Реферат по предмету "Социология"


Сиротство как социальная проблема

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
Кафедра «Социальные технологии»
«Допустить к защите»        
Зав.кафедрой _______________
«___»_____________200__г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Сиротство как социальная проблема
Студентагруппы:
ПопцовойН.А., С-301
Руководитель:
РузоваЛ.А.
Тольятти,2005
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3
ГЛАВА I.Положение детей-сирот и меры по их поддержке
1.1.Положение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей в современнойРоссии_______________________________________________5
1.2.Опека и попечительство какобщие технологии социальной работы___11
ГЛАВА II. Система работы с приемными семьями в Самарской области.
2.1. Постановка проблем и путиих решения_________________________15
2.2. Система социализации детейв условиях приемной семьи___________24
    2.3.Результаты политики Самарской области вотношение приемной      семьи___________________________________________________________29
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________31
    ЛИТЕРАТУРА__________________________________________________34
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы о проблемах социальной защиты детей-сирот, детей,оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет,несомненно очень актуальна.
   Объектом исследования данной курсовой служат дети-сироты идети, оставшиеся без попечения родителей. Таких в России – несколько  десятковмиллионов.        Каждый из этих десятков миллионов детей – уникальнаяличность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требуетот социального работника исключительного такта, проникновения в судьбучеловека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшейтерпеливости и самоотдачи. А предметом исследования: сиротские приюты, детскиедома, школы-интернаты, семейные детские дома.
Целью исследования является изучениеявления призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачами исследования являются:
-раскрыть сущность понятиядети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
-изучить предпосылки становления иразвития детского призрения в России;
-выявить наиболее ценные длясегодняшнего времени формы и работы с детьми-сиротами и др.
Практическая значимость работызаключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов опрактической значимости того или иного направления применительно к сегодняшнемудню, в деле призрения детей.
Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условияхпродолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдаетсяустойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались безпопечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению такназываемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живыхродителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличениячисла детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижасемьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, роствнебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образжизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важноезначение.
       Всоответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временноили постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться втаком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемыегосударством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерациизадачей государственной важности является создание условий для полноценногофизического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развитиядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их ксамостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматриваетсякомплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и науровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализациюгосударственной политики по отношению к детям, оставшимся без попеченияродителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональнуюподготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Глава I. Положение детей-сирот и меры по их поддержке.
 
1.1.Положение детей – сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей в современной России.
Развитие цивилизованного обществаопределяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но иотношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии –создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы.Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейныхотношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласностатистическим данным, более 1 млн детей бывшего Советского Союза воспитываютсягосударством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – вРоссии. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода.Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот.Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодняподавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах,интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальнымисиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существуетстолько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемымэлементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причиныприводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимос возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальноесиротство,  когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания илиневозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родителиотказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Основанное на положениях ст.121Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети,оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях посоциальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей».Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые осталисьбез попечения единственного или обоих родителей в связи со следующимиобстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав,ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими,недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебныхучреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях,исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержанияпод стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонениемродителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителейвзять своих  детей из воспитательных, лечебных учреждений, учрежденийсоциальной защиты населения и других  аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном закономпорядке[1].
Анализ социальных причин сиротствапоказывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории«подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируясвое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей,чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки.Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелостьи отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка отродителей – алкоголиков[2].
Сейчас в России около 600 000детей –сирот (из них 95% социальные сироты, т.е.родители их живы, но лишеныродительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей ипомещения их в государственные учреждения являются: неполная семья,недостаточная материальная обеспеченность  и плохие жилищные условия,алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей былаоставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иногофизического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости снеблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития.Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери –подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательнойбеременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенкапрепаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своимродителям и воспитываются в учреждениях для сирот.
Такие реалии современной российскойжизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоевнаселения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейныхустоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей,  пьянство иалкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психическихзаболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативныхсоциальных явлений и социального сиротства в частности.
Сегодня государство практически нестимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью,предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их нехватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало нестоль редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителейродительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в такихсемьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По даннымисследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телеснымнаказаниям[3].Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороныблизких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к ихличности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелойсемейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет.За последнее время оно увеличилось на 15%[4].Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютовпозволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей,причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальныхслучаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороныкровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцестастановятся  как маленькие дети (1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В рядеслучаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течениенескольких месяцев и даже лет[5].
