СОЦИАЛЬНАЯБЕЗОПАСНОСТЬ ШАХТЕРОВ
проф., доктор техн.наук, академик МАНЭБ А.С. Голик,
канд. экон. наук,ведущий науч. сотрудник ЦНИЭИуголь Н.А. Лебедкин
Asa result of aktively restructuring a coal industry with 1993 on 2002 гг.the number of the personnel in branch was reduced with 859,6 up to 297 thousandthe man, the production угляhas fallen with 305,0 up to 253,4 млн.т,the wages of the miners have decreased in 3,7-4,5 times, the size of pensionson the average has decreased 5-6 times. With the purposes of preservation ofindustrial potential and maintenance of social safety of the miners the neworder тарификацииof payment of work in coal branch and pension maintenance of the miners whichhave left on deserved rest is offered.
В результате активнойреструктуризации угольной промышленности c1993 по 2002 гг. добыча угля упала с 305,4 млн.т до 253,4 млн.т, численностьперсонала сократилась с 859,6 в 1993 году до 297 тыс. человек, заработная платашахтеров снизилась в 3,7-4,5 раза, размер пенсий в среднем уменьшился в 5-6раз. В целях сохранения производственного потенциала и обеспечения социальнойбезопасности шахтеров предлагается новый порядок тарификации оплаты труда вугольной отрасли и пенсионного обеспечения шахтеров, вышедших на заслуженныйотдых. Процессреструктуризации угольной промышленности России, начавшийся в 1993 году, былвызван обвальным снижением потребностей в угольной продукции в связи сгипертрофированным развитием добычи нефти и газа и падением производства всмежных отраслях промышленности и народного хозяйства страны в связи с разваломпрежней хозяйственной системы, прекращением хозяйственных связей с потребителямиугля в отделившихся республиках и активной реализацией нового политическогокурса на ликвидацию социального общественного строя и реставрацию капитализмакак общественной формации путем приватизации общенародной собственности. Напервоначальном этапе реструктуризации отрасли (1993-1997 гг.) основной упорделался на ликвидацию убыточных, малорентабельных, неперспективных и опасных погорно-геологическим условиям предприятий. 3а указанный период из угольнойпромышленности России было высвобождено по различным причинам 348,2 тыс. чел.,или почти половина численности персонала на начало реструктуризации, в томчисле с ликвидируемых и подлежащих ликвидации особо убыточных и неперспективныхпредприятий –78,7 тыс. чел. (21,6 % общего сокращения персонала) [5], а с 1993по 2002 гг. было высвобождено работников в угольной промышленности 563,8 тыс.чел., или 72% от общей численности на начало 1994 года, в том числе сликвидируемых предприятий – 187,3 тыс. чел., или 11,1% от общей численности.Только в Кузбассе за эти годы численность работников угольной отраслисократилась на 147,6 тыс. человек, в том числе на ликвидируемых шахтах — на22,2 тыс. человек. Динамика высвобождения персонала угольной отраслипредставлена в табл. 1 [6]. Ускоренные темпы снижения добычи угля и массовоговысвобождения работников отрасли в период 1993-1997 гг., к сожалению, не былиподкреплены соответствующими механизмами социального обеспечения и созданиярабочих мест, что крайне негативно отразилось на уровне жизни высвобождаемыхработников и на социально-экономическом положении шахтерских городов ипоселков, учитывая что значительная часть шахтеров, лишенных работы и несумевших приспособиться к новым условиям жизнедеятельности, ушла в криминальнуюсферу или пополнила ряды бомжей, оставшись не только без работы, но и безжилья. Поэтому дальнейший процесс реструктуризации во избежание массовыхвыступлений обездоленных шахтеров необходимо было в социальном плане скорректироватьи сбалансировать.
Таблица1- Снижениечисленности персонала угольной отрасли, тыс. чел.
