Реферат по предмету "Социология"


Семейные ценности студенческой молодежи г. Мурманска

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
Социально-гуманитарный факультет
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Методологии и методике социологических исследований
Тема «Семейные ценности студенческой молодежи г. Мурманска».
Выполнила: студентка 3 курса
социально-гуманитарного факультета
специальности «Социология»
Чернова Екатерина Алексеевна
Научный руководитель:
Шарова Екатерина Николаевна
Мурманск, 2009 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Семейные ценности как объект социологического изучения
1.1 Семья как активный элемент социальных отношений
1.2 Трансформация семейных ценностей
Глава 2. Выявление семейных ценностей и ориентацийстудентов мгпу
2.1 Основные положения программыисследования
2.2 Анализ семейных ценностей студентов МГПУ
Заключение
Список литературы
Приложение
/>Введение
Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологииявляется исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Семья выступаетпосредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Интерес исследователейк данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционированиисовременной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисомподразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, скоторыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы не свидетельствуюто его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформация семейныхценностей, требующая серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическомуровнях.
Кроме того, актуальность исследования института семьи обусловленакардинальными изменениями всего российского общества, которые затронули его основыи традиционные устои.
Интерес к семейным ценностям современной молодежи обусловлени тем, что основной функцией семьи является рождение и воспитание детей. По даннымстатистики, 77,5 % от общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет.[1]Таким образом, от успешного выполнения репродуктивной и социализационной функциймолодой семьи зависит не только демографическая ситуация в нашем обществе, но иего развитие в целом.
Эти и другие проблемы молодой семьи и семейно-брачных отношенийтребуют особого внимания, как со стороны всего общества, так и со стороны исследователей,что и обусловило актуальность изучения семейных ценностей современной молодежи вданной работе.
Проблема семейных ценностей молодежи хорошо освещена в книгеЛисовского В.Т. «МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья», в которой представленырезультаты социологических исследований. Так же в данной работе использовались следующиеисточники: Харчев А.Г. «Брак и семья вСССР», Голод С.И. «Семья и брак: историко-социальный анализ»,Антонов А.И., Медков В.М. «Социология семьи»,Мацковский М.С. «Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики».По проблеме семейных ценностей молодежи проводилось достаточное количество исследований,которые можно найти в Интернете, в частности, при написании курсовой работы использовалисьследующие образовательные сайты: www.lib.socio.msu.ru иwww.ecsocman.ru,на которых выложены результаты исследований, проводимых по данной проблематике,а так же статьи на данную тему. В статье Медковой Д.В. «Семейные ценности какобъект социологического анализа» подробно описана классификация семейных ценностей.Григорьева Н.С. систематизировала результаты различных исследований по семейнымценностям студенческой молодежи в проекте: «Семейные стратегии современнойроссийской студенческой молодежи», который был подготовлен в составе гендерной тематической группы организаций системыООН в РФ и можно найти на сайте www.undp.ru. Лисовский В.Т. в своей статье«Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)»говорит о том, что такое ценности, какие ценности разрушаются, а какие остаются,означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях.В статье «Человек и образование в современной России», под редакцией Л.А.Вербицкой, В.Т. Лисовского и В.Т. Пуляева говорится о том, что в условиях общесоциальногокризиса, который мы переживаем сегодня, и семья тоже находится в кризисном состоянии.
Объектом курсовой работы выступает студенческая молодежь.Предметом — семейные ценности студенческой молодежи.
Целью данной курсовой работы является выявить основныесемейные ценности современной молодежи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семью и семейные ценности, как объект социологического изучения;
2. Выяснить, в чем проявляется трансформация семейных ценностей и означает лиона кризис семьи;
3. Провести эмпирическое исследование для выявления семейных ценностей студенческоймолодежи г. Мурманска.
Для проведения исследования была составлена анкета из 22 вопросов,среди которых можно найти как открытые, так и закрытые вопросы, а также вопросы,в которых необходимо проранжировать ценности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретическойи практической, каждая их которых включает 2 параграфа, а также заключения, спискалитературы и приложения. В первом параграфе первой главы изучается семья как объектсоциологических исследований, ее функции, виды, ролевая структура, во втором параграферассматривается, в чем проявляется трансформация семейных ценностей. В первом параграфевторой главы приведены основные положения программы эмпирического исследования,а во втором параграфе представлен анализ результатов анкетирования.
/>Глава 1. Семейные ценностикак объект социологического изучения/>1.1 Семья как активный элементсоциальных отношений
Семья — один из фундаментальных институтов общества, придающихему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.
Одновременно семья выступает малой группой — самой сплочённойи стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в составмножества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовуюбригаду, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остаётся тойгруппой, которую он никогда не покидает.
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующихотношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших икрайне расширительных (например, семья — это группа людей, любящих друг друга, илиже группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширнымиперечнями признаков семьи [2].А.Г.Харчев определяет семью как: «исторически конкретную систему взаимоотношениймежду супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаныбрачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностьюи социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическоми духовном воспроизводстве населения» [3].
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной,посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливаетих супружеские и родственные права и обязанности [4].Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, посколькуона может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родствапозволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Фактодного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп[5].Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальныйинститут, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющихфункции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействияи отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальномуконтролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт возникла вместе с формированиемобщества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативнымирегуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор партнера, сексуальные стандартыповедения, нормы, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети. Эти ценностныеориентации, нормы, установки, а также санкции представляют собой принятую в данномобществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредствомкоторых они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские,родительские и иные родственные права и обязанности.
В социологии семьи различают два основных направления:
1. исследование истории семьи;
2. анализ современной семьи.
В историческом плане, то есть в рамках первого направления, рассматриваетсяпроисхождение семьи и ее последующее развитие в различных социально-экономическихформациях. В рамках второго направления можно выделить:
а. исследование внутрисемейных отношений;
б. изучение взаимодействия семьи и общества.
Исследования внутрисемейных отношений охватывают возникновениеи фазы развития (онтогенез), а также структуру и функции современной семьи в нормеи патологии.
Внутренняя структура современной семьи это не только количественныйсостав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей,отношений. Изучаются главным образом следующие элементы структуры (роли и отношения):жена-муж, родитель-ребенок, родитель-родитель, ребенок-ребенок, супруги-их родители,прародители-внуки.
К главным социальным функциям семьи относятся:
естественно-биологические (удовлетворение сексуальных потребностей,воспроизводство населения, продолжение человеческого рода);
хозяйственно-экономические (организация быта, питания супругови детей, забота об укреплении материального положения и т.д.);
духовно-нравственные (организация досуга, воспитание детей, эстетическоеразвитие и т.д.).
Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Поэтому предметомисследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительскиев отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействиясупругов и их родителей, взаимодействия прародителей и внуков. Большинство функцийприсущи одновременно нескольким отношениям. Поэтому они должны изучаться как сквозные.Ряд других функций характерны только для отношений одного вида. Поэтому их можноразделить на общие и частные.
К первым относятся функции духовного общения, обеспечения семьиматериальными средствами, совместного ведения хозяйства, воспитательная, опекунская,креативная, управленческая (организационная) и представительская, ко вторым сексуальная,прокреативная, игровая.
На сегодняшний день в мире существует несколько типов семей.Сегодня семья имеет тенденцию к нуклеаризации.