Выталкивает на улицу не только семья.Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не толькоподростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессиональногообразования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчегоежегодно до 1 млн подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеютпрофессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет,которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным смест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по деламнесовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информацииГенеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетнихв возрасте 14-15 лет[6].
Продолжает увеличиваться число детей,оставшихся без попечения родителей. В 2001г. их было 128,1 тыс., что на 4%больше, чем в 2000г. и на 12,4% больше, чем в 1999-м. свыше 40% из нихсоставляют дети, чьи родители лишены родительских прав.
В 2001 г. у родителей, лишенныхродительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше,чем в 2000г. и на 21,1% больше, чем в 1999г. В то же время, численность детей,отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2001г. сократилась посравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что дажеменьше (на 2,4%), чем было в 1999г[7].
Большинство детей, оставшихся безпопечения родителей в течение 2001г., были преданы под опеку или усыновление.Их численность в 2001г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей,оставшихся без родительского попечения.
28,2% детей, оставшихся в 2001г. безпопечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома,школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,учреждения социальной защиты населения и и иные учреждения на полноегосударственное  обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2001г. онасоставила 29,4%, в 1999г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная ихчисленность, составив в 2001г.36,1 тыс. против 36,2 в 2000г.
1,7% детей, оставшихся в 2001г. без попеченияродителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессиональногообразования и другие образовательные учреждения на полное государственноеобеспечение.
В целях улучшения положениядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановлениеПравительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указаннымдокументом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучениядля приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установленынормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детскиедома семейного типа[8].Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетахсредства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а такжесредства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленныхв негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры поподдержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированныхучреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

1.2.Опека и попечительство как общиетехнологии социальной работы.
Одной из наиболее оптимальных формзамещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку вприемную семью.
Опека и попечительство являютсяобщими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разнымкатегориям населения и, прежде всего, используются  для защиты прав и интересовдетей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей. Опека ипопечительство-это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересовграждан в случаях, предусмотренных законом.
Общие принципы, содержание и мерыгосударственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г.№17-ФЗ[9].Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением иобеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий посоциальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится  важная норма,согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии сдействующим законодательством, обеспечиваются  и охраняются государством.
Согласно п.2 ст.121 СК и п.1 ст.34ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления –выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местногозначения и не входящие в систему органов государственной власти[10].Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органыместного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственнымиполномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных ифинансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции поопеке и попечительству.
В соответствии с Законом РФ от 6июля1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органыместного самоуправления всех уровней [поселковая(сельская), районная игородская администрации] обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихсябез попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школахи на воспитание в семьи граждан[11].Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функцийопеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей,закреплены в Семейном кодексе (ст.12-123,125,140,142,145,147,150-151 и др.), вГК (ст.31-41), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числезаконах  субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статусорганов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.
В Семейном кодексе не дается понятияструктурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед намизадач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попеченияродителей, осуществляет Глава Управы Района (лично или через подразделенияадминистрации района)[12].
Организация методической помощи иоказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерствообщего и профессионального образования РФ, которое является правопреемникомупразднения Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции[13].В субъектах РФ  такая работа выполняется соответствующими управлениями(департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.
Семейный кодекс (п.1 ст.121)устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки ипопечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей,оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и напосредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку(попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении иподборе детей).
Своевременное выявление и учет детей,утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимойпредпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СКрешение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства пофактическому месту нахождения детей[14].
Органы опеки и попечительства,получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласноп.1 ст.122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни такихдетей, которое заключается в проверке достоверности поступившей информации обутрате детьми попечения родителей(истребовании и изучении соответствующихдокументов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим, органомопеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия уребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждениифакта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки ипопечительства должны обеспечить защиту (включая охрану принадлежащего имимущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также ихвременное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании,что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в ихпомещении в воспитательное учреждение.
 Все дети, оставшиеся без попеченияродителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведенияо них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попеченияродителей. На основании сообщений органов опеки и попечительствасоответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ формируетсярегиональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей ипроживающих на территории этого субъекта РФ[15].В течение  месяца со дня поступления указанных сведений этот же органорганизует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на данной территорииили на территории других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей длялиц, изъявивших желание взять ребенка в семью (п.3 ст.122 СК). С учетомсемейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иныхучреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей,возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, чторебенок может быть передан на попечение в семью, сообщить об этом в орган опекии попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК).Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновленияили передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходитьв строгом соответствии с требованиями закона[16].
