Реферат по предмету "Социология"


Семьи группы риска как особая категория семей

--PAGE_BREAK--2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»
2.1 Основное содержание социальной работы с семьями «группы риска»
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции [42, с.335]

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

г) социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [37, с.55].

Социальная работа с семьей «группы риска» — это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей «группы риска» сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне [48, с. 228].

Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из:

1. Социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;

г) федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие;

2. Социальная поддержка семьи «группы риска» предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

в) содействие в открытии предприятий семейного типа;

г) профессиональная ориентация детей и подростков;

д) выплата пособий по временной не занятости;

е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;

з) социально – психологическая работа с клиентами [35, с.330]

Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности [39, с.103]

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей, вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

а) многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

б) малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

в) семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

г) семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

5. Анализ уровня социального обслуживания подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг [41, с.632].

Правовую основу деятельности социального работника в образовательном учреждении составляет разрешение руководителя на проведение профилактической работы с семьей. Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением социальной семьи, выявления ее статуса.

Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка:

На предварительном этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска ( по всем факторам показателям).Цель этого этапа заключается в определении трудностей ребенка(учебная дезодаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).

Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп).Пример социального паспорта класса приводится в приложении 1.В дальнейшем семьи обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом [45, с.456]

Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус семьи «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей, оказание специализированной помощи (медицинской, социальной, психологической), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

В целом первичное изучение семьи включает:

а) выявление состава семьи;

б) анализ внутренних и внешних контактов семьи;

в) выявление ценностных ориентаций семьи;

г) определение уровня материального обеспечения, условия жизни и быта;

д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При первичном изучении семьи «группы риска» специалист использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи.

Рекомендации по проведению беседы:

Возможно проведение беседы с родителями, как на дому, так и в общеобразовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В начале беседы социальный работник представляется, объявляет цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать более одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране детства. Вопросы, как правило, в большей мере касающиеся ребенка, детско-родительских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, на нейтральную тему.

Основные требования к проведению беседы:

определить цель беседы;

определить основные вопросы, которые будут заданы;

собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

важно следить за точностью формулировок.

Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию [49, с.231].

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей «группы риска», можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными, и по сей день.

2.2 Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, и, в частности, является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Работа в данном направлении предполагает сегодня оптимизацию деятельности в этом направлении всех социальных служб и структур управления.

В целях развития форм устройства семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной защите органам социальной защиты населения необходимо занимать активную и «помогающую» позицию, предпринимать конкретные действия [31, с.234].

Основной подход «изъятия» ребенка из неблагополучной семьи и определение его в учреждение в большинстве случаев приводит только к тому, что ребенок становится сиротой и определяется на государственное содержание. Не учитывается последствий разлучения для семьи и ребенка, используются карательные меры вместо реабилитационных, так как мало развиты соответствующие механизмы, ограничено число специалистов по работе с семьей. [51, с.56]

Для семьи «группы риска» эти подходы совершенно не подходят, такие данные семьи требуют более «экологических» методов. В последние годы от правозащитных организаций поступает много предложений о реорганизации системы защиты прав детей. В основном они касаются введения новых форм работы с семьями «группы риска».Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья-система особенно уязвима, она входи в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной. При внимательном изучении биографии родителей из семей «группы риска» выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: «не выражай открыто своих чувств – это могут использовать против тебя»; «не верь никому, даже родным»; «не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…». С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с повышенным риском. Данную проблему решить очень сложно, только через несколько поколений успешной работы с семьёй можно сказать, что семья «выздоровела».

Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов, в том числе социальных работников. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. [12, с.232]

Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей) [5, с.194].

Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.


2.3 Опыт социальной работы с семьями «группы риска» в России за рубежом
Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют ввиду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах.

Только с конца XIX – начала ХХ в. Социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использовать ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы. Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных станах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические [18, с.176].

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя, такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками “группы риска“ в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на “трудных“ и осужденных подростков. Многообразные задачи и функции школьного социального работника остаются неизменными. Лучше всего охарактеризовать эту профессию, направленную на “человека в среде“, путем разбора его деятельности в определенных обстоятельствах. Используя системный подход к детям, семьям и их социальному окружению, школьный социальный работник способствует переменам во всех сферах жизни ребенка и его семьи [14, с.176] XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Здесь особое внимание уделяют семье, в частности «группам риска» данной категории. Социальная работа обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование – процессы, сопровождающие всю жизнь человека. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная педагогика, и социальная работа ориентированы на изменение социального поведения человека и социальных отношений [47, с.67].

В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных методов воспитания. Последние тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы – приемы которые выполняются в определенной последовательности. Социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они – дети или взрослые. Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов – воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента – с другой [46, с.54].

Наиболее трудные проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети в развивающихся странах, обусловлены более общими и всеохватывающими проблемами: нищета, безработица, безземельность, недоедание, плохое здоровье, недостаток образования, неудовлетворительные санитарные условия, плохое и перенаселенное жилище, высокий уровень заболеваемости и смертности, эксплуатация детского труда и др.

В плане ликвидации этих недостатков в стране было рекомендовано следующее: всем работникам, занятым одной проблемной семьей договориться о координации усилий или делегировать кому-то одному полную ответственность. Однако существующая разобщенность различных социальных служб препятствует подобному практическому решению проблемы.

Поэтому забота о проблемных семьях – это как раз та область, в которой социальный работник мог бы оказать существенную помощь, становясь связующим звеном не только между детьми и родителями, но и между семьей и ее окружением, особенно социальными и воспитательными службами.

В России разработано много программ, на оказание помощи и поддержке семьям «группы риска». С такими семьями работают многие подразделения социальных учреждений. Социальные работники устраняют факторы риска, воздействующие на семью [4, 89c.]

Таким образом, социальная работа и у нас, и за рубежом решает проблемы современной семьи. Социальные работники тесно работают с семьями «группы риска», адаптируя их к нормальной жизни. Главным объектом в таких семьях являются дети, следовательно, социальные работники делают все, что бы дети таких семей чувствовали себя защищенными. Ведь от благополучия семей и детей в любой стране, зависит благополучие всего общества.


3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» В п. УРУША
3.1 Социальное положение семей «группы риска», проживающих в п. Уруша
Средняя школа п. г.т. Уруша существует с 1909 года (по официальным документам с 1911 г.) Расположена школа в двух зданиях, соединенных переходом. Основное, типовое здание, было построено в 1957 году, пристройка к школе пущена в эксплуатацию в 1985 году.

В начале учебного года обновлена нормативно – правовая база на основании, которого строится социальная работа школы. Составлен социальный паспорт школы [Приложение А], обновлена картотека опекаемых детей, детей стоящих на учете в РОВД, создана база семей по статусу: многодетные, неблагополучные, неполные

многодетные семьи -38, в них 128 детей;

благополучные семьи -24, в них 38 детей;

неполные семьи – 87, в них 105 детей.

Отдельно выведены семьи, где дети воспитываются отцами: 3 семей, в них – 4 учащихся; семьи, где воспитываются родственниками без оформления опекунства: 1 семей, в них 2 детей.

В школе обучаются девять опекаемых детей, со всеми опекунами поддерживается связь, посещение происходит по несколько раз в год. Составлены акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних опекаемых. [Приложение Б]

Имеется список семей, где дети стоят на «Д» учете по инвалидности, 17 человек, 8 из них обучаются в школе. В этом году начата работа в этом направлении: был организован «круглый стол» для родителей, воспитываемых детей – инвалидов, подняты вопросы, которые интересуют родителей. Родители таких детей неохотно идут на контакт, но все-таки консультируются если им нужна помощь.

Весь учебный год было организовано бесплатное питание детям из многодетных семей: 70 человек, 10 учащихся из малообеспеченных семей.

