Социальная политика как системнаясоциальная технология
Оглавление
1. Социальная политика –основополагающий компонент государственного управления.
2. Сущность важнейших технологий,применяемых в социальной политике.
3. Стратегическое планирование приразработке социальных программ.
4. Целевое управление и технологииорганизационного порядка.
5. Социальная экспертиза исоциальная диагностика
Библиографический список
1. Социальнаяполитика – основополагающий компонент государственного управления.
Российская Федерация посвоей Конституции – социальное государство, что предполагает: в государственномуправлении социальная политика — один из его важнейших компонент. Поэтомуочевидно, что социальная политика становится масштабной социальной технологией– инструментарием, предназначенным для решения социальных проблем государства иобщества.
Социальная технология– определенный способ достижения общественных целей в социальной сфереобщественных отношений. В прикладном смысле, сущность социальной технологииспособа состоит в пооперационном осуществлении деятельности. Операцииразрабатываются предварительно, сознательно и планомерно. Операция –непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках даннойпроцедуры. Набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот илииной основной процесс (фаза, этап), — процедура реализации социальнойтехнологии.
Социальная технология- комплекс приемов для достижения социально полезных целей, в той или инойстепени соответствующих требованиям социального времени, в том числе:
• обеспеченияблагоприятных условий жизни людей;
• их организованности;
• эффективностивзаимодействия;
• удовлетворениеобщественного интереса.
Появление какой-либосоциальной технологии связано с потребностью крупномасштабного «тиражирования»новых видов деятельности, идей, проектов. Основа технологий осуществлениясоциальной политики – социальное управление в данном контингенте выступает как управлениепроцессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, как средствореализации социальной политики.
Использование тех илииных социальных технологий определяет эффективность социального управления,регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всегосоциального пространства. Социальные технологии определяются в известнойстепени типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных илиреволюционных процессов, активностью или пассивностью социальных субъектов, ихиндивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью квоспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека. Социальныетехнологии опираются на интеграцию достижений в различных сферах (развитиясредств коммуникации, информации, интернационализации научной, культурной,образовательной практики и др.). Кроме того, учитываются спецификанационально-культурного развития населения, региональные особенности образажизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в историческиопределенных социокультурных условиях.
Эффективностьсоциальной технологии определяется конечным социальным результатом, полученнымпри наименьших издержках и в оптимальные сроки. Получение желаемого результатас помощью социальной технологии возможно при соблюдении следующих обязательныхусловий:
— наличие у социальнойтехнологии определенных свойств (привлекательности цели; простоты ееобоснования, гибкости внедрения процедур и операций; экономичности достиженияцели воспроизводства социальной, социально- психологической, организационной,экономической и др. составляющих);
— непротиворечивостьмежду процедурами и операциями конкретной социальной технологии, уровнямикачества их воспроизводства, объектом и субъектом в процессе технологизации;
— наличие всехопределенных признаков технологизации (разделение социального процесса наэтапы, фазы; координация и поэтапность действий; однозначность выполненияопераций и процедур; возможность многократного применения отработанныхстандартов алгоритмов деятельности для решения типов задач социальногоуправления);
— необходимостьсоблюдения ряда условий технологизации: объект технологизации должен обладатьопределенной степенью сложности, должны быть известны особенности его строенияи закономерности его функционирования; процессы технологизации должны быть формализованыи представлены системой операций, процедур; каждая операция должна иметьсистему конкретных показателей (нормативов), диагностических приемов изученияих состояния, управления ими.
Социальная политика неявляется неким механизмом набором технологий, которые самодостаточноиспользуются в том или ином случае. Социальная политика – это сфера интересовразличных социальных групп, а потому социальное управление в аспекте социальнойполитики имеет социально-политический характер. Цель социальной политики –социальное развитие общества на основе социальной справедливости, социальногоравенства, социальной защищенности людей. Эти цели должны стать ориентирами дляформирования и применения технологий социальной политики.
2. Сущностьважнейших технологий, применяемых в социальной политике
Для государства иобщества характерно как наличие общих целей, так и специфических целей. В связис этим применение тех или иных технологий предусматривает решение задачсоответствующего уровня.
