Реферат по предмету "Социология"


Символический интеракционизм

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
                  Дальневосточный государственный технический
                               рыбохозяйственный университет
               Кафедра социологии  и гуманитарной подготовки                                КУРСОВАЯ РАБОТА
                                    Символический интеракционизм
                Исполнитель______________ студентка группы СЦ-21
                                                                    Ванецян Л.Х.
               Руководитель______________    Кулебякин Е.В.                                                                     
                                                                       К.Ф.Н.
          
                                                 
                                                 Владивосток
                                                         2003
                                                   ОГЛАВЛЕНИЕ
                                                                                                        Стр.
Введение……………………………………………………………….3
Глава1.  Символический интеракционизм ……………….………5
Глава2.  Создание основ теории «Я»……..………………………6
               Теория  Чарльза Кули ……………………………………8
               Теория  Дж. Мида …………………………………………10
Глава3. Другие теории символического интеракционизма……15
Вывод……………………………………………………………………19
Списокиспользованной литературы ………………………………20                                                            Введение.
       Возрастание всоциологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности,вопросы понимания друг друга при расхождении позиции, определения собственнойточки зрения в отношении противоположности. Это, естественно, обусловливалоослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическоеотношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение  всегожизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению ( поаналогии с  реакциями животных). В отличие от бихевиористов  и фрейдистовформируется «Третья сила» — интеракционистское направление, обратившееся кцелостному человеческому «Я»  и его личностному самоопределению в микросоциальномокружение.
      Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-егоды XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социологДжордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент насмысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают вовзаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории обществорассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных вовзаимодействие. Другими словами, общество можнообъяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесьобнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определениезначимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами,исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается наанализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принципинтеракционизма тот, что индивид  воспринимает (оценивает) себя в соответствиис оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть черезто, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социальногопроцесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений,постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия ихучастниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точкизрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, попредставлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение.Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессеизменения значений в ходе социального взаимодействия.                             Символический интеракционизм.
      В первые десятилетия нашего века изучение Я — концепции временно переместилосьиз традиционного русла психологии в область социологии. Я — концепция (лат.conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе.Формирование         Я–   концепции человека происходит при накоплении опытарешения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, преждевсего родителей. Основными источниками Я– концепции выступают:  1. Сравнениесебя с другими
  2. Свидетельства восприятия другими
  3. Оценка результатов деятельности
  4. Переживание внутренних состояний
  5. Восприятие своего внешнего облика
Главнымитеоретиками здесь стали Кули и Мид — представители символическогоинтеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида — рассмотрение егов рамках социального взаимодействия. Символическийинтеракционизм опирается на три основные посылки: 
·    Во-первых,люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений — символов,которыми они наделяют элементы своего окружения.
·    Во-вторых,эти значения (способ связи явления и символа)   выступают продуктом социальногоповседневного межличностного взаимодействия – интеракции.
·    И,наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям врезультате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.«Я» и «другие» образуют единое целое, поскольку общество,представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладываетсоциальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически ивозможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокоепонимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго — в том, что касается их взаимозависимого отношения.
                                 Создание основ теории «Я».
      Уильям Джемс (1842-1910) американский философ и психолог, первым из психологовначал разрабатывать проблематику «Я» -концепции. Глобальное, личностное «Я»(Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я»-сознающее (I) и «Я» -как — объект (Me). Это — две стороны одной целостности,всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт («Я» — сознающее), а другая — содержание этого опыта («Я» — как -объект). Это различиеясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны,обладает сознанием, а с другой — осознает самого себя как один из элементовдействительности, — значит сложно объяснить очевидную вещь Яд подобноеразличение, но так просто учесть в психологической теории, поскольку всякийрефлексивный акт предполагает идентификацию «Я» — как -объекта и в то же самоевремя устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно бездругого в данном случае немыслим? Поэтому личностное «Я» — это всегдаодновременно и  «Я» -сознающее, и «Я»- как -объект. Невозможно представить себесознание, лишенное содержания, как  содержание психических процессов,существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человекасвязан с переживанием какого-то содержания. Прекрасно понимая это. Джемсиспользовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различитьпознаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального «Я», то естьсамой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, являетсяобоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного «Я». Помысли Джемса, «Я» -как -объект — это все то, что человек может назвать своим. Вэтой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядкезначимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я». Постулат Уильяма Джемса. В развитом обществе человек имеет возможность выборацелей. Мы может сами устанавливать себе цели, связанные с различнымикомпонентами нашего «Я», и оценивать успешность наших жизненных проявленийотносительно этих целей. Из этого и вытекает «постулат Джемса»: нашасамооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бызанять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успеховили неудача. Наверное, всем людям свойственно стремление максимально развитьвсевозможные грани своего «Я», однако ограниченность способностей человека,ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципезаставляют каждого подходить реалистически — выбирать лишь отдельные аспектыличностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижениемкоторых человек связывает свой жизненный успех. Коль скоро такой выбор сделан,самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если ониреализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.
      Например, когда человек, считающий себя первоклассным теннисистом, проигрываетподряд целый ряд матчей, перед ним открывается несколько возможностей:
 а)каким-то образом объяснить свои поражения, прибегнув к рационализации,
 б)снизить уровень своих притязаний;
 в)заняться другой деятельностью, которая обещает принести больший успех.
Вконечном счете, мы сами создаем свои притязания и связываем их с определеннымиуровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом,другой воспринимает как неудачу.
      Из этих теоретических рассуждений вытекает один довольно проблематичный вывод,а именно: быть лучшим в какой-то области автоматически означает высокуюсамооценку для данного индивида. Однако есть профессии, которые в обществекотируются не слишком высоко. Например, человек, считающий себя самымквалифицированным мусорщиком, вряд ли имеет при этом высокую самооценку. Как быто ни было, Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного«Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу одвойственной природе интегрального «Я»; многие его формулировки, касающиесядескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности «Я», предвосхитилиразвитые впоследствии представления о «Я»-концепции.                                                 Чарльз Кули.
