Реферат по предмету "Социология"


Социальная структура общества, ее элементы

/> 
РЕФЕРАТ
по курсу«Естествознание»
на тему«Социальная структура общества, ее элементы»
 

1. Понятие социальной структурыобщества
Понятие социальной структуры относится к социальной сфережизни общества. В широком смысле слова понятие «социальный» употребляется каксиноним понятия «общественный», когда речь идет о противопоставлениибиологическим, природным явлениям. В этом случае все, что охватываетжизнедеятельность человеческого общества, представляет собой социальное. Вузком смысле слова понятие «социальный» означает особую сферу общественныхотношений, которые характеризуют различные группы людей как носителей разныхвидов деятельности. Социальная сфера жизни общества выступает как совокупностьсоциальных отношений и условий, которые влияют на содержание и характердеятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп,взаимоотношения общества и личности. Социальные отношения — это отношения междулюдьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законамисоциальной организации общества.
В структуре любого отношения выделяются:
субъекты (стороны, между которыми возникают отношения);
объект (то, по поводу чего возникают отношения междусубъектами);
потребности (отношения субъект — объект);
интересы (отношения субъект — субъект);
ценности (отношения между идеалами взаимодействующихсубъектов).
Социальные отношения складываются между группами людей, идаже когда в социальные отношения вступают отдельные личности, или отношениявозникают между личностью и группой, личностью и обществом, мы не можемрассматривать эту личность обособленно, вне общности или общества, которыепобудили в ней определенные мотивы, социальные интересы и повлияли наформирование ее ценностей.
Объединения людей в совместной деятельности, в ходекоторой они приобретают сходные характеристики и социальные качества,называются социальными общностями. Совокупность социальных общностей и системавзаимосвязей и отношений между ними составляют социальную структуру общества.Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальнымиинститутами, действующими во всех сферах жизни общества. Таким образом, можносказать, что социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных ивзаимодействующих социальных групп и институтов.
Социальная структура общества часто рассматривается васпекте разделения общества по классовому, демографическому, территориальномупризнакам. В этом случае речь идет о социально-классовой, социально-демографической,социально-территориальной структуре общества.
Социально-классовая структура общества — этоупорядоченные и устойчивые связи между элементами общественной системы,обусловленные отношениями социальных групп, которые характеризуютсяопределенным местом и ролью в материальном, духовном производстве и вполитической жизни. Традиционно ядром социально-классовой структуры считалоськлассовое деление общества. Определение понятия «класс» дано в работе В. И.Ленина «Великий почин». Классами названы большие группы людей, различающиеся поместу в исторически определенной системе общественного производства, по ихотношению к средствам производства, по их роли в общественной организациитруда, а, следовательно, по способам получения и размерам той долиобщественного богатства, которой они располагают. Необходимо отметить, чтонекоторые ученые считают классовый подход устаревшим, неприменимым ксовременному обществу, социальная структура которого значительно усложнилась.
В основе социально-демографической структуры обществалежит его разделение на группы, по возрастному, половому признакам. Это преждевсего такие группы как молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и др. Каждая изэтих групп сталкивается с серьезными социальными проблемами. В частности, длямолодежи весьма остро стоят проблемы трудоустройства, преступности, наркоманий,СПИДа.
В основе социально-территориальной структуры обществалежит его разделение на территориальные общности разного типа (городские,сельские, поселковые и др.). Территориальные общности действуют в различающихсяусловиях природной и искусственной среды, различно их историческое прошлое. Всеэто создает неравные условия для жизни и развития людей, особенно еслисопоставить жизнь в деревне и мегаполисе. Территориальные общности различаютсясоциальным составом населения, уровнем его образования, общей культуры ипрофессиональной подготовки. Из неравномерности развития территориальныхструктур вытекают многие социальные проблемы, такие как неравномерность вобеспеченности населения жильем, больницами, клубами, театрами, разныевозможности получить образование и достойную работу, разная доступность к объектамсоциально-экономической инфраструктуры.
 