Было вынесено решение о решении родительских прав Кадомцеву М.А., в отношении трех несовершеннолетних детей; вынесены предупреждения родителям, не исполняющим надлежащим образом родительских особенностей. Совместно проводились выездные посещения семей «группы риска».

Составлены списки учащихся, желающих продолжить учебу ив ПУ № 3 г. Шимановска. Эти дети после 8-го, 9 –го класса из семей «группы риска». Эту группу в составе 12 человек контролирует КДН отдела образования Администрации Сковородинского района.

В течении учебного года уделяется большое внимание многодетным и малоимущим семьям. Им оказывается помощь, проводится акция милосердия. Трем выпускникам оказывается материальная помощь от социальной защиты района.

Таким образом, ребенок должен находится в своей семье, в родной среде, не оторван от родителей, друзей и привычной обстановки. С помощью разных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, помогаем в том, что можно исправить, побуждая родителей и детей к улучшению жизни. Школа нацелена на сохранение ребенка кровной семьи, и пока есть возможность и условия для ребенка жить и воспитывается в семье, надо оказывать семьям «группы риска» помощь и поддержку, посещая непосредственно семьи.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

3.2 Результат проведенного исследования с семьями «группы риска» в п. Уруша
В настоящие время в Урушинской школе особо остро рассматривается проблема семьи. Ведь именно благополучия семьи влияет на развитие личности ребенка. К семьям «группы риска» относятся многие семьи, но особое внимание стоит уделить семьям, где пьют родители и не работают. На сегодняшний день в школе выделяют 6 семей «группы риска», в них проживает 11детей.Из рисунка мы видим, что школа активно сотрудничает с различными подразделениями и отдельными лицами, для того что бы улучшить положение семей [Приложение В]

Результат алкогольной зависимости не сводится лишь к физическому разрушению организма, в итоге разрушается вся семейная система, утрачивающая способности существовать в условиях отсутствия кризисов. В процессе многолетней практической деятельности в качестве нарколога Энн У. Смит пришла к выводу о том, что алкоголизм поражает психику не только непосредственных больных, но в определенной степени и людей семейного окружения. Этот вывод послужил поводом привлечь внимание психологов, дефектологов, наркологов, педагогов к данной проблеме, помочь организовать нуждающимся и страдающим людям необходимую помощь и поддержку.

Главная характеристика созависимости – направленность личности во вне, что обусловлено её заниженной самооценкой. Для лечения взаимозависимости нет ни единственного лучшего места, ни единственного правильного пути. С годами растет знание проблемы, и опытный врач применяет свой метод лечения [50, с.13-15].

Существует целая методика лечения взаимозависимости от алкоголизма в семье. Энн Смит описывает подобное лечение через следующие стадии и подходы: Дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляются; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией [52, с.31].

Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становится их жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй».

С целью изучения особенностей организации социальной работы в школе с семьями группы риска, в рамках подготовки данного дипломного проекта было проведено исследование.

В данную исследовательскую работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста (11-15 лет), обучающийся в 6-9 классах средней образовательной школы п. Уруша, в количестве 170 человек.

Для изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей была проведена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка» [Приложение В ]

В ходе анализа анкет были выявлены следующие социальные характеристики: Состав семьи: у исследуемых детей 51,4% составили полные семьи, но имеются и семьи, состоящие из многих поколений – 28,5%. Имеются семьи, состоящие в повторном браке -11,4%, а также выявилась семья, в составе которой нет родителей, а только бабушка – 2,9%.

Школьная успеваемость у 46% исследуемых подростков удовлетворительная и у 40% школьников – хорошая. Наряду с успевающими школьниками имеются учащиеся, которые не успевают по нескольким предметам, их 14,3%.

В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся как приоритетная жизненная ценность. В системе ценностей – здоровье занимает одно из последних мест. Поэтому 15 учащихся (43%) имеют хронические заболевания, 11 учащихся (31,4%) практически здоровы. У 14,2% подростков имеются отставания в умственном развитии, у 3% — врожденные патологии, нервно-психические заболевания.

Санитарно-жилищные условия жизни семей достаточно хорошие, 60% семей имеют отдельные благоустроенные квартиры и всего 3% живут без удобств.

Доход очень низкий у 31,4% семей, 28,5% семей находятся на грани нищенства и лишь 11,4% семей имеют благополучное материальное положение.

Несмотря на то, что семьи в основном полные, почти все имеют благоустроенные квартиры, уровень социального благополучия семей достаточно низкий. В 40% семей часто происходят ссоры, скандалы, один из родителей склонен к пьянству, хотя у многих доход семьи очень низкий. В семье у 8 подростков (23%) присутствует пьянство, рукоприкладство, что говорит о неблагополучии семьи. Родители 3% подростков состоят на учете с диагнозом алкоголизм, асоциальное поведение и лишь у 6 исследуемых (17,1%) в семье присутствует доброжелательность, атмосфера взаимной поддержки.

Поведение детей в школе у 43% неудовлетворительное, неоднократно были замечены в асоциальном поведении 20% исследуемых, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних 11,4% учащихся испытуемых. Вышеперечисленные показатели позволяют отнести данных детей к категории группы риска.

В поселке, где поживают испытуемые не создано досуговое общение по интересам. В связи с этим у 31,4% подростков общение строится на основе пустого времяпрепровождения, 14,2% подростка организовали асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, а 17,1% организовали криминогенные группы, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

В связи с тем, что дети ведут асоциальный образ жизни, только у 31,45% подростков позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны. У 25,8% отсутствуют определенные цели и планы на будущее, а у 29% — жизненные цели явно носят негативный характер, преобладают асоциальные ориентации, отсутствует установка на общественно полезный труд. Интересы подростков ограничены, у большинства детей имеются правонарушения. И лишь у 5,8% подростков четко определены жизненные планы, видится стремление к достижению поставленных целей.

В 49% семей эмоциональное отношение родителей к детям равнодушное, отсутствует забота, дети предоставлены сами себе, что говорит о безнадзорности детей, многие родители относятся к детям как к дополнительной проблеме. В 23% семей для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное, это в основном семья, состоящая в повторном браке. У 8,5% детей отношения с родителями напряженно-конфликтные, родители применяют различные формы насилия. В 2 семьях (5,8%) эмоциональные отношения родителей с детьми строятся на основе постоянной поддержки, разумной требовательности, демократизме, создана атмосфера доверия.

В связи с данным исследованием особенностей и социального статуса семей можно сделать следующие выводы: среди испытуемых были в основном полные семьи – 51,4%; школьная успеваемость детей – удовлетворительная 46%. Большинство из испытуемых-подростков имеют хронические заболевания – 43%. Санитарно-жилищные условия семьи хорошие. Почти все испытуемые имеют отдельную жилплощадь – 60% семей. Доход семей низкий, что составило 31,4%. Уровень социального благополучия в 40% семей также низкий. В семьях случаются ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению спиртных напитков. Поведение у подростков в школе неудовлетворительное. Из-за отсутствия досуговой базы для подростков, общение детей строится на основе пустого времяпрепровождения, отсутствия позитивных целей – 31,4%. В связи с этим жизненные цели детей расплывчаты и неопределенны у большинства испытуемых. Отношение родителей с детьми равнодушные, отсутствует забота о детях, среди детей встречается безнадзорность, дети в семьях воспринимаются как дополнительные проблемы для родителей.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов у 87% семей составил ниже 30 баллов, что предполагает принадлежность семей к группе повышенного риска.

В ходе работы имеются недостатки и недоработки:

отсутствие средств у главы района на социализацию семей;

безработица, слишком маленькая заработная оплата труда;

нежелание многих учреждений сотрудничать с семьями «группы риска»;

недостаточное количество времени на адаптацию семей [53,41c.]