     Кули Чарльз Хортон (17.08.1864, Мичиган, — 08.05.1929, Мичиган)- американскийсоциолог и социальный психолог. Основоположник теории малых групп концепции «Зеркального Я». Интересовался проблемами социализации. Первоначально точказрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу.Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества,утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно,представление об изолированном и независимом эго — иллюзия (1912). Действияиндивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние.Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел квыводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.
      Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепцииявляется Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают онем другие. Как неоднократно было показано (Ширер, 1949; Борис, 1975), «Я- каким – меня – видят — другие»  и  «Я – каким – я – сам – себя — вижу» весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значениесубъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей,как главного источника данных о собственном Я.  В 1912 году Кули предложилтеорию «зеркального Я», утверждая, что представления Индивида о том,как его оценивают другие, существенно влияют на его  Я — концепцию.
Видимо,мало найдется таких людей, кому бы ни разу в жизни не приходилось с предельнойостротой осознать свое существование и спой собственный облик как нечтовоспринимаемое другими. В сущности, в этом и проявляется предельно обостренноечувство Я. Человек, который находится перед лицом любой аудитории или которомуприходится взаимодействовать с другими людьми, может обнаруживать различныепризнаки волнения, нервного напряжения, растерянности и т.п. Но эти эмоции вбольшей степени связаны с тем, «что они обо мне подумают», чем среальной задачей взаимодействия. Такая концентрация на том, как тебя оценивают,может иметь весьма серьезные последствия в деятельности учителей, актеров,журналистов и т.п.
      «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида сразнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группамхарактеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой,относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшимколичеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы.Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратнуюсвязь для самооценки. Таким образом, Я — концепция формируется восуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваютсяценности, установки и роли.                                       Джордж  Мид.
МидДжордж Герберт (1863-1931) — американский социолог и социальный психолог,подлинный основатель символического интеракционизма. Мид был известен при жизникак талантливый лектор, автор множества статей. Посмертное издание ипереиздание его лекций и статей, а также фундаментальной работы “Разум, самостьи общество” (1934 г.) принесли ему мировую славу.  разработал теорию, в которойобъясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развитаконцепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающаятеорию «зеркального Я». В соответствии с концепцией «зеркального Я»Кули, Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психическогоявления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри»индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенныеДжемсом Я — сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоениекультуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями длявсех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другогочеловекам так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.
     Мид полагал, что самоопределение человека как носителя тон или иной ролиосуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуюту других людей относительно этого человека. В результате в сознании человекавозникает то, что Мид называл терминомМе понимая под этим обобщенную оценку индивида другимилюдьми, то есть «обобщенным (генерализованным) другим», иными словами, то, каквыглядят в глазах других «Я- как -объект». Индивид в процессе общения как бывстает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оцениваетсвои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его«обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. 
    Мид считал, что (Me) образуют усвоенные человеком установки (значения иценности), а — это то, как человек в качестве субъекта психической деятельностиспонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как (Me).Совокупность (I) и (Ме), образуетсобственно личностное, или интегральное Я (Self). (I) трактуетсяМидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизнииндивида, почти аналогичная фрейдовскому, бессознательному. Любое поведениеначинается в качестве  импульсивно реагирующего (I),но далее развивается и заканчивается как (Ме), поскольку оказывается подвлиянием социокультурных факторов. (I)дает импульс к движению психической жизни; (Ме) направляет его в определенныерамки.
     Мид (1934) объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы у ребенкаигрой, причем такой, когда ребенок сначала играет один непосредственно имитируядругих, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывая ролиучастников воображаемого взаимодействия. Это осознание «обобщенного другого»развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли –это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другойроли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, приигре в дом (ты будешь мамой, ты -папой, ты — ребенком). Исполнение роли — этодействия, связаны с действительным ролевым поведением, в то время как принятиероли только претендует на игру. Ролевая игра дает ему возможность опробовать(или, по крайней мере, приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемом удругих его действиями. Отсутствие такого репертуара присущих всем установок,чувств и действий может сильно ограничивать общение ребенка с другими людьми.Проигрывание ребенком роли «значимых других» остается именнопроигрыванием роли, а не игрой в полном смысле этого слова (предполагающейпартнеров) до тех пор, пока он не усвоит правил, которые и делают ее таковой,то есть пока он не научится управлять своим поведением, видя себя со стороны«генерализованного другого». В такой игре происходит усвоение ребенкомважных деталей общей картины социального взаимодействия. Эти постепенныеизменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления,речевой деятельности и соответственно формированием Я – концепции. Происходитпостепенная интериолизация социальных санкций, требований, норм и моделейповедения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в  Я — концепцию.
     Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играетв раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людейформируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем встабильную концепцию собственной личности.
                         Три стадии обученияребенка.
Дж. Мидразличал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая— подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенокимитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочканаказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда,когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнениероли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), вкоторой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляетсяспособность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такогоповедения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полюпроисходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерамикаждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлятьсебе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает идействует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но ироли партнеров.
      В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхожденияв другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение вовзаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознаниедругих ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется«обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностямиобщества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формируетсвою концепцию Я.
         Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадиипревращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида.Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.
        Так у индивида развивается способность реагировать насамого себя, формируется установка на себя, сообрази пая с отношением к немуокружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; онутрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное ипренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Остается сделатьвывод, к которому уже пришел в своей теории Кули: индивид воспринимает себя всоответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают емуДругие. Человек для Мида — не изолированное существо, не «одинокийостров», и психология дает многочисленные подтверждения тому, что именнообщество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я — концепции.
             
