Реферат по предмету "Социология"


Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов

Министерствообразования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине:Исследование социально-экономических и политических процессов

Содержание
Введение
1.Основные понятия системного подхода
2.Специфика системного подхода в исследовании социально-экономическихполитических процессов
3.Построение модели системного анализа
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Процесс познания иисследования является основополагающим процессом человеческой жизнедеятельности.Познание предшествует любой осознанной деятельности, а результаты исследованийявляются основой для деятельности человека. То насколько ясно человекпредставляет себе природу объектов и процессов окружающего мира и полнота мерыего понимания этих объектов и процессов определяет адекватность поведениячеловека по отношению к ним и то, насколько успешным будет его управление.
В частности если говоритьо социально-экономических и политических процессах, то можно сказать, что этовесьма сложные процессы, так же как и сложны объекты социально-экономического иполитического миров. В этих отношениях участвуют многие субъекты имеющиемногочисленные разнообразные связи. Эти процессы невозможно понять, нерассматривая их как процессы, происходящие в сложных системах и являющиесярезультатом взаимодействия множества элементов. Необходимо стремиться познатьсистему как можно в более полной мере.
Системный подход иявляется таким методом исследования, при котором исследуемый объектпредставляется как система взаимосвязанных компонентов. Сложность системногоподхода напрямую зависит от сложности исследуемой системы, потому системныйподход в отношении сферы общественных отношений весьма сложен, но, тем не менее,он необходим, поскольку даёт наиболее полное представление об объектеисследования.
В данной работе будутрассмотрены теоретические основы системного подхода, а также рассмотренопостроение модели системного анализа -дерева целей.

1. Основныепонятия системного подхода
Системный подход, какметод исследования в первую очередь, характеризуется тем, что предполагаетрассмотрение объекта исследования как системы. Понятие система, в связи с этим,является ключевым при рассмотрении этого метода.
Система – этосовокупность элементов, объединённых в единое целое, каким-либо образомограниченное от среды, и структура связей между этими элементами.
В качестве системыможет быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделитьчасти, находящиеся во взаимодействии.
При рассмотрениипонятия системы упоминается понятие элемент. Элемент можно назвать структурнойединицей системы, своего рода, узлом замыкания связей.
Элемент – неделимаячасть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе.Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учёта в пределахмодели данной системы его внутреннего строения[1].
Связи представляютсобой некоторые постоянные структурные взаимодействия между элементами. Связиобеспечивают процесс обмена информацией или энергией в системе и, подтверждаясвоё название, связывают разрозненные элементы системы в единое целое.
Совокупность связеймежду элементам создаёт структуру системы, — устойчивую конфигурацию, — упорядоченность и характер взаимодействий элементов.
Таким образом,формируется целостность системы – такое состояние, при котором элементынаходятся в постоянном взаимодействии, и изменение состояния одного элемента,через системные связи передаётся другим, то есть система реагирует навоздействие целиком. Кроме того, целостность системы предполагает наличие всистеме своего собственного источника развития, то есть некоторойсамостоятельности, или, иначе говоря, субъективности.
Сами элементы системы,также, могут рассматриваться как системы или подсистемы в зависимости от целейисследования. В принципе рассматривая какую-либо систему, принимая её за точку отсчёта– начальный иерархический уровень, — мы можем сколько угодно расширять границысистемы, а точнее переходить к рассмотрению все более крупных система, вкоторых предыдущие являются подсистемами, или вовсе элементами. Так же мы можемдвигаться и в другую сторону, представляя элементы системы как подсистемы,подвергая их анализу.
Таким образом, можносказать, что границы системы определяются исключительно позицией исследователяи целями исследования. А определение границ системы это условное разделениемира на две части, одна из которых называется системой, а вторая средой.
Для систем характернопроявление свойства эмерджментности, суть которого в том, что объединённые всистему элементы, в результате взаимодействия начинают проявлять свойства, неимевшиеся у них по отдельности, или иначе говоря, система проявляет свойства,которыми не обладают элементы системы сами по себе.
Системный подход это,именно, методологический подход к исследованию. Любое исследование этопостроение некоторой субъективной модели объективного явления или объекта; присистемном подходе объект исследования моделируется как система. При этом прочиеобщенаучные методы, например, такие как синтез и анализ, дедукция и индукциямогут выступать как средства.
Применении системногоподхода к исследованию основано на определённых принципах.
Принцип фиксированияцелостности системы предполагает рассмотрение системы как целого, состоящего изэлементов. Система состоит из частей, а не делится на части. При этом самасистема, при определённом рассмотрении, может выступать как целое и неделимое.
Определяющимихарактеристиками системы являются её элементы и структура связей и отношениймежду ними, следовательно, изучить систему это изучить эти самые составляющиееё элементы и их связи.
Следующий принциписследования системы состоит в выявлении источников развития системы. Сложнымсистемам свойственно развитие и изменение под воздействием внешних факторов,что может являться адаптацией системы к среде. Также системе свойственновоспроизводство своих структуры и функций. Выявление источников развития этоопределение субъектов формирующих управляющее воздействие на систему и определениеприроды воздействия. А также механизма формирования реакции системы.
Как уже говорилось,суть системного подхода состоит в том, что исследуемый объект рассматриваетсякак система. При рассмотрении системы, прежде всего, осуществляется сборинформации о ней, формулируются цели исследования. Как правило, имеется однаили несколько основных целей, которые задают характер и направлениеисследования. Прочие же цели являются сопутствующими и обуславливающимидостижение первичной цели. Формируется, так называемое, «дерево целей»отражающее структуру, порядок вложенности и субординации целей, место и ролькаждой цели в процессе достижения главной.
Затем системуподвергают анализу, выявляют основные её элементы и связи между ними. Элементыи их связи необходимо рассматривать совместно, поскольку взаимосвязи элементыявляются значимой характеристикой его в системе. Таким образом создаётсяцелостное восприятие системы.
Далее встает вопрос обопределении внутренних и внешних источников воспроизводства, функционирования иразвития системы. И уже определив суть и закономерности системы можно находитьответы на вопросы являющиеся целями исследования.
Системный подходпозволяет иметь более прочную ив то же время гибкую позицию при исследованииобъекта, нежели суммативный или холистический подходы. Системный подход можнопредставить как синтез двух прочих вышеназванных. Явление эмерджментностиобъективно показывает несостоятельность утверждения об исчерпанности свойствсистемы суммой свойств её элементов. В то же время, сами элементы могутпредставляться в совершенно ином качестве, находясь в системе нежели отдельноот неё. То есть целое это нечто самостоятельное, способное включить в себя иподчинить себе части. Но в то же время целое не может существовать без частей,и свойства целого невозможно осознать, в полной мере, не изучив свойствэлементов составляющих его и, что особенно важно, характера связей ивзаимодействий между частями – структуры системы. Именно та или инаяконфигурация связей и отношений между элементами обуславливает возникновениеновых свойств системы в целом. Все эти обстоятельства учитываются в системномподходе, что делает его весьма эффективным.
2. Специфика системногоподхода в исследовании социально-экономических политических процессов
системныйподход общественный отношение
Системы, в том числесоциальные, могут быть условно поделены на основании нескольких признаков.
Можно выделять:
Материальные идеальныесистемы. Материальные это системы состоящее из объектов материального мира;идеальные – системы знаний о них.
Открытые и закрытые.Данный критерий основан на степени взаимодействия: обмена информацией, энергиейи веществом системы со средой. Соответственно, закрытые системы предполагаютотсутствие обмена. Но объективно сложно найти закрытые системы, никак неподверженные влиянию среды и не оказывающие на неё влияния. Можно говорить лишьо закрытости определённых каналов связи. Закрытая система может быть закрыта отодноуровневых систем, но не может быть закрыта от иерархически объемлющей её,через которую и может доходить воздействие других систем.
Детерминистические истохастические. Первые рассматриваются как системы, функционирующие на основеустойчивых причинно-следственных закономерностях; вторые на основе «законовслучая» и вероятностных предрасположенностей. Данное разграничения являетсявесьма субъективным в силу того, что система является для нас стохастической дотех пор пока мы не знаем тех закономерностей, на основе которых онаразвивается.
Телеологические, илиненаправленные, и целенаправленные. Первые это целесообразные ицелеориентированные действия живых систем, в частности социальных коллективов,вторые – не имеющие целей и направленности, характерны для неживой природы.
Можно также различатьпростые и сложные системы. Простые системы характерны небольшим количествомэлементов, устойчивыми связями и детерминированностью, высокой степеньюзакрытости. Сложные системы содержать большее количество и разнообразиеэлементов их связей и отношений, они весьма непостоянны. В силу этого ихисследование весьма сложно и они могут представляться как стохастическиесистемы, подверженные случайным изменениям, более чувствительные к воздействию.
Социально-экономическиеи политические процессы это, прежде всего, социальные процессы, — процессыпроисходящие в системе человеческого общества. В качество элементарногокомпонента такого общества можно рассматривать Человека, со всем множеством егоособенностей. Природа и сущность Человека является предметом изученияфилософской мысли на протяжении всей известной истории. Существует много наукизучающих социальные отношения людей, возникающие в процессе взаимодействиялюдей, процессы внутри психики человека. И эти науки далеко не достигли своегопредела, то есть элемент общественной системы остаётся не изученным в полноймере.
Имеет значение, также,то обстоятельство, что и объект и субъект исследования это, условно говоря,одно и то же лицо. Общество изучает само себя.
Ну и, наконец,динамичность и разнообразие процессов происходящих в обществе, существованиеразличных подсистем, образованных по различным признакам, при этом одни и те жеэлементы могут быть включены в различные структуры.
Всё это формируетсистему невероятной сложности и многогранности. Подвергать такую системукомплексному осмыслению весьма непростая задача, особенно в то время когдаисследователь является элементом этой системы.
Однако, не смотря насложность задачи, системный подход необходим для применения при изученииобщественных процессов, так как на данный момент он является наиболееперспективным в плане полноты и существенности получаемых знаний.
3. Построение моделисистемного анализа
В качестве объектаисследования я выбрал актуальный, в связи с происходящими последнее времясобытиями, вопрос взаимоотношений народов России, в частности народовКавказского региона с прочими народами России.
Припроведении исследования может быть использована изображённая ниже схема.
Основнаяцель включает в себя две цели второго уровня: сбор и анализ информации. Сборинформации включает в себя сбор информации о субъектах отношений и о среде.
Анализинформации осуществляется путём достижения целей анализа взаимосвязей субъектовотношений, анализа влияния среды и сопоставления двух этих факторов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.