Современная семья — первичная социальная и экономическая ячейка,включающая обычно двух родителей и одного ребёнка. Её называют нуклеарной семьёй(от лат. nucleus — ядро) потому, что демографическим ядромсемьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети.Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Всеостальные родственники — бабушки, дедушки, тёти, дяди и т.п. относится к перифериисемьи. Если 2-3 поколения живут вместе, то семья называется расширенной.
Нуклеарная семья — это кровнородственная группа, образованнаядвумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей.У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжаетсяцепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Если новая семья не отъезжает, то образуетсярасширенная семья.
Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основаннойна полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия),тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.[6]
В настоящее время расширенная семья всё больше вытесняется нуклеарной.В Западной Европе США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.
Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три основныхвида семейных ролей.
Традиционные роли предполагают обязанности жены по воспитаниюдетей, обслуживанию семьи, подчинение собственных интересов требованиям мужа, материальнуюзависимость от главы семьи; муж обязан сохранять преданность матери своих детей,обеспечивать экономическую безопасность и защиту семьи, поддерживать власть и контрольв семье, принимать основные решения, оказывать эмоциональную благодарность женеза ее подчиненную роль.
Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности,обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезныхдля мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем. Отмужа — рыцарского отношения к жене, романтической любви и нежности, материальныхсредств для удовлетворения потребностей жены, совместного проведения досуга.
Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономического обеспечениясемьи, общей ответственности за воспитание детей, совместного участия в решениибытовых вопросов, разделения правовой ответственности. И если приведенные выше принципынарушаются, семья дает трещину.[7]
Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, которыймы переживаем сегодня, и семья тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнемувелико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередкижестокость по отношению к детям и старикам, — все это признаки социального нездоровьясемьи.[8]
Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падениюили исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критикаможет означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувстваотклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихсяобстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области,а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.[9]
Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаютсямногие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательнымместом — островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ееможет возрастать.
Следовательно, на сегодняшний день логичнее будет говорить нео кризисе семейных ценностей, а об их трансформации. 1.2 Трансформация семейных ценностей
Система ценностей человека является «фундаментом» егоотношения к миру. Ценность — положительная или отрицательная значимость
объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется нестолько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческойжизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
«Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людямдля удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качественормы, цели и идеала»[10].
Семейные ценности — положительные и отрицательные показателизначимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельностиобщности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностьюэтих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами,потребностями, социальными отношениями.
Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи.Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется тригруппы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанныес родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностейсупружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценностьравноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половыхролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержкии взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценностьдетей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценностьвоспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценностьналичия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощимежду родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.[11]
На переломном этапе развития российского общества, когда жизньчрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которымируководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание иповседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Авторы справедливо отмечают, что в современном российском обществепроизошла смена позиций во взаимодействии трех разно уровневых субъектов: общества,семьи как малой группы и индивида. Наблюдается феномен перевернутой пирамиды: еслираньше в ее основании находился индивид, а на вершине — общество, то теперь оникак бы поменялись местами — в основании пирамиды находится общество, а на вершине- индивид. Семья сохранила свое срединное положение в этой иерархии, в том смысле,что как являлась, так и является каналом разрешения противоречий между социумоми индивидом. Но сменились акценты в оценке значимости семьи, произошла переоценкатех моделей семьи, которые мы наблюдали, казалось, совсем недавно и тех, которыев современных условиях классифицируются как альтернативные, возвращение семье функциинакопления частной собственности и передачи ее по наследству.[12]
Трансформация семейных ценностей находит свое выражение в следующихпроцессах:
1. Высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости привели к увеличениючисла неполных семей;
2. Снизился жизненный уровень — плохие жилищные условия, низкий уровень семейногобюджета — безработица;
3. Формируется нуклеарная семья, ослабевают родственные связи, растет смертность;
4. Снизилась покупательная способность семьи — недоедание, ухудшение здоровья(особенно детей);
5. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качествасемейного воспитания, к обострению конфликтности — стрессы, депрессии.[13]
В современной российской социологии семьи выделяются две основныеисследовательские парадигмы. Первая, «прогрессистская» парадигма, представителямикоторой являются Вишневский А.Г., Голод С.И., Мацковский М.С. и др., рассматриваетсовременные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейныхформ. Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей ее функций, они относятк незавершенности процесса перехода от старой к новым семейным формам. Вторая,«кризисная» парадигма, представителями которой являются Антонов А.И.,Борисов В.А. и другие, объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисомсемейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе: семейныеценности, в частности — ценность многодетной семьи и стабильного брака, заменяютсяна ценности, связанные с личными (индивидуальными) устремлениями людей, что приводитк дисбалансу в обществе между потребностью общества в воспроизводстве и социализацииновых поколений и тем, как семья выполняет репродуктивную и социализационную функции.
Анализируя обусловленные сдвигами в жизни общества глубокие изменениявсех сторон функционирования семьи, профессор А.Г. Вишневский отмечает противоречивыйхарактер результатов этих изменений. С одной стороны, «институт семьи подвергсяреволюционному обновлению, что способствовало преодолению кризиса патриархальности»[14].С другой стороны, семья столкнулась с новыми проблемами и в значительной степениутратила многие жизненно важные для индивида и общества функции. В основе всех переживаемыхсемьей перемен лежит изменение ее основополагающих функций, а также соотношениямежду ними.
Важное значение при этом имеет плюрализм семейных моделей, внутреннеприсущий новому типу семьи, терпимость общества к альтернативным моделям. Нарядус традиционной моделью, ядро которой составляют живущие в пожизненном браке супругии рожденные в браке дети, получают общественное признание и другие модели: временноесожительство супругов, неполная семья, возникающая после развода, материнская семья,сложные семейные связи и т.д.[15]
По мнению одного из ведущих специалистов в области социологиисемьи С.И. Голода, в современной семейной культуре происходит не только автономизациябрачности, сексуальности, но и трансформация всей системы матримониального поведения:в предбрачном, брачном и послебрачном периодах. В традиционной модели для ритуалапредбрачного поведения принципиальным является участие, воля или хотя бы согласиеродителей на брак. Для современной модели поведения характерны браки по личной договоренностипартнеров. Брачный период представлен многовариантностью полоролевой структуры семейнойорганизации. Меняется отношение к разводам и серийным бракам: от маргинального долегализации. Однако происходящие изменения «ни в коем случае не должны ассоциироватьсяс кризисом семьи. Закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам,модернизация глобального общества влечет за собой трансформацию отдельных институтов»[16].
Рассматривая семью как триединство родства, супружества и родительства,А.И. Антонов, в свою очередь, считает, что «ценностный конфликт личности иобщества относительно рождения и социализации детей, сопровождающийся ослаблениемсемьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей(процесс конъюгализации[17]и девальвации семьи), союза супругов (процесс индивидуализации и эмансипации), ослаблениемтриединства родства, родительства, супружества из-за исчезновения семейного производства,совместной деятельности родителей и детей (процесс замены фемилицентризма эгоцентризмом),может быть назван кризисом семьи» [18].
