Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт»
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Семья, как социальный институт. Определение понятий брак и семья.».
Выполнил:
Студентзаочного обучения
Специальности«Государственное и
муниципальное управление»
2Курса Сокруто В.С.
Проверил: к.и.н., доцент Зелев В.В.
Омск-2007 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
1. Понятиесоциального института, его виды…………………………...5
2. Брак– основа семейных отношений…………………………………..7
2.1. Формы брака……………………………………………………….8
2.2. Историческое направление всоциологии семьи и брака……..10
3. Семьякак важнейший социальный институт…………………….….14
3.1. Жизненный циклсемьи………………………………………….14
3.2. Формы семьи……………………………………………….……..15
3.3. Функции семьи…………………………………………………...16
3.4. Распределение ролей всемье……………………………………19
4. Кризиссемьи и ее будущее…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………..………25
Списоклитературы………………………………………………….…....27
Введение
Семья считается одним из четырехфундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способностьвосполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступаетмалой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжениисвоей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группусверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивнуюкоманду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – неотъемлемая часть общества, иневозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудьцивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее обществатакже не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятиесчастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот,кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
· Почему люди живут семьями?
· Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
· Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» насемью?
· Всегда ли существовала семья?
· Сохранится ли семья в будущем?
· Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает нашеобщество сегодня?
Проблемы семьи изучаются особойобластью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессыраспада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций,особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье,социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеконе полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Социология семьи – одна из наиболееразвитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиографияработ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущиеисследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И.Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев,В. Г. Харчева и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучениясемьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И.Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.
1. Понятие социального института, его виды
Социальная практика показывает, что длячеловеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепитьнекоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членовобщества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являютсясоциальные институты.
«Социальный институт – этоопределенная организация социальной деятельности и социальных отношений,осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразноориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых всистему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтомзадачи».1
Социальный институт представляет собойсовокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающихустойчивость социальных связей и отношений в обществе.
Социальные институты обеспечиваютреализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальнымобеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранениемдуховных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводствонаселения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов,преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишьпри наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении такихпотребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.
Общими признаками, которыехарактеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установоки образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций,обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения;культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен.Важнейшими социальными институтами являются:
а) экономические (собственность,деньги, банки);
б) политические (государство, партии,союзы);
в) социокультурные и воспитательные(наука, образование) и другие.
Социальные институты выполняютразнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная,регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления ивоспроизводства общественных отношений и многие другие.
Социальные институты образуются наоснове социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальныхгрупп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладаютсобственным системным качеством. Следовательно, социальный институтпредставляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет своюлогику развития. С этой точки зрения социальные институты могут бытьохарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостьюструктуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью ихфункций.
Итак, имея специфические особенности иотличаясь друг от друга, социальные институты вместе с тем функционируют втесной связи друг с другом и дополняют друг друга.
2. Брак – основа семейных отношений
«Брак – это историческиобусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений междумужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг кдругу, к детям и к обществу».1
Иными словами, брак – это контракт,который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Вотличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в немоговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но непроставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, чтобрачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государствоберет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь.Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной,экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковнымалтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Институт брака самим фактом своегосуществования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все видыполовых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенныеи неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выгляделисовсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В любом обществе – древнем илисовременном – семья формируется, как правило, через брак. Брак –санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительностимежду двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаряспециальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз.Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальнойатмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, адети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.
Брак – совокупность обычаев, которыерегулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейскойкультуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовыймесяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Все эти нормы, по определениюамериканского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которуюназывают институтом брака. В обществе такой институт выполняет радпринципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.
Итак, брак – институт, регулирующийотношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще иотношения между родителями и детьми.
2.1. Формыбрака
Способ, каким выбирается брачныйпартнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный.При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которойотносится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены бракитолько между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамияпредполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может статькласс, раса, нация, возрастная категория.
Размер брачной группы служит основаниемдля разделения форм брака на две большие категории:
1) моногамия(брачный союз одного мужчины и одной женщины);
2) полигамия(брачный союз более чем двух партнеров).
Каждая из данных категорий распадаетсяна подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод(легко разводимый брак);
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, нолишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременнаяформа брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одногомужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины снесколькими мужчинами);
в) групповой брак (брачный союзнескольких мужчин и нескольких женщин).
Классификацию форм брака можно провестии по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету,брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которыерекомендуют будущего жениха или невесту.
Гостевой брак. Этот терминпришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая другдруга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.
Неравный брак подразумевает, чтосупруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественномуположению, возрасту, доходу и т. д.
Другим критерием классификациивыступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции.Он возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупногобрака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся ввиде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которыммогла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины егобудущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывалисьоказать вторые первым.
В отличие от древних форм покупногобрака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние егоформы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравногодарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал отнее, – соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства иполитической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупномбраке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уженедостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникланеобходимость в заключении договора, где оговаривались права и обязанностисторон, а также размер выкупа.
Постепенно покупной брак превратился вчасть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новаяформа покупного брака – калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсацииза потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии иАфрики.
Кроме покупного брака существует хищническийбрак. Различают две его разновидности:
1) умыкание(похищение) невесты;
2) умыканиежениха;
Такой брак возник в древности исохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо какдевиантное поведение (Европа).
2.2. Историческое направление всоциологии семьи и брака
Семья является одним из самых древнихсоциальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,образования, рынка.
К определению природы и сущности семьимыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определитьхарактер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философуПлатону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественнойячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. ОднакоПлатон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеальногогосударства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введениеобщности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историкГеродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин былаотличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжениивсей античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты«Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье какисходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», асоединение «селений» – государство.
Английский философ Томас Гоббс,разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точкузрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земномуинституту брака его духовной ценности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссописал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья.Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы античности, средневековья иотчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейныхотношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не нахарактеристику ее как особого социального института. В определенной мере этивзгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.
Основу семьи Кант видел в правовомпорядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечностьи изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья»,различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями«брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого,а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сутиэтих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так,ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные историческиепериоды. Современные советские социологи определяют брак как историческиизменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредствомкоторой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь иустанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложнуюсистему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не толькосупругов, но и их детей, а также других родственников или просто близкихсупругам и необходимых им людей.
Утверждение исторического взгляда набрак и семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлогосемьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;
2) путем изучения семьи в различныхсоциальных условиях.
У истоков первого направления стоитшвейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнскоеправо», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитиипервобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов(«гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древнихклассических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатовбыло такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения снесколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.
Крупнейшей вехой на пути обоснованияэволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество».Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс.Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основуобщественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К.Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развиваетсяобщество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельспоказал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, подвлиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.
В. И. Ленин, также отметил, что вразвитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономическиеотношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждаяобщественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которуюназвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времениначалось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленнымаспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительнойтехники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот периодстановится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи ибрака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем вАнглии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже –в СССР и странах восточной Европы.
В социологии семьи и брака сделанонемало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориальногоаппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики всфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованиюсемьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должнойсистематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученныевыводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальнойсоциологической теории семьи и брака.
3. Семья как важнейший социальный институт
Существование семьи, как и все социальныхинститутов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальныеинституты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимыхдля существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа,члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта,взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».1
Через семью наиболее полно выражаетсяединство социального и природного в человеке, социальной и биологическойнаследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеноммежду природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельностилюдей.
3.1. Жизненныйцикл семьи
Жизненный цикл семьи –последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинаетсяс заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Неразведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым вкачестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздосложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько разразводились и создавали повторные семьи.
Коротко говоря, жизненный цикл семьисостоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальнойстадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супруговпоявляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака дорождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
Вторая стадия начинается смомента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда изродительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственнойсемьей.
На третьей стадии процессотселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если детирождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующиеодин за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют«зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственныедети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.
Четвертая стадия – стадияодиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертьюодного или обоих супругов.
Завершающая стадия жизненного цикла какбы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключаетсялишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.
3.2. Формысемьи
Выделяют два главных типа семьи – расширенную(или многопоколенную), она же называетсятрадиционной (классической), исовременную нуклеарную (двухпоколенную) семью.
Семья называется нуклеарной,потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новыхпоколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический,социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственникиотносятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной.Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семьяможет быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которойесть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следуетотметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые детиимеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Различают также родительскуюсемью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную(она создается взрослыми детьми).
По числу детей различают бездетную,однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужаили жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а покритерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную(глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степенисчитаются главой семьи).
Также современные семьи различаются ипо другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, понациональному составу и т. д.
3.3. Функциисемьи
Социальные функции семьи имеют дваосновных источника их возникновения: потребности общества и потребности самойсемейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются,поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированиемдругих функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера еесоциальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любойступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оновсегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Итак, семья может рассматриваться каксоциальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальнуюзадачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующиереализации этой задачи:
1) Репродуктивнаяфункция выполняет две основных задачи: общественную – биологическоевоспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности вдетях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей,побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественныхотношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколькосовременной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормальноговоспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
2) В семьевоспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние наподрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьиимеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие егоспособностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью,отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта,обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическомусовершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыковсанитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромноевлияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспекттретий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи),побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
3) Выполняя хозяйственно-экономическуюфункцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своимичленами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных еечленов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которыхвозникают материальные, финансовые трудности.
4) Восстановительнаяфункция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических,эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормальнофункционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращениеобщей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, ростреальных доходов.
5) Назначениерегулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать иупорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм встабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования иразвития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьиобщественных норм личной, групповой и общественной жизни.
6) Семья каксоциальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности собществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включаетв них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализацияличности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализациипридает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнениюдетьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различныесоциальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальнойсущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также схозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детейначинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
7) Всебольшее значение социологи придавали и придают коммуникативной функциисемьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи вконтакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио,периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи намногообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер еевосприятия; организация внутрисемейного объединения.
8) Досуговаяфункция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляетконтроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребностииндивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизациюорганизации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членовсемьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья,восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересовсупругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающийхарактер.
9) Социально-статуснаяфункция связана с воспроизводством социальной структуры общества, таккак предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональнойподдержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидови их психологическая терапия.
11) Функция духовного общения предполагает развитие личностейчленов семьи, духовное взаимообогащение.
12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контрольи направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
3.4. Распределение ролей в семье
Для понимания семьи как социальногоинститута большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейнаяроль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные ролиопределяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости впервую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские(сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка,старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения рядаусловий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивиддолжен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим всемье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут отнего, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобысформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить своеместо и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнятьроль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материальногодостояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность тойили иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами,хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж,далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешногоформирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность кситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевогоповедения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить изодной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например,тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других еечленов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу жетребует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиесяпри выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласиемили ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всегопроявляется как:
а) конфликт ролевых образцов, чтосвязано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
б) межролевой конфликт, при которомпротиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разныхролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, гдесупруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должнысоответственно сочетать противоположные роли;
в) внутриролевой конфликт, при которомодна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семьетакого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится кслучаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской ролив семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью,предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальнымисредствами.
Конфликт может углубиться, если женазанимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере ипереносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. Вподобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей.Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности спсихологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностейсупругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость,неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительскихролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечихозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образжизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери ит.д.
4. Кризис семьи и ее будущее
Не секрет, что современная семьяпереживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, какпадение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появлениебольшого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказот рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их вродильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегстводетей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своихдетей.
Показателем кризиса семьи выступаеттакже резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный роствнебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается.Так, если в 1990 г. в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. —246,1 тыс. браков. Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г.составила 17%.
По количеству разводов Россия занимаетпервое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).
С 1991 г. смертность значительнопревысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000человек, а смертность — 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляциинаселения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.
Реформирование общества резко обострилопроблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одинокихматерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителейуклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей подопеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи сдетьми.
За три года произошел значительный ростмалообеспеченных семей среди многодетных (26,9% за три года) и неполных(14,5%). При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количествамногодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.
Причин кризисного положения семей можноусловно разделить на экономические и социальные. Экономические – потеря работы,невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда – являютсянаиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, какалкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Какправило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность,безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, частонеуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведениянеадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно изтаких семей – трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юныеправонарушители.
При прогнозировании семейно-брачныхотношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, асразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Этопереход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества,информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающаяроль женщин в общественной жизни.
При отсутствии государственнойпрограммы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методомпроб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современныхусловиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большимпреобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношениязначительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи ипонимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи. На основеизменения отношений собственности семья все чаще начинает выступатьхозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности:семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личнойприусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваиваяновые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую, челночнокоммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях гарантированнойподдержкой семейного бюджета все более выступает личное подсобное, дачное иприусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резковозросла.
Развитие современной семьи во многомсвязано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейныхотношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночнымотношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в своюочередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностейее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьикак персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи – персоналитарную(от лат. persona — особа, личность). Это означаетформирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальностьличности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческогоразвития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, наоснове уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарнаяфункция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи винформационном обществе.
Серьезным изменениям подвергнется ирепродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождаетсяменьше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не толькоурбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однаконаибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказываетизменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизациейобщества. Развитие информационного производства потребует определенногосоответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшимитехнологиями и способностью работника к труду: его общей культурой,информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом,состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстройадаптации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценностькаждой жизни. Человек в информационном обществе будет активно заниматьсяповышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.
Для обеспечения качественного ростаработника и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующиежизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образованияи культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг,возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастаетпотребность в качестве жизни.
Таким образом, репродуктивная функциясемьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечениевысокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационногообщества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностейличности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить восновном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностнымиособенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждогоотдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения.
Заключение
Итак, семья является одним из самыхдревних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии,государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимыйпроизводитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет онаэту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и отобщества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности иинтересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественнымиинтересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм,ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонноевмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей еесоставляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся всемейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основойв первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком,духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждаютих объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводствочеловеческого рода, создание материальных условий существования — жилища,одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимостидетей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворитьэту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков?Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит илюди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологическиепотребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфическиеособенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понятьсущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучестисемьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
В чем же неистребимая сила семьи? Силаи притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, котораяприсуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и каксоциальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения ивзаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некуюцелостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Список литературы
1. ГребенниковИ. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогическихинститутов. – М.: Просвещение, 1991. – 275 с.
2. КасьяновВ. В. Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 288 с.– Серия «Сдаем экзамен».
3. КравченкоА. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479с.
4. Основысоциологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.:Издательство РДЛ, 2001. – 192 с.
5. РадугинА. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., дополн.и перераб. –М.: Центр, 2001. – 224 с.
6. Социология:Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С.Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.– 349 с.
7. ТощенкоЖ. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей:Юрайт-М, 2001. – 511 с.
8. Энциклопедическийсоциологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М.:1995. – с.75