Реферат по предмету "Социология"


Социальные организации и социальное управление

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Социальныеорганизации
1.1 Понятие социальнойорганизации
1.2 Структура организаций
1.3 Типология организаций
Глава 2. Социальноеуправление
2.1 Социальное управлениекак вид управления в обществе
2.2 Уровни и функции социальногоуправления
2.3 Система социальногоуправления
Заключение
Список литературы

Введение
Вповседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываемв него разные значения.
Во-первых,организацияпонимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связейи координации усилий отдельных членов социальной группы. С этой точки зренияорганизация — это процесс «организовывания». Например, руководительпромышленного предприятия организует его работу. Это означает, что он долженрасставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту инепрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормывыработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих и т.д. Все это ибудет называться организацией производственного процесса.
Во-вторых,организациячасто понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченнуюструктуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект,упорядочены. Например, если говорят, что та или иная группа организованна,значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которыедолжен выполнять конкретный индивид для достижения общей цели группы, т.е., еговклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей и т.д.
В-третьих,подорганизацией понимается искусственное образование институционального характера,выполняющее определенную общественную функцию. Университет с этой точки зренияпредставляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функциинакопления и передачи знаний от поколения к поколению.

Глава 1.Социальные организации
 
1.1Понятие социальной организации
Средиэлементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям.Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких егозначениях.
Во-первых,социальную организацию рассматривают как элемент структуры общества, предназначенныйдля выполнения определенных социальных функций.
Во-вторых,это особый вид деятельности, состоящий в координации действий, в налаживаниисвязей и отношений.
В-третьих,социальная организация выступает как степень внутренней упорядоченности, согласованностичастей целого.
В-четвертых,это единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды,социального пространства, коммуникаций в структуре общества.
Мы будемупотреблять термин «социальная организация» во всех перечисленных значениях, нопри этом постоянно иметь в виду, что второе, третье и четвертое «работают» напервое. Другими словами, они объясняют и обосновывают специфику социальныхорганизаций как элемента структуры общества. Прежде чем дать определениесоциальной организации, зададимся вопросом: какова объективная необходимостьсоциальной организации? для чего она возникает?
Как и любыедругие элементы структуры общества, социальная организация появляется для удовлетворенияопределенных потребностей людей, связанных с реализацией целей их деятельности.Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальныеобщности, общество в целом, невозможно достичь без социальной организации.
Она выступаеткак способ объединения индивидов, социальных групп, консолидации их усилий впроцессе взаимодействия при решении наиболее важных задач жизнедеятельности. Социальнаяорганизация систематизирует определенным образом отношения между людьми,общностями, обществом в целом, направляя их развитие в определенное русло радиреализации поставленных целей.
Причем самицели могуч, иметь как общественный, так и индивидуальный характер. Но при этомони взаимосвязаны, поскольку нельзя достичь каких-либо общих целей безреализации индивидуальных устремлений, и наоборот. Следовательно, социальнаяорганизация имеет двойную направленность: либо она способствует достижениюобщих целей через индивидуальные, либо, напротив, достижению индивидуальныхцелей через общие. Это свидетельствует о том, что в создании социальнойорганизации заинтересовано как общество в целом, так и конкретные социальныеобщества и индивиды.
На основаниисказанного можно следующим образом определить социальную организацию: это системаотношений, объединяющих людей и их общности для достижения определенных целей ивыступающая как элемент структуры общества, как вид деятельности, каквнутренняя упорядоченность и согласованность частей целого, как единство ивзаимодействие социальных общностей, социальной среды, социальногопространства, коммуникаций. Из определения следует, что важнейшая задачасоциальной организации — способствовать достижению конкретных целей. В этомсмысле сама организация является определенным средством (или инструментом)решения той или иной совокупности задач.
Социальнаяорганизация может существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует каксоциальное образование, включающее в себя некоторое количество взаимосвязанных,выполняющих определенные функции групп людей. В то же время важнейшаясоциальная особенность организации состоит в «безличном» характере выполняемыхфункций.