                   Другиеконцепции, символического интеракционизма.
      Ученик Мида американский социолог и социальный психолог Герберт Блумер(07.03.1900, Сент-Луис, США) — представитель Чикагской школы интеракционизма,относящийся ко второму поколению символического интеракционизма, основанной  Дж. Мидом. С 1925-1952 гг. преподавал в Чикагском университете, а с 1952 г. — вКалифорнийском университете, развил дальше исходные основы символическогоинтеракционизма. Блумер является одним из первых, заинтересовавшихся проблемамимассового общества.
     По Блумеру Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках: 
·    Людискорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям,чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы.Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.
·    Значенияявляются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколькосоздаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.
·    Значенияявляются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционныхконтекстах.
       Значительное место в работах, Блумер уделил коллективному поведению людей.Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которыеразделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанноеколлективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Этоповедение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных формсуществования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:
·    толчения
·    коллективноевозбуждение
·    соц.Инфекция
Которыепри определенных  условиях способны вылиться в новые формы группового иинституционального поведения:
·    действующаятолпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нетпризнанного лидерства)
·    экспрессивнаятолпа (эмоциональные порывы — карнавалы, ритуальные танцы — как эмоциональнаяразрядка от тревожащих значений)
·    масса(спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значениемкакого-либо события)
·    общественность(спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуютдруг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).
Всвоей социальной концепции он исходит из того, что значение объекта возникаеттолько в процессе социального взаимодействия, а не определяется присущими емусвойствами. Объект — это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальномсоциальном взаимодействии, а чтобы понять жизнь группы нужно идентифицироватьмир ее объектов в терминах значений этой группы. Методология Блумерапредполагает отказ от операциональных понятий в пользу содержательных (так как социология — наука о человеческих феноменах), выработку «мягких»методов, которые обеспечат доступ к изменчивой «материи» субъективныхсмыслов социальных действий.
Ко третьему и четвертое поколениеотносятся: Бекер, Стросс, то же представители Чикагской школы Символическогоинтеракционизма. Для которой характерен интерес к процессуальным аспектамвзаимодействия. Кун и Партленд относятся к Айовской школе, более интересующейсястабильными, “ставшими” символическими структурами. Этому же поколению принадлежатК. Бёрк и Гоффман, справедливо причисляемые к социодраматургическому подходу,сторонники  которого объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры драмы,анализируя взаимодействие в таких терминах, как «актер», «маска», «сцена»,«сценарий» и так далее. Причем Бёрк использует термин «театр», почти вбуквальном смысле, тогда как Гоффман использует театр и драму как метасферу   общества, сохраняя ее дух, но развивая собственный понятийный ряд.
        Символический интеракционизмразвил собственную  исследовательскую стратегию, основывающуюся на описании,близком этнографическому, и включенном наблюдении. В идеале социолог долженвключаться в социальную ситуацию самих субъектов, наблюдать их поведение,“понимать” интерпретации и практики их повседневной жизни, отражая это в своихсоциологических отчетах. Эти описания должны составлять как бы “портреты”отдельных социальных “миров”, такие как мир профессий, мир преступности, мирдеятельности и тому подобное. В портретах, прежде всего, должны фиксироватьсяосновные практики, организующие эти миры, и сопровождающие их символическиеструктуры (идеологии, интерпретации, объяснения). Адекватность этих портретовдолжна проверяться не путем применения к ним стандартных методологическихпроцедур, а путем консультаций с самими заинтересованными субъектами.Сторонники Символического интеракциониста полагают, что социология должна“делаться” путем исследования, а не путем сочинения теоретических трактатов.Это — последовательный вывод из их видения общества как социального процесса,состоящего из совокупности самоорганизующихся и замкнутых в себе контекстов.Социология сводится к анализу частных проблем в специфических контекстах.Попытка универсализировать определенные закономерности, вывести их за границы тогоопыта, в котором они обнаружились, незаконна, ибо оказывается отрицанием самогоинтеракционистского видения общества. В общем, интеракционисты вполнепоследовательно считают свою собственную  дисциплину — социологию — частьюобщества, на которую распространяются те же принципы исследования, что и наобщество вообще.
        Кульминация научного и обществ,успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти жедесятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология,родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самоммировоззренческом  фундаменте.
                                             
                                                Вывод.
С точки зрения интеракционистов,человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностнымя», т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие — естьконструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощьюоценивания и истолкования ситуации. Личностное я- человек может служитьобъектом для своих действий. Формирование значений— набор действий, входе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями,придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.Истолкование действий другого- определение для себя значений тех илииных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект — это невнешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придаваяопределенные значения.  Диалог, в котором люди придают значениеокружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
«Смысл возникает и располагается впространстве отношения между жестом данного человеческого организма ипоследующим поведением этого организма, возвещенным другому человеческомуорганизму посредством этого жеста. Если этот жест возвещает, таким образом,другому организму последующее поведение данного организма, то он обладаетсмыслом.»

                                                         Дж. Мид«От жеста к символу»
                     
                        Список использованной литературы.
1.  С.С.Фролов «Социология». История теоретической социологии. 
2.  В.И.Курбатов «Современная Западная социология»Ростов– на – Дону: «Феникс», 2001    3.  Конференция «Третий Российский философскийконгресс                                               „Рационализм икультура на пороге III тысячелетия“». Секция 17-Эстетика. ДокладАндреева И.М., г. Москва
4. Историясоциологии и история социальной мысли:
Общее и особенное.// Социс,1996,№10,11.
5. ГофманА. Б. Семь лекций по истории социологии.   М., 1995
6. ШахназаровГ.Х. О концепции общественного развития. // Социс, 1994, №10.
8.Современная западная социология. Словарь. М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.