Реферат по предмету "Социология"


Сиротство как социальная работа. Социальная работа с безработными.

Вариант №3
1.        Сиротство каксоциальная проблема.
2.        Социальнаяработа с безработными.
3.         Задача:Женщина 49 лет жалуется на ситуацию, сложившеюся на работе: «Я не знаю к комуобратиться и что делать. Я долго не работала, хотя вместе с мужем в свое времязакончила Плехановку. Муж работает очень хорошо, возглавляет турфирму. Я же задолгие годы не только не приобрела никакого опыта, но и растеряла последниезнания. Поэтому, конечно же, по специальности работать не могу. Да и ктовозьмет женщину в моем возрасте, без какого либо опыта работы, с «букетом»всяких болячек. А мне ведь о пенсии думать надо. Я согласна на любую работу,которую смогу выполнять и которая не повредит моему здоровью. Только, правдамуж против того, чтобы я работала, из-за этого мы часто спорим. Но что делать?»

1.Сиротствокак социальная проблема.
Сиротство как социальноеявление существует столько же, сколько человеческое общество, и являетсянеотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийныебедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего детистановились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется итак называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей всилу нежелания или невозможности осуществлять последними родительскиеобязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются отего воспитания. В Библии, других литературных источниках древности имеютсяупоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся вчужих семьях.
С середины ХХ в.социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем ростотказничества наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых(Франция, Италия и др.). В Российской Федерации социальные сироты составляютабсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причемв 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
В последние годы в Россиивсе громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Снижение уровняжизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственности привело ктому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего являетсяневиданный с послевоенного времени рост беспризорности. В силу не совершенствасистемы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечениеродителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно. Основные причинысовременного сиротства состоят в следующем: во-первых, это добровольный отказродителей от ребенка, как правило, вскоре после его рождения — легальной илинелегальной форме (дети-подкидыши, дети в клиниках или проданные другим лицам);во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утрата родителями ребенкавследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждаютнаселение к хаотической миграции.
Оказание помощи детям, поразным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшимнаправлением социальной политики государства. Содержание социальной работы сэтой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.
Сиротство — этосоциальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считаетсяребёнок, который временно или постоянно либо лишён своего семейного окружения,либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту ипомощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральныйзакон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» используется несколько понятий детей-сирот.
Дети-сироты – лица ввозрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямыесироты).
Дети, оставшиеся безпопечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались безпопечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, укоторых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относитсяограничение в родительских правах, признание родителей безвестноотсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися влечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания вучреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местахсодержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Детисчитаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или отзащиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей извоспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения идругих аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся безпопечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численностикатегорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результатеантиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство).
Лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет,у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умер ли оба илиединственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственногоили обоих родителей.
Нормативно-правовая базаи механизмы ее реализации. Нормативно-правовые акты Российской Федерацииприняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международнымидокументами. Основными из них являются: «Декларация прав человека и гражданина»(1948); «Декларация прав ребенка» (1959); «Конвенция о правах ребенка» (1989).В частности, в принятой ЮНЕСКО «Конвенции прав ребенка», направленной наобеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли,утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейногоокружения или который в его собственных интересах не может оставаться в такомокружении, имеет право на особую защиту и по мощь, предоставляемуюгосударством. Государства-участники в соответствии со своими национальнымизаконами обеспечивают замену ухода за таким ребенком» (ст. 20).
Основное содержаниесоциальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попеченияродителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания,социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечениижильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. Наних возлагаются обязанности по  выявлению, учету и избранию форм устройствадетей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями ихсодержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дняполучения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечитьего защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежатпередаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, подопеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможностив соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся безпопечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формамустройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающимоптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.
Основные субъекты и формыоказания социальной помощи. Социальная помощь детям-сиротам и детям,оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой,которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъекторганизации; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные)как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь;смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные восновном на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданныеобщественными, благотворительными, религиозными и другими организациями какблаготворительные центры. Усилия каждого из названных субъектов направлены насоциальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана сформированием ценностных ориентаций детей-сирот в условиях закрытого детскогоучреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социальногосиротства, оставили их, предупреждение н профилактику преступности, правовоепросвещение и т. д… Назовем наиболее распространенные формы социальной помощидетям-сиротам и детям, оказавшимся без по печения родителей.
Передача детей-сирот идетей, оказавшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения. Кним относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаютсяи/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;учреждения социального обслуживания населения (детские, для детей-инвалидов сумственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационныецентры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, о вустановленном законом порядке.
Дети в возрасте от 0 до 3лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятсяв дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернатыдля детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты дляделинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом — этоучреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.
Усыновление (удочерение)ребенка — это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и ихпотомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же праваи обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.
Опека (попечительство) —форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вцелях их содержания, воспитания и образования, а так же для защиты их прав иинтересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Приемная семья — этоформа устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наосновании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителямио передаче ребенка (детей) па воспитание (супругами или отдельными гражданами,желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором.
Основные направленияоказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попеченияродителей меры по предоставлению гарантий социальной защиты детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот идетей, ос без попечения родителей, основываются на государственных минимальныхсоциальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.
Финансовое обеспечение.Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средствфедерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счетгосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом,источников.
Дополнительные гарантииправа на образование. Дети — сироты и дети оставшиеся без попечения родителей,имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования.Получившие такое образование  зачисляются на курсы по подготовке к поступлениюо учреждения среднего и высшего — профессионального образования без взимания сних платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальноепрофессиональное образование.
Дополнительные гарантииправа на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попеченияродителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативноелечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическомучреждении, в том числе про ведение диспансеризации, оздоровления, регулярныхмедицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Импредоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительныелагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличиимедицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно засчет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счетсредств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Дополнительные гарантииправ на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством),имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь периодпребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживаниянаселения, а также в учреждениях всех видов профессионального образованиянезависимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных СилРоссийской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказаниев виде лишения свободы (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).
Дополнительные гарантииправа на труд. Органы государственной службы занятости населения при обращениик ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте отчетырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу иобеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровьяза счет средств Государственного фонда занятости населения РоссийскойФедерации.
Социально-правовыеуслуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попеченияродителей, а равно их законные представители, опекуны, органы опеки и попечительстваи прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие судыРоссийской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлениидокументов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовоепросвещение.
Психологическая помощь.Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении,консультативную и профилактическую работу с педагогическими работникамиосуществляют педагоги-психологи. Психологическая помощь включает в себя:психопрофилактику и психогигиену; психодиагностику; психологическоеконсультирование; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыковэмоциональной саморегуляции; психологическое просвещение и т. д.
Как уже было отмечено,сиротство относится к социальным проблемам, которые, видимо, будут существоватьвсегда. Его объем может быть сокращен за счет уменьшения доли социальногосиротства. В связи с этим можно выделить несколько направлений социальнойполитики государства: профилактика социального сиротства (ликвидация такихсоциальных болезней, как асоциальное, дезадаптированное поведение, употреблениеалкоголя, наркомания и т. д.; эффективная семейная политика; оказание помощиодиноким матерям, половое просвещение и т. д.) и развитие системы социальнойзащиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

2.        Социальнаяработа с безработными.
Проблема занятостинаселения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулосьчеловечество в ХХ в… Безработица несет с собой не только бедность значительнымслоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей.Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших,первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
В Российской Федерацииконституционно гарантирована добровольность труда, при которой гражданин вправекак работать, так и не работать, вправе выбирать ритм труда, его объем инагрузку. Поэтому важно определить наряду с занятыми тех, кто относится к незанятым.
Незанятые — это лицатрудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия).Их можно разделить на собственно безработных (те, кто по каким-то причинампотерял работу, но активно ищет ее) и незанятых, которые и не пытаются найтиработу.
Безработными (ст. З)признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка,зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходногопособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организацийнезависимо от их организационно-правовой формы н формы собственности в связи сликвидацией, сокращением численности или штата.
Решение о признаниигражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработнымпринимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжкиили документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональнуюквалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнемуместу работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, паспорт идокумент об образовании.
При невозможностипредоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первогодня предъявления указанных документов. Не могут быть признаны безработнымиграждане: не достигшие 16-летнего возраста, которым в соответствии с пенсионнымзаконодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (повозрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрациив органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантовподходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущиеработу, не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов отполучения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы,включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна ита же работа дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней содня их регистрации в органах службы занятости для предложения им подходящейработы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятостидля регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда кисправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишениясвободы.
Итак, безработицарассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного ижелающего работать населения.
Современный рынок трудане является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредствомразличных инструментов: законодательством, государственными программамизанятости населения, соглашениями между работодателем и профсоюзом,государственными и частными институтами, занимающимися трудоустройствомнаселения.
Технология воздействия нарынок труда, для того, чтобы определить формы и направления воздействия нарынок труда, необходимо в первую очередь выявить факторы, влияющие на уровеньбезработицы и типы безработицы.
Многие из названныхфакторов легли в основу классификации безработицы, выделения ее видов.
Структурная безработицасвязана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпускапродукции ряда отраслей. Проблемы, связанные со структурной безработицей должнырешаться на государственном уровне принятие общегосударственных итерриториальных программ помощи в перераспределении и переподготовке кадров,выплаты. пособий на период переподготовки и трудоустройства, поддержки вформировании новых современных ресурсосберегающих отраслей производств, и т. д.
Технологическаябезработица связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, смеханизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данногопроизводственного процесса часть рабочих рук оказывается ненужной, либотребуются люди нового уровня квалификации. Экономическая, или циклическая,безработица, носит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночнойконъюнктуры, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе, илисвязана с цикличным характером экономики.
Фрикционная безработицасвязана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем. Определениефрикционная точно отражает суть явления, всегда есть какой-то временнойпромежуток между уходом человека с одной работы и приходом на другую.
Застойная безработица —это безработица способных к труду людей, которые по каким-то причинам либо нехотят работать, либо длительное время не могут найти работу. В социальном плане— наиболее опасный тип безработицы: является питательной средой для увеличениячисла бомжей, лиц без определенных занятий, для роста преступности,проституции, наркомании, алкоголизма.
Скрытая безработица —одна из форм безработицы, при которой работник формально числится напредприятии, но находится в срочном неоплачиваемом или бессрочном отпуске.Имеет разновидности в виде сокращенной рабочей неделе, неполного рабочего дня,оплачиваемой работы при наличии заказа и т. д.
Молодежная безработицавозникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания среднейшколы (если не удалось сразу поступить в вуз, техникум или ПТУ либо устроитьсяна предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированногонаправления на работу, либо оно не устраивает молодого человека).
Женская безработица — один из наиболее распространенных видов безработицы, возникает в силу меньшейконкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чеммужчины социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком,обеспеченность яслями, детсадами и т. п.). Принцип справедливости требует,чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе всемье. Государство должно применять ряд мер как административного, так иправового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговоенаказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемамипрактически для всех стран, развивающих рыночную экономику.
Социальные последствиябезработицы и система социальной защиты незанятого населения. Российскоегосударственное управление, как и общество в целом, вряд ли в полной мереосознает возможные последствия нарастания безработицы. Иные проявляются далеконе сразу либо носят латентный характер, но это не снижает их негативноговоздействия на общественное развитие. Например, специалистами доказаназависимость между ростом безработицы и суицидом, между увеличением количествановорожденных с различными аноахалиями и уровнем занятости населения.
Пожалуй, наиболее тяжелыепоследствия безработицы проявляются в социальной жизни общества. Безработица —это не просто отсутствие работы, она может выбить из колеи, иногда необратимо,миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Большинствооказавшихся в подобном положении говорят, что они ощутили сполна отчаяние,бессилие, растерянность, особенно если были без работы длительное время.
Прежде всего, безработицабьет по такому важнейшему социальному институту, как семья. Если в семье естьхотя бы один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень исоциальные возможности всех членов семьи. Семья не выполняет или лишь частичновыполняет те важнейшие функции, которые возложены на нее обществом.
Эти факторы ведут кразрушению самой семьи, В семьях безработных наблюдается повышеннаяконфликтность, снижается порог терпимости способность заботиться друг о друге,увеличивается количество разводов. Специалисты отмечают, что в подобных семьяхзначительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самихдетей наблюдаются отклонения в поведении, нервные расстройства, возрастаетуровень заболеваемости.
Отсутствие работыприводит к обострению проблемы девиантного поведения (алкоголизация инаркотизация общества, рост проституции, бездомности и преступности). Уже давносчитается, что существует зависимость между безработицей и преступностью.
Система социальной защитынезанятого населения функционирует в рамках государственной программы занятостии предполагает как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие паспрос и предложение рабочей силы, включение различных правовых, организационныхи экономических рычагов влияния на рыночные механизмы.
Прежде всего, речь идет овыплате пособий безработным, признанным таковыми государственными службамизанятости. При этом нужно иметь в виду: во-первых, экономические возможностигосударства в выплате пособий не беспределы во размер пособия должны какподдерживать элементарные условия жизни человека, так и стимулировать его напоиск работы.
Важным в деятельностислужб занятости является организация профессиональной подготовки, повышенияквалификации и переподготовки незанятого населения. Опыт стран рыночнойэкономики показывает: профессиональное обучение требуется каждомувторому-третьему из числа желающих найти работу. Данная система обучениятребует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтомуслужбы занятости используют не только действующие учебные заведения, выдавая имзаказ на профессиональное обучение, но и создают собственные учебные центры.Финансируется обучение тех, кто признан безработным за счет средствГосударственного фонда занятости Российской Федерации. Профессиональноеобучение высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизациейпредприятий, учреждений, сокращением численности штатов осуществление ( за счетсредств предприятий, с которых эти работники  увольняются).
Государственные службызанятости немалую роль в обеспечении социальной защиты отводит организацииобщественных работ в сфере услуг, строительства, благоустройства, иначе говоря,там, где не требуется специальной профессиональной подготовки.
С теми, кто изъявилжелание участвовать в общественных работах, заключается трудовой договор наустановленный срок. Они обладают всеми правами, определенными трудовымзаконодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если наних распространяется статус безработного. Финансируют общественные работы фондзанятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работывыполняются.
В центрах занятости набесплатной основе можно по лучить информацию о наличии рабочих мест,юридическую консультацию, психологическую помощь. Апробирована такая формасоциальной защиты населения, как квотирование рабочих мест дляслабоконкурентных на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежьи т. д. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда,местные органы власти могут принимать решение об обязательном квотированиирабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях ссоответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет.
Кроме административныхприменяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот)налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количестворабочих мест для слабоконкурентных слоев на селения, либо для создающих новыерабочие места.
Замечено, что наиболееемкий и подвижный механизм роста занятости населения — это растущая базамелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности приусловии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда.
Создать дополнительныерабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда:частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организациирабочего времени и т. п.

3.        Задача:
1.        Специалисту посоциальной работе необходимо провести консультацию с женщиной, выяснить еёосновные проблемы интересы и наметить основной план действий.
2.        Помочь собратьнеобходимые документы и поставить на учет в Центр занятости, записать в клуб поинтересам.
3.        Посодействовать и записать на курсы повышения квалификации, либо курсы переквалификации.
4.        Организоватьконсультацию у психолога для женщины и её мужа, что поможет найти общиеприоритеты в решении данной проблемы.
5.        Провести консультациюпо трудовому праву (льготы, назначение и получение пенсии и т.д.)
6.        По возможностиорганизовать необходимое лечение (санаторно-курортное).

Литература
1. Социальная работа:теория и практика. / Под ред. Е. И. Холостовой — М., 2001.
2. Теория и методикасоциальной работы. / Под ред. П.Д. Павленок — М., 1995.
3. Технология социальнойработы. / Под ред. И.Г. Зайнышева — М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.