Важнейшие технологиисоциальной политики:
Социальноепрогнозирование — научное обоснование суждения осостояниях тех или иных социальных явлений и социальных процессов в будущем, атакже об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Для негохарактерны: относительно высокая интенсивность обратной связи междупрогнозированием и управлением, между прогнозным заключением и решением, целеполаганиеми действием. Социальный прогноз вырабатывается двумя путями:
» поисковыйпуть – определение возможных состояний явления иди процесса в будущем черезэкстраполяцию наблюдаемых тенденций, при сознательном игнорировании решений,способных видоизменить эти тенденции;
» нормативныйпуть- определение альтернативных или оптимальных путей и сроков достижения желательныхсостояний того же явления ил процесса, то есть путей и сроков решения проблемна основе заранее заданных критериев оптимума.
Такая методологиясоциального прогнозирования обеспечивает высокую эффективность разработокпрогнозов, повышая обоснованность целей, планов, программ, организационныхрешений. Социальное прогнозирование не ставит перед собой задач непосредственноговоплощения в жизнь возможных путей достижения определенного уровня развития.
Социальное проектирование– процесссоздания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социальногоявления или социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантових планового развития и с целенаправленным измерением конкретных социальныхинститутов. Это поле творческого освоения социальной действительности, когдаодновременно рассматриваются наряду с наиболее вероятными тенденциями развитиятех или иных социальных явлений и процессов, наименее вероятные, но реальновозможные тенденции. В ходе социального проектирования учитываются внутренниесоциальные ресурсы, которые можно мобилизировать для решения социальныхпроблем.
Социальное планирование– научно обоснованное определение целей, показателей, заданий, сроков, темпов,пропорций развития социальных процессов и основных средств их претворения вжизнь. Объекты социального планирования: общество в целом; каждая из сферобщественной жизни; социальные процессы, происходящие в различных сферахобщества, как в территориальном, так и в функциональном разрезе. При планированиинеобходимо учитывать территориально-административные, национальные игеографические особенности, что влечет рассмотрение региональных особенностейсоциального планирования.
Формированиеорганизационного порядка – системы долговременных, относительно стабильныхцелей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектамисоциального управления. Порядок организационный образует:
1. Формальнуюорганизацию, важнейший признак которой всякого рода фиксация ее элементов, тоесть договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых,технологических, экономических и других норм и зависимостей;
2. Неформальнуюорганизацию, базирующуюся на основе спонтанного взаимодействия, традиций ит.п., принятых в данной среде.
Стратегическое планирование– процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленномпространственно-временном измерении.
Программно-целевоеуправление — решение социальных проблем путем разработки иреализации целевых программ.
Управление персоналом- комплексная социальная технология деятельности, выполняемая на предприятиях,которая способствует наиболее эффективному использованию работников длядостижения производственных и личных целей. Специфические цели управленияперсоналом: обеспечение организации хорошо подготовленным и заинтересованнымиработниками; доведение до сведения работников политики руководства поуправлению персоналом; эффективное использование квалификации, практическогоопыта, мастерства и работоспособности рабочей силы.
Социально-политическоеи социально-психологическое воздействие на гражданское и социальноесамочувствие – воздействие на общественное сознание людей,элементами которого являются их настроения, морально-психологическая ифизическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения,включая отношение к законопорядку, к государственным институтам власти, ктрудовой деятельности.
Использование тех илииных социальных технологий предопределяет эффективность управления социальнойсферой, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организациии всего социального пространства.3. Стратегическоепланирование при разработке социальных программ
В течение многих летсоциальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственногоуправления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения,политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено тем, чтоона ориентирована на технологии социального управления в аспекте реальнойсоциальной политики. Эту политику можно охарактеризовать:
1) какконцепцию и программу действий государства и представляющих его должностных лици юридических лиц, партий, движений, отдельных политических лидеров;
2) каксобственно реализующую комплексную социальную технологию в данном социальномвремени и конкретном территориально-правовом пространстве(административно-территориальном образовании: стране, области, городе и т.д.)
Для реализациисоциальной политики характерно следующее:
» низкая причиннаяобусловленность и выраженная ситуативность;
» вторичностьотносительно экономики и социально-экономических процессов, в силу чего прямаязависимость от финансовых и экономических ресурсов;
» нацеленность наудержание существующей государственной власти, а потому преимущественнаяподдержка устойчивых социальных процессов классов, социальных групп и слоев, откоторых зависит устойчивость власти;
» зависимость отпонимания сути и содержания реальной социальной политики лидерамигосударственной власти и государственными служащими;
» относительнонезначительная динамичность;
» преимущественноеприменение программно-целевого механизма управления социальной сферой,ориентированного на относительно короткие сроки реализации программ.
