Реферат по предмету "Социология"


Социальная адаптация инвалидов

Введение
Актуальность данной работы объясняется тем, что работа синвалидами относится к категории сложнейших вопросов  в социальной работе. Проблемасоциальной адаптации инвалидов — проблема приспособленности инвалидов кполноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особуюважность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно менятьсяподходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональнаясфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране —с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей сограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работникови специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимумсвыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидаетсядальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевомвыражении". (18. – С.147).
Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно малоучреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной,социально-медицинской, материальной, социальной  и другой помощи. Одной изважнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественноепроизводство, так как только часть регионов активно занимается открытиемрабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении ипсихологическом состоянии. В последнее время специалисты разныхпрофессиональных направлений ведут разработку технологии социального,социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идетактивное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров вспециальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах.Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленногоизучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, втом числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такимипроблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительскойсемьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство,обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать имнеобходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих ипроизводственных возможностей и способностей путем учета их потребностей всоответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи впредусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий вреализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование ипрофессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодняинвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболееактуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являютсяобеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерациивозможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в ихжизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вестиполноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной иполитической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.
Объектом исследования курсовой  работы является  социальнаяработа с инвалидами. Предметом –  проблемы социальной работы с инвалидами. Цельданной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.
Исходя, из поставленной цели, ставлю перед собой следующиезадачи:
1.        Определить понятие инвалидности;
2.        Рассмотреть виды инвалидности;
3.         Изучить механизм реализации государственной политики в отношенииинвалидов;
4.         Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;
5.         Обозначить основные принципы работы с инвалидами;
6.         Рассмотреть особенности работы с инвалидами в социальной среде;
7.          Обосновать психологический аспект в работе с инвалидами;
8.         Изучить основное содержание и виды реабилитации инвалидов.
Методы исследования: анализ литературы и документов,обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с  инвалидами. В даннойкурсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В.Павленок; Н.Ф. Дементьевой,  Б.А. Долгаева и других.

ГЛАВА 1. Социальная работа с инвалидами. общие положения
 
1.1 Понятие инвалидности и ее виды
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальномпереводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российскомсловоупотреблении, начиная со времен Петра I, такоеназвание получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения илиувечья были неспособны нести  воинскую службу и которых направляли длядослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данноеслово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую  очередь к увеченнымвоинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяетсяи на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений ирасширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностямвоенных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движенияпо формулированию и защите  прав  человека в целом и отдельных категорияхнаселения  в частности  происходит  формирование понятия «инвалид»,относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические  или интеллектуальные  ограничения жизнедеятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройствомфункций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость егосоциальной защиты. (8).
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной иличастичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение,ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовойдеятельностью. (17. – С.87).
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённойкатегории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности вмедицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеютвозможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью.Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемыми сегрегированным меньшинством.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколькогрупп:
/>        По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
/>        По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалидывойны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
/>        По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные инетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временнонетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
/>        По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным,маломобильным или неподвижным группам.
1.2     Механизм реализации государственной политики в отношенииинвалидов
Государственные структуры, неправительственные организации иобщественные объединения, частные инициативы призваны не только охранятьздоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создаватьусловия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество ипрофессиональную деятельность.
Эффективным механизмом реализации государственной политики врешении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные ирегиональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г.начато финансирование программы «Разработка и производство технических средствреабилитации для обеспечения инвалидов». Создана также федеральная программа«Социальная поддержка инвалидов». В рамках Федеральной комплексной программы«Дети России» предусмотрена программа «Дети-инвалиды».
Реализация федеральных программ должна создать условия,соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которыхинвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получитьобразование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всемобъектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.
В этих условиях основной задачей социальной работы синвалидами является объединение усилий как государственных органов, так иобщественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полногоудовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц сограниченными возможностями.
Основными социально-экономическими исоциально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов вобществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размерызаработной платы и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования,жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.
