Реферат по предмету "Социология"


Социальная терапия

МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ЗАПОРОЖСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по теме:
«СОЦИАЛЬНАЯТЕРАПИЯ»
Запорожье, 2010

План
Введение
1. Сущность социальной терапии
2. Подходы и методы социальнойтерапии
3. Виды социальной терапии
Выводы
Литература

Введение
В процессе осуществлениясоциальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тоткомплекс причин, которые обуславливают существование и функционированиепроблемного комплекса конкретного человека, группы или организации. На уровнеповседневного, обыденного сознания наличие какого-либо диагноза предполагаетосуществление процедур и мероприятий, которые мы называем лечением. Аналогичнаяситуация складывается и вокруг социального диагноза. Его наличие предполагает,что необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности втеории и практике социальной работы получило название социальная терапия.
Разные практики терапевтическойдеятельности, направленные на помощь человеку, имеют свою специфику, которая зависитот характера проблемы: например, психическое нарушение, поведенческие и межличностныепроблемы, проблемы самореализации личности, определение социального статуса,жизненных стратегий и т. п. Ясно, что эти проблемы имеют разную плоскость решения– психологическую и социальную, которые схожи, но в большей степени отличны по своейприроде. Поэтому методы терапии, используемые в различных сферах, часто «перетекают»из одной в другую, но имеют как свои, отличные от других практик, векторынаправленности, так и субъекты взаимодействия и объекты воздействия.

1. Сущность социальной терапии
Социальная терапия – этокомплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решениесоциальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует,что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализироватьна различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будутопределять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтическоговоздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневойструктуру общества, можно предложить следующую структурусоциально-терапевтической деятельности как целостного явления:
— макроуровень,предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
— мезоуровень, связанныйс решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;
— микроуровень, накотором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельныхколлективов.
Сущность социальнойтерапии как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ееоснове лежит идея «лечения», то есть достижение максимальновозможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всегонормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологическойпатологией, а также состояния полного физического, душевного и социальногоблагополучия людей, неблагополучных в социальном плане.
Социальная терапиявбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональнойдеятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.
Социально-терапевтическаядеятельность как часть профессиональной деятельности социальных работниковможет быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне еёорганизации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализациисоциальной политики.
Процесс социальнойтерапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержаниеопределяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектоми требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существованииосновных типов задач социальной терапии.
Среди них:
— исправление, коррекцияповедения и деятельности субъекта;
— предупреждениедисфункций;
— обеспечение нормальногоразвития субъекта;
— самоутверждениеличности субъекта.
Даль В.И. дает следующуютрактовку понятия «терапия»: терапия или терапевтика от греческого лечебное искусство,врачеванье; часть общего врачебнословия.
Портнов А.А., ФедотовД.Д., Александровский Ю.А. рассматривают психотерапию как «лечение при помощи психическоговоздействия на человека», лечение болезни.
Медицинская практика рассматриваетпсихотерапию в широком смысле как «систему отношения врача к больному», которое«мобилизирует его волю к выздоровлению, и узком смысле как лечение психиатрическихзаболеваний «словом», т. е. внушением – гипнозом и убеждением – беседой, котороеносит в контексте специфически психиатрического лечения вспомогательныйхарактер.
По определению С. В. Тетерского,социальная терапия означает систематические, целенаправленные меры по оказанию помощилицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.

