Реферат по предмету "Социология"


Социальное управление и его связь с интересами классов, наций, государств

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)Кафедра Социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
Социальное управление иего связь с интересами классов, наций, государств
по дисциплинеСоциология управления
Благовещенск 2010

Содержание
Введение
1. Понятие и сущность социальногоуправления
2. Связь социального управления синтересами классов
3. Связь социального управления синтересами наций
4. Государство – главный субъектсоциального управления
Заключение
Библиографический список

Введение
Феномен управления известен еще с античных времен и изучалсямногими общественными науками (философией, правоведением, социологией,политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Управление является элементом организованных систем различнойприроды (биологических, социальных, технических). Соответственно этим системамвыделяются три основных вида управления: в живой природе, в неживой природе, вобществе (социальное управление). Каждый из этих видов имеет несколькоразновидностей. Наиболее сложным видом управления является социальноеуправление. Оно подразделяется на три группы: экономическое;социально-политическое; духовной жизнью общества.
Под социальным управлением понимается управление в сферечеловеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами вобществе, управление поведением людей и их коллективами, управлениеорганизациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельностьлюдей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства ипотребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в томчисле и этической), культурной, семейной сферах.

1. Понятие и сущность социального управления
В окружающем нас мире можно выделить три егосоставляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живуюприроду и человеческое общество. В каждой из этих составляющих протекаютпроцессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов иусловий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление внеживой природе, или технических системах, управление в живой природе, илибиологических системах, управление в человеческом обществе, или социальныхсистемах.
Управление техническими системами(производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин)изучается в основном техническими науками.
Управление в живой природе, то есть управлениебиологическими системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на социальныепроцессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта областьизучается общественными (социальными) науками.
Наиболее общие законы и принципы управлениярассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мирана неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетикаразделяется на техническую, биологическую и социальную.
Понятие «социальное управление»рассматривается в узком и широком значении слова. В узком значении социальноеуправление определяется как процесс воздействия на социальные процессы длядостижения поставленных целей. Анализируя в «Капитале» различныеформы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для пониманиягенезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственнообщественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупноммасштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении,которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами ивыполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов.Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». Вшироком смысле слова социальное управление рассматривается как сферадеятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управленияв определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору иуправлению… непосредственно и неразрывно связан с производительнымифункциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельныхиндивидуумов в качестве особого труда», возникающего «всюду, гденепосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированногопроцесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей».
Объективная необходимость управленческого трудапорождает особую группу работников — управляющих. В сферу деятельности людей посоциальному управлению помимо управленческих работников входят научныеработники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социальногоуправления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку иповышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловленапрежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, вмасштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, каксовместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так иуправление является необходимым элементом общего труда, существования и развитияобщества.
Ключевое понятие управления — воздействие. Оноосуществляется в технических и биологических системах. Однако воздействие всоциальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности,силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятияуправления.
Например, в толковом словаре В. Даля термин«управлять» означает править, давая ход, направление, распоряжаться,заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государьуправляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью. Вгосударственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана сгосударственной властью, которая тоже может быть весьма различной(тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительноесвойство социального управления состоит в том, что это — процессцеленаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достиженияее эффективного функционирования и развития.
Итак, управление — это особый видпрофессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целейсистемы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостностилюбой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.
Обычно считают, что управление возникло только врезультате разделения труда на умственный и физический, что привело кразделению управленческой и исполнительной деятельности. Однако феноменуправления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества встаде человекообразных обезьян обнаруживаются признаки управления. В стадеуправление проявляется на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своимвожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных вних природой программ целесообразного поведения. Такое бессознательноеповедение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека,управление из бессознательного (инстинктивного) акта постепенно превращается всознательный, который получает со временем и научное подкрепление.
Феномен управления тесно связан с понятиемсоциальная организация. В самом деле, в течение многих веков управление избессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественныйинститут с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколениепередавала навыки управления. Таким образом, социальное управление — это вомногом продукт социальных организаций.
Управленческое воздействие осуществляется впроцессе управленческой деятельности. Последняя — одна из разновидностейчеловеческой деятельности вообще. «Всякая деятельность человекасубъективна, — подчеркивал В.Г. Афанасьев, — человек — субъект деятельности.Вместе с тем эта деятельность объективна, поскольку она направлена накакой-либо объект. Объект — это то, с чем человек взаимодействует, чтопротивостоит субъекту в его предметно-практической, социально-политической идуховной деятельности, что преобразуется человеком в процессе этойдеятельности». Управленческая деятельность призвана обслуживать реализациюцелей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизньуправленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность)выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков,умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфереуправления.
Система управления подразделяется на две основныеподсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриватьсякак относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеютмногоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеютсясвои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источникисаморегуляции.
Анализируя дальше систему управления, необходимовыделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управленияорганизационных и управленческих отношений и соответствующих видовдеятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретныенаправления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общимзначениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевыхфункций состоит в направленности к определенной цели системы, которая можетохватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управлениясостоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но иопределяющим элементом как управленческой деятельности, так и всей системыуправления, ее становления и развития.
2. Связь социального управления синтересами классов
Социальные классы — общности, выделяемые поотношению к собственности и общественному разделению труда.
Чаще всего говоря о социальной структуреобщества, под этим подразумевают социально-классовую структуру общества. Средимножества существующих концепций социальной структуры общества историческиодной из первых является марксистское учение, в котором ведущее место отводитсясоциально-классовой структуре общества, так как она непосредственно связана сотношениями собственности и отражает общественное разделение труда. Согласноэтому направлению, социально-классовая структура общества — это взаимодействиетрех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Приэтом ядром социальной структуры выступают классы. Классовая структура обществав марксистской науке об обществе считается основной социальной структурой.
В классовом обществе основу социальной структурысоставляет деление этого общества на классы. Выделяют основные и неосновныеклассы, а также различные слои. Основные классы — это такие классы,существование которых непосредственно вытекает из господствующих в даннойобщественно-экономической формации экономических отношений, прежде всегоотношений собственности. В связи с этим рабовладельческому обществу присущи дваантагонистических класса — рабы и рабовладельцы; феодальному — крепостныекрестьяне и феодалы; капиталистическому — пролетарии и буржуазия. Всоциалистическом обществе основными классами являлись рабочий класс и трудовоекрестьянство.
В качестве неосновных классов выступают остаткипрежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиесяклассы, которые придут на смену основным и составят основу классового деленияновой общественно-экономической формации.
Понятие «социальный класс»разрабатывали ученые Англии и Франции еще до К.Маркса в ХVII-ХIХ вв. Имирассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные,рабочие-капиталисты, собственники-несобственники. Французские историки Ф. Гизои О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность ихстолкновения. Английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардораскрыли внутреннее строение классов, их «анатомию». Но впервыеразвернутую картину классового общества мы находим в работах К.Маркса. В своихработах К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновенияклассов и сделали вывод, что деление общества на классы есть результатобщественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений.Несмотря на то, что многие положения классовой теории К.Маркса, с точки зрениясовременного общества, подлежат пересмотру, некоторые его идеи все еще остаютсяважными в отношении существующих в настоящее время социальных структур.
В.И. Ленин, исходя из учения К. Маркса и Ф. Энгельсао классах, дал достаточно определенную научную формулировку классов, котораябыла хрестоматийной в марксизме на протяжение 70 лет. В своей работе«Великий почин» в 1919 году Ленин писал: «Классами называютсябольшие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определеннойсистеме общественного производства, по их отношению (большей частьюзакрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли вобщественной организации труда, а следовательно, по способам получения иразмерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другойблагодаря различию их места в определенном укладе общественногохозяйства». Главным признаком класса, по мнению В.И. Ленина, также былоотношение к собственности на средства производства.
Во всех ранее существующих обществах социальноеположение подавляющего большинства индивидов довольно жестко регламентировалосьот момента их рождения и до самой смерти. Конечно, в принципе не исключалосьопределенное перемещение некоторых индивидов из одного класса в другой, что,однако, не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом.
Принадлежность к тому или иному классу определяетсоциальное положение людей, условия труда и быта, общественную психологию иидеологию, а также объективные интересы. Благодаря своему социальному положениюодни группы людей имели не только материальные, но и политические и иныепривилегии, другие — напротив, лишались их. К. Маркс отмечал, что политическаявласть детерминирована властью экономической, так как настройка общества(основные институты, ценности и идеалы) определяются экономическим базисом. Всвязи с этим правящий класс, имеющий собственность на средства производства,одновременно с этим имеет и политическую власть в обществе. Поэтому класс этоне только экономическая, но и более широкая социальная категория.
Каждый класс имеет своих идеологов, которыевырабатывают соответствующую его коренным интересам идеологию и политику.Противоположность коренных интересов эксплуататорских и эксплуатируемых классовнаходит свое выражение в классовой борьбе, которая, по мнению классиковмарксизма, служит движущей силой развития общества. Деление общества на классыоказывает огромное влияние на социальную структуру общества, так как в результатеэтого деления в антагонистических обществах закрепляются и углубляютсяпротиворечия между умственным и физическим трудом, управленческим иисполнительским трудом, между городом и деревней.
В процессе возникновения и развития классовсуществует период, когда люди, входящие в него, еще не связаны внутреннейсвязью сознательных отношений, а только узами объективных отношений изакономерностей, обусловленных господствующими производственными отношениями.Часто люди не осознают своих классовых интересов, в данном случае говорят о«классе в себе», так как, хотя люди данного класса связаны системойобъективных отношений, они являются только множеством людей, которые имеют лишьодинаковое отношение к средствам производства, то есть у них еще не вполнеразвито сознание своих классовых, экономических и политических интересов.Социальная группа полностью становится классом в том случае, когда она из«класса в себе» превращается в «класс для себя», в которомчлены группы осознают свое истинное социальное положение и потому стремятся кклассовой солидарности и коллективным действиям в целях отстаивания своихинтересов.
Появление, развитие и основные общественные чертыклассов зависят от типа общественно-экономической формации. Людей можнодифференцировать по разным признакам, как уже было нами рассмотрено выше.Например, по биологическим особенностям (пол, возраст, раса), по умственнымхарактеристикам (интеллект, способности), по социальным особенностям(образование, материальное положение, образ жизни), а также по исполняемым имисоциальным ролям, то есть по тому, какие они выполняют функции в рамкахобщественного разделения труда в процессе производства.
Социально-классовая структура состоит не толькоиз классов, но и из так называемых социальных слоев. Социальные слои(прослойки) также являются структурным элементом общества.
Социально-классовая группировка населения России(деления на рабочих, служащих и колхозников) радикально изменилась с середины90-х годов. Поэтому при планировании проведения Всероссийской переписинаселения в 1999 г. за основу группировки взят признак «положение взанятии», это позволяет выделить следующие группы: «1) работающие понайму (на предприятиях) в организациях, учреждениях, крестьянских — фермерских- хозяйствах, по обслуживанию домохозяйства, у отдельных граждан; 2) работающиене по найму (в собственном крестьянском — фермерском — хозяйстве, насобственном предприятии, на индивидуальной основе, на семейном предприятии, вкрестьянском — фермерском — хозяйстве без оплаты, в личном подсобномхозяйстве); 3) получающие государственное обеспечение (стипендии; пенсии;пособия, кроме пособия по безработице; пособие по безработице и др.); 4)имеющие доход от собственности; 5) находящиеся на иждивении; 6) имеющие иныеисточники».
Данная группировка в большей степенисоответствует международной практике и прежнему опыту российской статистики.Например, при проведении переписи населения в 1926 г. выделялись следующиегруппы: рабочие, служащие, хозяева с наемными рабочими, хозяева без наемныхрабочих, лица свободных профессий, безработные, пенсионеры и т.д.
В последнее время возрос общественный интерес кпроблемам различных социальных слоев, особенностям их положения в социальнойструктуре. Во многом это связано с тем, что вопросы социальной защищенностималообеспеченных слоев населения становятся в настоящее время оченьактуальными, а также по политическим причинам.
При изучении социальной структуры в нашей странедолго придерживались концепции «двух дружественных классов и обслуживающейих интересы народной интеллигенции». Господствовала идея, что процессразвития социальной структуры нашего общества есть не что иное, как процессстановления социальной однородности. Поэтому социальная структура изображаласьсхематично, она была лишена противоречий и динамики многообразных интересовклассов и различных слоев. Данная «трехчленная формула» долгое времябыла очень живучей, так как была выгодна правящим группам.
Исходные положения марксистской теории классовпринимались догматически. Теория классового строения обществапротивопоставлялась концепции его слоевой (стратификационной) структуры,последняя расценивалась в научной литературе как попытка «затушеватьборьбу классов». В действительности же слоевой «срез» социальнойструктуры позволяет существенно дополнить и обогатить классовый. С помощью егоможно получить более выверенную картину социальной дифференциации по разнымпризнакам: профессиональной принадлежности, уровня доходов, образованию и т.п.
Влиятельной альтернативой марксистской теориисоциальных классов являются работы М.Вебера, в которых были заложены основысовременного подхода к изучению социальной стратификации. Хотя справедливостиради следует отметить, что идеи о социальной стратификации зародились вроссийской социальной мысли и были высказаны П.А.Сорокиным задолго до того, какони стали перерастать в некую теоретическую целостность. Еще в период своегопребывания в России и в первые годы жизни за границей (после 1922 г.) П.А. Сорокинсистематизировал и углубил ряд понятий, которые позднее заняли ключевую роль вконцепции социальной стратификации («одномерная» и «многомернаястратификация», «социальная мобильность» и др.).
Большой вклад в развитие данной теории, кроме М. Вебера,внесли такие ученые, как Т. Парсонс, Р. Дарендорф, Б. Барбер, КДевис, У. Мор,Р. Коллинз и др. Представители теории социальной стратификации считают, чтопонятие класса годится только для анализа социальной структуры прошлых обществ,в том числе и индустриального капиталистического общества, а в современномпостиндустриальном обществе оно уже не работает. Это связано с тем, чтопроведение широкого акционирования и выключение основных держателей акций изсферы управления производством, замена их наемными менеджерами привели к тому,что отношения собственности потеряли свою определенность, оказались размыты.
В связи с глобальными изменениями, происшедшими всовременном обществе, по мнению западных социологов, понятие «класс»следует заменить понятием «страта» (лат. strata — настил, слой;совр.: геологический пласт) или слой, а общество рассматривать с точки зрениятеории социальной стратификации, а не теории социально-классового строенияобщества.
В мировой социологической литературе в последниегоды оба понятия и «класс», и «страта» занимают прочноеместо и используются при проведении как национальных, так и международныхсравнительных исследований.
Как уже отмечалось выше, единственным и главнымкритерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладаниесобственностью. Поэтому стратификационная структура общества сводилась к двумуровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы,буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы,пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне).Интеллигенция и некоторые социальные группы рассматривались как промежуточныеслои между классами. Но уже к концу XIX века становится очевидной узостьданного подхода.
В связи с этим М. Вебер расширяет числокритериев, которые определяли принадлежность к той или иной страте. Кромеэкономического критерия (отношения к собственности и уровень доходов), онвводит такие, как социальный престиж и власть, имеющая политический характер.Под престижем понималось получение индивидом от рождения или благодаря своимличным качествам определенного социального статуса, позволяющего занять емусоответствующее место в социальной иерархии.
Основные единицы анализа, используемые приизучении социальной стратификации, — класс, социальный слой и социальнаягруппа. Данные единицы указывают характерную для людей, включенных вопределенную общность, форму социального взаимодействия, которая позволяетрассматривать их как единое целое, а также указывает на место и те социальныепозиции, которые они занимают в социальном пространстве.
В XX веке немарксистские теоретики неоднократнопредпринимали попытку дать более конкретное понимание социального класса, всоответствии с реалиями и изменениями, которые претерпело капиталистическоеобщество.
Хотя концепция стратификационной (слоевой)структуры общества жестко противопоставляется теории классового строенияобщества, стратификационные и классовые модели социальной структуры неисключают друг друга. Сопоставляя понятия «класс» и «слой»(«страта»), можно представить дело следующим образом: если классопределяет формальное деление общества по экономическому признаку, то стратавыделяет более «естественную» социальную дифференциацию посовокупности социокультурных, в том числе ценностных, признаков. Слоевой«срез» социальной структуры существенно дополняет и обогащаетклассовый «срез». Он дает возможность построить достаточно«объемную», а не однолинейную модель социальной структуры, Т.е.получать более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругупризнаков.
Таким образом, страты, в отличие от класса,формируются не только по формальным экономическим признакам, которые легкоидентифицировать и соотнести с эмпирическими референтами (наличие частнойсобственности, доход, профессии и др.), но и по признакам содержательно-культурным(престиж, образ и стиль жизни, объем власти и авторитета), которые реализуютсяна уровнях как личностной идентификации, так и социального признания. Этикультурные образования гораздо труднее вычленить, сложно квалифицировать, носегодня без них изучение динамики социокультурной жизни невозможно, посколькусоциальные позиции являются объектом достижения, т.е. внутренним для обществадинамическим фактором.
Изменения, начавшиеся в России с 90-х годов,привели к резкому размежеванию населения по имущественному признаку,образовалась биполярная стратификационная структура. Как отмечается в книге«Реформирование России: мифы и реальность [1989-1994]»:«Существует несколько вариантов деления россиян по уровням материальнойобеспеченности. Согласно одному из них, на вершине общества находится узкийслой богачей — 3%. Около 7% составляет слой среднеблагополучных. Импротивостоят бедные — 25% и нищие — 65%. По другим подсчетам, слой богатыхохватывает 3-5% населения, среднеобеспеченные составляют 12-15%, бедные — 40%,нищие — 40%».
Проведя довольно обширное изучение современногоположения дел в России, ученые пришли к выводу, что «социальная структурароссийского общества приобретает черты буржуазного общества раннегокапитализма, для которого характерна аморфность классовой структуры,интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация общественныхотношений. В формировании социальной структуры общества все большее значениеприобретают субъективные статусные, идеолого-политические, социально-психологические,социально-духовные признаки. Особую значимость в условиях нарушениядинамического равновесия общества обретают ассоциальные группы населения».
3. Связь социального управления синтересами наций
Нация (от лат. natio — народ) — тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общноститерритории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психическогосклада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания).Это определение является господствующим в современной литературе. Однако внастоящее время, определяя нацию, часто делают упор не на этнические признаки,а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от историческипредшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка,главным образом в процессе распространения его литературной формы через системуобразования, литературу и средства массовой информации; развитиепрофессиональной культуры и искусства; формирование классово-социальногосостава, соответствующего уровню промышленного развития и др. Представителиодной нации не имеют общего предка и общего происхождения.
Нации начинают складываться из различных племен и народностей впериод преодоления феодальной раздробленности и укрепления централизованныхгосударств, происходящее на основе развития капиталистических экономическихотношений и объединения местных рынков в общенациональный.
Процесс формирования разных наций определяется соотношениемэкономических, политических, этнических признаков, а также характеромисторической эпохи. В ряде случаев процессы становления нации и условий еёсуществования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первыеевропейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей,имевших общность языка, территории и др. этнических признаков, выступавших какусловия их формирования. В др. случаях нация складываются и тогда, когда нетещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии иАфрики нации формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после еёзавоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделовтерритории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён инародностей и становятся формой территориально-экономического сплочения,политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, чтообразование нации не является универсальной стадией развития всех народов мира.Многие малочисленные народы нередко сливаются с крупными нациями.
Принадлежность к определенной нации значит очень много, и этоосновано на том, что, во- первых, нации очень устойчивы и существуют иногда напротяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих,индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждомуиндивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений,т.е. основу самоопределения индивида, и, в-четвертых, нации создают сильноеощущение солидарности между членами и антагонизм по отношению к чужим нациям.
Отмеченные особенности часто приводят к тому, что нации выступаютисточником общественных движений и радикальных идеологий. В связи с этимсоциологов особо привлекает к себе изучение национализма.
Национализм — это признание национального превосходства инациональной исключительности своей нации, приписывание ей исключительнойисторической миссии (избранная нация), нетерпимость к другим нациям, стремлениеподчинить их себе или стремление не смешиваться с другими народами(эксклюзивизм). Если национализм связывают с расизмом, то признается, чтоуказанная нация, в силу превосходства своей расы, избрана для выполнения особоймиссии, например, национализм гитлеризма был обоснован расистской доктриной.Бывает, что национализм обосновывается при помощи религии, тогда утверждается,что данная нация избрана Богом для выполнения особой миссии.
4. Государство – главный субъектсоциального управления
По вопросу о сущности государства до сих пор идутспоры, не утихают дискуссии, но ясно одно, что, во-первых, государство — многомерное образование, во-вторых, оно выступает как форма общества, которомуделегировано главное право — правораспоряжения общественными делами.Следовательно, главное отношение, которое сегодня должно быть исследовано, — это отношение между обществом и властью, потому что само государство, каксправедливо считает проф. Г.В. Атаманчук, есть «публичная и легитимная(нормативно выраженная) властная сила общества».
Государственное управление среди всех видовуправления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только емуприсущими свойствами.
Определяющее влияние на характерцеленаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемыхданным видом управления, оказывает его субъект — государство. При всехразличиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти всевыделяют заложенную в нем мощную властную силу. М. Вебер писал:«Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся налегитимное насилие как средство». Государство — структура, способнаявластно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения.В «Краткой философской энциклопедии» государство понимается как«структура господства, которая постоянно возобновляется в результатесовместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству,и которая упорядочивает общественные действия в той или иной области».
Государство потому и является государством, темсамым отличаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и имреализуется в обществе (по отношению к людям) государственная власть. Властьпредставляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин(материальных, социальных, интеллектуальных, информационных) добровольно(осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а такжецелевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершаютпоступки и действия, строят свою жизнь.
В этой связи и само государственное управлениеобщественными делами отличается присущими только ему свойствами.Государственное воздействие, регулирование — это, прежде всего, воздействиевластное, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность(легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающегосредствами принуждения.
Государство, будучи сложным и многограннымобщественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придаетуправлению общественными делами свойство системности, которое приобрелопринципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможнодостижение необходимой согласованности, координации, субординации,целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении.
Государство реализует свое политическоевоздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила(нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечиваетих соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования(экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяясферу их применения.
Сегодня, чтобы выполнить свой долг передобществом — обеспечить национальную и личную безопасность своих граждан,использовать свои властные полномочия в интересах общества, упорядочитьраспорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие и силовыефункции, государство обязано ответить на те вызовы времени, которые порожденытремя революциями: научно-технической, информационной, управленческой. Этозадача каждого субъекта управления, но прежде всего государства как главногосубъекта управления. А суть этих требований такова: сегодня нельзя упорядочитьраспорядительно-организационные, нормотворческие и силовые функции безкоренного качественного изменения своих усилий в областиинформационно-аналитической концептуальной деятельности. Без этого, какпоказывают исследования многих ученых, государство не может разработать ипринять выверенную стратегию развития общества на основе перспективнойобщественной доктрины, разработать и скоординировать разные политики(экономическую, социальную, культурную, национальную и др.), предложитьобществу понятный и приемлемый для него курс. Как показывает мировой опыт, вдеятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировкафункций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе.
Главный субъект управления делегирует многиераспорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие,финансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальноестановление гражданского общества.
Тем самым государство избавляется от ставших вомногом рутинными функций управления, наполняет их новым содержанием, освобождаятем самым себя для решения наукоемких, творческих и трудозатратных работ:информационно-аналитических, стратегических. Без них решение глобальных игеополитических задач просто невозможно. Это существенным образом меняет всюсистему государственного целеполагания, организующего и регулирующеговоздействия государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ееупорядочения, сохранения или преобразования. Проблемная ситуация в этой областиизвестна: командно-административная система разрушена, а новая(информационно-аналитическая, стратегическая, глобальная и геополитическая) несоздана. Поэтому действия главного субъекта управления нередко носят спонтанныйхарактер, управляемость общественными процессами резко снизилась, что наноситущерб национальным интересам России.
Характерно, что государство продолжает во многомпо инерции наращивать свои организационно-распорядительные функции: растетаппарат управления, издаются законы и другие нормативно-правовые документы,наращиваются силовые структуры, а эффективность государственного управленияпадает, в обществе увеличиваются явления дезорганизации, деструктивности,следовательно, незащищенности каждого гражданина. Причем в общественном мненииосознание этого тревожного положения есть. Оно проявляется в резком отчужденииграждан от власти, в снижении их политической активности, в нарастаниипротестных движений, но в самой власти адекватных оценок сложившегосяполитического положения нет либо они явно ведомственные.
Нарастающее противоречие между обществом ивластью, между государством и гражданами таит в себе опасности социальноговзрыва, дестабилизирует общество. Есть ли выход из этого положения? Ответ наэтот вопрос давно известен. Только поставив деятельность государства подэффективный социальный контроль со стороны общества, его демократическихинститутов путем расширения подлинной демократии самого народа, развитиянародного самоуправления возможно преодоление политического кризиса, достижениепрочного общественного согласия.
Перестроить существующую пирамиду власти: сделатьвласть ответственной за распоряжение общественными делами, а не владельцемсобственности граждан, их жизненных судеб, общенародных ресурсов. Этосовременный путь организации власти, реальный механизм ее демократизации,подконтрольности обществу и подлинного самоуправления. Именно здесь мы видимсозидательную основу всей конструкции новой российской государственности: либоона примет правовой вектор развития, либо неизбежен новый тоталитарный диктатвласти чиновников. Это реальный путь построения федеральной власти«снизу», развертывания настоящего самоуправления, превращениягосударства в цивилизованный институт гражданского общества.
Российская государственность в нынешнем виде — это тормоз на пути превращения России в инициативную, динамично развивающуюсядержаву, способную обеспечить гражданам высокие социальные стандарты и гарантииразвития на пути к социальному прогрессу. До тех пор, пока органы местногосамоуправления в России не возьмут реальную власть, основанную на праветерритории (поселения), трудовой ассоциации распоряжаться местным богатством,муниципальной собственностью, местными ресурсами, в том числе и землей, всеостальные законодательные акты останутся голой декларацией, не обеспечивающеймеханизмы развития реальной самодеятельности населения. В настоящее времяглавная цель реформирования общественных отношений — повышение хозяйственной итрудовой активности населения в решении собственных проблем, в созданииусловий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, своиспособности, обеспечить благосостояние семьи — не только не достигнута, но и вомногом дискредитирована. По нашему мнению, теория «корпоративныхначал» в политической жизни может стать одним из важнейших факторовстабилизации и повышения уровня управляемости общественными делами.
Только при корпоративном устройстве властирезультатами труда, наконец, станет распоряжаться не государство, некоррумпированный чиновник, не «новый русский», а местное сообщество,а через него и каждый человек как равный участник властных отношений.Государство из работодателя и наемника превратится в государство — ассоциациюсовладельцев собственности и результатов труда. Граждане получат возможностьсвободно создавать корпоративные предприятия, ассоциации, в том числе ифинансовые (муниципальные банки, страховые компании, пенсионные фонды, торговыедома и т. п.).
Развитие демократии и народного самоуправления неесть ослабление центральной власти, наоборот, разгружает ее от несвойственныхфункций, ставит саму власть в рамки правового поведения и позволяетсосредоточиться на решении современных вопросов цивилизованного отправлениявластных полномочий: разработку стратегии развития общества, выверенногополитического курса, нахождение места государства в геополитическомпространстве, усиление информационно-аналитической работы, что и являетсясегодня определяющим в обеспечении национальной и личной безопасности граждан.Многие функции управления государство, как показывает мировой опыт, делегируетсвоим гражданам на разных уровнях управления, на основе общественного договора,местного самоуправления, что позволяет сбалансировать разные интересы какотдельных людей, так и больших социальных групп, наций и народностей,религиозных конфессий и т. п. Достижение такого баланса интересов — искусство инаука современной политической системы, залог ее прочности и источник развития,преодоления кризисных явлений в государственном управлении, Следуетподчеркнуть, что решающим элементом в балансе интересов всегда были и остаютсяотношения собственности — основа хозяйственной жизни общества, которую изащищает то или иное государство. Однако механизм многообразия формсобственности, который должен быть запущен государством, пока не работает. Haсмену монополии государственной собственности приходит другая монополия — частная. Это противоречит как логике развития самой российскойгосударственности, так и мировым тенденциями. Как преодолеть тенденциюмонополизации собственности и власти, сделать собственность многообразной посубъектам владения, пользования и распоряжения, а власть публичной,действительно принадлежащей гражданам? Ответ на этот вопрос один формированиегражданского общества, которое ставит под свой контроль государство. Последнеевсе в большей мере не распоряжается единолично собственностью граждан, всейхозяйственной жизнью общества, а делегирует эти права самим гражданам, трудовымассоциациям на основе подлинного сораспоряжения различными видами собственностии местного самоуправления, что позволит значительно сократить государственныйаппарат и поставить его под контроль гражданского общества. Гражданскоеобщество создается государством, но при одном условии: само государствоисповедует соответствующую идеологию, открыто объявляет ее обществу и реализуетв своей практической деятельности.
Орудием установления и утверждения социальнойнесправедливости и социальных дисбалансов всегда выступало государство, какглавный субъект управления общественными делами.
Формирование гражданского общества на принципахкорпоратизма поставит под контроль государство, публичную власть, которые все вбольшей мере будут выполнять свою главную функцию, — защиты безопасностиобщества, каждого гражданина на основе закона, а не перераспределения ресурсови обеспечения хозяйственной жизни. Многие функции государственного управлениябудут делегированы гражданам, территориям, хозяйственным союзам и ассоциациямна основе подлинного самоуправления, что позволит значительно сократить государственныйаппарат и поставить его под контроль гражданского общества.
Став государственной и подконтрольной обществу,сама идеология и власть выступают все в большей мере не только как инструментзахвата и удержания ее, а как метод становления таких властных отношений, когдавласть населения (частная), наконец, станет преобладающей над публичной властью(правительства). Власть будет создаваться населением и защищать его интересы навсех уровнях. Это единственный способ изменить государственно-правовоеотчуждение, существующее в обществе. Государственно-правовое регулированиеможет быть организовано на основе Гражданского договора, при котором каждыйгражданин, семья, трудовая ассоциация часть прав отчуждают в пользу сообществадля решения общественно значимых дел. Существующий механизм отчуждения правпредставляет собой жесткую эксплуатацию каждого человека в интересахруководящего центра, который навязывает населению свой выбор, пониманиемкоторого не делится со своими гражданами.
Трагедия нашей страны заключается в том, чтопервая благородная попытка народа создать самостоятельную, свободную от путгосударства, социально организованную экономическую жизнь осуществляласьнепригодными методами. Государство вновь стало единственным и авторитарным распорядителемобщества, которое использовало властные методы западного образца, и в самойуродливой форме — в форме государственной принудительной экономики какединственной формы государственного регулирования. Это не только несоответствует сути российского человека, но и противоестественно для любогочеловека.
Изменить такое положение дел можно только тогда,когда политической деятельностью займутся в массе своей исключительнопрофессиональные и нравственные люди, способные действовать в интересах своихграждан на основе законов и принципов, лежащих в основе научногогосударственного управления.
Российская государственность завершает XX век сбольшим грузом тяжелых проблем, серьезных ошибок, которые для своегопреодоления требуют длительного времени и серьезных усилий всего общества.Последнему еще предстоит сформировать новую генерацию политиков-управленцев. Вобществе разрабатываются проекты и программы подготовки политической элиты, ноони пока не услышаны и не поддержаны властью.

Заключение
В окружающем нас мире можно выделить три егосоставляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живуюприроду и человеческое общество. В каждой из этих составляющих протекаютпроцессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов иусловий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление внеживой природе, или технических системах, управление в живой природе, илибиологических системах, управление в человеческом обществе, или социальныхсистемах. Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классыотносят к социальному управлению. Эта область изучается общественными(социальными) науками.
Понятие «социальное управление»рассматривается в узком и широком значении слова. В узком значении социальноеуправление определяется как процесс воздействия на социальные процессы длядостижения поставленных целей. В широком смысле слова социальное управлениерассматривается как сфера деятельности людей.
Социальные классы — общности, выделяемые поотношению к собственности и общественному разделению труда. Чаще всего говоря осоциальной структуре общества, под этим подразумевают социально-классовуюструктуру общества. Среди множества существующих концепций социальной структурыобщества исторически одной из первых является марксистское учение, в которомведущее место отводится социально-классовой структуре общества, так как онанепосредственно связана с отношениями собственности и отражает общественноеразделение труда. Согласно этому направлению, социально-классовая структураобщества — это взаимодействие трех основных элементов: классов, общественныхпрослоек и социальных групп. При этом ядром социальной структуры выступаютклассы. Классовая структура общества в марксистской науке об обществе считаетсяосновной социальной структурой.
Нация (от лат. natio — народ) — тип этноса,исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории,экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада исознания единства и отличия от подобных образований (самосознания).
Государство, будучи сложным и многограннымобщественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придаетуправлению общественными делами свойство системности, которое приобрелопринципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможнодостижение необходимой согласованности, координации, субординации,целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении.

Библиографический список
1.     Бабосов Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – М.:ТетраСистемс, 2006. – 288 с.
2.     Граждан В.Д. Социология управления / В.Д. Граждан. – М.: КноРус,2008. – 508 с.
3.     Иванов В.Н. Основы социального управления / В.Н. Иванов. – М.:высшая школа, 2001. – 271 с.
4.     Новикова С.С. Социология: история, основы,институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московскийпсихолого-социальный институт. – 2000. – 462 с.
5.     Франчук В.И. Основы общей теории социального управления / В.И.Франчук. – М.: Институт организационных систем, 2000. – 180 с.
6.     Щекин Г. В. Теория социального управления: Монография / Г.В.Щекин. — Киев: МАУП, 1996. — 408 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.