Реферат по предмету "Социология"


Социальный аспект государственной службы

Содержание
Введение
Глава I. Социальный аспект государственной службы
1.1 Социальные организации и социальные институты
1.2 Институт региональной государственной службы: сущностьи кадры
1.3 Государственное учреждениеправа как один из социальных институтов: нормы и санкции, персонал инормативное обеспечение деятельности
Глава II. Исследование социально-демографической ситуации в Калининском районном суде (г. Новосибирск)
2.1 Характеристика Калининского районного суда
2.2 Исследование социально-демографических ипрофессиональных характеристик персонала Калининского районного суда
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Функции каждой науки отражают многообразие ее связей сповседневной практикой общества. Благодаря функциям, выполняемым той или инойнаукой, удовлетворяется потребность общества в конкретном действии,направленном на познание явлений окружающей среды или на их трансформацию,преобразование. Соответственно, предназначение социологии обусловленопотребностями, связанными с функционированием и развитием социальной сферы, тоесть общества и человека.
Изучая общественную жизнь, социология решает следующие задачи.
1. Социология решает научные проблемы, связанные:
Ø с формированием знанияо социальной действительности;
Ø с разработкойконцептуального аппарата, при помощи которого можно было бы производитьадекватное и соответствующее тем или иным исследовательским потребностямописание;
Ø с описанием,объяснением и пониманием процессов социального развития;
Ø с разработкой методовсоциологического исследования.
2. Социология также изучает проблемы, связанные с преобразованиемсоциальной действительности, анализом путей и средств планомерного,целенаправленного воздействия на социальные процессы. Эта область практическицеликом принадлежит к прикладной социологии.
Фундаментальнаяи прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, ане по объекту и методу исследования. Прикладная социология, используя познанныефундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, ищетпути и способы преобразования общества в необходимом направлении. Поэтому ееинтересуют главным образомпрактические отрасли человеческой деятельности, например, социология семьи,социология конфликта политики, социология права, социология труда, социологиякультуры и т.д.
Необходимо, впрочем, отметить, что деление социологического знанияна теоретическое (фундаментальное) и прикладное достаточно условно, так как итеоретическая социология, и прикладная социология одинаково вносят вклад врешение как научных, так и практических задач. Различие между ними связано,прежде всего, с тем, какие цели являются для них первичными, а какие —вторичными, а точнее, в какой — теоретической или практической — сфересосредотачиваются их интересы. И действительно, теоретические исследования вкачестве своего логического продолжения имеют практическое применение (дляпроверки выдвинутой теории, для объяснения фактов и т.д.). В свою очередь,прикладные исследования могут открыть факты, которые невозможно объяснить сточки зрения существующих теорий, а, следовательно, это стимулирует поиск новыхтеоретических положений.
Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям:они могут быть ориентированы и на решение практических задач.
Цель данной работы – изучение теоретических аспектов ипрактическое исследование социально-демографических характеристик служащихгосударственного учреждения права (районного суда).
Задачи:
1. изучение социального аспекта государственной службы, вчастности:
Ø выявление понятийсоциальной организации и социальных институтов,
Ø изучение институтарегиональной государственной службы,
Ø изучение учрежденияправа как социального института современного общества,
2.проведение социологического исследованиясоциально-демографических и профессиональных характеристик работников районногосуда, в том числе:
Ø подготовка исследования и составлениеанкеты,
Ø проведение анкетирования,
Ø анализ результатов исследования.
Глава I. Социальныйаспект государственной службы1.1Социальные организации и социальные институты
Обычно под социальной организацией понимают совокупностьсоциальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношенийсплоченности — конфликтности и т. д. Однако применительно к социальным объектамтермин «организация» употребляется в трех смыслах:
1)        искусственноеобъединение институционального характера, занимающее определенное место вобществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченнойфункции (то есть социальный институт, который рассматривается каксамостоятельный объект);
2)        определеннаядеятельность внутри социального образования, направленная на распределениефункций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.;
3)        степеньупорядоченности какого-то объекта, строение и тип связей как способ соединениячастей в целое, специфический для определенного вида объектов[1].
Организация создается как инструмент решения общественных задач,средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность иособая социальная среда.
Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных иликоллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии иуправления.
Любая организация может быть описана с учетом целого рядакомпонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.
Цель — это образ результата, в котором заинтересована организацияи к которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ наспециалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участниковколлектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводствомсамой организации.
Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли,наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненноеположение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные инецентрализованные организации. Централизованные организации предполагаютособую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определятьсякак личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.
Особый тип социальных систем складывается на основе общностей,социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такиесоциальные связи называются институциональными, а основанные на них социальныесистемы — социальными институтами.
Социальный институт — это повторяющиеся формы и типы социальнойпрактики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечиваетсястабильность общественных отношений. Идентичности поведения членов общества способствуетпринятие общей системы ценностей[2]. Воспитание исоциализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в даннойобщности образцы поведения и способы деятельности и тем самым обеспечитьнеобходимую унифицированность их поведения. Социальный институт можноопределить также как совокупность ролей и статусов, выполняющую в обществеопределенные функции, то есть удовлетворяющую определенные потребности[3].
Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрениемобщества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей свои потребности.Антропоморфная модель была разработана Г. Спенсером. Он полагал, что обществонуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержаниясуществования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) икоординации этих видов деятельности (государство)[4].
Социальный институт характеризуется следующими чертами:
1)        он существует какнабор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемыеобществом) типы поведения;
2)        он тесно связан сидеологией и ценностной системой общества;
3)        институциональные типыдействий контролируются со стороны общества, а сам институт контролируетповедение индивидов;
4)        социальный институтобладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которымнормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешновыполняются.
         Каждый социальный институт имеет:
Ø  более или менее четкосформулированные цели своей деятельности;
Ø  набор социальныхстатусов и ролей, предписываемых индивидам;
Ø  систему санкций, припомощи которых контролируется поведение индивидов;
Ø  конкретные частныефункции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социальногоинститута помимо прочего всегда имеется еще одна функция — обеспечениесогласованности между действующими индивидами)[5].
Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:
Ø потребность в коммуникации междучленами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;
Ø потребность в производстве товаров иуслуг;
Ø потребность в распределении товаров иуслуг;
Ø потребность в защите членов общества отфизических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также отдругих людей (войны);
Ø потребность в поддержании численностинаселения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;
Ø контроль за поведением и деятельностьючленов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий дляобщественно полезной деятельности)[6].
В качестве своего источника общественные потребности имеютчеловеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, вбезопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретаютдополнительное качество — становятся общим делом, необходимым не только дляобеспечения существования человека, но и для поддержания функционированияобщества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институтобеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семьяоказывается социальным институтом, создающим (биологически и социально) новыхчленов общества.
О том, что социальная потребность приобретает на общественномуровне новую значимость и как бы отделяется от биологических потребностейконкретного индивида, свидетельствует следующее. Любые потребности, переходя наобщественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида.Например, любой человек заинтересован в безопасности, но не любой человек хочетслужить в армии (особенно если служба обязательна). Есть люди, которые хотятиметь детей, но не хотят вступать в брак, поскольку брак — это в том числе иограничения в распоряжении собственным имуществом, определенные ограничениясвободы и т. д. Или, например, мужчина не хочет иметь детей, но государство принуждаетего к этому, вводя налог на бездетность.
В социологии обычно выделяют:
Ø институт экономики,направленный на обеспечение жизнедеятельности, как индивида, так и общества вцелом, процесса производства и распределения благ и услуг;
Ø институты семьи иобразования, обеспечивающие воспроизводство членов общества;
Ø политическиеинституты, функцией которых является установление согласия между индивидами,социальными группами и коллективами;
Ø культурные институты,обеспечивающие сохранение духовных ценностей[7].
Важную роль в социологической теории играет разграничениеформальных и неформальных институтов.
Формальными институтами являются не только институты, являющиесячастью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например,формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит втом, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогдакак формальные институты жестко регламентируют поведение индивида[8].
Социальные институты действуют от имени общества как целого.Институциональные связи одновременно являются нормативными, поскольку ониустанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иныепотребностей своих членов.
Социальный контроль дает возможность обществу и его системамобеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущербсоциальной системе. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, кприменению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, сдругой — к одобрению желательного поведения. Потребности индивидов могут бытьудовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворениязависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью илиобществом в целом.
У социального института можно выделить содержательную и формальнуюстороны.
С содержательной стороны социальный институт является системойстандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов.