Таким образом, основной проблемой семей группы риска, является злоупотребление взрослыми спиртными напитками. В ходе исследование их проблем, вытекли многие недоработки. Необходимо эффективно работать по устранению всех недостатков. И тогда это может привести к положительному результату.


3.3 Предложения по дальнейшему развитию работы с семьями «группы риска»
Исходя из проведенного исследования выяснилось, что в работе с семьями «группы риска» в п. Уруша существует ряд проблем, перечисленных в пункте. Я предлагаю социальную программу работы с семьями «группы риска» в п. Уруша.

Цели программы:

формирование культуры здорового образа жизни семей «группы риска»;

повышение самооценки семьи, адаптация в окружающем обществе;

Задачи программы:

а) снижение безработицы;

б) создание условий для формирование культуры здорового образа жизни семей «группы риска»;

в) содействие решению социальных проблем, развитию гражданской и социальной активности;

г) содействие доступу семей различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений.

Основные направления:

совершенствование образовательной системы в интересах каждой семьи;

организация социальной и медико-психолого-педагогической помощи поддержки семей,

обеспечение реальных мер по защите прав и законов и интересов семей «группы риска».

Ожидаемые результаты:

сокращение алкогольной зависимости родителей;

снижение уровня безработицы и безнадзорности;

повышение социальной активности, заинтересованности семей в своем благополучии.

Сроки реализации программы 2 года.

Данная программа является продолжением мероприятий государственной политики, направленной на улучшение жизни семей «группы риска».

Социальные и экономические проблемы, нацианально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие, падает жизненный уровень семей, увеличивается число семей «группы риска». Согласно графику (приложение 6) и в урушинской школе происходит подъем роста неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на семьях.

Вот поэтому в школе педагогическая деятельность учителей предметников и классных руководителей должна направлена на поддержку семей «группы риска». Ведь в результате ослабления института семьи, его воздействие на воспитание дает рост беспризорных и безнадзорных детей [53, с.23].

Данная программа будет проходить в два этапа:

I этап 2010 – 2011годы

совершенствование нормативно – правовой базы школы, направленных на защиту и поддержку семей «группы риска»;

организация работы родительских консультаций;

Организация работы социально-психологической службы, взаимодействие с инспектором ПДН, КДН иЗП;

Создание дифференцированной помощи нуждающимся семьям;

II этап 2011-2012 годы

Подготовка классных руководителей с семьями «группы риска»;

Контрольная диагностика семей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых коррективов;

Проведение мероприятий по устранению данной проблемы.

Предлагаемый план мероприятий по работе с семьями «группы риска» в МОУ СОШ п. Уруша [Приложение Д].

Таким образом, в ходе работы в два этапа, семью «группы риска» можно адаптировать, поставить на верный путь. Если социальный работник в школе не будет в одиночку «ломится в закрытую дверь», т о данная программа должна дать результат.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы исследовали работу школы с семьями «группы риска». Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье. Семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними… Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.) [54, с.28].

Проведенное нами исследование показало, что своевременная помощь со стороны может помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания в «семье группы риска». Итоги реализации разработанной нами Программы деятельности социального работника «Семья группы риска» позволили сделать выводы:

во-первых, путь решения комплекса проблем семей «группы риска» — разработка Программы, учитывающей комплекс диагностических, преобразующих, коррекционных и просветительских мер;

во-вторых, на основе Программы «Семья группы риска» можно разработать «Индивидуальный маршрут социально-педагогической поддержки» для каждой конкретной семьи.

Если при подведении итогов реализации программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с учета. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме, повысился статус в детском коллективе [27, с.56].

Основными направлениями работы социального работника с семьей «группы риска» являются:

1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».

2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию.

3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.

4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.

Таким образом, эффективность повышения воспитательного потенциала семьи обеспечивается, если:

родители участвуют в реализации Программы «Семья группы риска», поддерживают тесную связь со школой;

родители знают основные педагогические требования и создают необходимые условия для воспитания ребенка в семье;

родители постоянно приобретают и расширяют свои педагогические знания и умения, учатся искусству воспитания, заимствуют лучший опыт воспитания детей.

