Реферат по предмету "Социология"


Семья как основной фактор социализации личности

Содержание
 
Введение
1. Основные социологические аспекты изучения семьи
1.1 Понятие семьи
1.2 Функции семьи
1.3 Семья как основной фактор, влияющий на становлениеличности
2. Проблемы и перспективы семьи
2.1 Социальные проблемы семьи
2.2 Перспективы развития семьи
Заключение
Список литературы

Введение
Социология семьи — одна из старейшихсоциальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый иустойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны — социальный институт, с другой — малая группа, которая развивается ифункционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующегополитического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья — социально санкционированное и относительнопостоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением,живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций(например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихсяпереплетением статусов и ролей.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности иобразует базовые предусловия функционирования социума путем физического исоциокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержаниюсуществования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения исоциализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований,обеспечение социальной жизни, это и определяет актуальность темы.
Целью работы является изучение современной семьи: проблем иперспектив.
Для достижения указанной цели ставятся задачи:
1. Изучитьосновные аспекты семьи;
2. Рассмотретьпроблемы и развитие семейных отношений.

/>1. Основные социологические аспектыизучения семьи
 
1.1 Понятие семьи
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное:с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи вширокой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтамии с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны,понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностяхстановления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяетрассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро — имикроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета — это разныеаспекты единого поля деятельности.
При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязьличности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностныхотношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследованиявзаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи вразличных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни ифакторах устойчивости семьи как группы.
В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э.Берджесса на семью как «единство взаимодействующих личностей».Изучение семьи как социального института в своем развитии показало от ударенияна эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь,институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективноговыполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейнойжизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейногоповедения складываются «макротеяденции» изменения семьи.
В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попыткиперебросить «мостик» между макро — и микросоциологией семьи, совместитьподходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворениясоциологического подхода в психологическом: речь идет о создании научныхмоделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результатыиндивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи иличности установить социальную детерминированность ценностных ориентации,установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграцииинституционального и микрогруппового подходов является работа в направлениианализа семьи как системы.
Среди социологов, пытавшихся совместить «макроанализ» и«микроанализ» семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К.Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурныхвлиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социальногофеномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальныхсхем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов иэклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу,она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаряустановлению «инструментальных» отношении с другими социальнымиподсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутрисамой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике,сохранению интегративных тенденций.
По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современнымсвязан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемостии распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, визменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в заменежесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силамисохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейныхизменений.
Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, неозначает автоматического появления в нуклеарной семье такой «взаимнойпривязанности», которая вне всяких внешних общественных влияний способнаобеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения исоциализации новых поколений. [1]
/> 
1.2 Функции семьи
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественныхрезультатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровнеобщества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи каксоциального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, чтоэто суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на ихвыполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции,определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которыесопровождают действие основных.
Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейныефункции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которыепозволяют отличать семью от других институтов, привела к выделениюспецифических и неспецифических функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ееособенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — этоте, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной вопределенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функциисемьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержаниесоциализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связимежду семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Посколькучеловеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постолькувсегда остается социальная необходимость в семье как социальной формеорганизации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме,когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личноймотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнегопринуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личныхжеланий и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее,что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людейиспытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаряэтому происходит воспроизводство населения.
Если представить себе, вообразить иные формы социальной организациивоспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивахлюдей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо — культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. Сдругой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и«вынашивания» плода вне материнского организма, в «пробирке»,будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и дажеинтимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого измененияобщественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населенияприходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социальногоповедения. [2]

