Реферат по предмету "Социология"


Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества

Российский химико-технологический университет
Имени Д. И. Менделеева
Новомосковский институтКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо социологии
Тема: “Социальные роли как механизм взаимодействия личностии общества”
Студент:                           _        
Шифр:                           _
Специальность:                            _
Содержание:

1.  Виды обученияролям………………………………………..3-4
2.  Предписанные и достигаемыестатусы……………………..4-7
предписанные статусы и роли……………………………4-6
достигаемые статусы и роли………………………………6-7
ролевое поведение…………………………………………7
3.  Способы разрешения ролевыхконфликтов…………………7-10
неадекватная ролевая подготовка…………………………8-9
ролевые конфликты………………………………………..9-10
1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯРОЛЯМ
     Каждыйиндивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка,  ученика  школы,  студента,  отца или  матери,  инженера,организатора  на  производстве,офицера,  члена  определенного   социального слояи т.д. Ролевое обучение имеет по крайней
мере два аспекта: 1) необходимонаучиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемойролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания,соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее
важным. Почти все современные молодыеженщины способны довольно быстро, механически научиться вести домашнеехозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям,которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающимдействием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовьюи вкусом.
     Некоторые люди не могут успешновыполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими какстоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность,соответствующая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, которыйпод давлением родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечталбыть актером и играть на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самоебольшее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Илипопытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется в ролидомохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в даннойсоциальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторскихспособностей или способностей к игре на сцене, преподаванию и т.д.
     Обучение большинству важнейшихролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формированияустановок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этогоэтапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют вигрушки, «разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории изжизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуютв семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представлениео действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и женадолжны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца,играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и чтодолжен думать мужчина в
различных ситуациях семейной жизни, чемтогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражаядействиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят затем или иным отцовским действием, и это понимание со временем растет. Его«притворные», ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себяв будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящиероли помогают понять реакцию других людей на его поведение.
     В диагностической ипсихотерапевтической практике такая техника известна под названием«психодрама», основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями. Участвуяв психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль
жены, а она одновременно принимает егороль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах.Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результатеимеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого.
Подобное обучение чужим ролям с помощьюпсиходрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб иподразделений предприятия.
     Понятие роли включает в себясовокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственногоповедения, так и поведения других людей при взаимодействии в определеннойситуации. Играет ли индивид роль на «притворной», нереальной основе или в
связи с приобретением им нового статуса,он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые егоокружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, чтовнутреннее Я личности не остается неизменным в результате такого социальногоопыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь статус, отличный от прежнего. Ее рольизменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другаяличность. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степениобусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мыможем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель илиминистр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторымипсихологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенныхсоциальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешнихобъектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время очевидно,что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлениюобщительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируетсяповедение личности, характерное для ее статуса, полностью принимаетсяуготованная ей социальная роль.
2. ПРЕДПИСАННЫЕИ ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ
 
     Все социальные статусы можноподразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивидуобществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которыеличность достигает своими собственными усилиями.
     Предписанные статусы и роли.Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируютэффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное числообязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и
межгрупповыми отношениями. Простейшийпуть достижения согласованного исполнения обязанностей — разделение всех видовдеятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности смомента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевогообучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должныназначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достиженияуспеха». Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для
ролевого предписания. Раса,национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются вомногих обществах в качестве основы для предписанных ролей.
     Хотя ролевое обучение бывает чащевсего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. «Взрослыеспрашивают маленьких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то жевремя взрослые спрашивают маленьких девочек, откуда у них такое хорошенькоеплатьице. Несмотря на свой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся окарьере, в то время как девочки поглощены «насаживанием» приманки для мужчин!»— остроумно заметил один известный американский преподаватель-исследователь.
     Не случайно уже с детства главная ибольшая часть процессов социализации личности состоит в обучении различнымвидам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют скуклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за
это похвалами взрослых. Обучение девочкикак сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном. Мальчики же считают,что куклы предназначены только для девчонок и самых маленьких детей, а потомухудшее для них — это прослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опытпоказывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит ктому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.
     В зрелом возрасте половые различияи роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина,например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д.Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждаяиз которых неотделима от другой и врастает в нее.
     Большинство функций могутдостаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если онисоциализированы для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане домашняяприслуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах
все секретари — мужчины; на Маркизскихостровах дети работают по дому, накрывают на стол, готовят кушанья, а женщинывышивают, во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работывыполняются преимущественно женщинами.
     Определение мужских и женских ролейсубъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеетобычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей.Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций иобычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, покане станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие индивиды игнорируютэти требования, например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, так кактакие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом.
     Роли мужчины и женщины в обществесо временем изменяются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным,применение противозачаточных средств и, как следствие этого, уменьшениеразмеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшилиразличия между мужскими и женскими ролями. Женщины, например, стали активновтягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.
     Для любого общества не менее важнопредписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов кпостоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — извечная проблема. Неуспевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигаетсядругой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться сосмущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едвачеловек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждыйвозрастной период связан с благоприятными возможностями для проявленияспособностей человека, более того, предписывает новые статусы и требованияобучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытыватьпроблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса,присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует своипотенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте егосоциализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же времястатус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статусавзрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такойличности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих еевозрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастнымстатусам, предписанным обществом.
     В нашем обществе особенно заметнанеудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие отпримитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключениемсовершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушкипребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым можно считатьюношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбораими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбыили замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределенностиотносительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха вжизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодойчеловек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимымот родителей или других родственников, что характерно для более раннеговозраста.
     Старость во многих примитивных, илитрадиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что втаких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних ипризнанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этихтрадиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют стользначительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющеесяиндустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источникмудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мереослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизниоказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход кроли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен длякаждого индивида.
     Пол и возраст — это только двапримера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли,которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидовсоциализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этихролей.
     Достигаемые статусы и роли.Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор иконкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеетнекоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе илиобществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, тодостигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ееисполнительности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этотфеномен описан М. Янгом:
     «Принцесса — это предписанныйстатус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец,а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будетли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, онаостанется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, онимогут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной— предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый
статус, который не вытекаетавтоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения вбудущем. Негр — это предписанный статус, но полицейский — достигаемый статус.Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого статусаосуществляется через собственный талант, выбор или активность каждогоиндивида».
     В примитивных, т.е. традиционных,обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-тоопределенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, срождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современныхиндустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того илииного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешногофункционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов ипотому происходит четко
выраженная ориентация в основном наличностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с ихусилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов даетвыигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможностьзанимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант.Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не всостоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числалишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидомстатус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, нои друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действияиндивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определенызаранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями,значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затрудненияпри принятии на себя новых ролей.
     Предписанные и достигаемые статусыпринципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать иперекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президентаили премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можносказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя,с одной стороны, и сыном крестьянина—с другой. Основное социальное положение вобществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е.отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей иустремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными идостигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьмаполезно для изучения этих социальных феноменов.
     Идеал общества, в которомбольшинство статусов являются достигаемыми,— стремление к тому, чтобы людизанимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только даетвозможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдыватьнедостатки.
     В обществе, где большинствостатусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения.Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей виныв том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свойстатус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивидне сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности,амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому,что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он толькообучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низкимстатусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываютсявозможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусовпроисходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открытдля каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность инекомпетентность. Однако даже в этом
случае посредственность находитвозможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права,групповые квоты, льготы и т.п.
     Достигаемый статус максимальнообеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, егосопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. Ссуществующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективноеиспользование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальномудуховному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.
     Ролевое поведение. В товремя как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенныйстатус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играетроль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретациироли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, вотношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводитк тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Невсе солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служитьобразцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может бытьзначительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например ворганизациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже приразличном поведении ее членов.
     В то время как ролевое поведение,как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаяхоно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучаетсобственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американскийисследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления,заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобысоздать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путемсогласования
не только с ролевыми требованиями, но ис ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из насявляется актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги поработе, студенты или школьники — все они, как и многие другие, составляютразличные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальныхобщностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или инойаудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я. Отецотчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение натрассе — каждый в определенном месте и в определенное время является актером,который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление нааудиторию.
3. СПОСОБЫРАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ
     Было бы идеально, если бы каждаяличность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковымилегкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. Впроцессе достижения определенного статуса и исполнения
соответствующей социальной роли можетвозникнуть ролевое напряжение — трудности при выполнении ролевых обязательств инесоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевоенапряжение может повышаться в связи с неадекватной роле-
вой подготовкой, или ролевым конфликтом,или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.
     Неадекватная ролевая подготовка.Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только припоследовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжениивсей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленькиймальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, даннуюмастером, студент проходит стажировку в должности инженера — все это отдельныемоменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерствуи установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать ихвпоследствии в следующих ролях.
     При непрерывной социализации опыткаждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществахэто осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик изохотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком истрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делаетего похожим на одного из мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые наохоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и
пронзал их стрелами. Затем наступаетзнаменательный момент, когда его в первый раз берут на охоту, где он подражаетповедению мужчин и учится у них охотиться. Он несет вместе со всеми добычу игордится буйволами, которых убил его отец. Когда же, в конце концов, он самубивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом вего непрерывной детской подготовке к исполнению новой, взрослой роли, котораяорганично соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.
     Такая ранняя подготовка к переходуот одного статуса к последующим — далеко не всеобщее явление в социальнойжизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуетсяролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает
социализирующий опыт, полученный в одномвозрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так,большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали отдома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею
и помогать отцу или матери. Вбольшинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаютсяработой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам иэмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность,
как правило, очень слабо связана сзадачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детяхнеобходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша,закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и
какие роли он будет играть в ближайшембудущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильнымпониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствиеэтого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современномобществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может бытьне подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основнойпрофессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию, когдаженщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что вся предшествующаядеятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
     Другим источником ролевогонапряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовкаличности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правиласоциального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациямэтих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами,обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальнуюкартину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальныечеловеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу,часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социальногоокружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил испособностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек вскором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не отспособностей и таланта, а от обилия знакомств, положения родителей, наличияденег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиковвыдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являютсякомпромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество,могут меньше всего думать об этом.
     Все социальные роли в реальной ихмодификации и многообразии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным наидеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому уних может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период ониперейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающиенравственные и институциональные нормы общества.
     Некоторый разрыв между формальнымивпечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно,характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждоеобщество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целяхсоциализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнятьлабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственнуюпрактику. Однако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следуетвоспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться кширокому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
     Ролевые конфликты. В самомобщем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и впределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо частисистемы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанностиличности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работымогут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатыйстудент должен примирять требования, предъявляемые к нему как мужу, стребованиями, предъявляемыми к нему как студенту, или работник милиции иногдадолжен выбирать между выполнением им своего должностного долга и арестомблизкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам междуролями.
     Примером конфликта, происходящего впределах одной роли, может служить положение руководителя или общественногодеятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругуобъявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который поддавлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни еговнутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях — от сантехникадо преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемыеконфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению ктрадициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опытпоказывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений иконфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполненияролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.
     Существует несколько видовдействий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена ичеловеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычнорационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действийсчитаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуетсячисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используютсяпреднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьегоспособа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
     Рационализация ролей — один изспособов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации спомощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая
не может найти жениха и убеждает себя втом, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчиныобманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрываетреальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторонжелаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальномплане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправииженщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все людирождаются равными, но невольники — это не люди, а имущество, в связи с чем нестоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь «неубий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людейистинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно былоуничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуацияопределяется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролеваянапряженность.
     Разделение ролей снижает ролевуюнапряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ееиз сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевыхтребований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примерыжестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми изаботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли былиполностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечеромс трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Онпросто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия.Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулыпомогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут «расслабиться»(полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принятообразно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался,расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них взависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток иофициален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процессролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженностивсякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностямидругой. Если индивид не
защитил себя путем разделения ролей, этипротиворечия становятся психологическими конфликтами.
     Ролевые конфликты инесовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошоинтегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющимбольшинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы,разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например,члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостьюи мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всехже остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытываяникаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеютвысокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты иролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическуюпроблему.
     Регулирование ролей отличается отзащитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, чтоявляется осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — формальнаяпроцедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственностиза последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации иобщественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности занегативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике этовыглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого онвынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой задлительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестныйработник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что егозаставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляетсянапряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание ворганизации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
     В итоге можно сказать, что каждаяличность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а такжепостоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролейиспытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмыбессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежанияопасных последствий социальных ролевых конфликтов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.