Число детей, находящихся под опекой,растет. По состоянию на конец 2001 г. в России их насчитывалось 347,5 тыс., чтона 5,6% больше, чем в конце 2000г., и на 11,3% больше по сравнению с концом1999г. В 2001г. под опеку (попечительство) было передано 69,7 тыс. детей  (в2000г.-65,7 тыс.).
Глава II. Система работы с приемными семьямив Самарской области.
2.1. Постановка проблем и пути их решения.
Деятельность органов исполнительной власти по решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей носит системно-программныйхарактер. Впервые в отечественной социальной политике, в Самарской области ещев 2002 году, была поставлена задача: реально обеспечить первостепенное праворебенка — жить и воспитываться в семье. Вся совокупность задач была разбита надве группы: профилактики социального сиротства и социализации детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей. Профилактика социального сиротствапредусматривала укрепление института семьи. Была разработана программасоциально-экономического развития губернии, где одним из разделов была«семейная политика». Задачей незамедлительного решения было созданиесети специализированных учреждений социальной помощи семье и детям. Дело в том,что имеющаяся структура не ориентирована непосредственно на воспитание детей вусловиях семьи, а совсем наоборот — государство развивало и укреплялоинтернатную систему воспитания детей. И это касается не только детей,оставшихся без попечения родителей. Правительство понимало, что в условияхсоциально-экономической нестабильности социальная депривация увеличитсянеоднократно. Если идти традиционным путем, то надо в несколько раз увеличить вгубернии сеть интернатов, детских домов. При этом лишая детей семьи, ародителей — детей. Такая политика — планируемое разрушение института семьи.
В то же время, обязательства, принятые Российской Федерацией в связи сратификацией Конвенции о правах ребенка и присоединении к Всемирной декларацииоб обеспечении прав выживаемости, защиты и развитии детей, включают оченьважный правовой, социальный и этический аспект – необходимость учитывать интересыи нужды каждого ребенка и удовлетворять эти интересы в приоритетном порядке. Вдокументах подчеркивается, что ни один ребенок не может быть лишен права назаботу и внимание общества, особенно если он находится в трудных условиях.Исходя из этого, формируется семейная политика в Самарской области.
Семейная политика Самарской области является основной составной частьюсоциальной политики и представляет собой целостную систему принципов и мерорганизационно-экономического, правового, кадрового характеров, направленных наулучшение условий и повышение качества жизни каждой семьи. Еще в 2002 году вСамарской области решили, что многие проблемы семьи разрешимы. В основупрограммной деятельности были положены принципы реалистичности. Из множествафакторов, влияющих на нормальную жизнедеятельность семьи, были выбраны те,которые могут решаться незамедлительно, которые поддаются непосредственномурешению, и те, которые должны целенаправленно решаться в течение длительногопериода. Это проблемы незамедлительного решения: обеспечение приоритетногоправа проживания ребенка в семье; поддержка жизнедеятельности семьи (адреснаясистема льгот, пособий); образование детей; охрана здоровья детей; социальнаяреабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детейоказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей.
Проблемы длительного решения: формирование осознанного родительства;стабильность брачно-семейных отношений; духовный мир семьи, основанный наобщечеловеческих ценностях.
Задачи и функции каждого из ведомств (социальной защиты, образования,здравоохранения и т.д.) были сопоставлены с реальными задачами социальногоразвития семьи в Самарской области.
В ходе тщательного анализа все задачи были разделены на три группы:
— решаемые традиционно существующими ведомствами и их учреждениями;
— могут быть решены традиционно существующими ведомствами при внесенииопределенных организационных корректив;
— вообще не решались и не могли быть решены существующими ведомствами, так какявляются неспецифичными для них.
К последним были отнесены такие задачи как: психолого-педагогическаяпомощь семьям; социализация детей, потерявших связь с родителями (безнадзорныедети); комплексная социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей;социальная реабилитация детей, подвергшихся психическому и физическому насилию;комплексная диагностика и коррекция умственного развития детей; оздоровлениедетей; организация централизованного учета детей, оставшихся без попеченияродителей и передача их на воспитание в замещающие семьи; профилактика такихсоциальных девиаций, как ранняя беременность, отказ от рожденных детей,вступление в брак до исполнения совершеннолетия и другие социальные аспектыпланирования семьи, охраны материнства.
Были определены приоритеты в решении задач государственной семейнойполитики: ликвидация детской безнадзорности и обеспечение приоритетного правапроживания ребенка в условиях семьи; сохранение и охрана здоровья детей;получение детям адекватного образования; адресная социальная поддержка детей исемьи.
Определена и основная стратегия семейной политики в Самарской области –профилактика негативных социальных явлений и развитие позитивных.
Для решения этих задач необходимо было реформировать работу имеющихсяуправленческих структур и их учреждений, открыть комплекс ранее несуществовавших учреждений социального обслуживания семьи и детей. В 1991 годуГубернатором Самарской области К.А.Титовым было принято решение по созданиюслужбы семьи, материнства и детства. На уровне региона – это Комитет повопросам семьи, материнства и детства Администрации области, который являетсяорганом государственной исполнительной власти по реализации семейной политики.Аналогичные комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства былисозданы во всех 49 муниципальных администрациях Самарской области.
На комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства возложенонепосредственное осуществление функции государственного и муниципальногоуправления в сфере семейной политики. Исходя из этого, функции органов опеки ипопечительства над несовершеннолетними были переданы из органов образования вкомитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства.
Одной их первых проблем, с которой столкнулись при организации работыКомитета по вопросам семьи, материнства и детства в 1991 году, была проблемапередачи на усыновление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.Усыновлением занимались разные учреждения. Родители ждали свою очередь наусыновление 5-7 лет, в очереди стояло 680 потенциальных родителей. В то жевремя до 1991 года в год усыновлялось не более 50 детей. Причины были разные,но в основном организационного характера.
Для решения этой злободневной проблемы в феврале 1992 года в структуреКомитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области былорганизован Областной центр усыновления, опеки и попечительства, чтокачественно изменило и ускорило процесс усыновления, централизовало иупорядочило очередь граждан, желающих усыновить детей. В Областном центреусыновления был сформирован единый областной банк данных детей, подлежащихусыновлению. За время деятельности Областного центра усыновления усыновлено 3,7тысячи детей.
В Центре усыновления формируется региональный банк данных о детях,оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в очереди на усыновлениестоят только лица, вставшие на учет в начале 2000 года. С созданием Областногоцентра усыновления, опеки и попечительства сократился поток детей, поступающихв Дома ребенка, в результате чего три из них закрыто. Все это, в свою очередь,приводит к сокращению потока детей в дошкольные детские дома.
Коренным образом был реформирован институт опеки. По состоянию на 2000год проблемой опеки несовершеннолетних занимались только 18 специалистов на 49административных территориях. Вопросы патронажа семей, воспитывающих опекаемыхдетей, были полностью возложены на администрации школ, где эти функции наобщественных началах исполняли учителя. Школы также занимались выявлениемдетей, оставшихся без попечения родителей, определением социального статусадетей. Хотя по нормам на каждые пять тысяч детского населения должен был бытьодин специалист по охране детства. Фактически не решались такие вопросы, какпрофилактика социального сиротства, охрана здоровья опекаемых детей,предоставление жилья. В Самарской области, как и в России, было два институтасоциализации детей-сирот в семьях: опека и усыновление.
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей носило заявочныйхарактер. Государственная система в этой части отсутствовала. Поэтому частьдетей, фактически имея статус сироты, формально его не имели. Это грубонарушало права ребенка, в первую очередь в социальном плане. Так, в 2001 годуиз 3,2 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, выплаты получали лишь7 процентов.
Для решения проблем социальных институтов социализации детей-сирот вусловиях семьи незамедлительно были введены системы регулярных выплат детям изобластного бюджета; бесплатного оздоровления детей; социального патронажасемей.
Для исправления сложившегося положения сразу же при создании комитетов,отделов по вопросам семьи, материнства и детства, дополнительно к переведеннымиз органов образования 18 специалистам по охране прав детства, в составкомитетов, отделов было введено еще 68 специалистов. В настоящее времясоциальный патронаж неблагополучных семей, многодетных, неполных, семейопекунов, приемных семей осуществляют 139 специалистов по охране прав детствакомитетов, отделов по вопросам семьи, материнства и детства, а также 217специалистов территориальных центров социальной помощи семье и детям«Семья».
Наведен порядок в вопросе выявления и учета детей, оставшихся безродительского попечения (в 2003 году выявлено 2,9 тыс. детей, оставшихся безпопечения родителей, в 1991 году — 631).
Значительно активизировалась правозащитная деятельность органов опеки ипопечительства, в том числе по лишению родительских прав родителей, незанимающихся воспитанием детей, рассмотрению споров об участии в воспитаниидетей, а также по защите алиментных, пенсионных прав детей. Всего в Самарскойобласти в замещающих семьях воспитывается 11,4 тыс. детей.
