня или объективными потребностями социума. Существуют и такие проблемы,которые возникают как бы из небытия, какое-то время считаются «модными»(достаточно вспомнить «всеобщую психологоманию» 90-х гг.).
XXI столетиевидится веком категорического адаптивного императива, связанного сприспособлением нашей цивилизации к жёстким требованиям грядущей эпохи «устойчивогоразвития». Следовательно, для нас жизненно важно определиться и сключевыми вопросами современной социологии: каково место и роль социализации исоциальной адаптации в современном обществе?
Цель работы – характеристика явления социализации ссоциологической точки зрения.
Задачи работы – рассмотреть личность как объектсоциологического анализа; охарактеризовать теорию социализации личности;определить статусно-ролевую концепцию личности.
1. Личность как объект социологического анализа
Предметсоциологии – общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций ииндивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социологаинтересуют мнения, мотивы, потсупков, жизненные планы, ценностные ориентации,цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека.
Сегоднячеловеческая личность – исходная точка социологического исследования. Но такоеисследование старо, как мир: и 2,5 тысячи лет назад знаменитый Диоген расхаживалс фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» он искал то, чтоскрыто под одеждой, статусными и возрастными различиями, он искал человеческуюличность.
Становлениеличности как социального существа происходит в процессе социализации. Этот процессреален только в обществе, человек, изолированный из общества, не может и несможет стать полноценным членом общества, личностью. Таких изолянтов называют «феральнымилюдьми». Они – продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющаярешающую роль в превращении биологического существа в социальное, общественное,выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогутстать полноценными, так как социализация началась у них слишком поздно.
Пониманиесущности социализации требует обязательного учёта того принципиальногообстоятельства, которое было зафиксировано Г.М. Андреевой в классическоймонографии «Социальная психология» «Социализация — этодвусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидомсоциального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальныхсвязей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальныхсвязей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения всоциальную среду». В процессе жизнедеятельности сама личность как быоказывается в фокусе пересечения диалектически взаимосвязанных процессовсоциализации и социальной адаптации.
Один изпервых, кто со всей категоричностью поставил проблему изучения не толькопроцесса социализации, но и социальной адаптации в обществе силамисоциологической науки, был французский социолог ХIХ в. Габриэль Тард. По мнению Г. Тарда, социология былапросто «коллективной психологией», призванной ответить на двавопроса: «1) Что составляет причину изобретений, успешных инициатив,социальных адаптации, аналогичных биологическим адаптациям и не менее сложныхпо своему происхождению? 2) Почему именно эти, а не другие инициативы вызвалиподражание?» И хотя с позиций современной науки вполне очевиден упрощённыйподход Г. Тарда при оценке качественного своеобразия социальной адаптации всравнении с логической, уважение вызывает уже то, что в конце ХIХ в. Г. Тард отводил социальнойадаптации ключевую роль в социологии.
Всовременной социально-философской литературе адаптацию рассматриваютпо-разному:
— как процессприспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного илинегативного свойства);
— состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом исредой;
— результат оптимального взаимодействия организма и среды;
— гедонистическую цель, заключающуюся в поиске наслаждения, избегания страдания,болевых ощущений и т. д.2. Основные теории социализации личности
Исследование проблемысоциализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенноустойчивую традицию. Само понятие «социализация» было разработано вконце 40-х годов американскими психологами ( А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер идр.)
Как в отечественных, таки в зарубежных трудах исследователей существует многообразие подходов визучении этой темы. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б.Скиннер, Торндайк, Уотсон) характеризуют социализацию как процесс социальногонаучения, неразрывно связанного с реакцией индивида на возникающие стимулы.Символический интеракционизм (Джоан Мид, Д. Хорке, Л. Корберг и др.)рассматривают как результат социального взаимодействия людей в процессеустановления объективности социальных феноменов на основе субъективного опытаиндивидов. Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.) понимаютэтот феномен как самоактуализацию личности.
Представляетсяперспективным направление в изучении социализации, дифференцирующее понятия «социализация»и «социальная адаптация» Социализация индивида играет рольсвоеобразной «социальной предадаптации», поскольку в ходе еёформируются те адаптивные предпосылки, которые в последующем могут бытьиспользованы в социальной адаптации конкретной личности. Относительностьчастных результатов социальной адаптации тесно связана с высочайшим динамизмомсоциальной среды, которая приводит к тому, что жизнедеятельность человекастановитсяцепью все более сложных приспособительных актов.
