Реферат по предмету "Социология"


Социальное обеспечение

Содержание
 
1. Понятие и значениесоциального обеспечения
2. Дополнительноепенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды
Список литературы


1. Понятие и значение социального обеспечения
 
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно свозникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от егоэкономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силуестественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиямиприобретать источник средств своего существования К числу таких людей относятсяпрежде всего дети и старики Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Крометого, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявшийспособность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числупричин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которыеобусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений,порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечениялюдей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамкахтой или иной общественно-экономической формации.
Социальное обеспечение как реально существующее общественноеявление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которойопределяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущностныепризнаки. Иногда определение того или иного понятия (дефиницию) дает самзаконодатель и оно воспринимается наукой и практикой как легальное понятие. Внаучной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторамиформулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются забазовые, основные для данного явления.
К числу сущностных признаков социального обеспечения насовременном этапе можно отнести: во-первых, государственный характерустанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределениясовокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемыхгосударством в качестве оснований для предоставления тех или иных видовсоциального обеспечения; в-третьих, закрепление в нормах права либо вдоговорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; в-четвертых,нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого ононе может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровняи условий предоставления.
Некоторые ученые выделяют и иные конститутивные признакисоциального обеспечения. Так, Р.И. Иванова относит к их числу следующие:1) объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальнойзащиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения;2) особые фонды, источники социального обеспечения; 3) особые способы созданияэтих фондов; 4) особые способы предоставления средств существования; 5)закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в томчисле правовых, нормах.
С формулировкой первого признака трудно согласиться, посколькусами по себе объективные основания лишь вызывают потребность в особом механизмесоциальной защиты, однако функционирование его всегда связано с признаниемобществом, государством этих оснований в качестве социальных рисков, влекущихсоответствующие юридические обязанности по предоставлению социальногообеспечения. В реальной жизни объективных оснований, влекущих потребностьчеловека в социальной помощи, всегда намного больше тех, которые признаютсягосударством социально уважительными. Вся история развития систем социальногообеспечения – убедительное доказательство того, что перечень объективныхоснований, признаваемых социальными рисками, непрерывно расширяется, однаковряд ли он когда-либо станет полностью тождествен реально существующимобъективным причинам, вызывающим потребность человека в социальной помощи.
Что касается второго, третьего и четвертого конститутивныхпризнаков социального обеспечения, выделяемых Р.И. Ивановой, то ониотражают разные стороны одного, сущностного признака – способа организациисоциального обеспечения.
Выделив признаки социального обеспечения, казалось бы, совсемнесложно дать его определение. Однако однозначного понятия данного явления досих пор не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение – явлениемногоаспектное и любое данное ему определение не может быть универсальным, ибооно не способно в форме дефиниции одновременно охватить все сущностныепризнаки, обозначив в то же время и его основные функции.
Под социальным обеспечением понимают: форму распределения,гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандартасверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности икормильца; систему материального обеспечения и обслуживания граждан повозрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца,воспитания детей и в других установленных законодательством случаях;совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с однойстороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, – сдругой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов,бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видовобеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утратуили снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо пораспределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределениючасти государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случаеутраты источника средств существования, несения дополнительных расходов илиотсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимымпричинам.
При всей внешней схожести приведенных понятий в каждом из нихотражены различные признаки, признаваемые авторами сущностными, но ни в одномне указаны с должной полнотой объективно существующие черты, характерные длясоциального обеспечения как уникального многоаспектного общественного явления.
Базовые, основополагающие сущностные признаки социальногообеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, котораяпозволяет раскрыть экономический аспект данного понятия.
Как экономическая категория социальное обеспечение служитопределенным инструментом, используемым обществом, государством для решенияодной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходовлюдей, которое не является следствием неравенства производительности труда иэффективности производства. В целях более справедливого распределения национальногодохода во всех странах в начале XX в. получает развитие политикаперераспределения доходов, осуществляемого государством с помощью фискальной исоциальной политики, основным звеном которой как раз и является социальноеобеспечение.
В то же время социальное обеспечение является и правовойкатегорией, поскольку государства реализуют политику перераспределения доходовпосредством правового механизма, закрепляя нормативным путеморганизационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; порядокобразования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системыуправления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальномуобеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защитынарушенных прав.
Обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в техслучаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке,гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статусполноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловноявляется и очень важной социальной категорией.
Таким образом, можно дать следующее общее понятие социальногообеспечения как феномена в жизни любого общества и государства.
Социальное обеспечение – это один из способов распределения частивалового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благв целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисковза счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строгонормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценногосоциального статуса.
Государственная система социального обеспечения законодательнозакреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализациисубъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Такимобразом, эта система представляет собой прежде всего правовое образование,имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательнозакрепленных систем: а) финансирования социального обеспечения; б) управления;в) материального обеспечения и социального обслуживания населения. Этокомплексное межотраслевое правовое образование, нормы которого входят вразличные отраслевые правовые системы – в финансовое, административное право,право социального обеспечения.
Следующий уровень социального обеспечения как системного правовогообразования – отраслевой, поскольку нормы, регулирующие отношения пофинансированию, управлению, социальному обеспечению граждан, относятся кразличным отраслям права.
В правовой системе социального обеспечения есть и внутриотраслевойуровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансированиярасходов на социальное обеспечение за счет централизованных внебюджетныхкредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхованияРФ, Государственного фонда занятости населения РФ, фондов обязательногомедицинского страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетовсубъектов РФ; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондовсоциальной поддержки населения. В системе материального обеспечения исоциального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социальногообеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы: пенсионногообеспечения; обеспечения граждан пособиями и компенсациями, медицинской помощьюи лечением, социальными услугами, льготами.
Значение социального обеспечения в жизни общества определяетсятем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяетрешить. Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификациифункций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия вформулировке самих функций и в их количестве.
Безусловно, одной из основных функций является экономическаяфункция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государствоиспользует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределениячасти валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенноевоздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальныхблаг (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченногозаработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальныхрисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается вперераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовыхсредств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, вфедеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальнойподдержки населения).
Социальное обеспечение связано с общественным производством,влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражаетсяоно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловленотрудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характераи размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизньпринципов социального страхования это влияние будет возрастать, посколькуусилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышенияпроизводительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальноеобеспечение способствует также своевременному выводу из общественногопроизводства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспеченияспособствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различныхсоциальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца,безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материальногообеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровняжизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется иреабилитационное направление социального обеспечения, целью которого являетсявосстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельностичеловека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми,самостоятельно себя обслуживать и т.д.
Политическая функция позволяет государству специфическими длясоциального обеспечения средствами реализовывать основные направлениясоциальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том,что Россия – социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. ВРоссийской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечиваетсягосударственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов ипожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаютсягосударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальнаяполитика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей сцелью реализации конституционных положений осуществляется главным образом черезсистему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным закономвведено новое основание для предоставления социального обеспечения в видегосударственной социальной помощи – бедность. Появился, следовательно, новыйсубъект социального обеспечения – граждане, имеющие душевой доход нижепрожиточного минимума.
От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняетсвою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том,что состояние российской системы социального обеспечения не отвечаетпотребностям населения.
Демографическая функция реализуется посредством воздействия системысоциального обеспечения на многие демографические процессы – напродолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулированиерождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведшийк резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертностилиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье сдетьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.
Наряду срассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалистыуказывают и на другие. В.Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическуюфункцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую,моральную и социально-психологическую подфункции.

2.Дополнительное пенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды
 
Когдапенсионная реформа еще только начиналась и мало, кто еще представлял, с какогомомента она начнет в полной мере вызывать интерес у застрахованных,прогнозировалось, что реформа «пойдет в массы» с момента рассылки извещений осостоянии лицевых пенсионных счетов. Так и получилось. С лета 2003 года, когдаграждане начали получать эти извещения, о реформе заговорили много и громко.
Был выбранследующий вариант: пенсионные накопления передаются в управление гражданину, игражданин эти средства может использовать только на инвестирование. Нопроинвестировать их так, как считает нужным. Он может оставить их враспоряжении государства. Но имеет право и передать в доверительное управлениечастному капиталу. Но в любом случае он должен принять на себя ответственностьв выборе этого решения. И осознать, что отвечает за результаты его управлениядоверенными ему средствами, за размеры той прибавки, которую он получит кбазовой и страховой частям.
Многие иззастрахованных уже поняли, что приращение средств пенсионных накоплений,передача их в доверительное управление – это предмет прежде всего их заботы. Нов головах у многих сумбур: вдруг выберу не ту компанию, так еще и деньгиукрадут. Государство сделало все, чтобы эти опасения остались беспочвенными, неподтвердились в жизни.
Чтобы успешносправляться с выбором условий и сферы инвестирования своих пенсионныхнакоплений, гражданину предстоит пройти школу миноритарного инвестора. Ипенсионная реформа для тех, в структуре пенсии которых есть накопительнаячасть, пенсионная реформа среди прочего является такой школой. В этой школе импредстоит изучать азы науки инвестирования, а для этого научиться понимать, какустроен бизнес.
Но долженучиться работать с миноритарным акционером и бизнес. Возникает вопрос оготовности бизнеса распорядиться пенсионными средствами. Скорее всего, бизнеспока эти деньги принять не готов, потому что не знает, как их занять. Потомучто бизнесу еще надо придумать, как заинтересовать население, чтобы ему этиденьги отдали.
Во всем мире,когда бизнес привлекает сбережения клиентов, он становится прозрачным,нормально ведет баланс, не прячет прибыль, не уводит ее в оффшоры, ведетоткрытую информационную политику.
Главное,убедить людей, что деньги не пропадут, будут сохранены и преумножены. А самыйпростой и эффективный путь для этого: объяснить, под какие проекты берутся эти средства,каковы дополнительные гарантии их сохранности. И те из застрахованных, которыестанут направлять свои деньги в такие проекты, фактически будут голосовать заних и за реализующий их бизнес. Такое «голосование» деньгами будет происходитькаждый год. Поэтому подтверждать свой профессионализм и компетенцию бизнесупридется постоянно.
Конечно,бизнес уже сегодня хотел бы получить в полной мере все, что государстводоверило в управление самим гражданам. А это за первый год реформы – свыше 40миллиардов рублей, включая сюда уже заработанный на сами пенсионные накоплениядоход. Но начинается реформа в обстановке всеобщего недоверия. Население недоверяет государству (пенсии низкие), но еще больше не доверяет бизнесу(украдут). Государство тоже не доверяет бизнесу (занимается теневойэкономикой). А бизнес не доверяет государству (с вашими законами и налогамиработать невозможно…). Но ведь это нужно как-то ломать!
При всем этомникто не принуждает гражданина – до той поры, пока он сам не сочтет готовымсделать выбор, – уходить из государственной управляющей компании в частную.Выбор инвестиционного портфеля или управляющей компании осуществляетсяежегодно, и те, кто из-за своей неготовности не принял решения по итогамтекущего года, смогут сделать это по итогам следующего или любого другого года.Подавляющее большинство застрахованных, если ни все они, рано или поздно станутклиентами частных управляющих компаний, но без спешки и истерии, лишь когдаобретут готовность самостоятельно делать выбор вариантов инвестирования своихпенсионных средств. Такая готовность будет тем более необходима, поскольку годот года пенсионные накопления граждан будут прирастать, а значит, и размервозможных потерь инвестиционного дохода будет все выше.
Собственно говоря, ничего страшного не произошло от того, чтонакопительная модель пришла к людям раньше, чем была готова инфраструктура поднее, да и они сами.
Но наиболее подготовленная часть населения примет инвестиционныерешения уже в этом году.
На первом этапе возможности выбора для гражданина еще не могутбыть очень широкими – или государственная управляющая компания, или одна из частных.Но допускается, что в дальнейшем кто-то захочет самостоятельно, без посредниковраспоряжаться своими средствами. Закону это не противоречит, поскольку онпредоставляет гражданину право выбирать или управляющую компанию, илиинвестиционный портфель. В том числе каждый вправе сам формироватьинвестиционный портфель самостоятельно, покупая в его состав бумаги и акции. Аэто означает, что, предлагая таким самоброкерам бумаги, выпущенные подконкретные проекты, можно создать источник инвестирования, в котором особенноостро нуждаются регионы. Например, нужно построить рынок, дорогу или новыйвокзал. Куча проблем. Денег нет. Банки не дают. Почему губернатор вместе сместным бизнесом не может договориться и выпустить транш акций или облигацийпод эти конкретные цели? Секьюритизировать их выпуск, дать дополнительныегарантии за счет регионального бюджета. Думается, под такой реальный, на глазахреализуемый проект, будущие пенсионеры захотят эти бумаги приобрести, они будутзнать, во что вложили свои средства. Кстати, именно так проводилась реформа вЧили.

Список литературы
1.  Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Правосоциального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2003.
2.  Зурабов М.Ю. В чемсмысл «писем счастья»? // Библиотечка «Российской газеты». 2003. Выпуск №23.
3.  Мачульская Е.Е. Правосоциального обеспечения: Учебное пособие. М.: Издательство БЕК, 2004.
4.  Сулейманова Г.В. Социальноеобеспечение и социальное страхование. М.: Юристъ, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.