Реферат по предмету "Социология"


Социальные институты семьи и брака

Содержание
 
Введение
Понятие социального института, еговиды
Жизненный цикл семьи
Распределение ролей в семье
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Социальныеинституты семьи и брака
 
Введение
 
Семья является одним изпяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность испособность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременносемья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп– в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клубпо интересам или спортивной команду, — но лишь семья остается той группой,которую он никогда не покидает. Семья – самый распространенный вид социальнойорганизации.
Семья – неотъемлемаячасть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни односколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Для каждогочеловека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает,прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегдали мы задумываемся над вопросами:
Почему люди живутсемьями?
Семья – это лично делокаждого или она как-то связана с обществом?
Влияет ли семья наобщество или общество оказывает «давление» на семью?
Всегда ли существоваласемья?
Сохраниться ли семья вбудущем?
Проблемы семьи изучаютсяособой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна.Процесс распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций,особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье,социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, — вот далеконе полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Социологическая семья –одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашейстране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысячназваний. Ведущие исследователи этой отросли социологии Э.К. Васильев, А. Г.Вишневский, С.И. Голод, И. С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н.Г. Юркевич,А.Г. Харчев, В.Г. Харчева и многие другие.

Понятие социальногоинститута, его виды
Когда мы говорим оважнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называемсемью. Семья – главный социальный институт общества. В свою очередь институтсемьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака,институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности,институт социальной защиты детства и опеки.
Процесс формирования семьис институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процессусвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание выборбрачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношение сродителями супруга.
Институт брака неохватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношениймежду родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норми санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридическийхарактер и регламентируются законодательством другие относятся к культурным ирегламентируются морально обычаями и традициями. Эти нормы регламентируют двеглавные фазы – заключение и расторжение брака.
Семья как институт,точнее, как совокупность институтов, — это социологическая категория,отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношенияродства между людьми. Поэтому важнейшей частью семьи как института выступаетзаконодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, чтотакое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Законопределяет также минимальный возраст лиц, заключающих брак, правила разделаимущества после развода и тд. Хотя в законе специально не оговаривается чтосупруги должны обязательно быть разнополыми, однако общественное мнение вомногих странах негативно относится к гомосексуальным союзам.
Семью как институтсоциологи отличают от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретныхлюдей, выполняющие определенные роли и связанных непосредственными личнымиотношениями. Отношения между членами группы характеризуются спонтанностью иинтенсивностью. Семья обычно включает представителей двух поколений. Институтсемьи содержит описания позиций отца, матери, жены и т.д., которые являютсястандартными для оценки поведения исполнителей семейных ролей, их соответствияили несоответствия позиции. Эти позиции обозначаются термином «социальныйстатус».
История института семьи вразных культурах – предмет изучения культурной и социальной антропологий. Этинаправления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы всемье, ритуалы обучения, сватовство, рождения, смерти, достижения половойзрелости инициации, а также сексуальные запреты, положение в обществе вдов ивдовцов, разведенных холостяков, лишенных родительских прав сирот,незаконнорожденных.
Институт семьи различен вкаждом обществе, отражая специфику этого каждого общества. Но всем безисключения общества присуща общая черта. Семья возникла потому, что учеловеческих детенышей, в отличие от всех других животных самое протяженноедетство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развитияцивилизации. Зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится от15 до 18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержкевзрослых. Подготовка к личной жизни происходит только в полноценной семье,поскольку она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний,но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социальногостатуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства,т.е генеалогию.
Именно семья обеспечиваетмолодому человеку признанную законом адресность – социальную прописку в данномобществе.
Формы семьи варьируютсяот общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы помимо всегопрочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек,правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанностиродственников начиная с близких и кончая дальними, место поселения игенеалогию.
Универсальность семьи какинститута раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциямиподразумевается базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяетсемья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:
1.      Регулированиесексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношенияблагодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и прикаких условиях может вступать в половые отношения.
2.      Воспроизводствонаселения. Общество не может существовать, если нет налаженной системызамещения одного поколения другими. Семья – это гарантированное иинституционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.
3.      Социализация.Новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальнымролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации.Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививаютпринятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладываютосновы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.
4.      Социальноесамоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое исоциальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя,отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому жеклассу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительскаясемья. Она же определяет социальный статус индивида.
Кроме перечисленных кважнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личногопотребления психологическая и материально-бытовая поддержка членов семья и т.д.
Существует многоопределений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических исоциально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый планможет выдвигаться понятие семьи как социальной либо демографических, либоэкономической ячейки общества.
Статистика советскоговремени определяла семью как основанное на браке и кровном родстве объединениелюдей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Людей, живущих внесемьи, относили к одиночкам либо отдельно живущим членам семьи. Такой подходакцентировал внимание на брачно-родственных отношениях и игнорировал другиевозможные формы совместной организации быта людей.
В настоящее времяобщепринятым является следующее определение семьи. Семья – это основанная набраке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта,взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономистыдобавили в это определение экономический аспект, и приняли следующееопределение. Семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади,ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака иопекунства. Правда, ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, адомохозяйства.
Под домохозяйством встатистике понимается социально-экономическая ячейка, объединяющая людейотношениями, которые возникают при организации их совместного быта, веденииобщего домашнего хозяйства, совместном проживании и т.д. Из этого определениявидно, что в отличии от семьи домохозяйство рассматривается преимущественно какэкономическая ячейка общества. Принципиальное отличие понятие «домохозяйства»от понятия «семьи» состоит в том, что домохозяйство шире по своему составу засчет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членамисемьи в отношениях родства. Чаще всего такими лицами являются домашняяприслуга, няни, воспитатели, секретари, гувернеры, если они живут в семьях нанимателей.Это могут быть лица различного возраста, есть среди них и те, кого семьяприняла к себе, чтобы поддержать либо материально, либо из-за неспособностисамим обслуживать себя. Еще одно отличие домохозяйства от семьи состоит в том,что один отдельно живущий человек «одиночка», не считается семьей, но этот жечеловек и его деятельность по самостоятельному ведению домашнего хозяйствапредставляет собой домохозяйство. Домохозяйство может также состоять из однойили нескольких семей.
Домохозяйство являетсяотдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, ноне обязательно имеющих родственные отношения. Домохозяйство может быть, кпримеру группа из трех студентов, снимающих одну квартиру и ведущих общее хозяйство.
Однако в поле вниманиясоциологов и демографов находится такой важный момент, который не интересуетэкономистов, как преемственность поколений. Под семьей, существующей в течениедлительного промежутка времени, социология принимает такую целостность, котораяделится и восстанавливается в каждом поколении, существенная характеристикасемьи. Она описывает то, что социологи именуют жизненным циклом семьи.
Семья классифицируется потипам самыми разными науками социологией, статистикой, экономикой, антропологией,психологией. Некоторые из них необходимо знать социологу.
Согласно антропологии,семьи делятся на консангвинальные и коньюгальные. Консангвинальная семьясостоит из кровных родственников принадлежащих к нескольким поколениям.Отношения по такой семье строятся по мужской линии (патрилинейность) или поженской линии (матрилинейность). Независимо от кого, по какой линии ведетсяродство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем иженой (коньюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская парапроживает либо с родственниками жены, либо с родственниками мужа, дети могутпринадлежать как семье жены, так и семье мужа.
Коньюгальная семьяоснована на супружеских, а не родственных отношениях. Родственники со стороныжены и родственники со стороны мужа считаются частью данной семьи. Онипризнаются одинаково важными и включены в организацию семьи только какродственники мужа или жены, но не сами по себе. Дети принадлежат неродственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если Консангвинальная семьясохраняет себя благодаря преемственности поколений, то коньюгальная семьяформируется заново с каждым следующим браком. По критерию местожительстваКоньюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновьсозданная семья отделяется от родителей и живет в отделении от них.Коньюгальная семья допускает более широкую свободу в исполнении семейных ролей.Американское, российское и европейское общества принадлежат к коньюгальномутипу, а старокитайская семья была патрилейной, патрилокальной,консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальнойи консангвинальной.
Консангвинальная семьяоснована на биологическом родстве. Это семья единокровных родственников, онаформирует базис системы родства. Коньюгальная семья – это группа людей,объединенных узами. Дети имеют кровную связь с обоими супругами и ихродственниками, но между собой супруги, как правило не имеют кровного родства.Хотя брак создает дополнительную систему родственников в законе (тесть, теща,свекр, свекровь), представители каждой такой лини родства в современномобществе несут незначительную ответственность друг перед другом, поэтому приисследовании семьи от учета этой системы иногда можно отказаться.
В современном обществепримером консангвинальной семьи выступает расширенная семья, в которой вместепроживает три и более поколений; включая несколько нуклеарных семей:правородители с неженатыми детьми, а также их женатые сыновья вместе со своимиженами и детьми. В консангвинальной семье один из супругов, обычно старшаяженщина, приносит свои желания и потребности в жертву всей родственнойструктуре. Расширенная семья характеризуется выраженным чувством безопасности,она не поощряет индивидуализм, разводы, уходы.
Социологи делят семьи народительские, т.е семьи происхождения и проакционные, т.е созданные взрослымидетьми, отделившиеся от родителей. По количеству поколений входящих в состав,семьи делаться на расширенные и нуклеарные. Деление по другому критерию –наличие родителей – дает типы полных (двое родителей) и неполных (одинродитель) семей. По количеству детей семьи различаются на три типа:1)бездетные, 2) однодетные, 3)многодетные, 4) однодетные.
Похожий на господствокритерий доминирования или лидерства в семье описывает преимущественносовременное общество. Лидерство или главенство в семье принадлежит не к экономическим,а к социально-психологическим категориям. Доминирования в семье – условная, субъективнаяхарактеристика. Верхонство мужа или жены устанавливается по взаимному согласию,чаще всего стихийно, в зависимости от того, кто играет в семье более активнуюроль. Чтобы установить доминирование, социологи включают в анкеты специальныевопросы типа «Скажите, пожалуйста, кто является у вас главой семьи ?».
Критерий лидерствадифференцирует семьи на три группы: 1) патернальную (доминирование мужчины), 2)материальную (доминирование женщины), 3) эквалитарную (равенство ролей). Самойдемократической является эквалитарная семья, контроль в которой разделен междумужчиной и женщиной, оба они на равных участвуют в принятии семейных решений.Это не отменяет право мужа принимать принципиальное решение в одной сфере,например экономической, а жене – в другой, скажем, бытовой. Дети тоже могутпринимать участие в выработке семейных решений. Эквалитарную семью иногданазывают демократической.
В современной статистикесемьи подразделяются на типы по различным основаниям – по демографическому, поразмеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальнойпринадлежности и д.р. По демографическому составу семьи классифицируются наоснованиях пола, возраста, отношений родства. В современных российскихпереписях все семьи подразделяются на состоящие из:
·         Одной брачнойпары с детьми и без детей
·         Одной брачнойпары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов.
·         Одной брачнойпары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов, с другимиродственниками.
·         Двух или болеебрачных пар с детьми и без детей, с одном из родителей супругов с другимиродственниками.
·         Матерей (отцов) сдетьми.
Большое значение имеетгруппировка семей и домохозяйств по числу занятых членов, которая в сочетании сданными о размере семьи позволяет найти важнейший показатель – коэффициентэкономической нагрузки на работающего члена семьи. Величины этого показателязначительно различаются в семьях с разным демографическим составом. Его надоучитывать при решении вопросов социальной помощи населению, проблем занятости ид.р.
Вычисляются такжепоказатели нагрузки семьи (домохозяйства) иждивенца:
·           Число иждивенцевприходящиеся в среднем на одну семью (домохозяйства).
·           Число иждивенцев,приходящегося на одного члена семьи (домохозяйства), имеющего самостоятельныйисточник средств существования.
·           Число иждивенцев,приходящихся на одного занятого члена семьи (домохозяйства).
В зависимости отнациональной принадлежности своих членов домохозяйство подразделяется наоднонациональные и национальные-смешанные. Среди однонациональных выделяютсянесколько групп, соответствующих национальностям, преобладающим на даннойтерритории. Вопрос о национальной принадлежности актуален в связи с обострениеммеждународных отношений и вынужденных миграции на почве этнических конфликтов.Обостряются конфликты и в национально-смешанных домохозяйствах.
Для понимания жизненного циклаотдельного человека важную роль играет то обстоятельство, что рождение и смертьпредставляют биологические явления. Человек рождается как биологическое существои умирает точно также. Жизненный цикл индивида – понятие, описывающееотносительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельногочеловека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства.Жизненный цикл, в отличии от времени жизни, относится к содержательнымпонятием.
Что касается семьи, тоздесь все обстоит иначе. Семья рождается не в биологическом, а в социальномсмысле, а именно с момента заключения брака – оформленного государствомспециального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых людейразного пола. И умирает семья также в социальном, а а не в биологическомсмысле, а именно после развода, который оформляется государством всоответствующем документе.

Жизненныйцикл семьи
 
Жизненный цикл семьи –последовательность социальных и демографических состояний на непрерывнойвременной оси с момента образования семьи до момента прекращения еесуществования. Демографические события, формирующие цикличность, следующие:вступления в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака.
Типичная семья в течениесвоей жизни проходит несколько качественно различных стадий. Они имеютсястадиями жизненного цикла, или истории семьи. Под циклом надо понимать периодот создания до распада семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия истиль жизни семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенноотличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом,образуя новые семьи.
Коротко говоря, жизненныйцикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальнойстадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляетсяпервый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рожденияпоследнего ребенка и называется стадией роста семьи.
Вторая стадия начинаетсяс момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда изродительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственнойсемьей.
На третьей стадии процессотселения взрослых детей продолжается. Она может очень длинной, если детирождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующиеодин за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют«зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные детии родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.
Четвертая стадия – стадияодиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертьюодного или обоих супругов.
Завершающая стадияжизненного цикла как бы повторяет первую — брачная пара остается наедине ссобой. Разница заключается лишь в возрасте – вначале это молодая пара, а теперьона состарилась.
Распределениеролей в семье
Для понимания семьи каксоциального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейныероли определяются местом и функциями индивида в семейной группе иподразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские(мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные ивнутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший). Исполнение семейной ролизависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формированияролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужемили женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какиеправила, нормы ждут от него, нормы диктует ему то или иное поведение. Для тогочтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определитьсвое место и место других ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнятьроль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материальногодостояния семьи, В этом плане немаловажное значение имеет согласованность тойили иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабым волевыми качествами,хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж,далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях, Для успешногоформирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность кситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевогоповедения, которая проявляется в собственности без особых затруднений выходитьиз одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителядругих ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуациисразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения всемье, образующиеся при выполнении определенных функций, могутхарактеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают,что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
1.        конфликт ролевыхобразцов, что связано с неправильным их формированием у одного или несколькихчленов семьи;
2.        внутриролевойконфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. Всовременной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли.Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетаниетрадиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, и т.д.) с современнойролью, предлагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальнымисредствами.
Конфликт можетуглубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной илипрофессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейныеотношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкомупереключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимаюттрудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностямиличностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость,неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительскихролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечихозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образжизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери ит.д.
Заключение
Итак, семья являетсяодним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньшерелигии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный инезаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению,выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, нои от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребностии интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественнымиинтересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм,ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательствообщества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило еедо нищенского существования.
Причин побуждающихобъединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействиямного, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говорянаучным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины иженщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей:воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования– жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологическойзависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не можетудовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен лиопыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы сознаем, что общество в целом, азначит и люди, люди его составляющие, заинтересованы в том, чтобы этибиологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив этиспецифические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьикак социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, еежизнестойкости, привлекательности для человека.
В чем же неистребимаясила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в тойцелостности, которая присуща семьи и социальной общности, и как социальномуинституту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения ивзаимодополнямости полов, создающих единое «антропогенное существо», некуюцелостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Глоссарий
 
Личность — это, одно из центральных понятийсоциологии. Во-первых, системное качество индивида, объясняющееся еговключенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместнойдеятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений.Только что родившийся ребенок – не личность. Он – индивид. Чтобы статьличностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременнымусловием этого развития являются биологические, генетические, заданные предпосылкии наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцовповедение, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования вобществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается напротяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечествомсоциальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяетисполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализациярассматривается как процесс, условие, проявление и результат социальногоформирования личности. Как процесс она означает социальное становление иразвитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средойобитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие –свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку дляестественного социального развития как личности. Как проявление – этосоциальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития всистеме конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социальногоразвития. Как результат она является основополагающей характеристикой человекаи его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с еговозрастом.
Статус социальный — называется социальная позиция,предполагающая определенные права и обязанности. Они могут быть естественными,приобретенными, предписанными или профессиональные – должностными. Определяетсяпо специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могутвыступать экономические, национальные возрастные и другие признаки.
Основной статус- статус, определяющий положениеличности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловленего работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем:«Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь». Ответ на этотвопрос многое говорит о нём. К главным статусам относятся статус бывшегозаключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др.
Достигаемый статус - получаемый человеком благодаря своимсобственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар.
Социальная роль - модель поведения человека,объективно заданная социальной позицией личности в системе социальныхинститутов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль –«поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»
Ролевое ожидание — к каждой роли предъявляетсяопределенные ролевые требования. От каждого ждут поведения, соответствующеговыполняемой роли.
Ролевое поведение - фактическое исполнении ролиличностью называется ролевым поведением.
Социальный типличности — социальныетипы Г. Зиммель определяет как совокупности людей, различающихся по своемуобщественному положению. Это бедняк, аристократ, вор. Принадлежность к данномусоциальному типу позволяет определить место человека в жизни с точки зрениядругих людей, но важно и для него самого, поскольку помогает ему обрестичувство тождественности и ответить на вопрос: «Кто я?» Отнесение себя копределенному типу позволяет человеку считать себя приобщенным к социуму ипосредством самоидентификации избежать ощущения одиночества.
Нормативная личность — та, черта которойлучше всего выражают данною культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистические более распространенныйтип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становитсяобщество (например, в переходные транзитные периоды системных преобразований),тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает снормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давлениена личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях всеменьше открывается от навязанного “идеального” стереотипа.
Престиж – уважение статуса, сложившееся вобщественном мнении.

Списокиспользуемой литературы
1.        Радугин А.А.,Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., дополн. и перераб. – М.:Центр, 2001г.
2.        Кравченко А.И. Общаясоциология 2001г.
3.        Горелов А.А.Социология в вопросах и ответах 2007г.
4.        Аберкромби Н.,Хилл С., Тернер С.Б., Социологический словарь 1999г.
5.        Джерри Д., ДжерриДж., Большой толковый словарь. В 2-х тт. 1999г.
6.        Энциклопедическийсоциологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г.В. – М: 1995г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.