Реферат по предмету "Статистика"


Статистика религиозных организаций

Российский Государственный Социальный Университет Гуманитарный факультет Кафедра политологии Реферат по дисциплине “Статисика” На тему: ”Статистика религиозных организаций” Выполнил: студент 1-го курса Иванов Кирилл МОСКВА 2004 Одним из обсуждаемых в последнее время аспектов проблемы "российское общество и религия" является вопрос о количестве верующих вообще и приверженцев той или иной религиозной

конфессии в частности. В зависимости от выбранных критериев, оценки, например, количества православных в России колеблются от 4-6 до 70, а то и 80 с лишним процентов. Проведенное Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в феврале-марте 2003 г. социологическое исследование "Россияне о судьбах России в XX веке и о своих надеждах на XXI век" показало, что на рубеже нового столетия о своей

вере в Бога заявило 46,9% респондентов, что почти в четыре раза больше, чем в конце 1970-х гг. В то же самое время, почти в два с половиной раза уменьшилось количество тех, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы (10,3%). При этом колеблющихся между верой и неверием оказалось 25%. Одновременно выяснилось, что общее число верующих (46,9%) гораздо меньше общего числа приверженцев различных конфессий (69,5%). Среди тех, кто относит себя к неверующим (37,6%), "оказались и те,

кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т.д." Подобные данные показывают противоречивый, нецельный характер мировоззренческих взглядов неверующих. Их, воззрения, так же как и верующих, отличаются во многом размытостью, отсутствием однозначного содержания. Все это еще раз подтверждает то обстоятельство, что у основной массы россиян, безотносительно от того,

верующие они или нет, в собственно мировоззренческих взглядах наблюдается немало архаичных, в том числе дохристианских и домусульманских представлений, языческих традиций". Многие из тех, кто заявляет о своем неверии, одновременно склонны подчеркивать авторитет РПЦ в решении социальных и нравственных проблем, демонстрируя, таким образом смешение конфессиональной и национальной идентичности. Из этого обстоятельства следует, что нельзя определять значение и роль

религии и Церкви, их возможности для жизни и перспектив России, исходя только из числа верующих". Более половины населения, идентифицирующих себя с этой религиозной группой - очень высокий показатель. Несмотря на видимую утрату населением религиозных традиций, Россия встретила второе тысячелетие Рождества Христова в массовом обращении своих людей к Православию". Среди представителей академической науки 89,7% отнесли себя к православным (5,3%

- к мусульманам, 4,4% - к приверженцам других религий, 0,6% не считают себя верующими), а среди военнослужащих - 79% (к мусульманам - 9%, к буддистам - 2,5%, к католикам - 0,5%, к протестантам - 1,5%). Но при этом приводятся данные, свидетельствующие о небольшом числе верующих, регулярно посещающих церковь, причащающихся и т.д.

На вопрос: "Верите ли Вы в Бога?" утвердительно отвечали в 1991 г 23%, а в 2003г. г уже 40%. За то же время количество тех, кто готов назвать себя атеистом, уменьшилось с 35 до 5% (часть их перешла в более нейтральную категорию "неверующих", которых в 1991 г. было всего 7%, а в 2003 г уже 22%). В российском обществе сложился настоящий "проправославный консенсус": в 2003г. г. 94% всех респондентов заявили, что они "хорошо" или "очень хорошо" относятся к

православию. Исследование подтверждает, что конфессиональная идентичность часто смешивается с национальной и культурной: в 2003г. назвали себя православными 82% всех русских респондентов. Это 98% верующих, 90% колеблющихся, 50% неверующих, 42% атеистов. Т.е. православных оказывается больше, чем верующих: в полном противоречии с "нормальной" логикой и прямым значением терминов в современной

России понятие "православный" не является частью более широкого понятия "верующий", а, скорее, наоборот - понятие "верующий" является частью понятия "православный". Подавляющее большинство лишь на словах заявляет о своей религиозности ("православности"). Например, в 2003 г. только 1% всех респондентов (3% назвавших себя верующими) сказали, что часто общаются со священниками, а 79% (61% верующих) ответили, что не общаются с ними никогда.

В том же году полностью соблюдали пост только 4%, а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии. Поэтому исследователи постарались выделить категорию "настоящих", или "традиционных верующих". По их мнению, таковыми следует считать "лиц, которые: 1) идентифицируют себя как верующих; 2) верят в Бога, с которым можно вступить в личные отношения (а не "жизненную силу"); 3) считают себя православными и 4) или а) посещают церковь не реже раза

в месяц, или б) часто молятся. Таких людей оказалось в 1996 году 6%, в 2003 году - 7%". Но "если же мы чуть ужесточим критерии и к нашим четырем добавим, например, регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз хотя бы одного Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, группа традиционных верующих вообще "исчезнет". Слова "религиозное возрождение в

России" могут употребляться только в кавычках. Это возрождение имеет самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания". Смешение конфессиональной и национальной идентичности, а также данные о соотношении "настоящих верующих" и тех, кто лишь на словах заявляет о своей приверженности православию, имеют особое значение для РПЦ, которая активно борется с "неправославными религиями"

: "Во-первых, социально-политические позиции РПЦ и, соответственно, все те материальные блага, которые она имеет, проистекают из-за наличия в русском массовом сознании связки "русский-православный". Поэтому распространение других религий… подрывает эту связь и угрожает социальному положению церкви. Во-вторых, очевидно, неправославные религии распространяются в значительной мере в том же узком социальном слое, в котором существует и традиционное православие. <…>

Слой "настоящих" верующих очень узок, и совершенно ничтожные цифры, характеризующие удельный вес приверженцев неправославных религий в масштабах всего общества приобретают совсем иное значение, если рассматривать их с точки зрения этого слоя. Если "реальных" православных - менее 5% населения, то появление даже 1% "реальных" баптистов (а баптисты все - "реальные") означает для РПЦ потерю 20% потенциальных или действительных прихожан.

В 2003 году на 1648 русских опрошенных 5 католиков, 7 протестантов, 2 свидетеля Иеговы, 1 адвентист седьмого дня и 1 буддист, т. е. 16 человек, что составляет менее 1%. В масштабах общества это ничтожно малая величина, однако, если сопоставлять число неправославных верующих с числом "традиционных" православных в той же выборке - 114 человек, 16 человек оказываются вполне "серьезной" цифрой".

РПЦ в последние годы всегда утверждала, что православных в России - большинство, хотя сама и не ведет статистического учета (дореволюционная практика учета крещений и, главное, регистрации прихожан давно забыта). Этапным в этом смысле является заявление, сделанное митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС МП, 23 сентября 2002 г. на пресс-конференции во время 8-го

Международного фестиваля теле- и радиопрограмм "Радонеж": "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна: Россия- это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами. Потому что все статистические исследования, которые проводятся в нашей стране, дают совершенно ясную картину - наличия религиозных меньшинств и абсолютного православного большинства.

Для оценки сегодняшней религиозной ситуации в России за точку отсчета можно взять ситуацию второй половины 80-х – начала 90-х гг т.е. конца советской эпохи, так как определенное изменение отношений общества и власти к религии и церкви наметилось уже 1985–1988 гг с началом «перестройки» и в процессе подготовки и празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси. Чем характеризовалась религиозная ситуация до этого времени? Жестким государственным контролем за деятельностью религиозных организаций, ограничением возможностей

религиозной проповеди и распространения религии, преследованиями духовенства, религиозных проповедников и верующих, активным утверждением атеизма всеми средствами идеологического влияния коммунистической партии и государства. Результатом такой политики и идеологического воздействия, но, впрочем, и объективного действия процесса секуляризации, активно идущего во всем мире, было оттеснение религии на периферию общественной жизни и общественного сознания, прогрессирующее сокращение числа верующих, особенно в молодых

поколениях, в наиболее социально активных и образованных группах населения, что фиксировалось социологами как снижение уровня религиозности. (Социологические исследования тех лет показывали уровень религиозности в городах от 10–15 до 20%, в сельской местности – 25–30% и выше, в регионах традиционного распространения ислама отмечалось процентов 30–50 и выше). В целом религия, религиозные организации находились в состоянии выживания. Но вместе с тем уже в 80-х, даже в конце 70-х гг наблюдалось и фиксировалось социологическими

исследованиями постепенное изменение отношения к религии со стороны общества, прежде всего – части творческой интеллигенции и в молодежной среде. С началом «перестройки» и курса на гласность и демократизацию общества эти тенденции проступали все более явно. Стало ясно, что необходимы изменения в вероисповедной политике государства, исходящие из признания наличия у значительной части населения реальной потребности в религии, ориентированные не на декларативное провозглашение, а на реальное осуществление свободы совести и вероисповедания.

Сильным толчком в этом вопросе, который повлек за собой быстрые и существенные изменения, как уже отмечалось, стало празднование 1000-летия принятия христианства на Руси. Имея такую точку отсчета (или основание для сравнения), мы можем теперь оценить сегодняшнюю религиозную ситуацию в России как принципиально новую – и с позиций государства, и с позиций конфессий. Если ее характеризовать самыми общими словами, то ее можно назвать ситуацией религиозной свободы.

