Реферат по предмету "Социология"


Современное толкование сущности социального конфликта

Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский национальный университет им. Владимира Даля
Кафедра: Социологии
РЕФЕРАТ
Тема: «Современное толкование сущности социального конфликта»
Выполнил: студентгруппы
Преподаватель:доцент 
Луганск 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. 4
1.Современное толкование сущности социального конфликта. 9
2.Многообразие социальных конфликтов и проблема их    типологизации. 14
Внутриличностный конфликт. 16
Конфликт между личностью и группой. 17
Межгосударственный конфликт. 20
Другие типы конфликтов. 22
Типология конфликта. 23
3. Рольконфликтов в жизни украинского общества. 25
Вывод… 29
Приложение. 31
Списоклитературы… 32
Вступление
Актуальность данной темы: я думаю, что тема данного рефератаявляется актуальной в наше время т. к. в мире почти каждый день происходят социальныеконфликты по разным причинам. На данный момент, я считаю в Украине «возбудителем»социального конфликта является политический кризис.
Объект данной работы: социальный конфликт
Задачи данной работы:
1) Рассмотреть современное толкование сущности социальногоконфликта;
2) Перечислить многообразие социальных конфликтов ирассмотреть проблему их типологизации;
3) Проанализировать роль конфликтов в жизни украинскогообщества;
4) Сделать выводы.
Цель данной работы: рассмотреть современное толкованиесущности социального конфликта;
Степень разработанности данной темы: «Пионерамиотечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами являютсясоциологи. В 1924-1929 гг. они активно изучали трудовые конфликты в условияхнэпа. Первой работой явилась брошюра П.О. Гриффина и М.И. Могилевского „Трудовыеконфликты и порядок их разрешения“. Разнообразие социальных противоречийэтого периода предопределило многообразие форм их разрешения. Одной из нихвыступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты,погромы и другие формы борьбы за свои права. Социологами изучалисьпреимущественно стачки и трудовые споры. Существовавшие в 20-е годыстатистические материалы по трудовым конфликтам были открыты для всегоуправленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сферетруда процессы и принимать своевременные меры по разрешению противоречий.
С 1930 г социологические исследования трудовых конфликтов испоров прекращаются. После того как XVIII съезд партии в 1939 г. сделал вывод осоциально-политическом единстве советского общества, его развитие сталорассматриваться как бесконфликтное.
В последующие годы (1982-1988 гг.) количество издаваемыхработ уменьшилось: ежегодно в среднем по 5 публикаций. С 1989 г. социологи активноразрабатывают проблему конфликта, ежегодно издаются десятки работ: только в1993 г было опубликовано 70 работ» [1, 56].
«В 60-х годах XX века целый ряд важных нововведений всоциологическую теорию конфликтов внес Льюис Коузер. Он считал, что конфликт представляетсобой борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы,борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущербаили уничтожение соперника. Исходя из такого понимания сущности конфликтногопротивоборства, он утверждал: „В каждом типе социальной системы существуютвозможности для конфликта, поскольку отдельные индивиды и группы склонны времяот времени предъявлять встречные притязания на ресурсы, количество которыхограничено, престижные или властные позиции“.
В конфликтном функционализме Л. Коузера при многоаспектномрассмотрении основных параметров конфликтов — остроты, длительности,интенсивности и др. все-таки первенствующее значение предается выяснению ихфункций. Здесь дается обширная кодификация функций социальных конфликтов.
Наиболее важные из них таковы:
1) усиление сплоченности членов группы;
2) более четкое разграничение между враждующими группами;
3) усиление интегративности социальной системы;
4) повышение степени адаптивности системы к изменяющимсяусловиям.
Л. Коузер утверждал, что конфликт способен выполнить важнуюинтегрирующую роль в социодинамике социальной группы. Он, в частности,сплачивает группу, способствует установлению идентичности группы в границах,отличающих ее от других групп. Кроме того, конфликт сохраняет существованиегруппы как единой целостности, играя при этом роль предохранительного клапана,который способствует выходу вовне накапливающихся враждебных чувств и тем самымсдерживает возможные дезинтеграционные процессы в этой общности. С точки зренияЛ. Коузера, социальный конфликт играет важную роль во взаимодействии различныхгрупп. Он утверждал, что „конфликт служит для установления и сохраненияидентичности и линии разграничения между группами и сообществами. Конфликт сдругими группами способствует установлению и утверждению идентичности группы вграницах, охраняющих от окружающего мира.
Таким образом, социальный конфликт, с точки зрения Л. Коузера,не всегда дезорганизует взаимоотношения, внутри которых он возникает, напротив,конфликт зачастую становится необходимым для их сохранения, поддержания иупрочнения. Признавая, что конфликты при определенных условиях способныпривести к разрушению и дезинтеграции социальных систем, Л. Коузер, тем неменее, особо выделял позитивные функции конфликта, позволяющие сохранять иливосстанавливать интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимсяусловиям. Он полагал, что, приводя к нарушению интеграции составных частейсоциального целого и тем самым к его временной дезинтеграции, социальныеконфликты своим долговременным действием при определенных условиях (тенденция кснижению остроты, сосредоточенность не на индивидуальных, а на общественнозначимых интересах и целях и др.) делают социальную структуру более гибкой, аэто, в свою очередь, усиливает способность системы избавляться при помощиконфликтов от грозящих ей в будущем нарушений равновесия. Но, становясьвследствие возникновения и разрешения конфликтов более динамичной и гибкой,система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.“Общество, раздираемое дюжиной противоречий, имеющих всевозможнуюнаправленность, в действительности находится в меньшей опасности бытьнасильственно разорванным на части, чем общество, в котором возник всего одиноднонаправленный раскол. Каждое новое столкновение способствует уменьшениюмасштаба всех других, пересекающихся с ним, конфликтов. Поэтому можно сказать,что общество скреплено своими внутренними конфликтами».
Такая констатация подводит Л Коузера к очень важному выводуо различении двух типов социальных систем в зависимости от того, в какойстепени эти системы проявляют терпимость либо, напротив, нетерпимость кконфликтам. Если социальные системы жесткого, тоталитарного типа стремятсяподавить конфликты, то открытые, гибкие социальные системы допускаютвозможность и даже желательность множества конфликтов, которые возникают вразличных сферах, по различным поводам и поэтому втягивают в свои орбитынемногочисленные враждующие группы. «В гибких социальных системахмножественные конфликты пересекаются друг с другом, предотвращая этим серьезныепотрясения осевых структур. Позволяя непосредственное и прямое выражениеспорных претензий, такие социальные системы способны перестраивать своиструктуры, ликвидируя источники неудовлетворенности. Многочисленные конфликты,с которыми они сталкиваются, устраняют причины группового разобщения ивосстанавливают единство. Такие системы используют терпимость иинституционализацию конфликта в качестве важного стабилизирующего механизма»[4, 115].
«Возможно, XXI век поставит человечество передальтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последнимвеком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибелилюдей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военныеконфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства,самоубийства — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли внынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное, но неудержимоесовершенствование и распространение оружия массового поражения, испытаниеядерного оружия Индией и Пакистаном свидетельствуют о возрастании опасностивойны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторовразвития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказываютопределяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самимсобой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека» [1, 5].
«Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все вних участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаютсяопередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязатьпротивнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Всвязи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путемподчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника,стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целаябитва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалицийдля объединения усилий в борьбе — это всего лишь некоторые проявлениясоциальных конфликтов» [2. глава №4].
Я считаю, что и в наше время в котором мы сейчас живем частосталкиваемся с конфликтными ситуациями. Например: 1) в транспорте, когда едемна работу; 2) непосредственно на работе; 3) в кругу друзей и близких и. т.д.
1. Современное толкование сущности социальногоконфликта
«В отечественной литературе большинство определенийконфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том,что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта,представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами исоциальными общностями, направленными на достижение определенных интересов ицелей.
Приведем для примера некоторые из определений конфликта:
Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт — это важнейшая сторонавзаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Этоформа отношений между потенциальными или актуальными субъектами социальногодействия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами,интересами и потребностями» [6, 96].
Я согласен с определением социального конфликта которыйпредложил Л.Г. Здравомыслов т. к. при взаимодействии людей друг с другом можетвозникнуть социальный конфликт из-за разных интересов ценностей, взглядов, ипотребностей в жизни.
«Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт — это явное илискрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей итенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновениесоциальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку,особая форма исторического движения к новому социальному единству» [7, 54].
«А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычнопонимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватитьтерриторию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, ихсобственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки илиобороны» [8, 54].
«Конфликт социальный — попытка достижениявознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или дажеуничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренцииконфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жесткимведением борьбы.
Высшей формой противоречий в социальных процессах являетсясоциальный конфликт. Он характерен для определенного типа взаимоотношений ивзаимодействий между социальными общностями и охватывает все виды социальныхпроцессов, в которых они участвуют. Следует отличать социальные конфликты отиндивидуальных, в которых принимают участие отдельные люди. Подчеркнем, что врамках социальных процессов имеют место прежде всего социальные конфликты.
В отечественной литературе наиболее полное определениесоциального конфликта дал Е.М. Бабосов (»Социологический словарь"):«Конфликт социальный — предельный случай обострения социальныхпротиворечий, выражающийся в столкновении интересов различных социальныхобщностей — классов, наций, государств, различных социальных групп, социальныхинститутов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различиемих интересов, целей, тенденций развития.
Конфликты в отечественной социологии стали изучатьсравнительно недавно, с середины 1980-х гг. (Ф.М. Бородкин, А.К. Зайцев, А.Г. Здравомыслов,Н.М. Коряк и др.). Причины столь позднего внимания к конфликтам вполнеобъяснимы, и они заключаются не столько в отсутствии к ним социологическогоинтереса, сколько в существовании „табу“ на некоторые проблемы, в томчисле и на эту. Общество „развитого социализма“ по определению немогло быть изнутри конфликтным, в нем признавалось наличие лишь некоторыхпротиворечий, среди которых антагонистическим не находилось места.
К. Маркс был основателем первой социологической парадигмыконфликта. Согласно Марксу, именно конфликты объясняют социальные процессы иизменения, именно они пронизывают жизнь общества во всех его направлениях,именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новомуобществу.
Идеи Маркса о всеохватности и универсальности социальныхконфликтов, о том, что они пронизывают жизнь общества в целом, в той или инойформе поддержали социологи последующих поколений. В конце XIX — начале XX в. подобные(однако вместе с тем и отличающиеся) положения высказывали Г. Зиммель, М. Вебери В. Парето. В современной социологии наиболее последовательно выражают позициювсеобщности и универсальности конфликта, его ведущей роли в жизни обществаанглийский социолог Р. Дарендорф (живший до 1960-х гг. в Германии) иамериканский социолог Л. Козер.
Они полагают, что конфликт является естественным результатомлюбой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом основнойсоциальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и социальныхпроцессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересахобщества и отдельных социальных групп, необходимо не „разрешение“(против этого термина резко выступал Дарендорф, считая, что он создает ненужнуюиллюзию полного устранения конфликта), а „регулирование“. Для этогодолжны быть созданы специальные социальные институты с соответствующимиполномочиями для регулирования конфликтов, принимающие решения, обязательныедля конфликтующих сторон; эти институты вырабатывают правила поведения для них(что также признается данными сторонами); власти максимально способствуютреализации арбитражных функций.
В социологической науке существует и иная парадигма конфликта,основанная на признании его неестественности и опасности для общества. Конфликтрассматривается как социальная болезнь. Такой точки зрения придерживаются Э. Дюркгейм(из классиков мировой социологии), Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Бродаль (изсовременных социологов). Особенность этой парадигмы состоит в том, что конфликтхарактеризуется как нарушение структурно-функционального равновесия всоциальном процессе (Парсонс), поэтому главная задача — вовремя конфликтобнаружить и принять эффективные меры по его преодолению. Сам конфликтрассматривается как социальный процесс, имеющий свою биографию (история, корни,фон, кризисы, поворотные точки), свои фазы и этапы» [3, 537-538]
«Важным этапом развития социологии конфликтов сталатеория, разрабатываемая Ральфом Дарепдорфом. Эта теория исходит из наличияклассов в индустриальном обществе и вытекающих отсюда отношений господства иподчинения, приводящих не только к противоположности интересов, но и косознанию такой противоположности представителями противоположных классов. Чемглубже осознается противоположность интересов, тем более различные общностилюдей, дифференцирующиеся на носителей господства либо подчинения, изсоциальных квазигрупп преобразуются в конфликтные группы, столкновение которыхи приводит к социальному конфликту» [4, 114 — 116].
«Конфликт — весьма сложное социальное и психологическоеявление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходныхметодологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Прежде всего, необходимо максимально четко определитьсодержание, которое мы вкладываем в понятие „конфликт“, обозначив темсамым границы предметной области конфликтологии. Наиболее распространены дваподхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется какстолкновение сторон, мнений, сил, т. е весьма широко. При таком подходеконфликты возможны и в неживой природе. Понятия „конфликт“ и „противоречие“фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается впонимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей,интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либоотдельный человек, либо люди и группы людей.
Прогресс науки, особенно на этапе ее становления, зависит оттого, насколько удачно определены границы предмета ее изучения. Важно, с однойстороны, не упустить ничего, так как при этом теряется системное представлениео предмете, с другой стороны — не включить в предмет ничего лишнего, посколькуэто приводит к расширению круга изучаемых явлений, увеличению объемаисследовательской работы. Кроме того, важно уже в определении предмета повозможности точно раскрыть сущность изучаемого явления. В этой связицелесообразно внести в понимание конфликта два принципиальных уточнения.
Прежде всего, мы полагаем необходимым сузить широкоепонимание конфликта и считать, что конфликты возникают только при социальномвзаимодействии. При этом если социальное взаимодействие понимать в широкомсмысле, то в него целесообразно включить и взаимодействие между животными. Такаяпозиция на сегодняшний день обоснована в достаточно большом количестве работ,посвященных различным аспектам проблемы биосоциальной эволюции. Поэтому вобъект конфликтологии, по нашему мнению, необходимо включить зооконфликты — конфликтыв животном мире. В неживой природе конфликтов нет, там есть противоречия,противодействия, столкновения и. т.п.
Второе уточнение касается сути конфликта. Представляется,что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия,столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия,в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможныепротиворечия возникают везде и всегда, но только незначительная часть ихразрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольночасто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она — впротиводействии субъектов конфликта в целом.
Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острыйспособ разрешения значимых противоречий, возникающие в процессе взаимодействия;заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийсянегативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживаютпри этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивногоединоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне непроявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являютсяпредконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться втрех сферах: общении, поведении, деятельности.
Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзяузнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются тезакономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянииисследовать наука на данном этапе своего развития» [1, 80-81].
2. Многообразие социальных конфликтов и проблема ихтипологизации
По мнению А.Г. Здравомыслова, конфликт — это «формаотношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия,мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересамии потребностями.
А.Г. Здравомыслов выделяет три основные группы конфликтов:
1) конфликты по поводу жизненных средств;
2) конфликты как столкновения интересов;
3) ценностные конфликты.
Первая группа касается конфликта потребностей и связана,прежде всего, с распределением жизненных средств. Такие конфликты возникаютиз-за ограниченности ресурсов и — в качестве результата — возможностейудовлетворить в достаточной степени как краткосрочные, так и долговременныепотребности. Они могут быть весьма длительными и напряженными. Так, уженесколько лет в Украине возникают, временно затухают и потом вспыхивают с новойсилой конфликты в связи с задержками и невыплатой заработной платы, в которыхучаствуют десятки миллионов человек.
Вторая группа конфликтов связана со столкновением интересов.В отличие от потребностей, стимулирующих людей (социальные общности) к обладаниюжизненно необходимыми благами, интересы ориентируют субъектов социальныхпроцессов на определенный тип взаимодействия. В ряде случаев оно выступает вформе столкновения, цель которого — нейтрализовать, нанести ущерб или дажеуничтожить противоположную сторону конфликта. Некоторые международные процессы,сопровождающиеся столкновением противоположных интересов сторон, приобретаютхарактер военных конфликтов.
Третья группа конфликтов имеет ценностный характер. Еслипервые две группы чаще всего сопровождаются „материализованными“акциями социальных общностей (стачки, забастовки, голодовки, военные действия ит.д.), то конфликты ценностей имеют преимущественно „идеологизированную“направленность. В них сталкиваются противоположные оценки и трактовки целей,перспектив тех или иных общественных процессов» [3, 536-537].
«Одним из наиболее широких и очевидных основанийклассификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонамконфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные;
2) межличностные;
3) между личностью и группой; 4) межгрупповые;
5) межгосударственные (или между коалициями государств).  Внутриличностный конфликт
Носитель внутриличностного конфликта — отдельная личность. Содержаниеэтого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности,порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З.Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия междужеланиями „Оно“ и „Сверх-Я“ (инстинктивными побуждениями иморальными чувствами и требованиями). Эти конфликты по своей природе исодержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиямимотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональнымнапряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякийдругой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е.иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. В общейформе внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему междуналичным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностьюи возможностью, актуальным и потенциальным. Например: самооценка студента вузатакова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате можетвозникнуть конфликт нереализованного желания.
Я думаю, что межличностный конфликт является некимпротивоборством на уровне сознания, которое происходит „внутричеловека“, и чаще всего вызываются противоречиями мотивов, интересов,ценностей и самооценок.
По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликтне является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразныевнутриличностные причины, например:
1) противоречие потребностей;
2) противоречие между внутренней потребностью и социальнойнормой;
3) противоречие между различными ролями индивида;
4) трудность выбора между различными вариантами поведения. Межличностныйконфликт
Это столкновение между отдельными индивидами в процессе ихсоциального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникаютна каждом шагу и по самым разным поводам. Примерами таких конфликтов являются: противоборствомежду студентами из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречиемежду руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирамиобщественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различныхсферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д. Причины,которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут бытьсамыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, исубъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными ипостоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-засобственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович несошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах.
Во всяком межличностном конфликте большое значение имеютличностные качества людей, их психические, социально-психологические инравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностнойсовместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль вмежличностном общении. Конфликт между личностью и группой
Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным,однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений,она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный илинеформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтомупотенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным имежличностным причинам конфликта добавляются еще причины, обусловленныегрупповой организацией. Подобно другим типам конфликтов, конфликт междуличностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. Впервом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности сгруппой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Вовтором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповаядезинтеграция. Межгрупповой конфликт
Выражается этот конфликт в столкновении интересов различныхгрупп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самогоразного размера: малыми, средними и большими.
Малая социальная группа — это совокупность людей,находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями изадачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа,производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малойгруппы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такиегруппы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированнуюструктуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно,на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными,открытыми или закрытыми.
Средние социальные группы — это например, коллективпредприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характернаинституциональная организация, а основная их роль и задача обусловленыофициальным общественным статусом. Типичная средняя группа — относительносамостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системеобщественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политическиеобъединения, группы по интересам). Данные группы, как правило, носят невременный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию,администрацию, органы управления.
К большим социальным группам относятся такие образования,как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты),этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения.Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенныхпризнаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).
Следует отметить, что именно конфликт между большимисоциальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом всобственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных ивнутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами. Такоговзгляда, в частности, придерживался К. Маркс и его последователи, называясоциальным конфликтом противоборство между общественными классами. Такого жевзгляда придерживаются и некоторые современные авторы, утверждающие, например,что национальные, расовые, этнические или социальные классовые отношения всумме составляют сущность социального конфликта, поскольку конфликт становится „социальным“,когда в него включаются отношения между большими социальными группами или „категориями“,а не между индивидами или малыми группами.
Как отмечалось, сегодня в понятие „социальный конфликт“в отечественной литературе в большинстве случаев включаются все конфликты,происходящие в обществе. Причины межгрупповых конфликтов могут быть самыеразные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разныйуровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта испособов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновениимежгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп.Она выражается в формировании чувства причастности к труппе, отождествлениисебя с другими ее членами, создании качества „мы“, в отличие от „они“или „немы“. „Мы“ — это свои, наши, „они“ — этодругие, отличающиеся от „нас“. Таким образом, социальнаяидентификация своей оборотной стороной имеет социальную дифференциацию, котораясодержит в себе возможность возникновения межгруппового конфликта. При этомоснования социальной идентификации могут быть самые разные: экономические,социокультурные, расовые и т.д. На уровне больших социальных групп причиныконфликтов отличаются большей масштабностью и глубиной. Так, при возникновенииэтнических конфликтов важную роль часто играют территориальные притязанияодного из этносов. В основе политических конфликтов лежит борьба за власть, заполитическое господство в обществе» [The Context of Social Psychology // Ed.by J. Israel, H. Tajfel. – London, 1972. P.6.]
«Как показывает мировая статистика, сегодня в миреконфликты носят в основном межгрупповой характер. Речь идет о тех группах,которые различаются главным образом по этническим, расовым, религиозным иликультурным признакам. Чаще всего конфликты происходят тогда, когда этническим группамотказывается в удовлетворении их самых элементарных этических потребностей. Приэтом одна из наиболее деликатных проблем — проблема национальных меньшинств,затрагивающая вопросы их статуса, культурной самобытности, возможностисамовыражения. Следует также сказать, что сами конфликты между группаминаселения стали более смертоносными, интенсивными и устойчивыми во всем мире»что приводит к все возрастающим жертвам среди гражданского населения. Межгосударственный конфликт
Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельныегосударства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могутбыть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические,территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат преждевсего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликтав современных условиях — опасность массового уничтожения людей в случаеразвязывания военных действий между государствами. В этой связи сдержанный оптимизмвызывает тот факт, что за последнее десятилетие XX столетия, по некоторымданным, произошло изменение в доминировании типов конфликтов в мире, смещениеих из межгосударственной сферы во внутригосударственную. Но оптимизм этотдействительно сдержанный, потому что сами гражданские конфликты внутри странстали более суровыми и смертоносными. Важнейшим центром урегулированиямежгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка являетсяОрганизация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможностии преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейшихзадач ООН — предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженныхконфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точкахпланеты, где эти конфликты все-таки произошли. Таковы основные типы конфликтов,выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что всеназванные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют другна друга. Так, международный конфликт очень часто оказывает влияние навнутригосударственный. Например, война с другим государством можетспособствовать консолидации (или, напротив, конфронтации) политических силвнутри страны. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязатьмежгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт так или иначе проявитсяв межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностныйконфликт, но и международный, если, например, государственная власть находитсяв руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт можетвызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д.
Рассмотренная типология конфликтов по их субъектампредставляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающиев противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, егосодержание и динамику. Поэтому в учебнике основное внимание уделено именноназванным типам конфликтов. Другие типы конфликтов
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, неявляется законченной. Она может быть расширена посредством выделения другихтипов конфликтов по самым разным основаниям.
1. По сферам жизнедеятельности людей:
1) бытовые;
2) семейные;
3) трудовые;
4) воинские;
5) учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникаютконфликты:
1) ресурсные;
2) статусно-ролевые;
3) социокультурные;
4) идеологические и др.
3. По направленности воздействия и распределения полномочий:
1) конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный,вышестоящая организация — нижестоящая организация);
2) конфликты «по горизонтали» (междуруководителями одного ранга, между коллегами).
Помимо этого, различают также конфликты:
1) явные и латентные;
2) конструктивные и деструктивные;
3) кратковременные и длительные;
4) реалистические и нереалистические;
5) локальные, региональные и международные и т.д.
Типологизация — еще один эффективный методсоциально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего,особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видовконфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизацияспособствует не только описанию различных типов конфликтов, но и болееглубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся вмногообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служитсвязующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретическогоуровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.
Типологизация — способ выявления сходства и различиямножества социальных объектов, поиск критериев их классификации. Типология конфликта
Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологииявляются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию.Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересамиболее глубокого проникновения в их сущность, а также практическимипотребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификациязависит от тех критериев, которые берутся за ее основу.
Наиболее распространенные классификации конфликтов основанына таких критериях, как:
1) стороны конфликтов;
2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт;
3) направленность конфликта;
4) временные параметры конфликта;
5) результативность конфликтов;
В зависимости от сторон конфликты делятся:
1) на внутриличностные;
2) межличностные;
3) между личностью и группой;
4) межгрупповые;
5) международные.
В аспекте потребностей, блокирование которых послужилопредпосылкой конфликта, они могут делиться на:
1) материальные; 2) статусно-ролевые; 3) духовные.
По направленности конфликты подразделяются на:
1) горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами,коллегами по работе;
2) вертикальные — между подчиненными и начальством.
Смешанными в данной классификации именуются те конфликты вкоторых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показываетпрактика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся кконфликтам второй и третьей групп по этой типологии.
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
1) кратковременные;
2) быстротечные;
3) длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями,какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
И наконец, по критерию результативности конфликты делятся надва типа:
1) конструктивные, нормальные, позитивные, при которыхгруппы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения междучленами группы — характер сотрудничества, кооперации;
2) деструктивные, патологические, негативные, когдавзаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характерпротивостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. Поэтомуважнейшая задача руководителя любого уровня — решение проблем регулированияконфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивнуюформу, предотвращение разрастания, генерализации конфликта. Для этого особенноважно разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всемпонятийно-категориальном аппарате конфликтологии и прежде всего в содержаниибазового ее понятия — категории конфликта" [5, 30-32].
«Однако ни одна классификация конфликтов не можетсчитаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цельлюбой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы егоразрешения или (еще лучше) предупреждения» [5, 58-65].
3. Роль конфликтов в жизни украинского общества
«Взгляды на природу и роль конфликтов в жизни обществау разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали ихважную роль в общественной жизни. Конфликты играют ключевую роль в жизниотдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества вцелом.
В Украине на любом этапе её развития конфликты оказывалирешающее влияние на судьбу страны.
Природа социальных конфликтов в современных условиях. Социальныеконфликты в современном украинском обществе органически связаны с егопереходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корнинекоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают впроцессе перехода к рыночным отношениям. Образование новых социальных групп,класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базойвозникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие вобществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников иогромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти. Конфликтыв современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. Наоснове углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениямразличных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатомстановятся социальные конфликты. Конфликты формируются в различных сферах жизниобщества и обычно именуются как политические, социально-экономические,духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социальногоконфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства междуобщностями и социальными силами.
Проблема социального конфликта всегда была в той или инойстепени актуальна для любого общества. Однако в Украине на всех этапах развитияконфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ееисторию. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность,межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые исемейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностныхконфликтов — основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть ив обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность Украины иее граждан.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям,которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравогосмысла. А именно так в основном управляют социальными конфликтами сегодняруководители разных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие насоциальный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточноглубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляемзакономерности его развития и разрешения. А для этого нужна помощь науки.
Одно из следствий реформирования украинского общества — ростколичества и разнообразия социальных конфликтов. Это, как нам, кажется, вполнеестественно. В недемократическом государстве подавляющая мощь социальнойгруппы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практическиисключают возможность сколько-нибудь серьезных социальных конфликтов как ссамой этой группой, так и в подчиненных ей структурах. Быстрый рост количестваконфликтов свидетельствует о том, что мы в чем-то идем по пути демократизации,так как в обществе появилось множество социальных групп, которые открыто,выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то, что этиинтересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти.
Демократия — это конфликты. Но истинная демократиязаключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать своиинтересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, чтовозникающие конфликты разрешаются конструктивно, гуманными, цивилизованнымиспособами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности вобществе состоит именно в нашем неумении конструктивно разрешать социальныеконфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, нои вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречий, а навзаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясьсамоцелью, борьба не может служить движущей силой прогрессивного развитияобщества.
Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемыхрешений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов,каждый человек и особенно руководитель должен обладать необходимыми знаниями оконфликте как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающемей. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными,занимающимися его исследованиями, еще не позволяла получить знания, которыеможно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и регулированиясложных социальных конфликтов с учетом их современной украинской специфики. Нельзяне отметить и то, что органы управления оказались не в состоянии использоватьте знания, которыми уже обладали представители всех наук, изучающих конфликт.
Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи,коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания ибыстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием ирегулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в Украине ужесозданы» [1, 78-80].
Глубокие и сложные процессы в современном российскомобществе социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические идуховные изменения, социальные конфликты — происходят в обществе переходногосостояния.
Современный кризис украинского общества является одним изсамых глубоких и продолжительных в нашей истории. Конфликтами охвачены всесферы жизни украинского общества. Наиболее опасными являются конфликты вполитической сфере, особенно в сфере власти, социально — экономических имежнациональных отношений. Понимание их природы, причин возникновения иразвития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдномусогласию противоборствующих сторон.
Целостность Украинского государства, стабильность в обществеприобретают приоритетное значение в способах регулирования конфликтов.
Вывод
«Итак, конфликт – это ситуация, в которой цели иинтересы одних людей противоречат целям и интересам других людей. Конфликтвозникает при столкновении несовместимых действий. Несовместимым называетсядействие, которое предотвращает, мешает, вмешивается или каким-либо инымобразом делает менее вероятным или менее эффективным другое действие. Несовместимыедействия могут возникнуть у индивида, в группе, в нации; такие конфликтыназываются внутриличностными, внутригрупповыми, или внутринациональными. Онимогут также возникать между двумя или более персонами, группами или нациями; такиеконфликты называются межличностными, межгрупповыми или международными. Существуеттакже конфликт между личностью и группой.
Конфликты в современных условиях отличаются остротой ичастым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества,приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальныепротиворечия и их результатом становятся социальные конфликты. Конфликтыформируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются какполитические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все ониотносятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой видборьбы и противоборства между общностями и социальными силами.
Положительное влияние конфликта на социальное окружениезаключается в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечиваетнерешённые проблемы, актуализирует гуманистические ценности, можетспособствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др. » [1, 261].
В данной работе я рассмотрел:
1) современное толкование сущности социального конфликта;
2) Перечислил многообразие социальных конфликтов ирассмотрел проблему их типологизации;
3) Проанализировал роль конфликтов в жизни украинскогообщества.
Подводя итог, я хочу сказать что социальные конфликты имеюткак отрицательные стороны так и положительные. К отрицательным сторонам я хочуотнести: 1) военные конфликты которые уносят множество жизней людей; 2) политическиеконфликты из-за которых, снижается экономика страны. К положительным сторонам яхочу отнести то что социальные конфликты показывают на те проблемы в стране,обществе, которые являются ещё не решёнными и может способствовать сплочениюлюдей перед внешней опасностью.
Приложение1. Категории
Социальный конфликт; Конфликт;
Конфликты; Типологизация; Конфликт социальный. 2. Законы Динамическое развитие конфликтов 3. Принципы Борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника и. т.д. 4. Методы исследования Социальный опрос; Анализ литературы
Список литературы
1. АнцуповА.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология: Учебник для вузов». — М.: ЮНИТИ,1999. — 551 с.;
2. ФроловС.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 — 256 с.;
3. ЗборовскийГ.Е. Общая социология: Учебник.3 — е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2004.- 592 с.
4. Общаясоциология: Учеб. Пособие для студентов вузов. /Е.М. Бабосов. — 2 — е изд.,стер. — Мн.: «Тетра Системс», 2004. — 640 с.
5. Конфликтологияучебное пособие интернет — ресурсы (http: // www. conflictologiy. narod. ru).
6. ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.
7. ЗапрудскийЮ.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс, 1992.
8. ДмитриевА.В. Конфликтология. — М.: Гардарика, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.