С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен каксовокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществленияконкретной социальной функции. Очевидно, что социальная организацияпредставляет собой явление, смежное с группой. В действительности крайне сложночетко разграничить первичные группы и формальные организации. Промежуточнымявлением между группой и организацией являются харизматические группы. Во главеих стоит лидер, который обладает большой харизмой (притягательной силой,благодаря которой члены группы готовы следовать за лидером).
Социальная структура нередко рассматривается как совокупностьотношений между социальными институтами. Социальная структура общества находитсвое выражение и в «наборе» институтов, которые существуют в обществе (имеютсяв виду семейные, религиозные, политические, правовые и другие институты). Наборинститутов для разных обществ в целом одинаков, и социальные институты могутрассматриваться как своего рода социологические универсалии[9].
Однако в этой сфере существуют и свои различия, которые касаются впервую очередь содержания социальных институтов, то есть совокупностивыполняемых ими конкретных функций, особенностей их формирования, длительностисуществования и т.д. Например, на содержательном уровне различаются властныеинституты, основанные на выборе руководителя, либо на наследовании постародственником или преемником-последователем.
Важным показателем специфичности общества является и соотношениемежду социальными институтами (например, для восточных обществ семейныеинституты важнее политических, которые рассматриваются как продолжение первых).
Среди других показателей специфичности социальной структуры с этойточки зрения можно указать также на соотношение формальных и неформальныхинститутов. Если в обществе преобладают формальные институты, то правомерноговорить о низкой степени развитости социальных отношений.1.2Институт региональной государственной службы: сущность и кадры
Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останетсяодним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов еепостроения и функционирования, лежащих в ее основе теоретических представлений,истории ее возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих игрядущих в ближайшем времени перемен — необходимы широкому кругу образованныхлюдей, а не только специалистам в области государственного управления, но такжеюристам, экономистам, политологам, менеджерам, социологам и др.
Государственная служба — вид трудовой деятельности, заключающейсяв практическом осуществлении государственных функций работникамигосударственного аппарата, занимающими должности в государственных учрежденияхи получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институтГосударственная служба — комплекс правовых норм, определяющих правовоеположение служащих, условия и порядок их поступления на службу и еепрохождения, их ответственность и формы поощрения. Государственная службавключает в себя:
Ø федеральнуюгосударственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
Ø государственную службусубъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
Под государственной службой в субъектах РФ понимаетсяпрофессиональная деятельность лиц, занимающих должности в аппаратахгосударственных органов субъектов РФ для обеспечения исполнения их полномочий[10].Как и федеральная, эта служба осуществляется в органах представительной,исполнительной и судебной власти, а также в других органах, наделенныхсубъектом Федерации соответствующими полномочиями.
Особенности этого вида государственной службы состоят в том, чтоона:
Ø проходит в основном вграницах этих субъектов и решает подведомственные им задачи;
Ø осуществляется в однойили в двух палатах законодательного органа в зависимости его структуры;
Ø законодательствосостоит из нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов[11].
СогласноКонституции, в ведении РФ находятся (ст.71):
1)           судоустройство; прокуратура;
2)           метеорологическая служба;
3)           федеральная государственная служба[12].
В совместномведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся(ст.72):
1)        кадры судебных и правоохранительныхорганов; адвокатура, нотариат;
2)        установление общих принциповорганизации системы органов государственной власти и местного самоуправления[13].
Основнойзадачей региональных органов государственной власти и управления, выполнениекоторой относится исключительно к прерогативе регионов, является обеспечениеэффективного функционирования и развития социальной сферы на территории.Выполнение этой задачи во многом определяется наличием солидарнойответственности региональной, федеральной власти и бизнеса, функционирующего насоответствующей территории. Хотя поддержка и развитие социальной сферы являетсяфункцией региональных органов власти и управления, именно федеральная властьответственна за достижение и воспроизводство в каждом регионе некоторых общихстандартов уровня и качества жизни. Аналогично этому бизнес, функционирующий врегионах, несет ответственность за сохранение социальной стабильности насоответствующей территории и заинтересован в этом как в важнейшем элементепредпринимательского и инвестиционного климата.
Важнейшейзадачей государственного и муниципального управления на уровне субъектовФедерации является также организация воспроизводства трудовых, капитальных,природных, организационных, информационных (научно-технических) ресурсов ипроцессов взаимодействия между ними. Бизнес — корпоративные структуры разделяютс региональными и муниципальными органами власти и управления ответственностьза состояние и развитие социальной сферы на территории[14].
Деятельностьрегиональных и местных органов власти охватывает социальный институциональный ивоспроизводственный аспект функционирования региона как социально-территориальнойобщности. Это значит, что региональная социальная политика направлена навоспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональноеобеспечение преимуществ региона в сфере предпринимательского климата[15].
Особенностьюего функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушениепропорций социального воспроизводства, демографических процессов и т.п., чтопревращает регион в депрессивную социальную структуру. Поэтому региональнаяполитика направлена, прежде всего, на реализацию интересов и потребностейнаселения региона.
Наряду ссоциальными интересами населения важное значение имеют цели и стратегиясоциально-экономического развития региона в контексте всей страны. Эти целимогут не совсем совпадать с региональными интересами, однако, их определеннаямера соответствия — важнейшее условие поступательного развития региона.
Инструментами государственной региональной политики служатфедеральный и местные (региональные) бюджеты, социальные трансферты,региональные преференции в области налогообложения, тарифов, ценообразования,субсидий и дотаций и т.п.[16]
Особое значение в области регулирования социального развитиярегионов имеют два принятых в годы реформ Федеральных закона: Закон РФ «Обобщих принципах организации местного самоуправления РФ» (1995г.), всоответствии с которым впервые определена экономическая основа и функцииместного самоуправления, ответственность его перед населением в вопросахзанятости, уровня жизни, экологической безопасности, соблюдения прав и свободграждан и т.п. А также Закон РФ «О государственном прогнозировании ипрограммировании социально-экономического развития РФ» (1995г.), которымпредусмотрена разработка региональных программ и прогнозов социального развитиякаждого субъекта Федерации, а также крупных экономических регионов[17].
Большое значение для развития регионов имеет государственнаяслужба и, в частности, персонал данной организации.
Персоналомгосударственной службы являются государственные служащие. Государственнымслужащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке установленном федеральнымзаконом, обязанности по государственной должности государственной службы заденежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета илисредств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом,костяк персонала Государственной Службы составляют лица, занимающиегосударственной должности и управляющие по поручению или от имени государства.
Государственнаядолжность — должность в федеральных органах государственной власти, органахгосударственной власти субъектов РФ, а также в государственных органах,образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругомобязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственногооргана, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей[18].
Государственныедолжности подразделяются на группы по специализациям, предусматривающим наличиеу государственных служащих для исполнения обязанностей по государственнойдолжности одной специализации соответствующего профессионального образования.Специализация государственных должностей государственной службы устанавливаетсяв зависимости от функциональных особенностей предмета ведения соответствующихгосударственных органов.
В целяхтехнического обеспечения деятельности государственных органов, в их штатноерасписание могут включаться должности, не относящиеся государственнойдолжностям[19].1.3Государственное учреждение права как один из социальных институтов: нормы исанкции, персонал и нормативное обеспечение деятельности
Социальные нормы — это предписания, которые являются общимиуказаниями для социального действия.
Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями.Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а социальные нормы —это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения.Норма предполагает ожидание правильного поведения, а следовательно, не можетсуществовать без согласия и более или менее сильного принуждения.
Можно выделить несколько видов социальных норм:
1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцыповедения;
2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете иобычно имеющие рациональное обоснование;
3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах,которые изданы государством. Они более четко, чем все остальные разновидностисоциальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества ипредписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечиваетсясилой государства;
4) политические нормы, которые касаются отношений между личностьюи властью, между социальными группами и между государствами и находят своеотражение в международных правовых актах, конвенциях и т. д.;
5) религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, веройсторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются наосновании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещаютв себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций иобычаев;
6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном ибезобразном[20].
Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могутбыть позитивными и негативными.
Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение засоответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Следовательно,позитивные санкции стимулируют следование нормам. Негативные санкции — этонаказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или,по крайней мере, уменьшить его вероятность[21].
Санкции могут быть также жесткими и мягкими, прямыми и косвенными.Ярким примером жесткой прямой санкции может служить наказание за уголовное преступление.
Санкции по своему характеру неоднородны. Так, позитивные санкциимогут иметь форму материального (финансового) поощрения, похвалы или одобрения,предоставления каких-то возможностей и т. д.
Негативные санкции могут осуществляться при помощи штрафа,тюремного заключения, словесного осуждения, уклонения от контактов и изоляциинарушившего нормы индивида, физических наказаний и т. п. Очевидно, что все этиразновидности неравноценны и принадлежат к разным сферам взаимодействия.
Существуют различные точки зрения на санкции. С одной стороны,санкции могут рассматриваться как способы внешнего принуждения. Этой точкизрения придерживается теория социального конфликта. С другой стороны,существует мнение, что санкции интернализуются индивидом, то есть принимаютсяим как свои собственные. А, следовательно, индивид стремится контролироватьсвое поведение, ожидая от других поощрения или наказания.
Носителямиправовых норм и санкций являются государственные учреждения права.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционнымзаконом. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные(уставные) суды и мировые судьи РФ, составляющие судебную систему РоссийскойФедерации.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) судысубъектов РФ, мировые судьи[22]. (Приложение1)
Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектовРФ создаются и упраздняются законами субъектов. Районный суд в пределах своейкомпетенции рассматривает дела в качестве первой и второй инстанции, иосуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционнымсудом.
Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношениюк мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.В суде существует аппарат, который осуществляет обеспечение работы суда иподчиняется председателю. Работники аппарата являются государственнымислужащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
Судьи осуществляют свою деятельность исходя из Федеральногоконституционного закона о судебной системе от 1996г. Судьи и работники аппаратасуда должны быть обеспечены нормативными правовыми актами, юридическойлитературой и справочно-информационными материалами. Этим обеспечениемзанимается администратор суда, должность которого была введена с принятиемзакона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[23].
Прежде всего, судьи должны быть обеспечены Конституцией РФ, нормыкоторой являются нормами прямого действия и применяются в судах всех уровней. ВРоссии в настоящий момент действует 19 кодексов, и все они применяются прирассмотрении дел.
В настоящеевремя судебная практика высших органов судебной власти России в ряде своихаспектов является источником права и может содержать нормозаменяющие положения:информацией о ней судьи также должны обеспечиваться в полном объеме.Значительное количество правовых актов, которое сегодня требуется прирассмотрении судебных дел, не может быть представлено в печатном виде впостоянное пользование каждому судье; тем более нереально в условиях районныхсудов, особенно небольших, вести контрольные экземпляры всех необходимых актов.Данная задача во многом решается путем оснащения компьютернымиинформационно-правовыми системами.
Увеличениеобъема нормативной базы, усложнение правоотношений, особенно в сферегражданского оборота, расширение компетенции судов общей юрисдикцииобусловливают постоянно возрастающую потребность судей в юридическойлитературе. Это комментарии к кодексам и другим нормативным актам, монографическаялитература, юридическая периодика научного, практического и юридическогопрофиля[24].
Но нормативныедокументы не могут обеспечить полноценную работу судов, если не принимать вовнимание персонал организации. Именно от кадров и их квалификации зависиткачество работы.
Глава II. Исследованиесоциально-демографической ситуации в Калининском районном суде (г. Новосибирск) 2.1 ХарактеристикаКалининского районного суда
СогласноТрудовому кодексу РФ, при приеме на работу в районный суд, как и в другиеорганизации, заключается трудовой договор между работодателем и работником[25].(приложение №2) Работодатель в данном случае — председатель суда Аппарат судасостоит из государственных служащих, как упоминалось ранее, занимающих разныедолжности. На рисунке 1 представлена схематичная структура должностей.
/>

Рис. 1.Кадровая структура районного суда
Каждый работник,в соответствии с занимаемой должностью, осуществляет свою профессиональнуюдеятельность, то есть определяемый состав работ.
Секретарьсуда осуществляет: регистрацию, учет ихранение гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях;прием, регистрацию, передачу по назначению жалоб и представлений на решения,приговоры, постановления и определения суда; оформление и подготовку дел длянаправления в кассационную и надзорную инстанцию, ведение учета данных дел;подготовку и направление документов по исполнению приговоров, решений,определений и постановлений.
Помощниксудьи осуществляет:
Ø изучение жалоб, заявлений, дел,поступивших к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказев приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.);
Ø оказание помощи судье в подготовке делак судебному разбирательству;
Ø подбор законов, нормативных актов,материалов по судебной практике, подготовку заключений по спорным вопросамприменения законодательства;
Ø контроль по делам, рассмотрение которыхотложено или приостановлено;
Ø по поручению судьи подготовку проектовсудебных постановлений по делам;
Ø подбор данных и материалов дляобобщений, докладов и выступлений;
Ø подготовку проектов ответов наобращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи;
Ø участие в приеме судьей граждан июридических лиц; выполнение иных поручений судьи.
