LD-1. РАЗДЕЛ 1.Характеристика современного социологического знания. Тема 1. Социология как наука
План:
1. Объект социологии
2. Предмет социологии
3. Как социология изучает общество
Основныекатегории:
Статус, роль, социальная структура, социальные функции, социальные отношения, социальное взаимодействие, социализация, культура, социальный контроль, девиация,социальные группы, социальный состав, социальные институты, социальная система,социальная стратификация,
Литература:
1. Смелзер Н. Социология.- М., 1994
2. КравченкоА. Основы социологии: чу. пособие для техн. М.1997
3. КравченкоА. Введение в социологию.- М., 1995
4. Радугин А...-Социология: курс лекций. -М., 1995
1. Общество как объект социологии.
Общество- самая богатая абстракция, содержащая всебе все понятия социологии
Общество- исторический результат естественноскладывающихся отношений людей.
Признаки по Э. Шилзу
Общество- относительно автономное от всейсовокупности людей образование. Другиеобщности: человечество, цивилизация, этнос, государство, страна.
Общество- потенциально бесконечновоспроизводящая себя общность. Триаспекта воспроизводства:
биологический(сотни индивидов- клан, племя, род, этнос, суперэтнос, цивилизация),
производственный(от сотен до сотен миллионов) и культурный (сегодня - сотнимиллионов)
Произ
Биологи- водствен-
ческий Культурный ный
Три аспекта воспроизводства
2.Предмет социологии:
Социология наука о системном понимании общества.
Общности — исходный элемент общества и предмет социологии.
Люди занимаютнеравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус — статическая, роль- динамическая характеристика.
Статусомназывается место, позиция положение, место человека в обществе.
Статус состоит из ролей, а роли из прав иобязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.
Роль — модельповедениявсоответствии с правами и обязанностями,соответствующая социальным нормам(культуре) данного общества. Модельповедения отражает культуру общества:традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности. Выполнение нормдостигается через механизм социальногоконтроля.
Статусы возникают в соответствии с социальными функциями. Социальнаяфункция — относительно однородные виды деятельности людей: направленные на удовлетворение общественных потребностей. Социальные функциипроявляются через социальные отношения. Совокупностьстатусов и социальных отношений — социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня развития общества.
Социальныегруппы — общности людей, занимающих сходные социальные статусы. Совокупность всех социальныхгрупп — социальный состав населения.
Социальный институт — совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры:семья, экономика, культура, армия. Основные и не основныеинституты.
Социальная стратификация — совокупность основныхсоциальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами.
Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальнаямобильность.
И так, социология есть наука о становлении развитии и функционированиисоциальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, какмодусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмахвзаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
3. Каксоциология изучает общество
Исторически сложившиеся подходы к представлению общества определили подходы к егоизучению:
Э.Дюркгейм: Человек автоматическиподчиняется нормам коллективного сознания, которые он застает уже готовыми,поэтому общество (его структуры) первично и давлеетнад человеком. Дюркгейм — основоположник структуруализмав социологии. Пример: Планировка парка определяет движение людей по аллеям. Спозиции этого подхода основное внимание сосредотачивается на исследованиимакроструктур структур общества.
М. Вебер: Необходимость удовлетворять потребностизаставляет людей вступать в отношения друг с другом, брать на себя выполнениеопределенных функций. Именно функции отличают положение людей и лежат в основеобразования общественных структур. Вебер — основоположник функциональногоподхода в социологии. Пример: Лодки в море — течения накладывают отпечаток на общуюкартину движения, но гребцы преодолевают его исходя из целерациональныхпобуждений. С позиции этого подхода основное внимание уделяется исследованиюролевого поведения, малым группам — микроструктурам.
Т.Парсонс: синтезировал эти подходы,выделив ключевое звено — культуру, как основной системообразующийэлемент общества. Культура определяет модели поведения в обществе, способыобъединения людей в общности и сами общественные структуры, Парсонс-основоположник структурного функционализма. Пример: Пример — лодка на аллеяхпарка.
Уровнисоциологического знания: По типу знания — фундаментальный (теоретический),прикладной (эмпирический), инженерный (практический).
По масштабу и значимости изучаемых явлений — макро имикроуровень.
Область приложений социологии раскрывается в частныхсоциологических дисциплинах.
Функциисоциологии в обществе:познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая.
LD-2 РАЗДЕЛ 1. Тема 2. Обзор развития социологии.
План
1. Донаучный этап
2. Этап формирования науки
3. Развитие социологии, как фундаментальной научнойдисциплины
Литература
1. Современная западная социология: Словарь
2. Справочное пособие по истории немарксистской западнойсоциологии
3. Капитонов Э. Социология ХХ века
1. Донаучныйэтап развития социологии
Характеризуетсяразвитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмыфункционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону иАристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гальвеция,Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитиепредставлений об обществе.
Платон(427-347):Первыми трудами по общей социологии считают“Государство” и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на триразряда: Высший — мудрецы, управляющие гос., средний- воины, низший — ремесленники и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящиеживотные” и не входили с структуру общества. Основным является высший класс — он, как и воины, лишен собственности, ведет аскетический образ жизни, направляясвои помыслы на благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства П.противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном богатстве.Формы организации общества — тимократия, олигархия,демократия и тирания — последовательные этапы его деградации.
Аристотель(384-322):Этические и социальнополитические воззрения А. раскрываютсяв “Этике” и “Политии”. А. провозглашает примат частной собственности. В основе общества — разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг,как время для себя. Деятельность и польза — лишь средства осуществления досуга.Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные- однако к гражданам принадлежат лишь военные иправители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов,имеющая средний размер богатства — средний элемент — стабилизирующий общество.К ср. классу относились и имущие земледельцы.
Н.Макиавелли (1469 -1527): Считал г-вовысшим проявлением чел. духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель --г-ваобуздание эгоистических интересов людей.М. сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе иметодах правления (“Государь”). Три закона: людьми правят честолюбие истремление к власти, умный правитель не должен выполнять все свои обещания,творить зло сразу, добро — постепенно.
Т.Гобс(1588-1679):”Теория общественногодоговора” — основа учения о гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Ноэто невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другувраждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовыватьгосударство, являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап- гражданскоеобщество, основанное на законах и общественном договоре.
Ж.-Ж.Руссо(1712-1778):“Рассуждение о происхождении и основаниях неравенствамежду людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи общественного договора.Исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличиечастной собственности. Призывал к наделению всех равной собственностью.
2. Научныйэтап развития социологии
Этапхарактеризуется поисками предмета и метода науки., как самостоятельной отраслизнания. Естественно истор. предпосылкой является — кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения общественныхявлений.:
Основоположникнаучной социологии Исидор Огюст МарияФрансуа Ксавье Конт (1798-1857): “Планнаучных работ необходимых для реорганизации общества” — 1822, “Курс позитивной философии” — 1842,”Система позитивной политики”- 1854 (социальная статика и социальная динамика).К, полагал, что законы развитияобщества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками обществаявляются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархиинаук 1) каждая высшая ступень зависит инизшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимаетведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания:наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависетьот позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).
Общество представляет собой“коллективный организм” в основе развитие которого лежит развитие всех членовколлективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресспроявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды — компоненты социальногоорганизма и части социальной ткани — неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связеймежду индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная.Главную ценность социологии К. виделв применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальныхреформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди илидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную(женщины).
ГербертСпенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развилсоциологическую традицию К., хотя не считал его своим учителем. С. считаютосновоположником социал-дарвинизма. Согласно С. — общество — сверхорганический агрегат, развивающийся по законамэволюции. Эволюция — осуществляется в борьбе за существование между о-вом и окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страхперед живыми и мертвыми выливается вконфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся вмилитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх передмертвыми — религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходитьиз эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значениев том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произволаотдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”.Главная задача государства — обеспечение соблюдения закона равной свободы.
Э.Дюркгейм(1858-1917)“Правиласоциологического метода”- — ввел понятие “социального факта”, которые он считалнезависимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющихлюдей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные(демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления(привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. — самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критериемсоц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающейсоциальное целое — разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании- традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективнеесознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение трудаобуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимныеобязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность.Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительноеместо в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавалрелигии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии безБога”.
К.Маркс(1798-1883) иФ.Энгельс — критик капитализма — считается творцом концепциисоциального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М.выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М.происходит путем качественных скачков отодной общ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение,феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-историческийпроцесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитиеэкономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнемразвития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений(классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостояниюклассов он придавал абсолютное значение.Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизмамежду эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) иэксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует,что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменойчастной собственности и заменой классового общества бесклассовым.
Рассмотренныесоциологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскомунаправлению в социологии — утверждению примата общества и его структур надчеловеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природныеспособности и мотивы — оказываются вне внимания социолога. Противоположное направлениев социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название“понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.
ФердинандТённис (1855-1936) — “Общность и общество”, “Введениев социологию” - рассматривает социологиюкак науку о человеке, его физической, психической и социально-природнойсущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющихсуществование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческогобытия: обществе, церкви, государстве.Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии иантипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т.определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение исущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознаниепомогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость иуправлять ей, освобождаясь от порабощения.Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основуобщества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах — простой(сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной — производство.Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности(общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, гдеперемешаны общество и общности (общины) Т.называет общественными системами и различает: социальные связи -общины(общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общностина основе выгоды). Социальность основанная наобщности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством), высшим выражением которой Т.считал “международный социализм”.
Георг Зиммель( 1858-1918) — Основатель формальнойсоциологии, представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположностизаконов природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческогостановления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно.“Переживание жизни” объективируется в многообразных формах культуры. “Трагедияжизни” — противоречие между творчеством и застывшими формами культуры.
З. считал, что над миромконкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей — чистая форма, фиксирующая устойчивые, универсальные черты социальныхявлений… Чистая форма — это отношения индивидов изолированные от конкретныхмотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц. концепции З. находятся“человеческие взаимодействия” опосредованные формами обобществления(культурой). З. называл социологию“геометрией социального взаимодействия”, представляя ее какформально-логическую общественную теорию. Проявлениями человеческого взаимодействияЗ. считал подчинение и господство,специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности, явленияконфликта и соперничества, образование партий и т.д. Формами взаимодействия являются ассоциация и диссоциация.Ассоциация индивидов предполагает их права и обязанности, поэтому общество З. рассматривал как систему отношений,способную обуславливать обязанности индивидов.Процессамассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт. Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой, обуславливающийобязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.
ГабриэльТард(1843-1904)“Социальная логика”, “Социальные законы”, “Мнение итолпа” - является представителемпсихологической школы в социологии… Родоначальником психологического направленияявляется З.Фрейд: сам факт социальной жизни связан с либидо, являющимся первопричинойвсех социальных связей. Формы человеческого общества представляют механизмупорядочивания половых связей и определяются отношением мужчин друг к другу.История представляется как развертывание либидо в системе ассоциаций, самоймощной из которых является государство.
Основной тезис Г.Тарда состоит в том, что социальные явления являются психическимипо своей природе. Т. сравнивал общество с мозгом, клеткой которого являетсяиндивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Т. толкует как циркуляцию желанийили идей, проявляющихся в форме 1) репетиции или имитации 2) оппозиции 3)адаптации или изобретении. Мысль одного повторяется другими(имитация), сталкиваясь мысли образуют оппозиции, наконец идеи либо взаимоуничтожаются,либо синтезируются (адаптация или изобретение). Синтез идей является источникомсоциального движения.
Макс Вебер(1864-1920) “Протестантская этика идух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическимМарксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, чтоконкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могутдать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. — идеальные типы — теоретические категории. Они конструируются для соотнесения среальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т.являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию иопределенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социальногодействия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный
На основе своего метода В.дал интерпретацию функционирования современного ему общества, которое онотождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуяв производстве индивид проявляет своиличностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этихкачеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов,которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую отволи составляющих их индивидов, становясь сверхличностнымисубъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают ихиндивидам, контролируют и подчиняют последних. Самиинституты эволюционизируютв суперорганизацию, цели которой уже не совпадают нис целями индивидов, ни с целями общества в целом.
В работе “Протестантскаяэтика и дух капитализма” В. проанализировал влияние протестантской этики (самон считал ее целерациональной) на становление иразвитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов протестантизмадо функционирования системы капитализмав целом.
3. Развитиесоциологии, как фундаментальной научной дисциплины
Становлениесоциологии как фундаментальной научной дисциплины, характеризуется развитиемсобственной научной методологии, оформлением знания в систему, развитием собственнойсистемы методов познания и области приложений. Начиная с этого этапа социологияразвивает себя на собственной основе. Вместе с тем характеризуя современный намэтап развития социологии необходимоотметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой общей теорииобщества.
К одной из ведущих теоретических доктринсовременного периода относят структурный функционализм. Его основоположникамисчитают Т. Парсонаса, Р.Мэртона,У. Мура, Дж. Хоуманса, Н.Смелзера.
ТалкоттПарсонс (1902-1979) -”Социальнаясистема” “Социологическая теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том, что общество представляет собойсложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов),находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системамиценностей, имеющих априорное происхождение. Парсонсполагал, что источники социального самодвижения необходимо искать вовнеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именносистема моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им вобщество, которое на следующем этапе оказывается представленным вовзаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельностьвыступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.
Отношения структурных единицстроится на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Парсонс выделил 4 вида таких функций: адаптация (проблемарациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация(проблема определения целей), интеграция(проблема сохранения внутреннего единства системы — обязательных норм, правил ит.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов сцелями и ценностями общества). Каждойфункции соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социальногоконтроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, — партии,государство, -семья, школа, религия)
Другим важнейшим направлением являетсяразвитие конфликтологической теории, в которойконфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса ирегулирования. представителями которой являются Р.Дарендорф,Л.Козер, К.Болдинг.
Льюис Козер ( 1913- ) определил конфликт какявление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределениедоходов и переоценку ценностей. Открытое общество реализует себя через балансконфликтов, устанавливающего правила социального взаимодействия. Каждый разконфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликтсплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции и развитиягруппового самосознания. Основными путями разрешения конфликтов является консенсуси конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.
Третьенаправление в развитии современной социологической теории — леворадикальнаясоциология. Ее основой является идея обисчерпании движущих сил развития индустриального общества и необходимостирадикальных перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой, одним из лидеров которой являетсяГ.Маркузе (Фрейдо-марксизм)
Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерныйчеловек” — полагал, что в результате действия государства и стоящих за нимгосподствующих классов через средства массовой информации намеренно формируетсяодномерное видение мира: ориентация на абсолютнуюэффективностьпроизводства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей,представление о тождественности технологического и духовного развитияобщества. В результате пролетариат пересталбыть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей, аобщество утратило возможности развития. Тотальное отрицание индустриального общества возможно путем “революции в сознании”, составной частью которойявляется сексуальная революция. Носителямиреволюции сознания являются те, кто обладает двумерным мышлением: интеллигенция,служащие, опирающиеся на нищие массы третьего мира, национальные и религиозныеменьшинства.
Ld-2. Раздел 2. Методология,методика и техника прикладных соц. исследованийТема 1. Программа прикладного исследования.
План
1.Общая структура прикладного соц. иссл.
2.Содержание и функции программы
3.Последовательность разработки программы
Литература
1.Ядов В,
2.Как провести социологическое исследование: по ред., Шерегии Горшкова
3.Капитонов Социология ХХ века
1. Общая структураприкладного социологического исследования
Социологическоеисследование — это инструмент изучения социальных явлений в их конкретномсостоянии с помощью количественных и качественных методов. Общая структурап.с.и приведена на схеме 1.
2. Содержание и функции программы
Программа — это изложение основных задач исследования ипредпосылок их решения. Основной раздел программы — теоретический (1).
Онначинается с целеориентации исследования (а). В основе иссл.лежит проблема,
Теоретический раздел
Процедурно-методический раздел
Организационный раздел
Сбор первичных данных
Математическая обработка данных
Анализ результатов исследования
Подготовка и оформление отчета
Разработка рекомендаций и технологий
Разработка программы
исследования
Схема1.
как область затруднений; предметный аспект проблемы- это определенная социальная задача; гносеологический аспект — осознание к-л общ.потребности и способов ее решения.
Объект иссл. — область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность),содержащая проблему.
Предметисследования — значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии ивключается в формулировку темы исследования.
Описать проблемную ситуацию помогают предварительныеили разведывательные исследования — интервью, анализ статистики и документов, мнение экспертов.
Конкретные границы исследования устанавливаютсяпутем формулировки целей и задач исследования.
б) определение и интерпретация теоретических понятий включает:
· соотнесение понятия стеоретической системой (выбор теории, описывающей явление)
· достижение однозначности в понимании (составление тезауруса)
· достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых )
в)эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов кэмпирически фиксируемым процессам. Входе э.и.п.происходит конкретизация теор. понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схемеПОНЯТИЕ — ПОКАЗАТЕЛЬ — ИНДИКАТОР — (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ — ИНСТРУМЕНТ).
г) построениемодели — это системное описаниесущественных сторон предмета иссл., охватывающее факторы, влияющие на его функцию.Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводыранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений.
Гипотезы могут быть объяснительными (интерес ксоциологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студентыстремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарахвлияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то естьотражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам наукии, проверяться средствами данного исследования.
На основе теор. моделиразрабатывается рабочая модель, при этом из теор.модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторыкоторые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования;факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводитсяисследование.
3)процедурно-методический раздел программы включает выбор методов получения информации, проектирование инструментов и выборки.
Метод — этосистема правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования.
Инструмент- специально разработанные документы, спомощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения,таблица).
Методика — система операций, обеспечивающихполучение валидной (соответствие измеренногопоказателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия)