Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы социально-правового обеспечениямногодетных семей
1.1. Характеристикамногодетной семьи, тенденции ее развития
1.2. Социально-правовое обеспечение многодетныхсемей
Выводы по I главе
Глава II Практическая работа по изучению опыта работы посоциально-правовому обеспечению многодетных семей
2.1. Социально-правовое обеспечение многодетныхсемей в Республике Башкортостан
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Введение
Провозглашенная политика от жестко планируемогоспособа хозяйствования к рыночным отношениям в нашей стране сопровождаетсясерьезными социальными издержками, ухудшением качества жизни населения,ухудшением положения его слабо защищенных слоев. Особенно это сказывается намногодетных семьях.
Для того, чтобы регулировать отношениягосударства и общества с многодетными семьями, нужна крепкая правовая база,опирающаяся на определенные законы. В настоящее время учеными Зубковой Т.С., ЗверевойО.Л., Кархлиной С.Э. и др. ведутся исследования по проблеме социально-правовогообеспечения современной многодетной семьи.
Урегулированию отношений «семья — общество»служат принятые Указом Президента Российской Федерации «Основные направлениягосударственной семейной политики». Но, несмотря на издание законов, указов осоциально-правовой защите семьи, в данный период отмечается устойчивое снижениедоли многодетных семей в обществе. Как показывают результаты исследований, внашей стране в настоящее время система социально-правового обеспечения семьичетко не отлажена, а изданные законы иногда не работают.
Такимобразом, проблема социально-правового обеспечения многодетной семьи в настоящеевремя является актуальной.
Исходя извышеизложенного, определена тема нашего исследования: «Социально-правовоеобеспечение многодетной семьи».
Цельисследования: – выявить содержание и формы социально-правового обеспечения многодетнойсемьи.
Объектисследования: – процесс социально-правового обеспечения многодетной семьи.
Предметисследования: – содержание и формы социально-правового обеспечения многодетнойсемьи.
Гипотезаисследования: – если отрегулировать законодательную базу, четко определитьсодержание социально-правового обеспечения многодетной семьи и формы работы поданному направлению, то социально-правовая поддержка многодетной семьи будетносить эффективный характер.
Длядостижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачиисследования:
1. Изучить исистематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Датьсоциально-педагогическую характеристику и проанализировать социально-правовоеобеспечение многодетной семьи.
3. Изучитьзаконодательную базу в аспекте социально-правовом обеспечении многодетной семьи.
При решениипоставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические– изучение литературы, анализ законодательной базы.
Глава I. Теоретические основысоциально-правового обеспечения
многодетныхсемей
1.1 Характеристикамногодетной семьи, тенденции ее развития
Семья – этоодна из систем социального функционирования человека, важнейший социальныйинститут общества, который меняется под влиянием социально-экономических ивнутренних процессов.
Семья — этомалая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями,общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства),эмоциональной близостью, взаимными правами обязанностями по отношению друг кдругу [6, с. 71]. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативныеизменения, происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающиедля семьи процессы.
Семья, как общество,создавалась, видоизменялась и развивалась в месте с ним и в свою очередь можетвлиять на ход его развития. Многодетные семьи в начале века составлялибольшинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слояхобщества от беднейшего крестьянина до дворян. Это обуславливалось традициямирусского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось,воспринималось «как дар Божий», не было контрацептивов, не были распространеныаборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда былоустойчивое позитивное отношение к многодетной семье [6, с. 75].
Переход крыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоениянаселения, кризис моральных ценностей, последовательного разрушения института семьии привел к упадку числа многодетных семей. В России так же отмечаетсяустойчивое снижение доли многодетных семей. Это совпадает и с тенденцией кмалодетности и вообще бездетности. Создана, но нечетко отлажена системасоциальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное, и дажеотрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличениемпорядкового номера рождения. Новая беременность свыше двух-трех детей в семьерасценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил[12, с. 43].
В настоящеевремя в России многодетной считается семья, имеющая 3-х и более детей.
Различают трикатегории многодетных семей.
1. Сознательнаямногодетность.
В семьях, гдекрепки семейные или религиозно-национальные традиции.
2. Рождение общегоребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категориямногодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.
Эти двекатегории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность)имеет, как правило, крепкие семейные традиции., четкую внутреннюю структуру,достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение у старшим. Втаких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бываетодинокой старости. Психологическая атмосфера такой семьи – взаимопонимание,одинаковое видение проблем и способов их решения обеими супругами.
3. Неблагополучныемногодетные семьи.
Чаще всегоотмечаются у родителей, ведущих аморальный образ жизни: алкоголики,безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством дляполучения материальной и натуральной помощи.
В такихсемьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус[10, с. 45].
В многодетныхсемьях существуют свои специфические проблемы. Одной из них являетсяматериально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименееобеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведетк увеличению издержек на питание, одежду и т.д.
В структуре доходовпособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Долязатрат на продовольственные товары выше, а структура питания менееразнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, рыбы, молока ит.д. Недостаточное получение продуктов отражается на развитии и здоровье детей,и вызывают большую тревогу.
В связи спостоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворятьпотребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде,школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощьпроблемы не решает [10, с. 65].
Бюджет такихсемей не располагает средствами на образование, культурное и спортивноеразвитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. Вкаждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег наоплату.
Еще однойпроблемой многодетной семьи является проблема трудоустройства родителей. Когдамать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны инедостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Частоэто усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положенытаким семьям.
Динамикачисленности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ — многодетные родители. Семья с тремя несовершеннолетними детьми при обоихработающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается зачертой бедности [12, с. 44].
Иждивенческаянагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходыот предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, атак же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активностимногодетных семей.
Выживаниемногодетной семьи в современных условиях возможна путем собственных доходов(личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% такихсемей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушениямитрудового законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом отряда потребностей, что является в современных условиях непозволительнойроскошью.
Жилищнаяпроблема, так остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей,приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и немогут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабыжилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств длябольшинства семей недостаточно. Увеличивается плата за коммунальные услуги.Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторовповышения социальной напряженности в обществе [12, с. 52].
Втрадиционной семье многодетной семье дети находятся в равном положении: нетдефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило,положительные нравственные качества, такие, как чуткость, человечность,уважение к старшим. В таких семьях существует внутренняя иерархия отношений.
Проблемыраспределения обязанностей строятся по половозрастному признаку,индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец. Мать– хранительница очага, организатор домашних дел. Дефицит времени,недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему вмногодетных семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают,имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватноепредставление о собственной личности, старшие дети стремятся к лидерству [12,с. 56].
Малаявозможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти,требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет кснижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесносвязаны с родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение кличности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории ссоблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономии каждого, и частоприводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Конфликты нередковозникают даже из-за плохой успеваемости в школе, отсюда – частые пропускизанятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросаютшколу.
Школу непосещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школыдетьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрестивредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В такихсемьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания сродителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Встаршем возрасте дети начинают соперничать друг с другом, и если упустить контрольза соперничеством, то это может привести в дальнейшем к потере между нимиродственных чувств [9, с. 48].
Многодетныедети, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Детипроводят большую часть времени на улице. Возникает проблема коммуникации, каквзрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесссоциализации и мешает в дальнейшей жизни. Многодетные семьи отмечают дискомфортс коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональнойсреде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности,особенно в современных условиях. Негативное отношение сверстников ощущают детииз многодетных семей — трудности в общении с другими детьми, несовпадениеинтересов и т.д. [12, с. 59].
Многодетныесемьи предпочитают создавать свой круг общения, мало времени уделяют наорганизацию совместного провождения досуга.
В многодетнойсемье существуют и медицинские проблемы. Сложный психологический климат, какправило, влияет на здоровье детей. Как показывает статистика, проблемных детейв таких семьях – 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается впервоочередном внимании общества.
Социальнаянезащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистическинастроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарнойкультуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. В такихсемьях отмечается частое заболевание, как детей, так и родителей. Страдаетздоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.Отцы болеют в два раза чаще, чем в других семьях. У матери страдаетрепродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабаясоциальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетическихинтервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половоевоспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков [10, с. 49].
Можнопроследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечаетсянизкий показатель систематического наблюдения за детьми, позднее обращение вбольницу в случае заболеваемости, самолечение, неудовлетворительная диспансерияи «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.
Есть данные озаболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка – вероятностьвлияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общейзаболеваемости становится выше. Дети первых 30х порядков рождения болеедлительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качествопитания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболеванияорганов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте – нарушения питания, обмена веществ, на3-м месте – заболевания нервной системы, органов зрения.
Отмечается высокийуровень заболевания центральной нервной системы, неврозы, различные патологии:задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы.Подростки имеют ниже средних показателей [12, с. 87].
Такимобразом, многодетная семья в современном обществе имеет множество проблем,которые должны решаться на уровне правительства.
Отношениеокружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видятконкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее числодетей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов,культурной отсталости. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своимдетям престижный уровень жизни и образования.
Социально-экономическоеположение и самочувствие многодетных семей отягощены многими проблемами,которые не были разрешены в эпоху государственного патернализма и превращаютсяв практически неразрешимые проблемы в эпоху либерализма. При существующих формахсоциальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию вусловиях углубления социально-экономических трудностей.
1.2 Социально-правовоеобеспечение многодетных семей
Многодетныесемьи, когда-то составлявшие большинство на территории России, в настоящеевремя устойчиво занимают незначительную долю от общего количества семей. Всвязи с ухудшением демографической ситуации в мире, в том числе и в России, внастоящее время большое внимание стали уделять многодетным семьям.
Внимание кмногодетным семьям в современном обществе объясняется тем, что в условияхуглубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шокасреди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Ихэкономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложныхстереотипов относительно массовой деивантности многодетных семей, а так жеотсутствия перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации [12, с. 68].
Присуществующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены насоциальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей.Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделениюдостаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательнодействует на социальное самочувствие личности и семьи.
В то же времямногодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, которыйпри надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичнойсамообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою субъективность, атак же обеспечить хотя бы относительную плавность в графике снижениярождаемости
Усилия постабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественногостереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержкирациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизньдостаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющихвозможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но иосуществить социально-экономические преобразования, соответствующиепотребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным семьям, возможно,способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторонуувеличения числа желаемых детей [12, с. 43].
Проблемойсоциально-правового обеспечения современной многодетной семьи занимаютсяотечественные ученые Зубкова Т.С., Зверева О.Л., Кархлина С.Э. и другие. [17,с. 54; 18, с. 86; 19, с. 72].
Они провелиряд исследований по теме « Механизм социальной защиты многодетной семьи» вМоскве, Сочи и девяти других регионах – от Якутска до Сочи. Результатыисследований показали, что социально-экономическое положение и самочувствиемногодетных семей отягощены многими проблемами. На первом месте самой главной проблемойявляется неудовлетворенность жилищными условиями. 98,9% опрошенных респондентовимеет жилплощадь ниже нормы, определенной жилищным законодательством. Затемидут финансовые проблемы и проблемы со здоровьем, как родителей, так и детей.
Респондентамбыли предложены для оценки несколько вариантов действий по разрешению комплексасоциальных проблем. По результатам исследования было установлено, чтобольшинство многодетных семей видят возможности повышения уровня своей жизни,прежде всего, на пути расширения государственных выплат и льгот.
Чтобы выжитьв современных условиях, многодетным семьям необходима поддержка, и в первуюочередь со стороны государства. Но в то же время данные результаты исследованиязаставляют задуматься о целесообразности стимулирования многодетности сверхопределенногопредела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путяхи способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок.Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую,когда здоровая многодетная семья не перешла в разряд «проблемных».
Для того,чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями ссоответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществомнужна правовая база, опирающаяся на определенные законы. Социальная защитанаселения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых нормахи международных пактах о правах и свободах человека [12, с. 75].
В самом общемвиде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу каксовокупность правовых документов, отражающих четыре уровня субъектов ихиздания.
Первыйуровень – регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества:учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН,ВОЗ, ОНЕСКО ЮНИФЕС и другие.
Второйуровень – внутригосударственные юридические акты федерального значения:Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы,распоряжения Президента Российской Федерации, приказы Министерства труда исоциального развития.
Третийуровень – исполнительные акты регионального значения: указы, распоряжения главырегиона. Четвертый уровень – муниципальные акты районного значения:постановления, распоряжения главы муниципального образования. Именно на такихуровнях должна обеспечиваться социально-правовое обеспечение многодетных семей.Упомянутые выше и другие законодательные акты призваны регулировать отношениягосударства и общества с многодетными семьями.
В России созданасистема социальной помощи многодетным семьям. В эту систему входят разныеслужбы и организации: служба занятости, органы народного образования, органысоциальной защиты, органы здравоохранения, благотворительные организации,торговые организации, исполнительная городская власть. В настоящее времябольшая часть помощи многодетным семьям осуществляется государством, причем ееразмеры сильно варьируют по регионам. На сегодняшний день помощь в решениипроблем многодетных семей призваны оказывать различные властные структурныеподразделения [16, с. 87].
Службазанятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей;обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения ипереобучения родителей для получения другой специальности, привлечение к работеподростков из многодетных семей, получением ими статуса безработных,привлечением их к труду круглогодично.
СпециалистыУправления социальной защиты населения совместно со специалистами отделения попроблемам семьи, материнства, и детства ежегодно проводят перерегистрациюмногодетных семей, в том числе с выделением категории нуждающихся семей,имеющих доходы ниже утвержденного прожиточного минимума.
Органысоциальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлениемсемейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью,материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметовдлительного пользования, своевременной информацией о льготах. Соответствующаясоциальная поддержка многодетных семей путем оказания материальной помощи, атак же назначением социального пособия оказывается управлением социальнойзащиты населения городов и районов [19, с. 89].
Адреснаясоциальная помощь оказывается семьям с душевыми доходами ниже региональногопрожиточного минимума. Согласно действующему законодательству, право наполучение государственной социальной помощи имеет семья, доход которой нижепрожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации [19,с. 48].
Органысоциальной защиты населения формирует базу персонифицированного учетаполучателей мер социальной поддержки и выдают справку установленного образцадля получения мер социального обеспечения и получения льготных проездныхдокументов учащимися общеобразовательных школ [19, с. 56].
Юрист даетзаконодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихсяжилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготныхкредитов. Специалисты из комиссии по делам несовершеннолетних разрабатывают иосуществляют комплекс мер по обеспечению общественного и социального патронажанеблагополучных многодетных семей, обратив особое внимание на оказаниедейственной помощи детям и подросткам из этих семей [19, с. 64].
На органынародного образования возложено: открытие бесплатных секций и кружков,установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительногообразования для развития детей, бесплатную или со скидкой путевку в дома отдыхаили в оздоровительном лагере [16, с. 90].
Психологпомогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефондоверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент. Органыздравоохранения представляют скидку на приобретение лекарств, организует выездспециалиста на дом, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки всанаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членовсемьи.
Торговыеорганизации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженнымценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительногопользования.
Исполнительнаягородская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей,предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечениясемей, оказывает помощь в организации ассоциации многодетных семей.
Аналогичныесемьи участвуют в создании Ассоциации многодетным семьям, организации взаимопомощи(общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Место работы родителей даетвозможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать дляматери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день,гибкий график работы, возможность переквалификации.
Ассоциациимногодетных семей организует взаимопомощь многодетным семьям, которая производитсяпоэтапно. Она имеет территориальную структуру управления и проводитколичественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержкудруг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организациявнутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личностьсвоих детей. [17, с. 57].
Реализациямер социального обеспечения многодетных семей производится в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
В целяхпроведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальнойподдержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровнебыл принят Указ Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетныхсемей». Соответствующая социальная поддержка многодетных семей путем оказанияматериальной помощи, а так же назначением социального пособия оказываетсяуправлением социальной защиты населения городов и районов. Оказывается так жеадресная федеральная социальная помощь семьям с душевыми доходами нижерегионального прожиточного минимума. При назначении таких пособий органысоциальной защиты обязаны постоянно учитывать рост инфляции, а так жематериальное положение семей с одинаковым количеством и составом работающих дои после выплаты пособий [17, с. 64].
С каждымгодом в Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения выделенияфедеральных бюджетных средств на социальную помощь многодетным семьям.Социальная работа в многодетных семьях этична в своих исходных моментах и посвоей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественнойнравственности. Абсолютизация подхода может привести к тому, что после выплатыпособий в худшем материальном положении окажутся семьи, не имеющие в своемсоставе установленных категорий лиц, которым требуется поддержка государства, нос аналогичным количественным и качественным составом работающих, что иполучатели адресной поддержки. Социально-правовая защита многодетных семейэтична в своей сущности и является проявлением высокого гуманизма [17, с. 70].
В целяхпроведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальнойподдержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровнебыл принят Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетныхсемей», в котором излагалось следующее:
— определитькатегории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительнойсоциальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей всоциально-демографическом развитии региона;
— установитьмногодетным семьям скидки на коммунальные услуги;
-осуществлятьбесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей ввозрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (крометакси), а так же в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихсяобщеобразовательных школ;
— прием детейв дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды)для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счетсредств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и другихвнебюджетных отчислений;
-бесплатноеобеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой, либозаменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школеза счет средств всеобуча, либо иных внебюджетных средств;
— один день вмесяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а так жевыставок.
Социальныеслужбы обязаны оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающиморганизовать крестьянские (фермерские) хозяйства, обеспечивать выделение дляэтих целей земельных участков, а так же предоставлять льготы по взиманиюземельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобожденияот налога на определенный срок, либо понижения ставок налога. Они так же должныпредоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды длявозмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Учреждениясоциальной защиты должны обеспечить первоочередное выделение для многодетныхсемей садово-огородных участков; содействовать предоставлению многодетнымсемьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретениестроительных материалов и строительство жилья [17, с. 82].
Приразработке региональных программ занятости учитывать необходимостьтрудоустройства многодетных родителей.
ПравительствуРФ проводить регулярные обследования уровня жизни доходов малообеспеченныхгрупп населения, включая многодетные семьи, с целью осуществления мероприятийпо оказанию им необходимой социальной поддержки.
Необходимосоздавать равные получения социальных пособий для семей с одинаковымколичеством и составом работающих и одинаковыми первичными доходами (зарплата,предпринимательский и другие доходы). При назначении таких пособий органысоциальной защиты обязаны постоянно «оглядываться» на материальное положениесемей с одинаковым количеством и составом работающих до и после выплатыпособий. Абсолютизация «категорийного» подхода к определению получателейгосударственной помощи может привести к тому, что после выплаты пособий вхудшем материальном положении окажутся семьи, не имеющие в своем составеустановленных категорий лиц, которым требуется поддержка государства, но саналогичным количественным и качественным составом работающих, что и получателиадресной поддержки.
Для полученияправа на меры социального обеспечения многодетные семьи, один раз в годпредставляют в органы социальной защиты населения по месту жительства семьи,следующие документы: заявление, справку о составе семьи, справки о доходах членовсемьи, справку об обучении ребенка в общеобразовательной школе.
Управлениемсоциальной защиты населения проводится работа с базой персонифицированногоучета неблагополучных семей (федеральная программа). База данных по этойпрограмме предназначена для накопления и хранения информации, используемой впроцессе деятельности органов и учреждений социальной защиты. Существуеттелефон доверия, организуются горячие линии, по которым многодетные семьи могутзадавать интересующие их вопросы и получать профессиональные ответы. Всесведения специалисты отражают в паспорте многодетной семьи, в которыйзакладывается очень много информации. Работать специалистам с паспортом легче.Взяв его из картотеки, любой специалист может получить полное представление омногодетной семье.
Проверкажилищно-бытовых условий многодетной семьи, беседы с соседями, родителями,учителями дает полную картину об образе жизни несовершеннолетнего, отношениеродителей к его воспитанию. Специалисты изучают, проверяют каждый сигнал,поступивший из школы, больницы, инспекции по делам несовершеннолетних, от главадминистраций разных уровней, чтобы оказать действенную помощь по правовомуобеспечению многодетной семьи [19, с. 75].
Министерствосоциального развития региона, области, на основании полученных заявокперечисляет необходимое количество финансовых средств на реализацию указаннойльготы, осуществляет контроль в установленном порядке за целевым использованиемвыделенных средств в части предоставления льгот по бесплатному проезду,анализирует результаты работы и обеспечивает методическое руководство в частиреализации социального обеспечения многодетных семей.
Отделобразования, Управление защиты населения организует летний отдых для детейшкольного возраста из многодетных семей, обеспечивает в первую очередьльготными путевками в лагеря отдыха, оздоровительные лагеря, санатории идетские площадки детей из многодетных семей.
Определеннаяработа проводится по принятию дополнительных мер по преодолению беспризорности.Комиссия по делам несовершеннолетних координирует экстренные действия и органови учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, а так же экстренные меры по оказанию помощи детям, попавшимв трудную жизненную ситуацию, в том числе детям из неблагополучныхмалообеспеченных многодетных семей.
Работа снеблагополучными многодетными семьями проводится в постоянном взаимодействии сосновными партнерами – комиссией по делам несовершеннолетних, центральнойбольницей, органом опеки и попечительства, отделом образования, отделомвнутренних дел, администрациями (города, округа, и т.д.) [19, с. 67].
Значительнуюфинансовую помощь для реализации мероприятий по оказанию адресной социальнойподдержки многодетным семьям оказывают промышленные предприятия, индивидуальныепредприниматели, общества с ограниченной ответственностью, общественныеорганизации. Льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляетсямногодетным семьям либо по месту регистрации, либо по месту фактическогопроживания по выбору получателя мер социальной поддержки.
Трудоустройстводля многодетных семей остается одной из самых сложных проблем. В наше времянередки случаи, когда многодетным матерям отказывают в предоставлении рабочихмест на различных предприятиях, опасаясь, видимо возможных проблем связанных ссемьей. В частности, с детьми (частые отгулы, выход на больничный). Трудовое жезаконодательство запрещает отказывать многодетным матерям в приеме на работуили снижать заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличиемдетей [19, с. 67].
Одной изприоритетных программ семейной политики является совершенствование в подготовкеспециалистов по социальной работе и оказанию услуг, предоставляемых многодетнойсемье (в том числе и платных): развитие доступных услуг психологическойподдержке семьи; кабинетов для индивидуальных консультаций у психологов;анонимных «телефонов доверия».
Во всехрегионах организуются социально-защитные акции, являющиеся одной из самыхмассовых форм социальной поддержки многодетной семьи. Виды и формы работы смногодетными семьями можно подразделить на экстренные, направленные навыживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленноеудаление из семей детей, находящихся в опасности и т.п.); направленные наподдержание стабильности семьи, и на социальное развитие семьи и ее членов [11,с. 65].
Но в то жевремя можно сказать, что органы власти не достаточно оказывают внимание и внеполной мере реализуют социальную политику в отношении сельской многодетнойсемьи. Проблема многодетных семей, имеющая зачастую негативные последствия дляразвития личности ребенка, непосредственно затрагивают и интересы общества вцелом.
Решение этойпроблемы приобретает в настоящее время особую актуальность, так как постепеннопроисходит сокращение числа многодетных семей, и происходит депопуляция ихсреди населения.
Депопуляция –это такая убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен длякомпенсации даже очень низкого уровня смертности. В Российской Федерациидепопуляция на 98% зависит от чрезмерно низкой рождаемости и на 2% отчрезвычайно высокой смертности. Преодолеть депопуляция за счет сокращениясмертности невозможно, так как нынешняя рождаемость способно компенсироватьлишь бессмертие. Депопуляция не является необратимой, она создана людьми иможет быть устранена ими. Вопрос лишь в сроках и эффективности демографическойполитики. Если приступить в Российской Федерации в ближайшее время кактивизации просемейной политики, увеличить социальное обеспечение многодетныхсемей, тогда постепенный рост доли семей с тремя детьми способен остановитьубыль населения лишь в 2040-2050 годах. Если же все оставить как есть, тонаселение страны сократится наполовину через 45 лет.
Такимобразом, перед нашей страной стоит острая проблема, при которой складываетсятакая ситуация, что при условиях, которые происходят в настоящее время в нашемгосударстве, может произойти непоправимое. В частности, что через несколько сотлет Россия исчезнет из геополитической карты мира как государство, и этопроизойдет при условии, что не будет осуществляться каких-либо боевых действий,или из-за какого-либо смертельного заболевания. Это произойдет из-замалодетности российских семей и их нежелания иметь больше одного ребенка.
Эту ситуациюможно исправить, срочно предпринимая социальные меры для развития популярностисреди населения многодетной семей. А для этого нужно усилить внимание насоциально-правовое обеспечение многодетных семей, создать более современныемеханизмы социальной защиты многодетных семей, заставив боле эффективноработать существующие законы.
Выводы по Iглаве
Семейнаяполитика в нашей стране рассматривается как система мер, в центре которой семьяс ее проблемами жизнедеятельности, и, прежде всего с семейной культурой вотношении воспитания детей в самых разных случаях, включая разводы,усыновление, их рождение вне брака. Провозглашена благородная цель семейнойполитики: создание условий, необходимых для достижения семьей благополучия,защиты ее институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность впроцессе общественного развития. Урегулированию отношений «семья — общество»служат принятые Указом Президента Российской Федерации «Основные направлениягосударственной семейной политики» (1996 г.) [1, с.6].
В настоящеевремя исследованиями по проблемам современной семьи, которыми занимаются центрсемьи и детства, институт развития личности, центр эстетического воспитания, институткоррекционной педагогики, различные университеты и институты.
Проблемойсемейного воспитания в условиях рыночной экономики занимаются отечественные ученыеАзаров Ю.П., Корхлина С.Э., Капралова П.М. и другие [26, с. 32].
Информация осовременном семейном воспитании, ее проблемах, о методах, средствах воспитаниядетей в многодетной семье, освещается не только в современной педагогическойлитературе, но и средствами массовой информации.
Уменьшениечисленности семьи, сокращение рождаемости – одна из особенностей современнойсемьи. Типичной для города и для села стала семья, воспитывающая одного-двухдетей. Сокращение рождаемости выдвигает новую проблему – оказание действеннойпомощи многодетной семье в современных условиях социально-экономическойнестабильности, создав новые механизмы, заставляющие работать Законы, направленныена социально-правовое обеспечение многодетных семей.
Глава IIПрактическая работа поизучению опыта работы по
социально-правовомуобеспечению многодетных семей
2.1.Социально-правовое обеспечение многодетных семей в
РеспубликеБашкортостан
Одной изсерьезных национальных проблем современной России является ухудшениедемографической ситуации. В рамках приоритетного направления решения этойпроблемы необходимо популяризировать в молодежной среде идею, что есть целигораздо более важные и значимые, чем удачливая карьера и богатство. Нужныидеология, грамотно выстроенная информационная политика.
Проблемыохраны семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостанпредставляются исключительно актуальными. Необходимость социальной поддержкисемьи, материнства, отцовства и детства следует, прежде всего, из международныхактов, ратифицированных нашим государством, а так же из Конституции РоссийскойФедерации (ст.38) и Конституции РБ (ст.42).
В Россиииспокон веков свидетельством зрелости человека считалось создание семьи,рождение большого числа детей. К тем, кто уклонялся от этого шага, будучивполне здоровым и работоспособным, относились без особого уважения.
В нашей республике разрабатывается ивнедряется комплекс мероприятий, направленных на всестороннюю поддержку многодетнойсемьи, соответствующие документы разработаны на региональном и городскомуровнях.
О большом внимании в нашей стране кданной проблеме свидетельствует объявление 2008 года в Российской ФедерацииГодом семьи. В Республике Башкортостан этот год Указом Президента М. Г. Рахимовымобъявлен годом социальной поддержки семьи. В связи с этим в РеспубликеБашкортостан принята Комплексная программа мероприятий Года социальнойподдержки семьи в Республике Башкортостан от 22. 01. 2008 г.
В рамках этой программы осуществляется политика в областисоциально-правового обеспечения многодетных семей. Надо отметить, что вопросысемейной политики являются одним из наиболее проработанных направленийдеятельности Парламента Республики Башкортостан и всегда были в центре вниманиявсех ветвей власти.
В Республике Башкортостан за предыдущие годысозданы действенные механизмы всесторонней поддержки многодетной семьи. Многоеделается для поддержки таких семей, решения их жилищных проблем. Принимаютсямеры по увеличению объемов финансирования Республиканской программыгосударственной поддержки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий. В 2007 году на финансирование указанной программы были выделены целевыесредства из Федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан. Общееколичество многодетных семей, получивших государственную поддержку в 2007 году,достигло 1099.
В 2007 году было направлено более 300 млн. рублейна выполнение программы социальной поддержки многодетных семей. В городеСтерлитамаке построен социальный дом, в котором различные категориималообеспеченных семей поучили квартиры по договору социального найма.
В 2008 году была разработана и принята концепциядемографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года,концепция развития межведомственной государственно-общественной системы отдыха,(касающаяся и многодетных семей), занятости детей и молодежи в РеспубликеБашкортостан на 2008-2012 годы.
В настоящее время проводятся, и будут проводитьсямеры по упрощению порядка социально – правового обеспечения многодетныхмалоимущих семей по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.
В последниедесятилетия в Башкортостане, и в частности, в городе Стерлитамаке наблюдаетсянеуклонный рост объемов жилищного строительства. Ежегодно вводится в строй около100 тысяч кв. м. жилья.
Многодетныесемьи всегда находятся в центре республиканской и городской жилищной политики.За последние семь лет 240 многодетных семей обеспечены квартирами в городеСтерлитамаке. В нашем городе нет ни одной семьи, имеющих пятерых и более детей,которые бы не имела отдельной квартиры или ютилась в общежитии.
В Башкортостане совершенствуется система оказаниясоциально-психологической помощи многодетной семье, детям из многодетных семей.Значительное внимание уделяется профилактическим мероприятиям по выявлениюмногодетных семей неблагополучного быта, злоупотребляющих спиртными напитками ипотребляющих наркотические вещества, затем последующему их лечению.
В Республике Башкортостан проходят традиционныеторжественные мероприятия, такие, как чествование многодетных семей, а так же различныесоревнования, конкурсы, которые способствуют повышению культурного уровня взрослыхи детей из многодетной семьи.
В рамках Комплексной программы проводятсямероприятия по развитию института семейного врача, улучшениюматериально-технической базы медицинских учреждений, способствующихоздоровлению и профилактики заболеваний членов многодетной семьи.
Социологами проводятся исследования длясоставления семейной карты Республики Башкортостан, научно-практические конференциии семинары, а так же творческие фестивали, конкурсы, концерты, ярмарки товаров,спортивные состязания, смотры образовательных учреждений, направленные нарешение задач социально-правой защиты многодетных семей.
Источники и объемы финансирования мероприятий посоциально-правовому обеспечению многодетных семей определяются в ходеисполнения бюджета Республики Башкортостан на 2009-2010 год. Финансированиеосуществляется так же за счет внебюджетных средств и различных фондов.
В Министерстве труда и социальной защитынаселения Башкортостана открыт внебюджетный счет по учету средств, поступающихот юридических и физических лиц для реализации задач социально-правового обеспечениямногодетных семей в рамках Комплексной целевой программы.
В целях поведения целенаправленной и адреснойполитики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условияхлиберализации цен на федеральном уровне был принят Указ Президента РФ «О мерахпо социальной поддержке многодетных семей». На основании этого Указа в БашкортостанеЗаконодательным собранием был принят на региональном уровне Закон «О мерах посоциальной поддержке многодетных семей» в Республике Башкортостан. Опираясь наданный закон, на муниципальном уровне было принято соответствующее положение о«О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В течение трех последнихлет ежегодно разрабатывается и принимается программа «Об оказании адреснойпомощи населению». В нее заложен ряд положений, касающихся многодетной семьи.
Предоставление жилищно-коммунальных субсидий,нуждающимся малообеспеченным многодетным семьям, является одной из форм защитынаселения. Однако система предоставления субсидий на сегодняшний деньнедостаточно современна, так как требует много времени для ее получения. Еенеобходимо сделать более гибкой, чтобы субсидии многодетные семьи моглиполучить более быстро.
Таким образом, в Республике Башкортостанорганизована и действует система социально-правового обеспечения многодетныхсемей на региональном и муниципальном уровнях.
Заключение
Семейноезаконодательство России не устанавливает, какая семья является многодетной. Всоответствии с Указом Президента РФ от 5.05.1992г. № 431 органы исполнительнойвласти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являютсямногодетными. При этом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетомнациональных и культурных особенностей социально-экономического идемографического развития того или иного региона.
Однако анализученых (Азаров Ю.П., Корхлина С.Э., Капралова П.М.) иных отраслей права позволяетутверждать, что многодетной в России является семья, имеющая трех и болеедетей.
Основнымдокументом Федерального уровня, определяющая статус многодетной семьи, являетсяУказ Президента РФ от 5.05.1992 г. № 431 « О мерах по социальной поддержке многодетныхсемей».
В РоссийскойФедерации проводится политика поддержки многодетных семей. Она организуется начетырех уровнях: Федеральном, региональном, муниципальном и городском(районом). Но в условиях социально-экономической нестабильности, механизмы,заставляющие работать Законы, направленные на социально-правовое обеспечениемногодетных семей не всегда эффективны.
Исследования,проведенные Корхлиной, С.Э., Капраловой П.М., Зверевой О.М., показали, чтозначительная часть многодетных семей не просто нуждаются в сохранениигосударственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полноегосударственное обеспечение. Отягощенность их экономическими проблемами в настоящеевремя столь велика, а трудовой потенциал так пока еще незначителен, что надеждана самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе.
Государственныепособия таким семьям выплачиваются органами социальной защиты населения, но онитак незначительны и большую роль в семейном бюджете многодетной семьи почти неиграют. Все предусмотренные выплаты и пособия выплаты должны устанавливатьсяхотя бы на уровне физиологического минимума. Наряду с обеспечением реальной социальнойподдержки необходимо развертывание иных, альтернативных формсоциально-правового обеспечения многодетных семей.
Наличиебесплатной или доступной образовательно-культурной просветительной сети,системы учреждений здравоохранения позволит в известной мере выровнятьстартовые возможности детей из малообеспеченных семей, способствуя тем самымсоциальной стабильности общества в целом.
Всестороннееукрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельностиличности и ее нормальной социализации в обществе; социальная защита и поддержкамногодетных семей является основными задачами правительства в осуществлениисоциально-правового обеспечения многодетных семей.
Анализ психолого-педагогической и правовойлитературы проведенного исследования убедительно свидетельствуют обэффективности использования системного подхода к решению проблемы многодетныхсемей. Отсюда можно сделать вывод, что повышение жизненного уровня многодетной семьидолжно быть приоритетным направлением в деятельности государственной политики.
Используя системный подход, реализуя социальныепрограммы по социально-правовому обеспечению многодетных семей можно добитьсяположительных результатов в области демографической политики в нашей стране.
Такимобразом, делая вывод, можно сказать, что в организации социально-правовогообеспечения многодетной семьи главную роль играет государство, еесоциально-экономическая политика.
Цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы, гипотезадоказана.
Списоклитературы
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика:педагогика любви и свободы. / Ю.П. Азаров. – М: Педагогика, 1993. — 227 с.
2. Васильева, А.К. Структура семьи. / А.К.Васильева – М.: Просвещение, 1988. – 287с.
3. Гребенникова, И.В. Основы семейнойжизни. / И.В. Гребенникова. – М.: Педагогика, 1991. — 340 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи. / В.Н. Дружинин. – М.:Педагогика, 1996. — 234 с.
5. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учеб. длястуд. сред. учеб. заведений / М.Л. Захаров. – М: Издательство «БЕК», 2001- 576с.
6. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб.пособие для студ. сред спец. учеб заведений. / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. –М.: Просвещение, 1999. – 365 с.
7. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальнойзащите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб.заведений. / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.– 224 с.
8. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современнойРоссии: учеб. для студ. высших учеб. заведений / Г.И. Климантова. – М.:«Дашков», 2004. – 363 с.
9. Комплексная программа мероприятий Года социальной поддержкисемьи в Республике Башкортостан от 22. 01. 2008 г.
10. Мельников, В.П. История социальной работы в России: учеб. длястуд. высших учеб. заведений. / В.П. Мельников. – Волгоград: РПК «Политехника»,2001. – 223 с.
11. Павленок, П.Д. Основы социально-правовой работы: учеб. пособиедля вузов. / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 138 с.
12. Павленок, П.Д. Социология: учеб. для студ. сред. спец. учеб.заведений / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА- М, 2001. – 313 с.
13. План основных мероприятий по проведениюв 2008 году в Российской Федерации Года семьи. От 21.12.2007 г.
14. План мероприятий по проведению Годасоциальной поддержки семьи в городском округе г. Стерлитамак (Приложение кпостановлению администрации городского округа г. Стерлитамак РБ № 206 от 18.02.2008 г.).
15. Плоткин, М.М. Проблемы социальной поддержки семей различноготипа: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. / М.М. Плоткин. –Волгоград: РПК «Политехника», 2002. – 158 с.
16. Свадьбина Т.В. Семья в условиях трансформирующегосяроссийского общества. Социально-философский анализ. / Т.В. Свадьбина. – М.: НИИсемьи, 2004. – 87 с.
17.Семейный Кодекс Российской Федерации.– М.: ИНФРАМ, 2003.- 75 с.
18. Синельникова, А.Б. Демографические факторы изменениясоциально-экономического потенциала семьи: / А.Б. Синельникова // Семья вРоссии. – 2002. — № 1. С. 4-6.
19. Синельникова, А.Б. Современная семья и ее проблемы. / А.Б. Синельникова// Семья в России. – 2002. — № 6. С. 5-7.
20. Симонова А.Я. Социальная работа с семьей в системе местногосамоуправления. / А.Я. Симонова. – М.: НИИ семьи, 2004. – 95 с.
21. Социология. Учебник. / Отв. Ред. П.Д. Паленок. – М.:Просвещение, 2002. – 235 с.
22. Технология социальной работы: учебник. / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Просвещение, 2001. – 345 с.
23. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. «Обосновных направлениях социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации».
24. Федеральный закон Российской Федерации от 10 октября 1995 года«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
25. Формы и методы работы с многодетной семьей в центре социальнойпомощи семье. / Л.С. Алексеева и др. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 234 с.
26. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. / А.Г. Харчев. –М.: Просвещение, 2005. – 363 с.
27. Холостова Е.И. Социальная работа в семье: проблемы и поискирешения. / Е.И. Холостова. // Семья в России. – 1994- № 6. С. 9-10.
28. Черняк Е.М. Социология семьи. / Е.М. Черняк. – М.: Дашков иК, 2003 – 235 с.
29 Шептенко, П.А. Методика и технология работы социальногопедагога. / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. / Под ред. В.А. Сластенина. М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.