Основными факторами явились изменения отношения к религии и церкви (религиозным организациям) со стороны государства и общества. Во-первых, на смену отношению к религии и религиозным организациям как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие, чуждому существовавшему общественному строю пришло отношение к ним как важному общественному институту, реальному компоненту современного российского общества, признание их исторического вклада в формирование российской государственности и культуры, воздание

должного их общественным позициям и инициативам. Отсюда следовала необходимость внимания государства к интересам масс верующих и представляющих их религиозных организаций, учета в политике их потребностей, мнений и настроений. И далее открывалась дорога к плодотворному сотрудничеству в различных сферах общественной жизни, особенно таких, где большое значение имеет духовно-нравственный фактор. Во-вторых, показателем коренного изменения отношения государства к религии и церкви явилось новое правовое

решение религиозного вопроса. Положения Конституции Российской Федерации, касающиеся религии и права граждан на свободу совести, Федеральные законы «О свободе вероисповеданий» (1990 г), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г), ряд других законодательных актов, имеющих отношение к данной сфере, вывели государственно-церковные отношения на уровень международных правовых норм и ныне полностью соответствуют обязательствам,

принятым нашей страной на себя в связи с подписанием целого ряда международно-правовых документов, начиная со «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г). И в-третьих, изменение позиции государства. Были приняты Распоряжение Президента и Постановление Правительства РФ о возвращении религиозным организациям и верующим ранее изъятых у них церковных зданий, святынь и

культового имущества, выделение средств из бюджетов различных уровней на восстановление и реставрацию храмов и монастыре . Если в 80-х гг как уже говорилось выше, уровень религиозности в городах составлял 10–20%, а в сельской местности – 25–30% и выше, то есть в среднем где-то порядка 20%, то исследования начала 90-х гг. показывают рост уровня религиозности до 40–45%, а конца 90-х гг. – в диапазоне от 40 до 60% . В результате, как в Русской православной церкви, так и в других церквах и конфессиях произошел наплыв

неофитов (новообращенных). Во многих общинах их число превосходит число верующих, являющихся давними, постоянными и активными членами этих религиозных объединений, более или менее основательно знающих основы вероучения своей религии и нормы ее культовой практики. Неофиты порой бывают очень активны, даже агрессивны по отношению к последователям других конфессий и неверующим, но при этом имеют весьма смутное представления об основах вероучения, обрядовой практике,

нормах поведения, предписываемых той религией, к которой они недавно обратились. В их сознании отрывочно схваченные элементы вероучения переплетаются с верой в приметы, гадания, предсказания астрологов, с нерелигиозными взглядами на многие явления действительности. . Следует назвать еще один показатель, характеризующий перемену отношения общества к религии и церкви. Это изменение позиции и настроений нерелигиозной части населения, которая, по данным ряда исследований,

в последние годы составляет устойчивую группу – в среднем 40% населения (разброс от 30 до 50%). Определенная часть представителей этой категории населения при опросах положительно отвечают на вопрос о доверии церкви (религиозным организациям), высоко оценивают роль религии в духовно-нравственной сфере, в развитии российской государственности и культуры, в процессе консолидации российского общества. Эту категорию населения характеризует растущая толерантность в отношении религии.

Если учесть, что в годы советской власти нетерпимость неверующих по отношению к религии, к религиозным ценностям, а часто и к верующим, была весьма высока, культивировалась средствами пропаганды, то это изменение в сознании нерелигиозной части населения надо признать очень существенным показателем изменения отношения к религии и церкви общества в целом. Религиозную ситуацию в современной России характеризует достижение высокого уровня религиозной свободы, свободы вероисповедного самовыражения

граждан. Религиозные организации свободно, без вмешательства и контроля со стороны государственных органов, выполняют свою религиозную и общественную функцию в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Отличительной чертой современной религиозной ситуации является высокий уровень общественного престижа и реальной роли религии и религиозных организаций в общественных процессах. Правда, в этом отношении есть и определенные издержки.

Это, прежде всего, исходящие с разных сторон попытки политизировать религию, использовать ее авторитет и моральную силу в политических целях, для увеличения своего электората и т.п. Для церкви это чревато опасностью снижения сегодняшнего высокого уровня общественного доверия, что, собственно, в последнее время уже происходит. В начале 90-х гг когда уровень религиозности составлял примерно 40%, положительно на вопрос о доверии церкви, религиозным организациям отвечали 50–54% респондентов

(по материалам ВЦИОМ). Это означало, что церкви доверяют не только верующие, но и заметная группа из состава нерелигиозного населения. А данные последних трех лет рисуют иную картину: при выросшем уровне религиозности – до 52% индекс доверия к церкви, религиозным организациям снизился до 37–38%. Если даже всех свидетельствующих о доверии церкви считать верующими, то и в этом случае получается, что примерно треть верующих уже не оказывает ей полного доверия.

Но и этот снизившийся индекс доверия церкви по-прежнему остается одним из самых высоких среди всех общественных и государственных институтов. Хотя именно то, что церковь, религиозные организации какие-то надежды и ожидания общества по выводу его из глубокого кризиса не оправдали и к тому же оказались втянутыми в политические игры, и привело к упомянутому снижению уровня доверия к ним. Видимо, дальнейшее пополнение религиозных организаций будет идти главным образом за счет семей самих

верующих, а не за счет притока извне, из среды бывших неверующих. Изменения степени и характера религиозности скорее возможно в направлении усиления, углубления религиозности сегодняшних неофитов, приближения их нормам воцерковленности (если использовать для характеристики этого процесса термин из богословского лексикона православной церкви). По мнениям, высказываемым некоторыми религиозными деятелями, многие конфессии стоят сейчас перед дилеммой:

продолжать ли стремиться расширять свое влияние, привлекая новых последователей, или же сосредоточиться на том, чтобы сначала «переварить» ту массу новообращенных, которая нахлынула в церковь за последнее десятилетие. Но это, естественно, забота самих религиозных организаций. Это сужение резерва пополнения религиозных организаций за счет нерелигиозной среды может вызвать обострение их конкурентной борьбы за паству, рост взаимной нетерпимости.

Около половины, или, по крайней мере, 2/5 населения сделало свой нерелигиозный мировоззренческий вывод, требует внимания к обеспечению реальной свободы совести для этой большой части населения – как в плане защиты их свободного выбора, так и в плане их права на пропаганду и распространение своих убеждений В качестве первой характерной черты конфессионального пространства России констатируем факт, подтверждаемый данными Министерства юстиции о регистрации религиозных объединений,

материалами социологических исследований и даже простыми повседневными наблюдениями каждого из нас: Конфессиональное пространство современной России чрезвычайно насыщенно, многообразно и разнородно. Только в Государственном реестре Минюста на 1 января 2003 г. зарегистрированы 20215 религиозных организаций, представляющих около 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того большое число религиозных организаций и групп действуют без регистрации, не получая статуса

юридического лица. Является ли такое конфессиональное многообразие характерной чертой только России или оно представляет собой проявление некой общемировой тенденции нашего времени; как и в результате чего возникло такое многообразие; Какое место в нем занимает православие, Русская православная церковь, каковы ее роль в этой ситуации, если можно так выразиться, ее самочувствие в этом много- конфессиональном доме. Изменение, усложнение и насыщение конфессионального пространства

происходит в последние десятилетия в большинстве стран мира. Увеличение открытости внешнему миру, глобализация экономики, естественная и вынужденная миграция больших масс людей, в том числе перемещения из страны в страну трудовых ресурсов, потоки беженцев и вынужденных переселенцев из «горячих точек», зон голода и природных катастроф, привели в ХХ в. к большим изменениям национального состава многих стран,

Так что увеличение насыщенности и разнородности конфессионального пространства, которое мы наблюдаем в России, не является только нашей особенностью, а представляет собой объективно обусловленную мировую тенденцию. Надо отметить, что этот процесс не только у нас, но и в других странах встречает неоднозначную оценку со стороны общественности, правительств, представителей традиционных религий, в том числе и попытки административными, а кое-где и законодательными мерами сдержать его развитие, закрыть доступ в свои

страны тем или иным нетрадиционным религиям и культам. Было бы ошибкой считать, что оно возникло лишь в последнее время, в результате какого-то быстротечного процесса, вызванного религиозно-идеологической экспансией из-за рубежа. Такое многообразие и разнородность конфессионального пространства России складывалось исторически, под воздействием множества факторов: экономических, политических и

этнических, мирных и военных. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в состав России завоеванных и добровольно присоединившихся новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои, традиционные для них религии и культы, и развитие экономических связей между регионами России и с зарубежными странами, встреча разных самобытных культур и, как следствие, культурный обмен, и миссионерство, и др. факторы. Большой всплеск появления в

России нетрадиционных религий, конфессий, религиозных новообразований произошел с началом «перестройки» и процессов демократизации и реформирования общественного устройства страны, с падением «железного занавеса» и ростом открытости России западному миру. Этот процесс пошел по двум направлениям: В страну хлынула масса иностранных миссионеров и проповедников, представлявших как уже действующие в России церкви и религиозные направления, главным образом протестантские, так и новые –

Церковь объединения, Церковь сайентологии, религиозные движения и культы ориенталистского толка. Стали возникать религиозные и квазирелигиозные образования, так сказать, отечественного происхождения: Белое братство – Юсмалос, Богородичный центр (позднее принявший наименование Церкви Матери Божией «Державная»), Церковь последнего завета (Виссариона) и др. Процессы, происходящие внутри самой Русской православной церкви, также ведущие к увеличению разнообразия

конфессиональной картины: расколы, образование Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), Российской православной свободной церкви (РПСЦ), Российской православной автономной церкви (РПАЦ), Истинно-православной церкви (ИПЦ), появление в России приходов Украинской православной церкви (Киевского Патриархата). Аналогичные процессы наблюдаются в некоторых протестантских церквах, в российских исламе, буддизме

и иудаизме. Конфессиональное пространство России – при безусловном преобладании православия – было и остается неоднородным, многообразным. ] Число религий, конфессий, религиозных направлений и деноминаций существенно выросло, и эта тенденция к росту конфессионального разнообразия сохраняется. Многоконфессиональность распространилась на регионы, в том числе такие, которые прежде были полностью или в основном моноконфессиональными. Исторически носителями определенных религий были конкретные этносы

или группы этносов. Европейская часть России, большая часть Украины и Белоруссии, значительные пространства Сибири и Дальнего Востока, заселенные славянами – русскими, украинцами, белорусами, а также принявшими христианство финно-угорскими и уральскими народами и народностями – территории распространения православия. Западные области Украины и Белоруссии, а в дореволюционной

России и Польша – зона распространения римо-католицизма и греко-католицизма. Прибалтика, Финляндия, Ингерманландия – территории распространения лютеранства. Среднее и частично Нижнее Поволжье, часть Приуралья и Западной Сибири, заселенные татарами, башкирами и другими тюркскими народами, а также Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ – традиционные регионы распространения ислама.

Алтай, юг Сибири и Дальнего Востока – ареал бытования буддизма, а также шаманизма. Эти регионы и сейчас в известной мере сохраняют свою традиционную этническую и конфессиональную определенность. Но их этноконфессиональные границы уже размыты, а многие вообще перестали быть моноконфессиональными. В XX в. произошли гигантские процессы миграции, прежде всего трудовой, стимулированные индустриализацией и урбанизацией страны, бурным экономическим развитием отдельных регионов, промышленным освоением

Сибири, Севера, Дальнего Востока, развитием путей сообщения. Это повлекло за собой и планомерное, и стихийное перемещение трудовых ресурсов, исход массы людей из трудоизбыточных регионов или регионов с дисбалансом полового состава населения. К большим перемещениям масс людей и, соответственно, изменению этнического состава населения приводили массовые депортации, в том числе целых народов, эвакуация в года

Великой отечественной войны и, наконец, вынужденная миграция в последние годы, вызванная распадом СССР, межнациональными конфликтами, образованием на территории России «горячих точек». И этот процесс пока не ослабевает. Все это повлекло за собой существенное изменение национальной и конфессиональной структуры населения большинства субъектов Российской Федерации и, как следствие, развертывание там деятельности не традиционных

для этих регионов конфессий и религиозных направлений. Сейчас практически в каждой области, крае, республике, где бы они ни находились, проживают люди как минимум 50–60 национальностей, последователи 20–30 конфессий или религиозных направлений. Среди всего этого конфессионального разнообразия в России и в большинстве регионов больше всего как по числу направлений, так и по числу последователей

и их религиозных объединений представлено христианство. В Российской Федерации сейчас действуют как минимум 40 христианских церквей, направлений, деноминаций. Абсолютное ведущее место среди них занимает православие в лице Русской православной церкви (10912 религиозных объединений – 54% всех религиозных объединений, зарегистрированных в Минюсте на 1 января 2003 г.). Православие также представлено 209 религиозными объединениями

РПЦЗ, РПСЦ, РПАЦ ИПЦ, УПЦ (Киевского патриархата) и 278 объединениями старообрядцев разных направлений и толков. 4779 зарегистрированных ( примерно столько же действующих без регистрации) объединений имеют различные направления протестантизма (в 1992 г. их было 510). 258 религиозных объединений имеется у римско-католической и 5 – у греко-католической церквей, 42 – у Армянской апостольской церкви. Второе место по числу верующих и пока третье – по количеству