1.2 Структураорганизаций
Социальнаяорганизация — одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своейспецифической структурой. Основной критерий структурирования социальныхорганизаций — степень их формализации, соотношение формального и неформальногоэлементов в них. С учетом этого критерия различаются организации формальные инеформальные.
Формальныеорганизации
Подформальной организацией в литературе понимают систему (сеть) «отношений,представляющих собой официально установленную структуру статусов, программудеятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальнойорганизацией». В приведенном определении названы основные структурные элементыформальной организации: отношения, статусы, программа деятельности, нормы,правила поведения.
Эти элементыхарактерны для любой формальной социальной организации, будь то промышленноепредприятие, частная фирма, научно-исследовательский институт, государственнаяили муниципальная структура, учреждение, школа, больница и т.д1.Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное соспециализацией деятельности должностных лиц. Каждое из них выполняет строгоопределенные функции в соответствии с занимаемой позицией. В своей совокупностиэти лица составляют специальный административный аппарат, без которогоформальной организации не существует.
Основнойзадачей такого аппарата является координация действий своих членов в целяхсохранения организации. Эти должностные лица рассматриваются функционально — некак личности, а как «носители» определенных социальных ролей.
В рамкахформальной организации существует иерархия должностных позиций, в основекоторой лежит принцип руководства-подчинения. Далее, формальная организациявключает в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали(подчинение, соподчинение), так и по горизонтали (сотрудничество).
Этикоммуникации служат также средством служебного общения. Наконец, еще одинэлемент формальной организации — нормы и принципы поведения должностных лиц вее рамках, подлежащие строгой регламентации — как правовой, так и отчастиморальной.
Формальнаяорганизация обладает рядом особенностей, две из которых — рациональность ибезличность — являются важнейшими. Первая означает, прежде всегоцелесообразность собственной деятельности, направленной на реализацию программыформальной организации. При всех плюсах эта особенность иногда превращается всвою крайность — начинает «работать» на саму себя, сводя первоначальнопоставленные широкие цели удовлетворения потребностей значительных групп людейк узким целям удовлетворения потребностей только членов данной организации.
О второйособенности формальной организации — ее безличности — уже упоминалось выше.Суть ее в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а наабстрактных индивидов — должностных лиц. С учетом названных особенностейформальная организация имеет все основания рассматриваться как бюрократическая система,без привнесения в нее негативных характеристик понятия «бюрократизм».
Неформальнаяорганизация
В отличие отформальной неформальная социальная организация — это спонтанно складывающаясясистема социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительногомежличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не всостоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальнойорганизации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся наспецифических неформальных отношениях.
Последниепредставляют собой либо неформализованные служебные отношения, которые несутфункциональное (производственное) содержание и существуют параллельно сформальной организацией, либо социально-психологическую организацию в виде стихийновозникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищескихотношениях. В качестве таких неформальных организаций могут выступатьлюбительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д2.
Неформальныеотношения и организации в условиях жесткой системы административных правил повышаютэффективность формальной организации, поскольку:
а) сглаживаютвозможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами;
б)способствуют сплоченности членов организации;
в) сохраняютчувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.
1.3 Типологияорганизаций
Социологическаянаука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из нихположены три признака:
1) степеньформализации отношений в организации,
2)подвижность цели и
3) степеньвлияния членов на результаты ее деятельности.
Всоответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:
1.Административные.
2.Общественные.
3.Ассоциативные.
Административные(или деловые) организации характеризуются следующими признаками:
·         жесткозаданной структурой и высокой степенью формализации отношений;
·         целями,которые устанавливаются извне, а не вырабатываются самой организацией;
·         ограниченнымивозможностями для участников влиять на
·         процесспринятия решений в организации.
Примерамиздесь могут служить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения ит.п.
Общественные(или союзные) организации — это организации, в которых:
·         целиболее подвижны по сравнению с административными объединениями;
·         структурыи взаимодействия менее формализованы;
·         участникиимеют возможности влиять на конечные цели организации;
·         членыорганизации вступают в нее добровольно.
·         Профсоюзы,политические партии, клубы по интересам и т.д. — все это общественные организации.
Дляассоциативных организаций характерны свои особенности:
·   степеньформализации отношений в таких объединениях минимальна;
·   структурыподвижны;
·   целине декларируются, а вырабатываются самой организацией; влияние индивидов напроцессы принятия решений достаточно велико.
Примерыорганизаций данного типа — семья, дружеская компания и т.п.
Все этиобъединения, несмотря на их значительные различия, относятся к классуорганизаций. Дело в том, что все они выполняют одну важную функцию —регламентируют разнонаправленную деятельность индивидов, объединенных в одноцелое. Организации предлагают участникам кодекс правил поведения, наборобязанностей и ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила могутбыть жесткими или не очень жесткими, в зависимости от типа взаимодействий междучленами, тем не менее, они всегда должны соблюдаться для успешногофункционирования организации.
Кроме того,организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятияформальной и неформальной организации ввел в мировую науку американскийсоциолог Элтон Мэйо.При проведении своих знаменитых Хоторнскихэкспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимослужебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи.Причем и те и другие не хаотичны, а строго упорядочены и починяютсяопределенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальныеотношения как внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от другаполучили название организаций.
В зависимостиот того, какие типы отношений (личностные или деловые,институционализированные) преобладают в том или ином объединении людей,организации подразделяют на формальные и неформальные.
В формальнойорганизации вотношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличныхтребований и стандартов поведения, которые формально заданы и жесткозакреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках ихстатусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторомуобязательному их набору. Личные качества и способности индивидов неучитываются.
Так, директорможет быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, аможет быть пассивным и некомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым,но формально он должен занимать более низкую позицию в структуре организации.
Такимобразом, формальная организация стремится сделать поведение участниковконтролируемым и предсказуемым. В ее основе лежит принцип максимальногоупрощения и стандартизации отношений между людьми. Именно благодаря наборумоделей и стандартов поведения формальные организации составляют каркассоциальной структуры всего общества, придают ей устойчивость и целостность.Примерами формальной организации могут служить предприятия, учреждения,министерства и т.п. В таких объединениях личные возможности индивида крайнеограничены.
Неформальнаяорганизация представляетсобой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится напринципах саморегуляции. Здесь в большей степени учитываются личные особенностии качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числерегуляторов поведения превалируют групповые нормы. Часто среди руководителей,формально занимающих позиции одного уровня, мы выделяем того, кто умеетработать с людьми, способен быстро и четко решать поставленные перед нимзадачи. Отдавая ему предпочтение, налаживая с ним деловые контакты, мыустанавливаем одну из взаимосвязей неформальной структуры.
Такиеотношения не закрепляются официальными правилами и документами и,следовательно, могут быть легко разрушены, если, например, данный руководительне оправдал ожиданий. Таким образом, неформальная структура менее устойчива посравнению с формальной. С другой стороны, спонтанное поведение людей в такойорганизации придает ей гибкость и подвижность, что в современном мире, где всенепрестанно и быстро меняется, является достоинством.
«Законсервированная»,полностью формализованная организация не способна сегодня эффективнофункционировать, хотя определенная доля формализации в отношениях между людьмидля успешного целее — достижения всегда необходима. Неформальные организациимогут существовать не только как составляющие формальных. Например, клубы поинтересам, кружки, женские союзы и т.д3. — все это неформальныеобъединения.
Итак, организация— это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидовнаправлены, прежде всего, на достижение цели, а отношения между нимирегулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либоее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальнойорганизации).

