Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Социология"


Социальная политика как системная социальная технология

Социальная политика как системнаясоциальная технология
 
Оглавление
1.      Социальная политика –основополагающий компонент государственного управления.
2.      Сущность важнейших технологий,применяемых в социальной политике.
3.      Стратегическое планирование приразработке социальных программ.
4.      Целевое управление и технологииорганизационного порядка.
5.      Социальная экспертиза исоциальная диагностика
Библиографический список
1.        Социальнаяполитика – основополагающий компонент государственного управления.
 
Российская Федерация посвоей Конституции – социальное государство, что предполагает: в государственномуправлении социальная политика — один из его важнейших компонент. Поэтомуочевидно, что социальная политика становится масштабной социальной технологией– инструментарием, предназначенным для решения социальных проблем государства иобщества.
Социальная технология– определенный способ достижения общественных целей в социальной сфереобщественных отношений. В прикладном смысле, сущность социальной технологииспособа состоит в пооперационном осуществлении деятельности. Операцииразрабатываются предварительно, сознательно и планомерно. Операция –непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках даннойпроцедуры. Набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот илииной основной процесс (фаза, этап), — процедура реализации социальнойтехнологии.
Социальная технология- комплекс приемов для достижения социально полезных целей, в той или инойстепени соответствующих требованиям социального времени, в том числе:
• обеспеченияблагоприятных условий жизни людей;
• их организованности;
• эффективностивзаимодействия;
• удовлетворениеобщественного интереса.
Появление какой-либосоциальной технологии связано с потребностью крупномасштабного «тиражирования»новых видов деятельности, идей, проектов. Основа технологий осуществлениясоциальной политики – социальное управление в данном контингенте выступает как управлениепроцессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, как средствореализации социальной политики.
Использование тех илииных социальных технологий определяет эффективность социального управления,регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всегосоциального пространства. Социальные технологии определяются в известнойстепени типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных илиреволюционных процессов, активностью или пассивностью социальных субъектов, ихиндивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью квоспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека. Социальныетехнологии опираются на интеграцию достижений в различных сферах (развитиясредств коммуникации, информации, интернационализации научной, культурной,образовательной практики и др.). Кроме того, учитываются спецификанационально-культурного развития населения, региональные особенности образажизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в историческиопределенных социокультурных условиях.
Эффективностьсоциальной технологии определяется конечным социальным результатом, полученнымпри наименьших издержках и в оптимальные сроки. Получение желаемого результатас помощью социальной технологии возможно при соблюдении следующих обязательныхусловий:
— наличие у социальнойтехнологии определенных свойств (привлекательности цели; простоты ееобоснования, гибкости внедрения процедур и операций; экономичности достиженияцели воспроизводства социальной, социально- психологической, организационной,экономической и др. составляющих);
— непротиворечивостьмежду процедурами и операциями конкретной социальной технологии, уровнямикачества их воспроизводства, объектом и субъектом в процессе технологизации;
— наличие всехопределенных признаков технологизации (разделение социального процесса наэтапы, фазы; координация и поэтапность действий; однозначность выполненияопераций и процедур; возможность многократного применения отработанныхстандартов алгоритмов деятельности для решения типов задач социальногоуправления);
— необходимостьсоблюдения ряда условий технологизации: объект технологизации должен обладатьопределенной степенью сложности, должны быть известны особенности его строенияи закономерности его функционирования; процессы технологизации должны быть формализованыи представлены системой операций, процедур; каждая операция должна иметьсистему конкретных показателей (нормативов), диагностических приемов изученияих состояния, управления ими.
Социальная политика неявляется неким механизмом набором технологий, которые самодостаточноиспользуются в том или ином случае. Социальная политика – это сфера интересовразличных социальных групп, а потому социальное управление в аспекте социальнойполитики имеет социально-политический характер. Цель социальной политики –социальное развитие общества на основе социальной справедливости, социальногоравенства, социальной защищенности людей. Эти цели должны стать ориентирами дляформирования и применения технологий социальной политики.
2.        Сущностьважнейших технологий, применяемых в социальной политике
Для государства иобщества характерно как наличие общих целей, так и специфических целей. В связис этим применение тех или иных технологий предусматривает решение задачсоответствующего уровня.
Важнейшие технологиисоциальной политики:
Социальноепрогнозирование — научное обоснование суждения осостояниях тех или иных социальных явлений и социальных процессов в будущем, атакже об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Для негохарактерны: относительно высокая интенсивность обратной связи междупрогнозированием и управлением, между прогнозным заключением и решением, целеполаганиеми действием. Социальный прогноз вырабатывается двумя путями:
» поисковыйпуть – определение возможных состояний явления иди процесса в будущем черезэкстраполяцию наблюдаемых тенденций, при сознательном игнорировании решений,способных видоизменить эти тенденции;
» нормативныйпуть- определение альтернативных или оптимальных путей и сроков достижения желательныхсостояний того же явления ил процесса, то есть путей и сроков решения проблемна основе заранее заданных критериев оптимума.
Такая методологиясоциального прогнозирования обеспечивает высокую эффективность разработокпрогнозов, повышая обоснованность целей, планов, программ, организационныхрешений. Социальное прогнозирование не ставит перед собой задач непосредственноговоплощения в жизнь возможных путей достижения определенного уровня развития.
Социальное проектирование– процесссоздания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социальногоявления или социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантових планового развития и с целенаправленным измерением конкретных   социальныхинститутов. Это поле творческого освоения социальной действительности, когдаодновременно рассматриваются наряду с наиболее вероятными тенденциями развитиятех или иных социальных явлений и процессов, наименее вероятные, но реальновозможные тенденции. В ходе социального проектирования учитываются внутренниесоциальные ресурсы, которые можно мобилизировать для решения социальныхпроблем.
Социальное планирование– научно обоснованное определение целей, показателей, заданий, сроков, темпов,пропорций развития социальных процессов и основных средств их претворения вжизнь. Объекты социального планирования: общество в целом; каждая из сферобщественной жизни; социальные процессы, происходящие в различных сферахобщества, как в территориальном, так и в функциональном разрезе. При планированиинеобходимо учитывать территориально-административные, национальные игеографические особенности, что влечет рассмотрение региональных особенностейсоциального планирования.
Формированиеорганизационного порядка – системы долговременных, относительно стабильныхцелей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектамисоциального управления. Порядок организационный образует:
1.         Формальнуюорганизацию, важнейший признак которой всякого рода фиксация ее элементов, тоесть договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых,технологических, экономических и других норм и зависимостей;
2.         Неформальнуюорганизацию, базирующуюся на основе спонтанного взаимодействия, традиций ит.п., принятых в данной среде.
Стратегическое планирование– процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленномпространственно-временном измерении.
Программно-целевоеуправление — решение социальных проблем путем разработки иреализации целевых программ.
Управление персоналом- комплексная социальная технология деятельности, выполняемая на предприятиях,которая способствует наиболее эффективному использованию работников длядостижения производственных и личных целей. Специфические цели управленияперсоналом: обеспечение организации хорошо подготовленным и заинтересованнымиработниками; доведение до сведения работников политики руководства поуправлению персоналом; эффективное использование квалификации, практическогоопыта, мастерства и работоспособности рабочей силы.
Социально-политическоеи социально-психологическое воздействие на гражданское и социальноесамочувствие – воздействие на общественное сознание людей,элементами которого являются их настроения, морально-психологическая ифизическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения,включая отношение к законопорядку, к государственным институтам власти, ктрудовой деятельности.
Использование тех илииных социальных технологий предопределяет эффективность управления социальнойсферой, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организациии всего социального пространства.3.        Стратегическоепланирование при разработке социальных программ
В течение многих летсоциальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственногоуправления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения,политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено тем, чтоона ориентирована на технологии социального управления в аспекте реальнойсоциальной политики. Эту политику можно охарактеризовать:
1)        какконцепцию и программу действий государства и представляющих его должностных лици юридических лиц, партий, движений, отдельных политических лидеров;
2)        каксобственно реализующую комплексную социальную технологию в данном социальномвремени и конкретном территориально-правовом пространстве(административно-территориальном образовании: стране, области, городе и т.д.)
Для реализациисоциальной политики характерно следующее:
» низкая причиннаяобусловленность и выраженная ситуативность;
» вторичностьотносительно экономики и социально-экономических процессов, в силу чего прямаязависимость от финансовых и экономических ресурсов;
» нацеленность наудержание существующей государственной власти, а потому преимущественнаяподдержка устойчивых социальных процессов классов, социальных групп и слоев, откоторых зависит устойчивость власти;
» зависимость отпонимания сути и содержания реальной социальной политики лидерамигосударственной власти и государственными служащими;
» относительнонезначительная динамичность;
» преимущественноеприменение программно-целевого механизма управления социальной сферой,ориентированного на относительно короткие сроки реализации программ.
Основные проблемыосуществления реальной социальной политики состоят в использованиинормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических,организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечениягражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов,смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфержизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.
Для России и отдельныхее регионов, считают многие ученые, должно стать актуальным стратегическоепланирование, то есть процесс выбора целей и решений, необходимых для ихдостижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессеведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.
Для стратегическогопланирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальнаяпрограмма» и «социальная проблема».
Социальная программа-содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решениясоциальных проблем, характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определениемучастников процессов и их ролевых функций.
Социальная проблема — объективно возникающие в процессе функционирования и развития обществапротиворечие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социальногоуправления.
Стратегическоепланирование при разработке социальных программ следует рассматривать какпроцесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор долженориентироваться на отдаленные результаты и осуществляться на основе оценкиструктурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов сучетом интересов субъектов социальной политики. Центральные субъекты –государство и человек. В интересах человека осуществляется эта политика.
Стратегическоепланирование должно осуществляться поэтапно:
1)социальное прогнозирование;
2)социальноепроектирование;
3)социальноепланирование;
4)долгосрочные целевыесоциальные программы.
Социальноепрогнозирование позволяет определить наиболее значимые подходы к социальномупроектированию.
Социальноепроектирование используется как один из методов предплановой деятельности,когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительноразличных социальных явлений и процессов. Социальное проектирование в отличиеот социального планирования, являющегося следующим этапом стратегическогопланирования, в меньшей степени детерминировано. Оно допускаетмноговариантность решений.
Социальноепланирование, предполагающее определение цели, ее количественную и качественнуюхарактеристику применительно к каждому объекту планового воздействия, следуетрассматривать как единство познавательной и общественно-преобразовательнойдеятельности, а так же как возможность видеть специфику в различных сферахобщественной жизни – в экономике, политике, духовной жизни и т.д. социальноепланирование определяет приоритеты, виды, масштабность долгосрочных целевыхсоциальных программ.
Долгосрочная целеваясоциальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целеваяпрограмма- это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее иперспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иныхсоциальных проблем, на основе рационального использованияматериально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программапредусматривает целенаправленное взаимодействие все ее участников, определенныхисполнителями намеченных программных мероприятий.
Конечная цельстратегического планирования — повышение уровня жизни населения и его отдельныхгрупп, показателями чего должны стать динамика прожиточного минимума, соотношениедоходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д.
Стратегическоепланирование при разработке социальных программ должно предлагать социальныйпрогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различныхсоциальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путемпланомерного управления социальными процессами и их модернизации.4.        Целевоеуправление и технологии организационного порядка
Одним из важнейшихсредств реализации социальной политики является целевое управление – процесс,состоящий из целенаправленных действий, включая:
• выработку яснойсжатой формулировки целей управления;
• разработкуреалистических планов их достижения;
• систематическийконтроль качества работы и ее результатов, а также воздействие на них;
• принятиекорректирующих мер для достижения результатов.
Управлениеосуществляется воздействием одной компоненты системы (одной подсистемы) –управляющей на другую – управляемую, на протекающие в ней процессы посредствоминформационных сигналов или управленческих действий. Это воздействиеосуществляется по следующим направлениям:
»Целенаправленное управляющее воздействие включает целеполагание (определениецели через средство ее достижения в процессе конкретной деятельности) ицелеосуществление. Такое воздействие бывает внешним, а также самоуправлением.
Определение целиуправления подразумевает формирование образа управленческого взаимодействиясубъекта и объекта управления, его оптимального функционирования и развития. Управлениевсегда целенаправленно как вид специально организованной, целеполагающейдеятельности, что обозначает активное преобразование окружающей среды. Выбор,формирование, обоснование цели – исходные пункты процесса управления.Постановка цели управления имеет исключительно важное значение, так какобуславливает формирование определенного механизма управления, содержание ипринципы, стиль управленческой деятельности, выбор методов, средств и приемовтехнологий управления, набор и расстановку управленческих кадров и т.п.
» Самоорганизациясоциальная – проявление спонтанного, самосовершающегося процесса социальногорегулирования- осуществляется на всех уровнях социальной сферы. Отличительныйее признак – спонтанность, то есть самопроизвольность, отсутствие единогосубъективного начала.
В современных условияхсамоорганизация социальная как особый процесс социального управления все болеесочетается с целенаправленным управляющим воздействием и социальным порядком,которые постоянно расширяют сферу своего контроля в обществе, организациях, поместу жительства людей и т.п. Процессы самоорганизации социальной могут игратькак конструктивную, так и деструктивную роль.
» Порядокорганизационный — создается на основе вышеуказанных компонентов. Данный порядок– система долговременных, относительно стабильных целей, связей т норм,регулирующих социальные отношения, возникающие между их участниками по поводуосуществления их функций.
Различают отношениямежорганизационные и внутриорганизационные, официальные и неофициальные,запланированные и спонтанные и т.д. Они варьируются в зависимости от конкретнойситуации социокультурной среды по степени и характеру формализации, стилюруководства и т.п. порядок организационный образуется из двух источников.Первый источник – продукция «прошлого» управленческого труда, то естьзафиксированные в постоянных элементах организации ранее принятые решения.Второй источник – спонтанное взаимодействие, традиции и т.п. принятия в даннойсфере нормы взаимодействия, служебного поведения, что составляет неформальноесодержание организационного порядка. В единстве с целенаправленным управляющимвоздействием и социальной самоорганизацией организационный порядок образуетмеханизм социального управления.
Для социальной политикивесьма важно решение проблем управления технически и организационныминововведениями, формирования гибких организационных структур, управленческогоконсультирования, проведения деловых игр в процессе обучения специалистов,задействованных в реализации ее технологий.
Необходимо так жеотметить субъектно-объектный характер социальной политики и обусловленную этим специфику,прежде всего этическую сторону всех управленческих действий.5.        Социальнаяэкспертиза и социальная диагностика
Для осуществлениясильной социальной политики, ориентированной на общественные ожидания,направленной на интересы России и ее граждан, необходимо активное применение навсех уровнях принятия и контроля исполнение решений социальной экспертизы.
Социальная экспертиза –деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальнымпроблемам, явлениям, процессам, социально-ориентированным планируемым илиосуществляемым решениям – должна проводиться экспертиза по специальным(специалистами) методикам. В связи с этим большое значение приобретаюттребования к личности эксперта.
Социальная экспертиза осуществляетсяна основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, подразумевающихпроцесс получения итогового заключения путем системного анализа информации сцелью принятия решения по проблеме.
Среди важнейшихкомпонент заключения, полученного на основе социального диагноза и экспертногопрогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективногохарактера: надежность, информативность, достоверность. Это заключение должноотражать интересы субъекта социальных решений (полезность).
Надежность заключениявключает определенный выбор составляющих свойств: обоснованность, независимостьзаключения от методов и способов его получения, адекватность задачам,поставленным в ходе экспертизы.
Информативность –комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонентов, входящих в итоговоезаключение, что достигается путем решения установленных экспертом задач поопределенном им проблеме.
Полнота и достоверностьинформации, содержащейся в заключении, определяются в ходе его реализации прирешении соответствующей проблеме.
Полезность определяетсякак заданием, устанавливаемым для эксперта, так и от восприятия и пониманияполученной в заключении информации; характеризуется способностью удовлетворятьтребованиям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использованиемитогового заключения.
Основные методы,используемые в ходе социальной экспертизы:
• диалектический –метод исследования, в процессе которого происходит выявление и осмыслениефактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя объективнойдиалектики самой социальной действительности. Этот метод предопределяетвозможности социального прогнозирования, позволяя обнаружить причины ивзаимосвязи происходящих процессов и явлений, выявить их закономерности,обозначить тенденции;
• аналитический – методисследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явлениеразлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергаетсядетальному изучению;
• синтетический – методисследования, суть которого- в поэтапном изучении процессов и явлений отчастного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.
• специальные — методыисследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей ихспецифику, сферу и способы применения. Это, например, методы статического,структурного, факторного анализов, методы измерений и дифференциаций,моделирования и др.
Социальная экспертиза помере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, преждевсего в аспекте создания института независимой социальной экспертизы,осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев.
Библиографический список
1.Волгин Н.А.Социальная политика.- 4-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 943с.
2. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др.Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Опыт подготовкируководителей на региональном уровне/ В кН.: Социально-трудовая сфера России впереходный период: реалии и перспективы. М., 1996.С. 774-834.
3. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др.Социальные технологии. Москва- Белгород, 1995.
4. Осипов Г.В. и др. Энциклопедическийсловарь. М., 1996.
5.Храпылина Л.П. Социальнаябезопасность. М.: Издательство ЦБНТИ, 2003.-353с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Assassination Of JFK Essay Research Paper
Реферат Инструментарий анализа имиджа предприятия
Реферат Опыт применения критерия Сильвестра в некоторых задачах устойчивости консервативных систем
Реферат Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды
Реферат Cpr Essay Research Paper CPR
Реферат Сущность и задачи кассационного производства в уголовном процессе
Реферат Информационно-энтропийная и физиологическая оценки типов морфофункциональных изменений сердца
Реферат Разговоры богов
Реферат Al89 Модернизация государственного регулирования финансового сектора в процессе глобализации
Реферат Первоначальный феноменалистический анализ Рудольфа Карнапа
Реферат "Тарковский для меня величайший режиссер, который изобрел новый язык, отвечающий природе кино, ибо он передает жизнь как отражение, жизнь как сон"
Реферат Анализ организационной структуры предприятия на примере коммуникационной компании "Группа "КВАДРО-ТЕЛЕКОМ"
Реферат Реклама сутність, цілі, завдання
Реферат Роль формирования связей с общественностью в деятельности ВУЗов
Реферат Marco Polo And His Travels Through Asia