2. Социальные группы
Социальная группа — одна из основных составляющихсоциальной структуры. Социальная структура состоит из самых разнообразныхсоциальных групп. Люди, составляющие эти группы, участвуют во внутри- имежгрупповых взаимодействиях, что и характеризует социальность личности,которую можно определить как включенность личности в социальное взаимодействиечерез определение своего места в деятельности различных групп.
В самом общем виде социальную группу можно определить каксовокупность людей, характеризующуюся некоторыми едиными признаками. Среди этихпризнаков могут быть сходство, близость условий жизнедеятельности людей,общность их потребностей, наличие совместной деятельности, взаимосвязанногообмена деятельностью, социальная идентификация членов общности, ихсамопричисление к этой общности и др. Американский социолог Р. Мертонопределяет социальную группу как совокупность людей, определенным образомвзаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к даннойгруппе, и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В современнойсоциологии можно встретить большое количество критериев деления на группы,например, по времени существования группы, основам формирования, характеруорганизованности, содержанию деятельности, принципу связи членов группы и др.
В зависимости от плотности, формы осуществления связей исоставляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичныесоциальные группы. Основным объектом социологических исследований являютсямалые социальные группы, включающие от нескольких человек до несколькихдесятков человек, так как результаты этих исследований можно экстраполироватьна все более крупные социальные общности. Малая социальная группа малочисленнапо составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся внепосредственном личном общении. Разновидностью малых социальных групп являютсяпервичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологиюамериканским ученым Ч. Кули. Отличительные признаки этих групп —непосредственный межличностный контакт их членов, характеризующийся высокимуровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через нихиндивиды получают первый опыт социального единства. Через первичную группуосуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения,социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее человек осознает своюпринадлежность к определенным социальным общностям. Примером первичныхсоциальных групп являются семья, школьный класс, группа друзей, спортивнаякоманда и т. п.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми необязательно существуют эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчиненодостижению определенных целей, индивидуально неповторимые черты личности неимеют значения, главное — выполнять определенные функции. Основным типомвторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированнаядля достижения определенных целей, например, политическая партия, крупный производственныйколлектив и т. п. Большие социальные группы — это совокупности людей, которыхобъединяет, как правило, один социально значимый признак (принадлежность ккакому-либо вероисповеданию, профессиональная принадлежность и т. п.). Членыбольшой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Это означает,что конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членамигруппы, хотя, несомненно, у него существуют контакты с некоторыми членамигруппы, которые могут быть весьма интенсивными и широкими по охвату.
 
3. Формальные и неформальные группы
В зависимости от наличия или отсутствия официальногосоциально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные(официальные) и неформальные.
Формальные группы представляют собой такие объединениялюдей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебныхинструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнениекакого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности(например, производственный коллектив, спортивная команда, воинскоеподразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии болееили менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализациичленов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т. е. вее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известнойцели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов,между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящихпо определенной программе.
Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно,на основе общности Интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношениявнутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями еечленов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовойколлектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов,регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такойгруппы регламентируется особыми неписаными правилами. Скрепление неформальнойгруппы осуществляется главным образом за счет авторитета ее лидера. Формальнаягруппа может иметь двух лидеров, как формального, так и неформального.Неформальная группа имеет только неформального лидера, который выделяется всилу личностных особенностей, способности организовывать и направлять еедеятельность, оказывать влияние на ее членов.
Деление групп на формальные и неформальные в определеннойстепени, условно. В любой формальной группе возникают неформальные отношениямежду ее членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Водних случаях формальные и неформальные отношения усиливают и поддерживают другдруга, а в других случаях — наоборот, противоречат друг другу и подрывают общееединство.
 
4. Социальная роль и социальный статус человека
Каждый человек, живущий в обществе, включен в различныесоциальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждойиз этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенныхпоступков. Один и тот же человек должен вести себя по- разному в разныхситуациях. В одном случае он ведет себя как отец, в другом — как друг, втретьем — как работник, в четвертом — как покупатель и т, д., т. е. выступает вразных ролях. Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всейсовокупности отношений данного общества. Поэтому человек обладает не одной, ацелым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. К основнымсоциальным ролям относят роли гражданина, члена семьи, труженика, собственника,потребителя и др.
Существует много различных определений понятия«социальная роль». По определению известного отечественного социолога И. С.Кона, «социальная роль — это то, что ожидается в данном обществе от всякогочеловека, занимающего определенное место в социальной системе». Социальные ролиобычно рассматриваются в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевогоисполнения. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие.Если кто-то не играет определенной роли в соответствии с нашим ожиданием, то онвступает в конфликт с обществом. Например, родители должны заботиться о своихдетях, милиционер должен пресекать нарушения общественного порядка. Если ониэтого не делают, то вызывают наше возмущение. В нормативной структуресоциальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения,соответствующего данной роли; 2) требования, связанные с данным поведением; 3)оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия тогоили иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкциидо своему характеру могут быть моральными, юридическими, политическими и др.Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному,типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социальногорегулирования.
Социальный статус — это положение человека в обществе, котороеон занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением,родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д.Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемыйстатусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден(прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществомили группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемымявляется любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид неимеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии,образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выборачеловека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусыстудента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.
Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальныйстатус связан с положением человека, которое он занимает в обществе какпредставитель большой социальной группы, то личным статусом называют положениечеловека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают ивоспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личнымикачествами. Быть лидером, душой компании или знатоком — значит заниматьопределенное место в структуре межличностных отношений, обладать определеннымличным статусом.
Один человек обладает множеством статусов, так какучаствует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов,занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном набореобязательно существует главный статус. Это — наиболее характерный для данногочеловека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он самсебя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы(инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеетвозможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую инаучную активность.
Поскольку социальный статус отражает уровень оценкиположения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями«престиж» и «авторитет». Престиж — это особая категория, используемая дляобозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами илиотдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии,жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины,учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления.Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положениечеловека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такаяситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет емуобеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот,непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходыили какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметампотребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означаетпризнание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группыили общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности вгруппе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеетотношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегдасвязана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может статьавторитетным и академик, и инженер, и рабочий.
Понятие социального статуса очень близко, к понятиюсоциальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в какомконтексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главнымобразом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие«социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой.Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение врамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данноговзаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.
 

5. Этнические общности
Одним из значимых видов общностей в современном миреявляются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя,народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальныхобщностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат:
единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев;
одинаковость пищевых предпочтений, форм жилья, стиляодежды;
общность происхождения и культуры;
территория расселения.
Этносу, как общности, присущи специфические социальныеинституты — эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителейодного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают какобъединения людей, их союз, солидарность.
Этническая культура включает в себя следующие социальныеинституты: обычай, ритуал, религию, мораль, право. Культура создает специальныемеханизмы для накопления и трансляции из поколения в поколение созданнойэтнокультурной информации. В качестве таких механизмов выступают язык,книгопечатание, библиотеки, музеи, телевидение, образование и другие каналыпередачи информации. Их средствами передается наиболее значимая для этносаинформация — идеалы, ценности, символы, нормы поведения и др.
Таким образом, этнос можно определить как такую общность,которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися напротяжении многих веков и транслирующимися через поколения.
В рамках индустриального общества выделяют два типаэтнических процессов, вызванных межэтническими контактами, — те, которыепроисходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те,которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболеераспространенных в настоящее время объединительных процессов относятсяэтническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.
Этническая консолидация — это процесс внутреннегосплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходитсглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединениеранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколькоблизких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередкопревращаясь при этом в части этого нового этноса — субэтносы.
Этническая ассимиляция — процесс, при котором ранеесамостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупногоэтноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменениемэтнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляциянаиболее характерна для современных развитых стран.
Этноразделительиые процессы проходят по двум типам. Этоможет быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая изкоторых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил названиеэтнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколотьсякакая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этотпроцесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.
Наиболее распространенными в мире и всеохватывающимиявляются этнические группы, которые называют еще разными типами этносов. Онихарактеризуются такими особенностями, как общность генофонда, длительнаяистория совместного существования, самопричисление субъекта к данной этническойгруппе. Таким образом, мы имеем дело как с биологическими, так и с социальнымифакторами, поэтому этнические группы называют еще социоэтническими илиэтносоциальными.
Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытнойорде, был род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективнымтрудом и совместной защитой своих интересов. Объединение нескольких родовсоставляло племя — тип этнической общности и социальной организации людейдоклассового общества.
Образование союзов племен сопровождавшееся усилениеммежплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновениеклассов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежнихкровнородственных связей территориальными и к появлению новой этническойобщности — народности. Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческогои феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая икультурная общность людей.
С началом Нового времени в Европе, с выдвижением напервый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом ккапитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация —более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинныеэкономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен инародностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Историческиеособенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя,культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток надуховный облик нации, формируют специфические черты национального характера инационального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается доосознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры,традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления иформой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все этоделает нацию уникальным историческим образованием.
Нацию обычно определяли как исторически устойчивуюобщность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории,языка, психического склада. В настоящее время многие' ученые делают вывод, чтоданное определение уже не вполне соответствует современным реалиям. В основувыработки нового определения нации эти ученые считают необходимым ввести такойпризнак, как духовную культуру. Она является ключевым признаком нации, ядром,определяющим ее суть. Что касается общности психического склада, то онаявляется производной от общности духовной культуры. Еще одним важнейшимкомпонентом -национальной общности людей является их самосознание, которое тожеотносится к сфере духовной культуры. Национальное самосознание — это стерженьнациональной духовной культуры. Именно в самосознании нация определяет своиобщие коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире,свое отношение к другим нациям и государствам.
Нация есть не только объективная, но и субъективнаяданность, представители которой говорят в отношении себя: «это — мы», а вотношении других: «это — они». В большинстве стран мира человек сам определяетсвою национальность, т. е. принадлежность к той или иной нации. Весь ходисторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурныхфакторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнестик этническим группам.
 
6. Межнациональные отношения
Развитие межнациональных отношений в современном миресвязано с двумя объективно существующими и друг другу противоречащимитенденциями: тенденцией к объединению наций — межнациональной интеграции, — итенденцией к самостоятельному функционированию каждой из наций — национальнойдифференциации. Объективные причины межнациональной интеграции кроются вразвитии экономических связей и отношений, развертывании процессовглобализации. В ходе этих процессов нации преодолевают свою замкнутость,вступают во все более тесное взаимодействие между собой. В настоящее времязримые формы процессы интеграции приобрели в Европе, где уже 25 государствявляются членами Европейского Союза. В то же время дает о себе знать и втораятенденция.
Эти две тенденции действуют постоянно, нонебесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием всфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие,например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом.Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающейнаучно-технической революцией, требующей максимального кооперирования,международного разделения труда, И национальной самобытностью государств инародов. Между самими национальными государствами возникают противоречия всвязи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов,транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителямиразличных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах.Причины обострения национальных интересов могут носить политический,экономический, демографический характер.
Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цвететидеология национализма и шовинизма. Национализм — это психология и идеологиянационального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национальногочувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа,предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеинационального превосходства особым образом интерпретируются фактыдействительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализмбольших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по именифранцузского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политикиНаполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. во- девиля братьевКоньяр «Трехцветная кокарда»). Шовинизм выражается в политическом,экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам инациональным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональныхпроблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военнымиметодами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, скольсложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.
При взаимодействии людей в многонациональном обществелегче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальноеменьшинство, а тому, в свою очередь, — на коренную нацию. По-видимому,гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требуетсоблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальныхменьшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствамширокой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел,признание культурной автономии территориально рассеянных национальныхменьшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.
Гармоничное сочетание национальных и интернациональныхинтересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального иинтернационального.
Это означает, во-первых, недопущение правовых норм изаконов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважениекультурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждениенасилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление праврепрессированных народов.
Неприятие любых форм национального шовинизма, особаячуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения,затрагивает национальные чувства людей.
Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным(латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться ивзаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципамиверотерпимости, свободы совести. Еще. в XVII в. английский философ Д. Локк взнаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государстводолжно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозногосамоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политическихправ в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в.французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести естьправо, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его ввопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправеисповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принципсвободы совести признается всеми современными демократическими государствами, втом числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести вотношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимнойтерпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и неисповедующими ее, между последователями разных религий.
 

Список литературы
1.Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание.Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2.Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3.Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для среднихи специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4.Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5.Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат План урока алгебры. Тема Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений
Реферат Нагорная проповедь Иисуса Христа как философско-нравственная серцевина христианского вероучения
Реферат Разработка серверной части базы данных с применением CASE-технологий
Реферат Использование эффективных методов и приёмов обучения произношению в средней школе
Реферат Бандитизм, состав и виды этого преступления, отличие данного преступления от организации преступ
Реферат Односоставные предложения в рекламных текстах
Реферат Методи об рунтування планів внутрішніх підрозділів підприємства
Реферат Fibonacci And Nature Essay Research Paper The
Реферат Noneprovided Essay Research Paper The bourgeoisie and
Реферат Созание компоненты
Реферат Система образования в эпоху античности
Реферат Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" о человеческих отношениях
Реферат Химическое оружие и проблемы его уничтожения в России
Реферат Робота соціального працівника з підлітками з деліквентною поведінкою
Реферат Острый гематогенный остеомиелит: этиология, патогенез и патологическая анатомия