Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияКонтрольная работа
по социологии
Вариант № 6
Содержание:
1. Социализация личности.
2. Теория социальнойстратификации и социальной мобильности.
Литература
Социализацияличности
Социализация – этопроцесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей,необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретномобществе.
Если понаблюдать заповедением родившегося ребенка, не трудно заметить его зависимость от взрослых.Люди не обладают врожденными образцами поведения, и у них отсутствуетизначальная приспособленность к жизни в обществе. Они вынуждены осваиватьнавыки необходимые для выживания. Если у животных подобные навыки запрограммированыв генах, то человек приобретает их в процессе социализации.
В результате социализациичеловек становиться личностью, у него возникает самосознание и образ собственного«Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразнымзеркалом, в которое он смотрится. «Подобно тому, как мы видим в зеркале своелицо, фигуру и одежду и они представляют для нас интерес, потому чтопринадлежат нам, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как вмыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки,характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас» – писаламериканский социолог Чарльз Хортон Кули.
Он полагал, что осознаниечеловеком своего «Я», складывается из трех компонентов:
1) того, как, по нашемумнению, нас воспринимают другие («я думаю, что люди обращают внимание на моюодежду»);
2) того, как ониреагируют на то, что видят («они видят мою одежду, и она им нравится»);
3) того, как мы отвечаемна воспринятую нами реакцию («поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредьодеваться подобным образом»).
Социализацияосуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальныхсвязей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороныобщества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла изначения тех или иных поступков, социальных норм и ценностей, освоениясоциальных ролей, прав и обязанностей – происходит обучение человекаэлементарным правилам человеческого общежития.
В результате социальноговзаимодействия осуществляется интернализация, т.е. превращение внешних норм ипредписаний во внутренние правила поведения и убеждения. В связи с этим невозможна не только самооценка, но и самопознание изолированного индивида,подобного Маугли или Робинзону Крузо. «Дети джунглей», воспитанные в животнойсреде, усваивают только их повадки, и даже вернувшись в общество, они нестановятся личностями. Их называют феральными людьми – не ставшие полноценнымичленами общества по причине их изоляции от общества, формирования их внеобщения с людьми (семьей, близкими, социальной группой).
Главное назначениесоциализации состоит в переходе человека из биологического существа всоциальное, в обретении личностью самостоятельности и определения своегосоциального места в обществе. Этот процесс растянут во времени: он начинается смомента рождения и заканчивается смертью. Человек на протяжении всей жизнивыполняет значительное число ролей, освоение которых вызвано конкретнымиобстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством ит.д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своимсоциальным ролям.
В теории ролейсоциализация понимается как непрерывный процесс освоения социальных ролей наоснове межличностного взаимодействия. Американский психолог Джордж Герберт Мидсчитал: формирование собственного «Я» происходит не только в результатереагирования человека на какой-то стимул, но и по причине его принадлежности ккакой-либо социальной группе, что делает его носителем определенных прав иобязанностей. Социализация, как процесс формирования личности, по Дж. Миду,включает три стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей. Перваястадия – имитация. Дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Выражаетсяв том, что с помощью игрушек они совершают те же действия, что и родители(«варят суп» на игрушечной плите и т.д.). Вторая стадия – игровая. Детипонимают поведение, как исполнение определенных ролей: врача, папы, мамы и т.д.в процессе игры они приписывают своим персонажам определенный характер,интонации, смысл. На этой стадии формируется человеческое «Я» благодаря реакциина воздействие со стороны значимых для себя людей: родственников, близких. Третьястадия – коллективная игра. Дети учатся осознавать ожидания не только отдельновзятого человека, но и целой группы. На этой стадии формируется чувствосоциальной идентичности, т.е. принадлежности к группе, обществу.
Некоторые авторырассматривают социализацию как ответ на кризис. В основе социализации лежит преодолениекризисов, которые выступают основой развития личности в течение всей жизни.Американский психолог Эрик Эриксон, родившийся в Германии и испытавший влияниеЗ. Фрейда, выделяет 8 стадий, в основе которых лежит специфический кризис. Переходот одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешениякризиса. Пять первых стадий приходится на детство, а три последующиесоответствуют этапам жизни взрослого человека: 6) одиночество – когда взрослыйчеловек стремится к искренним и доверительным отношениям с постояннымпартнером, и если это не удается, то люди расстаются; 7) застой (среднийвозраст) – осуществление родительских функций и особый интерес к карьере; 8)отчаяние (старость) – люди подводят итоги своей жизни: либо они испытывают чувствогоречи, либо спокойно встречают старость.
Обобщая исследованияразличных ученых, можно выделить этапы социализации, которые соответствуютжизненным циклам человеческой биографии, т.е. наиболее важные периоды встановлении личности: детство, юность, студенчество, служба в армии, выборпрофессии, семейная жизнь, выход на пенсию. Все эти жизненные циклы можнообъединить в два больших этапа: 1) ранняя социализация (до 15-18 лет); 2)поздняя социализация (т.е. вступление во взрослую жизнь). Самый главный этап –первый, поскольку именно в его рамках происходит становление личности.
