Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа в Англии

Содержание
Введение
1.   Понятиесоциальной работы
2.   Организацияработы информационных и консультативных молодежных служб
3.   Волонтерскиепрограммы в Великобритании
4.   Международноесотрудничество в области социальной политики
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Социальная работа какпрофессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школысоциальной работы в Великобритании, Великобритании, США, Франции, Швеции и вдругих странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощилюдям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу,жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.
Впоследствии особымтолчком для распространения и развития этой профессии стало появление в 40-60-хгг. ХХ столетия понятия «государство благосостояния». Суть этогопонятия состоит в следующем: цивилизованные государства с этого времениначинают строить свою социальную политику таким образом, чтобы права всехграждан в социальной сфере (на образование, медицинское обслуживание, социальноеобеспечение, нормальные жилищные условия и др.) были обеспечены законодательнои попали в сферу внимания органов государственного и местного управления. В тоже время постепенно пришло осознание того факта, что любые, даже самые лучшиезаконы не всегда «работают», если они не проводятся в жизнь на уровнеотдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств.Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальныхработников.
На сегодняшний деньпрофессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни встранах, которые мы называем «цивилизованные». Без деятельностисоциальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития,ни обеспечение социальной политики государства. Специалисты в областисоциальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовкезаконодательства, при принятии решений органами местного самоуправления иобоснования деятельности общественных организаций. Поэтому численностьпредставителей этой профессии достаточно велика. К примеру, в Великобритании насегодняшний день насчитывается около 50 тыс. социальных работников при общейчисленности населения немногим более 50 млн. чел.
Подготовка социальныхработников ведется в большинстве университетов Западной Европы и США.

Понятие социальной работы
Понятие«социальная работа» в 1900 году было предложено Симоном Паттеномприменительно к деятельности добровольных помощников в сеттльменте. Сегодня егосемантическое значение значительно расширилось и не имеет однозначнойинтерпретации, поскольку это связано с различными стратегиями поддержкинуждающимся людям. В зависимости от узкого или широкого понимания социальнойработы намечаются границы предметной познавательной области, которая во многихстранах мира определяется по-разному, что является следствием национальных икультурных традиций.
Под социальной работойпонимают целенаправленную деятельность в обществе, устремленную на оказаниепомощи различным категориям нуждающихся. Такая деятельность может выступать нанескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. На макроуровне социальнаяработа выступает в качестве определенных мер по улучшению среды обитанияклиента. Эта деятельность связана с социальным администрированием, т.е. в неевходят вопросы о законодательных мерах, об организации инфраструктуры помощи, атакже общественные и государственные вопросы регулирования социальных проблем:
— содействие и созданиенормальных условий жизни человека в общности;
— предотвращениесоциально-политических и национально-этнических конфликтов;
-·выявление категорийграждан, нуждающихся в помощи и освоение источников финансирования.
Как видим, важнейшимиформами деятельности и существования процесса помощи являютсясоциально-политические акции, работа в области общественного образования,организация функционирования социальных служб, предназначенных регулироватьобщественные отношения в местах социальной напряженности.
На мезоуровнесоциальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи семье иразличным группам нуждающихся, парадигма помощи здесь достаточно широка. Содной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством. Это будетсвязано с государственной социальной политикой и стратегией помощи наименее защищеннымкатегориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. Сдругой стороны, приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельнымиблаготворительными организациями или территориальными органами социальногообслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны — от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфержизни данных клиентов.
На микроуровнесоциальная работа строится, исходя из запросов клиента. На этом уровнесоциальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобывосстановить или сохранить социетальные и психоментальные связи индивида ссоциумом, группой или отдельным индивидом. Парадигма помощи в этом случаедостаточно широка — от индивидуальных консультаций и патронажа до работы вгруппах.
Социальная работаявляется определенным социокультурным институтом. В этом качестве социальнаяработа выступает системой поддержки и защиты различных субъектов, исходя из ихсоциогенетических детерминант: пола, возраста, этноса, статуса, здоровья,образования. Различное сочетание этих детерминант у клиентов вызывает к жизнимногообразие институтов поддержки, которые на основе социальной типологииобразуют сферы помощи нуждающимся. Основные сферы социальной работы в этойсвязи такие: детская, геронтологическая, промышленная, медицинская,психиатрическая, юридическая, административная социальная работа, а такжесоциальная работа в сфере свободного времени, и т.д.
Парадигмадеятельностных форм достаточно обширна и зависит от социокультурного пониманияроли и задач социальной работы как института помощи в той или иной области.Понятие «социальная работа» идентифицирует определенную областьнаучного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарииличности в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов.Это понятие объединяет определенную логику научного подхода, который, с однойстороны, осмысляет самое себя как определенную реальность, а с другой стороны — личность и ее проблемы в обществе как специфическом пространственно- временноми социокультурном континууме. В этой связи мы говорим о разнонаправленностизнания: знание как самопознающее и как познающее другую реальность. Отсюда мынаблюдаем достаточно большой разброс тем, суждений, связанных и объединенныхобщим понятием «социальная работа». Среди них: социальноепланирование, социопсихологическое консультирование, социальное обслуживание,гештальт терапия, алкоголизм, физическая и психическая неполноценность, социальныйменеджмент и т.д.
Помимо научныхопределений и описания сущности знания социальной работы, существуют иимплицитные подходы, связанные с обыденными представлениями о данном явлении.Эти представления существуют как у клиентов, субъектов, нуждающихся в помощи, таки у парапрофессионалов, имеющих отношение к социальной работе, но еще неприсвоивших ее язык и профессиональные мифы. Так, студенты одной из французскихшкол социальной работы делились следующими представлениями о сущностисоциальной работы, которая им представлялась как:
-·фактор общественнойэквилибристики;
-·фактор, закрепляющийобщественный порядок;
-·осознанная формасоциальной политики;
-·образная критика.
Несмотря на то чтообласть знания возможно описать и структурировать, определить возможные границы,выделить предмет и объект познания, дать точное определение на сегодня непредставляется возможным. Этот процесс наблюдается практически во всех странах,где существует социальная работа. И если в США знание социальной работысвязывают с представлениями о специфической деятельности, позволяющей субъектамвосстанавливать и сохранять способность к общественному функционированию, то вАнглии это знание сфокусировано вокруг принципов организации индивидуальнойпомощи.
Разнополярностьвзглядов и представлений о сущности знания социальной работы пока не позволяетговорить о единстве подходов к феноменологии процесса помощи, однакомногообразие подходов свидетельствует о его наличии. Видимо, философия познаниясоциальной работы и раскрывается в этой противоречивой логике, когда единствопроявляется в многообразии. Социальная работа — это понятие, котороеидентифицирует определенную профессию в обществе. Однако понятие социальнойработы объединяет разноплановую профессиональную деятельность. Профессиональнаядеятельность, связанная с консультированием семьи по вопросам воспитания детей,и социальная работа по ресоциализации имеют не только разные объекты помощи, нои требуют конкретных умений, навыков и знаний при решении различных типовпоставленных задач.
Социальная работа вконтексте профессии расширяет и конкретизирует понимание процесса помощиприменительно к тем или иным категориям субъектов, к тем или инымдеятельностным формам. Отсюда важнейшими доминантами, раскрывающимиметафорическое понятие «социальная работа» в контексте профессии,будут являться морфология деятельности, профессиональные роли социальногоработника, профессиональные мифы. Они в своей совокупности, в своем ключепредставляют понятие — социальная работа.
Социальная работа — этобазовое понятие, которое идентифицирует ряд дисциплин, раскрывающих процесспомощи и взаимопомощи в общности. Представляя собой ряд дисциплин, даннаяобласть знания призвана сформировать у будущих профессионалов целостноепредставление о сущности помощи в обществе, методах поддержки различныхкатегорий населения, дать необходимую совокупность сведений о личности вдезадаптивных и аномических ситуациях. В этом отношении социальная работа какучебная дисциплина направлена на формирование когнитивных структур личности, наформирование понятийного поля профессионала и его профессиональной мифологии.
Социальная работа васпекте подготовки специалиста может выступать и в качестве практики какспецифической дисциплины, призванной определить и сформировать умения и навыкибудущего профессионала. В этом аспекте социальная работа раскрывается черезсерию профессиональных стандартов, которые существуют в профессии и являютсяосновой для профессиональной Я-концепции социального работника. Такимиосновными умениями и навыками являются коммуникативные умения, диагностическиеи интеракциональные навыки.
Организация работы информационных и консультативныхмолодежных служб
Каждый, кто общается смолодыми людьми, по собственному опыту знает, как велика их потребность всоциальной поддержке.
Под социальнойподдержкой обычно понимают те аспекты социальных отношений, которые помогаюткому-либо справиться с трудной ситуацией с наименьшими негативнымипоследствиями.
В социальной поддержкев основном могут быть отмечены два главных аспекта. Во-первых,социально-эмоциональный аспект, который связан со взаимоотношением, заботой иуважением. Во-вторых, инструментальный аспект, в котором особое вниманиеуделяется информации, совету, юридической, финансовой и материальной помощи.
Социальная поддержкаможет быть оказана со стороны семьи, родственников, друзей, коллег по работеили соседей, другими словами, социальная поддержка может поступать из такназываемого «естественного» социального окружения человека.
Помимо заботы о человекесо стороны его естественного социального окружения, социальная поддержка можетбыть оказана специалистами.
Эта профессиональнаясоциальная поддержка организованно оказывается, с одной стороны, в молодежныхцентрах информации и различных консультативных службах, с другой — в рамкахмолодежных рабочих организаций, молодежных клубов, школ и т. д. Типично дляэтой, последней формы профессиональной социальной поддержки то, что она ненуждается в специально созданной структуре, она может быть оказана в свободноевремя, в различных общественных и государственных учреждениях.
Также существуетогромная информация по самообразованию. Это такой вид информации, который вдоступной форме дает возможность тем, кто в этом заинтересован, решить своипроблемы. К этой категории информации относятся буклеты, системы карточек, банккомпьютерных данных. В своем большинстве, правда, такой информационный материалне может быть использован молодыми людьми, потому что он предполагает оченьвысокий уровень образования молодых людей, способных выбрать нужную для себяинформацию. Этот информационный материал больше подходит для консультанта,который может помочь человеку в выборе нужной информации.