Правильная организация социально-педагогической деятельности на основе Программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка [13, с.12].

Таким образом, данная программа и является решением проблем семей «группы риска», что способствует достижению цели дипломной работы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002. – 123 c.

2. Бабкин Н.И.Социальная педагогика. Методические рекомендации. – М., 1998. – 43 c.

3. Бареева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.- 18-24 c.

4. Безопасность в семье. Безопасность на улице. Безопасность в обществе: методический сборник в помощь специалистам государственных и общественных структур. – Арзамас, 2002. – 194 с.

5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.

6. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 284 с.

7. Вестник социальной работы. № 1-2, 2001. – Ярославль, 2001. – 47 c.

8. Винтин И.А., Кузьменко Т.В. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии. – Саранск, 2004.

9. Государственная семейная политика. – М.,2004.- 15c.

10. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – 164 с. 10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. – М.: «Генезис», 2004. – 232 с.

11. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.

12. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2003. -42c.

13. За безопасность семьи: Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье. – Арзамас, 1999.- 12 c.

14. Закон о защите детства (зак-во РФ о защите прав ребёнка). Сборник-справочник. – М., 1994. -24c.

15. Защита прав семьи и детей в программе действий Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия: человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998- 67c.

16. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). – М.: «Эдиториал УРСС», 1998. – 176 с.

17. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.

18. Изменение социально-экономического положения семей 1993-1997гг.- Москва, 1998 – 21c.

19. Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации. – М., 2004. – 164 с.

20. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб., 2004.-132c.

21. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М., 2003. – 89c.

22. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд-е, испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.

23. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. – 228 с.

24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. — 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 476 с.

25. Памятка для несовершеннолетних: имею право. – Арзамас, 2001-34c.

26. Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 76с.

27. Правовые гарантии социальной защиты семьи. Женщин и детей.- М.: Луч, 1993 – 56c.

28. Проблема сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание.- Вып.2.- Москва, 1991- 69c.Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». – Майкоп: «Качество», 2006. – 169 с.

29. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. -234 с.

30. Ребенок. Семья. Общество. – г. Арзамас, 2001. – 64 с.

31. Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 1994- 94c.

32. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. – Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. – 107 с.

33. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология. Теоретико-экспериментальное основание социально-педагогической виктомологии образования: Монография. – Кемерова: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. – 330 с.

34. Савинов Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. – 113 c.

35. Саралиева З.М. и др. Многодетные семьи в Нижегородской области. Н.Новгород, 2006. — 55 с.

36. Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». Ч. 1. – Н.Н.: НИСОЦ, 2002. – 646 с.

37. Сборник «Проблемы исследования социальных процессов в современной России»: РИК им. Русанова 2006.- 106 c.

38. Семейная воспитательная группа. Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних.- Москва, 2002 – 39 c.

39. Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 632 с.

40. Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005г / Под общей ред. Г.И. Климантовой. – М.: Издательство РГСУ, 2006. – 335 с.

41. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. – 583 с.

42. Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе и дома. – Н.Н., 2001. 115 с.

43. Социальная политика Швеции.- М.: «Социальная работа», 1999 – 54 c.

44. Социальная работа в Германии.- Ульяновск, 1996 – 67 c.

45. Социальная работа: история и современность (региональный аспект): коллективная монография/ Под ред. Профессора Р.И. Даниловой.- Архангельск.

46. Становление брачно-семейных отношений.- М.,1989 – 231 c.

47. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995). 13-15c.

48. Современная воспитательная группы. Пособие для сотрудников социальных учреждений – Москва 2007 – 39 с.

49. Социальный педагог №8: Народное образования, 2009 – 64 с.

50. Социальный педагог №1: Народное образование, 2010- 17 с.

51. Социальный педагог №3: Народное образование, 2010- 134 с.

52. Социальный педагог №6: Народное образование, 2009- 21 с.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.