Реферат по предмету "Социология"


Современная социология

Оглавление
 
Введение                                                                                        3
Глава 1.Современная социология: основные понятия                            5
1.1. Сущностьсовременной социологии                                         5
1.2.Объект и предметсоциологической науки.                                       7
1.3. Функции современнойсоциологии                                         14
Глава 2. Современные социологические теории                                         19
Глава 3. Перспективыразвития социологии                                28
Заключение                                                                                 33
Список использованнойлитературы                                                    35

Введение
 
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Всовременной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио,газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самымразнообразным проблемам. Социологиче­ские службы парламента, Президента,различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшимсоци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельныхлиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизнии т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфическиесоциологические исследования, в которых определяется состояние социальнойнапряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортнымобслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтахстуденты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету«Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхностиуровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии какприкладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих,сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпываетсяпредмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? Сэтим как раз нам и необходимо разобраться.
Каждая  из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий,законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общест­венных отношений, те или иныеявления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями науки. Если,  абстраги­руясь от других наук и от понимаемыхв широком смысле потреб­ностейпрактики, то нельзя не уяснить функции отдельнойнауки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  егоотраслям. Но современное общество—не  меха­ническое соединение различных механизмов управления, власт­ных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое.Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  вовсех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Глава1. Современная социология: основные понятия
 
1.1.Сущность современной социологии
 
Термин”социология” происходит  от латинского слова ”societas” (общество) и греческого” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука обобществе в буквальном смысле слова.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняютее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.Существуют различ­ные определения социологии как науки об обществе. «Краткийсло­варь по социологии» дает определение социологии как науки о законахстановления, функционирования, развития общества, социальных  отношений исоциальных общностей. «Социологиче­ский словарь» определяет социологию какнауку о законах развития и  функционирования социальных общностей и социальныхпроцес­сов, о  социальных  отношениях  как  механизме взаимосвязи ивзаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностями иличностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — этонаука, в центре внимания ко­торой  находятся социальные  общности, их  генезис,взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальноезерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том  социологии  естьобщество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно  возразить.Общественные явления изучаются  не только социологией, но и рядом других наук —тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, фило­софией  идр. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иныесоциальные явления, отдельные спе­циальные  стороны или  ряды общественных явлений, а изучает  наиболее общие  родовые  их свойства, которые не изучаютсяни  одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея­тельностьобщества. Правовые отрасли знаний исследуют только  право. Теория искусства —только искусство и т.п. Ни одна из  наук не изучает те общие  свойства, которыеимеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т.п.  А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то увсех должны  быть общие родовые черты и в жизни  должны  проявляться  общиевсем социальным  явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства изакономерности,  свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной  наукой, и есть ближайший  объект социологии.
 Следовательно,социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностяхобщественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то естьчувственное восприя­тие единственным  средством достоверного познания,обществен­ных  изменений, но и теоретически обобщает его. С появлениемсоциологии  открылись и новые возможности  проникновения во внутренний мирличности, понимания ее жизненных целей, интере­сов, потребностей. Однакосоциология изучает не человека вообще, а его конкретный мир —  социальнуюсреду, общности, в которые он включен, образ жизни,  социальные связи,социальные дейст­вия. Не уменьшая значения  многочисленных отраслейобщество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир какцелостную систему. При  чем система рассматривается со­циологией не только какфункционирующая и развивающаяся, но и как переживающая  состояние глубокогокризиса. Современная со­циология и пытается изучить причины кризиса и найтипути выхода из кризиса  общества. Основные проблемы современной социоло­гии —выживание человечества и обновление цивилизации, подня­тия ее на более высшуюступень развития. Решение  проблем социология ищет не только на глобальномуровне, но и на уровне социальных  общностей,  конкретных  социальныхинститутов  и объединений, социального поведения отдельной личности.
Социология— наука  о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, осоциальных процессах и социаль­ных  отношениях между  общностями,  междуобщностями  и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.
1.2.Объекти предмет социологической науки.
 
Объектомлюбой науки называют то, что она изучает, то есть ту реальность, котораяпопадает в поле зрения данной науки. Объект науки следует отличать от еепредмета, под которым понимается то, под каким углом зрения она рассматриваетсвой объект, какие закономерности в этой связи она выявляет.
К настоящемувремени сложилось многообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все этитрактовки делятся на три большие группы, представляющие разные стратегическиеподходы к пониманию природы и содержания социологического знания.
Согласнопервому подходу, объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет — как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы.