Впервыетермин «адаптация» (от лат. adaptacio — приспособлять) появился и использовался в физиологии ибиологии. Считается, что в научную лексику он был введен немецким физиологом Г.Аубертом в 1865 г. и обозначал изменения чувствительности кожных анализаторовпод влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям.Впоследствии, в самом общем виде, в физиологии и биологии под адаптациейпонимались любые изменения, приспособления живого организма к разнообразнымвлияниям среды.
Однакодовольно скоро стало ясно, что причины, вызывающие у человека потребность вприспособительных актах социального порядка, коренятся в его социокультурнойприроде. По мнению другого немецкого ученого философа и культуролога ИоганнаГотфрида Гердера, человек как культурное существо означает, с одной стороны,существо недостаточное, а с другой – существо творческое.
Недостаточность,по И. Гердеру, заключается в том, что человек, лишённый присущих животнымразнообразных врождённых инстинктов, — самое беспомощное из всех существ. Ноименно отсутствие у человека узких, специализированных приспособительныхинстинктивных программ делает его существом творческим и адаптивным. Длявосполнения этой недостаточности, а также с целью компенсации отсутствующихинстинктивных способностей человек производит культуру, которая и служит инструментомприспособления природы к потребностям людей.
Именноадаптивная социокультурная среда становится тем самым инструментом, которыйобеспечивает саморазвитие, самосохранение общественной жизни людей. К примеру,Э.С. Маркарян считает, что «адаптивная функция культуры непосредственно,логически выводится из самого определения культуры как способа человеческойдеятельности, ибо сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию»2. Культура в роли адаптивной среды выполняет не только функциистабилизации и самосохранения, но также функцию созидательно-адаптирующую. Еслисоциальная адаптация немыслима вне определённого культурного контекста, то икультура, и общество выступают по отношению к личности в качестве сложногоадаптивного образования.
Социальнаяадаптация в отечественной учебной и справочной литературе традиционнорассматривалась как «приведение индивидуального и группового поведения всоответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группесистемой норм и ценностей».
Подобнаяхарактеристика, по-видимому, недостаточна для всестороннего раскрытиядиалектической природы социальной адаптации. Ибо основное содержаниеобщественного и индивидуального адаптивного процесса сводится лишь к внешнимсвойствам и проявлениям субъекта и объекта адаптации, т. е. к поведенческомуаспекту, и соответствию или несоответствию этого поведения неким господствующимв социальной общности нормам и ценностям. Социальная адаптация, включаетотмеченные в приведенном определении свойства и процессы, но при этом всё жеоказывается феноменом с более широким объёмом содержания.
«Успешнаясоциализация, пишет А.В. Мудрик, предполагает эффективную адаптацию человека вобществе, с одной стороны, а с другой -способность в определенной мерепротивостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают егосаморазвитию, самореализации, самоутверждению». Следовательно, успешнаясоциализация личности в обществе неразрывно связана со степенью еёиндивидуализации, фактической автономии от предписывающего контроля и давлениясоциума.
Посколькусоциализация длится с рождения и до смерти человека, то, по-видимому, имеетсмысл говорить о её этапах в рамках этого континуума. Социализируясь, личностьпостоянно сталкивается с ситуациями, порождающими потребность в частныхприспособительных актах, которые оказываются ничем иным, как социальнойадаптацией.
Сказанноеотнюдь не означает жесткой детерминации социальной адаптации социализацией:адаптация суть самостоятельный процесс, развивающийся на фоне социализации.Отсюда следует, что если в процессе социализации индивид в первую очередьоказывается объектом воздействия общества, то в ходе социальной адаптацииличность в большей выступает субъектом деятельности и общения.
Социализацияимеет определяющее влияние на особенности протекания социальной адаптации.Именно фундаментальный процесс социализации формирует всю систему предпосылокмобильного процесса социальной адаптации.
Кпримеру, младенец с момента своего рождения и до определенного периода, которыйи можно считать началом социальной адаптации, ещё не может быть активным — активен по отношению к нему социум. Семья как первичный для ребёнка социальныйинститут начинает процесс социализации.
