Содержание
Введение
1. Понятие конформизма
2. Социальные конформисты. Причины конформного поведения
3. Основные виды конформистов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Конформизм (от позднелат. conformis — подобный,сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество,пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизмозначает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическоеследование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнениебольшинства, признанный авторитет, традиция и т.п.). В современном буржуазномобществе Конформизм по отношению к существующему социальному строю игосподствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологическоговоздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократическихорганизаций.
От конформизма следует отличатьконформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоениеопределённых групповых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект социализацииличности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Носоциально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономииличности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологовиздавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психическоезаражение» и т.п. С 50-х гг. XX в. предметоминтенсивных экспериментальных психологических исследований стали способы отбораи усвоения индивидом социальной информации и мера его отношения к групповомудавлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов — личностных(степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровеньсамоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих ит.д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин — выше, чем умужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для него,степень сплочённости и структура группы), ситуационных (содержание задачи изаинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается лирешение публично, в узком кругу или наедине и т.п.) и общекультурных (наскольковообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимостьсуждений и т.д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется сопределённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностнойчертой; её соотношение с другими социально-психологическими явлениями, такими,как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления,авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.
В настоящей контрольной работеавтор считает основной целью определение понятия конформиста, установлениепричин возникновения явления конформизма, определение различных типовконформистов, их участие в формировании общественных ценностей.
При написании контрольной работыдля достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по социологиии психологии, а также научных трудов некоторых психологов, социологов,всесторонне рассматривает вопросы о явлении конформизма, устанавливает видовыеформы конформизма, определяет конформиста.
1. Понятиеконформизма
Явление конформизма было открытоамериканским психологом С. Ашем в 1951г.
К настоящему времениисследования по конформизму далеко вышли за рамки простого описанияэкспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение на стыкетрех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии.
Многие исследователи в опытахАша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют вотношениях между людьми в современном капиталистическом обществе. Они исходятиз определенной концепции, согласно которой общество подразделяется на дверезко противоположные группы людей: конформистов и неконформистов(«нонконформистов»). Конформизм объявляется неизбежным результатомразвития общества. «Наш век может быть назван веком конформизма», — заявляютД. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: «Есть свидетельства, чтосовременные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформностисвоим членам». «Цена социального принятия есть конформизм и потерянезависимости», — пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием «Культурапротив человека». «Тенденция к конформности — фундаментальноесвойство личности», — утверждает Р. Кратчфилд. [1]
Мы имеем здесь упрощенноеразделение людей на две категории, причем в одном случае абсолютизируетсяподчинение людей диктату общества, в другом — превращается в абсолютэмансипация человека от общества.
Анализируя труды указанных ученых-психологови социологов, можно прийти к выводу, что именно неконформисты (как их описываютавторы) отличаются устойчивостью личности: они характеризуютсясамостоятельностью, эмансипированностью во взглядах, суждениях, поступках отокружающей их общественной среды. Однако устойчивость личности неконформистов,мягко выражаясь, является своеобразной, ибо неконформисты противостоятобществу, которое враждебно им и стремится путем давления на неконформнуюличность привести ее «к общему знаменателю» — сделав такой же, каквсе остальные.
Едва ли справедливо говорить обустойчивости личности, «свободной от общества», об устойчивости, таксказать, «робинзоновского толка». Для многих из указанных выше работхарактерно расширительное толкование результатов исследований по конформизму — стремлениенепосредственно перенести экспериментальную ситуацию Аша на условияобщественной жизни, придать этой ситуации широкий социальный контекст. В этойсвязи существенное значение имеет продолжение экспериментального исследованияданной проблемы.
Само слово «конформизм»имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказкеАндерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретаетнекоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно еслиони ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие«конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политикекак символ соглашательства и примиренчества.
Чтобы как-то развести этиразличные значения, в социально — психологической литературе чаще говорят не оконформизме, а о конформности или конформном поведении[2], имеяв виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительнопозиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения,свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
В работах последних лет частоупотребляется термин «социальное влияние». Противоположнымиконформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельностьпозиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п. Напротив,сходными понятиями могут быть понятия «единообразие», «условность»,хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означаетпринятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результатедавления.
Конформность констатируется тами тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида имнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности- это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мненийсубъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнююконформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на делеон продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называетсяподлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнениебольшинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта сгруппой в ее пользу.
В исследованиях конформностиобнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступнымзафиксировать на экспериментальном уровне. Это — позиция негативизма. Когдагруппа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этомудавлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что быто ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишьна первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. Вдействительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм неесть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это естьспецифический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»:если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то онфактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцироватьантигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязаннымк групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примерынегативизма демонстрирует, например, поведение подростков).
Поэтому позицией, противостоящейконформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.
Таким образом, можно сделатьвывод, что конформизм — это морально-политический термин, обозначающийприспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, законов,господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственнойпозиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающемунаибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).
В психологии конформизм представляетсобой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизмпроявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее неразделяемой позицией большинства.
В то же время в социологиивыделяют отдельное определение социального конформизма, согласно которомусоциальный конформизм представляет собой некритическое принятие и следованиегосподствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям,авторитетам, принципам, установкам.
К положительным чертамконформизма относят:
формирование единства вкризисных ситуациях позволяющего организации выжить в сложных условиях;
упрощение организации совместнойдеятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартныхобстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартныхобстоятельствах;
уменьшается время адаптациичеловека в коллективе;
социальная группа приобретаетединое лицо.
В то же время явлениюконформизма сопутствуют и отрицательные черты. Среди них можно выделитьследующие: [3]
беспрекословное следованиечеловека нормам и правилам большинства приводит к потере способности приниматьсамостоятельные решения и самостоятельно ориентироваться в новых и непривычныхусловиях;
конформизм часто служитнравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарныхгосударств;
конформизм создаёт условия ипредпосылки для осуществления массовых убийств и геноцида, так какиндивидуальные участники таких акций часто не в состоянии подвергнуть сомнениюих целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;
конформизм часто превращается впитательную среду для всякого рода предрассудков и предубеждений противменьшинств;
конформизм значительно уменьшаетспособность человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убиваетв нём способность оригинально и творчески мыслить.
Степень конформизма индивидазависит от ряда обстоятельств:
характера межличностныхотношений (дружественных или конфликтных);
необходимости и возможностипринимать самостоятельные решения;
размера коллектива (чем он многочисленнее,тем сильнее конформизм);
наличия сплоченной группы,оказывающей влияние на остальных членов коллектива;
сложившейся ситуации илирешаемой проблемы (сложные вопросы могут решаться коллективно);
статуса человека в группе (чемвыше статус, тем меньше проявление конформизма).
2. Социальныеконформисты. Причины конформного поведения
Социальный конформист — это человек, член общества, который вопреки своим взглядам, мыслям, знаниям,под воздействием мнения большинства членов группы принимает это мнение истинноверным и соглашается принять его. [4]
Иными словами конформист — эточеловек, привыкший всем беспрекословно подчиняться. У него нет ни собственногомнения, ни собственных убеждений, ни собственного «Я». Если у негоесть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, тово всем подчиняется ее требованиям. Конформист — это тип социальногоприспособленца.
Конформизм играет особоезначение в деятельности членов организации, так как способность людей приниматьустановленные порядки влияет на их способность приживаться в коллективе, наскорость включаться в работу. При этом следует отметить, что в основеконформизма лежит групповое единомыслие, предполагающее подавлениеиндивидуальности человека, его собственных взглядов с целью поддержки общегомнения.
Конформизм членов коллективаможет формироваться под воздействием сложившихся норм поведения (неписаныхправил о том, что и как следует делать или не делать), нарушение которых строгонаказывается.
Отношение различных людей кконформизму неодинаково. Так, одни принимают нормы поведения безоговорочно истремятся их неукоснительно исполнять, вторые исполняют их только радисохранения расположения коллектива (собственно конформисты), третьи принимаютих на внутреннем уровне но не следуют им внешне, четвертые не принимают ихвнутренне и не следуют им на практике (так называемые индивидуалисты). Отпоследних коллектив стремится избавиться всеми силами, но их профессиональныезнания могут быть очень полезны для общества в целом.
В любом коллективе существуетсистема социального контроля, которая в целом поддерживает конформизм нанеобходимом уровне. В данную систему входят такие меры воздействия на сотрудников,как убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и т.д. Благодаряданным мерам поведение членов общества приводится в соответствие с общепринятым.
От конформизма следует отличатьдругие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которыеформируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влияниемубедительной аргументации. Конформизм — это принятие индивидом определенногомнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Онообусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.
Экспериментальное изучениеконформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляеттакое поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Причем,как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, какразмер группы (максимальное влияние — в группе, состоящей из трех человек),групповая согласованность (при наличии хотя бы одного «инакомыслящего»эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит такжеот возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем несколько болееконформны).
Как было сказано выше явлениеконформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951г. В егознаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми ставиласьзадача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках.В контрольных опытах при индивидуальном выполнении задания оно не вызывало уиспытуемых каких-либо трудностей.
В ходе эксперимента все участники,кроме одного («наивного субъекта»), по предварительной договоренностис экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. «Наивный субъект»не знал о сговоре и выполнял задание последним. В экспериментах С. Аша былообнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е.демонстрировали конформное поведение. После окончания экспериментов с егоучастниками проводилось интервью с целью выяснения их субъективных переживаний.Большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, котороеоказывает мнение большинства группы. [5]
В дальнейшем эксперименты с подставнойгруппой неоднократно воспроизводились в различных модификациях (Р. Крачфилд,1955). При этом было обнаружено, что за внешне сходным «конформным» поведениеммогут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам еговарианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убежденыв том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектомгруппового внушения, при котором воздействие группы происходит нанеосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они были не согласны смнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступатьв открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизмеили приспособлении. Наконец, представители третьей группы «конформистов»говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный срасхождением своею мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группыи были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведениявпоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность или собственноконформность. «Конформность констатируется там и тогда, — отмечает Г.М. Андреева,- где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнениемгруппы и преодоление этого конфликта в пользу группы». [6]
На степень выраженностиконформизма оказывают влияние следующие факторы: пол индивида (женщины в целомболее конформны, чем мужчины), возраст (конформное поведение чаще проявляется вмолодом и старческом возрасте), социальный статус (люди с более высокимстатусом менее подвержены групповому давлению), психическое и физическоесостояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливаютпроявление конформности). [7]
Исследования показали, чтостепень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформностивозрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии5-8 человек (опыты Ж. Годфруа в 1992 и Д. Майерса в 1997). Конформизм какявление следует отличать от конформности как личностного качества, котороепроявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давленияв различных ситуациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлениемвысокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Конформизм тесно связансо значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы наиндивида, и со значимостью (референтностью) группы для индивида и степеньюгрупповой сплоченности. Чем выше степень выраженности этих характеристик, темвыраженнее эффект группового давления.
Феномен негативизма личности поотношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе ипротивопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, ачастным проявлением зависимости от группы. Противоположностью конформизмуявляется самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения отгруппы, устойчивость к групповому воздействию.
3. Основные видыконформистов
Основываясь на результатахисследований, проведенных многочисленными психологами-социологами можно прийтик выводу, что к проявлению различного рода конформизмы склонны более 30% членовобщества. При этом такое явление не является у всех одинаковым и зависит отразного рода факторов. Одним из самых основных факторов, влияющих на уровеньпроявляющегося конформизма у отдельного человека является характер его личности,склонность к изменению своего мнения под воздействием (давлением) мнениябольшинства.
Опираясь на такое утверждениеможно выделить несколько групп социальных конформистов. При этом, в основуделения их на группы была положена их склонность к изменению своего мнения поддавлением мнения большинства и характер последующего поведения индивида. [8]
Первую группу социальныхконформистов составили ситуационные конформисты. Представители данной группыотличаются от других членов общества проявлением наиболее высокой зависимостиот группы в конкретных ситуациях. Эти люди практически всегда, на протяжениивсей жизни следуют мнению большинства. У них напрочь отсутствует собственное мнениеоб окружающем мире. Такими людьми очень легко руководить, подчинять их своейволе, даже если она будет входить в прямой острейший конфликт с его собственной.Эти люди с точки зрения развития общества представляют наиболее опасный егоконтингент, ибо своей приспосабливаемостью очень часто способствуют продвижениюв жизнь крайне негативных явлений — геноцид, тирания, ущемление прав и т.д.
Вторую группу представляютвнутренние конформисты, то есть такие люди, которые в случае конфликта своегомнения с мнением большинства принимает его сторону и внутренне усваивает этомнение, то есть становится одним из членов большинства. Здесь следует сказать,что такой вид конформизма и есть результат преодоления конфликта с группой впользу группы. Такие люди также как и представители первой группы крайне опасныдля общества, которое при наличии большого количества таких представителейдеградирует, превращается в сообщество рабов, готовых безвольно выполнять всеуказания, приказы, не задумываясь подчиняться мнению сильных людей. Представителиэтих двух типов конформистов — находка для человека-лидера, который за короткоевремя сможет раз и навсегда подчинить их своей воле.
Третья группа социальныхконформистов — внешние конформисты, которые принимают мнение большинство лишь внешне,а на деле он продолжает ему сопротивляться. Такие люди действительно имеют своемнение, однако вследствие своей слабохарактерности и трусости неспособныотстаивать его в группе. Они способны внешне согласиться с неправильны, по ихвзгляду, мнением с целью предотвращения конфликтной ситуации. Такие людизаявляют, что согласились с неправильным мнением чтобы не противопоставлятьсебя большинству, не быть изгоем.
Четвертый тип конформистовсоставляют негативисты (конформисты наизнанку). В исследованиях конформностиобнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступнымзафиксировать на экспериментальном уровне. Это — позиция негативизма. Когдагруппа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этомудавлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что быто ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишьна первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. Вдействительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм неесть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это естьспецифический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»:если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то онфактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцироватьантигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязаннымк групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примерынегативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Такие люди крайнеопасны для общества, поскольку в любом случае не признают общественныхценностей, открыто вступают в конфликт с обществом даже тогда, когда понимают,что их позиция не верна. При этом, интересен тот факт, что даже если поменятьмнение большинства и привести его в соответствие с позицией негативистов,последние в свою очередь все равно поменяют свое мнение, поскольку все-такинаходятся под влиянием мнения большинства.
Всем перечисленным типам конформистовпротивостоят нонконформисты, которые в любой ситуации, даже под сильным инаправленным влиянием большинства остаются при своем мнении, принимают меры поотстаиванию своих позиций. Такие люди отличаются самостоятельностью,независимостью, вследствие чего являются скорее изгоями общества, которое всемисилами стремится поглотить их, сломить их сопротивление и подчинить своей воле.Часто именно нонконформисты оказываются той движущей силой, которая толкаетобщество по пути развития, усвоения истинных общественных ценностей, открываютдля него новые возможности.
Заключение/>
Конформизм — приспособленчество,пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.
От конформизма следует отличатьдругие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которыеформируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влияниемубедительной аргументации. Конформизм — это принятие индивидом определенногомнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Онообусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.
Экспериментальное изучениеконформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляеттакое поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Причем,как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, какразмер группы (максимальное влияние — в группе, состоящей из трех человек),групповая согласованность (при наличии хотя бы одного «инакомыслящего»эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит такжеот возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем несколько болееконформны).
Социальный конформист — эточеловек, член общества, который вопреки своим взглядам, мыслям, знаниям, подвоздействием мнения большинства членов группы принимает это мнение истинноверным и соглашается принять его.
Иными словами конформист — эточеловек, привыкший всем беспрекословно подчиняться. У него нет ни собственногомнения, ни собственных убеждений, ни собственного «Я». Если у негоесть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, тово всем подчиняется ее требованиям. Конформист — это тип социальногоприспособленца.
В основу деления социальныхконформистов на группы была положена их склонность к изменению своего мненияпод давлением мнения большинства и характер последующего поведения индивида.
Первую группу социальныхконформистов составили ситуационные конформисты. Представители данной группыотличаются от других членов общества проявлением наиболее высокой зависимостиот группы в конкретных ситуациях.
Вторую группу представляютвнутренние конформисты, то есть такие люди, которые в случае конфликта своегомнения с мнением большинства принимает его сторону и внутренне усваивает этомнение, то есть становится одним из членов большинства.
Третья группа социальныхконформистов — внешние конформисты, которые принимают мнение большинство лишьвнешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться.
Четвертый тип конформистовсоставляют негативисты (конформисты наизнанку). Представители этой группы влюбом случае не признают общественных ценностей, открыто вступают в конфликт собществом даже тогда, когда понимают, что их позиция не верна.
Всем перечисленным типам конформистовпротивостоят нонконформисты, которые в любой ситуации, даже под сильным инаправленным влиянием большинства остаются при своем мнении, принимают меры поотстаиванию своих позиций. Такие люди отличаются самостоятельностью,независимостью.
Список используемойлитературы
1. Капитонов Э.А. Социология XX века. — Ростов-на-Дону, 1996.
2. Майерс Д. Социальная психология. — М.: Наука, 1997.
3. Основы социологии. Курс лекций. Ч.1/ Отв. ред. Эфендиев А.Г. — М., 1994.
4. Радугин А.А., Радугин К. А, Социология: Курс лекций. — М., Валдос, 1995.СмелзерН. Социология. — М., 1994.
5. Социальная психология. Учеб. пособие. Под общ. ред. Андреевой Г.М. — М.:Проспект, 2001.
6. Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентоввузов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.
7. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие/Под ред.В.П. Андрущенко. — Харьков, 1996.
8. Социология/ Уч. пособие, под ред. Г.В. Осипова. М., Наука, 1990.
9. Тощенко Ж.Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.
10. Фролов С.С. Социология. Учебник. — М., 1994.
11. Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. — М., Проспект, 1997.
12. Щёкин Г.В. Система социологического знания. Учебное пособие. — К., 1995.