Результаты многолетних социологических исследований социальныхориентации молодежи показывают, что радикальные изменения социально-экономическихусловий и социокультурных ориентиров, происходящие в последнее время в нашей стране,вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, таки в содержание брачно-семейных установок. Так, в структуре ценностных ориентациимолодежи на протяжении многих лет доминирующее место занимали ценности психологическогохарактера: общение, любовь, семья. Результаты последних исследований показывают,что ценности экономического характера, ориентации на высокие жизненные стандартыи индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место в структуре ценностныхориентации, постепенно вытесняя ценности психологического порядка, которые покасохраняют свою значимость для 83 % респондентов в качестве основной ценности и мечтыо «настоящей любви».
Высокая значимость семейной жизни в структуре ценностных ориентациимолодежи сохраняется, лишь 2 % респондентов опроса ориентируются на безбрачие. Однаковступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности,необходимой для создания благополучной семьи, поэтому на ранние браки ориентируетсясравнительно небольшая группа респондентов (11 %).[19]
Российский государственный социальный университет (РГСУ) провелисследования и издал энциклопедию «Российская семья», где отмечены вновьвыявленные тенденции в развитии семейных отношений. Так, авторы отмечают, что россияневсе меньше общаются с родственниками и предпочитают проводить время с друзьями.Из праздников, которые обязательно отмечают в кругу семьи, остались только Новыйгод и день рождения, причем все чаще это день рождения ребенка, который объединяетпоколения. Делается вывод о том, что сейчас формируется новая российская модельсемейных отношений, в которой люди договариваются о правилах, по которым будут жить.При исследовании потерь и приобретений в организации семейной жизни и семейных традицийуказывается, что наиболее значимыми стали: утрата связи поколений, воспитания внуковбабушками и дедушками (предпочтение отдается няне), потеря ощущения кровного родства,родственников редко навещают, уходит в прошлое бескорыстная помощь (она все чащестановится результатом финансового соглашения).[20]
Семья сегодня, безусловно, нуждается в поддержке и общества игосударства. При этом социальное влияние институтов государства и общества должнозаключаться не столько в выполнении функций компенсаторного характера, сколько впроведении государственной просемейной политики на уровне идеологизации семейныхценностей, модели благополучной и стабильной молодой семьи.
Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовыватьсоциально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения ивоспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейнымценностям среди молодежи — значит получить заметный эффект в социально-демографическомразвитии страны.
/>Глава 2. Выявление семейныхценностей и ориентаций студентов мгпу 2.1 Основные положения программы исследования
Проблемное поле исследования.
В современный период в российском обществе идет смена социальныхи духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменениясоциокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной российскойсемьи, в семейных ценностях.
В традиционной культуре семейные ценности включают в себя триединствородительства, родства и супружества. Центральное значение в семейных ценностях имеюториентации на родительство — на принятие социальных ролей матери и отца, на рождениедетей. Современная же семья имеет тенденцию к малодетности и снижению ценности семьи.
В обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляциикультурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарнойсемьи и утратой значения родственных связей. Увеличивается тенденция к сокращениюбрачности, растёт количество разводов, неполных семей, что приводит к негативнымдемографическим и социальным последствиям. Всё это свидетельствует о том, что идеттрансформация семьи, предполагающая в перспективе семью, построенную на других основанияхи порождающих новые мировоззренческие установки.
Немыслимо говорить о возрождении института семьи, не занимаясь
подготовкой молодежи к браку. Для того чтобы молодежь могла гармоничностроить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения,межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность кпрошлому и будущему создают реальную основу для перехода к новому обществу, котороенуждается в прочном семейном механизме.
На переломном этапе развития российского общества, когда жизньчрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которымируководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание иповседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Цель исследования:
1. Выявить основные семейные ценности современной молодежи и создать (описать)образ идеальной семьи по результатам исследования.
В ходе работы были выделены следующие задачи:
1. Выяснить, важен ли для молодежи официальный брак;
2. Выяснить, какой возраст оптимален для вступления в брак;
3. Выявить возможные причины вступления в официальный брак;
4. Выяснить, на каком месте среди других ценностей у студентов находится семья;
5. Узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие «семья»;
6. Узнать, что нужно молодежи для того, чтобы создать семью;
7. Выяснить, какие ценности семейной жизни (традиции, дети, любовь, поддержка)наиболее важны для молодежи;
8. Выяснить, какой тип семьи ближе молодым (патриархальная семья, матриархальная,партнерская);
9. Узнать, сколько детей хотят иметь молодые люди (если хотят вообще) и какойстиль воспитания они скорее всего выберут;
10. Выяснить, какие отношения молодые люди хотели бы сохранить с родителями послевступления в брак;
11. Узнать, хотят ли молодые люди венчаться в церкви.
Объектом исследования являются студенты МГПУ с 1 по 4курс специальности история и социология
Предметом исследования являются семейные ценности студентов
Теоретическая интерпретация основных понятий
Молодежь — социально-демографическая группа, которая выделяетсяна основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положенияи имеющая возрастные границы от 14 — 16 до 29 лет.
Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений междуженщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционируетих половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Семья — это основанная на единой хозяйственной деятельности общностьлюдей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющаявоспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализациюдетей и поддержание существования членов семьи.
Семейные ценности — положительные и отрицательные показателизначимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельностиобщности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностьюэтих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами,потребностями, социальными отношениями.[21]
/> />
Операционализация основных понятий. Системный анализ объекта исследования
В ходе исследования в выборке были выделены группы по полу, возрасту,составу семьи родителей. Предполагается, что именно в этих группах могут быть отличияв семейных ценностях молодежи.
Гипотезы исследования:
1. Многие молодые люди живут (хотят жить) в незарегистрированном браке, но планируютпожениться в будущем;
2. Оптимальный возраст для вступления в брак для женщин — 21-25 лет, для мужчин- 26-30 лет;
3. Основными причинами заключения брака по-прежнему остаются любовь и желаниесоздать семью;
4. Семья, как ценность, у молодежи находится не на первом месте;
5. Молодые люди не имеют четкого понятия о семье;
6. Большинство студентов собираются создавать семью только после окончания вузаи приобретения материальных благ;
7. Любовь и дети в структуре семейных ценностей имеют первостепенное значение,но материальная обеспеченность и стабильность так же имеют большое значение;
8. В молодежной среде все более укореняется партнерский тип супружеских отношений;
9. Молодые люди в основном хотят иметь 1-2 детей;
10. Имеет место тенденция нуклеаризации, молодежь в браке хочет жить отдельноот родителей;
11. Большинство студентов не собираются венчаться в церкви.
Выборочная совокупность
Для проведения исследования была проведена доступная выборкаиз студентов МГПУ. Она составила 87 человек без ограничения по половым и возрастнымхарактеристикам. При опросе не отбирались определенные специальности, т.к. мы исходимиз того, что будущая квалификация не влияет на семейные ценности человека, а опрашивалисьдоступные студенческие группы курса с 1 по 4 курс.
Методы сбора социологической информации
Для проведения исследования была составлена анкета из 22 вопросов.Последовательность вопросов была составлена с учетом классификации семейных ценностей:сначала в анкете идут вопросы, связанные с супружеством, далее с родительством ис родством./>2.2 Анализ семейных ценностейстудентов МГПУ
В исследовании принимали участие 87 молодых девушек и юношей ввозрасте от 17 до 23 лет. Из них 41% юношей и 59 % девушек. Все они являются студентамиМГПУ и обучаются по специальностям: история (53%) и социология (47%). Среди нихвыросших в полной семье — 70 %, в неполной — 26 %. Распределение по возрасту выглядитследующим образом:
/>
Рис.1. Распределение респондентов по возрастам
По данной диаграмме видно, что основная часть выборки — студентыв возрасте от 18 до 21 года. При этом 88% респондентов не состоят в браке или сожительстве,только 12% живут в незарегистрированном браке. Данные цифры подтверждают высказываниео том, что молодежь сначала стремится получить образование и тем самым достичь экономическойсамостоятельности для того, чтобы создать благополучную семью.
Первой задачей исследования было выяснить, важен ли для молодежиофициальный брак, и проведенный опрос показал, что молодежь, как и раньше, хочетсвязать себя узами брака.
 
