Реферат по предмету "Социология"


Социология как наука. Предмет и функции социологии

Министерство образования РФ
Воронежский архитектурно-строительный университет
Кафедра ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИЯ
НА ТЕМУ: «Социология как наука. Предмет и функции социологии»
     Выполнил: студент IVкурса ФЗО
     Специальности ЭУС           Сидоров  Владимир
      Проверил:_____________________
Воронеж 2002 г
Содержание
1.    Социология—наука об обществе                                                   3
1.1. Понятиесоциологии в структуре социальных                              3  
1.2.Социология— система знаний                                                        6
1.3. Структурасоциологии                                                                      8
2.    Предмет и объект социологии. Функциисоциологии                            11
2.1.Социология— наука о социальныхотношениях 
       общества                                                                                              12
2.2.Социологические исследования— инструментпознания
       социальной  реальности                                                                                13
2.3. Методысоциального познания                                                        14
2.4. Законы икатегории социологии                                                     16
2.5. Функциисоциологии                                                                         18
2.6.Социология в системе социальных наук                                        21
Литература                                                                                                 24

1.Социология— наука об обществе
 1.1.Понятие социологии вструктуре социальных
Каждая   из отраслей  науки имеет предмет,раскрываемый в  содержании, системетеорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции поотношению  к практике, исследуетопределенную сферу общест­венных отношений, те или иные явления, процессы, вобщем все общество.  Существуетопределенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями науки. Если,  абстраги­руясь отдругих наук и от понимаемых в широком смысле потреб­ностейпрактики, то нельзя не уяснить функции отдельнойнауки. Именно потребности практики выдвигают на каждомэтапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в целом и отдельным  его отраслям.Но современное общество—не  меха­ническое соединение различных  механизмов управления, власт­ных институтов иструктур, социальных сфер политики, экономики, анечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучаетобщество  во всех его аспектах. Такойнаукой и есть социология— наука обобществе.
    Что же икак изучает социология? Социология (фр.sociologie,латин.Societas— общество и греч.— Logos— наука  об обществе)— наука об обществе,отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено внаучный оборот еще  в серединеXIX  в.основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением временипредмет социо­логии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепен­нымотделением социологии от философии. Дело в том, что к сере­динеXIX в. потребности социального развития ивнутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формиро­ваниятипа социальных явлений. И в ответ на потребности форми­рования гражданскогообщества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическуюнезависимость и авто­номность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистскогоустройства общества с его жесточайшей тотальной регламентациейобщественно-политической, экономиче­ской и духовной жизни людей. Расширениепределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выборапробуж­дали  интерес человека к знаниюоснов жизни социальной общно­сти людей, социальных процессов и явлений с цельюрациональ­ного, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и свободная конкуренция  вэкономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятель­ности  предпринимателей— от  умения и  использования знаний о  конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей  и т. п. И отрасльюзнаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью   рационального использования  свободы самоорганизации стала  социология.    
Ведь социология изучала  общество,социальные отношения и  социальные  общности, их деятельность, а философия хотяи  изучает личность и социальные общностикак объекты и субъекты деятельности,  ноделает это  на высоком уровне  обобщения—  на уровне раскрытия их сущности, а не вразвертывании сущности  вдействительности, выявлении жизни  вовсем  ее противоречи­вом  существовании как  это делает социология. Постепенно, по  мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретиче­скихсоциологических концепций, каждая из которых обосновывала  определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию  социального, выступающего главенствующей  категорией социо­логии. Используя  разнообразные  методы  научного познания,  социология  осмысливает общество, общественную жизнь  не как предельно  общую  абстрактность, а как  реальность, пытаясь с  достаточной полнотой уловить и выразить вположениях, теориях ее  многоцветье ивнутреннюю неоднородность. Социология как определенный  тип знаний об обществе выходя из недрсоциальной филосо­фии,  перенимаетфилософскую культуру, признавая особое значе­ние  теоретического обобщения, целостногоконцептуального осмыс­ления  социальныхявлений. Вместе с тем, социология стремится к  преодолению той ограниченности,которую обнаруживает фило­софия  прианализе реальных социальных проблем. Внутри социологии  складываются течения: позитивизм— сводивший социальное   к природному, антипозитивизм— настаивающий на специфике социального.  
Анализ зарубежных  источников показывает,что чаще всего   социология  определяется как наука  о различных  социальных   общностях, социальных группах, их поведении,отношениях между   ними  и внутри них. Одни американские  социологиопределяют   социологию как науку обобществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изоли­рованных  индивидов, а людей  в общностях или в  социальных условиях. Цельтакого изучения—понять   и объяснить причины социального поведенияили взаимодействия социальных общностей и групп и  их результаты. По  мнению бельгийского социолога Миха  деКостра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся  в процессеих деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненныевопросы людей. Ведь в сов­ременных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся  возможности ядерной войны,  перспективыбезработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особен­ноужасным  —это то, что они ничего об этом не знают. Социо­логия и ставит целью: помочьлюдям разобраться самим в слож­ных проблемах жизни. Ведь социология— это понимание общества. Люди,  создающие общество, в котором живут,несомненно, имеют возможность изменить  его, преобразовать, нопрежде  познав. И  здесь-то на помощь приходит наукасоциология. 
Современная социология— это множество теченийи научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разномуотвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различ­ные определениясоциологии как науки об обществе. «Краткий сло­варь по социологии» даетопределение социологии как науки о законах становления, функционирования,развития общества, социальных  отношенийи социальных общностей. «Социологиче­ский словарь» определяет социологию какнауку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процес­сов, о  социальных отношениях  как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностямии личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология— это наука, в центре внимания ко­торой  находятся социальные  общности, их генезис, взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определенийимеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том  социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесьможно  возразить. Общественные явленияизучаются  не только социологией, но ирядом других наук— тео­рией права,политической экономией, историей, психологией, фило­софией  и др. Социология, в противоположностьспециальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные  стороны или ряды общественных  явлений, аизучает  наиболее общие  родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея­тельностьобщества. Правовые отрасли знаний исследуют только  право. Теория искусства— только искусство и т.п. Ни одна из  наук не изучает те общие  свойства, которые имеются в хозяйственных,правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п.  А ввиду того, что они есть частными видамиобщественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны  проявляться  общие всем социальным  явлениям закономерности. Вот эти-то наиболееобщие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной  социальной наукой, и есть ближайший  объектсоциологии.
 Следовательно, социология— это наука о родовых свойствах и основныхзакономерностях общественных явлений. Социология не просто выбираетэмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным  средством достоверного познания, обществен­ных  изменений, но и теоретически обобщает его. Споявлением социологии  открылись и 'новыевозможности  проникновения во внутренниймир личности, понимания ее жизненных целей, интере­сов, потребностей. Однакосоциология изучает не человека вообще, а его конкретный мир— социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни,  социальные связи, социальные дейст­вия. Неуменьшая значения  многочисленныхотраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть миркак целостную систему. При  чем системарассматривается со­циологией не только как функционирующая и развивающаяся, нои как переживающая  состояние глубокогокризиса. Современная со­циология и пытается изучить причины кризиса и найтипути выхода из кризиса  общества.Основные проблемы современной социоло­гии—выживание человечества и обновление цивилизации, подня­тия ее на более высшуюступень развития. Решение  проблемсоциология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных  общностей, конкретных  социальныхинститутов  и объединений, социальногоповедения отдельной личности. Социо­логия—наука многоуровневая, представляющая единство абстракт­ных  и конкретных форм, макро- и  микротеоретических подходов, теоретического иэмпирического знания.
Что же представляют макро- и микроуровни социологии?Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социаль­ныхструктур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в  них происходящих. Социальная  общность, высту­пающая  объектом макросоциологического анализа,— это цивилиза­ция  и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подходне  требует детального рассмотренияконкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциоло­гическийподход к явлениям  связан с общественнымимировыми системами  и их взаимодействием,с различными типами культур, с социальными   институтами  и общественными  структурами, сглобальными процессами. Макросоциологический подход к явле­ниям  интересует общество как целостный социальныйорганизм. В  отличие от макро-  микросоциология анализирует социальныепроцессы в отдельных сферах общественной жизни и  социальных общностях. Микросоциология  обращена к социальному поведению,межличностному  общению,  мотивации действий, стимулам груп­повых, общностных поступков и т. п.   
Социология—наука  о становлении, развитии ифункциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных  отношениях между  общностями, между общностями  и лич­ностью,наука об обществе и общественных отношениях.
1.2. Социология— система знаний
Известно, что  система— это совокупность элементов, образующих целост­ность. Наличие  определенной  структу­ры— устойчивых связей  междуэлементами—  одно из важнейших свойств системы.Устойчивость  связи обеспечиваетцелостность и тождественность  системы,  сохраняют ее основные  свойства при внутренних  и внешних изменениях. Если же наука—система зна­ний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура— связь между ними. Определить  социологию  как систему знаний— значит  датьконкретное  представление  об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых  групп, слоев (семьи, трудовых коллективов ит. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообще­ства.Последовательность теорий отражает объективные связи и от­ношения  между социальными  общностями как объектами и субъекта­ми социальной деятельности. Ведь любая малаягруппа, социальный слой,  социальная  общность  имеет  свою  специфику, обладает категориями, интегративными,  то  есть объединительными   свой­ствами, но ее нельзя понять,абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но вместе  с темсуществует  и «обратное»  движе­ние: представление  о личности при  анализе малых   социальных групп, слоев, социальныхобщностей, когда представление о лично­сти становится  богаче и конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи иотношения.