Начало такомупониманию предназначения социологии положил еще Огюст Конт. Ныне оновоспроизводится многими зарубежными авторами — Дж. Марковичем, Н. Смелзером, Н.Луманом и др.[1].
Представителивторого подхода полагают, что объектом социологии выступает не все общество, алишь его особая часть — сфера социальных отношений. Предметом социологии приэтом признается специфика закономерностей функционирования и развития этихотношений, их воспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело сболее поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов насоциологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловленамногозначностью понятия «социальные отношения».
Им можнообозначать:
· всевзаимодействия людей, возникающие в их общественной жизни (эта широкаятрактовка социальных отношений возвращает нас к первому подходу);
· те взаимодействиялюдей, которые выходят за рамки экономических, политических идуховно-культурных отношений, существуют наряду с ними и относительно автономныот них;
· отношения междубольшими группами общества — классами, этносами, населением разных стран ирегионов;
· отношения междувсеми социальными группами, в т.ч. малыми — семьями, трудовыми коллективами,соседскими общностями, дружескими компаниями и т.п.;
· взаимодействиялюдей и их групп, образующих т.н. гражданское общество, т.е. ту сферуобщественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;
· все взаимосвязилюдей, возникающие в ходе их совместной деятельности, имеющие какнепосредственно контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер;
· только тевзаимосвязи индивидов, которые образуют микросреду ее жизнедеятельности;
· отношения людей всемейно-бытовой жизни, т.е. вне производственной, экономической, учебной иобщественно-политической жизни;
· иные стороны играни взаимоотношений людей и их групп в обществе.
Взависимости от того или иного понимания социальных отношений предлагаютсяразличные трактовки атрибутов нашей науки. Например, Г. В. Осипов объектомсоциологии считает совокупность социальных связей и отношений, характеризующихвзаимодействия людей в качестве представителей общностей, которые занимают вобществе существенно различное положение. Предметом социологии в такомконтексте признаются закономерности функционирования и изменения тех связей иотношений людей, которые воспроизводят или меняют ранее сложившееся социальноенеравенство людей и их групп[2]. По мнению Ж. Т. Тощенко, объектомсоциологии выступает гражданское общество, а предметом — закономерности егоформирования, функционирования и развития[3]. В. Г. Харчева исходит из того, что объектомнашей науки является социальная жизнь, осознаваемая как система отношенийличности, а предметом — закономерности воспроизводства и эволюции личности вроли субъекта общественной жизни[4]. Известный американский социолог Э. Гидденсполагает, что социология призвана изучать социальный опыт субъектовобщественной жизни, начиная с индивида и завершая большими группами(общностями) людей, упорядоченность этого опыта во времени и пространстве.
Переченьотличающихся друг от друга определений научных атрибутов социологии, связанныхс многозначностью социальных отношений, этим не ограничивается. Но мы не станемего продолжать, ибо дискуссионный характер трактовок объекта и предмета нашейнауки уже очевиден.
Представителиболее древних наук нередко упрекают социологов в том, что они постоянно спорятоб объекте и предмете своей науки. Кое-кто иронизирует на этот счет, говоря,что социологи не знают то, что они изучают. В этой связи важно отметитьследующее.
Во-первых,научные дискуссии об объекте и предмете своей науки ведут не только социологи,но и все ученые, представляющие активно развивающиеся отрасли знания.Исчезновение таких дискуссий — верный признак стагнации науки.
Во-вторых,социология моложе многих наук, а потому естественно ее повышенное стремление ксамопознанию и поиску корректив дельнейшего развития.
В-третьих, (посчету, но не по важности) следует сказать о сложности и специфике социальной формыреальности. Она не только сложнее биологической, химической, физической ипрочих форм материального мира, но и принципиально отлична от них включенностьюсознания людей в саму себя, особой диалектикой объективных и субъективныхфакторов развития и функционирования. Эти обстоятельства исключают возможностьединомыслия исследователей, изучающих разные социальные явления и процессы,проникающих в суть этих явлений с разной мерой глубины. Они определяютзависимость социологии от национально-культурного и социально-историческогоконтекстов развития жизненных сил человека и общества.
В-четвертых,нужно отметить повышение динамизма социальных процессов в XX веке, появление вобщественной жизни всех стран, Казахстане, особенно, новых социальных явлений,которые не могут быть проигнорированы социологией. Изучение актуальныхсоциальных трансформаций, выяснение их причин и следствий, естественно,корректирует представления об объекте и предмете нашей науки.