Распределение желания молодежи вступать в официальный бракпо полу, %Варианты ответа Женский Мужской Всего Да, определенно 52 34 45 Да, скорее всего 36 37 36 Затрудняюсь ответить 8 17 12 Нет, скорее всего 4 3 4 Нет, определенно 9 4 Всего 100 100 100
Данная таблица показывает, что почти половина респондентов (45%)определенно собираются вступать в официальный брак в будущем. В основном преобладаетположительный ответ, при этом он выше у девушек. Стоит отметить так же, что 9% респондентовмужского пола вообще не собираются жениться, а среди девушек данный вариант ответане выбрал никто. Таким образом, гипотеза о том, что молодые люди планируют в будущемофициально регистрировать свои отношения, подтвердилась. Действительно, молодежьбольше ориентируется не просто на сожительство, а на официальный брак.
Следующей задачей исследования было выяснить оптимальный возраствступления в брак для мужчин и для женщин.
/>
Рис.2 Оптимальный возраст для создания семьи (для мужчин)
Как и было предположено в гипотезе, для мужчины самый подходящийвозраст создания семьи с 26 до 30 лет. На втором месте с 21 до 25 лет.
/>
Рис. 3 Оптимальный возраст для создания семьи (для женщин)
Подавляющее большинство респондентов (71%) указали оптимальныйвозраст вступления в брак для женщин с 21 до 25 лет. Вариант ответа «Свыше30 лет» для женщин не отметил ни один респондент.
Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась. Вероятно, различияв возрасте обусловлены тем, что мужчина должен успеть за это время «встатьна ноги», обзавестись работой и жильем, чтобы обеспечивать семью.
Одной из задач исследования было выявить возможные причины вступленияв официальный брак.
 