Основные проблемыосуществления реальной социальной политики состоят в использованиинормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических,организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечениягражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов,смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфержизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.
Для России и отдельныхее регионов, считают многие ученые, должно стать актуальным стратегическоепланирование, то есть процесс выбора целей и решений, необходимых для ихдостижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессеведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.
Для стратегическогопланирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальнаяпрограмма» и «социальная проблема».
Социальная программа-содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решениясоциальных проблем, характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определениемучастников процессов и их ролевых функций.
Социальная проблема — объективно возникающие в процессе функционирования и развития обществапротиворечие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социальногоуправления.
Стратегическоепланирование при разработке социальных программ следует рассматривать какпроцесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор долженориентироваться на отдаленные результаты и осуществляться на основе оценкиструктурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов сучетом интересов субъектов социальной политики. Центральные субъекты –государство и человек. В интересах человека осуществляется эта политика.
Стратегическоепланирование должно осуществляться поэтапно:
1)социальное прогнозирование;
2)социальноепроектирование;
3)социальноепланирование;
4)долгосрочные целевыесоциальные программы.
Социальноепрогнозирование позволяет определить наиболее значимые подходы к социальномупроектированию.
Социальноепроектирование используется как один из методов предплановой деятельности,когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительноразличных социальных явлений и процессов. Социальное проектирование в отличиеот социального планирования, являющегося следующим этапом стратегическогопланирования, в меньшей степени детерминировано. Оно допускаетмноговариантность решений.
Социальноепланирование, предполагающее определение цели, ее количественную и качественнуюхарактеристику применительно к каждому объекту планового воздействия, следуетрассматривать как единство познавательной и общественно-преобразовательнойдеятельности, а так же как возможность видеть специфику в различных сферахобщественной жизни – в экономике, политике, духовной жизни и т.д. социальноепланирование определяет приоритеты, виды, масштабность долгосрочных целевыхсоциальных программ.
Долгосрочная целеваясоциальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целеваяпрограмма- это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее иперспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иныхсоциальных проблем, на основе рационального использованияматериально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программапредусматривает целенаправленное взаимодействие все ее участников, определенныхисполнителями намеченных программных мероприятий.
Конечная цельстратегического планирования — повышение уровня жизни населения и его отдельныхгрупп, показателями чего должны стать динамика прожиточного минимума, соотношениедоходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д.
Стратегическоепланирование при разработке социальных программ должно предлагать социальныйпрогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различныхсоциальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путемпланомерного управления социальными процессами и их модернизации.4. Целевоеуправление и технологии организационного порядка
Одним из важнейшихсредств реализации социальной политики является целевое управление – процесс,состоящий из целенаправленных действий, включая:
• выработку яснойсжатой формулировки целей управления;
• разработкуреалистических планов их достижения;
• систематическийконтроль качества работы и ее результатов, а также воздействие на них;
• принятиекорректирующих мер для достижения результатов.
Управлениеосуществляется воздействием одной компоненты системы (одной подсистемы) –управляющей на другую – управляемую, на протекающие в ней процессы посредствоминформационных сигналов или управленческих действий. Это воздействиеосуществляется по следующим направлениям:
»Целенаправленное управляющее воздействие включает целеполагание (определениецели через средство ее достижения в процессе конкретной деятельности) ицелеосуществление. Такое воздействие бывает внешним, а также самоуправлением.
Определение целиуправления подразумевает формирование образа управленческого взаимодействиясубъекта и объекта управления, его оптимального функционирования и развития. Управлениевсегда целенаправленно как вид специально организованной, целеполагающейдеятельности, что обозначает активное преобразование окружающей среды. Выбор,формирование, обоснование цели – исходные пункты процесса управления.Постановка цели управления имеет исключительно важное значение, так какобуславливает формирование определенного механизма управления, содержание ипринципы, стиль управленческой деятельности, выбор методов, средств и приемовтехнологий управления, набор и расстановку управленческих кадров и т.п.
» Самоорганизациясоциальная – проявление спонтанного, самосовершающегося процесса социальногорегулирования- осуществляется на всех уровнях социальной сферы. Отличительныйее признак – спонтанность, то есть самопроизвольность, отсутствие единогосубъективного начала.
В современных условияхсамоорганизация социальная как особый процесс социального управления все болеесочетается с целенаправленным управляющим воздействием и социальным порядком,которые постоянно расширяют сферу своего контроля в обществе, организациях, поместу жительства людей и т.п. Процессы самоорганизации социальной могут игратькак конструктивную, так и деструктивную роль.
» Порядокорганизационный — создается на основе вышеуказанных компонентов. Данный порядок– система долговременных, относительно стабильных целей, связей т норм,регулирующих социальные отношения, возникающие между их участниками по поводуосуществления их функций.
Различают отношениямежорганизационные и внутриорганизационные, официальные и неофициальные,запланированные и спонтанные и т.д. Они варьируются в зависимости от конкретнойситуации социокультурной среды по степени и характеру формализации, стилюруководства и т.п. порядок организационный образуется из двух источников.Первый источник – продукция «прошлого» управленческого труда, то естьзафиксированные в постоянных элементах организации ранее принятые решения.Второй источник – спонтанное взаимодействие, традиции и т.п. принятия в даннойсфере нормы взаимодействия, служебного поведения, что составляет неформальноесодержание организационного порядка. В единстве с целенаправленным управляющимвоздействием и социальной самоорганизацией организационный порядок образуетмеханизм социального управления.
Для социальной политикивесьма важно решение проблем управления технически и организационныминововведениями, формирования гибких организационных структур, управленческогоконсультирования, проведения деловых игр в процессе обучения специалистов,задействованных в реализации ее технологий.
Необходимо так жеотметить субъектно-объектный характер социальной политики и обусловленную этим специфику,прежде всего этическую сторону всех управленческих действий.5. Социальнаяэкспертиза и социальная диагностика
Для осуществлениясильной социальной политики, ориентированной на общественные ожидания,направленной на интересы России и ее граждан, необходимо активное применение навсех уровнях принятия и контроля исполнение решений социальной экспертизы.
Социальная экспертиза –деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальнымпроблемам, явлениям, процессам, социально-ориентированным планируемым илиосуществляемым решениям – должна проводиться экспертиза по специальным(специалистами) методикам. В связи с этим большое значение приобретаюттребования к личности эксперта.
Социальная экспертиза осуществляетсяна основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, подразумевающихпроцесс получения итогового заключения путем системного анализа информации сцелью принятия решения по проблеме.
Среди важнейшихкомпонент заключения, полученного на основе социального диагноза и экспертногопрогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективногохарактера: надежность, информативность, достоверность. Это заключение должноотражать интересы субъекта социальных решений (полезность).
Надежность заключениявключает определенный выбор составляющих свойств: обоснованность, независимостьзаключения от методов и способов его получения, адекватность задачам,поставленным в ходе экспертизы.
Информативность –комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонентов, входящих в итоговоезаключение, что достигается путем решения установленных экспертом задач поопределенном им проблеме.
Полнота и достоверностьинформации, содержащейся в заключении, определяются в ходе его реализации прирешении соответствующей проблеме.
Полезность определяетсякак заданием, устанавливаемым для эксперта, так и от восприятия и пониманияполученной в заключении информации; характеризуется способностью удовлетворятьтребованиям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использованиемитогового заключения.
Основные методы,используемые в ходе социальной экспертизы:
• диалектический –метод исследования, в процессе которого происходит выявление и осмыслениефактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя объективнойдиалектики самой социальной действительности. Этот метод предопределяетвозможности социального прогнозирования, позволяя обнаружить причины ивзаимосвязи происходящих процессов и явлений, выявить их закономерности,обозначить тенденции;
• аналитический – методисследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явлениеразлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергаетсядетальному изучению;
• синтетический – методисследования, суть которого- в поэтапном изучении процессов и явлений отчастного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.
• специальные — методыисследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей ихспецифику, сферу и способы применения. Это, например, методы статического,структурного, факторного анализов, методы измерений и дифференциаций,моделирования и др.
Социальная экспертиза помере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, преждевсего в аспекте создания института независимой социальной экспертизы,осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев.
Библиографический список
1.Волгин Н.А.Социальная политика.- 4-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 943с.
2. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др.Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Опыт подготовкируководителей на региональном уровне/ В кН.: Социально-трудовая сфера России впереходный период: реалии и перспективы. М., 1996.С. 774-834.
3. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др.Социальные технологии. Москва- Белгород, 1995.
4. Осипов Г.В. и др. Энциклопедическийсловарь. М., 1996.
5.Храпылина Л.П. Социальнаябезопасность. М.: Издательство ЦБНТИ, 2003.-353с.