Ранее основные усилия государства по повышению уровня жизниинвалидов сводились преимущественно к предоставлению разного рода материальныхльгот и дотаций отдельным их категориям. Вместе с тем существовала довольноразвитая система специализированных предприятий, использующих труд инвалидов,которые, однако, в условиях рыночной экономики становятся неконкурентоспособнымипо сравнению с коммерческими структурами. Продолжение социальной политики вотношении инвалидов в предоставлении различных льгот представляется вряд ливозможным в условиях бюджетного дефицита, к тому же оно чревато и рядомнегативных последствий — противопоставление здоровых и инвалидов (что, в своюочередь, порождает негативное отношение к последним), а также различныхкатегорий инвалидов друг другу; нежелание некоторых инвалидов участвовать вреабилитационных процессах в связи с иждивенческими настроениями и ожиданиемльгот и дотаций.
Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграциидолжно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц сограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентация,профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационнымпроблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве.(18. – С.149).
 
1.3     Нормативно-правовая база работы с инвалидами
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, чтосоциальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять наоснове и с учетом нормативно-правовой базы документов мирового сообщества(учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюцииООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов МежпарламентскойАссамблеи государств — участников СНГ, законов и подзаконных актов РоссийскойФедерации.
К основополагающим документам мирового сообщества относятсяВсемирная декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социальногопрогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.),Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.). Конвенция о правахребенка (1989 г., особенно ст. 23—27), Всемирная декларация об обеспечениивыживания, защиты и развития детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендация опрофессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) и др.
Общей основой и руководством для принятия мер в национальноми международном плане в области защиты прав инвалидов, предупрежденияинвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказанияинвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областяхдеятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь обществаявляется Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9декабря 1971 г.
Согласно этой Декларации инвалид — это любое лицо, котороене может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребностинормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденногоили нет, его (ее) физических или умственных возможностей.
В соответствии с Декларацией инвалиды имеют неотъемлемоеправо на уважение их человеческого достоинства; несмотря на происхождение,характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, чтои их сограждане того же возраста, т.е. в первую очередь право наудовлетворительную жизнь, которая должна быть как можно более нормальной иполнокровной.
Особую важность для социальных работников имеет п. 5Декларации, провозглашающий, что инвалиды имеют право на меры, предназначенныедля того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большуюсамостоятельность.
При организации социальных служб для инвалидов необходимоучитывать, что они имеют право на экономическое и социальное обеспечение иудовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинское,психическое или функциональное лечение, включая использование протезных иортопедических аппаратов, на восстановление здоровья и положения в обществе, наобразование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановлениетрудоспособности, помощь, консультации, услуги по трудоустройству и другие видыобслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности испособности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.Инвалиды имеют также право жить в кругу своих семей или в условиях, ихзаменяющих, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных створчеством или проведением досуга. Если пребывание инвалида в специальномучреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны какможно больше соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его (ее)возраста.
В целях привлечения внимания мировой общественности кпроблемам инвалидности и изучения потенциальных возможностей этой группынаселения, а также изучения возможностей наиболее полно реализовать вкладинвалидов в процесс развития, с 1983 по 1992 гг. проводилось Международноедесятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций.
По решению ООН 3 декабря считается Международным днеминвалидов. (18. – С.151).
В российском законодательстве права инвалидов зафиксированыв таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека игражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., КонституцияРоссийской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.,Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровьяграждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., УказыПрезидента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственнойподдержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов средыжизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., постановление Совета МинистровПравительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечениипроблем инвалидности и инвалидов» от 5 апреля 1993 г. и др.
В соответствии с Положением о Министерстве социальной защитынаселения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета МинистровПравительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г., Минсоцзащиты России:
¾       осуществляет руководство врачебно-трудовой экспертизой и службоймедико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
¾       участвует в формировании государственной политики в областиградостроительства, обеспечивающей доступность объектов инфраструктуры дляинвалидов и престарелых граждан;
¾       оказывает помощь общественным организациям инвалидов в созданиирабочих мест для инвалидов и в их трудоустройстве;
¾       содействует созданию и развитию специализированных предприятии поиспользованию труда инвалидов и пенсионеров, развитию надомных видов труда идругих форм занятости;
¾       способствует развитию физической культуры и спортивного движенияинвалидов как этапа их социальной реабилитации;
¾       определяет потребность и осуществляет заказы на производствоспециальных транспортных средств, приспособлений производственного и бытовогохарактера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;
¾       обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощинаселению;
¾       содействует созданию и совершенствованию деятельностинаучно-исследовательских, конструкторско-технологических организаций, центровмедико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных организаций,учреждений и предприятий, осуществляющих функции социальной защиты населения.
В соответствии с постановлением Совета МинистровПравительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. в состав МинсоцзащитыРоссии входит Департамент по делам инвалидов, функциональными обязанностямикоторого являются:
¾       разработка комплексной системы социальной защиты инвалидов,включая организацию реабилитации, прямой социальной помощи и поддержкиинвалидов, а также проведение медико-социальной экспертизы;
¾       координация деятельности государственных, общественных и иныхорганизаций инвалидов, направленной на содействие активному участию инвалидов вжизни общества;
¾       создание на государственной, благотворительной и попечительскойоснове сети служб реабилитации и социального обслуживания инвалидов;
¾       подготовка предложений по совершенствованию действующегозаконодательства по вопросам социальной защиты инвалидов и деятельности ихобщественных организаций;
¾       установление принципов организации служб медико-социальнойэкспертизы и реабилитации инвалидов и управление ими;
¾       организация подготовки кадров в сфере социальной защитыинвалидов.
В соответствии с Основами законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза устанавливаетпричину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан,определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальнойзащиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Медико-социальнаяэкспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системысоциальной защиты населения. Рекомендации медико-социальной экспертизы потрудовому устройству граждан являются обязательными для администрациипредприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.
Группа и причины инвалидности устанавливаются в настоящеевремя в соответствии с советским и российским законодательством. Одно изосновных нормативных актов в этой области — Положение о врачебно-трудовыхэкспертных комиссиях, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР иВЦСПС от 9 апреля 1985 г. (в соответствии с Основами законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан врачебно-трудовая экспертизапреобразуется в медико-социальную экспертизу).(7)
Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) проводят своюработу по территориальному принципу, и их основными задачами являются:
¾       определение состояния трудоспособности, постоянной или длительнойее утраты, установление группы и причины инвалидности;
¾       определение для инвалидов условий и видов труда, работ ипрофессий, доступных им по состоянию здоровья, а также условий и методов, припомощи которых нарушенная трудоспособность может быть восстановлена илиповышена, проверка правильности использования труда инвалидов на работе в соответствиис заключениями комиссий;
¾       содействие укреплению здоровья населения, предупреждениюинвалидности;
¾       изучение совместно с органами здравоохранения, администрациейпредприятий, учреждений, организаций и профсоюзными организациями причин утратытрудоспособности и участие в разработке мероприятий по профилактикеинвалидности и восстановлению трудоспособности.
В зависимости от степени нарушения здоровья человека,приводящего к полной или значительной потере профессиональной трудоспособностиили существенным затруднениям в жизни, выделяются три группы инвалидности. Взависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и временинаступления инвалидности назначаются пенсии, устанавливаются льготы,предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.
Первая группа инвалидности устанавливается для лиц с полнойпостоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянномуходе (помощи или надзоре), в том числе и тех, которые могут быть приспособленык отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальныхусловиях (специальные цехи, работа на дому и др.).
Вторая группа инвалидности дается при полной или длительнойпотере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи,уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительныйпериод противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания(например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительныхдефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительнойпотере зрения).
Третья группа инвалидности устанавливается при необходимостиперевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствиеневозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности); принеобходимости по состоянию здоровья значительных изменений в условиях работы посвоей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности;при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц низкой квалификацииили ранее не работавших; при анатомических дефектах или деформациях,значительно затрудняющих выполнение профессионального труда.
Поскольку в результате лечения, а также под влияниемблагоприятных социальных факторов степень утраты трудоспособности можетменяться, установлены сроки переосвидетельствования инвалидов: для инвалидовпервой группы — один раз в два года, для инвалидов второй и третьей групп —один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами илинеобратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также мужчинамстарше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно.
При определении группы инвалидности ВТЭК всегда должнаустанавливать причину инвалидности, поскольку от причины инвалидности во многихслучаях зависит право на пенсию, ее размер и различные льготы.
В соответствии с Методическими указаниями по определениюпричин инвалидности, утвержденными приказом Министерства социальногообеспечения РСФСР от 25 декабря 1986 г., ВТЭК устанавливает следующие причиныинвалидности:
¾       общее заболевание;
¾       трудовое увечье;
¾       профессиональное заболевание;
¾       инвалидность с детства;
¾       ранение (контузия, увечье), полученные при защите СССР (РФ);
¾       ранение (контузия, увечье), полученные при исполненииобязанностей военной службы;
¾       заболевания, связанные с пребыванием на фронте;
¾       увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанногос исполнением обязанностей военной службы;
¾       заболевание, не связанное с пребыванием на фронте (заболеваниеполучено в период прохождения военной службы);
заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинскойслужбы.
Утверждены также дополнительные инструкции, рекомендации иположения о порядке установления причинной связи инвалидности у участниковВеликой Отечественной войны; с пребыванием на фронте у лиц, проходивших службув составе Вооруженных Сил СССР; а также воинов, выполнявших интернациональныйдолг в Республике Афганистан; лиц, утративших трудоспособность вследствиестихийных бедствий или катастроф; заболеваний, инвалидности и смерти лицам,подвергшимся радиационным воздействиям, что предусматривает введениедополнительных льгот для инвалидов по пенсионному обеспечению, протезированию,медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, по труду, обеспечению жилойплощадью, проезду на транспорте и др. Социальное обслуживание инвалидоврегулируется Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилоговозрастал инвалидов», принятым Государственной Думой 17 мая 1995 г. Преамбулазакона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направленийдеятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические,социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов,исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия. (18.– С.136). Социальное обслуживание представляет собой деятельность поудовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальныхуслугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг:уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой,социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональнойподготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организацииритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилоговозраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживаниянезависимо от форм собственности.
1.4     Основные принципы работы с инвалидами
Деятельность в сфере социального обслуживания строится наследующих принципах:
ü  соблюдение прав человека и гражданина;
ü  предоставление государственных гарантий в сфере социальногообслуживания;
ü  обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и ихдоступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
ü  преемственность всех видов социального обслуживания;
ü  ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребностиграждан пожилого возраста и инвалидов;
ü  приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста иинвалидов;
ü  ответственность органов государственной власти, органов местногосамоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение правграждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Государство гарантирует человеку возможность получениясоциальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо отпола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям и других обстоятельств.
Право на социальное обслуживание, осуществляемое вгосударственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социальногообслуживания, имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчиныстарше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постояннойили временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратойвозможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребностивследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) к передвижению.
Социальное обслуживание осуществляется по решению органовсоциальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо подоговорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социальногообслуживания иных форм собственности.
При получении социальных услуг граждане пожилого возрастаи инвалиды имеют право на:
ü  уважительное и гуманное отношение со стороны работниковучреждений социального обслуживания;
ü  выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленномфедеральным органом социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
ü  информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказаниясоциальных услуг;
ü  согласие на социальное обслуживание;
ü  отказ от социального обслуживания;
ü  конфиденциальность информации личного характера, ставшейизвестной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальныхуслуг;
ü  защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.
В соответствии с указанным Федеральным законом «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяются следующиеформы социального обслуживания:
1)        социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинскоеобслуживание;
2)        полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного)пребывания учреждений социального обслуживания;
3)        стационарное социальное обслуживание в стационарных учрежденияхсоциального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учрежденияхсоциального обслуживания независимо от их наименования);
4)        срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощиразового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
5)        социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию гражданпожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности,создание благоприятных отношений в семье, а также обеспечение взаимодействияличности, семьи, общества и государства.
Данная форма ориентирована на психологическую поддержку,активизацию усилий пожилых людей и инвалидов в решении собственных проблем. Вкачестве одной из мер предусмотрена помощь в обучении, профессиональнойориентации и трудоустройстве инвалидов.
Данный Федеральный закон регламентирует порядок оплатынадомного, полустационарного и стационарного обслуживания в государственных имуниципальных учреждениях социального Обслуживания. В ст. 36 Закона перечисленыправа социальных работников и льготы для специалистов сферы социального обслуживания.
К государственным учреждениям социально-бытовогообслуживания инвалидов относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положениео которых утверждено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27декабря 1978 г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» являетсямедико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживанияпрестарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинскомобслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой иактивирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские,а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, и подсобноехозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.
Другое учреждение данного типа — психоневрологическийинтернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное дляпостоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическимихроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинскомобслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственнойотсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а такжелица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которыххарактеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумияили грубых проявлений психического дефекта.
В целях дальнейшего совершенствования системысоциально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты Россииот 20 июля 1993 г. создаются центры социального обслуживания, которые являютсяучреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории городаили района организационную и практическую деятельность по оказанию различныхвидов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группамнаселения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматриваетналичие различных подразделений социального обслуживания, в том числе отделениядневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службысрочной социальной помощи и др.
Основными задачами центра социального обслуживания,действующего совместно с государственными и общественными организациями(органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетамиОбщества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов ит.д.), являются:
ü  выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся всоциальной поддержке;
ü  определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся всоциальной поддержке;
ü  дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальнойподдержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности еепредоставления;
ü  предоставление различных социально-бытовых услуг разового илипостоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
ü  анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города,района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальнойподдержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи взависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
ü  привлечение различных государственных и негосударственныхструктур к оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся и координация ихдеятельности.
Отделение социальной помощи на дому создаётся дляосуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытовогообслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся впосторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию; отделениедневного пребывания предназначено для бытового, медицинского, культурногообслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения кпосильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни; службасрочной социальной помощи оказывает неотложную помощь разового характера,направленную на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся вэтом. К основным направлениям деятельности службы наряду с предоставлениембесплатного горячего питания или продуктовых наборов, одежды, обуви и другихпредметов первой необходимости относится также предоставление необходимойинформации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи, содействиев получении временного жилья и оказание экстренной психологической помощи, втом числе по «телефону доверия». (18. – С.152).
Особое внимание в законодательстве уделяется помощидетям-инвалидам. Разработана система льгот и дотаций семьям, имеющимдетей-инвалидов, созданы специальные учреждения для таких детей, в частностидом-интернат для детей с физическими недостатками, предназначение которого —предоставить постоянное проживание детям, нуждающимся в уходе, бытовом имедицинском обслуживании, а также осуществлять их социально-трудовую адаптациюс одновременным обучением по программе общеобразовательной школы. Эти же задачивыполняют детские дома-интернаты для умственно отсталых детей.
Вместе с тем вся эта система не в состоянии в настоящее времякомпенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается инвалид,особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования ижизнеобеспечения. Как правило, для большинства из них инвалидность связана сухудшением материального положения, утратой прежних социальных связей истатуса; это положение усугубляется ощущением оторванности от внешнего мира,психологической подавленности и одиночества. Психологические проблемы при этомиспытывают не только инвалиды, но и их близкие, родственники.

ГЛАВА 2. Проблемы и особенности социальной работы синвалидами
 
2.1. Особенности работы с инвалидами в социальной среде
Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные смикросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.)и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды,социальные группы, рынок труда и т.д.).
Особую категорию «объектов» обслуживаниясоциальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, вкоторой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекаетее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Специально проведеннымисследованием установлено, что из 200 семей с нетрудоспособными членами в 39,6%имеются инвалиды. (13. – С.12).
Для более эффективной организации социального обслуживаниясоциальному работнику важно знать причину инвалидности, которая может бытьобусловлена общим заболеванием (84,8%), связана с пребыванием на фронте(инвалиды войны — 6,3%), либо являются инвалидами с детства (6,3%).
Принадлежность инвалида к той или иной группе связана схарактером льгот и привилегий. Роль социального работника состоит в том, чтобы,опираясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот всоответствии с существующим законодательством.
При подходе к организации работы с семьей, имеющей инвалида,для социального работника важно определить социальную принадлежность этойсемьи, установить ее структуру, (полная, неполная).
Значение указанных факторов очевидно, с ними связанаметодика работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностейсемьи.
Наибольшая нуждаемость в социальной защите в настоящее времягруппируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрениясоциальной защиты одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставкепродуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социальногообслуживания. (13. – С.12). Невостребованность морально-психологическойподдержки семей объясняется несформированностью потребностей такого рода, содной стороны, и сложившимися национальными традициями в России, с другой. Обаэти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельностисоциального работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативныхдокументах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуацииважно не только выполнение организационных, посреднических функций.Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди которых:информированность населения о возможности более широкого пользования услугамисоциального работника, формирование потребностей населения (в условиях рыночнойэкономики) в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологическойподдержки семьи и др. Таким образом, роль социального работника вовзаимодействии с семьей, имеющей инвалида, имеет много аспектов и может бытьпредставлена в виде ряда последовательных этапов. Началу работы с семьей такогорода должно предшествовать выявлений этого «объекта» воздействиясоциального работника. С целью полного охвата семей с инвалидом, нуждающихся впомощи социального работника, необходимо использовать специально разработаннуюметодику.
2.2 Психологический аспект в работе с инвалидами
Психологический аспект отражает какличностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так иэмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом.Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения иявляются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано,прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями,приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующейсоматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характернымидля большинства инвалидов. Кроме того, в значительной степени социальнаянезащищенность этих групп населения связана с наличием психологическогофактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватныйконтакт с ним. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидовот внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результатенеприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках, приразрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступленииодиночества. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств,развитию депрессии, изменениям поведения. С наступлением инвалидности возникаютреальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные садаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ кобразованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям;общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов — все это ещев большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности отмира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своимисобственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общенияприводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вноситдополнительные трудности в их обслуживание. Помочь инвалиду преодолеть этосостояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальнаяработа, и в первую очередь, в области реабилитации. (18. – С.154).

3. Основное содержание и виды реабилитации инвалидов
Под реабилитацией понимается система мероприятий, целькоторых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных иинвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду.Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную системугосударственных, медицинских, психологических, социально-экономических,педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичноевосстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функцииили на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощьзакреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Предусмотренопенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности; право граждан наматериальное обеспечение предусмотрено на весь срок нетрудоспособности.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системыобщей реабилитации, ибо заболевший человек прежде всего нуждается в медицинскойпомощи. По существу, между периодом лечения заболевшего человека и периодом егомедицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы,так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение ктрудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитацииначинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомовзаболевания — для этого применяются все виды необходимого лечения —хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др. (18. – С.154).
Заболевший либо получивший травму, увечье человек, ставшийвременно нетрудоспособным или инвалидом, получает не только лечение — органыздравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования(если это ребенок), предприятия и организации, где работал больной, принимаютнеобходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексныемероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению егоположения.
Все другие формы реабилитации — психологическая,педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятсянаряду с медицинской.
Психологическая форма реабилитации — это воздействие напсихическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления обесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикллечебно-восстановительных мероприятий.
Педагогическая реабилитация — это мероприятиявоспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладелнеобходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьноеобразование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность всобственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Поотношению к взрослым проводятся мероприятия, предусматривающие их подготовку кразличным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность в том,что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными впоследующем трудоустройстве.
Социально-экономическая реабилитация — это целый комплексмероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для негожилищем, находящимся вблизи места работы, поддержание уверенности больного илиинвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечениебольного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособностиили инвалидности, назначения пенсии и т.п.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение илипереобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальнымитехническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом,приспособление прежнего рабочего места больного или инвалида к егофункциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов ипредприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.(18. – С.155).
В реабилитационных центрах широко используется методтрудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии трудана психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляетчеловека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненныйтонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффектдает и длительная социальная изоляция неработающего человека.
Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет,важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненномуритму. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмахкостно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижностьсуставов).
Особое значение трудовая терапия приобрела при лечениипсихических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляциибольного от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми,снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация вниманияна выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний. Значениетрудовой активизации для душевнобольных, сохранения их социальных контактов входе совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как видмедицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии. (Кроме того,трудовая терапия позволяет приобрести определенную квалификацию.) Положениеинвалидов, работающих на конкретных рабочих местах, решается в регионах, напредприятиях в рамках действующего законодательства и локальных правовых актов.Одним из примеров такого решения проблем занятости инвалидов на региональномуровне, в частности, является принятие в 1997 году по инициативе областнойслужбы занятости губернатором Челябинской области постановления от 30.07.97.№563 «О мерах по обеспечению занятости инвалидов и других категорий граждан,особо нуждающихся в социальной защите», устанавливающего на территории областидля всех организаций с численностью работников свыше 30 человек обязательнуютрехпроцентную квоту для приема на работу инвалидов. При наличиизаконодательной базы по введению квоты для приема на работу инвалидов(федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Озанятости населения в Российской Федерации») на уровне региона был принятнормативно-правовой акт, регулирующий механизм и порядок установления квоты –постановление губернатора Челябинской области от 01.12.97. №789 «Об утвержденииВременного порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов» (вред. Постановления губернатора области от 08.10.1998. №508). (11. – С.117-122).
В результате была значительно расширена база рабочих местдля трудоустройства инвалидов. Рабочие места, предоставляемые ежемесячноработодателями, не выполняющими установленную квоту, составляют областнойспециализированный банк вакансий для инвалидов, который содержит в настоящеевремя от 600 до 800 вакансий. Финансовые средства, поступающие отработодателей, не выполняющих установленную квоту, являются дополнительнымисточником для создания рабочих мест для инвалидов. Проблема занятостиинвалидов должна решаться путем разработки и реализации региональных программзанятости инвалидов, объединяющих все финансовые ресурсы региона. В Челябинскойобласти политика занятости инвалидов нашла отражение в областноймежведомственной «Программе профессиональной реабилитации и содействиязанятости инвалидов», реализовавшейся в 1998–2000 годах и в разрабатываемой внастоящее время аналогичной программе на 2001– 2003 годы. В этих программах, наоснове реальных потребностей инвалидов (по данным индивидуальных программреабилитации инвалидов) и реальных источников финансирования, во взаимодействиис заинтересованными ведомствами, общественными организациями инвалидов ирешается проблема трудовой занятости инвалидов в регионе. В 1998–2000 годуорганами медико-социальной экспертизы области было разработано 5 196 ИПР ссоответствующими рекомендациями по профессиональной реабилитации и показаниямипо трудоустройству, из них 14 – для инвалидов I группы, 139 – II группы и 5 043– III группы. Все эти инвалиды являются потенциальными клиентами службызанятости, кроме тех, конечно, кто выберет самостоятельный поиск работы.Приводим результаты разработки органами медикосоциальной экспертизы областииндивидуальных программ реабилитации инвалидов в 1998–2000 годах. ОрганыГосударственной службы занятости в решении проблем содействия трудоустройствуинвалидов используют наряду с так называемыми «пассивными» направлениями(поддержание доходов инвалидов – пособия по безработице, материальная помощь) и«активные» направления политики занятости (трудоустройство на квотированные,новые, созданные с участием службы занятости рабочие места, профессиональнаяориентация и профессиональное обучение, участие в общественных работах,содействие предпринимательству). Бытовая реабилитация — это предоставлениеинвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальныевело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.). Впоследнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие вспортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детямпреодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому,корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец,включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вестисамостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятияс клиентом, который получил инвалидность в результате общего илипрофессионального заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплексэтих мероприятий, ориентироваться на конечную цель — восстановление личного и социальногостатуса инвалида — и учитывать метод взаимодействия с клиентом, предполагающий:
¾       апелляцию к личности клиента;
¾       его партнерство с социальным работником в реализации целейреабилитации;
¾       разносторонность усилий, направленных на различные сферыжизнедеятельности инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
¾       единство воздействий биологических (медикаментозное лечение,физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.)факторов;
¾       определенную последовательность — переход от одних воздействий имероприятий к другим.
Целью реабилитации больных и инвалидов должна быть не тольколиквидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающихболее оптимально приспособиться к окружающей среде.
В этой связи особое значение при проведении реабилитационныхмероприятий приобретает экспертиза трудоспособности и рациональноготрудоустройства.
Такое восприятие реабилитации позволило М.М. Кабановуопределить ее как динамическую систему взаимосвязанных компонентов(медицинских, психологических, социальных), направленных на достижение конечнойцели (восстановление статуса личности) особым методом, стержневым содержаниемкоторого является обращение (апелляция) к личности больного. (18. – С.156).
При проведении реабилитационных мероприятий необходимоучитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональномустрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемыхпсихосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения.Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются наразличных этапах адаптации больного к новым условиям жизнеобеспечения.
При разработке реабилитационных мероприятий необходимоучитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальнойсреде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе синвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения,ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна исуществует для удобства разработки мероприятий.
Тем не менее реабилитация отличается от обычного лечениятем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника,медицинского психолога и врача, с одной стороны и клиента и его окружения (впервую очередь семейного) — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальномуприспособлению клиента к социальной среде. Лечение в данной ситуации — этопроцесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация большеадресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются взависимости от этапа. Если задача первого этапа — восстановительного. —профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующихэтапов — приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и трудовоеустройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды.Формы воздействия при этом разнообразны — от первоначального активногобиологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью,роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитациизависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматикиособенностей личности больного и социальных условий.
Таким образом, социальный работник обязан учитывать, чтореабилитация — это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий,направленных не только на самого клиента, но и на его окружение — в первуюочередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационнойпрограммы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия итерапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) винтересах клиента может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий напсихические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный собучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля;как средство коммуникации. В процессе реабилитации происходит изменениеориентации — от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической(установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими ирешается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственныхучреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.

Заключение
Итак, из всего вышеизложенногоможно сделать следующие выводы.
Социальная поддержка и реабилитацияинвалидов, — процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействиеобщества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. В целях их социальнойзащиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения,реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерномудоступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей сограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание,летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если непроводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями,имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильнойинтеграции в общество. Деятельность в сфере социального обслуживания строитсяна следующих принципах: соблюдение прав человека и гражданина; предоставлениегосударственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равныхвозможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилоговозраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания;ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности гражданпожилого возраста и инвалидов; приоритет мер по социальной адаптации гражданпожилого возраста и инвалидов; ответственность органов государственной власти,органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц заобеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социальногообслуживания.
Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные смикросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место ит.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды,социальные группы, рынок труда и т.д.).
Особую категорию«объектов» обслуживания социальными работниками представляет семья, вкоторой имеется инвалид,  нуждающийся в посторонней помощи.
Психологический аспект отражает какличностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так иэмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом.Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения иявляются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано,прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями,приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующейсоматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характернымидля большинства инвалидов. Кроме того, в значительной степени социальнаянезащищенность этих групп населения связана с наличием психологическогофактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватныйконтакт с ним.
Под реабилитацией понимается система мероприятий, целькоторых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных иинвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду.Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную системугосударственных, медицинских, психологических, социально-экономических,педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Проблема всестороннейпрофессиональной реабилитации и занятости инвалидов, включения их в активнуюобщественную жизнь является актуальной для всего мирового сообщества. ДляРоссии она обострена как в силу отсутствия ее практического решения, так и попричине неблагоприятной динамики роста численности инвалидов с учетом факторовсовременной экономической ситуации.

Список использованной литературы
 
1.     Всеобщая декларация прав человека(принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от10 декабря 1948 г.) // «Библиотечка Российской газеты», выпуск N22-23, 1999 г.
2.     Конвенция Международнойорганизации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов(Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов //Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.
3.     Всемирная декларация обобеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.)//Дипломатический вестник", 1992 г., N 6, с.10.
4.     Декларация о правах умственноотсталых лиц –М., Юристъ, 2001.
5.     Декларация о правах инвалидов(утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
6.     Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831).
7.     Основы законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // ВедомостиСъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
8.     Федеральный закон от 24 ноября1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября1995 г. N 48, ст. 4563.
9.     Постановление Правительства РФ от13 августа 1996 г. N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» //СЗ РФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4127
10.    Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. –М.: Педагогика, 2001.
11.    Бочко М.Э. Занятость инвалидов в регионе: проблемы, путирешения  // Вестник Челябинского Университета – 2007. — №1. С117-122 
12.     Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методымедико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. 
13.    Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я.Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.;Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департаментпроблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
14.    Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологическиепроблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред.В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000.
15.    Деятельность психолога в службах медико-социальнойэкспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийскойнаучно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. – М.,2002.
16.    Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»).–  С.196.
17.    Правовая защита семей,воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов / Сост. О.В. Павленко, Д.А.Туболев, Л.К. Грачев. — М., 2006.
18.    Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред.д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.С.427


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.