Причины вступления в бракВарианты ответа Выборы % Любовь 53 49 Желание создать семью 41 38 Рождение ребенка 8 6 Расчет 4 4 Независимость от родителей 2 2 Не быть одиноким 1 1 Всего 87 100
По таблице видно, что такой мотив как «любовь», остаетсяосновным при вступлении в брак, его выбрали 49% респондентов. На втором месте стоит«желание создать семью», 41%. На третьем «рождение ребенка»,6%. Следовательно, третья гипотеза подтверждается.
 
Распределение причин вступления в брак по полу, %Вариант ответа Мужской Женский Любовь 52 47 Желание создать семью 31 42 Рождение ребенка 7 6 Расчет 7 2 Независимость от родителей 3 Не быть одиноким 2  Всего 100 100
Распределение по полу показало, что мотив «любовь»,как это ни странно, больше указывали молодые люди, а девушки сделали примерно одинаковыйвыбор мотива «любовь» и «желание создать семью». Кроме того,девушки больше хотят независимости от родителей, чем молодые люди.
Распределение по возрасту показало, что в более старшем возрастелюбовь имеет меньшее значение при вступлении в брак. А желание создать семью в этомвозрасте преобладает.
Также в ходе исследования, нужно было выяснить, на каком местесреди других ценностей у студентов находится семья. Для этого респондентам былопредложено проранжировать список основных жизненных ценностей.
 
Самое главное в жизни Пол Варианты ответа Мужской Женский Всего Любовь 2,3 3,2
2,8 Образование 3,1 4,4 3,9 Дети 3,6 4,7 4,2 Семья 3,3 2,4
2,8 Работа 3,8 4,9 4,4 Творчество 4,5 6,3 5,5 Здоровье 3,8 3,3 3,5 Уважение окружающих 5,5 6,2 5,9
Данная таблица показывает, что любовь и семья для молодежи по-прежнемуна первом месте. Таким образом, гипотеза опровергается. На второе место студентыпоставили здоровье. На третьем месте у молодежи стоит образование. Дети у студентовзанимают только четвертое место. Видимо, молодежь все больше связывает семейныеотношения с супружеством, а не с родительством, либо они имеют в виду семью своихродителей, а о браке и детях пока не задумывались.
Следующей задачей, поставленной в ходе исследования, было выяснить,какой смысл вкладывают студенты в слово «семья».
 
Смысл слова «Семья», количество выборов В какой семье Вы выросли?   Варианты ответа Полная Неполная Всего Семья — это Союз 2ух любящих и уважающих друг друга людей 20 7 27 Родители и их дети 6 2 8 Личное пространство человека, где его поддерживают и любят 2 5 7 Взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт 3 2 5 Ячейка общества, в которой права и обязанности супругов равны 11 8 19 Крепкие доверительные отношения 1 1 Основа общества 1 1 Люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством 6 1 7 Ответственность и забота друг о друге, детях 2 1 3 Мои близкие люди 2 2 Смысл жизни каждого человека 2 1 3 Затрудняюсь ответить 14 3 17 Малая социальная группа, обладающая исторически опр. орг-ей 2 1 3 Любящий коллектив 1 1 2
По данной таблице можно сделатьвывод, что большинство студентов знают, что такое семья, а значит, пятая гипотезаопровергается. Но представления о семье у молодежи очень различаются. Большинствореспондентов (31%) считают, что семья — это «союз 2ух любящих и уважающих другдруга людей», то есть семью молодежь больше связывает с супружеством, нежелис детьми, 21% респондентов определяют семью, как «ячейку общества, в которойправа и обязанности супругов равны», на третьем месте (19%) стоит «Затрудняюсьответить». Так же респонденты давали следующие определения семьи: «родителии их дети» этот вариант выбрало всего 9% опрошенных студентов, «личноепространство человека, где его поддерживают и любят», только 8% респондентовнаписали, что семья — это «люди разных поколений, связанные кровным и духовнымродством», это говорит о том, что преемственность поколений среди семейныхценностей стоит далеко не на первом месте у молодежи, наблюдается тенденция нуклеаризации.
При этом респонденты выросшие вполной семье лучше понимают смысл слова «семья», они дали большее количествоответов на этот вопрос, чем те, кто вырос с одним родителем.
В ходе анкетирования респондентамбыл задан следующий вопрос: «Является ли для Вас образцом семейная жизньВаших родителей?», результаты приведены в таблице:
 
Является ли образцом семейная жизнь родителей?   Полная семья Неполная семья Всего Варианты ответа Выборы % Выборы % Выборы % Да 17 28 4 17 21 25 Скорее да, чем нет 19 31 19 23 Затрудняюсь ответить 8 13 5 22 13 15 Скорее нет, чем да 13 21 6 26 19 23 Нет 4 7 8 35 12 14
Опрос показал, что для четверти опрошенных семейная жизнь родителейявляется образцом.14% ответили отрицательно, 15% затруднились ответить. Если смотретьраспределение по полным и неполным семьям, то можно заметить, что респонденты выросшиев полной семье намного чаще отвечают, что для них семейная жизнь родителей — образецдля подражания. А большинство тех, кто вырос в неполной семье, выбрал вариант ответа«Нет».
Следующей целью исследования былоузнать, что необходимо молодежи для того, чтобы создать семью.
 