Примероминформационного материала, помогающего решить конкретные жизненные проблемы,служат буклеты о проблемах молодежи, такие, как: «1б, или… все, что выхотите знать» (Глазго), «Молодая Шотландия» (Эдинбург). Крометаких всеобъемлющих информационных буклетов, существуют брошюры, посвященныеопределенной категории проблем (работа студентов, предохранение от беременностии т. д.).
Хотя информация такогорода убедительно демонстрирует молодым людям необходимость самостоятельности,это не всегда наиболее адекватный ее вид. Иногда информация, полученная молодымчеловеком по телефону или в разговоре наедине со специалистом может быть болееэффективной.
Кроме того,специалисты, оказывающие помощь в таких беседах, очень компетентны в вопросах,связанных с проблемами молодежи. Поэтому, если какие-то проблемы встречаютсячасто, то они систематизируются и затем используются для обновленияинформационного материала в буклетах.
В Великобритании, как ив каждой стране существуют различные виды информационных и консультативныхслужб, созданные для получения людьми информации и советов. Это, например,гражданское консультативное бюро, бюро молодежной информации, центрыюридических консультаций, консультативные центры для вступающих в брак и т. д.Все они отличаются друг от друга своей специализацией.
Как правило, службы,специализирующиеся в своей работе на определенной тематике, обслуживают всегруппы населения без всяких ограничений. Такие службы сосредотачивают вниманиена конкретных вопросах (сексуальные вопросы, вопросы образования, юридическаяконсультация, информация по жилищному вопросу, советы по материальным расходами т. д.).
За последние двадцатьлет полностью изменилась специализация вопросов в соответствии с исследуемымигруппами, так как эти группы различны по своему составу: молодежь, пожилыелюди, мигрирующее население и т. д. Поэтому информационные молодежные иконсультативные службы служат примером разноплановых служб, предназначенных дляспециальных групп населения. Молодежные службы носят, как правило, комплексныйхарактер. Их задача — дать исчерпывающий объем информации по определенномувопросу каждому, кто нуждается в этом. Такие службы всегда будут необходимы какпервая или последняя надежда для человека, когда в трудной жизненной ситуациион не знает, куда обратиться, где получить нужную информацию, совет, помощь.
Во всех странахЗападной Европы существуют справочные и консультативные молодежные службы.Ученые понимают ценность таких служб для молодежи и заботятся о дальнейшем ихразвитии. В некоторых странах первоначально на необходимость существованиятаких служб было указано национальными молодежными политическими учреждениями.
Информирование означаетобеспечение и руководство процессом информации без конкретных рекомендаций ибез уплаты за оказанные услуги. Таким образом, право выбора, решения идальнейшего действия остается за молодым человеком, обратившимся в бюро заинформацией. В обязанности работника такого информационного бюро входит лишьвыдача интересующей клиента информации, необходимых брошюр или разъяснения оназначении различных социальных служб.
Совет же в отличие отинформирования означает необходимую информацию, которая включает оплату зауслуги и определенные рекомендации по вопросу, интересующему молодого человека.Служащий такого бюро может не только дать информацию в соответствии сконкретной ситуацией, но и объяснить преимущество данного решения вопроса посравнению с другими.
Выбор и решение такжеостается за клиентом, обратившимся за советом. Служащий такого учреждения лишьакцентирует внимание молодого человека на определенном круге вопросов,связанных с интересующей клиента проблемой и помогает найти верное решение.
Консультация. Вконсультативных службах больше внимания уделяется не столько проблеме,интересующей молодого человека, сколько самой его личности. Внимание в равнойстепени уделяется как содержанию проблемы, так и процессу взаимодействияразличных аспектов, вызвавших данную проблему. Советник помогает клиентуразобраться в его мыслях, чувствах, поведении, понять свое состояние и затемнайти силы для более эффективного решения данной проблемы.
Для того чтобы датьсерьезную и глубокую консультацию, советнику требуется время. Поэтому цельтаких консультаций — дать возможность самим молодым людям понять окружающую ихжизнь, самостоятельно планировать и совершать свои поступки. Работникиконсультативных служб придерживаются мнения, что право выбора и принятиярешения здесь также остается за клиентом.
Несомненно, значениеслужб информации велико. Хотя в консультативных службах тоже даются справки,где получить нужную информацию и как ее использовать, но перед службамиинформации стоит более сложная задача — воспитать у молодежи самостоятельноепонимание окружающих проблем и помочь молодым людям изменить и развить себя. Вэтом и есть суть, отличающая эту форму работы от других. Консультативные жеслужбы пытаются дать клиентам возможность увидеть сложные аспекты их жизни инаучить быть ответственными за свои поступки.
Важное значение имеетсоциальная поддержка в дружеской атмосфере. Это означает оказание практическойи моральной поддержки в процессе доверительных, откровенных взаимоотношений.Другими словами, собеседник должен иметь способность отзываться на тонастроение, в котором находится человек, обратившийся за помощью. Такой видпомощи можно назвать «скрытым», так как помощь оказывается в непринужденнойдружеской беседе. В этом виде поддержки право выбора решения отдаетсясобеседнику, хотя и сам клиент, нуждающийся в помощи, может взять дело в своируки. Без сомнения, откровенные взаимоотношения очень важны, ибо они раскрываютясно суть проблемы молодого человека, обратившегося за помощью. Этот видподдержки дает возможность собеседникам ближе познакомиться друг с другом,проявить свои эмоции в беседе с товарищем.