Глава 2.Социальное управление
 
2.1 Социальноеуправление как вид управления в обществе
Дляобозначения управления в обществе используется термин «социальное управление».Управление в обществе (социальное управление) характеризуется какорганизационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задачпосредством определенных методов. В данном случае термин применяется в широкомсмысле слова. Развернутая трактовка этого понятия будет дана ниже.
В отличие отуправления в технических и биологических системах, оно характеризуетсяразработкой программ, формированием у субъектов мотивации к деятельности, кэффективному труду для достижения сформулированных целей. Управление в живойприроде бессубъектно, на уровне организма управляет генетическая программа,которая является средством управления, а не его субъектом и управляет она несубъектами, а процессами, происходящими в организме.
В автоматическихтехнических системах также имеются программы управления и процессы,организуемые последними. Управление на уровне общества — субъектное, егоотличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управлениясознательно, представляет собой определенный информационный образ, предполагаеторганизацию деятельности людей по реализации управленческого проекта.
 
2.2 Уровнии функции социального управления
В широкомсмысле термин «социальный» означает «общественный» и употребляется при сопоставленииобщества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию«общественный». В узком смысле данный термин охватывает взаимоотношения междуразличными социальными общностями (территориальными, этническими,демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы,протекающие
в социальнойсфере общества, социальную структуру, уровень и качество жизни людей.Соответственно, термин «социальное управление» также употребляется в широком иузком смыслах.
До сих портермин «социальное управление» употреблялся нами в широком смысле — как синоним«управления в обществе». Однако настало время обратить внимание на его«звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлениемцелесообразно рассматривать управление территориальными, демографическими,культурными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционнымипотоками, доходами населения, его уровнем и качеством жизни.
Выше ужеговорилось о том, что в обществе выделяются такие уровни управления какгосударственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент).Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего,объекты социального управления — различные виды деятельности людей и отношениймежду социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, накоторую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношениефункций на каждом уровне управления.
Вгосударственном управлении важнейшей является функция регламентациидеятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований иосновополагающих направлений.
С реализациейэтой функции могут быть связаны непрофессиональная деятельность граждангосударства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.),деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя идр.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров,студентов, инвалидов и др.). Специфика объекта государственного управлениязаключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельностьмножества разнородных социальных групп, объединенных на территории одногогосударственного образования.
В силу этогоглавным средством государственного управления выступают системы норм и правил,объединяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одногогосударства. Государство вырабатывает системы норм, регламентирующихдеятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Дляреализации государственного управления по различным направлениям создаютсяспециальные государственные органы.
Государственноерегулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренниеэкономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства,обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направленийсоциальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мировогоправопорядка.
Объектоммуниципального управления также выступает деятельность различных группнаселения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управлениямуниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности,особо важное значение приобретает функция целеполагания.
Субъектыуправления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельностьисполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защитыинвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в полученииобразования). Если государственное управление направлено на непосредственноеуправление гражданами государства, через регулирование выполнения ими действующегозаконодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют ненепосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами иучреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ.
Посколькуграждане, проживающие на территории любого муниципального образования,осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направленона экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиознуюдеятельность, решение этнических проблем, организацию социальной защитынаселения и т.п.
В то же времяего отличие от управления на государственном уровне заключается в том, чтоименно на уровне муниципального образования создается и функционируетсоциальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся вподдержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказаниекоммунальных услуг. Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент.Он рассматривается в литературе с различных позиций.
Во-первых,происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, посколькууправление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах,и вряд ли можно называть его менеджментом, равно как человека, управляющеготехническими системами, — менеджером. Иными словами, менеджмент и управлениенетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управления обществом.
Во-вторых,менеджмент связывают с организацией процесса производства и рассматривают какуправление коммерческими организациями, фирмами, которые осуществляютопределенную деятельности с целью получения прибыли. В связи с этим в учебникахпо менеджменту в основном рассматривается характеристика организаций, изструктуры, уровней управления, организационного поведения, управленияперсоналом, проблем лидере та и т.п.
В-третьих,менеджмент определяют как особый вид профессиональной деятельности поорганизации и управлению, совокупность конкретных методов управления,существующих в рыночном обществе. В качестве важнейшей составляющей менеджментавыделяется управление персоналом организации. Поскольку основной целью, смысломсуществования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли,задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всехзвеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая даетнаибольший эффект для достижения цели.
Тем не менее,нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, которых волнуютсобственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучиесвоей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управлениеперсоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решениесоциальных проблем ее сотрудников.
Функции социальногоуправления:
Разнообразныефункции социального управления можно объединить в три основные группы.
К первойгруппе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и ихпоследовательное улучшение, совершенствование, относятся:
·         обеспечениеусловий безопасности граждан;
·         созданиеи упрочение условий, гарантирующих права и свободы граждан; помощь людям вобеспечении источниками средств к существованию, создание возможностей дляповышения их доходов;
·         обеспечениеинтересов работников при проведении приватизации предприятий;
·         охранатруда и улучшение его условий, обеспечение охраны здоровья граждан;
·         развитиесоциально-бытовой инфраструктуры;
·         созданиеи совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества,государства, производства.
Вторая группафункций охватывает:
·         процессыизменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, ихсоциальных качествах обеспечение роста образовательного и культурного уровнялюдей;
·         организацияинституциональной деятельности, формирующей общественные нравы;
·         помощьлюдям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечениедисциплины и правопорядка;
·         развитиетрудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видовобщественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям,развитие их инновационных ориентации.
Третья группафункций представляет собой:
·         целенаправленноевоздействие на формирование, существование и развитие социальных систем(социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе ирасстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива;
·         развитииего социальной структуры;
·         созданиии изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.
В приведеннойклассификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функцийсоциального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор»,обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем придостаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались каксобственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретныхвидов деятельности.
Выявлениефункций управления выступает одним из важнейших аспектов системыуправленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуетсячерез его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оноопределяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации иконтроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целейорганизации».
Управлениеможет пониматься как «эффективное и производительное достижение целейорганизации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) иконтроля над организационными ресурсами».
В приведенныхтрактовках фиксируются два основных аспекта: выявляются основные функцииуправления, в результате реализации которых осуществляется эффективное ипроизводительное достижение целей организации.
При этомопределения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какиефункции выделяются. В отечественной литературе функции социального управлениярассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция приклассификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию контроль;иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.
В рядеисточников функции управления выделяются более дробно, и в качестве общихфункций, реализация которых представляет собой и управленческий цикл, различаютцелеполагания, прогнозирование, планирование, организацию, координацию,стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общихфункций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл.Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющейсодержание всех остальных, называют целеполагание, все остальные функции рассматриваютсякак подчиненные ей.
Втрадиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат,судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства,мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результатуправленческих решений. Так, в результате функции планирования появляются цели,в результате функции организации — упорядоченность, в результате мотивации —желание трудиться.
Идеявыделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального,однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки управленческихфункций применима, прежде всего, на уровне отдельного работника. Управленческиефункции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельностьобщностей предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властныхотношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель.
Существуетиной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются видыуправленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и еерезультату. В этом случае выделяются информационно-управленческие исервисно-управленческие функции. К предмету информационно-управленческихфункций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируютсяцели деятельности, вырабатываются нормы и оценки.
Результатомэтой функции становятся выявление проблем и разработка управленческих решений.К предмету сервисно-управленческих функций относится формирование как усубъектов управленческой деятельности, так и управляемых субъектов мотивов ктем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение,повышение, понижение, наделение полномочиями и др.).
Еслиинформационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужноделать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реализациипервых.
Например,такие функции, как мотивация и стимулирование, позволяют выявить, на какихусловиях персонал организации выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключениедоговоров и соглашений между работниками и руководителями закрепляет те илииные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями.
Наряду свышеназванными можно выделить и собственно сервисные функции, которые уже неявляются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи,медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функцийявляется содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже.Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы,реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.
Длявыполнения сервисных функций создаются специальные органы и учреждения.Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам,пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью.Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные,муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений,проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этихрешений и законов.
Информационно-управленческиеи сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческиефункции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции,состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любомуправлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации.Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.
2.3 Системасоциального управления
В качествеосновных элементов системы социального управления можно выделить следующие:субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объектуправления; цель управления. Субъектами управления выступают индивиды,способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность,а управляемыми субъектами — люди, способные к осуществлению программ, созданныхдругими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационнойпрограммой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил,принятых в соответствующей сфере деятельности.
Социальноеуправление многосубъектно. Его субъекты — не только индивиды, но игосударственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровнегосударства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти,вырабатывающие законы, исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ)и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социальногоуправления также являются законодательные, исполнительные и судебные органы. Органыместного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений,разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.
Проблемы,требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатыватьпрограммы, которые, в свою очередь, регулируют действия управляемых субъектов.Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могутруководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой.Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, невосприняты исполнителями (управляемыми) субъективно — как «руководство кдействию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличиесоциального управления от других его видов.
Управляемымисубъектами выступают группы людей и отдельные индивиды, способные к реализациисоциальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемымсубъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальнойреабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты,службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иныхформах социальной помощи и защиты.
Проектуправленческой деятельности — сложный идеальный образ, наличие которогообусловливает организацию деятельности, как самого субъекта управления, так иуправляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций,образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект,представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решениепредставляет собой фрагмент проекта.
Проектуправленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какиегруппы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должнырегулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений,и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечениевсех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствамипередвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии ихдостижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, нои как этого достичь.
Социальноеуправление направлено на сложные социальные системы, представляющие собойдействия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. Входе социального управления формируется желательный образ социального процесса(исполнения законов, справедливого распределения налогов, обеспечениябезопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулируетсядеятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимомнаправлении.

