СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
1.1. Понятие социальной структуры и социальнойстратификации общества.
1.2. Социальная мобильность. Маргинализация индивидов игрупп.
1.3. Социальная стратификация и проблема среднего классасовременного российского общества.Заключение.
Введение.
Социальнаястратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальноерасслоение на бедных, зажиточных ибогатых.
Рассматривая предмет социологии,можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии –социальной структуры, социального состава и социальной стратификации.
Социальнаяструктура общества – это часть социальной системы (совокупность социальныхявлений), объединяющей в себе два компонента: социальные связи и социальныйсостав.
Социальный состав — это набор элементов, составляющихсоциальную структуру.
Социальнаяструктура — это устойчивая связь элементов в социальной системе.Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальныефункции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусныхпризнаков в группы, социально — территориальные, этнические и иныеобщности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности,классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. В зависимости оттого, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества можетбыть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная,институциональная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальнаяструктура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.
1.1. Понятие социальной структуры и социальнойстратификации общества.
С точки зрения социального состава все элементысоциальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально каксоставные элементы системы они равны. Но в реальном социальном взаимодействииони не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы,общности, институты и организации занимают неравное положение. Социальноенеравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Однииндивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ниже других. А этозначит, что они обладают большим или меньшим богатством, властью, имеют рядпреимуществ и привилегий по сравнению с другими. Исходя из принципанеравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию —совокупность расположенных в вертикальном иерархическом порядке социальных образований(групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом, стратификацияпредставляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов всоответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.
Неравенство людей —социальных общностей является одной из главных характеристик общества напротяжении всей истории его развития. Каковы же причины социальногонеравенства? В современной западной социологии господствует мнение, чтосоциальная стратификация вырастает из естественной потребности общества встимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность черезсоответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование вразличных научно-методологических школах и направлениях интерпретируютсяпо-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную,экономическую теории и др.
Представителифункционализма объясняют причину социального неравенства дифференциациейфункций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционированиеобщества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когдакаждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующихжизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производствомматериальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д.Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальноесочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этогоорганизма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархиисоциальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классових выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляетобщее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единствогосударства, создавать необходимые условия для успешного выполнения другихфункций.
Подобнаяиерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждомсоциальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия — основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важностьзанятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2.уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональныхобязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально – значимые профессии– это те, которые связаны с функциями организации и контроля.
Следовательно,высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объемвласти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровеньобразования. Вот мы и получили четыре главныхизмерения стратификации — доход, власть, образование, престиж. А потому что они исчерпываюткруг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ(их как раз может быть много), а каналов доступак ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарскихостровах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимыи недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам ивласти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию иличным качествам.
Таким образом, социальнаяструктура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальнаястратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е.социальных благ.
А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальныхслоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию ипрестижу.
1.2. Социальная мобильность.Маргинализация индивидов и групп.
Теориясоциальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества насоциальные слои, служит методологической основой для формирования теориисоциальной мобильности или социального передвижения.
Социальноймобильностью называется совокупность социальныхперемещенийлюдей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места,занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальнаямобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным. СогласноСорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная игоризонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости отнаправления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальныйподъем, движение наверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движениевниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одногосоциального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот типмобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция),переходом в иную религиозную группу и т.д.
Социологи различают также групповую и индивидуальнуюмобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещениясовершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповаямобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самойсистемы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальнымипреобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно –технической революцией, гражданскими войнами, реформами и т.д.
Индивидуальнаямобильность означает социальное перемещение конкретного человека. К фактораминдивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно — профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнемобразования, занятием административных должностей, т.е. того, что называетсяслужебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана сполити -ческой и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви идругих государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящейиндивидуальной мобильности считается выгодный брак.
Социологи различаюттакже межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильностьпредполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаютсяна более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильностьозначает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения сего родителями.
Социальная мобильностьизменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанциимобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальныхслоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направленииза определенный промежуток времени.
Дистанция мобильности —это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститьсяиндивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-двеступеньки вверх или вниз. Не нормальной - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ееоснованию.
Многочисленные исследования показывают, чтосоциальная мобильность происходит интенсивно в переходных, быстроразвивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижениютемпов социальной мобильности. Чем выше социальный слой, тем труднее в негопроникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам.
Социальныеперемещения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности,увеличение доходов, приобретение собственности и т.д. Но изменение объективныхпоказателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится ихсоциальное положение. Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, уиндивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с болеевысоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения спредставителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера ибарьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни,сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменитьсоциальное окружение.
Однакопрактика показывает, что далеко не всем индивидам удастся пройтисоциокультурный селективный контроль и комфортно освоиться в новой страте. Повсем объективным критериям, поднявшись на более высокую ступень, индивид всилу социокультурных обстоятельств остается за дверью, ведущей в новуюстрату. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение,стремление вести новый образ жизни И т.д. делает его здесь «чужаком»: индивидкак бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами.
Аналогичное положениеможет сложиться и при движении вниз. Потеряв возможность находиться вверхних слоях общества в результате разорения, утраты властных полномочий и другихобстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальнойиерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окружению.Этот феномен нахождения индивида или социальной группы па грани двух общностей,как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями,называется маргинальностью (от лат. merginelis— находящийся на краю, на границе).
Часто маргинализацияиндивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего примиграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню,из деревни в город. В результате миграции человек покидает привычную социальнуюсреду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок,ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не можетосвоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание,постоянно возникают психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу,обладают рядом характерных черт; беспокойством, агрессивностью, честолюбием,чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами частостановятся также люди, вступающие в межэтнические и межрасовые браки.
Маргинализацияиндивидов — неизбежный элемент социальной мобильности на протяжении всегоразвития общества. Этот процесс имеет место в период его стабильногосуществования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходныеэпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир,формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, процессмаргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле становятся маргиналами,лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить омаргинальности не только индивидов и образованных ими социальных групп, но и омаргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в современнойРоссии, где в результате захвата собственности, обогащения, овладения рычагамивласти сформировалась социальная группа «новых русских», которая пока невыработала определенные стереотипы нового образа жизни, а используетконгломерат образцов поведения различных культур: западной,российско-купеческой, советско-номенклатурной и т.д.
I
1.3. Социальная стратификация и проблема среднего классасовременного российского общества.
Официальнаяидеология утверждала, что в СССР отсутствовало социальное неравенство. Послепобеды социализма в нашей стране якобы существовали два дружественных класса —рабочий класс и крестьянство, а между ними располагается рекрутируемая из их рядовпрослойка — трудовая интеллигенция.Однако научный анализ социальных процессов в СССР позволяет усомниться в правотеданного утверждения.
И в начале 90-х годов в результате политики«перестройки» и вызванных ею к жизни негативных тенденций в жизни советскогообщества СССР прекратил свое существование, прекратило свое существование исоветское общество. В результате распада СССР образовалосьгосударство - Российская Федерация. Современное российскоеобщество — это общество переходного типа. В нем осуществляется формированиесоциально-экономических и политических отношений нового типа, а вместе с этимосуществляется процесс интенсивного переструктурирования общества. Этотпроцесс связан с захватом и перераспределением собственности, борьбой за властьмежду старой и новой элитой, изменением оценки социального престижа различныхвидов деятельности, изменением ценностных ориентиров, формированием новыхориентиров, образцов и норм поведения.
Врезультате этих процессов в российском обществе складывается новаястратификационная система, в значительной мере аналогичная стратификационнойсистеме западного типа, поскольку заметную роль в ней играют отношения частнойсобственности. Социологические исследования показывают, что в последнеедесятилетие в российском обществе сформировался высший слой собственников,составляющий около 3% всего населения. Основную часть этого слоя образовалабывшая номенклатура, которая, занимая ключевые посты в экономике и политике, врезультате приватизации легализировала свою функцию реального распорядителя исобственника средств производства. Другие два источника пополнения высшего слоя- дельцы теневой экономики и небольшая прослойка талантливой и удачливойнаучно-технической интеллигенции.
Около 80 % составляютнизшие слои общества, уровень жизни большинства из которых находится за чертойбедности. Средний слой социальной пирамиды крайне тонок. Он исчисляется 17 %населения. В его состав входят средние и мелкие предприниматели, фермеры,работники аппарата управления, высшие слои научно-технической интеллигенции исферы культуры. Они весьма отдаленно напоминают так называемый «средний класс»западного общества. Таким образом, профиль социальной стратификации в нашейстране крайне острый и это служит источником постоянной социальной напряженности,которая может привести к социальному взрыву.
В современных условиях в России наметилась тенденцияформирования ряда социальных слоев, относящихся к среднему классу, — этопредприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированныерабочие. Но эта тенденция противоречива, поскольку общие интересы различныхсоциальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляютсяпроцессами их сближения по таким важным критериям, как престиж профессии иуровень доходов.
Уровеньдоходов различных групп является третьим существенным параметром социальнойстратификации. Экономический статус —важнейший индикатор социальной стратификации, ведь уровень доходов оказываетвлияние на такие стороны социального статуса, как тип потребления и образжизни, возможность заняться бизнесом, продвигаться по службе, давать детям хорошееобразование и т.д.
В 1997 г. доход, получаемый 10% наиболее обеспеченныхроссиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наименее обеспеченных. На долю 20%наиболее обеспеченных слоев приходилось 47,5 % общего объема денежных доходов,а на долю 20% самых бедных доставалось только 5,4%. 4% россиян являютсясверхобеспеченными — их доходы примернов 300 раз превышают доходы основной массы населения.
Заключение.
Судьба общества, в котором господствуетодномерная перспектива оценки, печальна. Чем более распределение богатствасовпадает с распределением социального престижа, тем больше вероятностьвзаимного отторжения слоев низших, средних и высших, тем ближе и острееопасность дезинтеграции с ее разновидностями от революции до гражданской войны.
Конечно, в мире нет страны, где бедные неиспытывали бы неприязни к богатым. Но эта естественная неприязнь может бытьусилена или ослаблена — в зависимости от факторов скорее социокультурного,нежели экономического порядка. Если представители малоимущих слоев усвоят, чтоони не имеют никаких шансов на поощрение обществом своих«нетоварных» достоинств, это приведет не только к устрашающейморальной деградации, но и к взрывоопасному обострению классовой ненависти. Неимея шансов разбогатеть, он может добиться признания и почета совсем на другомпоприще. Этой проблему должна решать социальная политика.
Социальнаяполитика — это политика регулирования социальной сферы, направленная надостижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношенийвключает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся вуправлении производственным процессом, коллективные договоры, государственнуюсистему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице,пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальнуюинфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), атакже реализацию принципа социальной справедливости. Тем самым регулируяотношения между разными социальными стратами.
Библиография.
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И.Социология: учебник для вузов. М. – изд-во «Гардарика», 2000. – 510 с.
2. Кравченко А.И. Социология: учебникдля вузов. – М.: изд-во «Академический проект», 2000. – 382с.
3. Радугин А.А., Радугин К.А.Социология: курс лекций – 3-е изд. Перераб.и дополн. – М.: изд-во «Центр»,2001. – 224с.: ил.