План
1. Понятие социализации.Агенты, этапы социализации и ее проблемы в Беларуси.
2. Особенности социальноймобильности в открытых и закрытых общностях
3. Социология О. Конта
4. Политический процесс
5. Политическая идеология
6. Общественные объединенияБеларуси
1. Понятиесоциализации. Агенты, этапы социализации и ее проблемы в Беларуси
Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходесоциализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидомсоциальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством каксобственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).
В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколькотерминов, используемых для характеристики процессов освоения личностьюсоциокультурного опыта того или иного общества. Это — «инкультурация»,«аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»). Первый из них указываетна «процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления идействий, характерные для культуры, к которой он принадлежит». Второй — напроцесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходитизменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает перенос«внешних» форм опыта во «внутренний» план личности.
Важное значение в социологии придается факторам и агентамсоциализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются: 1) биологические(в частности, биологическая наследственность индивида); 2) психологические(влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностейформирующейся личности и т.п.); 3) социальные (экономические,политические, в частности, государственное устройство, культурные).
В качестве основных институтов социализации функционируют: семья,дошкольное детское учреждение, школа, компания сверстников, трудовойколлектив, социокультурная общность. «Под агентами социализации, — отмечаланглийский социолог Э. Гидденс, — мы будем понимать группы и социальныеконтексты, в рамках которых совершаются процессы социализации». Первоначальными очень важным из этих социальных агентов является семья, представляющаясобой не только первичную группу (по терминологии американскогосоциолога Ч. Кули), характеризующуюся тесными, непосредственными связями исотрудничеством и заключающую в себе тот особый тип сопереживаний и взаимногоотождествления, для которого «мы» является естественным выражением, но иестественную модель, микромир широкого социального макромира.
Школа является вторым важнейшим агентом социализации, ибо она выводитпередачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального непосредственногоконтакта родителей и детей, осуществляет силами учителя (ряда учителей)продуктивное обучение и образование большой группы учеников, передавая имединые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормыповедения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельностиличности в обществе.
Важным агентом социализации является и трудовой коллектив, которыйспециализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальнойсреды на личность, развивая и поддерживая не только ее приверженность усвоеннымценностям, нормам, традициям, но и ее индивидуализированное их воспроизводство,приводящее к новаторству, к обновлению, расширению и обогащению социальногоопыта как индивида, так и социальной группы (общности).
2. Особенностисоциальной мобильности в открытых и закрытых общностях
Перемещениеиндивидов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой называетсясоциальной мобильностью. Имеется по крайней мере две основные причинысуществования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются,а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы иподрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности дляполучения образования, она не в стоянии контролировать естественноераспределение талантов и способностей.
Одним изфакторов социальной мобильности является исторический тип стратификации.Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладываясерьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называютзакрытыми.
Еслибольшинство статусов в обществе являются приписываемыми или предписанными, тодиапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся наиндивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильностьбыла невелика, так как юридические законы и традиции практически закрываликрестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка:«Однажды крестьянин – навсегда крестьянин».
Виндустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ,прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В такомобществе уровень социальной мобильности довольно высок.
Для открытыхсистем стратификации вертикальная мобильность достаточно обычное явление, еслиговорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько оперемещениях шаг за шагом (дед — крестьянин, отец – сельский учитель, сынпереезжает в город и защищает диссертацию).
В закрытыхсистемах исключительны и такие проявления мобильности. Например, в кастовых исословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников,кожевников, торговцев, крепостных крестьян, а с другой стороны – длинныегенеологические цепи знатных родов. Мы можем оценить однообразие такойсоциальной действительности по приведенным в исторических источниках названиямулиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков. Ремесленники не только передавалииз поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.
Социологиотмечают такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, темсильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, ачем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, то есть темвыше в обществе уровень социальной мобильности.
3. СоциологияО. Конта
Французскийученый и философ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель ОгюстКонт (1798 – 1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостнойнауки об обществе. Именно он ввел в оборот само понятие «социология»,обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл еще социальнойфилософией. Конт также пользовался понятиями «социальная статика» дляистолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которогораскрывал механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработалцелую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которыхон выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.
Конт выступалпротив того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которыерассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы»,существующие чуть ли автономно по отношению друг к другу.
Согласнотакому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитиюобщества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей кпроизводственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических ииных качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Значит, чтобыразвивать общество, надо прежде всего развивать отдельных людей. Следовательно,общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу иподобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармоничноразвитыми, надо изменить само общество, но лишь как социальный субъект, а некак автономно развивающаяся и свободная в своих действиях личность. Ондействует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществеправил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает черезсоответствующие социально-политические и другие институты.
Конт поставили решал проблему функционирования и развития общества как целостногосоциального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие идеятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие иликласс, упоминания о которых часто встречались в его работах.
Центральнымзвеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, каксам он писал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества».Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курса позитивнойфилософии», а также в других своих работах.
Такимобразом, исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Контвывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:
· теологического;
· метафизического;
· позитивного.
Это значит,что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим(религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающиефункции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактнотеоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей,принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления.Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации ипронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояниячеловеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности ит.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и закономразвития всего человечества.
4. Политическийпроцесс
Формой функционирования политической системы общества выступаетполитический процесс. В связи с этим необходимо уяснить, прежде всего, понятиепроцесса. Термин «процесс» латинского происхождения (processus),обозначающий последовательную смену состояний, тесную связь закономерноследующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единоедвижение. Такое определение понятия «процесс» в большей степенисоответствует стабильно и планово развивающимся явлениям, управленческойдеятельности с ее целеполаганием, последовательностью определенных действий,предвидимыми результатами.