Секретарьсудебного заседания осуществляет:оформление гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушенияхс момента поступления в суд заявления и после рассмотрения; подготовку дел ксудебному заседанию, вызов участников процесса и свидетелей, извещениеучастников процесса и других лиц о времени и месте судебного разбирательства;проверку уведомлений об извещении участников процесса; проверку явки лиц,вызванных в судебное заседание; ведение протоколов судебных заседаний иознакомление с ними участников процесса по их ходатайствам, изготовлениепротокола судебного заседания; оформление разрешений на свидание с осужденными;ознакомление осужденного с протоколом судебного заседания; выполнение другихработ по поручению председателя суда, заместителя председателя, судьи иначальника отдела.
Судьи, взависимости от ведения дела делятся на судей, рассматривающие уголовные дела,судей, рассматривающие гражданские дела и судей, рассматривающиеадминистративные дела и т.д.
Судья,рассматривающий уголовные дела,осуществляет:
Ø изучение поступившего дела;
Ø подготовительную часть судебногозаседания;
Ø судебные прения; составление и вынесениечастного определения;
Ø провозглашение приговора (оглашениеопределения);
Ø проверку протокола судебного заседанияи его подписание;
Ø рассмотрение дел в апелляционномпорядке, пересмотр приговоров;
Ø исполнение запросов о правовой помощи ит.д.
Судья,рассматривающий гражданские дела,осуществляет:
Ø принятие искового заявления с вынесениеопределения;
Ø принятие мер по обеспечению иска;
Ø внесение определения о назначении делак судебному разбирательству;
Ø судебное разбирательство (допрос свидетелей,эксперта, специалиста; исследование вещественных доказательств; осмотр наместе; принятие судебного решения);
Ø передачу дела по подсудности нарассмотрение другого суда;
Ø принятие гражданского дела сапелляционной жалобой; принятие кассационной жалобы, проведение подготовки поназначению кассационной жалобы к рассмотрению;
Ø принятие, проведение подготовки,назначение и рассмотрение жалоб на действия судебных приставов-исполнителей ит.д.
Судья,рассматривающий административные дела,осуществляет:
Ø подготовку к рассмотрениюадминистративных материалов, их изучение, вынесение постановлений, определенийо назначении;
Ø рассмотрение материалов, разъяснениеправ по привлеченному лицу, потерпевшему, оглашение протокола о нарушении,исследование доказательств;
Ø вынесение постановления, егообъявление, вручение копий;
Ø изучение протокола судебного заседания,его подписания, рассмотрение жалоб на постановления мировых судей, другихорганов, уполномоченных рассматривать административные материалы;
Ø рассмотрение протеста прокурора напостановление судьи.
Архивариус (специалист 1 категории) выполняет работы, связанные сведением делопроизводства архива суда, осуществляет: прием, учет, хранение ивыдачу документов, находящихся в архиве; систематизацию архивных документов;ведение журнала учета архива суда; обеспечение сохранности архивных судебныхдел и документов, создание необходимого режима хранения; подготовку и передачудел, подлежащих сдаче в архивное учреждение на государственное хранение, согласноутвержденным графикам; уничтожение архивных материалов в соответствии с актамина уничтожение дел по истечении срока хранения; прием граждан в соответствии срежимом работы суда; иной работы по поручению председателя суда, начальникаотдела.
Администраторсуда осуществляет: организационноеобеспечение деятельности суда, информационно-правовое обеспечение деятельностисуда; организацию работы по сбору заявок на обеспечение юридической исправочно-информационной литературой, метод, пособиями для работников аппаратасуда; организацию производства ремонтных работ и технического оснащения здания,помещений и сооружений суда; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда исредств связи, хозяйственной службы и т.д. (Приложение №3)
Главныйспециалист (Приложение №5)
Так жесуществует перечень государственных должностей федеральной государственнойслужбы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности федеральныхсудов общей юрисдикции. В районном суде ведущая должность — это начальникотдела, заместитель начальника отдела; старшая должность — консультант, главныйспециалист, старший судебный исполнитель, ведущий специалист; младшая должность- специалист 1 категории, секретарь судебного заседания, секретарь суда,специалист 2 категории.