Ежемесячно из областного бюджета на выплаты этим детям направляется 6,0млн. рублей. Выплаты регулярно индексируются и составляют 1290 руб. в месяц наодного ребенка, воспитывающегося в приемной семье. Ежегодно в областнойпрограмме «Дети-сироты» предусматривается 3 миллиона рублей на приобретениежилья для детей-сирот[17].
С 1992 года во всех городах и районах области активно формируется сетьспециализированных учреждений по обслуживанию семьи и детей Комитета повопросам семьи, материнства и детства Администрации Самарской области. Внастоящее время в Самарской области 98 таких учреждений. Именно данное звеноявляется исполнительной основой социализации приемных детей.
Каким должен быть оптимальный перечень группы учреждений профилактики социальногосиротства.
Еще до известного федерального Закона «Об основах социальногообслуживания населения в РФ» (1995 год), начиная с 1992 года мы определились,что сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей будет состоять из:
— центров «Семья», как первичного звена социальной службы и по своейсути, выполняющих роль социальных поликлиник (выявление семей и детей,оказавшихся в социально опасном положении, индивидуальный патронаж,формирование потоков и другие социальные учреждения), такие центры должны бытьво всех городах и районах, сейчас их 48;
— центров психолого – медико-педагогической диагностики и коррекцииразвития детей, такие службы должны осуществлять комплексную диагностику детейс проблемами в развитии. Сейчас их 9. Оптимально, мы считаем, таких центров внашей области должно быть 35;
— социально-реабилитационных центров для детей, потерявших связьродителями с приютами. Оптимально таких центров у нас должно быть 30. Сейчас29. Сразу же перед этими учреждениями поставили совместно с центрами«Семья» решать проблему социальной реабилитации биологических семей,когда дети воспитываются в приютах. Оговорюсь, что без центров «Семья» вряд липолучили бы желаемый результат. Сегодня до 50% детей, воспитывающихся вприютах, возвращаются в родные (биологические) семьи;
— центры социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов. Сейчас вобласти 11 таких учреждений. Оптимально их должно быть не менее 27. При такомколичестве данных учреждений количество детей-инвалидов, воспитывающихся в пансионатахГлавного управления социальной защиты населения области, уменьшится на 30-40%.
Открыт в нашей области центр усыновления, опеки и попечительства, на базеобластного центра «Семья» кризисный стационар для детей, подвергшихсяпсихическому насилию, в том числе и в семье.
Анализ опекаемых семей показал, что в 1992 году из 3,2 тысяч детей лишь11 не состоят с опекунами в родстве. Поэтому, еще до выхода нового семейногоКодекса ввели институт приемной семьи, где рассматривали воспитание детей, какодин из видов педагогической деятельности. С 1994 года в г.Самаре, а затем с1.01.1996г., в соответствии с постановлением Губернатора области К.А. Титова,повсеместно вводится в Самарской области институт приемной семьи.
С целью регулирования отношений в сфере организации деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления, специализированных учрежденийи организаций по защите прав детей, в Самарской области принят закон «Оборганизации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарскойобласти».
Законодательно закреплены организационные основы форм семейноговоспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи[18].Один из основных организационно-правовых принципов — перманентность(возможность перехода ребенка из приемной семьи в другие формы, включаяусыновления). По своему существу, приемная семья — временная форма устройстваребенка и, фактически, при эффективно существующей системе социальнойреабилитации и социальной адаптации является организационной альтернативойгосударственным детским сиротским учреждениям.

2.2. Система социализации детей в условиях приемной семьи.
В настоящее время в приемных семьях воспитывается 1311 детей. В основномэто те дети, которые воспитывались уже в учреждениях для детей-сирот или такатегория детей, которые традиционно направлялись на воспитание в данныеучреждения. Из учреждений передано в семьи 442 ребенка, в том числе из домовребенка — 85 детей. Это дало возможность существенно сократить число детскихдомов и домов ребенка (закрыто 6 учреждений: 3 Дома ребенка и 3 дошкольныхдетских дома).
В то же время, необходимо отметить, что ежегодно число детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей увеличивается (в основном по причинемиграции и военных действий). Социализация детей, переданных в приемную семью,осуществляется специалистами учреждений обслуживания семье и детей.
Первичным звеном в структурной иерархии данных учреждений являютсятерриториальные центры «Семья», которые есть во всех городах ирайонах Самарской области (48) и они фактически выполняют функции«социальных поликлиник». Вопросы профилактики социального сиротства исоциализации детей в замещающих семьях решаются центрами «Семья».
Специалисты центров «Семья» занимаются выявлениемнеблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорныхи безнадзорных детей, осуществляют социальный патронаж семей с асоциальнымповедением родителей и детей, оказывают психологическую, педагогическую июридическую помощь детям, подросткам и семьям, оказавшимся в трудной жизненнойситуации.
Центры «Семья» занимаются проблемами адаптации приемных детей всемьях, психолого-педагогической диагностикой кандидатов в приемные родители.
Для организационно-методического обеспечения деятельность городских ирайонных центров «Семья» в 1992 году в структуре Комитета по вопросамсемьи, материнства и детства Администраций области открыт Областной центрсоциальной помощи семье и детям.
Создание социально-реабилитационных центров (приютов) длянесовершеннолетних позволяет немедленно по выявлению ребенка, потерявшего связьс родителями, поместить его в нормальные условия содержания, психологическиподготовить к проживанию в другой семье или государственном воспитательномучреждении, и провести необходимые мероприятия по психолого-педагогическойкоррекции и социальной реабилитации[19].
Открытие социально-реабилитационных центров (приютов) позволило смягчитьпроблему по социализации несовершеннолетних, более рационально решать проблемыжизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Своевременное вмешательство взарождающееся семейное неблагополучие, при котором практикуется временноеизъятие ребенка из неблагополучной семьи и помещение его всоциально-реабилитационный центр (приют), при соответствующей коррекцииповедения родителей специалистами центров «Семья», позволяетсохранить для ребенка его семью: 75% детей и подростков, выбывших в 1996—2002гг. из социально-реабилитационных центров (приютов) Самарской области,вернулись в свои семьи, переданы на воспитание в приемные семьи или под опеку.Это значит, что они не утратили родственные, семейные и другие социальныесвязи, не превратились в социальных сирот, не увеличили число безнадзорных ибеспризорных детей[20].
Организационно-методическим обеспечением деятельности социально-реабилитационных центров (приютов) для несовершеннолетних, регулировкой потоковдетей и подростков, оставшихся без попечения родителей, междусоциально-реабилитационными центрами Самарской области занимается Областнойсоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Областнойсоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних также проводиторганизационно-методическую работу по передаче детей на воспитание в приемныесемьи в Самарской области. Здесь формируется единый банк данных на детей,подходящих для передачи на воспитание в приемные семьи, банк данных накандидатов в приемные родители, формируются списки на выплату средств приемнымродителям[21].
Ежегодно проводится оздоровление детей с ограниченными возможностями,воспитывающихся в приемных семьях и их приемных матерей на местном курорте«Сергиевские минеральные воды».
Организационно-методическое обеспечение деятельности центров реабилитациидля детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляет Областнойцентр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
В целях комплексного решения вопросов диагностики и коррекции развитиядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 1994 году, в структуреКомитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, былоткрыт Областной психолого -медико-педагогический центр диагностики коррекцииразвития детей дошкольного и школьного возрастов (со стационарным отделением, вкотором на постоянной основе работают 16 специалистов: психологи, психиатры,социальные педагоги). Специалисты Центра диагностики проводят динамическоеобследование детей, воспитывающихся в Домах ребенка, детских домах,школах-интернатах, коррекционных школах, пансионатах для детей-инвалидов,реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями, социально-реабилитационных центрах (приютах) для несовершеннолетних. Создание Центрадиагностики позволило исключить случаи направления детей-сирот с нормальнымразвитием в специальные (коррекционные) учебные заведения. В 1999г. 48детей-сирот, воспитанников коррекционных интернатов, переданы на воспитание вприемные семьи. В настоящее время в области работает 9 центров психолого-медико-педагогической диагностики коррекции развития детей. По состоянию на1.01.2000г. в приемных воспитывалось 1053 ребенка. При первичном обследовании(во время помещения ребенка в приемные семьи) сохранный интеллект имели 78%детей, задержку психического развития различного генеза имели 11,8% детей и0,2% детей имели легкую умственную отсталость. У значительной части детей (17%) отмечались психопатоподобные реакции и синдромы. При повторных обследованияхв течение двух лет наблюдения воспитания детей в приемных семьях положительнаядинамика психического развития наблюдается у 59% случаев[22].
Ребенок, попавший в приемную семью, становится активным участникомвоспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общениес представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми.