Восхождение от абстрактного к конкретномусовершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и впределах каж­дой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной тео­риик другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие  различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т.д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта исубъекта; во-вторых, осуществле­ние перехода от анализа личности к раскрытию еедеятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих,анализ межлич­ностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности,поведе­ния и общения,  глубокого познанияличности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельностиличности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.
В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теориии практики, познавательного и ценност­ного отношения  к миру. Поиск истины социологией связываетсяс раскрытием возможностей преобразований объектов в соответ­ствии с  гуманистическими ценностями. Современнаясоциология рассматривает личности, различные общности и социальные систе­мы нетолько как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системесоциологических знаний важное  местозанимает осе­вая проблематика, интересы, ценности, социальные установки— все то, что определяет  мотивацию поведения и  деятельности людей.  Процедура анализа  деятельности личности,  общности людей  осуществляется в  науке в такой же роли, что и обряд врелигии  или уголовно-процессуальном  кодексе в доказательстве вины. Если несоблюдена  процедура вывод  не может считаться  легитимным (законным), то есть научным.Конечно же, содержа­ние социологии имеет в основе субъективно-объективныйхарактер.  Игнорирование такогообстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология— не простая совокупность  теорий, а единство теорий личности и теорииобщностей, теорий  об обществе, обобщественных отношениях и т. п.
1.3. Структурасоциологии
Структура любой науки всегда обусловлена теми  задачами, которые  она. ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социологиярешает научные пробле­мы, связанные с формированием знания о социальнойдействительно­сти, описанием, объяснением и пониманием процессовсоциального  развития, разработкойсоциологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфереформирования знаний о со­циальной действительности, и образуют теоретическую,фундамен­тальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанныес преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного,целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и методу исследования,  а по тойцели, которую они ставят, решают ли научные или практи­ческие проблемы.
Социологические знания— единство теории и. практики. Теорети­ческие исследованияобъясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций еефункционирования и развития. Ориентирует на выявление  механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологическиеисследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех  или иных явленийи процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых спомощью общенаучных  методов, настатистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы,  социологические  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани.
Теоретические знания— знания  универсальные,эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое,не суще­ственное преобладание эмпирических компонентов исследования над тео­ретическимикомпонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки  всегда остается преобладание знаниятеоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания опре­деляют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.   
Эмпирические исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствованиянаучных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению  какой-либо кон­кретнойсоциологической проблемы.
На  основетеоретического и эмпирического изучения различных со­циальных систем социологияможет давать ценные практические рекомен­дации и обоснованные прогнозы.Теоретическая и прикладная социология, базируясь на  конкретных социологических исследованиях, непротиво­стоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
Теоретическая социология— совокупность многообразных концепций, разрабатывающих  аспекты социального развития  обществаи  дающие им интерпретацию.Единственной  концепцией, объединяющейспецифику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества.признавался  марксизм,  а именно— исторический  материализм. Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли систори­ческим материализмом. В действительности же человечество выработалоогромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и спецификуразвития человеческой цивилизации. Уже в серединеXX века широко распространяются концепции социальной стратификации, индуст­риальногообщества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология— это множество  возможных течений, школ, направлений сосвоих  методологический позиций   объясняющих  специфику  развития общества. Чтоже касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угластавят приоритет экономических факторов в раз­витии общества. Специальные жесоциологические теории— это отдельныесферы  социологического знания, которыеимеют предметом исследования относительно самостоятельные,  специфические подсистемы  обществен­ного целого  и социальных процессов. Изучая те  илииные  основные закономерности развитияобщества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом втех или иных условиях развиваются различные социальные  общности, социальные институты  и социальныепроцессы. Именно, поэтому-то в  структуресоциологии огромное значе­ние имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретическиеподсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы  призваны, во-первых, установить объективныевзаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) сцелост­ностью  общественной системы;  во-вторых, выявить специфические дляпредметной сферы  внутренние взаимосвязии  закономерности. Социаль­ныесоциологические теории дают ответы на актуальные проблемы совре­менности.
В современном мире  существует большоеразнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и самтермин принадлежат американскому социологу Роберту  Мертону. Но возникли  теории значи­тельно раньше.  Они изложены  в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др.Развитие специальных социологических теорий вXXвеке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно,Толкотта  Парсонса, ПоляЛазарсфельда  и др. Специальныесоциологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают  особые формы и сферы социального бытия и социаль­ную реализацию  формобщественного  сознания, их общие, аособенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие отсоциологической теории, основная функция которой состоит в рассмотре­ниисоциальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия иобщественного  сознания на уровнеобщества, специальные социологические теории рассматривают  их на  уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теориярассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс какотно­сительно самостоятельную систему  с ее  общими  и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения,функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теориярассматри­вает какой-либо социальный объект как  особый социальный  институт функционирующей  социальной системы в общей системе социальныхотно­шений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пре­делахсоциологии труда. Моральная система любого общества изучается социологиейморали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальнаясистема изучается социологией управления и т. д.  
В современной социологии выделяется несколько группсоциаль­но-психологических теорий. Во-первых, специальные социологиче­скиетеории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социологиядосуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыкесоциологии и гуманитарных  наук. Это— социология права, экономическая социология,социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.  В-третьих, теории, характеризующие социальнуюструктуру обще­ства, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологи­ческиетеории классов и социальных  групп,социология города  и деревни  и т. п. В-четвертых, специальные   социологические  теории, которые изучают деятельностьсоциальных институтов. Это  социологияуправления, организации, социология семьи, социология  образования, науки и т. д. В-пятых, теорииотклонения поведения  и аномальныеявления и т. п.
Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологи­ческой теории— изучение и объяснение социальных явлений  и функций социальной  системы. Специальные социологические  тео­рии—самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследованияи отношения к изучающему объекту.
2.Предмет и объектсоциологии. Функции социологии
Что же  представляет объект и предмет научногопознания со­циологии?  Совпадают  ли объект и  предмет социологии?  Нет, не совпадают. Объект  любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета— те стороны, связи и отношения,составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук— социальная реальность, а по­этому социология— наука об обществе. Но еще недостаточно дляопределения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования,который часто совпадает с объектом других обще­ственных наук (история,этнография, право, философия  и др.).Социология наука о целостности общественных отношений, обще­стве как целостноморганизме; о социальной системе.
Естественно, объектом социологии и есть определеннаясфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различнымиобъектами наук высту­пают  природа иобщества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каж­дый  из объектов тоже  «расчленяется» науками  на отдельные части, фрагменты, которые становятся их  предметами.Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как науки со­стоит в том, как понимать общество, процесс его  функциониро­вания  и развития в  качестве объектагуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на опреде­леннуюобщественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество пред­ставляетсяв виде  базиса и надстройки, совокупностьэкономи­ческой, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, преждевсего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы,ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человекаосуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различныхсоциально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества,на без­альтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истокиэкономического признания игнорирования личности и общечелове­ческих ценностей,отрицания мира культуры. Здесь-то и важно опре­делять общество  как совокупность социальных общностей, слоев,групп, индивидов, а саму  историю какдеятельность людей, пре­следующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специ­фическая  черта деятельности человека. Целеобразнаядеятельность включает   множество  различных, органично  связанных между собой  элементов.Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего втом, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую  дея­тельность с тем,чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический процесс  рационализациидеятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и развитие в трудах  многих мысли­телей,которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества с разрешением  противоречиямежду   стихийностью и  сознательностью.    
Конечно же, в конце каждого этапа общественногоразвития  полученный результат отличаетсяот  исходных   предпосылок, превращается  в  новые условия, средства, которые позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высокихцелей  направлена на удовлетворениевозрастающих потребностей чело­ века. Свершается постепенный историческийпроцесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, аобще­ство состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп,индивидов, то крайне важным  становитсяанализ отно­шений между ними и внутри их. Особую актуальность приобре­таетраскрытие жизнедеятельности личности, социальных общно­стей, групп, слоев ииндивидов в общественной жизни в их целост­ности. Деятельность личности,социальных общностей,  групп  в общественной жизни


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Искусство согласия с собой: развитие позитивной самооценки
Реферат Формування позитивного іміджу
Реферат Экологическая революция
Реферат Святкові і неробочі дні
Реферат Raving Is A Lifestyle Essay Research Paper
Реферат Facts Of The Great Depression Essay Research
Реферат Оптико-электронные приборы и их применение
Реферат Устойчивое развитие и высшее образование
Реферат Абстрактно-дедуктивный метод введения и формирования математических понятий в 10-11 классах
Реферат История болезни - терапия гипертоническая болезнь II степени
Реферат The Internet Essay Research Paper The Internet 2
Реферат Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей лишенных попечения родителей 2
Реферат Международный туризм как форма международных экономических отношений
Реферат Эстетика как наука предмет эстетики факторы влияющие на его становление
Реферат Дгания