Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Социология"


Семья и здоровье

Міністерство науки і освіти України
Луганський коледж будівництва, економікита права

Реферат
На тему:«Сім'я та здоров’я»

Виконала:
Безсмертна А.І.
Перевірив викладач
Пустовойтова О.В.
Луганськ, 2010

План
Введение
1. Определение понятия семьи
1.1 Влияние семейных отношений наздоровье человека
2. Этапы формирования личности
2.1 Тактики воспитания в семье
Заключение
 

Введение
 
Семья́ — организованная социальнаягруппа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями(а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимнойморальной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловленапотребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семьяпринадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социальногостатуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, смомента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, каксемейно-брачное состояние.
Для ребёнкасемья — это среда, в которой складываются условия его физического,психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослогочеловека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малымколлективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложныетребования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются егофункции и статус в семье.
С позицийвоспроизводства населения весьма важным критерием построения демографическойтипологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный циклопределяется следующими стадиями родительства:
· предродительство —период от заключения брака и до рождения первенца
· репродуктивноеродительство — период между рождениями первого и последнего детей
· социализационноеродительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чащевсего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка всемье совпадает с предыдущей стадией)
· прародительство —период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

1. Определение понятиясемьи
Под семьей понимаетсясоюз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта,интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.
Современная семьявыполняет ряд функций, главными из которых являются:
1. Хозяйственно-бытовая —заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище,крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функцииобеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
2. Сексуально-эротическая— обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.
3. Репродуктивная —обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
4. Воспитательная — состоящаяв удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; вконтактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» вдетях.
5. Эмоциональная —заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимнойподдержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональнуюстабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
6. Духовного общения —состоящая во взаимном духовном обогащении.
7. Первичного социальногоконтроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, вособенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своеповедение в полном соответствии с социальными нормами.

1.1 Влияние семейныхотношений на здоровье человека
С течением временипроисходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются всоответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичногосоциального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства наднижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которуюпорождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения всфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские изменыи т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойноеповедение в семье.
Семейные отношения имеютбольшое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климатсемьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистикасвидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. Понекоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемостьтуберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и средиодиноких.
В то же время в семье,где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелыеусловия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику ичасто вызывает различные расстройства.
Человекстановится личностью в обществе других людей. Формируясь как личность, человекпроходит через процесс социализации, который позволяет усвоить идеологию имораль, нравственные ценности и нормы поведения в обществе, в котором он живет.Процесс социализации продолжается практически всю жизнь, но особенно онинтенсивен у детей, подростков и юношей. Основными институтами социализацииявляются семья и школа, а конкретными носителями усваиваемых норм и правилвыступают родственники, воспитатели, педагоги, сверстники, окружающие взрослые.Последующая профессиональная деятельность также оказывает социализирующеевоздействие на человека, из чего следует, что процесс формирования личностиникогда не останавливается.
 

2. Этапыформирования личности
В детском иподростковом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, гармоничнойсистемы отношений с окружающим миром. Многие наши проблемы, трудности и болезнисвязаны с особенностями воспитания и развития человека. Поэтому профилактическиепсихогигиенические рекомендации и мероприятия наиболее продуктивны, если ониреализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.
Существуютследующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский возраст (до 3лет), дошкольный (3—6 лет), младший школьный (6—11), средний школьный (11—15),старший школьный возраст (15— 17 лет).
В раннемдетском возрасте развитие личности протекает в семье. На этом этапе ребенокусваивает простейшие навыки и умения, овладевает языком как средством общения,выделяет свое «я» из окружающего мира и противопоставляет себя окружающим,учится управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчинятьсятребованиям взрослых. Важность этого периода развития ребенка состоит в том,что он усваивает тип отношений, сложившихся в семье, претворяя их в черты своейформирующейся личности. В течение первых лет жизни формируется эмоциональноеотношение ребенка к окружающему миру, которое проявляется в том, как много и поповоду чего ребенок улыбается или плачет, чего боится, чему радуется и т. д.Следует помнить, что дефицит общения ребенка с матерью нарушает егоэмоциональное развитие, поэтому рекомендуется избегать даже кратковременныхразлук (поездки в отпуск, командировки и т. д.) с ребенком по крайней мере додостижения им 2—3 лет.
Дошкольный возрастхарактеризуется включением ребенка в группу ровесников (чаще всего в условияхдетского сада). На этом этапе ребенок усваивает нормы и способы одобряемогородителями и другими взрослыми (воспитателями) поведения в условияхвзаимодействия с другими детьми, стремится найти в себе что-то, выделяющее егосреди других детей: либо позитивно, в различных видах самодеятельности, либо вшалостях и капризах, при этом ориентируясь на оценку не столько детей, сколько взрослых.Вместе с тем многие дети болезненно реагируют на помещение их в ясли.
Специалистыдоказали, что в возрасте до шести месяцев малыши адаптируются к яслямбезболезненно, однако в последующем может выявиться отставание ребенка вразвитии, прежде всего эмоциональной сферы: снижается эмоциональнаячувствительность, ослабевает способность к сопереживанию и отзывчивости, что вбудущем вызовет проблемы в межличностном общении, может привести к формированиюнегативных изменений в эмоциональной сфере, к возникновению невротическихрасстройств, трудностям создания своей семьи и т. д.
Определениемалыша в ясли, начиная с семимесячного возраста, является для негопсихотравмирующим фактором: происходит болезненное для ребенка отторжение отматери. После 2 лет привязанность к матери, как правило, уже не носит стользависимого характера, что облегчает ребенку адаптацию к условиям детского сада.Решая вопрос о помещении ребенка в садик, следует помнить, что беспокойство приразлуке с матерью у девочек сохраняется до 2,5 лет, у мальчиков — до 3,5 лет.
В раннемдетстве ребенок переживает первый кризис! кризис 3 лет. Проявляется он преждевсего в негативизме по отношению к требованиям родителей, причем ребенок бываетнегативистичен и к тем требованиям, которые совпадают с его желаниями.
За кризисом 3лет начинается дошкольный период, где доминирует игровая деятельность. В игремоделируются человеческие отношения, ребенок усваивает ролевые формы поведения.Игра является той деятельностью, в которой перед ребенком открывается весьвнешний мир.
В младшемшкольном возрасте ребенок входит в группы одноклассников, учится строить новыеотношения, усваивает более сложные нормы и поведенческие правила, В этомвозрасте формируется отношение к себе, окружающим людям. Особое влияние оказываетна развитие ребенка учительница, которая, выставляя ему отметки, оценивая егоучебную деятельность, влияет на взаимоотношения ребенка с его родителями исверстниками, формирует их отношение к нему и самооценку ребенка. К концупребывания в младших классах отношение к себе все чаще определяетсявзаимоотношениями в классе, со сверстниками, групповые оценки становятся важнеемнения взрослых. Ведущей деятельностью в этом возрасте является не игра, аучение.
По данным американскихпсихологов, 35—40 % взрослых людей страдают от застенчивости и испытываюттрудности в общении. Специалисты считают, что источником чрезмернойзастенчивости являются, как правило, те формы воспитания, когда родителипостоянно сдерживают детей или делают им замечания по поводу того, что оничто-то делают либо говорят не так.
Специфическойособенностью подросткового периода является то, что развитие подросткапротекает параллельно в различных группах сверстников, конкурентных для него посвоей значимости (школа, двор, спортивная секция и т. д.). Общение сосверстниками становится наряду с учением ведущей деятельностью. В этом возрастеотчетливо выражена потребность «быть личностью», самоутвердиться. При этомсуществуют достаточно выраженные противоречия между оценками и требованиямисверстников и родителей, вообще взрослых.
С началомполового созревания подросток становится более импульсивным, появляютсянемотивированные колебания настроения, конфликтность. Родителям надо учитыватьэти изменения. Чрезмерная опека с их стороны приводит к развитиюнесамостоятельности и агрессивности, а чрезмерная свобода может обусловитьэгоистические и асоциальные тенденции. Необходима доверительность в отношенияхс родителями, что благотворно влияет и на эмоциональную сферу подростка, и настиль общения с людьми. В эти годы подросток переживает кризис переходноговозраста. Жан-Жак Руссо говорил, что человек рождается дважды, что периодполового созревания и является вторым рождением. Подростковый кризис — один изсамых сложных. В это время происходит понижение ценности общения в семье иповышение значимости общения со сверстниками. Родители должны знать этупсихологическую закономерность и вместе с тем помнить, что снижение авторитетавзрослых носит временный характер.
Главнаяособенность юношеского возраста — осознание собственной индивидуальности,неповторимости и непохожести на других. В юности завершается формированиеличности, происходит профессиональное самоопределение.
Опыт медикови педагогов свидетельствует, что порой вся жизнь человека определяется егодетством. Многие черты характера взрослого человека, интересы, поведениенаходятся в прямой зависимости от условий и содержания воспитания.Ребенок—увеличительная линза зла: малейшее зло, которое есть вокруг него, онмногократно преломляет и увеличивает, и это не может пройти для ребенкабесследно.
 
2.1 Тактикивоспитания в семье
Психологивыделили четыре основные тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типасемейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество (А.В. Петровский).
Диктат всемье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи инициативыи чувства собственного достоинства у других его членов. Родители,предпочитающие всем видам воздействия приказ и натиск, неизбежно сталкиваются ссопротивлением ребенка, который может отвечать на принуждение лицемерием,обманом, грубостью. Если сопротивление ребенка сломлено, вместе с нимоказываются сломленными такие ценные качества личности, как самостоятельность,чувство собственного достоинства, вера в себя, инициативность.
Опека — этотакая система отношений в семье, при которой родители обеспечивают своим трудомудовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,усилий и трудностей, принимая их на себя.
По сути,диктат и опека — явления одного порядка, различия в форме, а не в существе.Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствуют самостоятельность иинициатива. Эти дети дают большое число срывов в подростковом возрасте,восставая против чрезмерной опеки.
«Невмешательство»основано обычно на признании целесообразности независимого сосуществованиявзрослых и детей. При этой форме отношений наблюдается обособленность детей ивзрослых в семье, в основе которого лежит пассивность родителей каквоспитателей, которые не вмешиваются в жизнь ребенка, а предпочитают комфортноесосуществование с ним. Это путь формирования индивидуалиста.
Сотрудничество— тип воспитания, предполагающий опосредованность межличностных отношений всемье общими целями и задачами совместной жизни. Психологи определяют такой типсемейных отношений как оптимальный. В ситуации сотрудничества преодолеваетсяиндивидуализм ребенка, он становится прямым соучастником жизни семьи,разрешения общих проблем и трудностей.
 

Заключение
Родительскиеустановки появляются задолго до рождения ребенка. Воспитание детей — этоогромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск и сомнения.
Какимикачествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должнабыла уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем. Родительскаялюбовь — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержаниятелесного и духовного здоровья. К сожалению, родители не всегда умеют выразитьсвою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенкачаще всего обусловлены дефицитом родительской любви. Не надо бояться испортитьребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенкууверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный психологический контактс ним. Контакт строится в результате взаимодействия, диалога с ребенком,стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудитьв ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствовании.
Другим важнымправилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким онесть — признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, 6 том числе ина родителей. Это предполагает отказ от пусть зачастую справедливых, нонегативных оценок личности ребенка. Любить ребенка надо не потому, что онхороший, а потому, что он есть, любить такого, какой есть. Психологамидоказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей,богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания —это всегда и процесс самовоспитания.
В научнойлитературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются«психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи»,«социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгогоопределения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина подсоциально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративнуюхарактеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основнымиаспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологическийклимат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказываетрешительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не являетсячем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и отих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и какдолго продлится брак. Так для благоприятного психологического климатахарактерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развитияличности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членовсемьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости,гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье сблагоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью,уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к болееслабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателямиблагоприятного психологического климата семьи являются стремление её членовпроводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всехтемы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые делакаждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающихконфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственнойсоциальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считатьсяс потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества,как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда членысемьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этомслучае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё этопрепятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций —психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям,ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если членысемьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существованиесемьи становится проблематичным.
Психологическийклимат можноопределить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивыйэмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, тоесть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевныхпереживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, кокружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи являетсяважным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния еёздоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.
Многиезападные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачиваетсвои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта,своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные такжеподчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
В.С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот«интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающийкачественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, вчастности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиямсоциальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат»,которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородногосостава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельностии наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Длямалой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительнуюпсихологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностныхинтимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, гдеодновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняетсягибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существованияявляется целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».
Психологическоездоровье — этосостояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающееадекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членовсемьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтийотносит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность,социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость,адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейноедолголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общийпсихологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степеньеё благополучия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теоретико-практический анализ маркетинговой стратегии организации
Реферат Основы венчурного предпринимательства
Реферат Теоретические аспекты коммуникационного сопровождения
Реферат Отечественная война 1812 г причины ход событий последствия
Реферат Преимущества ведения компьютерного Бухгалтерского учета примера программы 1C Предприятие 7.7
Реферат Теоретико-методологічні основи акмеології
Реферат Теоретические основы статистики 2
Реферат Філософія й ідеологія Головний конфлікт
Реферат Технологии, основанные на принципах логистики
Реферат Технологія продажу меблевих товарів
Реферат Технологии паблик рилейшнз
Реферат Алексеевича Заболоцкого «Оттепель»
Реферат Значение правильного питания
Реферат Позакласна робота на уроках з математики в початковій школі
Реферат СМР для собственного потребления