Политический процесс, сохраняя в себе целеполагание и стадийность,по своему содержанию явление более сложное, потому как политика отражаетинтересы различных слоев, групп, их устремленность к власти для удовлетворенияэтих интересов. Категория «политический процесс» отражает изменчивостьполитики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов,выполняющих определенные функции и роли. Содержание политическихвзаимодействий составляют то явная, то скрытая борьба за власть,перераспределение ресурсов и статусов, нарушающее прежде сложившееся равновесиеинтересов и переводящее политическую систему в новое состояние. Тезауруспонятий «политическая система» и «политический процесс» позволяет сделатьвывод, что понятие политической системы — статичное, охватывающее состояниеполитической жизни к данный конкретный момент, а политический процессраскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретноеизменение их состояний во времени и пространстве.
Таким образом, сущность политического процесса заключается, содной стороны, в политической деятельности человека, его политическом участииво всех сферах общественной жизни, в развитии политической культуры, норм,традиций, во взаимоотношении человека с властными структурами, а с другойстороны в развитие, политической системы в целом, с ее противоречиями иразнообразными тенденциями.
5. Политическаяидеология
Понятие«идеология» ввел в научный оборот французский ученый А.Д. де Трасси во времяВеликой французской революции. Он рассматривал идеологию как науку о законахпроисхождения человеческих идей из чувственного опыта.
В настоящеевремя идеология понимается как система идей, взглядов, представлений, чувств иверований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путяхдостижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях,волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям».
Любоегосударство, любая политическая система всегда ориентируются на достижениеопределенных целей, которые облекаются в соответствующие правовые,теоретические, идеологические формы. Попытки существования государства безидеологии неминуемо приводят к ослаблению механизма государственногоуправления, обострению социально-экономических отношений и упадкудуховно-нравственных ценностей в обществе.
Политическаяидеология – это система взглядов, идей и ценностей, выражающих интересысубъектов политики, их отношение к политической действительности, проблемам,задачам, средствам и методам преобразования общества.
Доминирующаяв обществе идеология представляет собой систему идей и ценностей, которыеусваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политическогомировоззрения и обладают мобилизационным потенциалом.
Уровнифункционирования политической идеологии:
— теоретико-концептуальный (политическая философия);
— программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются вполитические программы, лозунги и требования властвующей элиты);
— актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии –усвоения ее гражданами, воплощение идеологических ценностей в обществе);
Выделяютследующие функции идеологии:
1. Познавательно-воспитательная(идеология способствует познанию и преобразованию социально-политическойдействительности);
2. Нормативно-ценностная (идеологияориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов,норм и принципов, усвоение которых освещает путь социальной практике);
3. Интегрирующая (выражаяи защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальныхгрупп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведение субъектовполитики, идеология выступает консолидирующим фактором политической системы);
4. Мобилизационная(предлагая идеальные модели совершенного общества, идеология побуждает людей кполитическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия политическихрешений).
6. Общественныеобъединения Беларуси
Общественное объединение – это добровольное формирование граждан,возникшее на основе общности своих интересов, но не преследующее в качествецелей своей деятельности извлечение прибыли. Общественными объединениямипризнаются политические партии, общественные движения, формирования граждан поинтересам – организации, общества, союзы (федерации, конфедерации), ассоциации,фонды и др. Таким образом, общественным объединением является всякоеформирование граждан, создаваемое для совместного удовлетворения каких-либосоциальных потребностей либо для выражения и представления интересовопределенных категорий населения.
Общественной организацией называется добровольное объединениеграждан, имеющее внутреннюю организационную структуру снизу доверху,фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Общественный фонд –есть не имеющая фонда организация, целью которой является формированиеимущества на основе добровольных взносов. Союзы создаются родственнымиобщественными объединениями на основе учредительных договоров. Неформальныеобъединения – это немногочисленные, неустойчивые, стихийно возникающие группылюдей на основе спонтанной реакции на ту или иную социально-политическую ситуацию.
Самой массовой организацией в большинстве стран, в том числе и вБеларуси, являются профсоюзы, они объединяют на добровольных началахтрудящихся, связанных общими интересами по роду деятельности как впроизводственных, так и в непроизводственных сферах, главной их функциейявляется защита трудовых и социально-экономических прав и интересов своихчленов.
В современной Беларуси профсоюзы заявили о себе твердой позициейпри заключении коллективных договоров, рядом мощных забастовок. В настоящеевремя они ищут адекватные новым условиям формы своей деятельности.
Значительно возрос вес в социально-политической жизни различныхпромышленных, научно-технических, творческих, культурно-просветительных,спортивно-туристических и других ассоциаций, союзов, обществ и фондов,представляющих экономические, социально-духовные и политические интересыразличных слоев общества.
Литература
1. БабосовЕ.М. Общая социология. Учебник для студентов вузов / Е.М.Бабосов.- Мн.:«ТетраСистемс», 2006. – 640 с.
2. БоровикB.C., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: Учеб. пособ. для средн. профес.учеб. заведений/В.С. Боровик, Б.И. Кретов. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш.шк., 2004. — 391 с.
3. ВолковЮ.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: «Даньков и К»;Ростов н/Д.: 2007. – 384 с.
4. Курсполитологии: Учебник. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 460 с.
5. Общаясоциология: Учебное пособие /Под ред А.Г.Эфендиева. – Мн.: ИНФРА-М. – 2002, — 654 с.