ГодыОбщая численность Общее снижение Высвобождение персонала
персонала(наначало года) численности персонала ликвидируемых организаций
1993 859,6
1994 783,3 76,3 14,5
1995 703,8 79,5 18,9
1996 595,2 108,6 18,4
1997 495,6 99,6 26,9
1998 421,4 74,2 48,4
1999 370,8 49,8 18,2
2000 345,6 25,2 12,5
2001 336,5 9,1 5,4
2002 297,0 39,5 24,1
Всего за 1994-2002 гг. 563,8 187,3
С этой цель былисозданы два госучреждения – по координации программ местного развития ГУ«Соцуголь» и по ликвидации нерентабельных шахт и разрезов ГУРШ. Соцугольфактически приступил к работе лишь с марта 1998 года или с опозданием на пятьлет от реальной необходимости в выполнении возложенных на него задач. Наиболееэффективным выходом из создавшегося положения, как с моральной, так и сэкономической точек зрения, было решение о предоставлении увольняемымпенсионерам дополнительной пенсии пожизненно и создание новых рабочих мест длялиц, еще не достигших пенсионного возраста. К сожалению создание новых рабочихмест слишком запаздывало от реальных потребностей и не в полной мереудовлетворяло спрос, в связи с чем значительная часть трудовых ресурсовоказалась потерянной для общества. То есть результаты оказались не адекватныпоставленным целям. Современный этап развития экономики вРоссии требует самого пристального внимания к одному из важнейших ресурсовстраны — человеку. Отечественная практика в течение долгих лет декларировалавсемерное повышение благосостояния членов общества, все большее духовное иматериальное развитие людей. Однако коммерческая идеология хозяйственнойдеятельности на первое место выдвигала иные принципы, а именно — обеспечениемаксимальной прибыли при минимуме затрат, в первую очередь за счет сниженияоплаты труда и затрат на социальные нужды. Это диктовало отношение к человекукак к сопутствующему незначительному и малоценному фактору, всегдаприсутствующему по мере необходимости в нем, а не мощномусоциально-психологическому ресурсу совершенствования производства и развитияобщества. В настоящее время в результате перестройки экономики указанноеотношение к трудовым ресурсам со стороны новой буржуазии усилилось и укрепилосьмногократно. Тем не менее, в последнее время вышло немало научных трудов,посвященных работе с персоналом наемных работников, не имеющих ни средствпроизводства, ни прав на них, поскольку подавляющая часть средств производстваиз общественной собственности перешли в частные руки. Однако многие вопросы,связанные с оплатой труда наемных работников, нельзя признать достаточноразработанными. В работах Ш. Бедо, Г. Ганта, Р. Джонса, Г. Мабли, П.П. Маслова,В. Парето, В.П. Пугачева, Н.А. Римашевской, Г.И Черкасова, В.Н. Чернышева имногих других, достаточно подробно рассмотрены вопросы, связанные с уровнемоплаты труда и ростом производства, дифференциацией доходов по группамнаселения, подбором, расстановкой, переподготовкой кадров, подготовкойруководителей, анализом трудовых процессов и т.д. Однако экономическихисследований всего комплекса элементов по управлению персоналом, как системыпроведено еще явно недостаточно. Недостаточно разработаны проблемы оценкитворческого, интеллектуального и смешанного труда сотрудников фирмы в условияхрыночных отношений и вопросы оптимизации инвестиционной политики фирм в областисоциальной безопасности трудовых ресурсов. То есть отношение к трудовымресурсам и обычным людям без капитала определилось и уже достаточно прочноукоренилось как к дешевой рабочей силе, постоянно присутствующей на рынке трудаи призванной обслуживать новых богачей и собственников средств труда и орудийпроизводства. Однако такое отношение к трудовым ресурсам не может быть признаноперспективным. Поэтому переосмысление роли и места человека, его способностей ивозможностей в сфере производства способствует повышению конкурентоспособностипредприятий России на мировом рынке, а значит выводу страны из кризиса. С этойцелью предлагается использование в российской системе управления персоналомконцепции «живого человеческого» капитала [1] или «золотого» фонда [2] какважнейшей части производительных сил общества. Теория человеческого капитала, воснове которой лежит нравственный и социально-экономический, а не повелительныйподход, основанный на экономическом принуждении наемного работника,вынужденного не только наниматься на работу, но и соглашаться с условиямиоплаты труда по усмотрению нанимателя, имеет достаточно обоснованные основаниястать одним из центральных разделов современной экономики социальнойбезопасности трудовых ресурсов. Внесение наиболее важных элементов теориичеловеческого капитала (социальная защита населения и тружеников, борьба сбезработицей, забота о ветеранах, инвалидах, матерях-одиночках, многосемейных ит. д.) в российскую практику должно привести к пересмотру и расширениюконцепции управления фирмами и изменению критериев в анализе эффективностисистемы управления человеческими ресурсами и хозяйственной деятельностью вцелом.