/>1.3 Семья как основной фактор, влияющий настановление личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности,одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институтвоспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всейпоследующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находитсяв течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основыличности.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами,дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизниначинает формироваться структура личности.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает егосоциальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но впоследнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающиетакже и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотряна то, что она заслуживает самого пристального внимания.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль.Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающиймир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все болееусиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями иего стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают этузакономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личностиребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целомспособствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческихценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можносчитать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, заотношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяетвоспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих ихвсестороннему и гармоничному развитию. [3]
Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей.Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разныхпоколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями,сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказываетвлияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами,своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группымогут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на целии жизненные установки всей семьи.
Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальнымусловиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социальноболее зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовитьсяк ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению,т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то изчленов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятностина работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к.им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризиснойситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуациястановится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизуетее жизнь.[4]
Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенныевозможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы,состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно умаленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа.Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей,воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей поройзапаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходитьсо взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов являетсясутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служитпричиной серьезных личностных нарушений.
Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц.Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когдаостаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношениеприсутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к такимдействиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут емупредстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение,то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами.Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.
В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказываетвесьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формированиидуховных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений междулюдьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своимчленам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человекуощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности ипокоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов:мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки.На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степеньучастия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимостиот этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.
Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функциисемьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и спозиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья какмикроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важныесоциальные функции.
Благодаря своей репродуктивной функции семья является источникомпродолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначальноформирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных ипроизводительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов,передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные вданном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества,контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются нетолько в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в бракеявляется процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейшихфункций семьи — создание условий для развития личности всех своих членов. Семьяудовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж и жена находятсчастье интимного общения. Рождение детей вызывает радость не только отсознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть вбудущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяютсяразнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее яркопроявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувствобезопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнениемопределенных функций семьи.
К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаяхвозникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи,которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимыеусловия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторыеценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей сослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими отобщественных норм, она наносит вред своему народу.
Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо такжеотметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все текачества личности, которые представляют ценность для общества.
Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членомдвух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создаетсам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношескоговозраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность.Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опытанакапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья. [5]
Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины иженщины в супружеский союз.
Рождение первенца открывает родительский этап, а после обретения детьмисамостоятельности можно говорить о фазе вторичной супружеской жизни. Отдельнымпериодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разныепотребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьизатрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этимбывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности,однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.
С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа,состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности,решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяютэмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу вреализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своейжизни, совместно создают экономическую базу семьи.
Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению другк другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеетбольшее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессесовместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещениеглавенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов.
Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играюткультурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. Наформирование структуры, а следовательно, и на распределение ролей в семьесерьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальноймикроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями,которые взяли на себя муж и жена.
После создания семьи начинается процесс взаимного приспособления друг кдругу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы,проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности,возникающие в семейной жизни, очень часто становятся причиной кризиса брака, ив некоторых случаях желательна помощь психолога, но в большинстве случаевмолодые люди справляются сами.
Рождение ребенка — значительное событие в жизни супругов, свидетельствующеео вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание длясупругов. Они приступают исполнению новых социальных ролей — матери и отца;вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки. Вданном случае такой подготовкой является беременность. Будущие родителипостепенно в мыслях и воображении подготавливаются к перемене, которая должнапроизойти в их жизни; одновременно они готовят и свое окружение. Им приходитсясерьезно менять налаженную жизнь. В период беременности у супругов начинаютформироваться установки на будущего ребенка. Здесь имеют значение такиефакторы, как желанность или нежеланность ребенка, а также желание одного изродителей иметь ребенка определенного пола. Все это в дальнейшем можетотразиться на воспитании.
Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственностьза выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимостьобеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизациюдомашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и наформирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, навоспитание его собственного “Я”. Гармоничное развитие личностиребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семьекаждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий.Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей недают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когдасогласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица,являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что этопроисходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себяуверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даженевротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членамисемьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему. [6]
Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назватьродительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личностьребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования дополного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствиевредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствииможно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужноподходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмернойэмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный илислишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можноохарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцуребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход,основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый,являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказомили уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются внескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлениикорректировать поведение ребенка.
С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенкаосуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенокучится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать своиреакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, онучится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым:кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать своюсимпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка кбудущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности,моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенкараскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступкамисогласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этоммногостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказываютребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить,даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у негопатологических черт личности.[7]
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для негоявляются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщиныили мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильнымявляется социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующееих полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильноеполовое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полусоставляют одну из основ дальнейшего развития их личности.
В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитиечеловека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используянаказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усилениявоспитательного эффекта наказания по возможности должны следоватьнепосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно втом случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен.Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическоевоздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действоватьсилой, когда его что-то не устроит.
Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники,например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное илиотрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку.Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях,где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Крометого, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и врезультате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что несоответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышеннаясамооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, асистема наказаний очень мягкая.
Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создаютпроблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должныстараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужнагибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала приребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткиенаказания.
Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, начто он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнемпритязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают толькона успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети снизким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни вбудущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянносомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этомчасто многого добиваются.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегдаосознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целейвоспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допуститьв отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье иотвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатомих возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. [8]
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы ичувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должныпредъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали,конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственнооправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видамвоздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которыйотвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости,а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказываетсясломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности:самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера всебя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.
Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своимтрудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либозабот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активномформировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируютпроцесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома.Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью,основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Онаприводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существуеттакже противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетаниебезразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля.Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, онистановятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никогоуважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуютвыполнения всех своих прихотей.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признаниивозможности и даже целесообразности независимого существования взрослых отдетей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могутсосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следуетпереходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типавзаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.[9]
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходноговозраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослениюпроисходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой.Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится “колючим”, раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими.Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей.Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а этотолько ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, — ломаетрастущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнемупослушным вплоть до потери своего “Я”. Подростковая самостоятельностьвыражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению отих опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, онииспытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, каксложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него,зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, ивозможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своегоребенка.[10]

