Реферат по предмету "Социология"


Современные формы социального неравенства

курсоваяработа
Современные формы социального неравенства.
                                                            

                                                     





                              





ПЛАН


Введение
1ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
1.1История теорий социальногонеравенства
1.2 Сущность социального неравенства и его причины.
2.КЛАССОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХОБЩЕСТВ.
2.1.Социальныеклассы.
2.2.Стратификация современногороссийского общества.
2.3.Значение социальных классов.
3 ВИДЫ НЕРАВЕНСТВА
3.1.Бедность каквид неравенства
3.2.Депривация как вид неравенства
4.СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
4.1.Формы социальной мобильности
4.2.Причины и следствия социальной мобильности
Заключение
Списоклитературы
Приложение

                           
Введение

 Каждое современное общество должно обладатьсложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следуетсчитать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствиис которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимаютопределённое место в социальных структурах, где позиции и социальные статусыимеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществлятьсяпо национальному, имущественному и других признаках. Следовательно, обществопредставляет собой неоднородное образование. Каждый член человеческогообщества, входя в различные группы, находится сразу в нескольких социальныхпространствах, которые тесно связаны друг с другом.
Изучениенеоднородности общества осуществляется с помощью двух главных базовыххарактеристик — гетерогенности и неравенства.
Гетерогенностьпредставляет собой совокупность показателей, которые показывают степеньпестроты, разнородности общества, подчёркивают богатство оттенков этогообщества. Это означает, что по этим показателям нельзя сказать, выше или ниженаходится индивид, занимающий социальную позицию в группе, по отношению  к индивиду, занимающему позицию в другойгруппе. Другими словами, гетерогенность говорит нам только о различиях впозициях индивидов, но не об их  ранге.
Гетерогенностьописывается системой номинальных параметров, иллюстрирующих систему горизонтальной дифференциациичеловеческого общества.  Примерами номинальныхпараметров  могут быть пол,  национальность, вероисповедание и другие. Всеэти параметры являются номинальными только в рамках данной культуры и в рамках конкретного исторического периода. Такв нынешней культуре, в современном обществе нельзя сказать, что человек вышеили ниже другого только потому, что у него другая национальность или другойпол. При употреблении понятия « гетерогенность» всегда указывается тотноминальный характер, по которому производится разделение  людей в обществе.
Гетерогенностьпоказывает, насколько устойчиво и непротиворечиво данное человеческое общество.Общество с низкой степенью гетерогенности (или однородное по многим номинальнымпоказателям) является более устойчивым социальным образованием по сравнению собществом с высокой степенью гетерогенности. Это объясняется самой природой ингрупповых и аутгрупповых отношений.Другими словами, люди стараются поддерживать те группы, которые они считаютсвоими, и ставить их выше других групп.
Второйбазовой характеристикой общества считают неравенство. Неравенство являетсяестественным различием состояния членов современного общества по некоторымпоказателям. Такие показатели описываются ранговыми параметрами. По ним мыможем сказать выше или ниже стоит данный индивид или группа по отношению кдругим индивидам. Нынешняя культура допускает наличие такого неравенства.Например, неравенство по доходам или по должностным статусам не вызывает у насникаких возражений, в отличие от неравенства по национальному признаку.  Неравенство закрепляется в любом обществе спомощью социальных институтов.  При этомсоздаётся система норм, согласно которым люди должны включаться в отношениянеравенства, принимать эти отношения, не выступать против них.
Показатели,характеризующие неравенство, должны обязательно отслеживаться и оцениваться вкаждом обществе. Это необходимо сделать по той причине, что степень неравенстваможет превышать некоторые допустимые пределы. Увеличение степени социальногонеравенства связано с протекающими в обществе неравноценными социальнымиобменами. Изначальное неравенство людей по физическим данным, по энергетике,целеустремлённости, уровню мотивации позволяет одним группам вступать в неравныеобмены с другими группами. Превышение допустимой степени неравенства приводит кбольшому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, котороеможет расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Этообстоятельство часто приводит к возникновению социальной напряженности вобществе, служит благоприятной почвой для возникновения, развития и распространениясоциальных конфликтов. В связи с этим каждое общество должно вырабатыватьсистему регуляторов для снижения степени социального неравенства.
Моякурсовая работа целиком посвящена проблеме неравенства в обществе. Моя задачараскрыть истоки происхождения социального неравенства, сущность неравенства иего причины, а также рассмотреть виды социального неравенства.
Объектоммоего исследования является общество, а предметом  — изучение неравенства.












1ПРОИСХОЖДЕНИЕТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
1.1История теорий социальногонеравенства
  История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частнойдисциплины — социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.
Нозадолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между людьми,над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных  иугнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.
  Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных.Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Односоставляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другувсяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом,  мыслившим втерминах классов”, — считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследуетстрах и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным. [1]
  В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство можнонаучно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя.
   Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будетне только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальнуюстабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество,руководимое правителями ( блюстителями ).[2]
   Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопросо социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс — очень богат; другой — очень беден; третий же — средний. Этот третий- наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следоватьрациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками,а другие мошенниками.[3]
  Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, чтонеобходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключеноиз управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт ипреступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникаютосложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как противвласти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правлениябогатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство,где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых,управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.
  По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественноймысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что источником социальногоразвития выступает борьба между антагонистическими общественными слоями (классами).По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения иразличных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.
  Но сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытиясуществования классов и их борьбы между собой. И действительно со временПлатона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила вXVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочновводят в обществоведение Европы понятие социального класса ( Адам Смит, ЭтьенКондильяк, Клод Сен — Симон, Франсуа Гизо, Огюст Минье и др.).[4]
  Однако никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования классовой структурыобщества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономическихотношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовыхотношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовалов его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социальногонеравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и усторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разборего теории классов. Решающее значение для складывания современных представленийо сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом,  имел Макс Вебер ( 1864 — 1920 гг.) — классик мировой социологическойтеории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид являетсясубъектом социального действия.
  В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывалтакие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть ипрестиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархийв любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы;различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, апрестижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда онсформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”.Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” — явления, относящиесяк сфере распределения власти внутри сообщества.
  Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс неможет быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие отМаркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, гдеважнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него людиудовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.
Однакона рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовойситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие — рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у другихона отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистическогообщества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечниклассов.[5]
Учитываяего методологические принципы и обобщая его исторические, экономические исоциологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскуютипологию классов при капитализме:
  1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги идифференцируется по уровню квалификации.
  2. Мелкая буржуазия — класс мелких бизнесменов и торговцев.
  3. Лишенные собственности “белые воротнички”: технические специалисты иинтеллигенция.
  4.  Администраторы и менеджеры.
  5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам,которыми владеют интеллектуалы.
  5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей,шахтами и т.п.
  5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.
      Веберутверждал, что собственники — это “позитивно привилегированный класс”. Надругом полюсе — “негативно привилегированный класс”, сюда он включал тех, ктоне имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке.                     Существует множество стратификационныхкритериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаныособые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характерсоциального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то,что, мы называем стратификационной системой.
  Когда заходит речь  об основных типах стратификационных систем, обычнодается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации.При этом принято отождествлять их с историческими типами общественногоустройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими впрошлое. Мы же придерживаемся несколько иного подхода, считая, что любоеконкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем имножества их переходных форм.   Поэтому мы предпочитаем говорить об «идеальныхтипах» даже тогда, когда используем элементы традиционной терминологии.
  Ниже предлагается девять типов стратификационных систем, которые, по нашемумнению, могут быть использованы для описания  любого социального организма, а именно:
   — физико – генетическая;
   — рабовладельческая;
   — кастовая;
   — сословная;
   — этакратическая;
   — социально — профессиональная;
   — классовая;
   — культурно — символическая;       
   — культурно — нормативная;
  В основе первого типа  физико-генетической стратификационной системы — лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально — демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом,возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости.Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаютсяущербными и занимают приниженное общественное положение.
  Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы физическогонасилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях иритуалах.
  Эта “естественная” стратификационная система господствовала в первобытнойобщине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно онапроявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширениесвоего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, ктоспособен осуществлять насилие над природой и людьми    илипротивостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина — кормилец     в  крестьянской общине, живущей плодамипримитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства;   истинный ариец национал — социалистического воинства, способный к производствуздорового потомства.
  Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, — во многомпродукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя илишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной исексуально — эротической пропагандой.                                 
Втораястратификационная система — рабовладельческая — так же основана на прямомнасилии. Но неравенство людей здесь детерминируется не физическим, а военно-физическимпринуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствиюгражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих правлишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частнойсобственности. Причём положение это чаще всего  передается по наследству итаким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих системвесьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышалочисло свободных граждан,    и  холопство на Руси времен“Русской правды”, это и плантационное рабство на юге СевероамериканскихСоединенных штатов до гражданской войны 1861 — 1865 гг., это, наконец, работавоеннопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второймировой войны.
  Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительнымразнообразием.   Античное рабство держалось в основном за счетзавоеваний. Для раннефеодальной Руси более было долговое, кабальное рабство.Практика продажи собственных детей при отсутствии возможности их прокормитьсуществовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов разногорода преступников (в том числе, и политических). Эта практика была практическивоспроизведена много позднее в советском ГУЛАГЕ (хотя частное рабовладениеосуществлялось здесь в скрытых вне юридических   формах).
   Третий тип стратификационной системы — кастовая. В ее основе лежатэтнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядкоми религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколькоэто возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место вобщественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особыхфункций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий,которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские,земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается понаследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.
      И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данноеобщество. Классическим   примером    общества   с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридическиэта система была отменена лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и   в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только вИндии,  но, например,  в клановом строе среднеазиатских государств.Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикойфашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этническойкасты,   призванной к  господству    надславянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин вданном  случае берет на себя нациолистическая идеология.
  Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системегруппы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жесткосвязаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этихобязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством,закрепленные в законодательном порядке.  Одни  сословия обязаны нестиратную или чиновничью службу, другие — “тягло” в виде податей или трудовыхповинностей.
      Примеры развитых сословныхсистем являются феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия.Сословие, это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, этническое, религиозноеили экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передаетсяпо наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.
   Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый типэтакратической системе (от французского и греческого — “государственная власть”).В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по ихположению во властно государственных иерархиях (политических, военных,хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а, так жекак и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые этигруппы занимают в соответствующих властных иерархиях.
  Все прочие различия — демографические и религиозно — этнические, экономическиеи культурные играют производную роль. Масштабы и    характердифференциации (объемы властных полномочий)    в  этакратическойсистеме находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархиимогут закрепляться формально — юридически — посредством чиновничьих табелей орангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, амогут оставаться и вне сферы государственного законодательства (нагляднымпримером может служить система советской партноменклатуры, принципы которой непрописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключениемзависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властныхпозиций также отличают этакратическую   систему от  системы сословий.
  Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем болееавторитарный характер принимает государственное правление. В древности яркимобразцом этакратической системы были общества азиатского деспотизма ( Китай,Индия, Камбоджа ), расположенные, впрочем отнюдь не только в   Азии ( а например, и в Перу, Египте ). В двадцатом столетии она  активно утверждается      в так называемыхсоциалистических обществах и, возможно, даже играет в    нихопределяющую роль. Нужно сказать, что выделение особой этакратической системыпока не традиционно для работ по стратификационным типологиям.
Поэтомумы хотели бы обратить внимание, как на историческое значение, так и на аналитическую роль этого типа социальной дифференциации.  
 Далее следует шестая, социально — профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержаниюи условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования,предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующимопытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков вданной системе осуществляется при помощи сертификатов    (дипломов, разрядов,    лицензий, патентов), фиксирующих уровеньквалификации и способность        выполнятьопределенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатовподдерживается силой государства  или какой — то другой достаточно мощнойкорпорации ( профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего понаследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.        Социально — профессиональное деление  является    одной   из       базовых стратификационных систем,разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь либоразвитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города иразрядная сетка в современной государственной промышленности, системааттестатов и дипломов о получении образования, система научных степеней изваний, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.
  Седьмой тип представлен  популярной классовой системой. Классовый подходнередко противопоставляют стратификационному. Но для нас классовое членениеесть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовокпонятия “класса” мы остановимся в данном случае на более традиционной — социально- экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группысвободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между группами,прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства ипроизводимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материальногоблагосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность кклассам — буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. — нерегламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передаетсяпо наследству. В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких формальныхвнутренних перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит васв более высокую группу).
  Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классоваядифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое. Но на протяжениибольшей части человеческой истории классовые членения все же  носятподчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в западныхбуржуазных обществах. А наибольших высот классовая система достигает впроникнутых либеральных духом Соединенных Штатах Америки.
  Восьмой тип — культурно — символической. Дифференциация возникает здесь изразличий доступа к социально значимой информации, неравных возможностейфильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителемсакрального знания (мистического или научного). В древности  эта рольотводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви,составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священныхтекстов, в новое время — ученым, технократам и партийным идеологам, Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной навыражение государственного интереса существовали всегда и везде. И болеевысокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможностиманипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше другихможет доказать свои права на истинное понимание и владеет лучшим символическимкапиталом.
  Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществболее характерно теократическое манипулирование; для индустриальных — партократическое; а для пост — индустриальных — технократическое.
  Девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно — нормативным.Здесь дифференциация построена на различиях  уважения и престижа, возникающихиз сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек илигруппа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы ипривычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология,местный диалект, уголовный жаргон) — все это ложиться в основу социальногоделения. Причем происходит не только разграничение “своих” и “чужих”, но иранжирование групп (“благородные — не благородные”, “порядочные — не порядочные”,“ элита — обычные люди- дно”). Понятие элит окружено неким таинственным флёром.О нем много говорят, но часто, не очерчивают сколько-нибудь четких обозначающихграниц.
  Элита не является категорией только политики. В современном обществе существуетмножество элит — политические, военные, экономические, профессиональные. Где-тоэти элиты переплетаются, где-то соперничают друг с другом. Можно сказать, чтосуществует столько элит, сколько есть областей социальной жизни. Но какую бысферу мы ни взяли, элита есть меньшинство, противостоящее остальной частиобщества, его средним и нижним слоям как некоей “массе”. При этом положениеэлиты как высшего сословия или касты может закрепляться формальным законом илирелигиозным уложением, а может достигаться совершенно неформальным образом.
  Элитаристские теории возникли и формировались в значительной мере, как реакцияна радикальные и социалистические учения и были направлены против разных теченийсоциализма: марксистского, анархо-синдикалистского. Потому марксисты, на самомделе, очень скептически относились к этим теориям, не желали их признавать иприменять их на материале западных обществ. Ибо это означало бы, во — первых,признание того, что нижние слои являются слабой  или вовсе неорганизованной массой, которой необходимо управлять, массой, не способной ксамоорганизации и революционному действию, а во — вторых, признание в какой-томере неизбежности и “естественности” такого резкого неравенства. В результатепришлось бы пересматривать коренным образом взгляды на роль и характерклассовой борьбы.
  Но элитаристский подход направляется против демократического парламентаризма.Он вообще по природе своей антидемократичен. Демократия и аксессуарыпредполагает правление большинства и всеобщее равенство людей каксамостоятельных граждан, достаточно организованных  для реализациисобственных целей и интересов. И в силу этого поборники демократизма к любымпопыткам элитарного правления относятся довольно холодно.
  Многочисленные подходы к понятию «элита» можно условно разделить на двеосновные группы — властные и меритократические. В соответствии с первыми,элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью, а всоответствии со вторыми — те, кто обладают некими особыми достоинствами иличными качествами, независимо от того, располагают ли они властью или нет.
Впоследнем случае элита выделяется по талантам и заслугам. Иногда властные имеритократические подходы условно обозначают как “линию Лассуэла” и “линиюПарето”. ( Хотя первый подход может быть с не меньшим успехом назван “линиейМоска” или “линией Миллса”.)
   Одной группой исследователей элита понимается как слои, обладающие властнымивысшими позициями или формальной высшей властью в организациях и институтах.Другая группа относит к элите харизматических личностей, способных к лидерству,представителей творческого меньшинства.
  В свою очередь, властные подходы подразделяются на структурные ифункциональные. Выбирающие более простой с эмпирической точки зренияструктурный подход считают элитой круг лиц, занимающих высшие должностныепозиции в рассматриваемых институтах (министры, директора, военоначальники)
Теже, кто останавливаются на функциональном подходе, задают себе более труднуюзадачу: выделить группы, обладающие реальной властью в принятии общественноважных решений (многие представители этих групп, понятно, могут не заниматьсколь — либо видных общественных постов, оставаться в “тени”).
  
1.2 Сущность социального неравенства и его причины.
Разнообразие отношений,ролей, позиций приводят к различияммежду людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобыкаким — то образом упорядочить эти отношения между категориями людей,различающихся во многих аспектах.
Что же такое неравенство?В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которыхони имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовногопотребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологиишироко применяют понятие  “социальнойстратификации”.
При рассмотрении проблемысоциального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально — экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, вразной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются,заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разнуюоценку их общественной полезности.
Именно социально — экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоенияодними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаковпродвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатываетсвои ценности и нормы и опираются на них, иесли они размещаются по иерархическомупринципу, то они являются социальными слоями.
В социальнойстратификации имеет местотенденция наследованияпозиций. Действие принципанаследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные иобразованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокимипринципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизмаселекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковыевозможности получения  позиций в равнойстепени подготовленными индивидами.
Социальная стратификацияобладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы-ее сущность, то естьнеравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всейистории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании сфизической силой был важным критерием стратификации.
Учитываянеудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти,собственности и условий индивидуального развития, все же  нужно иметь в виду универсальность неравенствалюдей.
Стратификация, как илюбая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о н


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.