Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченнымивозможностями
ПЛАН
1. Социальная помощь и социально-педагогическаядеятельность
2. Структура современнойсистемы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями вРоссии
3. Опыт организациисистемы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями зарубежом
4. Стратегия государственнойсоциальной политики в области социально-педагогической помощи лицам сограниченными возможностями в России
Литература
1. Социальнаяпомощь и социально-педагогическая деятельность
Процессгуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и всеболее расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждаетискать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этойкатегории населения России. Социальная помощь является составным элементомгосударственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Социальнаяпомощь — этокомплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных,социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целяхулучшения их способности к социальному функционированию. Она носит, какправило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, атакже долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых,педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименеезащищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненныхситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
В системесоциальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастаетроль социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов — лиц сограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.
Социально-педагогическаядеятельность поподдержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогическицелесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом спецификиразвития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах,в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всехсубъектов воспитания и социальной помощи. Отклонения в развитии приводят к«выпадению» (Л.С. Выготский) из этого социально и культурно обусловленногопространства, нарушают связь с социумом, культурой как с источником развития.Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке лиц сограниченными возможностями — это построение образовательного пространства (зарамками учебного заведения и школьного возраста), которое предусматривает«обходные пути» (Л. С. Выготский) для достижения тех социальных задач, которыев условиях «нормы» достигаются общепринятыми традиционными способами.
Социально-педагогическаядеятельность имеет междисциплинарный характер, так как тесно связана сэкономическими, политически ми и личностны ми условиями жизнедеятельности человека,с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивидав сфере социальной жизни на всех уровнях социума. Она осуществляется усилиямиспециалистов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессепринадлежит социальным педагогам.
2.Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам сограниченными возможностями в России
Современнаясистема социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностямиимеет многопрофильную инфраструктуру Различные ее подразделения входят в блокпрактической деятельности учреждений органов образования, здравоохранениясоциальной защиты населения, культуры и спорта, а также создаются общественнымиблаготворительными организация ми, ассоциациями родителей и специалистов,фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами.
В настоящеевремя происходит становление государственно-общественной системысоциально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, котораяпредставлена с учетом собственной специфики в следующих сферах.
Государственныйсектор. Учреждения,предприятия, службы
федеральныхминистерств и ведомств: Министерство труда и социального развития, Министерствообщего и профессионального образования, Министерство здравоохранения,Министерство культуры и др.
Муниципальныйсектор. Учреждения,предприятия и службы органов регионального и местного управления.
Негосударственныйсектор. Учреждения,предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительны ми,религиозными и другими негосударственным и организация ми.
Основноеположение современной системы социально-педагогической помощи — утверждение вее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению кобществу и государству.
Существеннымтормозом при координации деятельности всех субъектов системысоциально-педагогической помощи является отсутствие полноценной статистическойинформации о лицах с ограниченными возможностями, поскольку нет единого банкаданных, единого механизма их учета.
Социальныйпедагог — сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения —взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами,психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительныхорганов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованнымилицами.
Основнойзадачей социального педагога является оказание помощи в становлениивзаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности(физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействияобеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей иподростков, нуждающихся в особой поддержке.
Длядостижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливаетконтакт с представителями государственных органов управления, общественнымиорганизациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения,социальной защиты населения, муниципальными службами и иными предприятиями иорганизациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников.
Содержаниеработы социального педагога включает следующие направления:
формированиездоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме;
содействиесаморазвитию личности ребенка;
оказаниепомощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) ивыпускников;
направлениеусилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицитаобщения;
решениеличных и социальных проблем учащихся (воспитанников);
выявление иразрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;
организацияправового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального(коррекционного) учреждения, разъяснение их прав и обязанностей;
представлениеинтересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного)учреждения в органах милиции или в суде;
сотрудничествос администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных(коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшеготрудоустройства или учебы учащихся;
патронаждетей, нуждающихся в социально-Медицинской помощи. Важнейшим аспектоминновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи лицам сограниченными возможностям в преодолении межведомственных барьеров вдеятельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности,является образование принципиально новых форм учреждений, работающих намеждисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогическиеконсультации, реабилитационные и психолого-медико-социальные центры.
Психолого-медико-педагогическаяконсультация (ПМПК)является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная постояннодействующая структура. Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении икомплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группыриска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендацииформ обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПКразрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогическогосодействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации,реабилитации и социальной адаптации лиц с различным формами отклонений вразвитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательногоаппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают всотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения,социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органамипо трудоустройству общественными организациями.
Реабилитационныецентры (см. разделII, гл. 2, п. 2.3).
В системеМинистерства труда и социального развития РФ также существует сеть специальныхучреждений для детей и взрослы с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей сглубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тяжелыми физическимотклонениями, специальные профессионально-технические училища, дома-интернатыдля престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. В этих учрежденияхпомимо медицинских программ реабилитации в настоящее время вводятся программыразвития познавательных возможностей детей и подростков привития трудовых исоциально-бытовых навыков и умений. В частности, в московских домах-интернатахдля детей с глубокой степенью умственной отсталости и физическими нарушениямиапробируются программы по развитию навыков самообслуживания, бытовойориентации, формированию элементов нравственного воспитания, основэстетического воспитания. Однако подобная форма социальной поддержки детей иподростков с инвалидностью все же не обеспечивает оптимальных условий для ихразвития и полноценной социальной адаптации. Содержание ребенка вне семьи, вусловиях закрытого социума, без определенной средовой и коммуникативнойстимуляции, приводит к обострению патологических проявлений дефекта, становитсяфактором торможения социального становления личности.
ОпытПсковского лечебно-педагогического центра для детей и подростков с тяжелыми имножественными нарушениями, работающего в режиме дневной (приходящей) школы показывает,что если понимание учения только как овладения навыками письма, чтения, счетапереосмыслить и рассматривать обучение как процесс формирования жизненнонеобходимых способностей у детей с глубокими и множественными нарушениями, тоих можно научить:
познаватьсебя и управлять своим физическим и психическим «Я»; обслуживать себя ипринимать помощь других;
вступать вконтакт и поддерживать его с окружающими;
ориентироватьсяв пространстве и познавать окружающий мир; участвовать в созидательной деятельности.
Атмосферадомашнего уюта и присутствие родных (большинство педагогов этой школы —родители этих детей) способствуют мотивации активной деятельности учеников.
Анализируясовременную ситуацию в России в сфере социально- педагогической помощи лицам сограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в еестратегии:
становлениегосударственно—общественной системы социально- педагогической помощи (созданиеобразовательных учреждений, социальных служб государственного и общественногосекторов);
совершенствованиепроцесса социального воспитания в условиях специальных учебно-воспитательныхучреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования,продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамкамишкольного возраста в зависимости от особенностей психофизического развития ииндивидуальных возможностей ребенка;
созданиепринципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказаниясоциально-педагогической помощи (постоянно действующихпсихолого-медико-социальных консультаций, реабилитационных имедико-психолого-социальных центров и др.);
организацияслужб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушенийразвития и снижения степени инвалидности;
появлениеопытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группыдетей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников);
переориентациясистемной организации управления воспитательным процессом на основеформирования субъект-субъектных отношений всех его участниковребенок—специалист—семья).
3. Опыторганизации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченнымивозможностями за рубежом
Системасоциально-педагогической помощи лицам со специальными потребностями на Западепостроена на принципах интеграции и нормализации и основана на интегральномподходе к ее организации как к сфере деятельности, в которой взаимодействуютсоциальные службы, образовательные учреждения, общественные объединения, семьии частные лица.
Важным аспектомсоциально-педагогической помощи является создание особых условий для поддержкисемьи, в которой имеется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые созначительными ограничениями возможностей здоровья получают целый комплексмероприятий по социально-педагогической помощи в условиях родной или приемнойсемьи (семьи Фостера).
В частности,в Швеции на основании существующего законодательства каждая семья, имеющаяребенка с особыми образовательными потребностями, имеет право на помощьперсонального ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. Вдетских поликлиниках по месту жительства осуществляются не только комплексноеобследование детей и контроль за их развитием, но и социальная диагностикаокружающей среды с привлечением специалистов соответствующего профиля. Длякаждого ребенка, начиная с раннего возраста, составляется индивидуальнаяпрограмма образования, которая включает обучение родителей специфическимнавыкам общения и занятий с малышом. Здесь же осуществляются различные формысемейной терапии.
Во взросломвозрасте люди даже со значительными ограничениям жизнедеятельности итрудоспособности имеют возможности выбора места и сферы проживания (вместе сродными или самостоятельно), проходят пролонгированный курс обучения по подготовкек независимой жизни и профориентации в соответствии с индивидуальнымивозможностями.
В европейскихстранах действуют частные школы и социальные службы, которые используютсобственные программы и методы специального обучения.
Одним изинтересных примеров организации жизни лиц с тяжелыми нарушениями развитияявляется использование вальдорфской педагогики для создания поселений —кэмпхиллских общин для лиц, нуждающихся в особой помощи и поддержке.
4.Стратегия государственной социальнойполитики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченнымивозможностями в России
Стратегиягосударственной социальной политики на современном этапе нацелена на созданиедолгосрочных мер помощи тем слоям населения, которые в силу обстоятельств немогут самостоятельно преодолеть объективные ограничения жизнедеятельности итрудоспособности. Проводимая в последнее время интенсивная ликвидациягосударственного попечения происходит на фоне смены идеологии покровительства«сверху» на либеральную идеологию суверенитета семьи и личности. Важнейшейособенностью современной государственной политики является перенос центратяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямыхсоциальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становитсякритерием оценки всех общественных явлений и социальных преобразований.
Началоразвитию системы социальной защиты в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете МинистровРоссии. С этого момента в обществе начинает целенаправленно складыватьсямнение, что в сложных социально-экономических условиях необходимо создатьсистему социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. В 1991 г. выходит ряд правительственных документов, которые оформляют правовую и нормативную базусистемы социальной защиты в Российской Федерации. Тем самым действующая доэтого периода советская модель социального обеспечения была реорганизована всовременную модель социальной защиты населения, которая предполагает новый длянашей страны вид социальной помощи — социальное обслуживание.
В связи сэтим важно разграничить понятия «социальная защита» и «социальноеобслуживание».
Социальнаязащита — это системачрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровнепринятых в обществе минимальных стандартов потребления.
Социальноеобслуживание носитнематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решениисоциально- педагогических, психологических, правовых, медико-социальных идругих проблем и осуществляется через сеть социальных служб.
Практикасоциальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стираяграни между этими сферами.
Важное местов современной государственной системе социальной защиты в соответствии сдействующим законодательством отводится целевым программам (федеральным,региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоямнаселения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями.Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуютсяфедеральные программы: «Социальная защита инвалидов» и «дети-инвалиды».
Программа «Дети-инвалиды»направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, атакже на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностямижизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощисемьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равныхвозможностей для получения детьми с отклонениями в развитии медицинской помощи,образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения;интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики,своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченнымивозможностями в общество.
Цельюпрограммы «Социальная защита инвалидов» являются формирование основкомплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимыхусловий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементамисложившейся социальной инфраструктуры.
Реализациямероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести ккачественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структурероссийского общества.
Литература
1.Закон«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2.Информационный бюллетень по реализации Федеральной целевой программы «ДетиРоссии», подпрограммы «Дети России». — М., 1995.
3.Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 245 от 25марта 1993 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов средыжизнедеятельности».
4.Постановление Министерства труда и занятости населения РФ № 21 от II июня 1992г. «Об утверждении Временного положения о порядке квотирования рабочих мест напредприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальнойЗащите».
5.Псцхолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч.ред. Л. М. Шипицина. — СПб… 1999.
6.Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /Сост. Л. М. Шипицина. — СПб., 1997.
7.Реабилитационные службы помощи детям. — СП6., 1993
8.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые ГенеральнойАссамблеей ООН 20 декабря 1993 г.
9. СтепашовН. С. Состояния социально-групповых Затруднений жизнедеятельности человека. —Курск, 1996.
10. УказПрезидента Российской Федерации № 802 от 27 июля 1992 г. «О научном иинформационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».
11. ШипицинаЛ. М. Старое и новое: социальная защита в России. СПб., 1997.