Реферат по предмету "Социология"


Социальная политика России

Содержание
Введение
1. Цели социальной политики и ее основныенаправления
2. Социальная защита населения
Тесты
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Современнаяполитика Правительства, связанная с переходом к рыночной экономике и новомугосударственному устройству, осуществляется в крайне сложных и чрезвычайнопротиворечивых условиях многоукладности и мировоззренческого разнообразия.Инфляция, огромный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы вобращении, низкая экономическая и политическая культура, нарушениепроизводственно-хозяйственных связей и заметное снижение объема выпускаемойпродукции привели к резкому снижению реальных доходов, уровня и качества жизниболее двух третей населения России. Этот процесс особенно заметно повлиял намало защищенные слои населения – нетрудоспособных, безработных, людей сограниченными возможностями, на семьи, имеющие иждивенцев и детей. К этойкатегории примыкают научные сотрудники, преподаватели, врачи и другие слоиобщества – люди, занятые умственным трудом, заработная плата которых находитсяближе к черте бедности, чем достаточности для достойного проживания.
Неотъемлемойчастью программы перехода к рыночным отношениям является социальнаянаправленность всех экономических нововведений. В федеральных органах властипредпринимаются меры по разработке системы социальной защиты населения,призванной в какой-то мере смягчить неизбежные отрицательные последствия новогоэкономического курса. Продвижение к рынку невозможно без создания надежнойсистемы социальной защиты населения. Вот почему чрезвычайно актуальной и важнойстановится проблема социальной защищенности различных групп населения. То естьдолжен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социальногориска, как безработица и инфляция.

1.Цели социальной политики и ее основные направления
Социальнаяполитика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политикигосударства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения,гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданскоесогласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия ипрограммы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельностиобщества в решении социальных проблем.
Цельюсоциальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечениевысокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями:доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье,образование, культура, экология.
Социальная политика – это деятельность государства и другихполитических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитиесоциальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа икачества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания имнеобходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целяхимеющегося у соответствующего института финансового и другого общественногопотенциала [6, стр. 501].
Правительствоопределило в качестве основной цели социальной политики повышение уровня жизнинаселения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основныхсоциальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского исоциального обслуживания.
К задачам политической деятельности относится не толькосовершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств – трудолюбия,дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности,нравственных устоев, а, следовательно, – совершенствование определяемого этимикачествами образа жизни людей.
Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
– достижение улучшения материального положения и условийжизни людей;
– обеспечение занятости населения, повышение качества иконкурентоспособности рабочей силы;
– гарантии конституционных прав граждан в области труда,социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
– переориентация социальной политики на семью, обеспечениеправ и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
– нормализация и улучшение демографической ситуации,снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособноговозраста; улучшение социальной инфраструктуры [5, стр. 351].
Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение вдальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;формирование системы государственных минимальных социальных стандартов(социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения ииспользования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики егорасчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышениеминимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий доуровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы ибазы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения;создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; началоширокомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социальногострахования и жилищно-коммунального хозяйства.
Впереходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальнойполитике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионовпо уровню социального развития.
Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты,поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточитьсредства на реализации важнейших социальных приоритетов.
В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделеноследующим проблемам:
– выравниванию условий бюджетного финансирования социальнозначимых расходов;
-          поддержке социальных реформ и социального развитияпроблемных регионов;
-          адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. Впоследнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальныхпроблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля,используемая для материальной поддержки безработных.
Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе сбедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социальноуязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий наоплату жилищно-коммунальных услуг.
Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижениельгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не всостоянии оплачивать жилье. Численность лиц, которые могут претендовать наразличные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек. Поэтомупри значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальнаяпомощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чистосимволична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособныеграждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальнойполитики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышениясвоего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы ипредприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций дляотечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. Донастоящего времени в стране не создана система управления охраной труда,соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуютэкономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования поохране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда напроизводстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль засоблюдением трудового законодательства в этой области.
В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальныхвыплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместонее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночныепринципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и неможет зарабатывать сам.
Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключатьустановления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех группнаселения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счетличного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, вВеликобритании, Швеции и в других странах).
Основнымиприоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимогоуровня жизни являются:
·  Индексация доходовнаселения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержанияосновных доходов населения;
·  Обеспечение минимальныхсоциальных гарантий по доходам, главное – прожиточный минимум. («О прожиточномминимуме в Российской Федерации»);
·  Регулирование минимальныхстандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированногобюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.
·  Предоставление льгот,скидок и субсидий. Основная проблема – их финансовая необеспеченность, поэтомув настоящее время льготы переводятся в форму адресных социальных пособий ссохранением их только для бедного населения (жилищная субсидия).
·  Обязательное социальноестрахование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещенияматериальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы всвязи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплатабольничных, пособий по безработице и т.п.).
·          Социальноеобеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества:престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входити социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.
·          Социальнаяпомощь: не является постоянной и носит сугубо конкретный, заявительныйхарактер. Критерием права на это вид помощи определен доход ниже прожиточногоминимума на одного члена семьи.
Одной изглавных задач является поддержка тех социальных институтов, которые используютнаиболее дефицитные и необходимые для будущего «человеческие ресурсы»,выявление уникальных и трудно воспроизводимых ресурсов, поиск технологий их сохранения.Имеется в виду, прежде всего образование и наука. Успешная социальная политикапризвана создать условия для будущего развития страны.
2.Социальная защита населения
 
Социальнаязащита является той регулятивной системой стабилизации общества, котораянаправлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий,возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения.Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществомнаиболее уязвимых групп населения в условиях обострения экономических иполитических отношений. Цель ее создания в обществе мерами социальной политикизащитных механизмов для социально уязвимых групп. Успешность проведениясоциальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлениюотносительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество.Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему распространениюсоциальной напряженности с негативными проявлениями, сила которых прямопропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию [6, стр. 503].
Социальнаязащита –это совокупность законодательно закрепленных экономических,правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейшихсоциальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает всебя:
– предоставлениегосударственных социальных гарантий всем категориям граждан, т.е. минимальныеразмеры заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексацияличных доходов;
– организациюсоциальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения.
Новаясистема социальной защиты должна формироваться на следующих основных принципах:
1.Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимостиот их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономическойсамостоятельности, адресность и целенаправленность.
Длянетрудоспособных – престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан наподдержание достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа кпотреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, созданиенадежных гарантий, размера индивидуальных доходов.
2.Механизм социальной защиты должен формироваться не на основегосударственной благотворительности, а как совокупность законодательнозакрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должнабыть подобием «скорой помощи».
3.Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном,республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации[5, стр. 355].
Системасоциальной защиты населения существует в единстве и комплексности с системойсоциальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисомдляреализации системы социальной защиты населения.
Все проявления социальной защиты представляют реализацию аспектовсоциальной политики. Совершенствование условий жизни людей, на что в первуюочередь направлена социальная политика, означает усилие социальной защитынаселения, как в целом, так и определенных его категорий.
В мире сложилось в основном две модели социальнойзащиты:
1) социал-демократической ориентации с высокойролью государства в обобществлении доходов и существенным значениемобщенациональных социальных механизмов управления;
2) неолиберальная – с меньшей степеньюгосударственного вмешательства в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различаютследующие системы социальной защиты:
1)        государственную,опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимыхчленах общества и социальной благотворительности (она предусматриваетдифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения постепени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
2)        частную,базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбуи судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой ипредпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а такжеличных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду ивключает частное социальное страхование).
Объектами социальной защиты являются социальныеинституты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем(образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры,спортивно-оздоровительного комплекса).
Действующая система социальной защиты в Россиибазируется на принципах:
– поощрительности, – властными структурами сцелью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимыесобытия, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственныхважных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержкуотдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
– заявительности, – социальная помощьпредоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителяили лица, представляющего его интересы;
– патернализма, обозначающегогосударственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально иэкономически защищенным слоям и группам населения.
Социальная защита населения на современном этапе являетсяважнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации,являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государствомсоциальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставлениеоптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержаниежизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальныхкатегорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества,направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.
Система социальной защиты населения на современном этапе включаетв себя:
– социальное обеспечение;
– социальное страхование;
– социальную поддержку (помощь) [6, стр. 507]
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального иместных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения,негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являютсягуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечениеправ и свобод личности.
Необходимость совершенствования системы социальной защитынаселения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основные целисоциальной защиты населения сводятся кследующим:
1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупныйдоход семьи ниже прожиточного минимума;
2) оказание материальной помощи населению в экстремальныхусловиях;
3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения кусловиям рыночной экономики.
Одним из элементов социальной защиты населения в кризисныхусловиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечениев денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых сучетом социальных гарантий, законодательно установленных государством;совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая,социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и инаяподдержка человека со стороны государственных и негосударственных структур впериод его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется вследующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации идругие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь,медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Социальное обеспечение – это система создаваемых государствомправовых, экономических и организационных мер, которые направлены накомпенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или)социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательствомРФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств,признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).
Социальное страхование – часть государственной системы социальнойзащиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан отвозможного изменения материального и (или) социального положения, в том числепо не зависящим от них обстоятельствам.
Получателями государственной социальнойпомощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане,которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Порядокопределения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущегоодиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерациис учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующихсоциально-демографических групп населения.
Социальное обслуживаниеосуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя,другого законного представителя, органа государственной власти, органа местногосамоуправления, общественного объединения.
Материальная помощь так жеотносится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляетсягражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств,продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми,одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а такжеспециальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов илиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Бесплатное социальноеобслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенныхгосударственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным ксамообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, неимеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – еслисреднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного длясубъекта Российской Федерации, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимся втрудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями,катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям,находящимся в трудной жизненной ситуации.
В учреждениях социальногообслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации повопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспеченияжизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
В учреждениях социальногообслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое,социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность ксамообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста иинвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся втрудной жизненной ситуации.
Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается нагосударственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из нихесть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании,производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым ихдоступность населению.

Тесты
1. Реализация основных принципов социальной политики в России вначале ХХI в.заключается в:
а) в повышении уровня жизни подавляющей части населения;
б) в повышении качества жизни;
в) в росте дифференциации доходов населения;
г) в росте реальных доходов так называемого среднего класса;
д) в ослаблении дифференциации доходов населения;
е) в смягчении социальных противоречий.
Ответ: пункт г – «в росте реальных доходов так называемогосреднего класса». Среднего класса практически не существует.
2. Социальная политика государства включает:
а) финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения;
б) предоставление финансовых льгот частному капиталу;
в) льготное кредитование наукоемких производств;
г) сокращение доходной части государственного бюджета;
д) регулирование уровня минимальной заработной платы.
Ответ: пункт д – «регулирование уровня минимальной заработнойплаты». Регулирование минимальной заработной платы является основнымнаправлением социальной политики и позволяет корректировать не толькопрожиточный минимум, но и все возможные льготные выплаты малообеспеченным слоямнаселения. От уровня минимальной заработной платы зависят коммунальные платежи,транспортные платежи, цены на продукты потребительской корзины и т.д.

Заключение
В заключениеданной работы можно сделать вывод, что социальная политика государства являетсяодним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничнуюрыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того,и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не можетоказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то,что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфересильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения радипроводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизньлюдей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиямесли не во всех, то во многих сферах жизни.
Длянормального функционирования социально ориентированной рыночной экономикиРоссии и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можновыделить следующие конкретные шаги:
-   незамедлительное принятиеи неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов,направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения иповышение занятости;
-   оказание государственнойпомощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, какбиржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации ит.д.

Списоклитературы
1. Асжина М.А, Чибриков Г.Г.,Основы экономической теории» – М.: «Норма», 2006 г.
2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика:Учебник. 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
3. Седов В.В. Экономическаятеория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие /Челяб. гос. ун‑т. Челябинск, 2002. 115 с.
4. Седов В.В. Экономическаятеория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун‑т.Челябинск, 2002. 115 с.
5. Социальная политика исоциальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской – Смирновой Е., Романова П.– М; ИНИОН-РАН, 2002.
1. Экономическая теория:Учебник / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – 448 с.
6. Экономическая теория:учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / подред. И.П. Николавевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.– 527 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Claude Monet At The National Gallery Of
Реферат Корпоративные облигации. Проблемы становления на российском рынке
Реферат Занятие аэробикой
Реферат Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура. (РУП "Завод полупроводниковых приборов" НПО "Интеграл")
Реферат Конфлікт у міжособистісних відносинах
Реферат Экономика Германии
Реферат Індустрія туризму
Реферат Этическая философия по Сократу
Реферат The Treatment Of The Elderly Essay Research
Реферат Історія України Білет №1
Реферат 1-6 Використання художньо-педагогічних технологій у підготовці вчителів до інтегрованого викладання мистецьких дисциплін
Реферат А. Н. Петровского "Гроза" Цели : выявить причины гибели Катерины; вырабатывать навык формулирования и отстаивания собственного мнения по проблеме; познакомить с оформлением следственных деловых бумаг. Тип: урок
Реферат История развития вычислительной техники. Краткая историческая справка. Поколения ЭВМ. Перспектив
Реферат Колбасы - виды, классификация, экспертиза
Реферат Дон Жуан 2