Смомента, когда ребёнок проявляет первичную социальную активность, истончается грань,отделяющая процессы социализации и социальной адаптации, поскольку в каждойконкретной ситуации соотношение этих процессов различно. Неизменным же остаётсябазисный характер процесса, а также непрерывный процесс взаимодействиясоциализации и социальной адаптации. Кроме того, если социализация — непрерывнас момента рождения и до смерти, то социальная адаптация – процесс, связанный сосменой условий и обстоятельств социального взаимодействия. Прежде чем индивидвключится в процесс адаптации к сложившейся социальной ситуации, связанной сновыми ценностями и ему необходимо, чтобы он приобщился к уже претерпевшимизменение процессе социализации референтным группам и социальным институтам.
Вдействительности вполне социализированная личность постоянно сталкивается спроблемными ситуациями, вызываюшими потребность в адаптации. Более того,личность и высокой степени социализированное испытывает гораздо большуюпотребность в адаптивных процессах, поскольку высокому уровнюсоциализированности присущ, по-видимому, и высокий уровень психологическойрефлексии. Следовательно, чем выше способность личности к рефлексивнымпроцессам, тем сложнее установить такой баланс отношений с внешней средой,который бы её устраивал. И, наоборот, чем ниже уровень социализированностиконкретной личности, тем меньше у последней социально-психологических основанийбыть неудовлетворенной качеством профессиональной деятельности, своиминтеллектом и степенью психологического понимания окружающих и т. д..
Идеальнаяадаптивная стратегия личности в социуме, равно как и идеальныйприспособительный результат — недостижимый идеал. Абсолютное приспособление ктребованиям и влияниям социальной среды противоречит основному принципуадаптации: более целесообразно иметь максимальный набор разнообразныхпотенциальных адаптивных модификаций, чем идеально приспособиться к какой-либоконкретной ситуации.
Итак,социальный приспособительный процесс включает в себя два диалектическивзаимосвязанных этапа: социализацию и социальную адаптацию. Социальная адаптацияслужит логическим завершением процесса социализации, в то время каксоциализация означает процесс становления индивида и приобщения его к основнымнормам, ценностям и социокультурным институтам. Социальная адаптацияобеспечивает превращение индивида в личность и гармонизирует взаимодействиеличности с социокультурной средой.
Помнению болгарского исследователя И.Д. Калайкова, понятие адаптациираспространяется не только на свойства живых систем, способных сниматьвоздействия раздражителей с помощью изменения, реализуемого посредствомотражения, но и на такие механизмы, как социальная наследственность,преемственность, отбор информационных моделей для решения проблемных ситуаций.
Социальнаяадаптация — это комплексный, по структуре сложный феномен, одновременновыступающий в роли процесса и конечного результата адаптации. В то же время,определяя понятие «социальная адаптация», следует также иметь в видувесьма непростой набор её качественных характеристик и соответственно дополнятьсоциальный аспект адаптации психологическим, учитывая, что социальная среда,где вращается личность, в равной мере подразделяется на среду предметную иличностную.
А.А.Налчаджян определяет социально-психическую адаптированность личности как такоесостояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительныхвнешних и внутренних конфликтов продуктивно вьтолняет свою ведущуюдеятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности,в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нейэталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражениясвоих творческих способностей.
Адаптацияопределяется при этом как процесс социально-психологического взаимодействия,приводящий личность к состоянию относительной адаптированности. Достоинствомподобного социально-психологического подхода к адаптивной проблеме является егообращённость к личности, к её социально-психологическим особенностям.
Социальнаяадаптация отражает процесс гармонизации индивидуальной самонастройки личности ивстречного адаптирующего влияния общества посредством использованиясоответствующих адаптивным ситуациям; стратегий адаптации,оптимальность которых контролируется и регулируется прямой и обратнойинформационной связью.
1) вкачестве деятельностного преобразования социальной и природной среды;
2) какопережающий идеальный образ, продукт психического отражения будущих результатовдеятельности и свойств преобразуемой окружающей среды.
Ксоциальным средствам адаптации относятся адаптивная по природе материальная идуховная деятельность, а также различные формы индивидуальной и групповойидентификации. Социальные средства адаптации позволяют достичь таких целей:
1. Опосредоватьдеятельностью течение социальной адаптации личности.