В разных культурныхсредах, в различных обществах границы этих этапов могли смещаться. Например, вДревнем Риме можно выделить три этапа социализации:
1) до 6 лет – малолетние,лишенные каких-либо прав и зависящие от родителей (опекунов);
2) от 6 до 12 (девушки) идо 14 (юноши) – частично дееспособные, т.е. они уже имели права, моглизаключать сделки и выходить замуж (жениться);
3) с 25 лет – полностьюдееспособны.
Формирование личностипроисходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп,институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенныеценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институтысоциализации. Среди них выделяются:
- отдельныеличности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обученияи воспитания (учитель, родители)
- учреждения –институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют еепротекание (школа, ВУЗ)
По характеру воздействияагентов социализации выделяют первичную и вторичную. Агентами первичнойсоциализации являются родители, родственники, семья, друзья, учителя и т.д. Всеони составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказываетнепосредственное воздействие на индивида. Агентами вторичной социализациивыступают администрации школы, ВУЗа, предприятия, институты государства: армия,милиция, суд, а также церковь, СМИ, политические партии и т.д.
На различных этапахсоциализации роль агентов не одинакова. В младенческом возрасте особое значениеприобретает отношения ребенка с родителями, родственниками, братьями, сестрами,которые являются основными агентами социализации. На следующей стадии на ряду сосновными агентами появляются дополнительные, которые в своем влиянии болееспециализированы, т.е. формируют конкретные качества (учителя, воспитатели,врачи и т.д.). Существенное значение в процессе социализации приобретаютсредства массовой информации, особенно телевидение, поскольку информациятелепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечиваетусвоение ценностей и стандартов поведения.
На стадии от 8 до 15 летособая роль принадлежит малым социальным группам ровесников. С помощью группысверстников облегчается переход от родительской опеки к взрослости,раскрываются те или иные индивидуальные качества, ранее подавленные авторитетомотца или заботой матери.
Иногда мы можем наблюдатьмальчика играющего в куклы, деградирующего взрослого человека, потерявшегоработу, человека покинувшего мирскую жизнь и ушедшего в монастырь. Все этослучаи не удавшейся социализации, вызванные нарушением в ее процессе.
Одной из причин такихнарушений является депривация, т.е. отсутствие родительской заботы, котораяоказывает влияние на эмоциональное и психологическое здоровье и познавательныеспособности ребенка. Последствиями нарушений могут выступать психическиеотклонения, различные виды беспокойств, деградация личности, преступность.Особенно остро это проявляется в экстремальных ситуациях.
Теориясоциальной стратификации и социальной мобильности
Социальная стратификация – это то же самое, что социальное расслоение. Термин«расслоение» буквально означает разделение всего общества на слои, то естьгруппы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.
Социальное расслоение – процесс образования слоев среди населенияи его результат. Исходная точка этого процесса – социально однородное общество,т. е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальномуположению. На латинском языке ему соответствуют два термина, принятых всовременной науке социологии, – дифференциация и стратификация.
Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, делениена бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытномобществе неравенство было незначительным, Поэтому стратификация там почтиотсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделилолюдей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, апозже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты)запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешен. Свободасоциальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество:закрытым или открытым.
Теория стратификацииПитирима Сорокина.
П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некоепространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями иотношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая иопределяет социальное положение любого человека. В многомерном пространствевыделяются две главные оси координат – ось X и ось У. Кроме них П.Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую,политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описываетрасслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа – неравномерноераспределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти ивлияния. Ее подвид, экономическое расслоение, означает неодинаковостьэкономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства,которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных ибогатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов,которая опутала, подобно гигантской паутине, все общество. Она включаетавторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация –разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни изкоторых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательновключает руководителей различного ранга и подчиненных.
Для экономической стратификации показательны два явления, которыеСорокин называет флуктуациями:
1) обогащение и обеднение группы либо общества;
2) уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды.
Оперируя огромным статистическим материалом, он доказывает, чтонет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года нестановились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивойтенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодамиобеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке.Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически, за обогащениемследует обнищание. Мелкие циклы – 3-5, 7-8, 10-12 лет, крупные — 40-60 лет.Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогрессачеловечества – постоянного улучшения экономического положения.
Сравнив различные классы, эпохи и страны, он неожиданно обнаружил,что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой,тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних инизших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она тоувеличивалась, то сокращалась. Это значит, что богатые не богатеют, а бедные небеднеют постоянно. Вместо прямолинейного процесса существуют периодическиефлуктуации. Они равны 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые ценыв истории, то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явлений – бедностии мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национальногодохода в пользу того или другого класса.
В обществе, основанном на частной собственности, нет социальныхпотрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как толькочастную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальныхпотрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировалибогатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой идовели ее до соотношения 175:100.
Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи вистории единичны, они служат предвестием грядущей катастрофы, после которойобщество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И вкоммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Человечестводолжно усвоить простую истину, считает Сорокин: либо плоская пирамида всеобщегоравенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежнымнеравенством. Третьего не дано.
Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивается, это означает, чтопоявляется чрезмерное социальное расслоение. Когда расслоение достигает пика,следует социальная катастрофа – революционно-уравнительная лихорадка. Возможныдва исхода: либо общество сразу возвращается к нормальной форме стратификации,либо идет к ней через «большую катастрофу». Первый путь ближе к реформам,второй – к революции.
Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояниемежду токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние междурабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий –подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так,что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.
Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальникаи подчиненного, а как всего лишь работников, выполняющих разные трудовыефункции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Неравенство расстояний между статусами – основное свойствостратификации. У нее четыре измерительные линейки, или оси координат. Все они расположенывертикально и рядом друг с другом:
* доход;
* власть;
* образование;
* престиж.
Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельныйиндивид или семья в течение определенного периода времени, скажем одного месяцаили года.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной иличастной школе или вузе.
Власть измеряется количеством человек, на которых распространяетсяпринимаемое вами решение (власть – возможность навязывать свою волю или решениядругим людям независимо от их желания).
Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеютвполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит внеэтого ряда, так как это субъективный показатель.
Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого,интеллектуального труда, то нижнюю – представители преимущественно физическогомалоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У нихнаименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четыремизмерениям стратификации, составляют одну страту.
Доход, власть, престиж и образование определяют совокупныйсоциально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. Втаком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше мыотмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что онвыполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статусхарактеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытоеобщество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. Ктаким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статусхарактеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, гдедопускаются свободные переходы людей вниз и вверх. К такой системе относятклассовый строй. Наконец, феодальное общество, с присущим ему сословнымустройством, следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительнозакрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они неисключаются.
Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии.Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своегостатуса, называется социальной мобильностью. Неожиданное возвышение человекаили его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищийвдруг становится богачом, бедный принц – королем, а трудолюбивая Золушкавыходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
Однако человеческая история складывается не столько изиндивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На сменуземельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированныепрофессии вытесняются из современного производства так называемыми «белымиворотничками»: инженерами, программистами, операторами роботизированныхкомплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества,поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошлив российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они исегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия:все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Какправило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное.
Существуют два основных вида социальной мобильности –межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная игоризонтальная. Эти виды и типы, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы,которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают болеевысокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем ихродители. Пример: сын шахтера становится инженером.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот жеиндивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняетсоциальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарьстановится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министроммашиностроительной отрасли.
Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй – ккратковременным процессам.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты(сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещениясуществует восходящая мобильность и нисходящая мобильность. Повышение вдолжности – пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование – примернисходящей.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из однойсоциальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примеромслужат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одногогражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной профессии в другую.Подобные движения происходят без заметного изменения социального положений ввертикальном направлении.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическаямобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещениеиз одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступаетмеждународный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно,переход с одного предприятия на другое.
Если к перемене места добавляется перемена статуса, тогеографическая мобильность превращается в миграцию. Если житель приехал вгород, чтобы навестить родственников, то это графическая мобильность. Если жеон переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, тоэто уже миграция. Он поменял профессию.
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияет пол, возраст,уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые имужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чащеиспытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровеньрождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Молодым свойственна профессиональная, людям среднего возраста — экономическая, пожилым — политическая мобильность. Уровень рождаемостинеодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, большедетей, у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимаетсяпо социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сынбогача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамидывсе равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни водном классе люди не планируют точное количество детей, необходимое длязамещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятиетех или иных социальных позиций в разных классах разное.
Профессионалы и квалифицированные служащие не имеют достаточнодетей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении.Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеютна 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать,в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современномобществе.
Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает длявертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальноймобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могутбыть перенаселены или недонаселены.
Можно предложить классификацию социальной мобильности по инымкритериям. Так, например, различают:
• индивидуальную мобильность, при которой перемещение вниз, вверхили по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других;
• групповую мобильность, при которой перемещения происходят коллективно,к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующиепозиции новому.
Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определеннымобразом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальноймобильности больше соответствует достигаемый, а групповой – приписываемыйстатус.
Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когдаповышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты,ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков,прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы в Индии стали высшейкастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находилисьнаравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людейбыли освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие ихпрежние хозяева опустились.
Переход от наследственной аристократии к плутократии имел те жепоследствия. В 212 г. н. э. почти все население Римской империи получило статусримского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиесянеполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров нарушилосоциальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старыеаристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывалиновые династии и новую знать.
Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, азаканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами истилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точкизрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиямостается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанинво дворянстве.
Таковы главные виды, типы и формы социальной мобильности. Кромених иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека илицелых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством, с согласиясамих людей, или без их согласия. К добровольной организованной мобильностиследует отнести так называемый социалистический оргнабор, например общественныепризывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованноймобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачиваниев годы сталинизма.
От организованной мобильности надо отличать структурнуюмобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства ипроисходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение илисокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В50–70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.
Литература
Мухаев Р.Т. Социология: Учебник длявузов. – М.: «Книга сервис», 2003
Кравченко А.И. Социология: Учебник. –М.: «Проспект», 2004