Курсоваяработа
На тему
Социальнаяполитика и социальная работа: место и роль социальной политики в теориисоциальной работе
Содержание
Введение
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования.В последнее время в стране был сделан существенный шаг по путиинституционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений иучреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыминуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальнойзащиты, помощи и социальной поддержки. Особо примечательным является развитиетеории социальной работы, которая на протяжении длительного периода, какизвестно, отставала от непосредственной практики социальной работы.
В условиях быстрыхсоциальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации еедеятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и созданиекачественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретногообщества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальномуфункционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.
В настоящее времясоциальная политика рассматривается как конкретная идеология и практикаформирования и реализации социальных обязательств государства и общества вцелом и отдельных их структур в частности в отношении различных группнаселения.
Поэтому изучение места ироли социальной политики в теории социальной работы является актуальнойпроблемой на сегодняшний день.
Степень разработанностипроблемы. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты правграждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты вобласти философии, социологии, педагогики, истории и других науксосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе,изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции.
Такие исследователи как В.Г.Бочарова,С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова,Н.С.Данакин, В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, П.Д.Павленок, А.М.Панов, А.С.Сорвина, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, Е.Р.Ярская-Смирноваи др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки.
Активно развиваютсяисследования теории, методики и методологии социальной работы, среди которыхведущее место принадлежит публикациям И.А.Григорьевой, Л.Г.Гусляковой, В.М.Капицина, И.К.Ларионова, В.П. Мошняги, В.А.Никитина, В.Г.Попова, Е.И.Холостовой,Т.В.Шипуновой и др.
Российские ученые также обращаютсяк исследованию проблем взаимосвязи социальной политики и теории социальнойработы (труды Н.А.Волгина, В.И.Жукова, В.В.Колкова, И.М.Лавриненко,Е.И.Холостовой и др.).
Однако недостаточноисследовано место и роль социальной политики в теории социальной работы. Отсюдавытекает следующая проблема исследования: социальная политика как наука объективновыходит на первый план в теории социальной работы, т.к. в настоящее времяпредставляет собой формирующийся социальный институт, значимость котороговозрастает как в силу долговременных тенденций развития цивилизованногообщества, так и в результате ситуативных трудностей трансформирующегосяроссийского общества.
Объект исследования:теория социальной работы как система.
Предмет исследования:место и роль социальной политики в системе теории социальной работы.
Цель исследования: обобщениетеоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики и теориисоциальной работы.
Задачи:
Обобщить основныетеоретические аспекты теории социальной работы;
Раскрыть сущность исодержание социальной политики;
Проанализироватьвзаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Теория социальной работыпредставляет собой область знаний о закономерностях организации исовершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект ипредмет, — основополагающие методологические показатели развития научногознания. На данном этапе развития научного знания, отмечает С.И. Григорьев [20; С.17],самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предметисследования, специфические методы научного анализа.
Если теория — это научнообоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами изнаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теориясоциальной работы — это система взглядов по объяснению социальных процессов,явлений, отношений и влияния социальных служб на них.
В широком плане теориясоциальной работы — это система взглядов и представлений по использованию илиобъяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влияниемдеятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.
В более узком,специальном смысле, теория социальной работы — это форма организации научногознания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влияниемдеятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Для теории социальнойработы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В Словаресоциальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы являетсяпроцесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведениясоциальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы каксамостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер инаправленность развития социальных процессов в обществе» [1; С.38].
Социальные явления,процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук:философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект,а лишь определенную его часть, «срез», определенного типа отношения. Предметомисследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, аконкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности,социальной группе.
Объектом исследования втеории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваютсяклиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом — социальные проблемы.Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретноесостояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей иопосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.
Часть специалистов вобласти социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследованиясоциальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияниймеханизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп иличностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальнойсубъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы исредств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях [7; С.18].
Предметом социальнойработы как самостоятельной социальной науки они считают закономерностисодействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новыхэкономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженностижизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации [3; С.17].
Несмотря на различныеформулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условияхсоциальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимсякатегориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения егосоциального самочувствия.
В самом общем видезакономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи междуспециалистами органов социальной защиты населения и различными группами илииндивидами, которые потребляют социальные услуги.
Существенные связисубъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достиженияцелей социальной работы, могут быть выражены закономерностями [9; С.20]:
1. Общаязаинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах ихвзаимодействия.
2. Целостностьвоздействия специалиста социальной работы на клиента.
3. Реализация общихинтересов клиента через частные (хочу стать нужным — посиди со внуком, хочустать знаменитым — напиши статью, книгу, мемуары).
4. Соответствие уровняразвития субъекта и объекта.
5. Закономерностипроявляют себя независимо от воли, желания социального работника.
Закономерности социальнойработы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленностьсовокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальнойситуации.
Одно из центральных меств содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методамвоздействия субъекта на объект.
Принципы социальнойработы — основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы,обусловленные требованиями объективных закономерностей развития ифункционирования социальных процессов, требованиями передовой практики.Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а сдругой стороны, — с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивыеположительные результаты.
Сложность взаимоотношениймежду клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественностьпринципов социальной работы. Их можно объединить в три группы [19; С.29]:
социально-политические;
организационные;
психолого-педагогические.
Социально-политическиепринципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:
1. Государственный подходк задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает [20; С.22]:
умение анализировать ивыявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни иопределять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальнойработы;
увидеть перспективыразвития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения,и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;
борьба с любымипроявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересамличности, семьи, общества.
2. Принцип гуманизма идемократизма социальной работы предполагает признание человека высшейценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условийсвободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работетребует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности имежличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересовотдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость,человечность были бы нормой отношений между людьми.
Принцип гуманизмасоциальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социальногоработника и клиента, их преимущественно неформальным характером.
В отличие от официальныхотношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальныесвязи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основепсихологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.
Демократизмвзаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ееспециалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностейдобиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента вправильности рекомендаций.
Демократизм социальнойработы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм иправил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его вактивный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта,ума, знаний.
3. Важно отметить теснуюсвязь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей.