общин в России занимает ислам – 3048 религиозных объединений (в 1992 г. было 1216). Зарегистрировано также 193 буддистских и 197 иудаистских объединений, 106 – Общества сознания Кришны. Остальные 188 зарегистрированных в Минюсте объединений приходятся на 22 малочисленные и маловлиятельные религиозные направления Все эти 20 тысяч религиозных объединений существуют в нашей стране на законных основаниях, зарегистрировав

свои уставы в органах юстиции, и, как бы ни относились к ним и их организаторам, руководителям и проповедникам те или иные представители органов власти, некоторые слои общественности или другие конфессии, нельзя забывать, что их последователи – это наши сограждане, соотечественники, реализовавшие тем самым свое конституционное право на свободу совести. И в силу особенностей исторического развития России, и силу наибольшей массовости своей базы православие занимает особое, преобладающее место в конфессиональном

пространстве страны, которое никто не может, да, по-моему, и не пытается поставить под сомнение. Особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры признана законодателем в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 г. Как уже отмечалось выше, православные религиозные объединения составляют более половины всех зарегистрированных религиозных объединений в стране. Примерно такую же часть составляют православные верующие в общем составе

населения. По данным одного из последних социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2003г. исповедуют правослвие 41,8% населения России, оставляет примерно 85–90% от числе всех верующих. Православие, Русская православная церковь занимают сейчас доминирующее положение в средствах массовой информации, прежде всего электронных СМИ. Широко развивается православное религиозное образование.

И вместе с тем в Церкви, в кругах православной общественности постоянно высказывается тревога по поводу деятельности в стране других конфессий, особенно католицизма, многочисленных протестантских объединений и новых религиозных движений (НРД). Звучат обвинения их в прозелитизме, в посягательстве на каноническую территорию РПЦ, раздаются призывы к властям законодательно или административно запретить или ограничить деятельность соперничающих с РПЦ конфессий. Следует признать, что конкуренция между конфессиями в борьбе

за влияние на общество и за привлечение новой паствы действительно существует, и она носит довольно острый характер. Но иначе и быть не может. Общий процесс реформ социально-экономического и общественно-политического устройства России, демократизация законодательства и всего строя общественной жизни не могли не коснуться и религиозной сферы: не может быть рынка товаров без рынка идей. В России сложилась ситуация религиозной свободы, которой так долго добивались и православная церковь,

и все другие конфессии, образовалось то самое чрезвычайно насыщенное и разнородное конфессиональное пространство, о котором шла речь выше. Эта религиозная свобода ставит каждого россиянина, имеющего религиозные потребности, особенно из числа впервые обращающихся к вере, в ситуацию непростого выбора, а церкви и другие религиозные организации – в ситуацию жесткой конкуренции за привлечение этих людей к себе. И тут оказалось, что не все церкви готовы к этому.

Не готова оказалась в первую очередь православная церковь. Она веками проводила свое вероучение в массы, опираясь на поддержку государства, которое всеми мерами подавляло ее конкурентов. Но теперь по закону, отделившему религиозные организации от государства, и по демократическим нормам современного цивилизованного мира она такой поддержки лишилась. И к тому же за годы политики государственного атеизма она утратила опыт и навыки миссионерской деятельности

в различных группах населения. В то же время протестантские объединения именно за эти годы подавления и преследования накопили богатый опыт миссионерства, который в условиях свободы сразу стал приносить им свои плоды. Но проблема для Русской православной церкви заключается вовсе не в конкуренции со стороны других конфессий и особенно со стороны западных миссионеров и новых религиозных движений. Возможности и степень влияния последних сильно преувеличиваются церковными публицистами и

СМИ, которые сами создают из них «страшилки», а потом отчаянно борются с ними. Более того шумная, почти истерическая кампания против них им только создает им прекрасную бесплатную рекламу. Тем более, что миссионерское поле в России обширно и почти не распахано, места на нем хватит всем конфессиям. Было бы желание и умение трудиться на духовной ниве. По данным многих социологических опросов верующие и неверующие составляют в современной

России и отдельных регионах примерно равные групп населения: данные колеблются от 50 на 50 до 60 на 40 процентов. Дело в другом. РПЦ пока сильно отстает и богословском осмыслении и в практическом (пастырском, миссионерском) освоении новых социальных реалий и места в них Церкви, в предложении обществу четко разработанной позитивной программы духовного возрождения и выхода из затяжного кризиса. Правда, в последнее время в РПЦ в этом отношении наметился существенный сдвиг.

В августе минувшего года Архиерейский Собор Русской православной церкви принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Это значительное событие и для Церкви, и для общества. Есть основания полагать, что и другие конфессии теперь активизируют работу в этом направлении, стремясь сквозь призму своих вероучений осмыслить современную действительность и свое место в ней. Между тем пока такое позитивное утверждение православия, его идеалов и достоинств на практике

часто подменяется борьбой с другими конфессиями, ожесточенной полемикой с ними, желанием во что бы то ни стало дискредитировать своих оппонентов-конкурентов. То есть позитивная идентификация православного христианина (чем его вера лучше других) подменяется идентификацией негативной (чем другие вероисповедания хуже). Из психологии известно, что негативная идентификация всегда ведет к росту напряженности и конфликтам.

Между тем, православие – в силу богатого нравственного содержания своего вероучения, и в силу своих исторических заслуг перед российским обществом – имеет все возможности для открытого диалога и достойной полемики с другими христианскими и нехристианскими конфессиями. Сейчас часто и много говорят о религиозном возрождении Действительно, происходит возрождение Русской православной церкви (как и других религий и конфессий,

например, ислама, иудаизма, лютеранства и др.) в плане восстановления и укрепления ее епархий и приходов, монастырей, учебных заведений, благотворительных учреждений, оживления церковной жизни, развития богословской мысли. После семидесяти лет ограничений и преследований произошло возвращение Церкви в общество, точнее, возвращение ей достойного места в обществе. Многие представители РПЦ – священнослужители, церковные публицисты, люди из кругов православной интеллигенции

высказываются в том духе, чтобы это место и положение Церкви были такими же, как когда-то – до советского периода нашей истории. Но такое вряд ли возможно. То время, то общество ушли в прошлое безвозвратно. Церковь была «вытолкнута» из одного общества, а возвращается в другое. Возрождающаяся Церковь застала в 90-х гг. совсем иное общество, чем оно было несколько десятилетий

или век назад, иную Россию и иной мир. Это уже не крестьянская неграмотная Россия – бывшая основная часть паствы и массовая опора православной церкви. Ныне – это урбанизированное индустриальное общество, и основная часть паствы сегодня – горожане, в массе своей – люди с высоким уровнем образования. А все прошлые наработки церкви относительно организации приходской жизни касались главным образом села. И прошлое миссионерство было направлено в основном на

сельское население, в том числе так называемое инородческое. Новое общество – информационное общество. В эпоху глобальной информатизации уже нельзя жить замкнутым мирком, даже если этот «мирок» размером с империю. Все, что делается в мире, в том числе в религиозной сфере, получает отражение у нас. Все, что делается у нас, немедленно становится известным в мире и получает там реакцию.

И пространство России стало таким же прозрачным для распространения религиозной информации любого конфессионального содержания как извне, так и внутри страны. И люди стали другими – и по уровню образования, и по уровню квалификации, и по мобильности, и – главное – по уже усвоенному, хотя и далеко не полностью, демократическому опыту. Даже обратившись к религии в последние годы, показывая при социологических опросах высокий уровень доверия к церкви как общественному институту, они могут проявлять критическое или по крайней мере скептическое

отношение ко многим ее действиям и инициативам. В том массовом обращении россиян к религии, пик которого пришелся на 1992–1994 гг. Заслуги самой Церкви, собственно говоря, очень мало Это не она своей проповедью и миссионерской деятельностью привела массы людей в храмы, а они сами пришли в поисках новой идентичности и новой системы мировоззрения и ценностей взамен утраченных – социалистических. Вот в чем главная причина сравнительно большего успеха многих протестантских объединений и зарубежных

проповедников в России: они сами ищут, зовут к себе и привечают растерявшихся после крушения привычной системы ценностей людей. Православная же церковь оказалась лицом к лицу не столько с результатами своей миссионерской деятельности, сколько со стихийным наплывом неофитов, людей из числа еще недавно неверующих, многие из которых, кстати, пришли в церковь не в силу религиозной потребности, а в поисках новой идентичности. Во-первых, следует признать реальность и закономерность именно такого современного состояния конфессионального

пространства России. Его разнородность и насыщенность в переплетении с многообразием этнического состава населения составляет культурное богатство России, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на национальной и религиозной почве. Перед российским обществом стоит непростая и ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий выхода из кризиса, обеспечения национальной безопасности и поступательного движения вперед.

Предпосылкой ее достижения в многонациональном и многоконфессиональном обществе является воспитание, утверждение, даже – заботливое культивирование в массах населения национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. У нас нет иного выбора, нет иного пути достижения мира и согласия в обществе, раздираемом сейчас национальными и религиозными противоречиями. Во-вторых, таким же насущным путем к достижению мира и согласия в многоконфессиональном обществе является

диалог. Речь в данном случае идет не о доктринальном диалоге и не о том, что кто-то должен поступиться своими догматами и канонами, а о поиске общих идей и целей, практических дел, способных объединить усилия последователей разных религий и конфессий на благо всего общества, нашей России, об умении слушать и понимать друг друга, даже исповедуя разные религии. Москва: статистика религиозных объединений ПО ДАННЫМ столичной мэрии, в

Москве официально зарегистрировано более 900 религиозных организаций, свыше 40 различных конфессий и более 150 религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Самым крупным религиозным объединением в столице является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), которая имеет 320 приходов и подворий. По другим религиозным организациям статистика такова: старообрядцы -

11 приходов и 6 храмов; мусульмане - 25 общин и 6 мечетей; иудеи - 15 общин и 5 синагог; буддисты - 16 общин, 3 культовых помещения; католики - 12 приходов, 2 храма; лютеране - 7 приходов, 3 храма; другие протестантские деноминации - около 250 общин, 30 молитвенных домов; прочие религиозные направления - около 200 общин Состав и количество религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций,

содержащихся в реестре Минюста России на 1 января 2004 года Наименование конфессии № п/п Всего в том числе: Централи- зованные Местные Духовные образова-тельные учреждения Монас- тыри и под- ворья Религи- озные учреж- дения Русская православная церковь 1 11525 82 10767 49 354 273 Российская православная автономная церковь 2 41 1 36 4

Русская православная церковь за границей 3 45 3 41 1 Истинно-православная церковь 4 24 4 19 1 Российская православная свободная церковь 5 16 2 14 Украинская православная церковь (Киевский патриархат) 6 11 2 8 1 Старообрядцы 7 284 13 267 1 2 1 в том числе: Русская православная старообрядческая церковь 8 152 5 146 1 Древлеправославная церковь 9 79 3 74 1 1 Поморская церковь 10 45 2 42 1

Другие согласия 11 8 3 5 Римско - католическая церковь 12 248 4 235 4 5 Греко - католическая церковь 13 5 5 Армянская апостольская церковь 14 60 3 57 Ислам 15 3537 59 3397 68 13 Буддизм 16 192 10 180 2 Иудаизм 17 267 7 256 2 2 в том числе: Ортодоксальный 18 198 6 190 1 1 Современный (реформистский) 19 69 1 66 1 1 Евангельские христиане - баптисты 20 979 53 922 3 1

Евангельские христиане 21 698 36 649 5 8 Евангельские христиане в духе апостолов 22 26 1 25 Христиане веры евангельской - пятидесятники 23 1467 55 1398 6 8 Церковь полного Евангелия 24 38 1 37 Евангельские христиане - трезвенники 25 6 6 Адвентисты седьмого дня 26 646 24 620 1 1 Лютеране 27 219 12 202 4 1 в том числе: Евангелическо - лютеранская церковь 28 130 8 119 2 1

Единая евангелическо - лютеранская церковь России 29 9 1 8 Церковь Ингрии 30 70 1 68 1 Другие евангелическо - лютеранские церкви 31 10 2 7 1 Новоапостольская церковь 32 81 11 70 Методистская церковь 33 105 3 98 3 1 Рефоматская церковь 34 5 1 4 Пресвитерианская церковь 35 176 9 161 6 Англиканская церковь 36 1 1 Свидетели Иеговы 37 386 1 385

Меннониты 38 9 1 8 Армия Спасения 39 32 1 31 Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) 40 50 1 49 Ассоциация "Церквей объединения" (Муна) 41 9 1 8 Церковь Божьей матери “Державная” 42 27 1 26 Молокане 43 28 2 26



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Буровое оборудования при глубинно-насосной штанговой эксплуатации
Реферат Множественность миров и проблема их обитаемости
Реферат Юрий Карлович Олеша
Реферат Политические идеи А Курбского
Реферат Аппаратно-программный телемедицинский комплекс регистрации и автоматического анализа поликардиосигналов для диагностики основных заболеваний сердца. Ооо научно-Производственное Предприятие «Интер»
Реферат Современное состояние и пути совершенствования организации маркетинга в ОАО "ЧЕТРА – Промышленные машины"
Реферат Тульский пряник, белевская пастила
Реферат Birth Control Options Essay Research Paper Hannah
Реферат Расчет показателей вариации
Реферат Типизация гостинично-ресторанных комплексов
Реферат Минеральный состав глауконитовых сферолитов в верхнемеловых и палеогеновых отложениях воронежской антеклизы
Реферат Администрация города балаково
Реферат В.Б. Кирьянов. Задача равновесий
Реферат Подоходный налог и социальные отчисления
Реферат Терроризм международный