В таблице 1 приведеноштатное расписание Калининского районного суда.
Таблица 1
Штатноерасписание Калининского районного суда№ Наименование должности  Количество штатных единиц 1. Председатель суда  1 2. Судьи  16 3. Секретарь судебного заседания  16 4. Помощник судьи  16 5. Секретарь  8 6. Помощников председателя суда  2 7. Главный специалист  4 8. Архивариус  2 9. Специалист  4 ВСЕГО  69
2.2 Исследованиесоциально-демографических и профессиональных характеристик персоналаКалининского районного суда
Объектисследования: служащие Калининскогорайонного суда г. Новосибирска.
Предметисследования: социально-демографические ипрофессиональные характеристики работников суда.
Цельисследования: выявитьсоциально-демографические характеристики персонала районного суда; выяснениесоответствия работников данного суда занимаемой должности.
Рабочаягипотеза: Предположительно большинствоработников районного суда не удовлетворены материальным вознаграждением своеготруда. Квалификация и компетенция работников соответствует занимаемымдолжностям.
Структурная операционализация приведена в Приложении №7.
Факторная операционализация приведена в Приложении №8.
Исследованиепроводилось путем анкетирования респондентов в пределах выборочной совокупностина основе проведенной операционализации выделенных факторов, определяющихсоциально-демографические и профессиональные характеристики служащих суда,исходя из поставленной цели.
Выборочнаясовокупность: в процессе исследования былоопрошено 25 человек Калининского районного суда.
Сборисходных данных осуществляется путемзаполнения работниками суда анкет с вопросами по теме исследования, то естьосновной процедурой сбора информации является метод анкетирования. Анализинформации осуществляется посредством обработки анкет. Обработка анкет, в своюочередь, производится на основе полученных вариантов ответов на поставленные ванкете вопросы.
В анкетесформулированы вопросы, позволяющие определить социально-демографические ипрофессиональные характеристики служащих суда, проследить зависимостьквалификации и компетентности от пола, места жительства и других факторов,выявить проблемы, связанные с этим вопросом, а также возможности их разрешения.Анкета социологического исследования по теме «Социально-демографические ипрофессиональные характеристики служащих суда» состоит из 22 вопросов. (Анкетаприведена в Приложении №4; сводная анкета в Приложении№6)
Анализрезультатов и выводы.
Персонал (кадры) органов государственной власти можноквалифицировать по разным признакам:
1.        Классовому (рабочие, крестьяне,интеллигенция и т.д.)
2.        Отраслевой принадлежности (трудиндустриальный, с/х и т.д.)
3.        Социально-профессиональному (политический,хозяйственный, военный и т.д.)
4.        Социально-демографическому (пол,возраст, образование, трудовой стаж и т.д.)
Именно последняя классификацию была исследована в процессе данной работына примере служащих Калининского районного суда.
В процессе исследовано было анкетировано 25 человек.
В результате проведенного исследования можно сделать выводы, чтоработники данного суда достаточно компетентны в своей профессиональнойдеятельности, так как специальное образование большинства соответствуетзанимаемым должностям. Говоря о стаже работы по специальности, можно сказать,что люди, работающие здесь довольно долгое время, в результате приобретают опытработы, что тоже говорит о компетентности.
В результате исследования были выяснены социально-демографическиеи профессиональные характеристики данной группы респондентов.
Целью было выяснение соответствия работников данного судазанимаемой должности, что проявляется в компетентности служащих, котораянепосредственно зависит от стажа, опыта работы, уровня образования, возраста. Атакже мотивацию того, почему служащие занимают ту или иную должность и вообщеосуществляют свою профессиональную деятельность данной отрасли.
100% опрошенных респондентов — это женщины, несмотря на тяжелыйтруд во всех отношениях, но это не оказывает влияние на функционированиеорганизации. Причем 60% из них не замужем, что определяется во многомспецификой работы в данной организации. Если сопоставить этому планыотносительно использования своего потенциала в личной жизни, где 66% женщинхотят создать семью и родить ребенка, можно сделать вывод, что есть стремление кгармонии между работой и личной жизнью.
Исходя их связи социального происхождения и образования, гдеосновная масса это рабочие, интеллигенция и служащие, причем 59% имеютспециальное образование, соответствующее занимаемой должности, 60% это неполноевысшее и 20% высшее, что скорей всего во многом обусловило выбор профессии.