В условиях воспитания детей в приемных семьях значительно улучшится фонсоматического здоровья. По заболеваниям нервной системы и органов чувств на67,6%, по болезням мочеполовой системы на 13,7 %, по заболеваниям органовдыхания на 43,6% и органов пищеварения на 38,4% соответственно. Необходимоучесть при этом социальный фон до передачи ребенка в приемную семью. Это детииз семей, где родители осуждены (16%), родители лишены родительских прав (24%),родители ограничены в дееспособности (28%). Эффективность проводимой работы посоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условияхсемьи заключается в том, что несмотря на значительное увеличение числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2,1 раза посравнению с 1991 годом), в основном по причинам миграции и военных действий, вСамарской области закрыты 3 дошкольных детских дома и 3 дома ребенка[23].
Из 2,9 тысячи выявленных в 1999 году детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей лишь 14% направлены на воспитание в госучреждения. Так,содержание одного ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей обходится бюджету свыше 3 тысяч рублей в месяц, в год – 36тысяч рублей. Экономический эффект от передачи детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей в замещающие семьи, а не в детские дома за 1997-2002гг. составил 715 млн. руб. (усыновление – 223 млн. руб., приемная семья – 33млн. руб., опека (попечительство) – 459млн. руб.)

2.3.Результаты политики Самарской области в отношениеприемной семьи.
В настоящее время в Самарской области сложилась двухуровневая(государственно-муниципальная) система реализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в условиях приемной семьи.
Правовые отношения в этой части регулируются федеральным и областнымзаконодательствами. Труд родителей-воспитателей оплачивается согласнообластного закона из расчета 3,5 МОТ в Российской Федерации за каждого ребенка,переданного на воспитание в семью. Обеспечивается процесс психолого — медико-педагогического и социального сопровождения приемных детей и их семейспециалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей. В областиотработана система единого диагностико — коррекционного процесса и практическойреализации законодательства в части обеспечения гарантий прав детей, воспитывающихсяв замещающих семьях.
Результаты изучения адаптации детей в приемных семьях показали, чтоэффективность и интенсивность одних и тех же коррекционных и реабилитационныхмероприятий более чем в два раза выше в условиях семьи, чем в условияхгосударственного учреждения.
Крайне важно отметить, что объектами комплексного психолого -медико-педагогического сопровождения являются приемный ребенок, приемные родители ипри возможности, биологические родители или родственники. Это дает возможностьреально обеспечить процесс перманентности социализации ребенка в условияхзамещающей семьи: приемная семья — усыновление, приемная семья — биологическаясемья[24].
Взаимосвязь между субъектами системы диагностико — коррекционно-реабилитационного процесса достигается за счет организации единогоинформационного обеспечения, как на муниципальном, так и на областном уровнях.Материальное обеспечение приемных семей законодательно гарантируется (ЗаконСамарской области «О минимальных социальных стандартах»). Наобластном уровне: ежемесячные выплаты в размере 1290 рублей на одного ребенка,бесплатное оздоровление в загородных центрах и профилакториях, дорогостоящеемедицинское обслуживание, обучение в профессиональных негосударственных учебныхзаведениях, обеспечение жильем.
Деятельность межведомственного и междисциплинарного взаимодействиясубъектов сопровождения ребенка и его семьи обеспечивается программнымисредствами. Это программы: «Дети Самарской области», «Здоровьедетей», «Вакцинная профилактика» и другие. Данные программыприняты на уровнях губернии и муниципалитетов.
Начиная с 1992 года число учреждений для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей в Самарской области уменьшается. Количество детей-сирот, обучающихся по вспомогательным программам снижено в 2,3 раза, числоправонарушений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейуменьшилось на 37% (по сравнению с 1999 годом). Правонарушителей среди детей, воспитывающихсяв приемных семьях, не зарегистрировано.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе  проанализированной   курсовой работы  можноговорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям-сиротам:
1. Оказание    помощи    этой    категории    детей     может   осуществляться    как    в    учреждениях    интернаторного типа,  так    и   в    условиях приемной   семьи. При    этом    приоритетность    отдается  воспитанию     таких   детей   в    семье.
2. Использование «командного подхода», который    предполагает профессиональный, системный    подход   к    социальной     работе    с  семьей    в   целом, что весьма эффективно.
3. Широкое    распространение  в  последнее время получилоиспользование концепции  «самопомощи»  при работе с этой  категорией    людей.
4. Многочисленные исследования содействуют все более широкомуиспользованию индивидуальных реабилитационно — коррекционных программ, которыеучитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это  будет содействовать болееэффективному оказанию помощи.