Таким образом, впроцессе доверительного, откровенного разговора у молодого человека появляетсявозможность понять свои проблемы, определить их причину без вмешательстваруководства с чьей-либо стороны, даже, можно сказать, без непосредственногосовета собеседника.
В информационныхмолодежных службах информацию можно получить по телефону, в письменном виде илив непосредственной беседе со служащим данной информационной организации. Крометого, обратившиеся за информацией могут ее получить на специальныхинформационных стендах или в банке данных. Некоторые консультативные службыстремятся объединить в своей работе обе формы поддержки (консультативную иинформационную).
Необходимостьобъединения консультативных и информационных служб в одну организациюаргументируется часто тем, что просьба об информации непредвиденно приводит кситуации, в которой необходима консультация специалиста. Однако правительства,предоставляющие субсидии службам данного профиля, обязывают их заниматьсятолько одним видом деятельности, например, только информированием, безпроведения консультаций. Объясняется это тем, что информирование требуетнаименьших затрат труда и при этом способно обслужить большее числообращающихся за информацией при незначительном числе работников. Следовательно,возможность объединения информационных и консультативных молодежных служб водну организацию зависит от многих условий, в том числе и от желаниясотрудников этих служб объединяться или оставаться автономными.
Как информационные, таки консультативные молодежные службы имеют свои, особые принципы. Следуетподчеркнуть, что все молодежные службы без исключения придают огромное значениепринципу секретности и придерживаются этого принципа во всех сферах своейдеятельности.
Сектерность служитвыражением уважения к личности молодого человека, это необходимое условиеформирования доверия молодежи к таким службам. А от этого зависит успех работымолодежных служб.
Далее, важный принципвсех молодежных служб — доступность информации для всех молодых людей, безвсякой дискриминации. Этот принцип информационных молодежных и консультативныхслужб означает, что каждый молодой человек имеет право на получение информациии консультацию, независимо от его расовой, религиозной принадлежности,финансовых средств, места работы и проживания. Созданные службы строгопридерживаются такого принципа.
При этом информациидолжна быть надежной. А это означает, что она должна быть заранееподготовленной, исчерпывающей и полной. Этот принцип основан также на том, чтоинформационные центры должны иметь в своем распоряжении современныедокументальные материалы, легкодоступные для работников этих служб.
Каждый гражданин имеетправо на получение профессиональной социальной поддержки. Но молодые люди невсегда в состоянии оплатить оказанные им услуги. Поэтому им должна бытьпредоставлена возможность оплаты в долг.
Каждый, кто обращаетсяв службы данного профиля за помощью, стремится к автономии и самоуважению. Иработники данных служб должны уметь спокойно, с уважением вести беседу,стараться ни чем не обидеть клиента, не принимать решение за него.
Полная личнаянезависимость — необходимое условие для молодых людей, обращающихся в данныеслужбы за советом или консультацией. Независимость необходима и самим службам,поскольку она означает большую свободу действий в решении проблем и позволяетсосредоточивать главное внимание на желаниях и ожиданиях молодых людей,нуждающихся в помощи.
Практика показывает,что одним из основных принципов работы информационных и консультативныхмолодежных групп должен быть принцип своевременного оказания помощи в особонужный момент. К сожалению, этот принцип выполняется лишь в немногих молодежныхслужбах.
В основе организацииинформационных и консультативных служб лежат три модели, по которым строитсяработа данных учреждений.
Первая модель — когдаработник службы сразу выдает клиенту необходимую информацию. Если уровеньподготовки работника достаточно высок и он в своей работе пользуетсясовременными методами, он сможет оказать клиенту эффективную помощь. Но часто,сталкиваясь с огромным количеством проблемных ситуаций, работник приходит квыводу, что его знаний недостаточно, чтобы оказать квалифицированную помощьклиенту. Например, могут возникнуть трудности в решении проблем, которыекасаются знания современных законодательств, медицины, психологии и другихспециальных знаний.
Вторая модель как раз иоснована на принципе оказания самому работнику помощи со стороны его коллег илидругих специалистов по вопросам, требующим дополнительной информации.
Третья модель. Еслиработник чувствует себя неспособным оказать эффективную помощь клиенту, онможет направить его на консультацию к более опытному специалисту, работникутого же самого агентства или другого, находящегося за пределами данной фирмы.Чаще всего подобные проблемы возникают в связи с консультациями по вопросаммедицины, психологии, употребления наркотиков и т. д.
Для того чтобы какможно реже направлять своих клиентов к другим специалистам, молодежныеконсультативные и информационные службы приглашают к себе на работуспециалистов различных областей знания (врачей, юристов, специалистов в областиобразования и других).
В молодежных службахпроцесс направления клиентов за помощью к специалистам других служб имеет своиособые черты. Во-первых, современные молодежные службы никогда не направляютклиента в неопределенное бюро, а только лишь к конкретному специалисту.Во-вторых, работник, направляющий своего клиента к специалисту другой службы,несет ответственность за него. Если консультация специалиста не приноситожидаемого результата, клиент может возвратиться в первоначальную молодежнуюслужбу, где служащие попытаются вторично найти нужное решение проблемы. Вданной ситуации клиенту могут быть возвращены расходы, затраченные наконсультацию специалиста.
В жизни каждогомолодого человека наступает момент, когда ему приходится сталкиваться с труднойситуацией, проблемой. Эти проблемы не всегда возникают по вине самого молодогочеловека. Очень часто они связаны с социальными недостатками общества, которыепроявляются так или иначе в жизни молодых людей, например, на работе, в школе,в свободное время, в домашней обстановке. При это многие проблемы, которыеприходится решать молодым людям разных стран, схожи между собой. Однако роль ифункции этих общих проблем различны.
На первый взгляд, вобязанности работников молодежных служб входит только оказание помощи молодымлюдям, но, помимо этого, работник должен объяснить своему клиенту социальныекорни его личных проблем, чтобы он осознал свои права и обязанности.
Нередко за помощью вмолодежные и консультативные службы обращаются представители различных слоев общества.В частности, работники молодежных клубов, учителя, сталкиваясь часто смолодежными проблемами, не обладают мастерством или достаточной информацией,чтобы помочь молодым людям. В этом случае они обязательно должны обратиться запомощью в молодежные информационные и консультативные службы и получитьконсультацию по нужному им вопросу.
Проведение консультаций— наиболее слабое звено в работе с молодежью. В некоторых странах молодежныеконсультативные и информационные службы выпускают специальный документальныйматериал для — учителей и работников молодежных служб, который помогает им вработе.
По обслуживающемуперсоналу молодежные консультативные и информационные службы также можнодифференцировать. Во-первых, в работе молодежных консультативных и информационныхслужб могут принимать участие добровольцы, работающие один или два раза внеделю. Во-вторых, более состоятельные агентства пользуются услугами персонала,занятого на службе целый день или часть дня. В-третьих, имеются целые группысотрудников, которые занимаются обучением добровольцев и постоянных сотрудниковслужб.
Служащие молодежныхслужб пользуются в своей работе различным набором средств. Компьютер внастоящее время еще не стал важным средством обеспечения работы молодежныхслужб. Это и понятно. Ведь мир представляет собой очень сложную, запутанную,живую систему. Другими словами, человеческие характеры, с которыми мысталкиваемся каждый день, очень разнообразны, запутанны, непредсказуемы. Оченьсложно поэтому систематизировать все типы человеческого характера, сложившегосяпод давлением жизненных обстоятельств, компьютерными средствами. Нельзя сегоднясказать, что использование средств компьютерной техники будет плодотворно вданной области работы. Фактически использование компьютера полезно в томслучае, если перед нами стоит задача создать упрощенный вариант решениякакой-либо проблемы. Но в настоящее время наука, занимающаяся компьютернойтехникой, находится еще не на том уровне, чтобы решать вопросы, связанные сосложным человеческим характером.
А сможет ли компьютервсе же быть важным средством работы в области социальных служб в будущем?Компьютеры, конечно, средство решения некоторых проблем. В частности, онисмогут помочь в упорядочении материала и методов работы социальных служб, поройтрудно поддающихся контролю из-за сложности и большого объема информации.
Некоторые молодежныеинформационные и консультативные службы Нидерландов, Бельгии, Англии, Италии,Франции, Греции уже начали использовать компьютерную технику в своей работе.
Но что могут сделатькомпьютеры в поддержку работы молодежных информационных и консультативных службв целом, это еще вопрос, требующий глубокой разработки и новых исследований.
Один из путей изученияпотенциальных возможностей компьютера — это открытие на европейском уровнецентра изучения компьютерной техники, который был бы достаточно авторитетнымдля распространения информации о компьютерах по всей Европе и проведенияфорума, связанного с проблемами компьютеризации информационных иконсультативных молодежных служб.
Многие ученые считают,что рост популярности информационных служб среди молодежи — это показатель ихуспешной работы. Тем не менее для работников молодежных служб очень важнознать, стала ли работа их учреждений достаточно эффективной. Очень труднопланировать дальнейшую работу молодежных служб без знания того, насколькодейственна помощь, оказанная ими юношам и девушкам. К тому же трудно убедитьместные правительства в необходимости расширения сети молодежныхконсультативных и информационных служб, если нет достаточного объема информациио пользе данных служб.
Для достижениявысококачественного обслуживания клиентов предстоит еще многое сделать.Необходимо прежде всего объединение усилий всех заинтересованных в эффективнойработе этих служб. Требуется решить немало организационных вопросов,разработать методологию создания и развития такого рода служб с учетомсовременной динамики жизни и т. п.

Волонтерские программы в Великобритании
Volunteering — этодобровольная деятельность, общественно-полезная работа, гражданская активность.Это языковое разнообразие указывает на то, что мы должны выяснить, какоезначение мы придаем обозначенным явлениям, и какие функции они имеют.
С одной стороны, речьидет о социально-политической реставрации. Предъявляющее чрезмерные требованиягосударство хотело бы отдать большую часть ответственности, которую оно впрошлом с таким удовольствием брало на себя, самим участникам социальныхконфликтов или самим людям, затронутым какой-нибудь социальной проблемой. Этотакже связано с процессом устранения неравенства в обществе эмансипации.
С другой стороны, речьидет о смене ценностей в социальной работе. Традиционный тип деятельности дляобщего блага, а также традиционное разделение ролей между профессионалами илюбителями, кажется, уже исчерпали себя. Профессионалам не хватает добровольныхпомощников. При этом проявляется своеобразное противоречие:
Эмпирические данныепоказывают, что мотивация к общественно- полезной деятельности не понижается.Организации, занимающиеся социальной работой (а также политические партии)напротив жалуются, что уже почти не осталось желающих помогать «штатнымсотрудникам».
Ясно одно: многие новыеформы добровольной социальной деятельности значительно отличаются отклассической модели. Новым, по масштабам и качеству, являются постоянныепереходы от работы добровольцем к работе штатным сотрудником, отпрофессиональной — к любительской деятельности, от помощи другим — ксамопомощи.
Новым является иуровень требований, которые добровольцы и любители предъявляют в их социальнойактивности к структурам, с которыми они работают.
Все новейшиеисследования «новой добровольной работы» показывают, что часто речьидет о «договорных конструкциях», связанных с определенной проблемой,целью, задачей, стабильность которых во многом зависит от эффективности иуспеха при реализации стоящих в начале договора мотивов и целей. Частоинициативы терпят крах еще на подготовительном этапе, когда не удается, найтивид деятельности, удовлетворяющий представлениям. Государственные иобщественные организации, заинтересованные в таком сотрудничестве, часто бываютнеприятно удивлены, обнаружив, что бесплатные ресурсы добровольцев имеют вполнеопределенную цену — это высококвалифицированная поддержка и координация работы,заключающаяся в совместном определении цели, планировании, преодоленииорганизационных трудностей, формировании чувства успеха и общности.
Добровольцы — не толькопомощники при оказании социальных услуг. Они одновременно сами являются оченьвзыскательными потребителями определенных социальных услуг, которые можноохарактеризовать, как возможность занять себя в социальной сфере, каквозможность помочь (другим или себе самому). Все свидетельствует о том, чтоздесь возникает новая сфера социальной работы или неприбыльного менеджмента,которой присуща своя специфика. При этом нужно меньше думать о новых отделах ворганизациях и новых штатных расписаниях. В данный момент речь идет, преждевсего, о том, чтобы определить проблемы и задачи и чтобы делегироватьответственность за их решение определенным специалистам. Социальная работа вВеликобритании уже находится на этом этапе. Рабочие материалы, находящиеся увас в руках, помогают как понять существующие тенденции, так и организоватьпрактическую работу. Автор не скрывает от нас, что мотивом ее тщательного иактивного исследования является интерес к развитию и перспективам волонтерскойдеятельности в Великобритании.
Volunteering являетсячасто употребляемым понятием не только в англоязычных странах, но и во всеммире. В немецком языке ему соответствуют понятия добровольная работа,общественно-полезная деятельность, добровольная гражданская активность.
В исследованииEurovol-Studie волонтерская деятельность определяется как:"… деятельность или работа которая по доброй воле выполняется однимчеловеком для другого человека (исключая членов одной семьи), без оплаты (вкрайнем случае за маленькое вознаграждение и/или возмещение расходов)."Среди европейских стран один из наибольших показателей числа добровольцев срединаселения наблюдается в Великобритании. Люди добровольно работают в социальной,культурной, политической, экономической сферах, а также в области охраныокружающей среды. В Великобритании одной из основных сфер деятельностидобровольцев традиционно является социальная работа. Хотя как раз в последниегоды наблюдается повышение интереса добровольцев и к другим сферам, таким,например, как спорт и защита окружающей среды. В Великобритании волонтеры имеютбольшое поле деятельности: от помощи ближним, до участия в гражданскихинициативах и группах взаимопомощи. Работа волонтером воспринимается каквозможность участвовать в общественной жизни. Добровольческая деятельность, вэтой связи, означает принятие личной ответственности за других и за сообщество вцелом.
Примечательно, чтобольшая социальная значимость волонтерства признается как широкими слояминаселения, так и деятелями политики и экономики. Хотя организации должны искатьновые пути привлечения волонтеров и работы с ними. С одной стороны, в Великобританиинаблюдается изменение характера волонтерской деятельности. Мотивы, по которымлюди добровольно работают, изменились. Традиционно волонтеры были«альтруистами», которые годами бескорыстно помогали одной и той жеорганизации. Это представление не соответствует образу сегодняшнего волонтера.Он работает, чтобы приобрести опыт, специальные навыки, знания и/или личныеконтакты. Во многих случаях волонтерская деятельность рассматривается какпрямой путь к оплачиваемой работе.
С другой стороны,индивидуализация, старение населения и возрастающее число работающих женщинобуславливают то, что перед организациями стоят новые требования к работе сволонтерами.
Кроме того,социально-политическим развитием обуславливается то, что волонтерский трудактивно используется в государственных социальных службах. Существуют опасения,что из-за передачи государством заказов общественным организациям, например наобщественно-полезные работы по месту жительства, на волонтеров будетвозлагаться слишком много задач, или вообще их труд потеряет характердобровольности.
Этой тенденциипротивостоят давно сложившиеся, но актуальные и сейчас традиции волонтерскойдеятельности. Благодаря им развилась инфраструктура, которая поддерживаетработу волонтеров и защищает их интересы, например, следит за соблюдениемпринципа добровольности. При этом основные задачи и функции берут на себя такназываемые посреднические организации как, например, Национальный центрволонтерской работы (The National Centre for Volunteering (NCV)), Национальныйсовет волонтерских организаций (National Council for Voluntary Organisations(NCVO)) и сеть волонтерских агентств (Volunteer Bureaux), которые объединены вголовной организации Национальной ассоциации волонтерских агентств (NationalAssociation of Volunteer Bureaux (NVAB)).
Сегодня вВеликобритании применяются многочисленные новые методы работы с волонтерами.Одним из таких новшеств является менеджмент волонтерских программ, которыйвносит большой клад в развитие волонтерского движения. На местах в общественныхи государственных организациях координация работы волонтеров осуществляетсякоординатором работы волонтеров — специально принятым для этого штатнымсотрудником. Координация работы волонтеров включает в себя планированиеволонтерской программы, привлечение, обучение, повышение квалификации,поддержку, супервизии волонтеров, оценку их деятельности, содействиесотрудничеству волонтеров со штатными сотрудниками, а также оценку всех этихэтапов. Ключевую функцию при этом имеет руководство организации (правление идирекция). Оно ответственно за создание необходимых материальных предпосылок исодействие штатным сотрудникам, координирующим работу волонтеров.
Цель данных рабочихматериалов состоит в том, чтобы познакомить читателя с культурой волонтерскойдеятельности в Великобритании, с тем, как планируется, организуется икоординируется работа волонтеров.
Волонтеры, благодарясвоей квалификации, личному опыту, навыкам, компетенции, интересам могут многоедать организации. Они, проявляя инициативу, готовность попробовать новое,высказывая критику, не позволяют организации находиться в застое. Ценностьпредставляет их жизненный опыт и их связь с потребителями социальных услуг, атакже с местным сообществом. Волонтеры обогащают организацию, потому, что ониимеют много контактов и могут привлечь пожертвования. Они делают организациюизвестной и побуждают других заняться волонтерской деятельностью. Благодаряволонтерам, организации могут оказывать своим клиентам более качественныеуслуги.
Высказывание одногоштатного сотрудника: "… рассматривай волонтеров как первопроходцев! Онимогут делать новаторскую работу. Что-то совсем новое, то, что штатный сотрудникне обязательно должен делать из-за четко предписанных должностныхобязанностей".
Не в последнюю очередьволонтеры являются экономическим ресурсом. Так как волонтеры работаютбесплатно, на организацию ложится меньшая финансовая нагрузка. И как разпотому, что оплата услуг волонтеров отсутствует, организациям необходимо вответ что-то предлагать волонтерам. Волонтерская работа выполняется не даром иона не бесплатна! Чтобы эффективно использовать этот ресурс, организациямнеобходимо создавать поддерживающие структуры. Они должны обеспечить волонтеровтакой работой, которая полезна, которая их удовлетворяет, приносит им радость,соответствует их ожиданиям и мотивам.
Чтобы удовлетворить этоглавное требование, в Великобритании начали применять менеджмент волонтерскихпрограмм, концепция которого была разработана в США.
Международное сотрудничество в области социальнойполитики
В рамках заочноймеждународной конференции 'Социальная работа, социальное образование:международный, российский, региональный контекст’ Ульяновск посетила ДжоанМаргарет Ревилл, преподаватель и общественный деятель из Великобритании.
Одним из пунктовпрограммы пребывания госпожи Ревилл в нашем городе стало участие в 'кругломстоле’, организованном факультетом гуманитарных наук и социальных технологийУлГУ. Возможность перенять опыт коллег из-за рубежа заинтересовала представителейгородской администрации, соцслужб, преподавателей. У себя на родине Джоанпреподает основы социальной работы в различных университетах, занимаетсярешением проблем социально ущемленных слоев населения.
По словам гостьи изВеликобритании, сейчас в ее стране одной из главных проблем является детскаясмертность. Участились случаи насилия над детьми, и это заставляетправительство принимать законы, защищающие права маленьких англичан. Огромноеколичество негативных общественных явлений выявило недостаток квалифицированныхсоциальных работников, и их подготовка стала делом государственной важности.При обучении этой профессии англичане уделяют большое внимание практике.Помогают решать проблему и волонтеры — но на Западе такая деятельностьобязательно оплачивается. Таким образом молодежь получает стимул заниматьсяполезным для общества делом.
Недавно вВеликобритании был принят закон, объединяющий здравоохранение и социальнуюзаботу в единую отрасль. По мнению Джоан, этот очень мудрый шаг позволил достичьхороших результатов.
Госпожа Ревиллознакомилась с педагогическими технологиями, применяемыми преподавателямифакультета гуманитарных наук и социальных технологий, где уже десять летуспешно готовят соцработников. Джоан высоко оценила опыт коллег.
Демократическиепреобразования, идущие во всех сферах жизни российского общества, меняют обликРоссии, открывают новые возможности для равноправного партнерства с западнымистранами. Одной из форм сотрудничества России с Европейским Союзом стало ееучастие в программе ТАСИС, направленной на развитие гармоничных и прочныхэкономических и политических связей между нашими государствами. Программа ТАСИСуспешно реализуется в области реформирования социальной сферы, посредствомпередачи новых европейских технологий. В связи с этим осуществляетсяконсультативное содействие, направление групп европейских консультантов дляпроведения экспертных исследований и оказания помощи в профессиональнойподготовке работников социальных служб, совершенствование правовой и нормативнойбазы социального обслуживания, а также установление прямых партнерскихотношений, содействие процессу породнения социальных организаций и институтов.
В результате совместныхусилий западных и российских специалистов созданы модельные центры социальногообслуживания населения, освоены современные методы подготовки и переподготовкикадров, установлены долгосрочные побратимские связи с социальными учреждениямиВеликобритании.
Проект включал в себянесколько основных направлений:
«Инвалиды»,
«Семья идети»,
«Подготовка ипереподготовка кадров»,
«Консультированиепо вопросам законодательства, стандартов и мониторинга».
Интересные предложенияи широкие рекомендации экспертами ТАСИС были даны в области взаимодействия снеправительственными организациями. Суть их заключалась в стимулированииразвития общественных объединений, организаций, ассоциаций, для ведения болеегибкой социальной политики, эффективной по отношению к уязвимым категориямнаселения.
Ценность сотрудничествав рамках проекта ТАСИС заключается в том, что специалистам по социальной работеРоссии и Великобритании удалось определить общие тенденции в развитиисоциальной деятельности накануне третьего тысячелетия, заложить основу длядальнейшей совместной работы по совершенствованию моделей социального обслуживаниянаселения в странах европейского региона.

Заключение
Являясь феноменомцивилизованного общества, социальная работа получает свое последовательноеразвитие по всем направлениям. Социальная работа установилась как научная иучебная дисциплина. Она имеет свой объект, предмет, категориально-понятийныйаппарат, закономерности, методы и принципы. Социальная работа развивает своитехнологии и овладевает инновационными подходами. В Великобритании, образованиев области социальной работы ведется на университетском уровне. Значительнаячасть социальных работников нанимается на работу местными властями. Тем неменее, все больше и больше услуг престарелым и инвалидам предоставляетсячастнопрактикующими специалистами. Местные власти покупают эти частные услугидля своих клиентов пользующихся, например, методами управления конкретнымислучаями. Законодательная база Великобритании в области общественного уходастимулирует подобного рода развитие. В свете новой экономической ситуации особоевнимание уделяется вопросам оптимизации социального обслуживания и повышениюего эффективности и продуктивности, используя научно обоснованные принципы,разработанные в менеджменте, управлении процессом, организационнойдеятельностью, финансовом управлении и т.д.
Опыт стран, перешедшихк рыночным отношениям, показывает, что рынок может нормально функционироватьтолько параллельно с созданием надежной системы социальной защиты, котораявыступает необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей засоциальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальнуюхозяйственную деятельность. Так как данные системы социального обеспеченияпризваны гарантировать и стабилизировать социальные отношения в обществе, тоони должны быть открыты, доступны, эффективны, и осуществляться специалистамивысокого качества.

Список использованной литературы
1.      Социальнаяработа как профессия: Учебное пособие. Сост. и общ. ред. проф. З.Х. Саралиева.Н.Новгород: изд-во ННГУ, 1996.
2.      ПавленокП.Д. Основы социальной работы. – М.: Инфра-М, 1997.
3.      КуличенкоР.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной Европе.– Тамбов, 1997.
4.      СулимоваТ.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учеб. пособие. –М.: Ин-т практической психологии,1996.
5.      ГидденсЭ. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.
6.      ДоэлМ., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М., 1995.
7.      КозловА.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч.очерков. – М.: «Флинта», МПСИ, 1998.
8.      МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии,1997.
9.      Теорияи методика социальной работы./ Под. ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.
10.    ГорячевМ. Социальная опека. – Самара: Изд-во Самарский ун-т, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Челночек», «Колечко», Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Краски», «Черный ворон» сборник М. Ф
Реферат Мольер "Скупой". А.Н. Островский "Гроза"
Реферат Мой любимый поэт А. Блок
Реферат Определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края
Реферат Offenders Essay Research Paper THESIS STATEMENT The
Реферат Сущность и методы статистического наблюдения
Реферат Мое отношение к Наполеону Бонопарту
Реферат Модифицированный симплекс-метод с мультипликативным представлением матриц
Реферат Игра "Мозайка" на Делфи (Delphi)
Реферат Повреждения и воспаления поджелудочной железы
Реферат Структура и функции политической системы
Реферат Полупроводниковый преобразователь
Реферат Разработка устройства лазерного дистанционного управления
Реферат Носов "Незнайка на Луне"
Реферат Николай Степанович Гумилев. (1886 - 1921)