В системе рыночныххозяйственно-экономических отношений экономика пронизывает фактически все сферыжизнедеятельности общества. Не является исключением при этом и сферажизнедеятельности самого человека в общественном понимании его как главногокомпонента и субъекта общественно-экономических отношений впроизводственно-хозяйственной деятельности страны. Поэтому вопрос обэкономической оценке каждого в отдельности человека на всех этапах его развитияи производственной деятельности и прежде всего с учетом уровня его профессиональнойподготовки является объективно обусловленным фактором самой природойобщественно-экономических отношений в обществе. Поэтому трудовые ресурсызаслуживают того, чтобы их рассматривали не только как трудовой фактор,обеспечивающий с помощью орудий труда осуществление производственного процесса,но одновременно с этим и как человеческую личность со своими персональнымижизненными целями и духовными, интеллектуальными и в первую очередь материальнымизапросами. Три фактора, когда они гармонично между собой взаимосвязаны,составляют человеческую личность. Это, прежде всего, сам человек как физическоелицо и субъект материального мира, далее его интеллект и духовность [2]. Каждаяиз этих составляющих имеет свою ценность, которая может и должна иметь соответствующуюей экономическую оценку и следовательно стоимость, а на рынке трудовых ресурсовеще и определенную цену в зависимости от платежеспособного спроса на этиресурсы для осуществления того или иного производственного процесса. Такимобразом, материальность, интеллект и духовность определяют ценность каждой вотдельности человеческой личности на каждом этапе его физического, духовного иинтеллектуального развития. Материальная субстанция человеческой личности инации в целом может быть представлена в общественно-экономическом аспектеследующими структурными элементами – физическим здоровьем, уровнемблагосостояния и независимостью. Следует при этом отметить, что такиематериальные качества как уровень физического развития и профессиональнойподготовки, хотя и с некоторыми сложностями и допущениями, но вполне могут бытьопределены и соответствующим образом оценены, то интеллект и духовность,несмотря на их более высокую по определению значимость, могут быть определенылишь через проявления этих качеств в процессе трудовой или иной общественнойдеятельности. Главная цель разработки методики экономической оценки трудовыхресурсов состоит в том, чтобы в случае получения работниками травм, приведших ктому или иному материальному ущербу, инвалидности или смертельному исходу,обеспечить объективно обусловленную и экономически обоснованную денежнуюкомпенсацию непосредственно пострадавшему или в случае его смерти близкимродственникам погибшего [3]. Это необходимо знать для того, чтобы правильнооценивать величину ущерба, наносимого пострадавшим и способствовало бы более полному,бережному и экономически эффективному использованию трудовых ресурсов, а такжеболее целенаправленно и ответственно подходить к их подготовке в целяхобеспечения оптимальной хозяйственной деятельности в стране с тем, чтобы недопускать подготовки специалистов, которые оказываются не востребованными внародном хозяйстве, и противостоять массовой безработице. В настоящее времяразмеры таких компенсаций, как показывают расчеты, занижены в несколько раз.Кроме того, невозможно произвести оценку и сравнение экономических потенциаловразных стран без учета стоимости трудовых ресурсов и нетрудоспособногонаселения этих стран, а также величины соотношения численности указанных группнаселения, что и определяет величину эффективности использования «живого» трудав обществе [4]. Более того, только при наличии конкретных расчетов по оценкенеиспользуемых в экономике страны трудовых ресурсов, находящихся как бы в«замороженном» состоянии, можно успешно противостоять безработице, которая, нарядус заниженной оплатой наемного труда, несет к тому же и социальную напряженностьв обществе. Непонимание роли ценности трудовых ресурсов в экономике страны вцентре и на местах оборачивается громадными потерями и для страны в целом, идля каждого ее региона. Неиспользование в полной мере трудовых, природных, материальных(созданных трудом человека) или иных ресурсов является верным признакомнеумелого и непрофессионального руководства хозяйством страны или соответствующегоее региона, края, области, каждого отдельного предприятия. Идея объективнойэкономической оценки трудовых ресурсов заключается как в использованиисуществующих научных методов, так и в разработке новых — для определения затратна создание, воспитание, обеспечение необходимого физического, умственного,профессионального и духовного развития личности как фондообразующей основы длярасчета стоимости каждого труженика на каждом этапе его развития. Процессстоимостной оценки человека является динамическим. Каждый год жизни либодобавляет, либо уменьшает стоимость каждого труженика. Стоимостная оценканеобходима как для оценки значимости каждого человека в период его обычнойтекущей жизнедеятельности, так и в случае выбытия его изобщественно-производственного процесса в случае получения им производственнойтравмы, особенно когда это приводит к инвалидности или, тем более, ксмертельному исходу. Указанная идея может быть реализована несколькимиметодами, каждый из которых заслуживает внимания для практическогоиспользования в соответствующих обстоятельствах.
В основе методаэкономической оценки стоимости трудовых ресурсов лежит учет затрат на создание,воспитание, развитие и подготовку подрастающего поколения к профессиональнойтрудовой деятельности. В состав основных затрат на эти цели входят следующие:затраты, связанные с рождением ребенка, с последующим его питанием, созданиемнеобходимых жилищных условий, приобретением обуви, одежды и других необходимыхтоваров, затраты на обучение в общеобразовательной школе и на специальноепрофессиональное обучение. Расчет величины этих затрат может быть осуществленлибо прямым статистическим методом, что наиболее достоверно, хотя и болеетрудоемко за счет необходимости использования многолетних данных, либо сиспользованием более простых нормативных методов, учитывающих усредненный объемзатрат на эти цели [3].
Социальная политика – это, главным образом, комплексорганизационных и экономических мероприятий, призванный обеспечить социальнуюбезопасность трудовых ресурсов и пенсионеров. Результативность социальнойполитики и ее эффективность проявляются в уровне и качестве жизни населения.Уровень жизни — это степень обеспеченности населения прежде всегоматериальными, а также и духовными благами исходя из сложившихся потребностей исравнения с уровнем благосостояния в соседних странах. При этом потребностиносят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека, ихрост вызывает рост уровня жизни и побуждает население к активной трудовойдеятельности. Качество жизни — это гармоничное сочетание высокого уровняблагосостояния с высоконравственным и интеллектуально продвинутым характеромжизнедеятельности населения в сочетании с достаточно сбалансированной целевойнаправленностью трудовой, общественной и персонально-личностной деятельностикаждого труженика в отдельности, а также степень участия его в коллективнойтрудовой и общественной деятельности, характеризующей степень полезности дляобщества каждого индивидуума, каждого его члена как частицы общества. Поэтомуоплата труда ниже уровня прожиточного минимума не только не позволяетвоспроизводить полноценное поколение, но и наносит громадный моральный ущербдостоинству каждого человека.
Самым слабым звеном во всей системе социальной защитытрудящихся и населения от произвола властей и новых собственников являетсябезработица. Экономически необоснованное и физически неестественное состояниечеловека, когда он, обладая специальностью и, будучи физически здоровым истремящимся к труду, но, не обладая средствами производства и акциямикакого-либо предприятия, которые позволяли бы ему получить работу на этомпредприятии по своей специальности, не может трудиться и обеспечивать себя исвою семью необходимыми материальными и финансовыми ресурсами для обеспечения собственнойжизнедеятельности. Поэтому указанное экономическое явление подлежит наиболеедетальному и тщательному анализу с тем, чтобы, исследовав как следует, его сутьи природу возникновения и функционирования, стало бы возможным разработать ипредложить научной общественности и соответствующим структурам власти,ответственным за хозяйственную деятельность в каждом регионе, конкретные иреально осуществимые меры для ликвидации этого самого негативного фактора вовсей системе социальной защиты и социального обеспечения населения иэкономических отношений в обществе. Безработица – это не только результатнеграмотного и непрофессионального управления хозяйственной деятельностью встране. Это еще и важнейший экономический фактор неэффективного хозяйствования,не позволяющего эффективно использовать и другие ресурсы экономическогоразвития, в том числе финансовые и природные, которыми наша страна богата какникакая другая страна во всем мире. Поэтому именно безработица и является темкраеугольным звеном, потянув за которое достаточно разумно и энергично, можновытянуть всю цепь социально-экономических проблем, накопившихся за время неуклюжейприватизации средств производства, так услужливо предложенной в 1990-1991 гг.руководству страны нашими «друзьями» из-за океана и принятой на вооружение нашиминедальновидными политическими деятелями без необходимого критического анализа иосуществленной в настолько кратчайшие сроки, что даже достаточно образованные играмотные отечественные экономисты совершенно растерялись и лишь с недоумениемнаблюдали за развалом экономики и всей социальной системы защиты населения,создававшейся и достаточно плодотворно действовавшей в течении более семидесятилет.
Основные задачи социальной защиты населения вытекают изглавной цели дальнейшего развития российского общественного строя, суть которойзаключается в обеспечении благополучия, здоровья и независимости нации в тесноми сбалансированном сочетании с дальнейшим развитием интеллекта и духовностинации и применительно к угольной промышленности сформулированы, исходя изнеобходимости, во-первых, обеспечения социальной защиты всего экономическиактивного населения отрасли в угольных регионах, а не только высвобождаемыхработников с закрываемых угольных предприятий и, во-вторых, определениянеобходимых финансовых ресурсов для сохранения действующих и осуществленияввода новых рабочих мест, обеспечивающих социально и экономически приемлемыйуровень доходов населения и снижение социальной напряженности. Социальнаянапряженность в обществе определяется уровнем безработицы и долей малоимущегонаселения и когда суммарный уровень этих двух показателей зашкаливает за консолидированныйуровень инфляции и рецессии, то социальные потрясения становятся неизбежными.
Важнейшими показателями материального благополучия населенияи трудящихся масс являются заработная плата наемных работников и пенсии длятружеников, исполнивших свой гражданский долг и вышедших на заслуженный отдых.
Неумелоевмешательство господствующей власти в экономику никогда не приводило кположительным результатам. Так, если до 1954 года соотношение тарифных ставок вугольной промышленности составляло 8,7 единиц (ставка наивысшего 7-го разрядамастера-взрывника и машиниста комбайна составляла 157 руб в смену, а ставкаподсобного рабочего 3 разряда в шахте — 18 руб в смену), то после «хрущевского»реформирования это соотношение было уменьшено в 2,9 раза. В связи с этимснижение интенсивности и производительности труда, предопределенное таким«реформированием» и такой уравниловкой в оплате труда, не замедлило сказатьсяна результатах даже в условиях внедрения новой и более производительнойтехники.
Размер оплаты труда науровне прожиточного минимума только лишь для воспроизводства трудовых ресурсовв качестве придатков к рабочим инструментам, машинам и оборудованию не тольконе способствует развитию нации в соответствии с историческим назначениемкаждого индивида, но тормозит умственный и духовный потенциал, заложенный вприроде каждого человека, оглупляет его, доводит до уровня примитивногопредставителя животного мира, поскольку все остальные функции при таком уровнеоплаты как физического, так и умственного (а также и смешанного) трудаатрафируются, а при многократном и длительном употреблении могут передаваться ипо наследству.
Поэтому создание нормальных социально-бытовых условий,обеспечивающих нормальную жизнедеятельность работников угольной промышленностиявляется вполне обоснованным объективным фактором, имманентно присущимгорнодобывающему производству. Постоянно накапливающаяся недооценка этогофактора, незримого на первый взгляд, при достижении определенного уровня можетпроявить себя также внезапно и не менее мощно, как и природные факторы — такие,например, как горные удары или внезапные выбросы породы, угля и газа.
В целях упорядочениязаработной платы шахтеров и дальнейшего совершенствования тарифно-квалификационнойсетки целесообразно разработать основные методологические подходы и научныеположения по разработке новых тарифов применительно к вновь сложившимсясоциально-экономическим условиям на начало текущего 2009 года, которые в силутекущей инфляции должны корректироваться не реже одного раза в месяц или вкрайнем случае ежеквартально с соответствующим упреждением, в связи снеуклонным практически еженедельным ростом цен на продукты питания, в порядкепредоплаты.
В связи с новымисоциально-экономическими условиями, сложившимися к 2009 году, нами разработаныметодология и методы расчета новых тарифных ставок в увязке с ранеедействовавшими тарифами по экономически обоснованным нормативам, учитывающиминфляцию, сложившуюся к началу 2009 года. Тогда Единая тарифная сетка будетвыглядеть следующим образом (при шаге шкалы соответственно 10%, 15% и 20%):
Таблица 3 — Единаятарифная сетка для шахтеров, специалистов и администрации угольных шахт(разрезов), угольных компаний, проектных, образовательных инаучно-исследовательских организаций и других структурных организаций иучреждений угольной промышленности и федеральных государственных учреждений иорганизаций по экономически обоснованным нормативам: Разряд Перечень профессий и должностей Отраслевая тарифная ставка для рабочих и оклад (для специалистов и административных работников), руб/месяц Индекс 1,1 Индекс 1,15 Индекс 1,2 3 Подсобные рабочие в шахте (разрезе) и на поверхности 8250 8662 9095 4 Рабочие добычных и проходческих забоев, внутришахтного транспорта 12375 12994 13643 5 Рабочие добычных и проходческих забоев, внутришахтного транспорта 16500 17325 18191 6 Рабочие добычных и проходческих забоев, внутришахтного транспорта 20625 21656 22739 7 Рабочие добычных и проходческих забоев, внутришахтного транспорта 24750 25988 27287 8 Рабочие добычных и проходческих забоев, внутришахтного транспорта 28875 30319 31835 9 Рабочие добычных и проходческих забоев, внутришахтного транспорта 33000 34650 36382 10 Рабочие добычных и проходческих забоев, внутришахтного транспорта 37625 39506 41482 11 Мастера добычных и проходческих участков, участков вентиляции и внутришахтного транспорта (ВШТ), горные дежурные диспетчера, маркшейдеры, геологи, нормировщики 41387 43268 45150 12 Мастера добычных и проходческих участков, участков вентиляции и внутришахтного транспорта (ВШТ), горные дежурные диспетчера, маркшейдеры, геологи, нормировщики 45526 49759 54180 13 Мастера добычных и проходческих участков, участков вентиляции и внутришахтного транспорта (ВШТ), горные дежурные диспетчера, маркшейдеры, геологи, нормировщики 50079 57223 65016 14 Начальники участков (добычных, проходческих, ВШТ, вентиляции и др.), научные сотрудники НИОКР, проектных и образовательных организаций, бакалавры, магистры наук 55086 65806 78019 15 Заместители главного инженера/директора предприятия, главные механики, главные энергетики, главный бухгалтер и другой управленческий персонал предприятий, компаний, ОАО, ЗАО и прочих структурных подразделений научные сотрудники НИОКР, проектных и образовательных организаций, кандидаты и доктора наук 60595 75677 93623 16 Главные инженеры предприятий, компаний, ОАО, ЗАО и прочих структурных подразделений, ведущие и главные научные сотрудники НИОКР, проектных и образовательных организаций, кандидаты и доктора наук 66655 87029 112347 17 Директора (ректоры) предприятий, компаний, акционерных обществ, образовательных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских, и прочих структурных подразделений, кандидаты и доктора наук 73320 100083 134817 18 Главные специалисты и руководители подразделений министерств и ведомств, доктора наук 80652 115096 161780 19 Руководители министерств и ведомств, сенаторы, депутаты ГД, кандидаты и доктора наук, академики и член-корреспонденты РАН, МАНЭБ и других общественных, естественных и технических наук 88718 132360 194136
Примечание:
1 Аттестация и контрольза присвоением разрядов, а также прием и увольнение с работы производятся поднепосредственным контролем и с участием профсоюзов и государственных структурна всех уровнях хозяйственной деятельности в стране.
2 Что касаетсяпенсионеров, то было бы целесообразно и здесь увязать размер пенсии с вкладомкаждого пенсионера в создание национального богатства страны путем установленияразмера пенсии в соответствии с фактическим стажем работы, к примеру по1,5- 2%за каждый год производственного стажа от средней зарплаты в отрасли запрошедший год.
Разработанные в данном исследовании методы оценки ирегулирования социальной защиты населенияугольных регионов от продолжающейся нищеты и недостаточной социальнойобеспеченности шахтеров и их семей обосновываются в первую очередь чрезвычайноотсталым уровнем социальной обеспеченности, сложившимся за долгие годысоциалистической диктатуры и резко ухудшившимся за годы перестройки, а такжерастущими потребностями населения, к настоящему времени уже достаточноинформированному об уровне социальной защиты населения в других странах исобственным опытом жизнедеятельности в доперестроечный и текущий периоды. Свведением новой пенсионной системы шахтеры потеряли приоритет и стали получатьпенсии в одинаковых размерах с гражданами, ушедшими на пенсию на общихоснованиях. Экономическая необоснованность и нравственная некорректность принятыхрешений, а вслед за этим принятый закон о монетаризации льгот в условияхрастущей инфляции, окончательно скомпроментировали весь пакет социальной защитыработников и населения и к настоящему времени привели к неотложной необходимостипересмотра и ввода в действие не только конкретных мер социальной защитынаселения, но и самой идеологии отношения к этой сфере деятельности. В этихусловиях остро возникла необходимость поиска новых методических подходов кусилению социальной защиты работников. Поэтому предлагаемая выше тарификацияоплаты труда создает реальные предпосылки для приведения к соответствию мерытруда и меры потребления, что исключает социальную несправедливость в обществеи гарантирует стабильность и устойчивость экономики.
ВЫВОДЫИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1 Необходимостьсовершенствования действующей тарифной сетки для работников угольнойпромышленности вызвана изменившимися условиями, в связи с переходом отрасли кновым социально-экономическим отношениям и целесообразностью приведения ксоответствию интересов и финансовых возможностей новых собственников средствпроизводства с насущными интересами и реально сложившимися потребностямитрудящихся, специалистов и административных работников угледобывающихпредприятий.
2 Настоятельнаяпотребность в упорядочении заработной платы и приведения ее размеров ксоответствию с профессиональным уровнем шахтеров и работников угольных разрезовс учетом социально-бытовых и демографических условий к настоящему временидостигла предельной актуальности и требует безусловного и безотлагательногорешения в целях смягчения неуклонно растущей социальной напряженности вобществе и особенно в угольных регионах.
3 Постоянные колебанияуровней инфляции, особенно в социально-бытовой сфере, настоятельно требуютприведения к соответствию оплаты труда с неуклонно растущими ценами, особеннона продовольственные товары массового спроса и тарифы ЖКХ. Рост цен на продуктыпитания и на рабочую силу должны быть сбалансированы в соответствии собъективной экономической целесообразностью и объективной социальнойнеобходимостью. Поэтому разработка новой тарифной сетки для работников угольнойотрасли является объективно обоснованной, актуальной и экономическиоправданной.
4 В принципецелесообразно рабочую тарифную сетку объединить с типовым штатным расписанием исеткой должностных окладов в Единую тарифно-квалификационную трудовую сетку,потребность в которой уже достаточно созрела для того, чтобы уточнить еепараметры и ввести в практику хозяйственной деятельности на предприятиях, вкомпаниях, не исключая из этого перечня министерства, ведомства, другиеорганизации и учреждения как регионального, так и федерального уровня вплоть допремьер-министра и главы государства.
5 Доработка и внедрениев практику организационно-финансовой деятельности угольных компаний ипредприятий нового тарифно-квалификационного справочника в качестве нормативногои директивного документа будет способствовать снижению социальной напряженностивместе с ростом с социального обеспечения и защиты тружеников отрасли ипенсионеров, вышедших на заслуженный отдых и большей частью остро нуждающихся впрофилактике и лечении болезней, полученных в течении длительной и плодотворнойтрудовой деятельности.
6 В целях обузданиярастущей в угольных регионах безработицы вследствие ликвидации значительногоколичества угольных шахт, малорентабельных и малопроизводительных разрезоврекомендуется создать в каждом угольном регионе (в городах Кемерово, Инте,Воркуте, Шахты, Иркутске, Якутске и других) биржи труда, утвердив положения обих деятельности в Минэнерго с предоставлением им прав контроля за состоянием иразмещением трудовых ресурсов во всех угольных компаниях, с филиалами указанныхбирж труда в угольных городах Кузбасса и других угольных регионах.
7 Организовать вКемерово и других угольных центрах, а также в Томске, Новосибирске и Москве,научно-внедренческие технопарки с вовлечением и привлечением в них техническихи экономически образованных специалистов в целях внедрения существующих иразработки новых технических и организационно-технологических решений подальнейшему повышению производительности и эффективности угледобывающего ипрочего производства на территориях угольных регионов, в первую очередькузнецкого, восточносибирского, дальневосточного, а также печорского ивосточнодонецкого и осуществлять их внедрение в производство. В целях решенияуказанных задач создать Специализированный Угольный Фонд (СУФ) дляфинансирования деятельности указанных технопарков.
8 Создать в основныхугольных центрах Кузбасса и других бассейнов шахтерские ремесленные училища(ШРУ) для подготовки квалифицированных рабочих кадров не ниже 5-го разряда дляработы в угольных шахтах и других промышленных предприятиях региона.
9 Источникифинансирования: госбюджет, коммерческие предприятия и банки, стабилизационный ирезервный фонды, местные и федеральные налоги непосредственно, разного родаценные бумаги (ЦБ), включая зарубежные с низкими ставками доходности.
10 Безработицу следуетрассматривать не как неизбежного спутника производственной деятельности, а какнепрофессиональное управление хозяйственной деятельностью в стране и в еерегионах со всеми вытекающими из этого положения последствиями, а именно настоятельнойнеобходимостью использования всех имеющихся в стране и регионах ресурсов: впервую очередь трудовых, а также финансовых, природных, созданных трудомчеловека основных производственных фондов, интеллекта инженерного и научногокорпуса, творческого потенциала научной интеллигенции.
11 Вновь ввести в действие помимо материальных также иморальные принципы поощрения тружеников отрасли, которые не взирая на новыетрудности упорно и успешно претворяют в жизнь главные принципыжизнедеятельности, а именно плодотворный интенсивный и качественный труд наблаго общества, своей семьи и себя лично, неустанное повышение общего испециального образования, укрепление здоровья и здорового быта в семье и другихвысоких нравственных качеств.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Гусев Д.А. Социально-экономические проблемы угольнойпромышленности. Реферат по предмету «экономическая география и регионалистика».Кафедра МГГУ: управление внешнеэкономической деятельностью предприятий. М. 2005
2 Голик А.С., Лебедкин Н.А. Экология жизнедеятельности предприятийугольной промышленности. // ВЕСТНИК МАНЭБ, Том 1Х, №9 (№2). 2004, с. 127-135.
3 Голик А.С., Лебедкин Н.А., Мельникова А.А. Основныепринципы регулирования безопасности экономики.// БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК РОССИИ. МАНЭБ. Ассоциированный член ДОИ ООН. Материалы ХМеждународной научно-практической конференции в рамках ежегодных научных чтенийМАНЭБ «Белые ночи». Россия. Кемерово-Санкт-Петербург. 2006, с. 125-130.
4 Голик А.С., Лебедкин Н.А., Мельникова А.А. Обеспечениефинансовой и экономической безопасности угольных шахт и разрезов за счетинтегрально-дифференциальной горной ренты.// БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК РОССИИ. МАНЭБ. Ассоциированный член ДОИ ООН. Материалы ХМеждународной научно-практической конференции в рамках ежегодных научных чтенийМАНЭБ «Белые ночи». Россия. Кемерово-Санкт-Петербург. 2006, с. 123-125.
5 Рожков А.А. Особенности реализации направлений программместного развития: опыт и перспективы. В кн. «Реструктуризация угольнойпромышленности и местное развитие», Фонд «Реформуголь», М., 1999, с. 27-48.
6 Рожков А.А. Совершенствование нормативно-правовой базы иорганизационно-экономических механизмов формирования и реализации программместного развития углепромышленных территорий. Журнал «Уголь», № 1, М., 2001,с.25-29.