Реферат по предмету "Социология"


Социология (шпарглаки на экзамен)

1.Социология как наука. Предмет, объект,функции, стр-ра, основные категории.
Термин”социология” происходит  от латинскогослова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чегоследует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Внаучный оборот понятие ”социология” было введено французским философомОгюстом  Контом в_30-х_г. 19в…Огюст Конт и затем Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделениясоциального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предметновой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы.  Конт рассматривал соц-ию, как синтез  всех наук. Однако к началу 20-х социология теряетроль единой и от нее отделяются политология, правоведение, этика, эстетика)
Объектом социологического познания является общество, ноопределить только объект науки недостаточно. Так, например, общество являетсяобъектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научногостатуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта ипредмета познания.
Объект познанния-  все то, начто направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качествеобъективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективнойреальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики,химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная частьобъективной реальности ( город, семья и т. д. ) берется не целиком, а лишь тойее стороной, которая определяется спецификой данной науки.
Каждаянаука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социологияи другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуетсябесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:
1.      Свою особуюсторону или среду объективной реальности
2.      Специфическиетолько для данной науки законы и закономерности этой реальности
3.      Особые формыпроявления и механизмы действия этих законов и закономерностей
Предмет социологии — социальная сторона жизни общества.
Вывод,  социологияизучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.
Социальныеотношения — это отношения междугруппами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватноеучастие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимсяобразом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Так как связи и отношения в каждом конкретномсоциальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познаниявыступает как социальная система.
Социология — наука о законах становления, функционирования,развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи ивзаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью .
1) Гносеологическая функция ( исследование соц, связей и явлений с целью получениеадекватных научных представлений об их существовании и содержании)
2. Эвристическая( на основе эмпирических и теоритических анализов врамках социологии, разработка практических рекомендаций) т.е. Самосоциологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, аоно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которыхпродолжается. И эта деятельность по разработке исследовательскогоинструментария социального познания занимает значительное место в социологии.
3. Методологическая (способ получениязнаний)
4. Идеологическая(соц-ия выражает интересы определенных соц. Слоев и полит.Групп)
5. Практическая
 Структурасоциологии.
Социологияпредставляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Структурусоциологии можно представить состоящую из 3-х основных блоков:
1. теоретическая или общая социология(умозрительный уровень который ориентирован на решениетеоретических задач и на формирование научных знаний)
2. конкр. Социол. Теории(формируются на стыке соц. И др. наук и носят дополн.Хар-р)
3. прикладные соц. Теории(эмпирические, решение актуальных  социальных проблем)
Основные категории социологии:
4группы:
1)раскрывают социальные связи (соц. действия, соц. Отношения, соц.Взаимодействия, коммуникации и т.д.)
2)категории, раскрывающие социальные общности (класс, страта, группа)
3)категории,отражающие социальные процессы (развитие, деградация)
4)категории, раскрывающие социальное развитие (регресс, прогресс, революция,эволюция)
2. Натуралистическая школа русской социологии
1. школа в рамках натурализма – Географич.Детерминизм(Мечников) Труд – “Цивилизация и великие исторические реки”
М:общество возник на самых ранних этапах жизни. Об-во развивается и достигаеттам, где есть 2 живых сущ-ва. У них – общие цели, стремятся к их достижению.
Вприродном сообществе выдел 2 тенденции развития об-ва: 1)сотрудничество,борьба. В природном сообществе доминирует т. борьбы. В человеческом – сот-во
Гл.задача соц-ии – изучение проблем солидарности и сотрудничества.
Важныйэлемент концепции М – теория прогресса. Мерило прогресса – солидарность.Постепенно солидарность должна вытеснить борьбу.
3 этапа развития чел. общества:
1)этапподневольных союзов ( человеч. Солидарность была обусловлена внеш средой).
2)подчиненных союзов (люди объедин. Не по принуждению, а на основе разделениятруда.
3)этап высший (подчин, и принужд сменяется добровольным сотрудничеством.