Жизнь всегда богачетеории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу,возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постояннодолжен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять спецификусоциальной ситуации.
4. Принцип законностиподразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. Вних облекается политика государства.
Организационные принципы.Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле.Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствуетвоплощению в конкретные дела провозглашенных идей:
1.Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленностьсоциального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем иумение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы,переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности;активность самого социального работника [19; С.32].
2. Стимулирование — этопобуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности,заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевогопотенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, чтоисточником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы ипотребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности.
3. Контроль и проверкаисполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб иорганов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализациюгарантированных государством мер по социальной защите различных группнаселения.
4. Единство полномочий иответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкоефункционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях изадачах, о возможностях.
Жизнь убеждает, чтобольшие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву дляпроизвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерностьи полномочий, и ответственности.
Психолого-педагогическиепринципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогическоговоздействия на клиентов [18; С.42]:
1. Комплексный подход,т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблемвсевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условийжизнедеятельности. Данный принцип предполагает:
— учет интересов,потребностей, настроений, характеров, темпераментов;
— учет влияния внешних условий(материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических);
— применение всех средстви методов воздействия на клиента.
2. Дифференцированныйподход — учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу,возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учетаэтого нельзя воздействовать на волю, чувства людей.
3. Принципцеленаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характердействий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективностипредпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.
Специфические принципысоциальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказаниясоциальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охранысоциальных прав, социального реагирования, профилактической направленности,клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов,конфиденциальности, толерантности.
Главной задачей теориисоциальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Какотмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной ОбщественнойОрганизации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первойполовины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытаетсявыработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональнойпомощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностейсоциального обустройства общества и государства [21; С.62].
Социальная работа кактеоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований – сточки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; какобъединяющая знание многих наук, инвариантом которого выступает целостноепостижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки – еезакономерности, принципы и методы и пр. [20; С.39]. Система закономерностей ипринципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивноепреобразование социальной практики характер. Процесс познания любой теории невозможенбез выделения ее базовых категорий – основных понятий, в которых выражаетсяпредмет науки.
Специалисты выделяют тригруппы категорий теории социальной работы [24; С.33]. 1. Категории,заимствованные из других социальных наук: социализация, социальнаядеятельность, социальная субъективность. 2. Категории, преимущественно служащиетеории социальной работы, но также используемые и другими отраслями знания:социальная адаптация, психосоциальная работа, группы социального риска. 3.Собственные категории как ключевые понятия теории социальной работы:благотворительность, клиент социальных служб, трудная жизненная ситуация.Необходимо обратить внимание на взаимосвязь пяти важных категорий, очерчивающихпредметное поле теории социальной работы. Это вытекающие друг из друга понятия:социальное действие, социальное взаимодействие, социальная система, социальныеотношения и объединяющая их категория — социальный процесс.
Другими фундаментальнымипонятиями, составляющими категориальный аппарат данной науки, являютсясоциальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальноеобслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная жизнь,социальная сфера, социальная проблема, социальная деятельность, социальнаяполитика, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб и т.д.
Теория социальной работыреализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций: информационную,позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах;объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи,тенденции становления социальных процессов; эвристическую, благодаря которойформируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняютсяуже известные научные концепции; практическую, позволяющую принимать решения вконкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы,удовлетворяя запросы общества; прогностическую, которая заключается врассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов иобеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы; мировоззренческую,рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системноемышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте ихвзаимосвязей.
Социальная работа как видтеоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания [17; С.180].Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на которомпредпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработкиметодологии и методики изучения практики социальной работы и путей ееоптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки.Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, гдетеоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даютсяответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации иосуществления социальной работы.
В-третьих,социоинженерный уровень, обобщающий разработанные теоретиками нововведения. Онивнедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуяпрогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ееэффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой,структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причемкаждый из них объективно влияет на изменение других компонентов и всей системыв целом.
Необходимо выделитьосновные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых социальнойработой. Они представляют собой направления, по которым теория движется кпониманию сущности актуальных социальных проблем и взаимосвязей внутри еемногогранного объекта.
В социальной работе это [24; С.35]:социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерностями развитиясоциальных систем разного уровня; проблемы феноменологической редукции,конструирования мира социальными субъектами; проблемы оптимизации взаимосвязейтеории социальной работы и других социальных наук – философии, социологии,психологии, социальной педагогики, социальной экологии, социального права,этики и пр.; проблемы группообразования и специфики функционирования малыхгрупп в социальной сфере; проблемы социальных действий и социальных изменений,касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы;коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальнойработы; проблемы социальной стратификации и неравенства всоциально-экономической сфере; проблемы нормы и социальных отклонений,связанные с образом жизни и поведением людей в обществе; проблемы социальногориска в жизнедеятельности общественных субъектов; проблемы оказаниямногоуровневой социальной помощи клиентам социальных служб; проблемысоциального контроля как функции социальной работы; социокультурные проблемы,связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере;проблемы профессиональной деятельности в системе социальной работы, еемотивации и эффективности; проблемы социального образования и спецификипроцесса обучения социальной работе; проблемы управления системой социальнойработы, формирования и реализации эффективной социальной политики; проблемы,связанные с организацией негосударственных и непрофессиональных форм социальнойпомощи – благотворительности, спонсорства, меценатства, социальной помощиобщественных и религиозных организаций и пр. Кроме общетеоретических проблем наоснове выделения приоритетных проблем социальной сферы можно выявить конкретныепроблемные поля, требующие первоочередного внимания российских исследователейсоциальной работы.
Это формирование условийдля обеспечения успешного взаимодействия человека с окружающей средой; развитиепрофилактической социальной деятельности в различных подсистемах социальнойсферы; обеспечение на научно-обоснованном уровне минимальных стандартовжизнедеятельности человека; сокращение социальных издержек рыночной экономики винтересах наиболее уязвимых слоев населения; актуализация человеческогопотенциала и помощь субъектам в самореализации; концептуальный статус теориисоциальной работы; обеспечение высокого качества социального образования и др.
Многообразие и сложностьпроблем теории социальной работы позволяют определить ее место среди другихнаук, изучающих взаимоотношения человека и общества. Специалисты подчеркивают,что теория носит междисциплинарный и интегративный характер [16; С.22].Применение интегрального подхода к исследованию этих научных проблем позволяетпоместить теорию социальной работы в центр социальных наук с точки зрениякритерия оптимизации жизнедеятельности человека, возможной вследствиеинициирования его жизненных сил и при помощи и поддержке социального работника.В данном ракурсе внимание науки сосредоточено на приобретении личностьюсоциального благополучия, преодолении трудностей и улучшении социальногосамочувствия как цели и результате практической деятельности в социальнойработе.
Поиск эффективностисоциальной работы в решении социальных проблем заставляет вновь обратиться кконцепции социальных изменений как к основной теоретической парадигме в ееобласти. Изучение изменений с помощью синтеза разнообразных наук о человекеприводит к реализации триединой задачи – нахождению путей гармонизациивзаимодействий личности и окружающей среды; становлению оптимальных отношениймежду людьми в обществе и группе; изменению ситуации самого клиента в жизненноммире на основе стимулирования его социального и личностного потенциала.
Выводы по первой главе:
Социальная работа кактеоретическая деятельность раскрывает свой объект познания и анализируетзакономерности развития специфических процессов социальной сферы, связанных соптимизацией жизнедеятельности в ней людей. Это позволяет практическойсоциальной работе результативно функционировать на любом ее уровне.
Исследуя социальныеявления, процессы и отношения, теория социальной работы по своему объектуотносится к общественным наукам, но связана с экологией, психологией,медициной, педагогикой – поэтому носит междисциплинарный характер.
Объектом теориисоциальной работы признаются социальные отношения между ее субъектами иобъектами, связанные с оптимизацией их функционирования всоциально-экологической сфере.
Предметом теориисоциальной работы выступают социальные процессы, обусловливающие оптимизациюжизнедеятельности и взаимоотношений людей и окружающей ихсоциально-экологической среды в системе практики социальной работы.
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Социальная политикатрактуется как неотъемлемая функция цивилизованного государства имодернизированного общества.
Социальная политикапредставляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ееважнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы,которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлениюразвитием социальной сферы и определению приоритетных направлений еесовершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие«уровень жизни» характеризует структуру потребностей человека и возможности ихудовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социальногообеспечения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов,поступающих из государственных источников и пр. [15; С27].
Государство в лицесоответствующих органов управления на федеральном и региональном уровнях наоснове действия принципа социальных гарантий несет ответственность за ростуровня жизни и социальное обустройство граждан [23; С.32].
Следовательно, социальнаяполитика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальнымиинститутами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людейпредставлениями о необходимом уровне их социальной обеспеченности. В сферусоциальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальныхи социальных условий воспроизводства населения.
Она нацелена наограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источникамисуществования, поддержание социального здоровья и т.д. Соответственно,результатом эффективной социальной политики является обеспечение более полныхвозможностей для удовлетворения потребностей членов общества, сохранение егостабильности, развитие системы социального страхования, активизация факторов,стимулирующих высокопроизводительный труд, дальнейшее развитие системысоциального обслуживания, стимуляция занятости, формирование установки насоциальную ответственность членов общества за свое социальное благополучие ипр.
Существует целый рядопределений социальной политики, причем широкие из них относят к социальнойполитике все, что способствует достижению целей общества, узкое же пониманиесводит это явление только к поддержке социально слабых категорий населения.
Среди отечественныхавторов можно выделить как наиболее полную точку зрения П.Д.Павленка [11; С.116],по мнению которого социальная политика государства — это определенная ориентацияи система мер по оптимизации социального развития общества, отношений междусоциальными и другими группами, создание тех или иных условий дляудовлетворения жизненных потребностей их представителей. Это широкоеопределение охватывает все содержание социальной деятельности общества, однакоисследователь включает в это определение также механизмы целеполагания исоциального контроля.
Е.И. Холостова даетследующее определение социальной политики: «социальная политика – этосовокупность идеологических представлений общества и государства о целяхсоциального развития и деятельность по достижению социальных показателей,отвечающих этим целям» [23; С.112].
Можно выделить пять группподходов к пониманию социальной политики в современной науке. Во-первых,социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всегообщества, следовательно, с этой точки зрения она направлена на достижение еговажнейших целей. Во-вторых, социальная политика рассматривается как политикастабилизации социально-трудовой сферы общества – в данном случае она направленана регламентирование отношений труда и капитала.
В-третьих, социальнаяполитика может быть рассмотрена как деятельность, ориентированная на социальныенизы – деклассированные элементы, маргинальные группы и т.п. с тем, чтобыоградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственнойпомощи и общественной благотворительности.
В-четвертых, социальнуюполитику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социальногонеравенства через систему государственных и общественных перераспределительныхмероприятий. Цель социальной политики в данном подходе – удержатьдифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путемсоответствующей налоговой политики.
В-пятых, социальная политикарассматривается с точки зрения базовых ценностей современного гражданскогообщества и социального государства – соответственно, ее целями признаетсядостижение справедливости и социального партнерства. В отечественной науке ипрактике превалирует последний из теоретических подходов к пониманию сущностисоциальной политики.
Согласно КонституцииРоссийской Федерации, теоретическую и правовую основу ее социальной политикисоставляет концепция социального государства. В седьмой статье Основного законастраны Россия определена как социальное государство, политика которогонаправлена на создание условий достойной жизни для всех граждан и свободногоразвития человека.
Социальное государствовыступает как одна из систем социальных отношений, позволяющих обществу достичьсоциальной гармонии. Социальное государство – особый тип высокоразвитогогосударства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенностивсех граждан посредством активной деятельности по регулированию социальной иэкономической сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальнойсправедливости и солидарности [4; С.48].
Понятие «социальноегосударство» было впервые введено в середине XIX в. Л. фон Штейном. Основнаяидея концепции социального государства — солидарность как общественное благо.Институционализация социального государства произошла после II мировой войны,когда это понятие было последовательно включено в конституции ФРГ, Франции,Испании, Швеции и других стран [8; С.11].
К концепции социальногогосударства близки концепции «общества всеобщего благоденствия» и «государствасоциального благосостояния» Л.Бьюкенена, Д.Крефта, И.Миленца и др. Их авторыдоказывали способность государства эффективно бороться с нищетой и социальнымнеравенством, что осуществляется путем его компетентного вмешательства всоциально-экономические процессы в соответствии с существующимзаконодательством. При этом процесс формировании мощной системы социальногообеспечения осуществляется на основе двух принципов – учета нуждаемости и трудовоговклада.
Модель социальногогосударства представлена тремя уровнями: на макроуровне она воплощается всоциальной политике; на мезоуровне осуществляются социальные программы местногосамоуправления; на микроуровнепринципы социального государства
Основнымихарактеристиками социального государства являются демократическая формаправления, правительственные субсидии на обеспечение благосостояния населения,коллективные гарантии социальной поддержки, защита рыночной системыхозяйствования, всеобщность здравоохранения, полная занятость трудоспособногонаселения, значительная доля расходов работодателей на социальное обеспечение,развитая система пенсий, пособий и т.п. [2; С.29].
В процессе формированияэтих характеристик основные меры постепенно переносятся с контролирующих иограничительных на профилактические и социально-педагогические.
Социальное государствообеспечивает необходимый минимум лишь для лиц, не имеющих заработка и другихдоходов. Оно призвано гарантировать набор услуг в соответствии с прожиточнымминимумом, создать равенство стартовых возможностей бюджетными средствами.Одновременно большинство граждан сами создают необходимый фонд социальногообеспечения через систему социального, медицинского страхования, прогрессивноеналогообложение. Таким образом, путем частичного перераспределения доходов впользу малоимущих категорий населения реализуется принцип социальнойсолидарности.
Зарождается социальноегосударство не спонтанно, а на основе целенаправленной политики. В гражданскомобществе существует многосторонняя договоренность людей по вопросам достиженияих прав и интересов; наличие развитой системы экономического и иногозаконодательства; адресная социальная защита населения через гарантированнуюсистему выплат; солидарные отношения на основе партнерских отношений граждан игосударства; широкое финансирование социальных программ [5; С.5]. Это лишьнекоторые предпосылки его возникновения.
Для эффективногофункционирования социального государства количество государственных расходов насоциальную сферу должно определяться объективными потребностями общества,остротой его проблем, а меры социальной помощи, при широком спектре ее форм,должны носить адресный характер.
Для социальной политикиРоссии это означает активную роль государства в экономике, социальный контроль,создание эффективной системы социальной защиты, соблюдение прав человека, т.е.усиление социальной ориентированности государства, важным показателем которойявляются объем и характер финансирования с помощью различного инструментария ипри широком круге лиц, пользующихся благами социальной защиты, все этиразновидности социальной политики призваны решить проблемы обеспеченияэкономической жизни, охраны частной собственности, взаимоотношений ссоциальными низами.
По мнению большинстваисследователей, в современной России реализуется либеральный тип социальнойполитики, когда государство регулирует рынок, распределяет общественные блага,доступ к которым постепенно расширяется, и несет основные издержки, делая выборпри оказании помощи в пользу наиболее нуждающихся [11; С.32]. Этот вариантхарактеризуется высокой степенью социально-экономической стратификации приминимальном обеспечении социальных льгот.
Одновременно субъекты всфере бизнеса пользуются услугами государства – гаранта социальной политики, агражданское общество, при умеренных издержках, имеет доступ к благам социальнойзащиты.
Можно выделить двеосновные особенности российской социальной политики. Прежде всего, онарассматривается как политика государства, вследствие чего гражданское обществоне может выступать в качестве ее полноправного субъекта. Взаимодействиегосударства, субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов и населения в рамкахсоциальной политики состоит в следующем. Государство на базе федеральногозаконодательства и федеральных программ, государственного бюджета игосударственных социально-страховых фондов, определяет и обеспечивает единыеминимальные социальные стандарты, контролирует реализацию установленныхсоциальных гарантий и определяет генеральное направление развития социальнойполитики [13; С.41].
Динамика преобразованийроссийской социальной политики на протяжении последних десяти лет в условияхпереходного периода была достаточно интенсивной. Можно сказать, что мы сейчасимеем дело совсем с другим государством, другой социальной политикой, другимиинститутами, ее обеспечивающими. Что до реципиентов государственной поддержки,то и среди них произошли значительные изменения.
В условиях нашей страны,отмечают некоторые авторы [14; С.37] функционирование института социальнойполитики в значительной мере зависит от регионального фактора, от особенностейтех территорий, на которых она осуществляется. Эта специфика обусловливаетсяприродно-климатическими условиями, объемом социально-экономических ресурсов, национально-культурнымитрадициями, менталитетом населения региона, и находит выражение в особенностяхгосударственно-управленческого устройства в данном субъекте Федерации, отличияхв организационной и законотворческой деятельности, большем или меньшем принятииосновных идеологических концепций современного социального государства.
Социальная политика можетрассматриваться как институт не только общегосударственного, но также ирегионального масштаба, а процессы институционализации социальной политики протекаютв субъектах Федерации неравномерно, демонстрируя значительные территориальныеразличия.
Субъекты Федерации наоснове регионального бюджета, организуют реализацию федеральной социальнойполитики с учетом особенностей ее проведения на местах и разрабатываютсобственные социальные программы, направленные на создание условий повышенияжизненных шансов людей.
Предприятия и корпорациина основе собственных финансовых средств участвуют в реализации государственныхсоциальных программ на региональном и муниципальном уровнях и предлагаютразличные виды корпоративных социальных программ и дополнительных социальныхгарантий работающим.
Население, опираясь нафинансовые средства домохозяйств и личностную мотивацию граждан, принимаетучастие в реализации социальных программ или же блокирует их продвижение [4; С.49].Другой особенностью является то, что социальная политика в России трактуется некак политика поддержки всех граждан, а как область деятельности, направленнаяпреимущественно на социально уязвимые слои населения.
Такой подход исключаетзначительную часть граждан страны из объектной сферы социальной политики, приэтом они не приобретают достаточных оснований для превращения из объектов всубъекты этой деятельности. В современном российском обществе высока степеньсоциального неравенства, вследствие чего поляризуются позиции «сильных» и«слабых» социальных слоев в экономическом, социальном и культурномпространстве.
Однако реалии современнойсоциальной политики, проявившиеся, в частности, в принятии федерального закона№ 122-ФЗ от 22.08.2004 г., известного как «Закон о монетизации льгот»,свидетельствуют о свертывании программ социального обеспечения населениявследствие дисбаланса между индивидуальными и коллективными ожиданиями граждани недостаточностью ресурсов государства [14; С.56].
Данным законом полномочияфедеральных органов государственной власти по оказанию государственной помощинаселению и социального обслуживания были ограничены и переданы на уровеньсубъектов Российской Федерации. Соответственно, доступность льгот длясоциального большинства в связи с серьезными социально-экономическимипроблемами во многих регионах значительно снизилась.
Меры помощи частоограничиваются предоставлением социальных пособий и некоторых льгот лишьнаименее обеспеченным гражданам [11; С.59]. Федеральные органы государственнойвласти, согласно указанному закону, выполняют лишь методические икоординационные функции. Вместо программы формирования социальных отношений иконструирования общества в интересах людей социальная политика в России всебольше превращается в набор экстренных мероприятий, проведение которых вбольшинстве случаев запаздывает.
Таким образом, в процессесоциальных изменений акценты в России переносятся с политики социальногогосударства на субсидиарность социальной политики, которая строится на принципесамообеспечения граждан, строгом дозировании различных видов помощи, с тем,чтобы не способствовать злоупотреблениям услугами государства и общественныхорганизаций там, где возможна самопомощь, поддержка человека семьей и ближайшимсоциальным окружением.
Соответственно, растетзначение личного потенциала человека, его стремления действовать в изменяющемсяобществе во благо себе и своих близких. Однако умение адаптироваться к быстрымсоциальным изменениям у большинства российских граждан пока не сформировалось.
Учет интересов ипотребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных группнаселения – это сложный, несвободный от противоречий процесс. И чем глубжеизучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия ивозможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачахсоциальной политики, а, следовательно, и успешнее решаются [12; С.47].
В целом, принято считать,что социальная политика — это система мер, осуществляемых государством,общественными организациями, местным самоуправлением и предприятиями поширокому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием, а также сампроцесс принятия решений.
Довольно часто эти меры,процесс их выработки и реализации рассматривают как политическую деятельность,оказывающую влияние на благополучие граждан.
Вывод по второй главе.
Социальная политикапонимается и как целенаправленная деятельность государства по перераспределениюресурсов среди граждан с целью достижения благополучия.
В современномотечественном контексте проблемы социальной политики имеют свою постсоветскуюспецифику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства вразличных секторах общественной жизни, а также наследием социалистическихпринципов управления экономикой и культурой.
К социальной политикеотносятся жизненный уровень, благосостояние, доходы населения; сфера труда итрудовых отношений, проблемы занятости населения; социальная защитамалообеспеченных и нетрудоспособных групп населения; экологическая политика;
отдельные направленияразвития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки,культуры, физической культуры и спорта;
современнаяинфраструктура, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовоеобслуживание; миграционная политика, а также политика в отношении отдельныхадресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения.
Глава 3. Взаимосвязьсоциальной политики и социальной работы
В социальной политикеможно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих элементанаучно-познавательный и практически-организационный.
Научно-познавательныйэлемент – выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществепотребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результати оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровеньобщественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различныхслоев населения. Весь этот аналитический материал дает возможность органамгосударственного управления выработать концепцию социальной политики,сформулировать ее главные задачи и направления [15; С. 84].
Практически-организационныйэлемент – связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений,стратегических задач социальной политики. И здесь большое значение приобретаетразносторонняя организаторская деятельность органов государственного управлениясистемой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальнойполитики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальнаяполитика государства, созвучная с интересами народа, составляет важнейшуюоснову содержания социальной работы, обеспечивая ей целеустремленность, аорганизаторам уверенность в практических шагах.
Организаторская работа –это распорядительная деятельность управленческих органов по рациональномуразделению труда при решении поставленной задачи, по оптимальному использованиюсил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременноговыполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политикиявляется организационным уровнем социальной работы и включает в себя: глубокоеуяснение, вытекающих из содержания социальной политики, задач и всестороннийанализ и оценку условий для их решения; подбор и расстановку кадров, созданиеили изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий иответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; разъяснениесмысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач,способов стимулирования труда; координацию усилий и действий структурныхподразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности ихдеятельности; проведение хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценкудеятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов дляпоследующей деятельности [15; С.85].
Научно-познавательнаясторона, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальнойполитики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ееинфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы вэтом направлении, а следовательно, выполняет важную методологическую функцию вотношении социальной работы в обществе.
В то же времяметодологическая функция научно-познавательного компонента социальной политикине означает односторонности ее воздействия на характер и содержаниеорганизаторской и социальной работы в обществе.
Социальная работа с ееразветвленной структурой органов управления в различных регионах общества иобширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное иактивное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратнойинформационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себяпрактически-организационный аспект социальной политики государства, онаобеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектикавзаимодействия социальной политики и социальной работы.
Социальная работапредставляет собой форму, способ социальной политики. С другой стороны,социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единствосоциальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества.Социальная работа по своему содержанию объемней социальной политики,динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большуюустойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы [23;С. 182].
Цель социальной политики- это регулирование и согласование интересов для устойчивого исбалансированного развития общества, то есть достижение социального мира илиобщественного согласия. Подчеркиваем это, так как согласование интересов, снашей точки зрения, является гораздо более важной целью, чем интересы любой,самой почтенной или самой перспективной, социально-возрастной группы.
Поскольку большинствоисследователей сегодня соглашаются, что социальная политика (уровеньцелеполагания) определяет новую область социальной теории и практики,социальную работу и её характер (технологический уровень), то нельзя неотметить, что оба приведенных определения социальной политики говорят о некихинтегративных нуждах общества, а не о помощи каким-либо социальным группам.Нельзя обойти вниманием то, что такое понимание социальной политики исоциальной работы имеется как в научной литературе, так и в общественноммнении.
Так, Австрийская академиясоциальной работы отмечает, что «в каждом обществе могут встречаться нужды иконфликты, которые люди не могут самостоятельно преодолеть. Социальные проблемыобуславливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этойсвязи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Однойиз специфических форм такого предложения является социальная работа» [8; С.22].
Такое понимание позволяетобозначить основную функцию социальной работы как «компенсирующую»(дефицитную). И.А.Григорьева считает [3; С.37], что компенсирующая функция естьодна из возможных проекций социальной интеграции, поэтому определениеАвстрийской академии вовсе не противоречит, а как бы входит в более широкиепредшествующие определения. С другой стороны, «компенсирующее» понимание делаетсоциальную политику и социальную работу «маргинальными» социологическими дисциплинаминаселения, или «население группы риска». Остается непонятным, какая наука илитеория занимается развитием «нормальных» групп населения.
В духе восстановительно-нормализационногоподхода, который явно занимает лидирующие позиции, начиная с 1970-х годов,предпочтительнее кажется интегративный подход. Кроме того, интегративноепонимание социальной политики делает акцент на двух принципах: профилактике социальныхрисков и активизации человеческих ресурсов. Подчеркнем, что важность помощижертвам социальных рисков этим не отрицается, но «во главу угла» ставится ихпрофилактика, равно как и участие клиента в решении собственных проблем.
Выделение«компенсирующего» и «интегрирующего» понимания социальной работы близко посмыслу к сложившемуся в англоязычной литературе разделению на резидуальную иинституциональную системы социальной политики (а также системы социальной защитыили социального обеспечения, так как эти понятия большинство авторов считаеточень близкими) [2; С.38].
Резидуальную иинституциональную системы можно описать следующим образом.
Резидуальная система — проблемыиндивидов, групп и населения решается благодаря участию семьи, родственников исоседей обращение за помощью в государственные службы считается «аномальным»помощь оказывается после проверки обстоятельств и степени неспособности решитьпроблему самостоятельно помощь временная и минимальная получение помощиунижает, связано с потерей социального статуса.
Институциональная система- проблемы решаются в соответствии с установленными законами, нормами иправилами такое обращение считается «нормальным» помощь носит по возможностипревентивный, профилактический характер помощь, адекватная проблеме ипотребностям помощь носит универсальный характер, каждый может ее получить, нетеряя самоуважения.
Из этого сравнениязаметно, что резидуальная социальная политика может нести дезинтеграционный«заряд», что видно на примере США и Германии, хотя США строят социальнуюполитику на либеральных принципах, а Германия — на консервативных (страховых).Универсальная возможность получения помощи обеспечивает институциональнойсистеме солидарно-интегрирующий характер.
Поэтому в США в последнеедесятилетие предпринята попытка смены стратегии социальной политики в масштабахгосударства. Был намечен переход от welfare (благосостояния на основе пособий)к workfare (благосостоянию на основе занятости), когда получение пособийозначало определенные обязательства в плане занятости (может быть, вобщественном секторе) или отработок пособий [25; С.129].
Первые законы об отработкепособий были приняты еще в 1984 году и их применение показало, что отработкиснижают степень зависимости и стимулируют поиски работы. Конечно, эффективностьданной «революции» в социальной политике зависит от макроэкономическихфакторов, от наличия рабочих мест на рынке труда. Но даже если приходитсядовольствоваться общественными работами (как в данный момент, когда в СШАэкономический спад) «возвратность» пособий через отработки способствуетснижению социального иждивенчества.
Важным аспектомобновления социальной политики в современной России является тот факт, чтоздесь возникла и развивается социальная работа как профессиональная практика,требующая подготовки в рамках высшего образования, как научная и учебнаядисциплина. Ее утверждение сопровождается серьезной конкуренцией засимволические и материальные ресурсы, но сам факт такой конкуренции действуетположительно на укрепление профессиональной идентичности. И хотя социальнаяработа все в большей степени признается и распознается как агент решения социальныхпроблем, все еще налицо недостаток символический системы образов новойпрофессии. В самой практике социальной работы — будь то в социальных службах, школахили интернатах — модель рефлексивной практики пока еще лишь начинаетпрокладывать себе дорогу среди моделей профессионализма [13; С.67].
Очень важным факторомразвития государственной социальной службы является расширение практикивзаимодействия с местным сообществом, привлечение волонтеров, общественных организаций,сотрудничество и обмен опытом с неправительственными сервисами, участие ванализе собственной профессиональной деятельности, обсуждение новых подходов ксоциальным проблемам, построение партнерских отношений с клиентами.
Развиваются и постепенностановятся реальностью альтернативные формы и программы социальной политики вРоссии. Здесь имеется в виду и многообразие негосударственных социальныхсервисов, групп защиты прав, организаций самопомощи, а также локализациясоциальной политики, усиление роли местных органов самоуправления, группбизнеса.
Практические шаги идействия в области социальной работы складываются из совокупности усилийотдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальнымичертами, качествами. Как социальная практика социальная работа не являетсяпростой суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное, цельное системноеобразование, проявляющее себя на ином уровне, чем персональная практикасоциального работника. Благодаря органичному сочетанию системности ииндивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет,расцвечивает социальную политику государства, обогащая обществогуманистическими, духовно-нравственными ценностями.
Как показывает опыт,успех в социальной работе в решающей степени зависит от социальнойориентированности кадров – это обобщающий показатель, характеризующий слитностьсоциально-политического мышления с навыками непосредственного, практическогоуправления социальными процессами на всех уровнях – от федерального до трудовыхколлективов. Она предполагает, что работники органов государственногоуправления проникнуты высоким чувством ответственности за реализацию социальнойполитики государства, за утверждение принципа социальной справедливости вобщественной жизни [25; С.130].
Кроме того, важнейшейстороной социальной ориентированности кадров является понимание иминеобходимости решительного поворота к интересам и потребностям человека, кразвитию социальной сферы, ее инфраструктуры.
Социальнаяориентированность является профессиональным качеством социального работника,она вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения иразвития теоретических положений на практике, в конкретных жизненныхобстоятельствах и предполагает: широкий социально-политический кругозор исоциальную направленность мышления как сущностной характеристики ихполитической культуры; навыки социально-политического анализа ситуации и умениена его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных средствреализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различнымикатегориями населения; умение прогнозировать и предвидеть варианты развитиясоциальных процессов и учитывать их в практической деятельности;коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие иактивизировать внутренние резервы физического, интеллектуального,психологического и нравственного потенциала человека.
Муниципальные власти,получив в свое распоряжение ведомственные социальные сервисы — жилье,дошкольные, медицинские, образовательные учреждения, значительно расширили своевлияние на местные процессы. Не всегда деятельность общественных организацийназывается социальной работой, так как, во-первых, в сознании многих социальнаяработа воспринимается исключительно как забота государства и муниципальныхсервисов, а во-вторых, ввиду отсутствия такой традиции в России произошлонекоторое смещение понятий [6; С.74].
Дело в том, чтосоциальные работники у многих специалистов, даже занятых в социальной сфере, вгосударственных и негосударственных организациях, ассоциируются с доставкой надом продуктов, простейшими операциями по уходу за пожилыми людьми. В идеальномвиде социальная работа как профессиональная, основанная на теоретическихзнаниях и освоенных навыках, помощь людям в чистом виде практически несуществует в современной России, хотя профессионализм сотрудников служб растетблагодаря накапливаемому практическому опыту, участию в семинарах иконференциях.
Рост региональныхсоциальных программ, к сожалению, сильно ограничен скудостью областных имуниципальных бюджетов, недостаточным развитием законодательной базы инедостатком профессиональных акторов — социальных работников, экономистов,журналистов, социальных менеджеров, администраторов, экспертов по управлению.Совершенствование высшего образования в указанных областях позволяет надеяться,что эти трудности будут преодолены.
В негосударственныхслужбах, особенно тех, которые имеют грантовое финансирование и разветвленнуюсеть контактов с аналогичными российскими и международными организациями,проблема профессионализма работников решается весьма эффективно в силунебольшого размера организации, низкой текучести кадров, успешной практикипривлечения волонтеров, открытости интеллектуальным дебатам и высокойзаинтересованности в повышении квалификации. Проблемы равенства, партнерства, правчеловека, ненасилия, но и дискриминации прочно входят в риторику и повседневнуюдеятельность кризисных центров, которые, в отличие от муниципальных игосударственных служб, испытывают трудности из-за отсутствия стабильнойбюджетной поддержки со стороны государства [12; С.55].
Важнейшим отличием любогороссийского неправительственного сервиса от западноевропейского является то,что за рубежом все эти организации имеют не менее 50% финансирования отместного или государственного бюджета. Для отечественных негосударственныхорганизаций такая поддержка была бы не просто привилегией, а необходимымусловием выживания и эффективной работы.
Женщины представляютсегодня основной кадровый резерв как государственных, так и негосударственныхсервисных организаций, школ и интернатов, составляя подавляющее большинстворядовых работников и лишь слегка уступая места мужчинам на уровне среднегоменеджмента и директората учреждений. Аналогичная ситуация в аппаратечиновников, где в числе руководителей социальной сферы муниципального иобластного ровня преобладают мужчины, а позиции рядовых клерков и начальников отделовв основном занимают женщины.
Определенно заметнытенденции гуманизации государственных сервисов. Компетенция работников этихсервисов постепенно расширяется не только в сфере практических методов социальнойпомощи и уровня юридической грамотности, но и по вопросам прав человека.Происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное имедико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства.
Дома-интернаты дляпрестарелых также подвергаются трансформации, но в условиях неадекватногофинансирования трудно ожидать, что философия этих учреждений в ближайшембудущем трансформируется от «содержания престарелых» к «сообществу пенсионеров»(по аналогии с retirement community в США). Здесь важно задействоватьмеханизмы, которые поощряли бы самоуправление и активность пожилых людей вразвитии такого сообщества, а также социальную ответственность и социальноеучастие бизнеса, в частности тендеры социальных проектов, кроме того, важно возродитьволонтерское участие школьников в социальной помощи. Нуждается в оптимизации нетолько межведомственное и межсекторное взаимодействие, но и сотрудничество дажев рамках одного ведомства, например, в системе реабилитации детей-инвалидов [8; С.55].
В целом, определение инвалидностина уровне областного управления и в практике учреждений постепенно меняется отиндивидуально-патологической, медикалистской модели к социальной, и хотя наэтом пути еще многое предстоит сделать, здесь достигнут значимый прогресс посравнению с серединой 1990-х годов.
Сегодня естьсвидетельства того, что социальные сервисы постепенно приобретают новое видениесвоей миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересахклиентов, знание и следование международным регламентам прав человека,признание мировых стандартов качества обслуживания. Практика социальной работыв России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальнойсправедливости.
Системы мероприятий,разрабатываемые с целью реализации концептуальных программных документов,создаются на основе утвержденного бюджета области, который слабо учитываетприоритеты социальной сферы, тем самым возникает зазор между риторикой ипрактикой воплощения социальной политики уже на уровне планирования.Репрессивный подход, который настойчиво воспроизводится в ряде направленийсоциальной политики (например, в аспектах профилактики наркозависимости, ВИЧ-инфекции,СПИДа) вносит вклад в криминализацию и медикализацию социальных проблем.
Выводы по третьей главе:
Социальная политика исоциальная работа тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектическийхарактер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности иявления.
Важным аспектомобновления социальной политики в современной России является тот факт, чтоздесь возникла и развивается социальная работа как профессиональная практика,требующая подготовки в рамках высшего образования, как научная и учебнаядисциплина
Главным фактором,способствующим защите интересов человека, его прав и свобод, являетсясоциальная политика государства. Главная задача социальной политики состоит вгармонизации общественных отношений путем выработки и реализацииорганизационно-экономических, научно-технических и нравственно правовыхаспектов их регулирования.
Заключение
Сегодня уже не вызываетсомнения тезис о том, что социальная работа является и важнейшим инструментомсоциальной политики, и индикатором ее эффективности.
Социальная работа,рассматриваемая как профессиональная деятельность, не только помогает человеку,оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, но и преследует главную цель —гармонизацию социальных отношений в обществе. С одной стороны, специалисты посоциальной работе выявляют нуждающихся в помощи и, применяя различные методики,помогают им адаптироваться в социуме, с другой — социальная работа ведется вразличных учреждениях социального обслуживания населения, которые интенсивноразвиваются во всех регионах России и в основном являются тем местом, гдепроисходит реализация социальной политики и определяется ее эффективность.
Социальная работанаходится в диалектической взаимосвязи с социальной политикой государства. Оназависит от экономических, политических, духовных процессов в обществе,исследование которых составляет методологическую основу концепции социальнойработы и представляет несомненный интерес для социальной практики.
В специальной литературек закономерностям социальной работы относят взаимосвязь социальной политикигосударства и содержания социальной работы в обществе, а также — взаимосвязьмежду целями социального развития и уровнем развития социальной работы.
Однако умение адаптироватьсяк быстрым социальным изменениям у большинства российских граждан пока несформировалось. В связи со «старением» социума, развитием социальной апатии участи населения все большее количество людей перестает участвовать в жизниобщества. Современные специалисты считают противоречие между формирующейсяустановкой на личную ответственность за свое благосостояние и слабой социальнойпозицией большинства граждан, нуждающихся в государственном социальномобеспечении, главным противоречием современной социальной политики.
Необходимо построение ееновой, целостной концепции, сочетающей в себе конструктивную и защитительнуюфункции: создание возможностей для реализации способностей граждан, дляпроявления их социальной активности – и доступность основных жизненных благ длябольшинства населения, с гарантией необходимого уровня социальной защиты.
Формы реализациисоциальной политики должны включать как поддержание минимальных социальныхстандартов и государственных гарантий для социально слабой части населения, таки использование рыночных механизмов для обеспечения возможности самореализациии саморазвития социально сильных индивидов.
Кроме того, ученыесчитают необходимым перенесение акцентов в социальной политике с социальнойзащиты и социального обслуживания на социальное проектирование будущегосостояния общества и его социальных оснований.
Специалисты предполагают,что представление о социальной политике как о политике поддержки только лишьлюдей и групп, находящихся в трудной жизненной ситуации, изменится по мереувеличения ресурсов и преодоления экономических трудностей в российскомобществе. Лишь в этом случае объектная сфера социальной политики сможетрасшириться.
Список литературы
1. Баркер Р. Словарьсоциальной работы / Р.Баркер. — М., 1994. – 134 с.
2. Григорьева И.А.Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальнойполитики. — 2003. — Т. 1. — № 1. — С. 29-44.
3. Гуслякова Л. Г.Социальная работа в структуре социальных наук// Российский журнал социальнойработы/Л.Г. Гуслякова. — 1996. — № 1. — С.17-22.
4. Кадомцева С.Социальная политика и население /С.Кадомцева // Экономист. — 2006. — № 7. — С.48-58.
5. Квироз Т.Социальная политика и социальная работа: ориентиры на будущее /Т.Кривороз //Бюллетеньнаучной информации. — 1993. — № 5. – С. 5.
6. Колков В.В. Взаимосвязьсоциальной политики и социальной работы/ В.В.Колков, И.М.Лавриненко. – М.:Институт молодежи, 1999. – 210 с.
7. Ларионов И.К.Социальная теория: Общие основы и особенности России/ И.К.Ларионов. – М., 2008.– 456 с.
8. Мошняга В. П.Международный опыт социальной политики и социальной работы: Курс лекций /В.П.Мошняга. – М.: Изд. Московского гуманит. ун-та, 2006. – 132 с.
9. Никитин В. А.Состояние и проблемы развития теории социальной работы в России /В.А.Никитин //Знания. Понимания. Умения. – 2006. — № 4. – С. 19-23.
10. Павленок П. Д.Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие/ П.Д.Павленок. –3-е изд. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005. – 345 с.
11. Парамонов В. В.Социальная политика: Учеб. пособие/ В.В.Парамонов. — М.: Изд-во РУДН, 2006. – 114с.
12. Романов П.В.Социальные изменения и социальная политика / П.В. Романов /П.В.Романов //Журналисследований социальной политики. — 2003. — № 1. — С. 45-67.
13. Смирнов С. Н. Социальнаяполитика: Учеб. пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2004. — 432 с.
14. Социальнаяполитика: Учеб. для вузов / Рос. акад. гос. службы; Под общ. ред. Н. А.Волгина. — М.: Экзамен, 2006. — 734 с.
15. Социальнаяполитика и социальная работа в изменяющейся России /Под ред.Е.Ярской-Смирновой, П.Романова. – М.: ИНИОН, 2002. – 456 с.
16. Социальнаяработа: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Курбатова и др. — Ростов на Дону. — 5-еизд., 2006.- 480 с.
17. Социальнаяработа: теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Холостовой, А.С.Сорвиной. — М.: ИНФРА-М, 2001. – 334 с.
18. Справочноепособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М,1997.- 175 с.
19. Теория и методикасоциальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. — М., 1994. – Т. 1. – 575 с.
20. Теория иметодология социальной работы /Под ред. С.И. Григорьева. — М. 1994. – Т.1. –356 с. С. 9-20, 50-63.
21. Топчий Л.В.Современные проблемы развития теории / Л. В. Топчий // Социальная работа. — 2007. — № 1. — С. 62-64.
22. Фирсов М.В.,Теория социальной работы / М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова.– М., 2005. – 432 с.
23. Холостова Е.И.Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие/ Е.И.Холостова. – 2-еизд. — М.: Дашков и Кo, 2008. — 216 с.
24. Холостова Е. И.Социальная работа: теоретико-методологические аспекты /Е.И.Холостова //Социальная работа. — 1994. — Вып. 6. – С. 33-37.
25. Шипунова Т.В.Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Т.В.Шипунова,И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. — 2003. — Т. 1. — №1. — С. 129-133.