2. Опираясьна традиции, заимствованные образцы индивидуальной или групповой стратегиисоциальной адаптации, избежать возможных ошибок, характерных для инновационногопо характеру самостоятельного поиска.
3.Обретая или разрывая социальное, психологическое, политическое единство среферентной группой, преодолеть состояние социального отчуждения, психологическогодиссонанса, равно как и состояние чрезмерной зависимости, управляемости.
4. Найтиновые социальные роли, а также выработать стратегии поведения, желательно вравной мере удовлетворяющие индивидуальным притязаниям и общественныможиданиям.
Формированиепсихологического компонента социальной адаптации осуществлялось в ходе эволюциичеловека и общества. На определённом этапе психо- и социогенеза обозначиласьпотребность, которая и была затем удовлетворена в разнообразных психологическихсредствах (инструментах) социальной адаптации.
Кпсихологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы, алгоритмы,стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно отметитьдвойственную природу психологических средств социальной адаптации. С однойстороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивнойситуации, ее внутреннее содержание. С другой — при внешнем проявлениипсихологические инструменты социальной адаптации опять-таки связаны ссоциокультурной средой, ведь именно там проверяются и корректируются все этисоциально заданные стандарты, эталоны, установки и т. д. В то же времясформированные в ходе адаптации психологические и социальные новообразованияоказываются для адаптирующейся личности как бы искомыми результатами процесса.
Единстводеятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативногопреобладания любого из них в каждом конкретном случае социальной адаптации.Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того илииного фактора, вызванное особенностями адаптивного процесса, которыйпредполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческихи информационно-психологических, частных адаптивных стратегии, вся совокупностькоторых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержаниекомплексной стратегии адаптации, Здесь уместно определить понятие «стратегиясоциальной адаптации», под которым понимаются осознаваемые илинеосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающиесостояние индивидуальной или групповой адапти-рованности.
Достижениесостояния адаптированности личности неразрывно связано с особенностямииндивидуальной или групповой стратегий социальной адаптации. Выработанная впроцессе социальной адаптации комплексная адаптационная стратегия, включающая всебя все многообразие частных индивидуальных адаптивных стратегий, обеспечиваетличности возможность соответствующих «ответов», адекватных реакций нате социальные ситуации, столкновение с которыми вызывает потребность вадаптации.
Инымисловами, комплексная адаптационная стратегия представляет собой общую схему,определяющую приоритеты, пели и задачи адаптации, реализуемые посредствомчастных индивидуальных и общественных адаптивных стратегий, целенаправленновырабатываемых той или иной социальной системой.
Изкомплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность,приоритеты и способы адаптации, целесообразно выделить частные адаптивныестратегии (активные и реактивные, сознательные и бессознательные,предметно-деятелъностные информационно-психологические), благодаря и/илипосредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях:индивидуальном, групповом и социетальном; и во всех сферах человеческойактивности: деятельностной, психологической, информационной и т. д.
Взаимозависимостьсоциализации и социальной адаптации состоит в том, что вполне социализированнаяличность объективно нуждается в социальной адаптации, которая позволяет ейустановить динамическое равновесие в психологической,эмоционально-мотивационной сферах между субъективными желаниями и объективнымивозможностями личности в разнообразных адаптивных ситуациях.
Итак,если социализация обеспечивает процесс становления индивида и его «грубуюнастройку» обществом к требованиям социума посредством разнообразных иразноуровневых институтов социализации, то социальная адаптация обеспечивает «самонастройку»формирующейся личности на соответствующий уровень взаимодействия с конкретнымииндивидами, социальными группами, обществом в целом, что вытекает изиндивидуальных запросов и потребностей личности, ограничиваемых рамочнымиусловиями социума (идеологические установки, социальные нормы, ценностныеориентации, традиции и т. д.).3. Статусно-ролевая концепция личности
Одним из известных вариантов социологической теории личностистала теория ролей. Здесь личность предстала в тех ролях, которые она выполняетв обществе – роль ребенка, родителя, учителя, подчиненного, руковдителя и т. д.Своеобразие в исполнении человеком типичных ролей характеризуется как еголичностная индивидуальность. Эта теория включает в себя отношение человека ксвоим ролям и его поведение в них.
Ролевая концепция личности возникла в социальной психологииСША в 30-х годах ХХ века – Ч. Кули, Джоан Мид и получила распространение вразличных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональноманализе. Так, Толкотт Парсонс рассматривает личность как функцию от тогомножества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или иномобществе. Дж. Мид выделяет в процессе социализации стадии:
— имитация, здесь дети копируют поведение взрослых, непонимая его.
— игровая стадия, когда дети понимают поведение какисполнение определенных ролей – врача, пожарного и т. д.
Таким образом, социальная роль – соответствующий принятымнормам способ поведения людей в соответствии с их статусом или позиции вобществе, в системе межличностных отношений. Здесь выделяют также понятиесоциального статуса.
Социальный статус – совокупность прав и обязанностейчеловека, обусловленных его положением в социальной иерархии. Социальный статусотвечает на вопрос: «Кто этот человек», а социальная роль – «Чтоон делает?»
Человек может иметь несколько статусов, но чаще только одинопределяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, илиинтегральным. Такова жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своимстатусом и соответствующими ролями. Максимальное слияние с ролью называютролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием отроли. Чем выше общество ценит какой-либо статус, тем сильнее идентификация сним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символическихатрибутов (титулов, медалей, формы) отличить его от других статусов.
Некоторые роли, а их большинство, являются личностнонезначимыми для конкретного человека. В них не вкладывается частичка души исвоего «Я».
Напротив. Другие роли – их меньшинство – прежде всего те,которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть своего«Я».И потеря его переживается особенно глубоко – как внутренняя трагедия.
Например, мужчина – кормилец семьи, ее глава. Потеря работывоспринимается им как крушение личности. У безработного изменяются стиль иобраз жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, системаценностей.
Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система.Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково – с одними(личностно значимыми) больше, (ролевая идентификация), с другими(второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).
Заключение
Такимобразом, человек становится личностью во всем ее многообразии и глубинеблагодаря процессу социализации. Как мы выяснили в первой главе работы, этотпроцесс возможен только в рамках постоянного пребывания человека в обществе.Как происходит социализация, каковы ее уровни и законы – этому посвящены многиетеории и концепции, некоторые из них рассмотрены во второй главе. Все теорииимеют право на существование.
Вопростолько в том, насколько они ценны в практическом решении обществам иобщественными институтами различные социальные проблемы и задачи. Как уже былозамечено во введении, актуальность проблемы социализации вечна, от степени ееизученности зависят многие подходы и начинания общества в решении своихпроблем. Представляется справедливым выделение из процесса социализации(который, все-таки, имеет объектный характер) такого явления, как социальнаяадаптация, характеризующаяся уже активной позицией личности по отношению кобществу.
Социальнаяадаптация — это не просто результат общественного воздействия в ходе пассивногоприспособления личности к требованиям социальной среды, а динамичный процесс,направленный на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересовпутём обмена информацией и адаптивной деятельностью с индивидами, социальнымигруппами и обществом в целом.
Своеобразиеадаптации личности определяется как её индивидуальными потребностями,возможностями, характером адаптивной ситуации, так и спецификой требований,всем многообразием особенностей того общества, в котором она функционирует.
Социальнаяадаптация гармонизирует возможные конфликты, возникающие на почве несовпаденияи/или противопоставления общественных требований, ожиданий,индивидуально-групповых потребностей и целей. Она как бы разрешает основнойконфликт социализации, связанный с поиском меры идентификации, и обособлениячеловека в социуме.
Список литературы
1. Волков Ю. Г.,Мостовая И. В. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1998.-426 с.
2. Кравченко А. И.Основы социологии: Учебное пособие для студентов.- Екатеринбург: Деловая книга,2004. – 384 с.
3. Парсонс Т.Человек в современном мире. – М.: Наука, 2005. – 374 с.
4. Социология:Учебное пособие /Под ред. В. И. Игнатьева, М. В. Ромма. – Новосибирск: Изд-воНГТУ, 2000. – 236 с.
5. Социология:Учебное пособие \ М. В. Удальцова, Т. В. Попкова и др. – Новосибирск: НГАЭиУ,2001.- 382 с.