3. типа цивилизации
1)Речные ( великие истор реки созд благоприят условия для сущ-ия людей, однакосозд угрозу для жизнедеят.) 2) великие морские цив-ии (римская)
3)великие океанские цив-ии (США)
С. Соловьев– тезисы
1)природная среда влияет на характер, на психологический склад различных народов.
2)Геогр. Среда воздействует на об-во ч/з производственно-экономич деятельностьлюдей.
3.чел общность обусловлена кроме природного фактора социальными иличнымифакторами
 
2ая школа – Органицизм. Стронин– историк.  Тезисы
Обществонауки идентично с биологией. Метод познания соц-ии – метод аналогии(сопоставления) Об-во – живой организм. 3 стадии: рождение, взрослость, гибель.
Посвоему строению об-во – пирамида, в структуре можно выдел 3 уровня: 1) вершина– (прилигированное меньшинство  — гос.чиновники, законодатели)2 средняя часть (капиталисты), 3) неприлигированноенаселение (кр-не, рабочие) Управ. Обществом способна только вершина.
 Об-во – более слож. Система, чем жив. Орг-мы.Объедин и группировки людей возникают подобно сцеплению клеток. Ролькровеносной системы – транспорт. Значит. Роль в жизни об-ва играет духовныйфактор.
3.        Русская психологическая школа
Психологич.Направление в России включ. В себя 2школы: психологич (90 г.19 века) и субъективная. Причины появления: 1) невозможность объяснения соц процессов без психолог. Моментов, 2)развитие психологии в конце 19 в. 
Дероберти. Предметсоц-ии – изуч. Ч-го духа т.е. познание законов психологического взаимодействиялюдей в группах. Как абстрактная она занимается анализом самых общих формвзаимодействия. Социология одновременно описательная и абстрактная наука.
Описательная:психология отдельного индивида и псих. Взаимодействие в группах
Абстрактная:общие формы взаимодействия людей.
Самойглавной категорией соц-ии – понятие «надорганическое» (форма материи,представляющая психологич. Взаимодействие людей).  — одна из 3-х форм мировой энергии наряду снеорганич и органич
Надорганическое имеет 2 стадии развития. 1) связано с элементар психологич взаимодействием,кот-е можно найти даже у животных.
 2) высшая стадия – психологич. Процессы такиекак наука, фил-ия, практич деят-ть, поведение).
Создалтеорию 4-х факторов цив-ии 1) наука,2) фил-ия,3) искусство, 4) практич деят-ть. Развитие этих факторов представляетсобой развитие общ-ва в целом. Определяющ фактор – наука.
Кареев.Основной труд – монография «Основные вопросыфил-ии  истории». Основной метод, кот-ыйисп соц-ия – субъективистский. Осн. Элемент исследования – субъект. Каждыйсубъект играет ведущую роль в исследовании. Основа общ-ва – коллективнаяпсихология. Общ-во понимается как надорганическая среда (как системапсихологических и практич. взаимодействий людей).
Структураоб-ва – 2 основных элемента 1) культурные группы (искусство, мораль т.е.духовные элементы общ-ва), 2) соц орг-ии.
Центральнаяпроблема социологии – соотношение личности и истории.
Кореевуделял большое внимание проблеме прогресса общества. Целью и критериемпрогресса – развитие личности.  Прогрессобщества включает 5 элементов: 1)умственный прогресс, 2) нравственный, 3)политический, 4) юридический  5)экономический.
4.Субективное направление в русскойсоцилогии
былосформулированнов в конце 60-х 20 века.
Основные идеи:
1)общ-во представляет собой совокупность отдельных индивидов,
2)общ-вопротивопост природе
Представители:1) ПетрЛавров («теория и практика прогресса важнейшие моменты в историичеловеч мысли»
Л:история и социология взаимосвязаны, но с др стороны противополож). Делит наукина 2 группы: исторические науки ( имеют место в прошлом), 2) морфологические(суть явления, распредел предметы в группы относительно кокого-л. признака).Соц. изучает 1) животное сообщество, а) ф-мы человеч солидарности, б) общественидеалы (на основании кот-ых осущ. солидарность. 2)  соц-ия должна решать практические задачи,кот-ые способствовали бы maxразвитиюличности. Л. различает 2 аспектапрогресса: 1) теоретический (рассматривает цели и средства общественногоразвития, а также сущность развития, намечает реальные пути борьбы  и доля каждого ч-ка участвовать в этойборьбе. 2) практ. (изучение реал. Путей борьбы за корен. Соц. Изменения
Проблема взаимодействия общества иличности
Идеаломявляется такое об-во, кот-е в состоянии создать условия, обеспеч. Физич,нравствен, умственное развитие личности. Способ перехода об-ва –революция.Тезисы про интеллигенцию и крестьянство.
 3 этапаперехода к революции 1) прояв отдельных сторонников революц изменения. 2)переход сторонников рев-ии изменений к открытым действиям, 3) народнаяреволюция. Л: гос-во – результат естествен потребности ч-ка  в безопасности => гос-во для обществанеобходимо.
Михайловский«Герой и толпа». Центр соц-ии М. – проблема личности,а также ее освобождение от соц-го, нац-го гнета, религиозных предрассудков.Предмет соц-ии – борьба за индивидуальность. Разделяет 2 понятия, герой (ч-кспособный воодушивлять людей на какие-л. действия + и-) и великие люди  ( выступ в переломные моменты, их задача –проведение преобраз необход об-ву) Толпа – масса народа, основан на сходствахпсих реакции и поведений).Концепцияистор развит ч-ва – 3 этапа: 1) объективно-антропоцентрический ( охватываетпериод дикости и период отсутствия соц неравенства => преобладание отношенийсотрудничества м/у людьми. 2) эгоцентристский ( все сов ему об-ва. Экономразделение труда, появление неравенства, уничтож солидарности) 3)субъективно-антропоцентрический (охватывает об-ва будущего, ч-к мерило всехвещей)
М. Ковалевский «Очерк развития соц учений.» Идеи: 1) рассмотрение взаимоотношения соц-ии и др наук об об-ве.Соц-ия – синтез результатов, получ другими науками об об-ве, однако эти наукипредставляют только эмпирический мат-л. А соц-ия, синтезируя и анализируяданный мат-л формирует теоритич аспект.Цель соц-ии – раскрытие причин покоя идрижения обществ, также соц-ия устанав. Особенности развития об-ва в разныеистор эпохи. Пр-ма гос-ва. 2 причины возникновения – 1) стремление обезопаситьоб-во от внеш врагов 2) психологическая (склонность людей признавать под собойвласть тех личностей, кот-ые обладают определен харизматич св-ами К. Рассмотрелуправ соц прогресса. Прогресс – основной закон соц. Жизни. Основой соц.Прогресса – примирение соц противоречий т.е человеческое об-во развив в сторонузамены соц противоречий на соц солидарность. Предпочтительная ф-ма соц процесса– революция. Р-ия – движение вперед, но не в естественной ф-ме.
5. Социология П. Сорокина
П.Сорокин (1889-1968) 2 этапа жизни: 1) русский (до 20-х), 2)американский (с сер20-х)
1ЭТАП(бихевиарист (бихевиаризм- кат-ия поведения) Общ-во – организм, поэтому главное — взаимодействие. Взаимодействие разделил на 3составляющих: 1) люди (индивид): люди обладают нервной системой => могутреагировать на раздражение, именно эта реакция порождает действие., 2) действие(реализация потребностей идивида), 3) проводники ( среднее м/у людьми идействием. Переносится раздражит. реакция от одного индивида к другому).
2 вида проводников1) физические (телефон, телеграф) и символический(жест, язык, деньги).
 Типы взаимодействий:
1)по кол-ву взаимодействующих индивидов (инд, групп)
2)по факторам, кот-ые стали причинами взаимодействий: (многофактор, линейные)
3)по времени (длительные, кратковременные)
4)по хар-ру (симпатия, любовь, ненависть)
5)по хар-ру проводников (физич, символич)
2 Типа соц групп: 1) односторонние (порождены каким-л фактором), 2)многосторонние
2ЭТАП Сорокин создает интегральную концепцию ( от позитивизма к антипозитивизму)Важное место занимает концепция соц. стратификации. Соц стратификация –дифференциация насел-ия в определен иерерхичных слоях… Согласно к-ии каждыйиндивид обладает определен. Соц статусом. Статус – совокупность прав ипривилегий, обязанностей и ответственностей, власти и влияние. 3 критерия статуса: 1)экономическийаспект (деление на бедных и богатых), 2) образование и профессия, 3)политический аспект. Соц стратификация – показатель соц неравенства=>общественное равенство – миф.
Соцстрата осущ. перемещ индивидов, кот-ая назыв соц мобильностью
1)горизонтальная, вертикальная
2)внутрипоколенная и внешнепоколенная мобильность
3)групповая и индивидуальная
Теория культ. Систем Общество влияет на людей. Особенности соц. системы –наличие культуры.
3 вида ценностей:1) глав вид имеет познавательное значение, 2) ценностикак таковые (добро, долг, совесть, честь) 3) нормы, кот-ми люди руководствуются(моральные, юридич, социальные нормы).
6.Западный позитивизм.
Позитивизм(франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всёподлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть полученолишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединенияи что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследованиереальности, не имеет права на существование.
П.оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историюэволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логическогоконца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.
СоздательП., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Контпровозгласил решительный разрыв с философской («метафизической»)традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над нейфилософии; Закон Трёх стадий 1.теологич 2. метафизич, 3. позитив. С Конта начинается редукционизм – стремлениеобъяснить социальные процессы путм ссылок на необщ. Процессы.  Следуя просветителям, Конт высказываетубеждение в способности науки к бесконечному развитию.
Представителямипервой, «классической» формы П. 19 в., кроме Конта, был Г. Спенсер — в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления егофеноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г.Спенсер, в России — В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров,Н. К. Михайловский):Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях новые открытияестествознания 2-й половины 19 в. и исследуя проблемы классификации наук,развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том,что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощьюнауки.
П.оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно2-й половины 19 в.) — в том числе социологии, права, политической экономии,историографии, литературоведения и др.
Вконце 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучногознания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которыерассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки), кореннойломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивноеразвитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых«предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегалП., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованностьпредлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизическойсоциологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалосьневозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести«должное» из «сущего»). Всё это заставило снова поставитьвопрос о месте философии в системе наук.
7. Социология Парето
Идейные истоки и особенностимировоззрения
Истокисоциологического мировоззрения Парето многообразны. На него несомненно повлиялипознания и опыт инженера, математика и экономиста, привыкшего иметь дело сточными данными и практической эффективностью. Но были и такие влияния, которыеисходили из сферы гуманитарного и социального знания. cледует назвать, вчастности, Никколо Макиавелли (прежде всего), а также социальный дарвинизм,инстинктивистскую психологию, Г. Лебона и Г. Тарда, итальянскуюкриминологическую школу, французского философа Жоржа Сореля с его теорияминасилия и социального мифа,
ХотяПарето в целом отрицательно относился к теории Маркса, рассматривая ее главнымобразом как одну из 'идеологий', он признавал известное научное значениеисторического материализма и марксовой концепции классовой борьбы.
Парето,как и Дюркгейм, считает идеалы реальной действующей силой, но в отличие отпоследнего он не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективнодействующие мифы, 'теории, которые являются либо результатом добросовестногозаблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляютсвое господство.
Выступаяпротив рационалистической модели человека, Парето стоит на позицияхультрарациональной науки, целиком основанной на логике и эксперименте
Логические и нелогические действия
Основутеории социального поведения у Парето составляет разделение человеческихдействий на логические и нелогические.
Основаниемразличения логических и нелогических действий для Парето служит соотношение вних средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте.'Существуют действия, которые представляют собой средства, соответствующиецели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другиедействия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьмаразличаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном илисубъективном аспекте. Но субъективного аспекта недостаточно для пониманияуказанного различия; главное значение имеют объективные критерии.
Областьлогических действий — это главным образом естественные науки, технология,некоторые военные, политические, юридические действия и экономика
Вообщелогические действия довольно редки; в социальной жизни доминируют нелогическиедействия. Логические действия основаны на рассуждении, нелогические — начувстве. 'Чувства' играют чрезвычайно важную роль в социологической системеПарето.С его точки зрения, они составляют глубинную основу человеческихдействий. Наряду с такими понятиями, как 'инстинкты', 'интересы', 'аппетиты','вкусы', они выражают то огромное значение, которое он придает иррациональнымсторонам человеческой природы.
Теория'Осадков' и 'производных'
Теории,посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качествелогических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Первый Паретообозначает несколько странным для социальной науки термином 'осадок' (итал.'residuo', франц. 'rйsidu'), второй — термином 'производное' ('деривация').Будучи нелогичными, осадки представляют собой проявления базовых человеческихчувств и инстинктов. Парето делит 'осадки' на шесть классов, которые в своюочередь делятся на ряд подклассов.
1класс Инстинкт комбинаций 
IIкласс  Настойчивость в сохраненииагрегатов
IIIкласс Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов
IVкласс Осадки, связанные с социальностью
Vкласс  Единство индивида и того, что емупринадлежит
VIкласс Сексуальный осадок
'Осадки' одного общества, как правило, существенноотличаются от 'осадков' другого. Они незначительно изменяются в пределахотдельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоеввнутри каждого общества весьма изменчиво.
'Осадки' — это постоянный, устойчивый элемент в'теориях', 'логизирующих' нелогические человеческие действия. Они ближе всегонаходятся к глубинному, подспудно существующему слою 'чувств', будучи ихнепосредственным проявлением.
Парето утверждает, что выделенные им шесть классов'осадков' оставались постоянными на протяжении двух тысяч лет истории Запада. Вто же время подклассы внутри каждого класса гораздо менее постоянны; усилениенекоторых из них может компенсироваться ослаблением других.
'Производные' удовлетворяют потребность человека влогике или псевдологике (осадок Iд). Будучи поверхностным и изменчивым слоем,'производные', тем не менее, играют очень важную роль в социальной системе. Онимогут делать 'осадки' более или менее интенсивными, усиливать или ослаблять их.
Теория элиты
Согласно Парето, индивиды неравны между собой вфизическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальноенеравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальнымфактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или инойобласти деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существуетсвоя элита.
различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающуюучастие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальнаястратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двухслоев: ее вершину составляет немногочисленная элита ('высший слой'), аостальную часть — основная масса населения ('низший слой'). Элиты существуют вовсех обществах, независимо от формы правления. Характерные черты представителейправящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использоватьдля своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь начеловеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо.
Как правило, между элитой и остальной массой населенияпостоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболееспособная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшегослоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции поддерживается  социальное равновесия
Первый тип правящей элиты Парето называет 'лисами',второй — 'львами'. В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории'спекулянтов' и 'рантье': в первой из них преобладают 'осадки' первого класса,во второй — второго. 'Спекулянты' не довольствуются фиксированным доходом,часто незначительным, и стремятся заработать больше. Рантье, наоборот,составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительнопреобладают 'рантье', остается неподвижным и склонно к застою и загниванию;общество, в котором доминируют 'спекулянты', лишено стабильности; оно находитсяв состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутриили извне.

8. Социология Зиммеля
ЗИММЕЛЬ(Simmel) Георг (1858-1918) — нем. философ, социолог, культуролог, один из гл.представителей поздней “философии жизни”, основоположник т… формальнойсоциологии. На разных этапах своего творчества испытал воздействие идей раннегопозитивизма и натурализма (Спенсер, Фехнер), философии жизни Шопенгауэра иНицше, Бергсона, Дилыпея, Гегеля, Маркса.
 Различают 3 этапа духовной эволюции 3. 1 —натуралистический (связан с воздействием на 3. прагматизма, социал-дарвинизма испенсеровского эволюционизма с характерным для последнего принципомдифференциации, применяющимся в качестве универсального орудия при анализеразвития в любой сфере природы, об-ва и культуры). 2 — неокантианский. В центревнимания  — ценности и культура,относимые к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности; деятельностьгуманитариев понимается как “трансцендентальное формотворчество”. Источниктворчества — личность с ее априорно заданным способом видения. Парадоксальноесодержание т.н. “личностного” априори позднее выражается в понятии“индивидуального закона”. В соответствии с формами видения возникают разл.“миры” культуры: религия, философия, наука, искусство и др. — каждый сосвоеобразной внутр. организацией, собств. уникальной “логикой”. Для философии,напр., характерно постижение мира в его целостности; эту целостность философусматривает через каждую конкр. вещь, причем этот способ видения не может бытьни подтвержден, ни опровергнут наукой. В этой связи о разл. “дистанцияхпознавания”; различие дистанций определяет различие образов мира. Индивидвсегда живет в нескольких мирах, и в этом — источник его внутр. конфликтов,имеющих глубинные основания в “жизни”.
Тогдаже сформировались осн. идеи. в области социального знания и социологиикультуры. Цель соци-ол. изучения, возможного в разных науках об об-ве, —вычленение из их совокупного предмета особого ряда фактов, становящегосяспецифич. предметом социологии — форм обобществления. Социология в этом смыслеподобна грамматике, к-рая отделяет чистые формы языка от содержания, в к-ромживы эти формы. За выявлением форм должны следовать их упорядочение исистематизация, психол.обоснование и описание в истор. изменении и развитии.Противопоставление формы и содержания следует понимать как противопоставление“материи” социального взаимодействия — культурно-исторически обусловленныхпродуктов человеч. духа, целей, стремлений, потребностей индивидов, — инаиболее часто повторяющихся, характерных для всех и всяческих эпох и событийструктур взаимодействия, в сочетании, в совокупности к-рых и существуетчеловеч. об-во. Эти формы обобществления 3. иногда называет культурнымиформами. Самая важная из классификаций культурных форм — классификация постепени их отдаленности от непосредственности переживания, от “потока жизни”.Ближе всего к жизни спонтанные формы, такие, как обмен, дарение, подражание,формы поведения толпы и т.д. Несколько более отдалены от жизненных содержанийэкон. и прочие организации. Наибольшую дистанцию от непосредственности жизнисохраняют формы, названные 3. чистыми или “игровыми”. Они чисты, потому чтосодержание, когда-то их наполнявшее, исчезло. Это такие формы, как “старыйрежим”, т.е. полит, форма, пережившая свое время и не отвечающая запросамучаствующих в ней индивидов, “наука для науки” — знание, оторванное отпотребностей человечества, “искусство для искусства”, “кокетство”, лишенноеостроты и непосредственности любовного переживания. Совр. социально-культурноеразвитие 3. рассматривает как постоянное усиление разрыва между формами исодержаниями в обществ, процессе, постоянное и нарастающее опустошениекультурных форм, сопровождающееся индивидуализацией человека и увеличениемчеловеч. свободы. Конкретно это выражается в интеллектуализации об-ва иразвитии денежного хозяйства. Эти два процесса идут параллельно, они к тому жеаналогичны друг другу. Оба символизируют собой рост “формализации”, оторваннойот содержания. Интеллект “внекачествен”, предметом интеллектуальных (логич.)операций может быть что угодно, но критерии правильности этих операцийбезотносительны к предмету.
Для последнего, третьего этапа творчества 3. характернасосредоточенность на проблеме “жизни”. Жизнь как порыв, чистая и бесформеннаявитальность, реализуется в самоограничении посредством ею же самой создаваемыхформ.
На этом пути философия жизни трансформируется у 3. вфилософию культуры. Культура, “возвысившись” над жизнью, обретает собств.динамику, собственные, относительно автономные закономерности и логикуразвития, но при этом, оторванная от жизненной стихии, лишается жизненного содержания,превращается в пустую форму, в чистую “логику”, не способную уже вмещать в себядвижение развивающейся жизни. В самый момент их зарождения, в момент творчествакультурные явления соответствуют жизни, но по мере ее развития как бы“отдаляются” от нее, становятся ей чуждыми и иногда даже враждебными. 3.приводит примеры: астрономия, служившая потребностям земледелия и мореплавания,начинает развиваться “ради самой себя”, социальные роли, лишаясь своегожизненного содержания, превращаются в театр, маски; реальные схватки становятсяигрой, спортом; любовь, оторванная от непосредств. жизненных импульсов,принимает форму кокетства.
Характернойчертой совр. ему этапа развития культуры 3. считал борьбу жизни против принципаформы вообще, т.е. против культуры как таковой… Гл. противоречие заключается втом, что чем более формализуются социальные и культурные образования, тем болееотчужденным от них оказывается индивид как таковой, воплощающий в своем творч.,“душевном” существовании глубинные тенденции самой жизни. Отчуждениеоказывается равнозначным свободе, и единств, регулятором морального поведениястановится индивидуальный закон — уникально-личностное априори, определяющеежизнь и поведение индивида и знаменующее собой (наряду с созданием культурных форм)способность жизни к творчеству и худож. саморегуляции. Выводами из егокультурфилософской концепции становятся пессимизм и глубокий индивидуализм. 3.дал собств. объяснение истоков и природы “духа капитализма”, объяснив его какгосподство денег и интеллекта. В отличие от М. Вебера, предложившегоальтернативное понимание капиталистич. духа, концепция 3. оказалась глубокопессимистической. И у Вебера, и у 3. гл. роль играет рационализация мира, но уВебера пафос рационализации — это пафос безграничного познания и овладенияприродой и об-вом, в то время как у 3. речь идет о постоянном опустошении иобеднении мира, снижении качества душевного переживания, в конечном счете,снижения качества человека.
Идеи3. через посредство Лукача, Блоха и др. оказали воздействие на формированиекультур Крита ч. позиции неомарксизма и нашли вьфажение в совр. филос.антропологии. Хотя 3. и не оставил после себя школы или группы преданныхпоследователей, богатство идей, выраженных в его сочинениях, постоянноразрабатывается в самых разных филос., социол. и культурологич. направлениях.
9. Социология Вебера
М.Вебер (1864-1920)
Методологиясоц. познания: В основе этой мет-ии лежит представление о противоположностизаконов природы и общества. Признание сущ-ия 2-х типов научного знания: 1) науко природе (естествознания), 2) наук о культуре (гуманитарные знания). Соц-ия –пограничная наука=> должна заимствовать у естествознания и гуманитарных науксамое лучшее. У ест-ия – приверженность к точным фактам, у гум-ых – методпонимания и отнесения к ц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Крупнейшие страховые компании Японии и их портфели
Реферат Использование ИКТ учителем математики в работе с детьми, страдающими СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Реферат Правила перевозки нефтепродуктов
Реферат Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
Реферат Экскурсия Памятник княгине Ольге в Пскове
Реферат Побочные эффекты Виагры
Реферат Перебування іноземних делегацій в Білорусі
Реферат Герпес у детей Клиника и диагностика
Реферат Способы борьбы с наркотической зависимостью
Реферат Бизнес-план АООТ Винзавод Виноград
Реферат Расчет технологических параметров непрерывной разливки стали
Реферат I всеукраїнська науково-практична конференція "Проблеми та реалії інформаційного суспільства в умовах глобалізації"
Реферат Shoes Essay Research Paper Dear Tom and
Реферат Казахское ханство в XV-XVII вв
Реферат Проектирование туристического продукта в современных условиях