В-пятых,дискуссии о научных атрибутах социологии дают позитивные для нее результаты,задают новые векторы ее дальнейшего развития. Главным итогом споров социологовоб объекте и предмете своей науки, длившихся, то затухая, то обостряясь, напротяжении всего XX века, стало формирование третьего подхода к пониманиюпредназначения и задач социологии. Этот подход, с одной стороны, противостоитдвум первым, а с другой — аккумулирует и. В упрощенном виде его суть можновыразить примерно так.
Социологияпризвана изучать и социальные отношения (во всех вышеперечисленных смыслах), ижизнедеятельность всего общества, если под последней понимать не суммуэкономической, политической, духовно-культурной и других сфер общественнойжизни, а систему взаимовлияний этих сфер друг на друга. Социальные отношенияпри этом осмысливаются не как рядоположенные с экономическими, политическими,духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферыи обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря,предметом социологии являются закономерности не этих сфер (они изучаются,соответственно, экономическими, политологическими, культурологическими идругими науками), а их взаимовлияния, которые становятся объективнойреальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения междулюдьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями исоциальными группами.
Третий подход,конечно, не исключает продолжения дискуссии о научных атрибутах социологии, нонаправляет их в новое русло — на поиск оснований интеграции двух первыхподходов.
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, ата сфера  социальной действительности, на которую направлен  процесс познания:социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы,социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержитсоциальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как онивключены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако,социальный объект обладает мно­жеством качественных и количественныххарактеристик и может  изучаться различными общественными науками. Социальныеобщно­сти изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией,историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения,которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследованиястановления, функционирования  и развития социальных систем. Ввиду того, что социальнаясистема  может обнаруживаться на различных уровнях социальной действи­тельности,то при разработке одной и той же проблемы возможно  обращение к различнымсоциальным объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные  свойства и отношенияобъекта исследования, познание которых  необходимо для решения теоретической ипрактической проблема­ тики. Предмет исследования предполагает объект, но несовпадает  с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социоло­гом, уровнемнаучных знаний и средств познания, которыми он  располагает. Надо сказать, чтоодин и тот же социальный объект  может изучаться с целью решения различныхнаучных  проблем,  а предмет исследования обозначает границы, в пределахкоторых  объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив­ шейсятрадиции при определении предмета социологического по­знания, выделяютсяключевые, те или иные социальные явления. Обычно  к ним относят человеческоевзаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессыи т. п. и т.д.
Естественно,общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентнаято есть свойственная черта любого челове­ческого объединения, обусловленнаямногими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутриних, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но иреально возни­кают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие тоили  иное  социальное явление, подчиняют  действиям  определенныхзакономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальныхотношений и  составляют основной предмет изучения социо­логии. Различныеисследователи определяют предмет социологии по-раз­ному. Эти различия связаны,прежде всего, с тем, что акцент делается на  разных сторонах жизни социальныхобщностей и личности: деятель­ности, поведении и отношениях. В социологиисуществуют разные направ­ления, которые определяются неодинаковыми подходами кисследованиям социальной жизни общества.       
1.3.Функции современной социологии
 
Социология  как самостоятельная отрасль  знанийреализует  все присущие общественной  науке функции: теоретико-познавательную, критическую,  описательную, прогностическую,  преобразовательную,информационную,  мировоззренческую. Вообще  функции гуманитарных  наук  принятоделить на две группы:  гносеологические, то есть познавательные и собственносоциальные.  Гносеологические функции  социологии проявляются  в наиболее полном  и конкретном познании тех или иных  сторон социальной  жизни.Социальные  функции раскрывают пути  и способы их опти­мизации. Существуют  идействуют функции  только во взаимосвя­зи и взаимодействии.
Основнаяиз гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая.Речь идет об оценке познаваемого  мира  с позиций интересов личности. Реализуякритическую функ­цию,  социология дифференцирование подходит кдействительности.  С  одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить,упро­чить,  развить — ведь не все надо менять  перестраивать и т. п.  С  другойстороны  выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая   функция, естественно, состоит в том,что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составитьнаиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современноммире.   К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания  об  основных  социальных  проблемах  развития современного общества.Что же касается прикладной социологии,  то она призвана обеспечить надежную информацию о различных  процессах, происходящих в разных социальных сферахобщества,  а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальныхотношений  и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о  процессах,происходящих внутри отдельных социальных общностей  или объединений людей,обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень  системности иконкретности знаний  социологии определяет эффективность реализации еесоциальной  функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в  видеаналитических записок, различного  рода научных отчетов, статей, книг и т. п. Вних имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального объекта, егодействие,  взаимосвязи т. п. При исследовании  социального объекта тре­буетсявысокая нравственная  чистота и  порядочность ученого,  потому что на  основеданных, фактов  и документов делаются  практические выводы и принимаютсяуправленческие решения. Эти  материалы есть точкой отсчета, источникомсравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познаетмир,  она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек  долженвсегда помнить, что преобразование общества — не само­ цель. И преобразованиянужны  лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут кулучшению благосостояния  и общества и людей. Как бы ни была  хороша полученнаясоцио­логами социальная информация, она автоматически не превращается  врешения,  рекомендации, прогнозы. Познавательная функция  социологии находитпродолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.
Прогностическаяфункция  социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно  социологические исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочногопрогноза  изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­туютенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованнуюзакономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует напрогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра — сложный вид научногоисследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используютсякраткосрочные прогнозы.  В современных условиях развития Казахстана, когданаучному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ныйпрогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии  социального объекта.Когда же социолог изучает реальную проблему  и стремится выявить оптимальныепути ее решения, естественно, движим  желанием  показать  перспективу иконечный результат,  который за ней стоит. Следовательно, так или иначепрогнозируется ход развития социального процесса.
Сутьпреобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации,предложения  социолога, его оценка состояния со­циального субъекта служит основанием для выработки и  принятия определенных решений. Уже  всем  ясно, чтопри реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономи­ческое,но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах.Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций.Что же касается их внедре­ния реализации — это прерогатива органов управления,конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, чтомногие весьма ценные и  полезные рекомендации, разработанные социологами попреобразованию современного общества, так и не нашли на практике  реализации. Более того, нередко  органы управления  поступают вопреки рекомендациям ученых, что при­водит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубжераскрыть основные направления обновления  общества и дает воз­можность выявления отклонений от общецивилизационного разви­тия. Суть реформирования  в Казахстане, а точнее, трансформация общества  состоит в создании условий ивозможностей для созна­тельной, целенаправленной деятельности личностисоциальных общ­ностей.  Проблема состоит в  преодолении  отчуждения человекаот  рациональной деятельности, в оптимизации и качественном по­вышении  ее эффективности. Задача  социологии — теоретически  обеспечить успешноепротекание процесса реформации и демократизации общественной  жизни  вКазахстане.  Процесс трансформа­ции общества в Казахстане идет от одного качественногосостояния к  другому как раз в связи с сознательным  превращением  целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертываниясознательной деятельности, демократизации общества. Игнорированиесоциологических рекомендаций  объясняется не  столько  недостаточнойквалификацией  социологических кадров  (хотя и это имеет место, посколькупрофессиональная подготовка  их в стране начата лишь несколько лет назад),сколько несформированной  у большинства управленческихкадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.    
Информационная функция  социологии представляет сбор, систе­матизации   и накоплениеинформации,  полученной в  результате  исследований. Социологическая информация—  самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологическихцентрах она  концентрируется в памяти ЭВМ.   Ее могут использовать со­циологи,руководители  объектов, где проводились исследования.  В  установленном порядкеинформацию  получают  государственные   и другие управленческие и хозяйственныеучреждения.
Мировоззренческаяфункция социологии вытекает из того, что объективно, участвует всоциально-политической жизни общества и своими исследованиями содействуетпрогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается виспользовании действительно корректных выверенных количествен­ных данных,фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.Ведь, что такое идеология? Это   один из уровней общественного сознания,система идей, выражающая  интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя,социальной общности. История свидетельствует, что вбольшинстве  социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали  ведущими  вобщественном  развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль  в революции 1688  г. при  установлении либерально-демократического режимав Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую  роль во Франции  и т. п. Длительный  период идеологиямарксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в Казахстане.Расистская идеология стала основой  нацистского путча и третьего рейха вГермании.
Итак, основныефункции  социологии  определяют не  только  задачи, но и место социологии всистеме общественных наук.Глава 2. Современные социологическиетеории
Всовременном  мире  существует большое разнообразие специальных социологическихтеорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологуРоберту  Мертону. Но возникли  теории значи­тельно раньше.  Они изложены   втрудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др. Развитиеспециальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейшихсоциологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта  Парсонса, ПоляЛазарсфельда  и др. Специальные социологические теории система отраслей знанийсоциологии, которые изучают  особые формы  и сферы социального бытия и социаль­ную реализацию  форм общественного  сознания, их общие, а особенно специфическиезакономерности функционирования и развития. В отличие от социологическойтеории, основная функция которой состоит в рассмотре­нии социальных процессов иявлений, форм и видов общественного бытия и общественного  сознания на уровнеобщества, специальные социологические  теории рассматривают  их на  уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теориярассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс какотно­сительно самостоятельную  систему  с ее  общими   и специфическимисвязями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования иразвития. Определенная специальная социологическая теория рассматри­ваеткакой-либо социальный  объект как  особый социальный  институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отно­шений. Так, трудрассматривается как сложный социальный процесс в пре­делах социологии труда.Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенностиобразовательной  системы изучаются социологией образования. Управление каксоциальная система изучается социологией управления и т. д.  
Всовременной социологии выделяется несколько групп социаль­но-психологическихтеорий. Во-первых, специальные социологиче­ские теории, изучающие основныеформы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т.п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии игуманитарных  наук. Это — социология права, экономическая социология,социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру обще­ства, ее элементыи взаимодействие между ними. Это социологи­ческие теории классов и социальных групп, социология города  и деревни  и т. п. В-четвертых, специальные  социологические  теории, которые изучают деятельность социальных институтов.Это  социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения  и аномальныеявления и т. п.
Конечно,же, главной задачей любой  специальной социологи­ческой теории — изучение и объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы. Специальныесоциологические  тео­рии — самостоятельное социологическое познание в силуспецифики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.
Такимобразом к концу ХХ века социология превратилась в сложно структурированнуюнауку. В качестве основных структур в ней выделяют:
· макроциологию имикросоциологию
· общую иприкладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основсоциологии, вторая — исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
· теоретическую иэмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства,либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведенияконкретных социологических исследований;
· отраслисоциологии (социология личности, феминосоциология, социология образования,политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслейсоциологии велико и постоянно растет);
· направления ишколы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующиходинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методическиеориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы,признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженнуюформализованность, то его называют школой. Направление социологии — болееаморфное, как правило, интернациональное объединение единомышленников.
Социо­логия— наука многоуровневая, представляющая единство абстракт­ных  и конкретныхформ, макро- и  микротеоретических подходов, теоретического и эмпирическогознания.
Что жепредставляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровеньозначает ориентацию на анализ социаль­ных структур, общностей, большихсоциальных групп, слоев, систем и процессов в  них происходящих. Социальная общность, высту­пающая  объектом макросоциологического анализа,— это цивилиза­ция и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не  требуетдетального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на ихкомплексный охват. Макросоциоло­гический подход к явлениям  связан с общественнымимировыми системами  и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными   институтами  и  общественными  структурами, с глобальнымипроцессами. Макросоциологический подход к явле­ниям  интересует общество какцелостный социальный организм. В  отличие от макро-  микросоциологияанализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология  обращена к социальному поведению,межличностному  общению,  мотивации  действий, стимулам груп­повых, общностныхпоступков и т. п.
Теоретическаясоциология имеет четырехуровневый характер. Различают: а) парадигмальныйуровень теоретизирования; б) «большие», т.е. общесоциологическиетеории; в) теории т.н. «среднего уровня»; г) специальные (иличастные) концепции.
Общесоциологические(«большие») теории призваны дать цельное объяснение социальной формыматериального мира, вскрыть основные закономерности социальнойжизнедеятельности людей и их групп, тенденции развития социальных отношений какцелостной системы. На это претендуют теоретические конструкции, созданные Г.Спенсером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т.Парсонсом, А. Шюцем, Дж. Мидом, Дж. Хомансом, П. Бурдье и другими классикамисоциологии. Однако ни одна из когда либо предложенных «больших»социологических теорий не может быть признана в полной мере соответствующей еепретензиям. Всем им присуща (одним в большей, другим в меньшей степени)односторонность истолкования социальной жизни, недооценка тех или иных ее гранейи закономерностей. Социальная материя до такой степени сложна, что не поддаетсявсеобъемлющему осмыслению даже гениев. Но о ней можно получить достаточнополное представление, если изучить все имеющиеся общесоциологические теории,каждая из которых истолковывает социальную жизнь в каком либо одном аспекте(или их определенной совокупности).
К теориям«среднего уровня» относят те, которые претендуют на осмысление невсей социальной жизни как целостной системы, а лишь некоторых ее структур(страт, классов, этносов, трудовых коллективов и т.д.) и процессов (конфликтов,социализации и адаптации личности, аномального поведения людей и т.п.).
Общесоциологическуютеорию можно сравнить с глобусом — моделью нашей планеты, а среднеуровневую — сгеографической картой определенного материка и/или страны.
Основныепараметры географических карт, как известно, предопределены местоположениемкартографируемого объекта на глобусе. Подобно этому содержание среднеуровневойтеории зависит от содержания той общесоциологической теории, которую онаконкретизирует.
Продолжаягеографическую аналогию, отметим, что когда люди путешествуют по какой-либонезнакомой стране, то предпочитают пользоваться не глобусом, а картамисоответствующей местности. Этим мы хотим сказать, что среднеуровневые теорииоказываются в определенных случаях нужнее общесоциологических. Речь идет оситуациях разработки программ эмпирических социологических исследований,формулирования гипотез, определения методов и методик их проверки,интерпретации полученной информации. Повышенная теоретико-методологическая рольконцепций среднего уровня в эмпирических исследованиях объясняет обилиепоследних в условиях отсутствия удовлетворяющей всех социологовобщесоциологической теории.
Среднеуровневыхсоциологических теорий гораздо больше, чем «больших». Их численностьпостоянно растет и в этом проявляется один из векторов развития социологии. Наоснове именно этих теорий формируются и развиваются многочисленные отраслисоциологии.
Не менее, а дляпрактики проведения эмпирических исследований более, значимы специальные(частные) теории, конкретизирующие среднеуровневые. Например, одной их теорийсреднего уровня является концепция коллектива. Исследования, проведенные на ееоснове, установили, что закономерности коллектива по разному проявляются впроизводственных, учебных, воинских, управленческих и иных их типах. Болеетого, обнаружены закономерности, специфически присущие каждому типу коллектива.Поэтому сложились специальные теории вышеуказанных типов коллектива, имеющиечастный характер относительно данной среднеуровневой концепции. Естественно,что исследователю, взявшемуся за изучение какой-либо проблематики коллектива,скажем, цеха какого-то предприятия, в первую очередь, понадобится специальнаятеория производственного коллектива.
Отраслисоциологии. Ныне их так много, чтовозникла потребность их классификации. Чаще всего отраслевые социологиитипологизируют по трем основаниям: а) изучаемым субъектам социальной жизни; б)сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты; в)междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другиминауками. Третью типологию рассмотрим в следующем параграфе, а сейчас осветимдве первых.
По субъектамсоциальных действий различают отраслевые социологии:1) личности, 2) семьи, 3)малой группы, 4) коллектива, 5) профессиональных групп, 6) страт и классов, 7)молодежи (ювиносоциология), 8) лиц зрелого возраста (акмесоциология), 9)пожилых людей (геронтосоциология), 10) женщин (феминосоциология), 11) гендернуюсоциологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола, 12)национальных образований (этносоциология, 13) организаций (социология армии,высшей школы и т.п.), 14) политических партий, 15) электората, 16) СМИ (средствмассовой информации), 17) типов поселений (социология города, социологиядеревни и т.п.), 18) регионов страны, 19) элиты общества, 20) органов власти ит.д.
Появление новыхсубъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков,вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений идр.) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновениелибо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей наподотрасли.
По второйтипологии выделяют следующие отраслевые социологии: 1) труда, 2) свободноговремени, 3) быта, 4) управления, 5) индустриальную, 6) сельскохозяйственную(социологию сельского хозяйства), 7) военную, 8) науки, 9) образования, 10)воспитания (в т.ч. педагогическую социологию), 11) морали, 12) права, 13)религии, 14) моды, 15) спорта, 16) искусства, 17) литературы, 18) медицины издравоохранения, 19) рекламы, 20) кино, 21) девиантного поведения (в том числесоциологию преступности), 22) образа жизни, 23) общественного мнения, 24)социальной работы.
Точка в концеприведенного перечня, конечно, не окончательная. Число отраслей социологии,вычленяемых по сферам социальных отношений, тоже систематически прирастает.Ныне не только на Западе, но и в Казахстане начато обстоятельноесоциологическое исследование проблем международных отношений, бизнеса,конкуренции, культурно-просветительской деятельности, что позволяет говорить оформировании новых отраслей и подотраслей социологии.
Завершимсказанное об уровнях и отраслях социологии следующим образом. Вообразитедерево, у которого есть корни, ствол, толстые суки, исходящие от них ветки,листья и какие-то плоды. Это дерево — модель нашей науки. Его корни — социологические парадигмы, методологические принципы социологии и общенаучныеметоды познания. Ствол дерева социологии составляют общесоциологические(«большие») теории. Толстые суки — теории среднего уровня, а ветви — специальные (частные) теории. Все что произрастает на одном толстом суку — отрасль социологии. Листья, цветы и плоды символизируют эмпирическуюсоциологию, конкретные социологические исследования, их методики и результаты.
Чтобынарисованный образ адекватнее отражал уровни и структуру социологии, заметим,что древо социологии похоже не на стройный кипарис или ель, а на сибирскую(стелющуюся) яблоню. У нее мощная корневая система, невысокий ствол, многотолстых сучьев и ветвей, развитая крона. Аналогичная картина наблюдается прирассмотрении древа социологии — многочисленность парадигм и методологий,хорошая развитость среднеуровневых концепций, отраслей и эмпирическихисследований при относительной недоразвитости общесоциологических теорий.
Любаямодель упрощает и огрубляет действительность. Это утверждение относится и кпредложенному нами образу древа социологии. Но каждая модель, даже самаяпримитивная, оказывается полезной для понимания того явления, которое онаотражает. Представление социологии в качестве древа облегчает осознаниеорганичности связей и взаимообусловленности ее различных структур и уровней.Эмпирические исследования «завянут» и «отпадут» отсоциологии, если не будут питаться живительным соком, поступающим изметодологии и теории. Но все дерево социологии погибнет без научного«хлорофилла», вырабатываемого на ее эмпирическом уровне.
 

Глава 3. Перспективы развития социологии
Как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы всоциологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1)социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2)идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляетсяинституционализация социологии как науки.
Нопри этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долгоинициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этогонеобходимо длительное время.
Критериемпризнания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе исоциологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемомуобъекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработкасвоих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственногокатегориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи началиактивно заниматься.
Глобализациявсех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, геннаяинженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают насовершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать вXXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулированиявзаимоотношений человека и окружающей среды.
Общий системныйкризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западнойцивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать,предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том,что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающуюновую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должнасостоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и целичеловеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полнуюнепригодность.
 Но где жевзять такую философию? Какое выбрать государство как образец желаемогоразвития, как пример для подражания? Многие указывают на США. Увы, США, где,как признал вице-президент А. Гор в своей книге “Земля на чаше весов”,рыночно-потребительская цивилизация создала тупиковую ситуацию.
Истина нынешнейэпохи состоит в том, что в настоящее время нет ни государства, ни философии,которые могли бы в этом плане служить путеводной нитью (целью развития) длявсего человечества.
Оструюнеобходимость разработки новой базисной социологической теории в свое времяосознал А. Зиновьев. “Без такой теории, –  писал он, – исследованияэмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются вмошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, а формальные построенияоказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями. Одним словом, точныеметоды социальных исследований без содержательной теории, адекватной данному обществу,превращаются из орудий понимания этого общества в орудия помутнения умов”.
Так что жетакое социология в контексте эволюции власти? Это наука о закономерностяхуправляемого взаимодействия всех социальных объектов и субъектов в их прошлом,нынешнем и предполагаемом состоянии. Имея развитый категориальный аппарат, онав состоянии создавать свою инженерию (социальные технологии), исследуя, такимобразом, и грядущее.
Довольно частоговорят о какой-то особой миссии социологии по сравнению с другими отраслямизнания. Я хотел бы заметить, что состояние социологии лимитировано развитиемвсех остальных наук и прежде всего философии. Социолог, если у него возникаетпотребность выйти за рамки принятой (своей) философии, вынужден создавать(искать) новую.
Мне кажется,что в будущем социология вернется к своим истокам, давным-давно обозначенныммолодым П. Сорокиным. Он считал, что “все виды мировой энергии или мировогобытия… in abstracto могут быть разделены на известные разряды, из которыхкаждый разряд обладает своим специфическими свойствами” и выделял три основныхвида энергии (и, соответственно, взаимодействия): неорганическую(физико-химическую), органическую (жизнь), психо-социальную (или психическую)(общество). Сообразно с этим и науки могут быть разделены на три группы:физико-химические, биологические, социальные. Далее он говорил, что “всепроцессы взаимодействия, обладающие психической природой, совершенно независимоот того, между кем или чем они совершаются, представляют социальноевзаимодействие и тем самым являются объектом социологии”.
Но еще важнееэтого, заимствованного у Тарда или Петражицкого, определения представляетсяубеждение П. Сорокина в том, что в область социологии переместится огромныймассив явлений, ныне считающихся биологическими: “В мире людей и высшихживотных биологические функции приобретают новый, а именно, психическийхарактер, который их и делает объектами специальной науки. Именно этоприсоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальнымиявлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чистожизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные,социальные формы”.
Конечно,следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов,известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретическойнауки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развитиячеловеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснованиясперва теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.
Как видим,современная социология развилась сравнительно недавно. Причем, когда О. Контначал читать в Париже лекции, из которых позднее составилось шеститомноесочинение о “Положительной философии”, его слушали всего несколько десятковчеловек.
Социологиятесно связана с философией. В основе связи —  изначальная целостностьсоциальной мысли человечества. Важнейшей   задачей в  разработке современнойфилософской  мысли  выступает обоснование модели формирующейся информа­ционно-технологическойцивилизации, оказывающей огромное воз­ действие на состояние окружающейприродной и космической среды,  нахождение   путей решения  глобальных проблем  человечества,  осмысление  глубоких интеграционных процессов  вмировом  со­ обществе,  понимание необходимости новых подходов   к решению современных  этнических процессов. Принципиально новое решение   в современной философии  и социологии  получает и проблема человека, его ценностно-смысловойориентации  в  современном мире. Наполняется  новым  теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологиистановятся возможным, применительно к историческим определен­ным пространственно-временным границам, играть субстациональнуюроль. Однако переход человечества на качественно новый виток развитиясоциально, духовно, культурно — это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  недействительное состояние. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию через современные  формы  философского мышления, духовной культуры в целомовладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами всовремен­ном мире.

Заключение
 
Итак, в заключение работысделаем основные выводы.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняютее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Социология— наука  о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, осоциальных процессах и социаль­ных  отношениях между  общностями,  междуобщностями  и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.
В современном мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий.
Вкачестве основных структур в ней выделяют:
· макроциологию имикросоциологию
· общую иприкладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основсоциологии, вторая — исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
· теоретическую иэмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства,либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведенияконкретных социологических исследований;
· отраслисоциологии (социология личности, феминосоциология, социология образования,политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслейсоциологии велико и постоянно растет);
направления ишколы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующиходинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методическиеориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы,признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженнуюформализованность, то его называют школой.
Конечно  же,объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а тасфера  социальной действительности, на которую направлен  процесс познания:социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы,социальные отношения и т. п. 
 

Списокиспользованной литературы
1.  Арон Р.  Этапыразвития социологической мысли.  М.:«Прогресс-Универс»,1993.
2.  Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология. Учебник. М., 1998.
3.  Гидденс Э.Социология. Учебник для 1990-х годов. Челябинск, 1992. (пер. с англ).
4.  Зборовский Г.Е. идр. Введение в социологию.-С.71-119.
5.  Конт О.//Мирфилософии. В 2-х ч.М.: Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64; ч.2.-С.153.
6.  Кравченко С.А.,Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.
7.  Лавриенко В.Н.  и   др.   Основы   социологических  знаний.-С.22-98.
8.  Радугин А.А. идр. Социология.-С.13-40.
9.  Руткевич М.Н.Макросоциология. М., 1995.
10.     Смелзер Н. Социология. Учебник. М., 1994. (пер. с англ.).
11.     Соколова Г. Н.  Экономическаясоциология. М., 2000
12.     Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.,1992.
13.     Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований. М., 1998.
14.     Социология. Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичеваи др. М., 1996
15.     Социология. Учебник для студентов вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. М.,1998.
16.     Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.
17.     Тощенко Ж. Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.
18.     Фролов С. С. Социология. Учебник. М… 1996.
19.     Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
20.     Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник. М., 1998
21.     Экономическая социология. / Подред. Бальметдинова Е. С. Алматы, 1997.
22.     Энциклопедический словарь.
23.     Эпштейн С. Индустриальная социология в США. М. 1972.
24.     Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реформы 60-70х годов 19 века в России
Реферат The Women Of His Dreams Essay Research
Реферат Осада Иерусалима 1099
Реферат Формы и методы организации PR компании на промышленном предприятии
Реферат «Применение компьютерных технологий в современном сравнительном переводоведении»
Реферат Молодежь и политика в 90-х годах
Реферат Реакции спиртов. Кислотно-основные свойства спиртов. Реакции с участием нуклеофильного центра
Реферат Понятие лингвистической переменной. Язык программирования Prolog
Реферат Природа и общество: этапы взаимодействия
Реферат Law In The End Of A Policeman
Реферат Caravaggio Essay Research Paper I was orphaned
Реферат Плодово-ягідні рослини їх походження та використання
Реферат Фридрих Шиллер
Реферат Сырьевые ресурсы продовольственных товаров
Реферат Характеристика центров нормируемых и ненормируемых затрат торгового предприятия