2. Подходы и методы социальной терапии
Решение всех этих задач снеобходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно,конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственныетребования и к тому, как именно она будет решаться. Однако, большинствосоциальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решенияхорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные ирезультативные методы и подходы, основные из которых:
1.Административные.Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следованиеформальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции,положения и т.п.).
Во-вторых, системаадминистративных методов социальной терапии построена на принципах социальнойиерархии, господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могутиспользоваться в практике государственных, судебных и административных органови учреждений. Использование административных методов предполагает выработкусубъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующихкоманд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящимиструктурами и подразделениями. Примерами использования административных методовв практике социальной терапии является принятие главой администрации решения обустановлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишенииродительских прав и т.п.
2.Экономические методы.Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе ихиспользования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы иэкономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобныхметодов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсиии т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальнойтерапии значительно возрастает, когда их использование сопровождаетсяприменением и ряда других методов.
3.Психолого-педагогическиеметоды. В отличие от административных и экономических методов социальнойтерапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, наотдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов напрактике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малыхгруппах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций иидеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что ониобладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практикестановятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение,воспитание, психологическая коррекция и т.п.
Все эти группы методовсоциальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности,в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержанияконкретного социального диагноза.
Рассматривая социальнуюработу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она являетсяодним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагаеткомплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной цельюсоциально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которыезатрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако,решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядетьпо-разному.3.Виды социальной терапии
В соответствии с объектомвоздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
1. Индивидуальная,которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблемкоторого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы ит. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать вгрупповой терапии. Этот вид социально-терапевтического воздействия требует отсоциального работника или другого специалиста высокой профессиональной квалификации,личного такта, способности к пониманию и сочувствию.
2. Групповая,представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощилюдям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства сиспользованием групп (при руководстве социального работника или иногоспециалиста – психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многимпринципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместнойдеятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны бытьзаинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы наполучение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапияпредполагает использование психотерапевтических процедур и операций.
3. Семейная терапия –работа социального работника или другого специалиста с семьёй, котораярассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь вгармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем иразрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрытьвнутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к болеегибкому поведению и т.п.
Доминирующий методоказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять гораздоболее широкий спектр её разновидностей. К наиболее часто применяемым в практикесоциальной работы видам терапии относятся следующие.
1.Трудовая терапия,основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействиена человека через процесс труда. Трудовая терапия позволяет организоватьсовместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностейчеловека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим,организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми,расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.
2.Терапия самовоспитанияпредставляет собой собственную деятельностьсубъекта по самопознанию,самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии исамоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений,собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров»,самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я»,использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности.Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам человек. Однако,эта деятельность должна осуществляться под контролем социального работника,психолога, педагога или других специалистов. Их задача состоит в том, чтобы,во-первых, научить человека вышеуказанным приёмам деятельности и, во-вторых,контролировать ход процесса самовоспитания клиента с целью недопущениянежелательных или необратимых изменений его личности.
3.Дискуссионная терапияпредполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругузаинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсужденияможет высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такойподход к решению проблем человека или группы даёт возможность определитьстепень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми,позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствуетстремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей.

Выводы
Социальная терапия – сравнительноновая технология, которая получает все большее распространение в современнойсоциальной практике.
Несмотря на разницуподходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанныхслучаях является достижение максимально возможного уровня социального здоровья– состояние полного физического, душевного и социального благополучия личности,функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а такженеблагополучных в социальном плане.
Методы социальной терапии– это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблемчеловека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться каксоциальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальнойсфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой историисложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можнорассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальнойработы.

Литература
1.        http://inf.by/socrab/4/
2.        Справочноепособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М.,1997.
3.        Технологиясоциальной работы. Ч.1. Учебное пособия для вузов (материалы для семинарских ипрактических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Бухгалтерский учёт и анализ: экономический анализ» по направлению 080100. 62 бакалавр экономики профиль «Банковское дело» очной формы обучения
Реферат Чем угрожает России коррупция и как с ней бороться
Реферат Возвышение Элама Вавилония после падения касситской династии
Реферат Облікові регістри техніка і форми бухгалтерського обліку
Реферат Панас Феденко в українській революції 1917-1920 років
Реферат Военная карьера Франсиско Франко
Реферат Рациональная организация системы бюджетирования на примере ООО "КХ Весна"
Реферат 28 -29 марта 2012 г программа конференции
Реферат Ім’я, по батькові
Реферат Питание и здоровье
Реферат Философия Л.Н. Толстого
Реферат Военные гении государства Российского
Реферат Правовые аспекты приемной семьи
Реферат Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
Реферат Великая Отечественная Война: оккупация: страшные подробности