Распределение достаточногоусловия для создания семьи по полу, %Варианты ответа Женский Мужской Всего Достаточно только желания создать семью 30 29 29 Высшее образование 2 3 2 Собственное жилье 10 11 11 Работа и постоянный доход 50 46 48 Не задумывался (ась) 8 11 9
По распределению видно, что почтиполовине респондентов для создания семьи необходимо иметь работу и постоянный доход,что подтверждает шестую гипотезу, 29% респондентов считают, что достаточно одногожелания для создания семьи.11 % опрошенных считают, что необходимо иметь собственноежилье. Принципиальных различий по полу здесь не наблюдается, девушки и юноши единодушныв этом вопросе.
Задачей исследования также являлось выяснить, какие ценности семейнойжизни дороже остальных для молодежи. Для этого респондентам был предложен списоксемейных ценностей, которые необходимо было проранжировать.
 
Распределение семейных ценностей по полу Пол Всего Варианты ответа Мужской Женский Любовь 2,1 2,2 2,2 Дети 4,3 4,6 4,5 Поддержка, забота, взаимопонимание 4,3 2,8 3,4 Совместное времяпровождение 5,5 6,6 6,2 Эмоционально-психологический комфорт 4,4 3,4 3,8 Материальная обеспеченность 5,1 5,8 5,5 Преемственность поколений 6,9 9,0 8,1 Постоянные сексуальные отношения 5,2 6,2 5,8 Стабильность 4,8 5,4 5,1 Социальная защита 6,8 7,8 7,4
При ранжировании в системе семейных ценностей респонденты поставилина первое место «Любовь», причем и девушки и молодые люди были единодушны.На втором месте оказались «Поддержка, забота и взаимопонимание», у молодыхлюдей эту позицию разделили еще и «Дети», а у девушек они стоят лишь начетвертом месте, для них важнее эмоционально-психологический комфорт. Стабильностьи материальную обеспеченность респонденты поставили на 6ое место. На последнее местомолодежь ставит «Преемственность поколений». Следовательно, утвержденияо том, что ориентации на индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетноеместо в структуре ценностных ориентации молодежи — не пустой звук. Таким образом,седьмая гипотеза частично подтвердилась.
Следующей целью исследования было выяснить, какой тип семьи ближемолодежи: кто должен быть главой семьи и кто должен обеспечивать семью материально.
/>
Рис.4 Форма организации семьи
По диаграмме видно, что подавляющее большинство респондентов предпочитаютформу организации семьи, когда супруги являются равноправными членами семьи и вместепринимают решения (78 %), на втором месте вариант ответа «Глава семьи мужчина»(20 %) и только 2 % отметили, что главой семьи должна быть женщина. Если раньшенормой был патриархат, сегодня партнерский тип семейных отношений — наиболее распространенныйи желаемый. Таким образом, восьмая гипотеза подтвердилась.
Если смотреть распределение по полу, то оно показывает, что 88%девушек больше склоняются к равноправным отношениям в семье, всего 8% хотят видетьглавой семьи мужчину, вариант ответа, где глава семьи женщина выбрали 4% девушек,молодые люди этот вариант не отметили вообще, а вариант, где глава семьи мужчина,выбрала треть респондентов мужского пола.
/>
Рис.5 Кто должен обеспечивать семью материально?
По данной диаграмме видно, что больше половины респондентовсчитают, что семью должны обеспечивать оба супруга, 42% опрошенных считают, чтосемью должен обеспечивать мужчина. Вариант ответа, где семью должна обеспечиватьженщина, не выбрал ни один респондент. Опять же — в основном партнерский тип отношений,либо патриархальный.
 
Кто должен обеспечивать семью, распределение по полу, % Пол Варианты ответа Женский Мужской Всего Муж, в основном 34 51 43 Вместе 66 49 57
По таблице видно, что девушки больше склоняются к тому,что семью супруги должны обеспечивать вместе, а респонденты мужского пола в этомвопросе более консервативны и считают, что семью должен обеспечивать мужчина.
Также в ходе исследования нужно было выяснить, кто, помнению молодежи, должен быть организатором досуга в семье и как член семьи должныего проводить: вместе или отдельно?
/>
Рис.5 Организатор семейного досуга
Как показывает опрос, 83% респондентов считают, что супругидолжны вместе организовывать семейный досуг. Варианты «Жена, в основном»и «Муж, в основном» отметили примерно одинаковое количество опрошенных.Если смотреть распределение по полу, то здесь интересно, что те, кто не выбрал вариантответа «Вместе», отнесли роль организатора к себе, то есть мужчины большеотметили вариант ответа «Муж, в основном», а женщины «Жена, в основном».Возможно, они считают это почетной и приятной обязанностью.
 
Как члены семьи должны проводить досуг, %Варианты ответа Женский Мужской Всего Обязательно вместе 14 32 22 По возможности вместе, но необязательно 47 50 48 Нужно обязательно отдыхать друг от друга 39 18 30
Опрос показал, что большинство (48%) респондентов выбралипромежуточный вариант ответа «По возможности вместе, но необязательно».При этом 39% девушек отметили вариант «Нужно обязательно отдыхать друг от друга»,а среди молодых людей этот вариант выбрали только 18%, 32% респондентов мужскогопола выбрали вариант «Обязательно вместе», среди девушек его отметиливсего 14%. Возможно, это говорит о том, что девушки стремятся быть более независимымиот мужчин, более самостоятельными.
 В ходе анкетирования респондентам был задан открытый вопрос:«Какие семейные традиции имеют для Вас большое (первостепенное) значение?»Результаты приведены в следующей таблице:
 
Распределение семейных традицийпо полным и неполным семьям, % Вариант ответа Полная Неполная Всего Семейные традиции Отмечать праздники и готовиться к ним вместе с семьей 51 56 53 Регулярные встречи с родственниками 11 6 9 Обеды, ужины в кругу семьи 5 13 8 Любовь, уважение, взаимопонимание 14 19 15 Совместный отдых 14 19 15 Походы в кино, на футбол 5 4 Любовь к литературе 3 2 Стабильность 3 2 Никакие 8 6 Рождение детей 5 6 6 Не задумывался (ась) 6 2
По данной таблице видно, что больше половины респондентов(53%)
в открытом вопросе отметили такую семейную традицию, как«Праздники в кругу семьи и подготовка к ним», второе место разделили двекатегории: «Любовь, уважение, взаимопонимание» и «Совместный отдых»,на третье место молодежь поставила «Регулярные встречи с родственниками»,причем в первых двух категориях респонденты и из полных, и из неполных семей полностьюсошлись во мнениях, а что касается встреч с родственниками, то для членов полныхсемей они имеют большее значение. Членам неполных семей важнее проводить обеды,ужины в кругу семьи. Такие категории, как «Походы в кино, на футбол»,«Стабильность» члены неполных семей не отметили вообще.
Следующей задачей исследования было узнать, сколько детейхотят иметь молодые люди (если хотят вообще) и какой стиль воспитания они скореевсего выберут.
 
Распределение количества желаемых детей по полу, %Варианты ответа Женский Мужской Всего 1 14 19 16 2 52 56 54 3 и более 28 19 24 Не планирую иметь детей 6 6 6
По данной таблице можно сказать, что половина опрошенныххотят иметь 2 детей, 24% респондентов хотят 3 и более детей и 16% хотят иметь 1ребенка. Респонденты мужского пола больше хотят 1-2ух детей, чем девушки, а девушкибольше юношей хотят иметь многодетную семью. Гипотеза № 9 не подтвердилась, таккак студенты планируют иметь 2-3 детей.
/>
Рис.6 Предпочитаемый стиль воспитания
По диаграмме видно, что большинство респондентов (81%)скорее всего выберут демократический стиль воспитания для своих детей, на второмместе стоит авторитарный стиль воспитания (16%).
Очередной задачей исследования было выяснить, какие отношениямолодые люди хотели бы сохранить с родителями после вступления в брак.
 
Желание сохранить близкиеотношения с родителями после заключения брака, распределение по полным и неполнымсемьям Полная семья Неполная семья Всего Варианты ответа Выборы % Выборы % Выборы % Да, и хотел (а) бы продолжать жить вместе с ними 4 7 2 9 6 7 Да, но жить отдельно 56 92 21 91 77 92 Нет 1 2 1 1
По данной таблице видно, что абсолютное большинство (92%)опрошенных хотят поддерживать близкие отношения с родителями после вступления вбрак, но жить хотят отдельно. Это относится как к членам полных семей, так и к членамнеполных. Следовательно, нуклеарная семья все больше укрепляет свои позиции, сегодняочень трудно найти молодоженов, которые хотят жить с родителями и прародителями.Таким образом, десятая гипотеза подтвердилась.
Последней задачей исследования было выяснить, собираетсяли молодежь венчаться в церкви в будущем. И вот какие результаты получились:
/>
Рис.7 Желание венчаться в церкви
В результате опроса так же выяснилось, что 20% респондентовобязательно собираются венчаться в церкви в будущем, 42% еще сомневаются, а 27%не хотят венчаться. Гипотеза о нежелании молодежи венчаться опровергается.
/>Заключение
Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемыхценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются,в том числе и семейные ценности. Эти изменения одни ученые называют кризисом (упадком)семейных ценностей, другие трансформацией института семьи, но очевидно, что происходитприспособление семьи к новым условиям и обостряется противоречие между семейнымии внесемейными ценностями.
Современные исследования показывают, что на сегодняшний момент- семья и наличие детей не являются социально значимым приоритетом в системе ценностейсовременной молодежи. Он не исчез вообще, но значительно утратил свою позицию. Молодежьпревыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семьюже планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.
Данное исследование показало, что ни один опрошенный не состоитв официальном браке, лишь 12% живут в незарегистрированном, студенты в большинствесвоем нацелены на официальный брак в будущем, правда половине респондентов необходимосначала обзавестись работой и постоянным доходом. Это говорит о том, что материальныеблага все больше выступают на первый план. Но есть и те, кому для создания семьидостаточно одного желания (30%). Если говорить о венчании в церкви, то ответы респондентовна этот вопрос неоднозначны. В основном, молодые люди не исключают такой возможности,но сомневаются, треть респондентов не собираются венчаться, 20% хотят венчатьсяв церкви.
Опрос показал, что оптимальный возраст для создания семьи дляженщин с 21 до 25 лет, а для мужчин с 26 до 30 лет.
Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали«любовь» и «желание создать семью», на третьем месте оказалось«рождение ребенка» (6%). В системе жизненных ценностей любовь и семьяу молодежи так же остается на первом месте, здоровье и образование на 2 и 3 местахсоответственно, а детей респонденты поставили только на 4ое место.
В ходе исследования респондентам был задан открытый вопрос отом, что такое семья. Большинство из них дали определение этому понятию, правда,существуют значительные расхождения в трактовках его понимания. В основном семья в понимании молодежи — это супружескаяпара, детей упомянули лишь 9% респондентов. Мало кто (8%) в определении затронули преемственность поколений. Хотя для большинства опрошенных семейная жизнь родителейявляется образцом для подражания.
В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает первоеместо, так же молодежь в семье ценит поддержку, заботу и взаимопонимание. Детейюноши поставили на третье место, а девушки на четвертое. А вот материальная обеспеченностьи стабильность стоит лишь на шестой позиции в системе семейных ценностей молодежи.
Современная молодежь в лице студентов МГПУ считает, что супругидолжны быть равноправными членами семьи, вместе принимать основные решения и обеспечиватьсемью, а так же вместе организовывать и проводить свой досуг, правда есть и те,кто считает, что необходимо отдыхать друг от друга, причем это преимущественно девушки.
Среди главных семейных традиций больше половины респондентовотметили праздники в кругу семьи, а так же совместный отдых, обеды и ужины за семейнымстолом, походы в кино и на футбол.
Большинство опрошенных студентов хотят в будущем иметь двух детейи выбирают демократический стиль воспитания. Они также считают, что молодожены должныжить отдельно от родителей, но сохранять близкие доверительные отношения с ними.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можнозаключить, что студенческая молодежь видит идеальную семью следующим образом: официальнозарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга,равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечиваютсебя, решают все главные вопросы и проблемы, организовывают и проводят свой досуг.Это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологическийкомфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах- сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.
/>Список литературы
1. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование).- СПб.: Наука, 2003. — 328 с.
2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. — 273 с.
3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.,1979. — 312 с.
4. Антонов А.И., Медков В.М. Социологиясемьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления(«Братья Карич»), 1996. — 304 с.
5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики.М., 1989. — 367 с.
6. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. — 298 с.
7. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическоеисследование) / Тугариновские чтения. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 87 с.
8. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т.Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. — 146 с.
9. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовскиечтения 2003 г. Студенты. Том №2. // lib.socio.msu.ru
10. Григорьева Н.С. Проект: «Семейные стратегии современной российской студенческоймолодежи». Программа развития ООН // www.undp.ru
11. http://lib.socio.msu.ru
12. http://www.ecsocman.ru
/>Приложение
АНКЕТА
Просим Вас принять участиев опросе, цель которого выяснить семейные ценности современной студенческой молодежи.Просьба отвечать откровенно, анкета носит анонимный характер, полученные сведениябудут обработаны и использованы в обобщенном виде.
1) Состоите ли Вы в браке?
1. Да, в официальном
2. Да, в незарегистрированном (сожительство)
3. Нет
Внимание! Тех респондентов, которые состоят в официальном браке,далее просим отвечать на вопрос № 3.
2) Собираетесь ли Вы вступать вофициальный брак?
1. Да, определенно
2. Да, скорее всего
3. Затрудняюсь ответить
4. Нет, скорее всего
5. Нет, определенно
3) Как Вы относитесь к незарегистрированномубраку (сожительству)?
1. В целом, положительно
2. Нейтрально
3. Отрицательно
4) Какой возраст Вы считаете оптимальнымдля вступления в брак? 4.1 для мужчин 4.2 для женщин до 20 лет с 21 до 25 с 26 до 30 свыше 30 возраст не имеет значения
5) Что могло бы явиться (или явилось)для Вас причиной заключения официального брака?
1. Любовь
2. Желание создать семью
3. Расчет
4. Рождение ребенка
5. Независимость от родителей
6. Другое________________________________________________
6) Что для Вас в жизни самое главное?(Расположите в порядке убывания важности, где 1 — наиболее важное, 8 — наименееважное)
1. Любовь
2. Образование
3. Дети
4. Семья
5. Работа
6. Творчество
7. Здоровье
8. Уважение окружающих
7) В Вашем представлении, семья- это ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Является ли для Вас образцомсемейная жизнь ваших родителей?
1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Затрудняюсь ответить
4. Скорее нет, чем да
5. Нет
9) Какая форма организации семьиВам ближе?
1. Главой семьи является мужчина, он принимаетосновные решения
2. Главой семьи является женщина, онапринимает основные решения
3. Супруги являются равноправными членамисемьи и сообща принимают решения
10) Какое условие для Вас будетдостаточным для создания семьи?
1. Достаточно только желания создать семью
2. Высшее образование
3. Собственное жилье
4. Работа и постоянный доход
5. Не задумывался (ась)
6. Другое_______________________________
11) Кто, по Вашему мнению, долженобеспечивать семью материально?
1. Муж, в основном
2. Жена, в основном
3. Вместе
12) Какие ценности (Что в) семейнойжизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 — наиболееважное, 10 — наименее важное)
1. Любовь
2. Дети
3. Поддержка, забота, взаимопонимание
4. Совместное времяпровождение, досуг
5. Эмоционально-психологический комфорт
6. Материальная обеспеченность
7. Преемственность поколений
8. Постоянные сексуальные отношения
9. Стабильность
10. Социальная защита
13) Как Вы считаете, кто долженбыть организатором семейного досуга?
1. Муж, в основном
2. Жена, в основном
3. Вместе
14) Как, по Вашему мнению, членысемьи должны проводить свой досуг?
1. Обязательно вместе
2. По возможности вместе, но необязательно
3. Нужно обязательно отдыхать друг отдруга иногда
15) Какие семейные традиции имеютдля Вас большое (первостепенное) значение?
__________________________________________________________
16) Сколько детей Вы хотели бы иметь?
1. (укажите, сколько именно) ______________________
2. Не планирую иметь детей
17) Какой стиль воспитания Вы, скореевсего, выберите для своего ребенка?
1. Предоставление ребенку возможностивысказывать свое мнение, отношение, право выбора
2. Строгий контроль деятельности и поведенияребенка, требовательность
3. Отсутствие активного участия в процессеобучения и воспитания ребенка (невмешательство)
4. Потакание любым действиям ребенка иудовлетворение любых желаний и потребностей
18) Хотели бы вы поддерживать близкиеотношения с родителями после вступления в брак?
1. Да и хотел (а) бы продолжать жить вместес ними
2. Да, но жить отдельно
3. Нет
19) Хотели бы Вы венчаться в церкви?
1. Да, обязательно
2. Возможно
3. Нет
4. Не задумывался (ась) об этом
20) В какой семье Вы выросли?
1. Полная (оба родителя)
2. Неполная (один родитель)
3. Другое___________________
21) Ваш возраст______________
22) Ваш пол_________________
Спасибо за участие в опросе!!!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.