2. Проблемы и перспективы семьи
2.1 Социальные проблемы семьи
 
 Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов,так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются однимиз показателей качества жизни населения и благополучия общества.
Социальные проблемысемьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важныесоциальные функции в обществе и по этой причине государство и общественныеорганизации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимыеусловия, проводить социальную работу, направленную на совершенствованиесемейно-брачных отношений и укрепление семьи.
Было бы утопиейсчитать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемысемейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемысемейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическомобществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следуетучитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординацияэтих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенныеразличия в различных социальных системах. К одной из основных социальныхпроблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планкаюридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возрастсоставляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей ввозрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распадсемей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распадсемей является самой серьезной социальной проблемой. [11]
Наряду спсихоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распадасемей специалисты относят следующие причины:
— Пьянство одного изсупругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и всоветский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодняпо этой причине распадается 80% семей.
— Неблагоприятныежилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е местосреди социальных причин)
— Несогласие страдиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, чтоосновная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами.Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравнес ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное праводля женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчинойобернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавиложенщине новые проблемы.
— Низкий уровенькультуры семейно-брачных отношений
— Повышение взаимнойтребовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называютв последнюю очередь)
Вышеназваннаяквалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. Вреальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесновзаимосвязаны.
Наряду с негативнымиявлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей,обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов.
Надо отметить, чтообъективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является инизкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.
Проблемысемьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ.
/>Проблемысемьи представляют интерес для специалистов, а также и для неспециалистов, таккак эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качестважизни населения и благополучия общества.
Социальныепроблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняетважные социалььные функции в обществе, и по этой причине государство иобщетсвенные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создаватьнеобходимые условия, проводить социальную работу, направленную насовершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.
Было быутопией считать, что высокий уровень жизни и социальных условий решит проблемысемейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемысемейно-брачных отношений.
Статистика показывает,что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распадасемей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьяхимеют свои существенные различия в разных социальных системах. [12]
2.2 Перспективыразвития семьи
Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболееустойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменениясоциокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными ивнесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризиссемьи». Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной выраститьбиологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное,нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом.Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установкии ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого,правового и экономически эффективного общества.
Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнениииндивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человекомнекоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию всоциуме. Результаты подробного рассмотрения состояния современной семьи несводятся лишь к констатации того, что семья на рубеже XX-XXI столетий обладаетиным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Исследование семьи, ееместа и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам: -историяразвития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не моглообойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторыхспецифических социальных заказов социума; -семья уникальный и пока единственныйсоциальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной,культурной, этнической информации; -ни один общественный, государственный,социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянииреально решить проблему психологического одиночества современного человека.Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильногоритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностныхотношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например,гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовныхценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды,социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания,алкоголизм, преступность – это неполный перечень наблюдаемых сегодняасоциальных явлений в обществе, происхождение которых обусловлено состояниеминститута семьи, и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь ссозданием полноценного института семьи. Этой практической, жизненно важнойзадачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного ифилософского исследования семьи, включая и ее современную эволюцию. Семья исемейные отношения в исследовательских работах рассматриваются по несколькимвекторам. Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений какструктуры, воспроизводящей человека как биологическую особь. Список наиболеезначимых работ в этой области открывается работами И. Бахофена«Материнское право» (1861г.), Л.Моргана, Д.Мак-Леннана, Ф.Энгельса,Э.Вестермарка. Среди отечественных исследователей необходимо назвать в первуюочередь Ю.И. Семенова, Л.А. Файнберга. В их работах глубоко и полнораскрывается исторический путь развития семьи, который рассматривается какчасть эволюционного процесса мировой истории. Организация межполовых отношенийвсецело подчинялась необходимости продолжения рода. Это, по Бахофену,(«Материнское право», 1861г.), и обусловило определение происхождения поматеринской линии. Основные дискуссии того времени концентрировались вокругвопросов, связанных с причинами, приведшими к строгому упорядочиваниюбрачно-семейных отношений, которые в конечном счете организовали отношенияродства в патриархальную модель семьи. Бахофен полагал, что к такому развитиюпривели исключительно религиозные воззрения человека. Морган и Энгельс считали,что единобрачие утвердилось благодаря женщине. В сложившейся моногамнойпатриархальной семье сохраняется господство мужа над женой, ориентация нарождение детей, закрепление ответственности за домашнее хозяйство и воспитаниедетей за женщиной. Семья часто рассматривается как социализирующая структура,воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида снекоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтомусоциализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованныхобществом. Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкойгосударства, и до сегодняшнего дня человечеством не разработан какой-либо инойинститут, способный заменить семью в ее функции социализации исамоидентификации личности. [13]

Заключение
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное:с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи вширокой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтамии с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны,понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностяхстановления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурныхвлиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социальногофеномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальныхсхем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов иэклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу,она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаряустановлению «инструментальных» отношении с другими социальнымиподсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутрисамой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранениюинтегративных тенденций.
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественныхрезультатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровнеобщества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социальногоинститута среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это сутьфункции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполненииинститутами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющиеуникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождаютдействие основных.
Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейныефункции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которыепозволяют отличать семью от других институтов, привела к выделениюспецифических и неспецифических функции семьи.
Брачныеотношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак естьопределенная социальная организация отношений между полами. Он предполагаетналичие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
Формы браков:
Гражданскийvs церковный брак
Внешний vs внутреннийбрак.
Моногамный vsполигамный брак
Равный vsнеравный брак
Патрилокальныйvs матрилокальный брак
Пробный vs фиктивныйбрак.

Список литературы
1.  Андреева Г.М. Социальная психология:Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.
2. Введение впедагогику: Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека. -Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 2004. — 215 с.
3. Гумплович Л.Основы педагогики / Пер. под ред. В.М. Гессена. — СПб.: Издание О.Н. Попова,2005. — 360 с.
4. Давидюк Г.П.Прикладная психология. — Минск: Выш. школа, 2005. — 219 с.
5. Жуков В.И.Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. — 2-е изд., доп. — М.:Союз, 2005. — 335 с.
6. Иванов В.Н.Россия: обретение будущего (размышления социолога). — 3-е изд., доп. — М.: РИЦИСПИ РАН, 2005. — 313 с.
7. Кареев Н.И.Введение в изучение педагогики. — СПб.:, 2004. — 418 с.
8. Кареев Н.И.Основы русской психологии / Подготовка текста, вступ. ст., комментарии И.А. Голосенко:Ин-т социологии Российской Академии наук: С.-Петерб. филиал. — СПб.:Издательство Ивана Лимбаха, 2006. — 368 с.
9. Кон И.С.Психология личности. — М.: Политиздат, 2005. — 382, с.
10. Кравченко А.И.Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей. — М.:«Московский Лицей», 2006. — 367 с.
11.  Токарева Т.Н.Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007.- №2.- с.16-21
12.  Щербаков С.А.Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13-16


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.