5. Система социализации должна охватывать все сферыжизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной ипрофессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития уребенка  навыков независимой самостоятельной жизни.
6. Особое значение, по моему мнению, имеет изменениеобщественного мнения в отношении детей-сирот. Это должно являтьсяпервостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этомувопросу не уделяется должного внимания.
7. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечениеполноценного образования для детей – сирот. Особую роль в этом играетинтегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оноспособствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемнойсемье.
Были также проведены исследования повыявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам внашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальнойполитики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы сданной категорией населения.
    Необходимо отметить, что распоряжением Губернатора области от 24 августа2004 года № 592-р предусмотрена разработка областной целевой программы на2004-2008 годы «Дети-сироты» для обеспечения комплексной защиты прав лиц даннойкатегории. Программа должна предусматривать мероприятия: по предупреждениюсоциального сиротства; создание условий для оказания комплексной (социальной,правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущимсемьям, например, в виде создания центров помощи семье; внедрение и развитиеразличных форм семейного устройства и воспитания детей-сирот (приемная,патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); развитие системыгосударственных учреждений для детей-сирот, направленной на увеличение данныхучреждений с целью создания воспитанникам условий проживания, приближенных ксемейным; развитие системы социальных приютов, центров временного пребываниядетей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центровпомощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также центровпостинтернатной адаптации и служб поддержки выпускников учреждений длядетей-сирот; ведение регионального банка данных о детях, оставшихся безпопечения родителей, а также учет семей потенциальных усыновителей,воспитателей; создание условий для повышения квалификациипсихолого-педагогических кадров, социальных работников и другие мероприятия.
       Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, являетсяформирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социальногоинститута, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации, чтоотмечали и участники «круглого стола» о демографической ситуации в области,который проводился 19 апреля 2004 года.
      Органами управления образованием и социальными педагогами учрежденийобразования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целяхвозвращения детей в родные семьи (за период с 1997 года возвращено в семью 5200детей); производится подбор лиц для осуществления функций опекунов ипопечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль запроживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан;оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении иорганизации летнего отдыха детей.
      В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных,скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимыхмер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закреплениеих Семейном кодексе.
ЛИТЕРАТУРА
1.           Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов иинтернатов// Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования,действия. — Саратов, 2001.
2.           Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.
3.           Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4.           Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.
5.           Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программадействий на 1996-2000гг. – М., 1996.
6.           Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы посоциальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
7.           Козырева А. На полпути от улицы к детдому//Российская газета, 22ноября,1996.
8.           Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики.М.,1989.
9.           Нечаева А.М. О положении детей в Российской Федерации. Государственныйдоклад. — М., 2002.
10.        Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.
11.        Рейн В.А.Социальнаязащита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из ихчисла: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.
12.        Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.
13.        Семья Г.В. Дети-сироты в России. — М.., 2002.
14.        Под. ред. проф. А.И.Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. идоп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
15.        Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 1998. №3.
16.        Закон «О районной Управе в городах» п.66 ст.14
17.        Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защитеправ ребенка. Сборник-справочник. – М., 1998.
18.        Положение о Министерстве общего и профессионального образования РФ,утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997г. №395//СЗРФ.1997. №15 ст.1796.
19.        СЗ РФ.1996.№52. ст.5880;1998.№7.ст.788 (Далее — Закон «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попеченияродителей»).
20.        Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях посоциальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».№159-ФЗ
21.        Федеральный закон от 28 августа 1995г.№154_ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующимиизменениями и дополнениями//СЗ.РФ.1995 №35.ст.3506;1996.№17. ст. 1917; №49. ст.5500; 1997. №12. ст. 1378


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 5 международная ежегодная научно-практическая конференция «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики»
Реферат Монополизация в экономике Беларуси
Реферат Текущее состояние экономики России за 2008 и 2009 гг
Реферат Повышение производительности труда в сельском хозяйстве в условиях
Реферат Робота в захищеному режимі мікропроцесора
Реферат Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь ее реализации в современной экономике Республики Беларусь
Реферат Диоксид углерода
Реферат Courage In To Kill A Mocking B
Реферат Екологічна криза сучасності
Реферат Решение задачи линейного программирования графическим методом
Реферат Негосударственные пенсионные фонды и страховые компании на рынке ценных бумаг
Реферат Гражданско-правовое положение обществ с ограниченной ответственностью
Реферат Значение плодов и ягод как продуктов питания
Реферат Проблемы Мирового океана
Реферат Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде