Оглавление:
Введение
Глава 1. Социальное обслуживаниеграждан
1.1 Общие положения социальногообслуживания граждан
1.2 Принципы социального обслуживанияграждан
1.3 Содержание инвалидов ипрестарелых в учреждениях социальной защиты населения
1.4 Реабилитация инвалидов
Глава 2. Программа по реабилитацииинвалидов в Читинской области
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человек –существо беспомощное.
Здоровье –это состояние полного социального, биогенетического, психофизиологического ифизического благополучия, при котором все системы уравновешены социальной иприродной средой, отсутствуют болезненные состояния, заболевания и физическиедефекты[1].
Граница междуздоровьем и болезнью условна, она бывает стерта. Триединая сущность болезней:биологическая, психическая и социальная. Здоровье и болезнь рассматриваются какразвившиеся в результате многих причин – биологических и социальных.
Биологическоепредшествует социальному, по-разному реализуясь в психическом и физическомразвитии человека. Социальные факторы реализуются через биологические идоминируют над ними. Здоровье и заболеваемость – социально обусловлены,определяются всем комплексом труда и быта человека.
Медико-социальнаяпомощь гражданам относится к социальному обслуживанию населения и являетсянаиболее актуальной темой на сегодняшний день.
Социальноеобслуживание, которое охватывает все виды социальной помощи престарелым,нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые в натуральном виде.Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности государствапо социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитацииинвалидов, стационарное, полустационарное обслуживание; социально-медицинскоеобслуживание на дому; срочное социальное обслуживание.
Право насоциальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12декабря 1993 г.[2], провозгласившейРоссийскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека(статья 7). Конкретизирует это положение статья 39 Конституции РФ; всоответствии с ней каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, вслучае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных законом. Закон устанавливает трудовые и социальныепенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительныхформ социального обеспечения и благотворительность.
Признаваяправо каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременновозлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия дляосуществления этого права. Закрепление в Конституции РФ гарантий социальногообеспечения соответствует положениям таких международных правовых актов, какВсеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах. Конвенция о правах ребенка.
Часть 1статьи 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых являетсяоснованием для социальное обеспечения. Это могут быть определенные периодыжизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), со стояниездоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнение либоневозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потерякормильца). Данный перечень не является исчерпывающим — социальное обеспечениеможет быть предоставлено и в иных случаях, установленных законом: приобретениестатуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходуза ребенком и др.
В статье 39Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения — огосударственных пенсиях и социальных пособиях. Кроме денежных выплат,социальное обеспечение может осуществляться и в натуральных формах: содержаниев домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживаниена дому и т.д.
Часть 2статьи 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственныепенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Соответствующиефедеральные законы дают необходимую гарантию реализации гражданами своегоконституционного права на социальное обеспечение.
Прирассмотрении данной темы, с использованием теоретического инаучно-практического материала, необходимо изучить следующие вопросы.
Общие вопросыпо социальному обеспечению и социальному страхованию в Российской Федерации;лекарственная помощь населению, которая включает в себя бесплатное и льготноеобеспечение лекарственными средствами; санаторно-курортное лечение граждан и категории граждан, имеющих право на него. Также необходимо осветить и вопросы,касающиеся социального обслуживания граждан.
На основаниитеории и практики разработать программу по социальному обслуживанию гражданпожилого возраста и инвалидов.
Глава1. Социальное обслуживание граждан
1.1Общие вопросы социального обслуживания граждан
Самостоятельнымэлементом государственной системы социального обеспечения является социальноеобслуживание, которое охватывает все виды социальной помощи престарелым,нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые в «натуре».
Всоответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации»[3] от 10 декабря 1995 г.социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб посоциальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в труднойжизненной ситуации.
Такимобразом, социальное обслуживание имеет комплексный характер и охватываетмногообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворенияих специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью,воспитанием детей.
В настоящеевремя правовое регулирование в области социального обслуживания рассматриваетсяв качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защитенаселения. Основные концепции социальной политики Российского государства вобщем виде отражены в программных правовых актах. Так, 22 февраля 1997 г.постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Программасоциальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000 гг.[4],в которой наряду с мерами по совершенствованию пенсионного обеспеченияпредусматриваются развитие социального обслуживания пожилых граждан на домуработниками отделений социальной помощи, дальнейшее развитие системы учрежденийсоциального обслуживания, для малообеспеченных пенсионеров — предоставлениеразличных видов натуральной помощи и т. д. Особое внимание в этом постановленииобращено на обеспечение гарантий прав граждан в области социальногообслуживания.
Федеральнаякомплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», утвержденнаяпостановлением Правительства РФ 16 января 1995 г.[5],предусматривает также комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие сетисоциальных услуг для этой категории граждан РФ с целью усиления социальнойзащиты инвалидов в условиях рынка.
УказомПрезидента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. утверждены Основныенаправления государственной социальной политики по улучшению положения детей вРоссийской Федерации до 2000 г.[6] (национальный пландействий в интересах детей). Необходимость принятия этого программного актабыла вызвана самой жизнью. Нестабильная экономическая обстановка в стране,снижение уровня жизни многих семей, связанное с отставанием темпов ростадоходов населения от темпов роста потребительских цен, ослаблениеинфраструктуры здравоохранения, образования и культуры резко ухудшили положениедетей и возможности семей по их жизнеобеспечению, воспитанию и развитию.
В принятомдокументе в числе мер, направленных на социальную поддержку детства,предусматривалось развитие широкой сети учреждений, оказывающих социальныеуслуги для несовершеннолетних граждан страны.
Указанныеакты носят программный характер и отражают основные принципы государственнойполитики в области социального обслуживания. Их реализация требует принятияспециальных нормативных актов, направленных на социальную поддержку и защитумалообеспеченных слоев населения, расширение видов их социальногообслуживания.
Следуетпризнать, что правотворчество государства в области социального обслуживанияразвивается в последнее время довольно интенсивно. Важной вехой в формированиисистемы социального обеспечения явилось принятие Федерального закона «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 2 августа 1995г.[7]
По степениконцентрации законодательного материала данный Закон можно рассматривать какнормативный акт кодификационного значения.
Он отличаетсяактуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой(состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованноенормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указаннойкатегории граждан.
Этот Закон,по существу, является базовым для института социального обслуживания, иборегулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двухнаиболее слабо социально защищенных групп населения — граждан пожилого возрастаи инвалидов. Указанный Закон закрепляет следующие формы социального обеспеченияэтих категорий граждан:
1)стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
2)полустационарное социальное обслуживание;
3)социально-медицинское обслуживание на дому;
4) срочноесоциальное обслуживание;
5)социально-консультативная помощь.
1.2Принципы социального обслуживания граждан
Федеральный закон«Об основах социального обслуживания населения и Российской Федерации» от 10декабря 1995 г.[8] закрепляет основыправового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихсяв трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципысоциального обслуживания граждан:
адресностъ. В условиях развития рыночныхотношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнемпенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, чтогосударстве! на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечитьсоциальными услугами всех нуждающихся в них[9]. В силу указанныхобстоятельств законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам,претендующим на тот или иной вид социального обслуживания (одинокое проживание,отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии ит. д.), с целью оказания услуг только тем гражданам, которые наиболее в этомнуждаются;
доступность. Этот принцип означает реальностьдля каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социальногообслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путемобращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения[10].
добровольность. Социальное обслуживаниеосуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получениеуслуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14-летнеговозраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается ихзаконными представителями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимаетсяорганом опеки и попечительства[11]. Помещение гражданпожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласиявозможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственниковили иных законных представителей и при этом не способны самостоятельноудовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживаниюи (или) активному передвижению) или признаны в установленном порядкенедееспособными;
гуманность. При получении социальных услугграждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороныработников учреждений социального обслуживания[12];
приоритетность предоставления социальных услугнесовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации[13].Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальнойнеобходимостью защитить, прежде всего, тех, кто не может это сделатьсамостоятельно в силу возрастной недееспособности;
конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает, чтосведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социальногообслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.Работники учреждений социального обслуживания, чиновные в разглашениипрофессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательствомРФ;
профилактическаянаправленность.Одной из основных целей социального обслуживания является профилактиканегативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненнойситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т.д.)[14]. Для оказания социальныхуслуг государство создает систему социальных служб, состоящую изгосударственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихсяфедеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов властиРФ и ее субъектов. Муниципальную систему социальных служб составляютсоответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ведении органовместного самоуправления.
Социальноеобслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных формсобственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью посоциальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Однаконезависимо от форм собственности социальное обслуживание осуществляется вучреждениях следующих типов:
· комплексныецентры социального обслуживания населения;
· территориальныецентры социальной помощи семье и детям;
· центры социальногообслуживания;
· социально-реабилитационныецентры для несовершеннолетних;
· центры помощидетям, оставшимся без попечения родителей;
· социальные приютыдля детей и подростков;
· центры психолого-педагогическойпомощи населению;
· центры экстреннойпсихологической помощи по телефону;
· центры социальнойпомощи на дому;
· дома ночногопребывания;
· специальные домадля одиноких престарелых;
· стационарныеучреждения социального обслуживания;
· геронтологическиецентры;
· и иныеучреждения, предоставляющие социальные услуги[15].
Федеральныйзакон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от10 декабря 1995 г. закрепляет следующие виды социального обслуживания:
1) содержаниеинвалидов и престарелых в учреждениях социальной зашиты населения:
а)стационары;
б) полустационары;
2) социальноеобслуживание инвалидов и престарелых на дому;
3) содержаниедетей в детских учреждениях;
4) срочноесоциальное обслуживание;
5)социально-консультативная помощь;
6)реабилитационные услуги:
а)профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
б)обеспечение инвалидов средствами передвижения;
в)обеспечение инвалидов транспортными средствами;
г)протезно-ортопедическая помощь гражданам.
1.3Содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения
Стационарноесоциальное обслуживание
Стационарноесоциальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях(домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов,психоневрологических интернатах и др.
Направляютсяв эти учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностьюутратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья впостоянном постороннем уходе и наблюдении. Кроме того, создана сетьспециализированных учреждений для детей-инвалидов.
В последниегоды широкое распространение получили дома для престарелых, содержание вкоторых происходит на платной основе за счет самих престарелых или предприятий,на которых они трудились.
Вдома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет,мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии,если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону ихсодержать.
Вдома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп ввозрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей,обязанных по закону их содержать.
Впсихоневрологический интернат принимаются лица, страдающие хроническимипсихическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании имедицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанныепо закону их содержать, или нет.
Встационарных учреждениях осуществляются не только уход и необходимаямедицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского,социального и лечебно-трудового характера.
Всоответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальныхуслуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидамгосударственными учреждениями социального обслуживания, утвержденнымпостановлением Правительства РФ 25 ноября 1995 г. № 1151[16],гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учрежденияхсоциального обслуживания, предоставляются:
1)материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организацияреабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытовогообслуживания);
2) услуги поорганизации питания, быта, досуга (горячее питание, в том числе диетическое,обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий дляпроведения религиозных обрядов и т.д.);
3)социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатнаямедицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведениимедико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий,оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечениесанитарно-гигиенических условий в помещениях);
4)организация получения образования инвалидами с учетом их физическихвозможностей и умственных способностей;
5) услуги,связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использованияостаточных трудовых возможностей);
6) правовыеуслуги;
7) содействиев организации ритуальных услуг.
Граждане,проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют такжеправо на освобождение от наказаний. Не допускаются всякие наказания гражданпожилого возраста и инвалидов или создание удобств для персонала указанныхучреждений, использование лекарственных средств, средств физическогосдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Закономпредусмотрена дисциплинарная административная или уголовная ответственность длялиц, виновных в нарушении этой нормы[17].
Заявление оприеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую поподчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку вдом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его встационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления егозаконного представителя.
В случаенеобходимости с разрешения директора дома-интерната пенсионер или инвалид можетна срок до одного месяца временно выбыть из учреждения социальногообслуживания. Разрешение на временный выезд выдаете! с учетом заключения врача,а также письменного обязательства родственники! или иных лиц об обеспеченииухода за престарелым или инвалидом.
Законпредусматривает право граждан, находящихся в стационарных учрежденияхсоциального обслуживания, отказаться от услуг указанных учреждений, но приусловии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечитьнеобходимый уход.
Лица,находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа,систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, могут быть порешению суда, принятому на основании представления администрации указанныхучреждений, переведены в специальные дома-интернаты (специальные отделения)[18].Они создаются главным образом для престарелых и инвалидов, ранее судимых илинеоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушениеобщественное порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством,направленных из учреждений органов внутренних дел. Кроме того, в нихнаправляются также граждане, нуждающиеся в постоянном уходе, из числаосвобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и другие лица,за которыми установлен административный надзор в порядке, утвержденном постановлениемПравительства Российской Федерации «О развитии сети специализированныхдомов-интернатов для престарелых и инвалидов» от 15 апреля 1995 г.[19]
Министерствусоциальной защиты населения Российской Федерации с участием других компетентныхорганов поручено разработать и утверди» по согласованию с Министерствомвнутренних дел Российской Федерация Министерством здравоохранения и медицинскойпромышленности Российской Федерации и Министерством юстиции РоссийскойФедерации примерное положение о специальном доме-интернате (специальномотделении) престарелых и инвалидов, а также разработать и утвердить посогласованию с Министерством внутренних дел примерные правила внутреннегораспорядка в специальном доме-интернате (специальном отделении) для престарелыхи инвалидов.
Для лиц безопределенного места жительства из числа престарелых и инвалидов создаютсяспециализированные учреждения (социальные приюты, социальные гостиницы, центрысоциальной адаптации и др.), в которых предоставляется временное местопребывания (включая медицинское обслуживание, питание, ночлег), и проводятсямероприятия по социальной адаптации лиц, утративших социально-полезные связи(в первую очередь лиц, освобожденных из мест лишения свободы), к условиямжизни в обществе[20].
Реформированиесистемы социального обслуживания населения нацелено на принятие мер попреодолению дефицита мест в стационарных социальных учреждениях путемперемещения этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношенииместностей и создания в них приемлемых условий для проживания.
Учреждениясоциального обслуживания оказывают помощь не только пожилым гражданам иинвалидам, но и детям-сиротам, а также активно работают над решением проблемдетской безнадзорности, профилактики правонарушений среди подростков «социальногосиротства», социальной помощи лицам без определенного места жительства.
В детскийдом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного илифизического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов сфизическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживаниядетей с психическими расстройствами.
Полустационарноеобслуживание
Одной изразновидностей социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возрастаявляются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социальногообслуживания или при органах социальной защиты населения.
В отделенияхдневного (ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское икультурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов[21].
Полустационарноесоциальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов,сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и неимеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальноеобслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
В указанныхучреждениях оказываются следующие виды услуг:
1)организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием,
предоставлениепостельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);
2)социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологическойпомощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительныхмероприятий, содействие в проведении реабилитационных программ для инвалидов,помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие впротезировании и т.д.);
3) содействиев получении образования и профессиональной подготовки;
4) содействиев трудоустройстве;
5) содействиев организации правовых услуг;
6) содействиев организации ритуальных услуг.
Для лиц безопределенного места жительства и занятий в системе органов социальной защитысоздаются специальные учреждения полустационарного типа — дома ночного пребывания,социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации(постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670). В указанныхучреждениях предоставляются:
· ночлег;
· талоны наодноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;
· перваядоврачебная помощь;
· предметы личнойгигиены, санитарная обработка;
· направление налечение;
· содействие вобеспечении протезирования;
· оформление вдом-интернат;
· оказаниесодействия в оформлении и перерасчете пенсии;
· содействие втрудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;
· содействие вполучении страхового медицинского полиса;
· оказаниеразносторонней помощи (консультации по юридическим воля росам, бытовые услуги ит.д.)[22].
Социальнаяпомощь на дому.
СогласноПримерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилоговозраста и инвалидов, утвержденным приказом Минтруда и соц. Развития РФ от 8июля 1997 г. №56[23], при домах престарелых иинвалидов, а также при отделах социального обеспечения создавались отделениясоциальной помощи для одиноких нетрудоспособных граждан, нуждающихся впосторонней помощи. В задачи отделений входили выявление и учет лиц, нуждающихсяк социальной помощи, оказание конкретных социальных услуг (доставка обедов,приобретение продуктов и промышленных товаров, медикаментов, стирка белья в прачечнуюи т. д.). На надомное обслуживание принимались одинокие престарелые граждане,инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи. Причем инвалидов, участниковВеликой Отечественной войны и членов семей погибших военнослужащих принимали нанадомное обслуживание вне очереди.
Федеральныйзакон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2августа 1995 г. изменил порядок и условия предоставления помощи на дому. Такаяпомощь осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми вмуниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальнойзащиты населения.
Социально-медицинскоеобслуживание осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальныхуслугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическимирасстройствами (в стадии ремнессии), туберкулезом (за исключением активнойформы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в позднихстадиях, за исключением лиц, являющихся бактерио- или вирусоносителямикарантинных инфекционных заболеваний, активной формы туберкулеза, страдающиххроническим алкоголизмом, тяжелыми психическими расстройствами и венерическимизаболеваниями, требующих лечения в специализированных лечебных учреждениях[24].
В штатуказанных учреждений должны входить медицинские работники, профессиональнаядеятельность которых регулируется законодательством РФ об охране здоровьяграждан.
Всоответствии с федеральным Перечнем услуг данными учреждениями оказываютсяследующие виды обслуживания:
1) услуги поорганизации питания, быта и досуга (покупка и доставка на дом продуктовпитания, горячих обедов), помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка надом промышленных товаров первой необходимости, доставка воды; топка печей,сдача вещей в стирку и химчистку; содействие в организации ремонта и уборкежилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; помощь ворганизации досуга и т.д.;
2)социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги (обеспечение ухода сучетом состояния здоровья, содействие в оказании медицинской помощи,проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий,содействие в обеспечении лекарствами); содействие в получении протезнойпомощи;
3) содействиев получении образования инвалидам;
4) содействиев трудоустройстве;
5) правовыеуслуги;
6) помощь ворганизации ритуальных услуг.
Гражданаммогут быть предоставлены и другие (дополнительные) услуги, но на условияхполной или частичной оплаты для всех категорий граждан, нуждающихся всоциальном обслуживании. К числу таких дополнительных услуг, оказываемых гражданамна дому, относятся:
1) наблюдениеза состоянием здоровья;
2) оказаниеэкстренной доврачебной помощи;
3) выполнениемедицинских процедур;
4) оказаниесанитарно-гигиенических услуг;
5) кормлениеослабленных больных;
6) проведениесанитарно-просветительной работы.
B Федеральнымзаконом «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 2 июля 1999 г.[25]предусмотрено право малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан,которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величиныпрожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РоссийскойФедерации, на оказание им натуральной помощи (топливо, продукты питания,одежда, обувь, медикаменты и др.). Размер такой помощи установлен в пределахразницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущейсемьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Срочноесоциальное обслуживание
Одной изновых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидовявляется срочное социальное обслуживание. Оно заключается в оказании неотложнойпомощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остронуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг указанной категорииграждан установлен федеральным Перечнем гарантированных государствомсоциальных услуг. В нем предусмотрено, в частности, разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; разовоеоказание материальной помощи; обеспечение остро нуждающихся одеждой, обувью идругими предметами первой необходимости. Муниципальные центры социального обслуживания,осуществляющие срочное социальное обслуживание (или отделения, создаваемые приорганах социальной защиты населения), организуют для лиц, нуждающихся всоциальной поддержке, экстренную медико-психологическую помощь, содействуют втрудоустройстве, в предоставлении временного жилого помещения (в необходимыхслучаях), организуют юридические консультации[26].
|Итак, исходяиз интересов граждан социальное обслуживание может носить не только постоянныйили временный характер, но и при определенных условиях — разовый характер сучетом реальных потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов.
Социально-консультативнаяпомощь
В учрежденияхсоциального обслуживания клиентам социальной службы предоставляютсяконсультации по вопросам социально-бытового и социально-культурногообеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи,социально-правовой защиты.
Организациясоциально-консультативной помощи возложена законодательством на муниципальныецентры социального обслуживания, а также на органы социальной защиты населения,которые создают соответствующие подразделения.
Социально-консультативнаяпомощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию вобществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятныхотношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи,общества и государства[27].
Социально-консультативнаяпомощь предусматривает:
1) выявление лиц,нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2)профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
3) работу ссемьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию ихдосуга;
4)консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации итрудоустройстве инвалидов;
5)обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественныхобъединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
6) иные мерыпо формированию здоровых взаимоотношений и создание благоприятной социальнойсреды для граждан пожилого возраста и инвалидов[28].
В целомсоциально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержкуграждан пожилого возраста и инвалидов.
1.4Реабилитация инвалидов
Органысоциальной защиты населения принимают необходимые меры для реализациивозможности инвалидов работать на дому. В настоящее время, когда обострилисьпроблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности,возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов.
Всоответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка участияграждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социальногообслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» от 26 декабря 1996 г. № 1285[29]в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальныерабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность.Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится подруководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих всоответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программамиреабилитации.
Определениевида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачомстационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания.Продолжительность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 ч в день[30].
Обеспечениеинвалидов транспортными средствами и специальными средствами передвиженияявляется важнейшим условием их социальной реабилитации, возможности возвращенияк активному образу жизни. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г.предусматривает право инвалидов войны на получение при наличии установленныхмедицинских показаний (инвалидам I группы по зрению или без обеих рук — безмедицинских показаний) бесплатно в пользование мотоколяски или легковогоавтомобиля. Если же имеются противопоказания к вождению автомобиля илимотоколяски, то инвалиду предоставляется право передачи управления ими другомулипу, проживающему в том же населенном пункте. Инвалидам войны, которые проживаютв сельской местности, по их желанию вместо автомобиля может быть бесплатновыделены лошадь и соответствующее гужевое транспортное средство. В случаесмерти инвалида войны автомобиль (мотоколяска, лошадь) передается всобственность семьи. Закон предоставляет возможность инвалидам войны (по ихжеланию) вместо транспортных средств получать ежегодную денежную компенсациюрасходов на транспортное обслуживание.
Обеспечениетранспортными средствами отдельных категорий инвалидов регулируетсяпостановлением Правительства РФ №356 «О мерах по социальной защите инвалидов,нуждающихся в специальных транспортных средствах» от 28 мая 1992 г.[31]В постановлении указано, что инвалиды имеют право на получение мотоколяски бесплатнопри наличии медицинских показаний на обеспечение специальными транспортнымисредствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлениюими. Законодательство закрепляет право инвалидов на приобретение легковогоавтомобиля с ручным управлением. Автомобили продаются инвалидам при наличииустановленных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождениюавтомобиля, которые определяются МСЭК. Продажа осуществляется на основанииразрешения соответствующего органа социального обеспечения специальнымимагазинами по месту постоянного жительства инвалидов. В некоторых регионахместная администрация принимает решение о частичной компенсации аренды гаражейдля льготных категорий инвалидов, пользующихся автомобилем с ручным управлением[32].
Постановлениепредусматривает выплату денежных компенсаций на эксплуатационные расходыинвалидам войны, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим ихна льготных условиях; инвалидам войны I и II групп, приобретшим транспортныесредства за полную стоимость, участникам войны, ставшим инвалидами вследствиеобщего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключениеминвалидности от их противоправных действий), если они получили транспортныесредства бесплатно или приобрели их на льготных условиях, инвалидам I и IIгрупп (из этого же числа), приобретшим транспортные средства за полную стоимость,и др.
Денежныекомпенсации на транспортное обслуживание выплачиваются инвалидам войны вместобесплатного получения транспортного средства (по желанию инвалидов). Такое жеправо предоставлено участникам войны, ставшим инвалидами вследствие общегозаболевания, трудового увечья и других причин (за исключением инвалидности,наступившей в результате их противоправных действий). Выплачиваются денежныекомпенсации и военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органоввнутренних дел, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания,полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей),если они имеют право на бесплатное получение транспортного средства.
Выплатаденежных компенсаций производится на основе решения об этом органов,назначающих инвалидам пенсию. Принимается такое решение в 10-дневный срок содня поступления заявления от инвалида со всеми необходимыми документами.Назначенные денежные компенсации выплачиваются каждый год равными частямиежеквартально. Споры, возникающие по вопросам назначения и выплаты денежныхкомпенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам,рассматриваются вышестоящими органами или судом[33].
Действующеезаконодательство предусматривает обеспечение инвалидов не только транспортнымисредствами, но и в определенных случаях специальными средствами передвижения —велоколясками и кресло-колясками. Право на бесплатное обеспечение такимималыми средствами передвижения предоставлено инвалидам войны и труда,пенсионерам по возрасту, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет. Внекоторых случаях по разрешению Министерства труда и социального развития РФ,краевых, областных, Санкт-Петербургского и Московского управлений социальнойзащиты велоколяски и кресло-коляски могут быть выданы инвалидам с детства бесплатноили со скидкой 50% стоимости (в зависимости от материальной обеспеченностиинвалида). Все категории инвалидов обеспечиваются указанными средствами передвиженияпо заключению МСЭК в соответствии с Инструкцией «О порядке обеспечениянаселения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения исредствами, облегчающими жизнь инвалидов», утвержденной приказом Министерствасоциального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г.[34]
Протезно-ортопедическаяпомощь имеет решающее значение для социальной реабилитации инвалидов. Внастоящее время очень остро стоит проблема кардинального улучшенияпротезно-ортопедической помощи населению. Число граждан, нуждающихся вразличных видах протезно-ортопедической помощи, составляет в РоссийскойФедерации более 1 млн. человек, Для решения этой проблемы в полном соответствиис Указом Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»от 2 октября 1992 г., постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г.была утверждена Федеральная комплексная программа «Социальная поддержкаинвалидов», включающая целевую программу «Разработка и производство средствпротезирования, строительство, реконструкция и техническое пери-вооружение протезно-ортопедическихпредприятий»[35]. Программой предусматриваетсястроительство новых и реконструкция действующих протезно-ортопедических предприятий.В настоящее же время в системе Министерства труда и социального развития РФимеется 66 протезно-ортопедических предприятий, но треть зданий, в которых ониразмещаются, имеют из нос более 50%. Программа также ставит задачу повышенияуровня производства протезно-ортопедических изделий и качества протезирования.
Федеральныйзакон «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 28) закрепил право инвалидовна бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями.
Праваинвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплены в общей форме и в ст.27 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.Конкретный порядок обеспечения инвалидов всеми видами протезно-ортопедическихизделий (протезами, ортопедическими аппаратами, ортопедической обувью, обувьюна протезы, бандажными изделиями и т. д.) регулируется Инструкцией «О порядкеобеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствамипередвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов», утвержденнойприказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г.Пенсионеры и инвалиды, нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях, а такжев средствах, облегчающих жизнь инвалидов, имеют право на бесплатноеобеспечение протезами за счет средств, отпускаемых по бюджету напротезирование.
При этомкаждый инвалид в зависимости от медицинских показаний имеет право наобеспечение протезов рук, ног, а также на получение ортопедической обуви,ортопедических аппаратов, кожаных брюк бесплатно на 2 года; инвалиды войны,страдающие сосудистыми поражениями нижних конечностей, — одной пары ортопедическойобуви в год; дети-инвалиды — двух пар обуви в год[36].
В ближайшеевремя планируется создать основы индустрии по производству новых видовреабилитационной техники для инвалидов, а также системы сервисов по ееобслуживанию, провести реконструкцию и техническое перевооружениепротезно-ортопедических предприятий — производителей реабилитационной техники.
Глава2. Программа по реабилитации инвалидов в Читинской области
Для улучшения социального обслуживания в Читинской области необходимо предложить программупо реабилитации инвалидов.
В центревнимания социальных работников должны быть вопросы стационарного иполустационарного обслуживания населения, обеспечения условий получениягарантированных законодательством Российской Федерации льгот, проблемы семьи,материнства и детства, вопросы реабилитации инвалидов.
Основнойсмысл реабилитации инвалидов – интеграция людей с ограниченными возможностями вобщество. Для определения тактики проведения реабилитации необходимо разделить инвалидов на 4 группы:
1. до 3-х лет
2. от 3 до 10лет
3. от 10 до50 лет
4. более 50лет.
В каждойгруппе необходимо разработать свои цели и методы реабилитации. У детей от 3-хдо 10 лет – развитие навыков самообслуживания, подготовка к учебе,профориентация. В группе лиц трудоспособного возраста –социально-психологическая адаптация, получение профессии и трудоустройство.Есть особенности в реабилитации и лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Во всех этихгруппах основной задачей является формирование активного восприятия жизни,изживание философии пассивного потребителя.
Учитывая, чтопроблема инвалидности имеет множество аспектов и в ее возникновениизначительную роль играют социальные факторы, ведущим направлением социальнойполитики в отношении инвалидов определена реабилитация, восстановлениеспособностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельностисоответствующей его физическому, психическому и социальному потенциалу.
В Читинскойобласти необходимо создать единый банк данных на людей с ограниченнымивозможностями, который позволят решать следующие задачи:
· учет инвалидов;
· отслеживаниединамики состояния инвалида;
· составлениеиндивидуальных карт реабилитации;
· контрольпрохождения процесса реабилитации;
· определениепотребностей и контроль распределения технических средств реабилитации иавтотранспорта, денежных компенсаций и различных выплат, путевок вподведомственные оздоровительные учреждения.
Все это позволитделать прогнозную оценку и своевременно выработать управленческие решения.
Программарассчитана на 5 лет. В таблице приведены План программы реабилитации инвалидовв Читинской области, рассчитанный на 2006-2010гг.
В настоящеевремя в Читинской области работают организации всероссийского обществаинвалидов, Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих.
Ихдеятельность – замечательный пример, как люди с ограниченными возможностями неопускают рук, не смиряются с обстоятельствами, а своим трудом, оптимизмом иверой меняют свою жизнь к лучшему, формируя новый взгляд на решениежизнеопределяющих проблем инвалидов.
Необходимопринять закон Читинской области – Областная целевая программа «Социальнаяподдержка инвалидов Читинской области на 2005-2010 года», разработку которогопоручить Комитету социального обеспечения при участии общественных объединенийинвалидов.
В системеКомитета определить 16 стационарных учреждений социального обслуживаниянаселения. Более 2 200 граждан пожилого возраста и инвалидов поместить напроживание в 9 домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в 3домах-интернатах психо-неврологического профиля, в Доме ветеранов войны и трудаи в специализированном доме-интернате. В трех районах области открыть малыемуниципальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
В социальныхучреждениях рекомендовано использовать различные формы реабилитации, в томчисле трудотерапию. Определить базу ее ведения – подсобные хозяйства и трудовыемастерские.
У большинстваинвалидов, которые будут заниматься активным трудом, спортом, участвовать вобщественной жизни должна наблюдаться стойкая ремиссия заболевания, что даствозможность снижения дозировки поддерживающей медикаментозной терапии.
Вдомах-интернатах для престарелых и инвалидов ввести дифференцированные режимы.Открыть геронтологические отделения, отделения милосердия, отделенияреабилитации молодых инвалидов. Специалистам приводить в соответствие уровеньактивности престарелых и инвалидов.
Трудоваяреабилитация на подсобном хозяйстве – мощное подспорье в улучшении питания ибыта проживающих. В 2005 году в подобных хозяйствах и трудовых мастерскихпроизведено продукции на сумму 9,5 млн. рублей. Собрано 236 тонн картофеля,произведено более 453 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 41 тонна мяса, 115тысяч литров молока, 110 тонн овощей. Швейных и других изделий изготовлено насумму 559 тысяч рублей. В дальнейшем необходимо развивать подсобные хозяйства итрудовые мастерские, увеличивать площади первых и количество вторых.
Необходимо комплексноулучшить качество жизни гособеспечиваемых: хорошее питание, изменить бытовыеусловия, трудовую реабилитацию, организацию досуга. Все это приведет кснижению смертности в домах-интернатах. Так, если в 1994г. смертностьпроживающих в домах-интернатах составляла 26%, то в 2001 – 8%. Поэтому данныемероприятия приведут к еще большему снижению смертности в домах-интеранатах.
ГордостьюКомитета социального обеспечения является областной реабилитационный центр длядетей и подростков с ограниченными возможностями «Шиванда», открытый 1999 годуна базе действующего санатория. Необходимо обратить внимание на улучшениемедицинской помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями, обновитьмедицинское оборудование.
Реабилитация должнапроводиться с детьми-инвалидами, страдающими заболеваниями органов дыхания,опорно-двигательного аппарата, ДЦП, желудочно-кишечного тракта, периферическойнервной системы.
Для лечениябольных необходимо использовать иппотерапию – лечебная верховая езда. В результатебудут прослеживаться хорошие результаты у детей с патологиейопорно-двигательного аппарата, задержкой умственного развития.
Открытединственный в регионе СКЭНАР-центр, где используется метод нейроадаптивнойэлектростимуляции организма. В рамках программы необходимо оказывать посильнуюпомощь из средств бюджета для улучшения работы данного центра, что позволитулучшить качество оказываемой инвалидам социальной помощи.
В 2007 годуКомитету социального обеспечения совместно с Читинским протезно-ортопедическимпредприятием поручить начать строительство нового комплекса зданий, что позволит увеличить производительные возможности. Приобрести и установить новоеимпортное технологическое оборудование, выделить на эти цели 4 млн. рублей.Предприятие располагает стационаром, что позволяет проводить сложноепротезирование самыми современными протезами. Увеличить поставку протезов вЧитинскую область и произвести нуждающимся протезирование.
В областиизвестен спортивный клуб «Алькор», основанный в г.Краснокаменске АлександромЕлисеевым, одним из основателей шашечного и инвалидного спорта в Забайкалье. В«Алькоре» дети с ограниченными возможностями занимаются шашками, настольнымтеннисом и другими видами спорта вместе со здоровыми сверстниками – «трудными» детьмииз многодетных и малообеспеченных семей. Ребята участвуют и побеждают впрестижных соревнованиях Российского и международного уровней.
В клубе надо разработать программу «Социально-психологическая адаптация детей инвалидов всфере здоровых сверстников». Для этого в пределах рассматриваемой программынеобходимо увеличить количество соревнований, встреч вне проводимых соревнований для адаптации детей инвалидов в сфере здоровых сверстников.
Заключение
С учетомизученного теоретического, практического и нормативного материала можно сделатьследующие выводы.
Во-первых, социальноеобслуживание, которое охватывает все виды социальной помощи престарелым,нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые в натуральном виде.Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности государствапо социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитацииинвалидов, стационарное, полустационарное обслуживание; социально-медицинскоеобслуживание на дому; срочное социальное обслуживание.
Во-вторых,признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФодновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимыеусловия для осуществления этого права.
Государственноесоциальное обеспечение — система материального обеспечения граждан РФ встарости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности,потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В-третьих, соответствии со ст. 41 Конституции РФ все граждане России имеют право набесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системахздравоохранения.
Объембесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии спрограммами обязательного медицинского страхования.
Призаболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право намедико-социальную помощь, которая включает профилактическую,лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую изубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными,нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временнойнетрудоспособности.
В-четвертых,законодательством установлены основные принципы охраны здоровья граждан:
1) соблюдениеправ человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных сэтими правами государственных гарантий;
2) приоритетпрофилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3)доступность медико-социальной помощи;
4) социальнаязащищенность граждан в случае утраты здоровья;
5)ответственность органов государственной власти и управления предприятий,учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц заобеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В-пятых,гарантией осуществления медико-социальной помощи гражданам являетсяпредоставление первичной медико-санитарной помощи: скорой медицинской помощи;специализированной медицинской помощи; медико-социальной помощи гражданам,страдающим социально значимыми заболеваниями; медико-социальной помощи гражданам,страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Законодателемпредусмотрено предоставление бесплатно следующих видов медицинской помощи:
а) скораямедицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина илиокружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениямихронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями,осложнениями беременности и при родах;
б)амбулаторно-поликлиническая помощь, включая доведение мероприятий по профилактике(в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний какв поликлинике, так и на дому;
в)стационарная помощь:
при острыхзаболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах,требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения иизоляции по эпидемиологическим показаниям;
при патологиибеременности, родах и абортах;
при плановойгоспитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующихстационарного режима.
В-шестых,многие граждане России пользуются правом на льготное обеспечениелекарственными средствами. При лечении в стационарных лечебных учреждениях —больницах, клиниках, госпиталях и т. д. — независимо от продолжительностилечения лекарства выдаются бесплатно. Законодательством закреплены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются порецептам к чей бесплатно и с 50%-ной скидкой от розничных цен.
В-седьмых,санаторно-курортное лечение — это самостоятельный вид социального обеспечения,которое предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортноелечение бесплатно или со скидкой.
Законодателемуказан крут лиц, имеющих право на Санаторно-курортное лечение бесплатно либо соскидкой.
В-восьмых,что касается социального обслуживания населения, то основной темойрассмотренной в дипломе была тема реабилитации инвалидов, где достаточно полнораскрыты общие вопросы реабилитации, а также направления развития реабилитацииинвалидов в Читинской области.
Предлагаемаяпрограмма позволит улучшить медико-социальную помощь, предоставляемуюгражданам в Читинской области. И хотелось бы, чтобы на этом совершенствование законодательства и воплощение программ по социальной помощи населению неостанавливалось.
Списокиспользованной литературы:
Нормативно-правовой материал:
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 25.12.1993.
2. Трудовой кодексРФ // Российская газета. №256. 31.12.2001.
3. Об охранездоровья граждан, Основы законодательства РФ от 22 июля 1993 г. // ВНД РФ и ВСРФ. №33, 1993. Ст.1318.
4. О ветеранах,Федеральный закон РФ от 12 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №30. Ст.2938.
5. Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // СЗ РФ. №50. 1995. Ст.4872.
6. О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, Федеральный закон №122-ФЗот 2 августа 1995 г./СЗ РФ, №32, 1995, Ст.3198.
7. О государственнойсоциальной помощи, Федеральный закон РФ №178-ФЗ от 2 июля 1999 г. // Российскаягазета. №142,.23.07.1999.
8. О трудовыхпенсиях в Российской Федерации, Закон РФ // Российская газета. №242.20.12.2001.
9. О коллективныхдоговорах и соглашениях, Закон РФ // Российская газета. 28.04.1992.
10. О медицинскомстраховании граждан, Закон РФ от 28 июня 1991 г. // ВВС РСФСР. 1991. №27.Ст.920.
11. О социальнойзащите инвалидов Российской Федерации, Закон РФ №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.4563.
12. О дополнительныхмерах государственной поддержки инвалидов, указ Президента РФ от 2 октября1992 г. // Право социального обеспечения. Практикум. Нормативные акты, образцыдокументов / под ред. Э.Г. Тучковой. – М., 1997.
13. Основныенаправления государственной социальной политики по улучшению положения детей вРоссийской Федерации до 2000 г. утверждены Указом Президента РоссийскойФедерации от 14 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №38. Ст.3669.
14. О государственнойподдержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечениянаселения, учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиямимедицинского назначения, Постановление Правительства РФ №890 от 30 июля 1994 г.// СЗ РФ. 1994. №15. Ст.1791.
15. О развитии сетиспециализированных домов-интернатов для престарелых и инвалидов, постановлениеПравительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №17.Ст.1544.
16. О порядке инормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинскогоназначения инвалидов войны и других групп населения, постановление ПравительстваРФ №710 // Российская газета. №134. 20.07.1995.
17. Об утверждениипорядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих вучреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности,постановление Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. № 1285 // СЗ РФ. 1996. №2.Ст.117.
18. О мерах посоциальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах,постановление Правительства РФ №356 от 28 мая 1992 г. / Труд, занятость и соц.Защита граждан РФ. Сборник документов. Т.1. – СПб.: Литература- плюс, 1995.
19. Федеральнаякомплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», постановлениеПравительства РФ от 16 января 1995 г. / Право социального обеспечения.Практикум. Нормативные акты, образцы документов/ под ред. Э.Г. Тучковой. – М.,1997.
20. Программасоциальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000 утвержденаПостановлением Правительства Российской Федерации гг. 22 февраля 1997 г. // СЗРФ. 1997. №10. Ст.1173.
21. Федеральнаякомплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», утвержденапостановлением Правительства РФ 16 января 1995 г. // СЗ РФ. №5. 1995. Ст.416.
22. Перечнемгарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилоговозраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания,утвержден постановлением Правительства РФ 25 ноября 1995 г. № 1151 // СЗ РФ. 1995.№49. Ст.4798.
23. Примерноеположение об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного местажительства и занятий, утверждено постановлением Правительства РФ от08.06.1996г. // СЗ РФ. 1996. №25. Ст.3025.
24. Примерноеположение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста иинвалидов, утверждено приказом Минтруда и соц. Развития РФ от 8 июля 1997 г.№56 // Бюллетень Минтруда РФ. 1997. №8.
25. Инструкция «Опорядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствамипередвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов», утверждена приказомМинистерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. // Правосоциального обеспечения. Практикум. Нормативные акты, образцы документов / подред. Э.Г. Тучковой. – М., 1997.
26. Типовое положениео комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию 1994 г., утвержденоПостановлением ВСС РФ 15 июля 1994г. // Образование в документах. №16. 1997.
Специальная литература:
1. Альперович В.Д.Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. Учебное пособие. – М.,1998.
2. Буянова М.О.,Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие.– М.: Юристъ, 2001.
3. Грачев Л.К.Программа работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М., 1992.
4. Каткова И.П.,Кузнецова В.В. Методические основы организации работы в семьях детей-инвалидов //Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 1992.
5. Луков В.А.Социальная экспертиза. – М., 1996.
6. Мачульская Е.Е.Право социального обеспечения. – М., 1997.
7. Основы социальнойработы. Учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.
8. Право социальногообеспечения. Учебник / под ред. К.Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ, 2001.
9. Рябина Н.Социальная служба: ее успехи и достижения // Вестник Саратова. 2002. №11(585).
10. Роик В.Социальное страхование – составляющая социальной политики // Человек и труд. 1995.№12.
11. Социальная работа/ под общей ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
12. Социально-бытоваяи трудовая реабилитация инвалидов / под ред. А.И. Осадчих. – М., 1997.
13. Спонсоры решаютпроблемы бюджетников // Медиатекст. 19.02.2001.
14. Сулейманова Г.В.Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертною бюро, 1998.
15. Тен Е.Е. Основысоциальной медицины. – М., 2000.
16. Черносвистов Е.В.Социальная медицина. Учебник. – М., 2003.