Также существует зависимость между стажем работы, образованием ииспользованием своего потенциала в профессиональной деятельности, то есть здесьпросматривается мотивация, что людей держит в данной организации не толькоматериальное удовлетворение потребностей, так как большинство абсолютно неудовлетворены компенсацией за свой труд (44%) и не удовлетворяют минимальныхсвоих потребностей — 36%.
Для большинства респондентов работа в данной организации этоприобретение опыта работы (квалификации 76%) параллельно получаемому высшемуобразованию.
Служащие данного суда, уже имеющие высшее образование и стажработы, стремятся получить постобразование, что ведет к карьерному росту, таккак перспектива повышения — 50% есть у 60% опрошенных. Те, кто пока этого неимеют, стараются получить то, что, по их мнению, ведет и к увеличению зарплаты(25%).
Заключение
Проделаннаяработа позволяет сделать следующие выводы.
Современноеобщество состоит из социальных организаций и социальных институтов. Социальный институт — это повторяющиесяформы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальнаяжизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений. Социальныеинституты действуют от имени общества как целого. Институциональные связиодновременно являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом длятого, чтобы удовлетворить те или иные потребностей своих членов.
Государственная служба является одним из основных социальныхправовых институтов современного государства. Государственная служба — вид трудовой деятельности,заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работникамигосударственного аппарата, занимающими должности в государственных учрежденияхи получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институтГосударственная служба — комплекс правовых норм, определяющих правовоеположение служащих, условия и порядок их поступления на службу и ее прохождения,их ответственность и формы поощрения.
Государственная служба, как и любой другой социальный институт,имеет социальные нормы и социальные санкции. Социальные нормы — это предписания, которые являются общимиуказаниями для социального действия.
Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могутбыть позитивными и негативными.
Основнымучреждением, которые регулирует отношения в обществе при помощи санкций,является правовое учреждение (суд). Именно исследование работников даннойорганизации и послужило целью данной работы.
В ходепроведения исследования, были выявлены социально-демографические ипрофессиональные характеристики служащих районного суда.
Списокиспользованной литературы
1.        Конституция РФ. – М.: АСТ: Астрель,2005.
2.        Трудовой кодекс РФ. — Новосибирск:ЭКОР, 2002.
3.        Федеральный конституционный закон «Осудебной системе РФ» от 26.12.1996.
4.        Атаманчук Г.Л. Теория государственногоуправления. – М.: Юридическая литература, 1997.
5.        Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основырегиональной политики. – СПб.: Питер, 1998.
6.        Гладышев А.Г, ИвановВ.И., Савченко Е.С. Муниципальная кадровая политика. — М.: Муниципальный мир,2003.
7.        Государственная служба. / Под ред.Анисимова В.Б. – М.: Дело, 2000.
8.        Гринберг А.Г. Социология. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
9.        Игнатов В.Г., Бутов В.И.Регионоведение. – М.: Тесса, 2000.
10.      Кадровое делопроизводство. / БасаковВ.А. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
11.      Кадровое обеспечение государственныхучреждений. / Сост. Чевердаков В.А. – Казань: Арена, 2004.
12.      Касьянов В.В. Социология. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
13.      Кахаров А.Г. Социология региона. – М.:ИНФРА-М, 1996.
14.      Колесников Ю.С. Прикладная социология.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
15.      Кравченко А.И. Социология организаций.– М.: Просвещение, 1998.
16.      Лебедева В.М.Настольная книга администратора суда общей юрисдикции. — М.: Юность, 2004.
17.      Мешков В.С. Социология. – М.: Экзамен,2005.
18.      Прикладная социология. / Под ред.Колесникова Ю.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
19.      Радугин А.А., Радугин К.А. Введение вменеджмент: Социология организаций и управления. – М.: Приор-издат, 2002.
20.      Социальные организации./ Под ред.Проценко С.И. – СПб.: Питер, 2005.
21.      Социологический словарь. / Сост. ПротасовП.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
22.      Социология. / Под ред. Матвеевой М.Д. –М.: ВЛАДОС, 2003.
23.      Староверов В.И. Социология регионов. –М.: ИНФРА-М, 1998.
24.      Тощенко Ж.Т. Социология. – М.:Прометей, 1994.
25.      Шкаратан О.И. Социология. – М.: Просвещение,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.