Заключение
Посколькуосновной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получениеустойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организациядеятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала,которая дает наибольший эффект для достижения цели.
Тем не менее,нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, которых волнуютсобственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучиесвоей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управлениеперсоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решениесоциальных проблем ее сотрудников.
Цельуправления — создание и сохранение определенного состояния объекта управления,организационного состояния деятельности. Организация, как отмечалось выше,является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируетсяне в каких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по ихпроизводству, упорядоченности уже существующей системы.
Эффективнойбудет считаться та управленческая деятельность, которая приведет к изменениям ворганизационных отношениях, в установках, знаниях, целях, социальных позициях истатусах членов организации. В свою очередь, именно эти изменения и должныбудут привести к позитивным сдвигам в технологиях и непосредственных;результатах производства. Другими словами, между управлением в; организации иполучением непосредственного производственного эффекта необходимо видетьпромежуточные звенья, они и являются результатом управленческой деятельности.

Списоклитературы
 
1. Бабосов ЕМ Социология управленияМинск, 2006
2. Гиддеис Э. Социология. М., 2008.
3. Осипов Г.В., Л.Н.Москвичев. Социология. 2002. 320 с.
4. Мягкова М., А.Ю.Социология, Основы общей теории: учебник. М. 2008г.- 256с.
5. Фролов С.С. Социология. М., 2007. С.220-237.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :