Гуманитарный Техникум Экономики и Права
Факультет политологии и социологии
Специальность «Социальная работа»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Семейные формы социального устройства детей-сирот»
Москва — 2008
Содержание
Введение
Глава I.Социальное сиротство как феномен современного российского общества
1.1 Понятие «социальноесиротство»
1.2 Причины социального сиротства
Глава II. Семейные формы устройствадетей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Законодательная база
2.2 Усыновление. Опека / попечительство
2.3 Патронатная семья
2.4 Приемная семья
2.4.1 Развитие института приемной семьи в Свердловскойобласти
2.5 Семейная воспитательная группа
2.6 Анализ развития семейных групп в МУ «ТЦПСД»
2.6.1. Оценка готовностисотрудников Центра стать воспитателями семейных воспитательных групп
Заключение
Список литературы
Список нормативно-правовых документов
Введение
«В России ведется необъявленная война против детства»(5 с.14), — так назвал Альберт Лиханов, председатель Российского детскогофонда, ту ситуацию, когда даже по скромной официальной статистике у насчислится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разныхпричин остаются без попечения родителей, причем 95% из них — социальные сироты,т.е. сироты при живых родителях.
Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка,детских домов, учреждений социально — педагогической помощи и поддержки длядетей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытомзаведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственныхмаму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение иопрятный вид.
Общественное воспитание обходится самому обществу крайнедорого — это вычеркнутые жизни детей, впустую израсходованные деньги,пополнения маргинального и криминального сообщества. «Государственныесиротские учреждения выдают 90% брака: 40% выпускников становятся алкоголикамии наркоманами, 40% — преступниками, 10% заканчивают суицидом». (5 с.14)
Обострение проблем, связанных с обеспечением выживания,защиты и развития детей в условиях современной социально — экономическойситуации, а также осознание того факта, что сформированная раннее системагосударственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективныеметоды воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлятьфункций социализации воспитания ребенка, позволяет говорить, что помещениеребенка в замещающую семью является лучшим средством его социализации.
Немаловажен здесь и экономический фактор: так, «расчетныйминимальный бюджетный норматив, установленный в Свердловской области насодержание одного ребенка в интернатном учреждении, в месяц составляет 2,4 тыс.руб., в приемной семье — 1.3 тыс. руб.» (12 с.262)
«Почти всякая правда горька. По крайней мере, спривкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве,горька безнадежна, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечитьдушевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. И здесь первое право — тому,кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры ввоспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, вглядимся, вокруг? Увы- пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий светит огонек. Искоркиэти превратить в костры, темную пустошь — в светлую площадь тепла и душевности — вот высшая общественная цель» — сказал Альберт Лиханов. (5 с.14)
Целью данной работы является исследование семейных формсоциального устройства детей-сирот. Объект работы: дети-сироты.
Предмет работы: семейные формы воспитания детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели потребовалось решитьследующие задачи:
Анализ социального сиротства как феномена современногороссийского общества.
Уточнение значения семьи для социализации развития ребенка.
Анализ семейных форм устройства детей, оставшихся безпопечения родителей.
Изучение развития института приемной семьи в Свердловскойобласти.
Решение поставленных задач осуществлялось в обзорно — теоретической и аналитико-практической частях работы. В заключении даннойработы предложены пути решения проблем приемной семьи.
Глава I. Социальноесиротство как феномен современного российского общества1.1 Понятие «социальное сиротство»
Сиротство — это социальное понятие, которое отражаетположение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно илипостоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении,и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Дляоказания адресной помощи Федеральный закон «О дополнительных гарантиях посоциальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»использует несколько понятий детей-сирот.
Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерлиоба или единственный родитель (прямые сироты).
Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрастедо 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Кэтой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишеныродительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах; признаниеродителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебныхучреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Дети считаютсясиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или защиты их прав иинтересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебныхучреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичныхучреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попеченияродителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей- сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественногоповедения лишены родительских прав (социальное сиротство).
Последняя группа лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которыхкогда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственныйродитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоихродителей.1.2 Причины социального сиротства
Сиротство как социальное явление можно наблюдать на всемпротяжении существования человеческого общества. Во все времена войны,эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей,вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классовогообщества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаютсяпопечения родителей в силу не желания или невозможности последними осуществлятьродительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенкаили устраняются от его воспитания. В Библии и других литературных источникахдревностей имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, оподкидышах, воспитывающихся в чужих семьях. Однако только с середины ХХ векасоциальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы.
С конца ХХ века Российское общество переживает становлениеновой государственности, реформирование коренных структур жизнеобеспечения ивместе с этим — глубочайший политический и экономический кризис, повлекший засобой падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, т.е. семей,где один или оба из родителей пьянствуют, тунеядствуют, занимаютсяпопрошайничеством, воровством, проституцией и т.д. В ситуации кризиса нагляднопроявилось подлинное отношение государства к семье и детям. Современная семьяпереживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус, семья сталасоциальной жертвой экономических реформ. Негласно подразумевается, что вситуации утраты эффективной системы поддержки семьи с детьми именно семьядолжна неукоснительно продолжать выполнять не только репродуктивную, но ивоспитательную функцию и занимать пространства, оставленные государством наместе былой детской инфраструктуры, социального, образовательного, культурногои медицинского сервиса, не поддающегося приватизации.
Если богатые и состоятельные семьи еще способны найти нарынке средства к существованию, образованию, то бедные и особенно нищие слоинаселения (имеющие средств менее половины существующего прожиточного минимума) нередковыбрасывают в общество и криминальную среду целую армию «генераловпесчаных карьеров».
К перечисленным причинам современного сиротства необходимодобавит следующие: во-первых, это увеличение масштабов отказничества, вызванноестрахом родителей перед будущим, недостатков доходов и отсутствие жилья изанятости, что происходит в легальной и нелегальной форме (дети — подкидыши,дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых,лишение родительских прав — 40 тыс. в год; и в-третьих, утрата родителямивследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждаютнаселение к хаотической миграции.
Последствия государственного воспитания детей, оставшихсябез попечения родителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передачена воспитание в семью (на усыновление \ удочерение, под опеку \ попечительствоили в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в соответствующееучреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что в области государственных учреждений для детей-сиротпроисходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов,развитие социальных приютов и социально — реабилитационных центров длянесовершеннолетних, центров помощи, т.е. так называемых «социозащитных учрежденийсоциального обслуживания семьи и детей» (11 с.18), число которых только вСвердловской области достигло 75), проблема формирования личности ребенка вусловиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследованияпоказывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка иможет проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляцияребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям дляинтеллекта и личностных функций, которые не подлежат исправлению. Постояннаясмена микросоциальной среды (дом ребенка — дошкольный детский дом — детский домдля детей школьного возраста) наносят существенный ущерб психике ребенка,ухудшается его здоровье. Дети, воспитывающие в интернатных учреждениях в своем большинствеотстают от сверстников в психо-физическом развитии. Они позже начинают ходить иговорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротскихучреждений могут учиться по программе массовых школ.
Полное государственное обеспечение, получение всего в «готовом»виде не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередковыпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовитьпоесть, купить что — либо, организовать свободное время.
«Программа обучения профессиональных родителей», разработаннаяв рамках проекта «Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге иСвердловской области», называет дополнительно следующие последствиясодержания детей в государственных учреждениях:
Недостаток доверия;
Отсутствие взаимодействия;
Агрессивность, гиперактивность, трудное поведение;
Не дискриминированная любовь;
Недостаток самопознания;
Трудности в общении с другими людьми;
Они не пользуются популярностью у сверстников и проявляютагрессивность по отношению к ним.
«Эти трудности могут продолжаться в течение всей жизничеловека, прошедшего через этот опыт, но проведенные исследования показывают,что эти трудности, в общем, преодолимы», утверждают разработчики программы.
Значение семьи для социализации развития ребенка (приоритетсемейных форм в социальной политике)
Даже в самом замечательном благоустроенном интернате илидетском доме ребенку никогда не получить всего того, что дает семья и в чем такнуждается любой человек — искусство создавать семью, вести домашнее хозяйство,растить своих детей в любви и ласке. Не испытав этого на себе, они не научаютсяэтого делать, жители интернатов коверкают свои жизни, заселяют торговыеплощади, свалки и вокзалы. Именно поэтому «из ста тысяч детей, ежегодноостающихся в России без попечения родителей, 70% передаются на воспитание всемьи и только 30% — в детские интернатные учреждения. Из 34 тыс. детейусыновленных в 1995г., зарегистрировано лишь 253 неудачных случая, когда семьяотказывалась от ребенка; в 1996г. из 30 тыс. усыновлений — 418 отказов. В 1996 г.переданы под опеку и попечительство 77304 ребенка, в семьи — 69 995 детей. В1997г. соответственно — 78 566 и 72 850 детей». (9 с.5)
Именно семья может поддержать ребенка, помочь преодолетьжизненные препятствия. Однако понадобилось 10 лет, чтобы это идея, заложенная вКонвенции о правах ребенка, начала осуществляться в нашей стране.
Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские,приемные, патронатные) базируется на психологии не формального, ответственногоотношения друг к другу в семье, на погружение ребенка в более привычную длявоспитания сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификацииребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семьедает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье),наблюдение за образцами детско-родительских, супружеских отношений и т.д., иконечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни.
Проведенные исследования показывают, что помещение ребенка взамещающую семью, как всякое изменение условий жизни, приводит в периодадаптации к регрессу в его развитии, а затем при благоприятном развитии событийможет стать причиной интенсивного развития ребенка.
Сегодня семейные формы устройства сирот все чаще получаютгосударственную поддержку. Местные законы о приемных семьях принятые вМурманской, Новгородской, Новосибирской, Самарской, Челябинской, Саратовской,Ростовской и других областях. К примеру, «В Самарской области, гдедействует комплексная целевая программа „Дети Самарской области“, за6 лет в приемные семьи передано 1 769 детей из домов ребенка, детских домов иинтернатов, а всего создана 1 231 приемная семья. К тому же за это время вобласти не открыли ни одного нового детского дома». (9 с.6).
В Екатеринбурге за 3 года с ноября 2000 по сентябрь 2003г.79%детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семью и 21%- в учреждения государственного воспитания, здравоохранения, образования исоциального обслуживания населения. На сентябрь 2003г. усыновлено 4 882ребенка, в семьях опекунов проживают 2 144 ребенка. Созданы 32 приемные семьи,которые воспитывают 61 ребенка. Кроме того в семейных воспитательных группахпри социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, в 2000 г. воспитывалось49 детей, 2001 — 141, 2002 — 139, в сентябре 2003г. в 68 семейных группахцентров воспитывалось 92 ребенка. Таким образом, право ребенка жить ивоспитываться в семье, определенно как приоритетное направление деятельностиЕкатеринбургской Концепции Семейной политики.
Глава II. Семейныеформы устройства детей, оставшихся без попечения родителей2.1 Законодательная база
Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляетпрямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иныхобстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится наплечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлениемсоциальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они жеизбирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство,таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей какнаиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия дляего воспитания и развития.
Главными источниками действующего законодательства в даннойобласти являются:
Международные правовые документы:
Хартия детства;
Декларация прав ребенка (1959);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты иразвития детей;
Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст.20 утверждается,что: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейногоокружения или который в его собственных интересах не может оставаться в такомокружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.Государства — участники в соответствие со своими национальными законамиобеспечивают замену ухода за таким ребенком». В ст.21 говорится о том, чтов странах, где усыновление признается и \ или разрешается, оно можетосуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличииразрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.
Федеральные правовые документы:
Основополагающими документами в системе нормативно — правовой базы социального обслуживания детей — сирот являются:
Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает РоссийскуюФедерацию социальным государством, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 — 40указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядокустановления опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится,что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание всемью (на усыновление \ удочерение), под опеку \ попечительство или в приемнуюсемью.
Федеральный закон РФ «Принципы содержание и мерыгосударственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет» от 14 декабря1996г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка вРФ» от 9 июля 1998г. в ст.15 утверждается: «Дети, находящиеся втрудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороныфедеральных органов государственной власти».
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях посоциальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы,содержания и меры государственной поддержки детей.
Федеральный закон РФ «О государственном банке данных одетях, оставшихся без попечения родителей» № 44 — ФЗ от 16 апреля 2001г.,устанавливающий порядок формирования и использования государственного банкаданных о детях сиротах.
В рамках президентской программы «Дети России» (УказПрезидента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа «Дети — сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовкидетей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современнойсоциально-экономической обстановке, развитие различных форм устройстваосиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитиекадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшениесоциально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.
Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротамиграют указы Президента РФ в том числе:
«О первоочередных мерах по реализации Всемирнойдекларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»(1992 г)
Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощидетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включаетпостановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409«О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей» (с изменениями на 21 декабря 2000 г)
Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 «Опервоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей».
Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. №199 «Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств напитание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихсяпод опекой (попечительством).
Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в:
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268»О деятельности органов и организаций иностранных государств поусыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля заее осуществлением".
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275«Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) иосуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителейна территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскимиучреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами илицами без гражданства» (В пункте 16, защищая интересы усыновленногоребенка, говорится о том, что «Представительства иностранных организацийнаправляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей».
Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Обутверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновитьребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью».
В «Положении о приемной семье», принятомПравительством РФ в 1996 г., приемная семья определяется как социальныйинститут защиты детства, объектом воздействия которого являются дети, изъятые всрочном порядке из криминальной семьи.
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195«О детском доме семейного типа» предусматривает правила организациидетского дома семейного типа.
Постановлением Министерства труда и социального развитияРоссийской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. «Об утверждениипримерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации» предусмотрены Рекомендации,определяющие типы учреждений. В Приложении к Рекомендациям данногопостановления дается примерное Положение о семейной группе. Управление посоциальной политике г. Екатеринбурга издало Приказ «Об организации работысемейных групп в учреждениях социального обслуживания семьи и детей г. Екатеринбурга»от 25 августа 2000 г. Эти законодательные акты легли в основу развития семейныхгрупп.2.2 Усыновление. Опека / попечительство
«Детские беды, в том-то и вся сложность, неподзарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где накаждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства,тут требуются от всего нашего общества куда более значимые вложения, средикоторых — самоотверженность и неэгоизм, стыд и совесть, любовь и надежность,неравнодушие и подлинная человечность не только людей, но и экономики,политики, власти». А. Лиханов (5 с.13).
Сегодня можно говорить, что в Российской Федерации всоответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства сирот: усыновление,опека, приемная семья, семейный детский дом, учреждения для детей, нуждающихсяв государственной поддержке.
Мировой и отечественный опыт показывают, что гарантииблагополучия будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье значительновыше, чем устроенного в учреждение.
Для обеспечения защиты прав ребенка при создании замещающейсемьи следует исходить из приоритета соблюдения прав и потребностей ребенка (семьяподбирается для ребенка, а не наоборот); профессионализмародителей-воспитателей (достигается через отбор и обучение, с учетом критериеви показателей деятельности); наличия системы социальной помощи такой семье иобеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка и всей семьиспециалистами.
«Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей, однако,по мнению специалистов органов опеки и попечительства, рост числа усыновляемыхзамедляется». (3 с.53)
Усыновление (удочерение) ребенка — этогосударственный акт, в связи с которым между усыновленными и их родителямивозникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют междуродителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные иимущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам).Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновитьребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителямимогут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которыене имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены отобязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте междуусыновителем и усыновляемым должна быть не менее 16 лет, однако по причинам,признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновленияребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключениемслучаев, специально оговоренных законом. Закон гарантирует тайну усыновленияребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным преступлением. Уголовнымпреступлением также является незаконное усыновление.
Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей ввозрасте до12 лет. Дети старших возрастов остаются в интернатных учреждениях довыпуска. В последнее время отмечается рост числа усыновлений иностраннымигражданами. Наша страна занимает второе после Китая место в мире по зарубежномуусыновлению. В основном иностранцы берут детей-инвалидов, не составляяконкуренции нашим приемным родителям. «В 2000 году детей-сирот до годавзяли в семью 4713 граждан России и 11506 иностранцев, детей старше одного года- 2678 российских граждан и 4786 иностранцев, детей-инвалидов — 10 российскихграждан и 226 иностранцев.» (8 с.2)
Приступая к работе по усыновлению, социальный работникдолжен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенокпсихологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; далили кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребеноксогласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; еслистоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая сторонаразрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением,которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовкеусыновителей. В этой связи необходимо: тщательно изучить психологическое,социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровеньжелающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определеннознать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли ихсупружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителямсосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на собственных. Крометого, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка вновую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от:индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья,характерологические особенности): подготовленности ребенка к изменениям вжизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляютбездетные граждане). Важную роль играет семейный уклад, отношения,экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решениесудьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления
Есть множество проблем, с которыми непременно столкнетсякаждый усыновитель. Это прежде всего особенности поведения ребенка, вмладенчестве лишенного материнской ласки. Психологи это называют депривационнымсиндромом. У совсем маленьких он проявляется в странных, часто пугающих формах.Они могут часами раскачиваться в кроватке; биться головой об стенку. И это нестрашно — не требует вмешательства психиатра — пройдет. Наоборот, внешнеприятные черты поведения: послушание, аккуратность, неприхотливость,приветливость — могут свидетельствовать о том, что ребенок еще не почувствовалсебя окончательно дома. Пройдет месяц — другой и бедные родители в ужасе: бывшийпаинька капризничает, не желает чистить зубы, разбрасывает одежду. Между темнадо бы радоваться: это значит, что он освоился и стал вести себя болееестественно.
В помощь людям, решившим усыновить малыша и столкнувшимся смассой вопросов и проблем, в интернете на сайте 7 у а.ru существует конференция- форум о приемных родителях, где тон задает спокойный и ироничный Olelukoe, всегда готовый охладить патетический жарсобеседников. Автор высказывания о «подвиге усыновления» моментальнополучает от него щелчок: «Подвигом усыновление не является, а всем „подвигистам“я бы давал отрицательные заключения, как не готовым к родительской роли.»(8 с.2) Здесь же на сайте будущие и уже свершившиеся родители обмениваютсяновостями, получают информацию — статьи, книги по разным аспектам воспитанияприемных детей, наконец, через сайт можно получить сведения о детях изрегионального и федерального банка данных.
На втором году существования конференции открылась Школаприемных родителей, располагающаяся в виртуальном пространстве на сайте innenfamilu: narod.ru, а в реальном — на Юго-Западе Москвы, где находится детский приют «Дорога к дому». Несколькосотрудников приюта во главе с Алексеем Рудовым (Olelukoe)разработали проект «К новой семье». Деятельность Школы приемныхродителей и программы «К новой семье» направлены на развитие семейныхформ воспитания оставшихся без попечения родительского надзора детей. Назанятиях в Школе будущие родители тренируют нервы, ораторские навыки июридическую грамотность, проигрывая, например, заседание суда или разговор ссотрудником опеки. Занятия ведут около десятка специалистов — педагоги,психологи, медики, социальные работники и юристы. Одним словом, Школа приемныхродителей — виртуальная и реальная действуют и приносят огромную пользу, какродителям, так и тем, ради кого созданы проекты, программа, в рамках которойорганизованна Школа.
Опека / попечительство — форма устройства детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитанияи образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливаетсянад детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство — над детьми ввозрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных исовершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители даютсогласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся подпопечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству)исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячновыплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленныхПравительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаевболее предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей(болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними,приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка,заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка отлюбых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однакоон не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Законпредусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов,в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности прираспоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкиеродственники подопечного. Бывают случаи, когда родители живы — здоровы, вполнемогут лично воспитывать своих детей, но по каким-то причинам делать этого нехотят и добровольно передают их под опеку другим лицам. В этом случае наребенка не выплачивается государственное пособие: считается, что его можетсодержать собственный и не лишенный прав родитель. Однако в большинстве случаевродители, оставившие своих детей в основном на бабушек, если и подбрасывают имкакие-то деньги, то мало и нерегулярно. Так что страдают от «социальнойсправедливости» и ребенок, и опекун. Государство должно осуществлять постоянныйнадзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своихобязанностей, оказывать помощь опекунам.2.3 Патронатная семья
Патронат — это форма семейного воспитания, которая в Европеи в США имеет большое распространение. Развитие патронатного воспитания вРоссии в основном опирается на опыт Великобритании. «Первый проект такогорода был осуществлен при поддержке англичан в Москве, на базе детского дома №19, потом было еще несколько экспериментальных площадок, а сейчас существуетуже в 22 регионах, статья о нем внесена в федеральную программу развитияобразования». (7 с.2)
Патронатные родители заключают договор с местными органамивласти и получают зарплату как воспитатели.
Существуют две формы патронатного воспитания. Первая — это социальныйпатронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностеймогут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующиеситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью — намесяц, а может быть, на полгода, на год. А с конфликтной семьей в это времяработают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется,когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка,но хотелось бы предотвратить полный распад семьи. Это важно, так как в нашемобществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребеноксбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постараетсяпомочь и кровной семье, сохранить ее.
Вторая форма — семейный патронат. В этом случаепатронатная семья становится своеобразной малой ячейкой детского дома: ребенокживет в домашних условиях, но законным представителям его интересов являетсядетский дом, а патронатные родители числятся его сотрудниками.
Организация патронатной службы связана с такой важной инеотложной задачей как укрепление служб, защищающих интересы детей. Создаваемаяслужба патроната будет существовать — и уже существует на базе детскихучреждений, но между этими учреждениями и органами опеки заключается договор оразделении ответственности за ребенка. Таким образом, появляется возможностьбыстро поместить ребенка в патронатную семью. Детский дом же готовит эти семьи.Кроме того, в патронатной службе будут психологи, педагоги, социальныеработники.2.4 Приемная семья
Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опекии попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) навоспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей навоспитание в семью) на срок, установленный договором.
Согласно «Положению о приемной семье», в такойсемье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функциивоспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми неталиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям междуродителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемныхдетей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средствана содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы,установленные законодательством.
Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемнойсемье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь,организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствоватьсозданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправеосуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителейобязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка вприемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Кроме того, заребенком оставляется возможность в любой момент покинуть эту приемную семью илибо вернуться в детское учреждение, либо выбрать другую приемную семью. Запрещается,как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев,когда разъединение допустимо в интересах ребенка. «По разным подсчетам, вприемных семьях в настоящее время воспитывается от 5 до 10 процентовдетей-сирот» (13 с.227). Работа в приемной семье требует особой подготовки.Одной доброй воли здесь мало. Далеко не все выразившие желание — часто сгоряча,после какой-нибудь особенно рвущей сердце публикации, — взять приемногоребенка, доводят свое намерение до конца. Живые дети оказываются не такимиумилительными, как рисовалось в воображении, некоторых взрослых раздражает ихкрик и даже смех. Честнее и полезнее признаться, что не годишься в воспитатели,и ограничиться другой формой помощи сиротам; можно навещать их в приюте илидетском доме, вести у них кружки, водить в гости и на экскурсию.2.4.1 Развитие института приемной семьи вСвердловской области
Летом 1998 года состоялись переговоры ГубернатораСвердловской области Эдуарда Росселя с представителями БританскогоПравительства о сотрудничестве в деле решения проблем безнадзорных детей. Результатомэтих переговоров стал совместный российско-британский проект «Поддержкадетей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области».
В рамках данного проекта разработаны: проект «Профессиональныеприемные семьи» и «Программа обучения профессиональных приемныхродителей». Для реализации и апробирования новых практик были выбраны трипилотные площадки: Областной центр социальной помощи семье и детям г. НижняяТура, Социально-реабилитационный центр «Каравелла» Верх-Исетскогорайона г. Екатеринбурга, Ревдинский специализированный дом ребенка и Ревдинскаядетская городская больница.
В рамках реализации проекта на Нижнетуринскую пилотнуюплощадку «была возложена миссия по развитию одной из официально признанныхв Российской Федерации форм жизнеустройства ребенка — создание и поддержкаприемных семей». (11 с.49) В целях выполнения данной миссии «центромактивно отрабатывалась методика создания модели замещающей семьи какальтернатива государственному воспитанию. В этой части проект столкнулся ссамой большой трудностью — негативной ментальностью населения по отношению кприемному воспитанию. Поэтому кроме непосредственной работы по подбору иобучению приемных родителей, велась активная пропаганда преимуществ семейноговоспитания для ребенка с использованием всего того арсенала PR — технологий, которыми вооружили специалистов центраанглийские коллеги» (11 с.21) — такую оценку работе Нижнетуринскогообластного центра по развитию приемной семьи в рамках проекта, дала заместительминистра социальной защиты населения Свердловской области И.А. КунгурцеваРеальным же результатом этой работы стало создание 7 приемных семей, которыеуверенно смотрят в будущее, так как их жизнеспособность обеспеченасоответствующими нормативными актами органов местного самоуправления. «Основательностьсоздания приемных семей подтверждается и динамикой развития семейных отношений(один ребенок усыновлен, двое готовятся к процессу усыновления, один возвращенв родную семью). Число желающих стать приемными родителями постепенно растет. Еслив 2001 году их было 6, в 2002 году — 13, то за 5 месяцев 2003 года их уже 9».(11 с.49)
Ревдинский специализированный дом ребенка и Ревдинскаягородская детская больница — следующая пилотная площадка — разработали иреализовали собственный проект «Твой выбор».
Основной целью работы дома ребенка явилось развитие ивнедрение профессионального приемного воспитания детей, оставшихся безпопечения родителей. Особенностью это пилотной площадки явилось то, что вприемные воспитательные семьи отдавались дети первых трех лет жизни. Главнымизадачами этого направления стали: подготовка профессиональных приемных воспитателей,подбор воспитателей в рамках небольшого города, где большую роль играетобщественное мнение населения, подбор детей для групп семейного воспитания всоответствии с потребностями самих детей, психолого-педагогическое, медико-социальное,социально-правовое сопровождение профессиональных приемных семей на протяжениивсей работы. Также проводилась постоянная оценка состояния здоровья ипсихического развития детей, воспитывающихся в семьях приемных родителей.«Наши патронатные семьи утверждают, что приемные дети оздоравливают ихсобственную семью. У патронатных воспитателей появилось чувство гордости завыполняемый ими социально — значимый труд» — рассказывает главный врач ММУ«Ревдинский специализированный дом ребенка» Г.В. Галимшина. (11 с.29)В том же отчете по результатам работы проекта «Твой выбор» указываютсяпреимущества профессионального приемного воспитания по сравнению с учреждениямигосударственной опеки:
Ребенок быстрее и лучше развивается
Становится более уверенным, открытым, жизнерадостным
Активизируется речевое развитие
Ребенок меньше болеет
Повышается его самооценка
Улучшаются способности жить самостоятельно
Малыш активно познает мир, общество, в котором он необходим,семью, где он любим
Патронатная семья — это благоприятные условия для временногопребывания детей, пока осуществляется социальная, психологическая реабилитацияих биологических семей, т.е. делается все возможное для сохранения семьи дляребенка.
Профессиональное приемное воспитание — это профилактикаправонарушений подростков.
Дом ребенка активно ведет поиск биологических родителей,родных и близких детей. За время работы проекта 13 детей возвращены в своибиологические семьи. «На сегодня в городе работают 9 патронатных семей вкоторых воспитывается 11 детей.» — подводит результаты главный врач, — «Еще 4 семьи прошли полный курс обучения, собрали полный пакет документови ожидают заседания социальной комиссии. До 8 — 10 детей посещают группы „выходногодня“, когда сотрудники дома ребенка берут детей на свои выходные дни домой.Две ревдинские бездетные семьи, благодаря нашему проекту, обрели своих детей. Однасемья, усыновив ребенка, продолжает работать патронатным воспитателем. Мы оченьдорожим этим событием.» (11 с.29).
Одной из составляющих проекта «Поддержка детей и семейгруппы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области», реализуемого набазе СРЦН «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга,обозначена: «Создание профессиональных приемных семей для детей, которыене могут быть возвращены в биологическую семью». (11 с.56) Решалась даннаяцель в работе по направлению «Профессиональное приемное воспитание». Дляэтого проводился поиск потенциальных кандидатов в профессиональные приемныеродители через СМИ, индивидуальные беседы, агитационные мероприятия. Распространениеинформации на радио, телевиденье, в газетах и буклетах способствовало огромномуинтересу населения к проблеме социального сиротства. Психолого-педагогическаяподготовка кандидатов проводится в рамках «Школы семейной поддержки».Программа подготовки для каждого кандидата индивидуальна и зависит от имеющихсяродительских навыков, опыта. Подбор детей производится в соответствии с ихпотребностями в воспитании в данной конкретной семье. Очень важно оказыватьподдержку семейным группам и приемным семьям, так как процесс вхождения новогоребенка в семью бывает сложным и даже болезненным. Поэтому по предложению Every Childспециалистами Центра разработан план посещения семей социальным работником,психологом, представителями администрации. Ассоциация приемных родителейработает в рамках «Школы семейной поддержки», которую проводитпсихолог. Эта форма работы способствует сплочению коллектива воспитателей икандидатов.
«На 1 июля 2003 года при Центре „Каравелла“ работали:
7 групп долгосрочного пребывания, в них — 10 человек;
2 приемные семьи, в них — 8 человек;
7 групп краткосрочного пребывания, в них — 13 детей.
За время работы по проекту Every Child 85воспитанников побывали в семейных и дежурных группах» (11 с.57).
Для оказания поддержки процессу распространения опыта иинформации, полученных в ходе реализации проекта «Поддержка детей группыриска», а также для определения изменения к внедрению новой практикифорестинговых семей как новой формы социальной защиты детей группы риска фондом«Социум» проводилось исследование «Изучение приемных семей».
Исследование показало, что материальная заинтересованностьне является решающим фактором привлечения профессиональных родителей, своюдеятельность они рассматривают не как профессиональную, а как реализацию своихличностных качеств.
Большинство опрошенных (вне зависимости от их отношения ктакой практике) полагают, что у профессиональных приемных семей естьзначительный потенциал, чтобы адаптироваться к российским условиям и эффективнорешать проблему безнадзорных детей. В то же время 8 процентов опрошенныхобвинили приемных родителей в корыстных целях. Исследование выявило и другиемотивы создания приемной семьи, в частности сами приемные родители часторассматривают свою работу с ребенком-сиротой как подготовку к будущему усыновлениюребенка, отсюда — и особая оценка (с точки зрения потенциального усыновления) детей,подбираемых в приемную семью. Таким образом, приемная семья может стать первойступенькой усыновления.
Кроме этого все приемные родители отметили позитивное влияниезамещающей семьи на физическое, эмоциональное состояние ребенка.
В результате исследования подтвердилась необходимостьподготовки, обучения приемных семей и рост профессионализма специалистов посоциальной работе, проводящих такое обучение. Но кроме этого для сохранениятенденции улучшения общественного мнения по отношению к профессиональнымприемным семьям и для привлечения новых профессиональных родителей, необходимопродолжать информационную и пропагандистскую работу с привлечением СМИ иреально действующих профессиональных приемных семей.
В процессе реализации проекта остро встали проблемы,касающиеся в той или иной степени всех замещающих семей:
1. Как отследить реальное соблюдение прав ребенка в приемной семье;
2. Как понять, комфортно ли психологически ребенку на самом деле в этойсемье;
3. Как справиться с ожиданием расставания и связанными с этим эмоциями;
4. Не является ли ребенок донором для приемной семьи, не решают ли приемныеродители свои проблемы за счет приемных детей. Трудности с реабилитациейбиологических семей приемных детей. Часто родная семья ребенка бывает в такойстадии, в которой реальную помощь оказать крайне сложно, чаще всего онаоказывается неэффективной. Кроме того, родные родители зачастую проявляютполное безразличие к судьбе отданного ребенка и отсутствие желания искать выходиз кризисной ситуации;
5. Проблема информационной поддержки, формирования общественного мнения поотношению к приемной семье;
Нехватка финансирования — значительное превышение расходовприемной семьи на обеспечение ребенка над выплатами государства и социальныхорганизаций на его содержание. Низкая заработная плата профессиональныхродителей. Труд профессиональных приемных родителей в настоящий момент являетсяне только недостаточно оплачиваемым, но и убыточным.
Недостаточное юридическое обеспечение и поддержка развитияинститута приемной семьи, неопределенность законодательной базы. Нетдостаточного юридического обоснования «изъятия» ребенка изнеблагополучной семьи на раннем этапе кризисной ситуации.
Несмотря на существующие противоречия, институт приемнойсемьи развивается повсеместно. Так в г. Екатеринбурге «создание приемнойсемьи получило свое развитие в 2002 году. На начало года функционировало 3приемные семьи, все они были организованы в Чкаловском районе. В течение 2002года были созданы 14 семей, в которые переданы 26 детей, оставшихся безпопечения родителей. В 2003 году вновь создано 15 приемных семей, воспитывающих22 приемных ребенка. Всего на 10 января 2003 года в городе функционируют 32приемные семьи, воспитывающие 61 приемного ребенка», — сообщила Э.Я. Гончаренкона совещании с главами администраций районов г. Екатеринбурга 24 сентября 2003года.2.5 Семейная воспитательная группа
На том же совещании Э.Я. Гончаренко отметила, чтопараллельно с приемной семьей в г. Екатеринбурге существует и другая формавременного устройства детей — воспитанников территориальных центров помощисемье и детям — семейная группа, как единственная форма семейного определениявоспитанников, не имеющих статуса сироты или оставшегося без попеченияродителей. Установление статуса — процесс трудоемкий и затяжной, дети подолгу«задерживаются» в Центрах, что негативно сказывается на процессесоциализации ребенка. Семейная воспитательная группа (СВГ) дает возможностьребенку получить положительный социальный опыт, обеспечить оптимальные условиядля социальной адаптации и реабилитации ребенка. По «Положению о семейнойгруппе», несовершеннолетний, находящийся в СВГ остается воспитанником специализированногоучреждения. Воспитатель заключает договор с центром социальной помощи, получаетзарплату и имеет право на получение медико-психологической и социально — правовой помощи от специалистов учреждения. Учреждение обеспечивает ребенканеобходимым питанием, одеждой, медикаментами и другими предметами; осуществляетпостоянный медико-психологический и социальный патронат над ребенком,проживающим в СВГ, и контроль за выполнением воспитателем СВГ своихобязанностей по отношению к воспитаннику.2.6 Анализ развития семейных групп в МУ «ТЦПСД»
Орджоникидзевского района с 1999 — 2004 г.г.
Первая семейная группа была создана в МУ «ТЦПСД» вчетвертом квартале 1999 года. В нее был устроен один ребенок. На протяженииследующих четырех лет (2000 — 2003 г. г) развитие движения СВГ шло неравномерно:наблюдались периоды статичности в развитии и резкие скачки вверх и вниз. Так вчетвертом квартале 2000 года была одна СВГ, где воспитывались 2 ребенка, а впервом квартале 2001 года было уже 6 групп и, соответственно, 7 воспитанников вних. К концу того же года осталось 2 группы — в каждой по 1 ребенку. Но начинаяс первого квартала 2002 года пошел рост количества СВГ с увеличением числадетей в них. На первый квартал 2004 года в Центре организованно 10 семейно — воспитательных групп, в которых воспитывается 15 детей, причем одна СВГ готовитдокументы для перехода в статус приемной семьи. Динамика развития СВГ в Центрес 1999г. по 2004 г. отражена на графике. (Приложение № 1)
При выборе семейной группы учитывается желание ребенка. Сначаладети ездят в гости, знакомятся с будущей приемной семьей и, только если всескладывается удачно, определяются в СВГ. Ребенок имеет право в силу каких — тообстоятельств, или если его не устраивает эта семейная группа, вернуться вЦентр (так в Центре был случай возвращения воспитанника в Центр по егоинициативе до окончания срока договора с воспитателем семейной группы).
Специалисты Центра патронируют все семейно — воспитательныегруппы. Ежемесячно организуются собрания воспитателей СВГ, где проводятсябеседы психолога, дефектолога, медицинских работников по плану встреч семейныхгрупп. По любым вопросам, возникающим в жизни группы, воспитатель можетполучить консультацию лично или по телефону, таким образом, все проблемыстараются решить, по возможности, в кратчайший срок.
Между воспитанниками семейных групп и биологическими семьямиподдерживается связь. Встречи с родственниками происходят на территории Центра.Кроме этого социальные работники и психологи ведут непрерывную работу с роднымисемьями воспитанников, улавливая малейшие позитивные сдвиги и стремясь развитьих, не лишая детей возможности, при улучшении положения в биологической семье,вернуться туда.
Воспитанники СВГ принимают активное участие в жизни Центра,выступают на праздниках, где среди гостей и зрителей присутствуют ихвоспитатели вместе с родными детьми. Ежегодно в Центре отмечается «ДеньМатери», куда приглашаются семейные группы в полном составе (воспитанники,их приемные родители и родные дети последних). Для почетных гостей показываютконцерт, который завершается праздничным чаепитием. Эти мероприятияспособствуют сплочению связей внутри СВГ, что в дальнейшем может привести кпереходу семейной группы в статус приемной семьи, либо к усыновлению ребенка.2.6.1. Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателямисемейных воспитательных групп
Исследование проводилось в апреле 2004 года в МУТЦПСДОрджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Сбор информации осуществлялся понаправлению: Оценка готовности сотрудников Центра стать воспитателями СВГ. Объектизучения — сотрудники Центра. Метод сбора информации — личное анкетирование. Всегобыло опрошено 25 человек.
Данные опроса занесены в таблицы в зависимости от возрастапредполагаемых воспитанников и возраста респондентов. (Приложение № 2) Оценкаперспективы развития СВГ в Центре.
Семейно-воспитательная группа отмечается сотрудниками Центракак наиболее оптимальный вариант семейного устройства детей до определения ихстатуса. Анализируя данные исследования, можно сказать, что готовность взятьребенка на воспитание зависит от его возраста, так среди тех, кого точно незахотят взять: 60% девочки — подростки и 72% старшие мальчики. Чуть лучшеобстоит дело у среднего школьного возраста — 44% девочки и 40% мальчики, но приэтом опрашиваемый может быть готов взять ребенка другого возраста, поэтому еслиотойти от пола и возраста детей, то доля опрашиваемых, кто мог бы статьвоспитателем СВГ при определенных условиях — 36%, а тех, кто точно готов этосделать — 28%. В общей сложности 64% респондентов (при положительном измененииусловий) — потенциал открытия семейных групп, где воспитателями были бысотрудники Центра. При определении возраста и пола ребенка преимуществоотдается дошкольникам: 36% девочки и 32% мальчики.
Подразделяя опрошенных по возрасту, можно сделать вывод, чтов целом сотрудники всех возрастных групп проявляют почти равнуюзаинтересованность в создании СВГ, но возрастная категория «45 и старше»- чуть больше остальных: 29,51% — точно смогли бы и 31, 06% — при определенныхусловиях, в общей сложности — 60, 57%, в то время как сотрудники в возрасте до30 лет выразили 0% точной готовности и 52, 16% при определенных условиях, чтосвязано с материальной неустроенностью: отсутствие собственного жилья,финансовые трудности и тем, что родные дети еще маленькие и требуют усиленнойзаботы и внимания.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в Центре естьопределенный потенциал воспитателей семейных групп, причем наиболее перспективнаякатегория, из которой вероятнее всего привлечь кандидатов в воспитатели СВГ — сотрудники в возрасте от 45 лет и старше, которые будут отбирать для воспитаниядошкольников, преимущественно мальчиков.
Заключение
Проведенные исследования форм семейного устройствадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показали, что хотясемейное воспитание является приоритетным в политике государства, и в этойобласти ведется большая работа, но меры, предпринимаемые государством все же недостаточны.Поэтому для совершенствования системы семейного устройства сирот и безнадзорныхдетей необходимо предпринять следующие шаги:
Подготовить и принять областной закон об альтернативнойсистеме воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а именно — воспитание ребенка в профессиональной приемной семье.
Министерства и муниципалитеты должны начать финансированиеновых ставок, единиц штатного расписания для выполнения функций патронажа,обучения родителей и привлечения новых кандидатов, а также обеспечитьсвоевременную выплату зарплаты воспитателям и денег на содержание ребенка вприемной семье.
Принять нормативно-правовой акт, регламентирующиймежведомственную работу социальной защиты детей. Комплексная профилактическаяработа с неблагополучными семьями позволит предотвратить многие проблемы,связанные с незащищенностью ребенка:
Активнее продолжать работу по проведению широкой рекламно — информационной компании для формирования общественного мнения по отношению кальтернативным формам воспитания, в частности — к приемной семье.
Наряду с базой данных о детях-сиротах, создать базу данных опотенциальных родителях.
Создать широкую сеть центров, где все желающие усыновитьребенка или организовать приемную семью могли бы пройти обучение, получитьправовую, психологическую, педагогическую подготовку.
Шаг за шагом осуществляя перечисленные задачи, государствобудет способствовать развитию института приемной семьи, что в свою очередьпоможет защитить детское население страны от губительного воздействиясоциального неблагополучия.
Список литературы
1. С. Бочарова «Узкое место» // Семья и школа. 2002. № 7 с.9-13.
2. И.С. Ишутин Если ребенок остался без родителей. — Екатеринбург, 1998 г. — 32 с.
3. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой,М. Люсиной. М., 2001 — 127 с.
4. Информация «О развитии семейных форм воспитания детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, в г. Екатеринбурге» к совещаниюс главами администраций районов г. Екатеринбурга от 24 сентября 2003 г.,начальника Управления по социальной политике Администрации г. Екатеринбурга Э.Я.Гончаренко.
5. Е. Климова «Благие намерения без кавычек» // Дитя человеческое.2002. № 2-3 с.13-15.
6. В. Лыков «Детское неблагополучие» // Человек и закон. 2003. №8 с.4-9.
7. Н. Малевич «Жить в семье» // Семья и школа. 2003. № 6 с.2-3.
8. Н. Машер «Школа приемных родителей, виртуальная и реальная» //Семья и школа. 2003. № 3 с.2-4.
9. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейногоустройства детей-сирот / Сост.: В. Догляд, М. Тарновская, — М.: Социздат, 2001 — 202 с.
10. А. Рудов, Г. Красницкая «Школа приемных родителей» // Семья ишкола. 2003. № 4 с.10-11.
11. Сборник материалов о результатах российско-британского проекта «Поддержкадетей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области» /Подготовлен Свердловской областной некоммерческой организацией. — Екатеринбург,2003г. — 171 с.
12. Социальная защита населения в регионе: Уч. Пособие. / Под общ. ред. д-расоциол. наук Попова В.Г. — Екатеринбург: УрАГС, 1999. — 352 с.
13. Социальная работа: Учебное пособие — 2-е изд. перераб. и доп. / Под общ.ред. проф. В.И. Курбатова. — Ростов н / Д: Феникс, 2003. — 480 с.
Список нормативно-правовых документов
14. Хартия детства.
15. Декларация прав ребенка. (1959)
16. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
17. Конвенция ООН о правах ребенка. (1989)
18. Конституция Российской Федерации (1993)
19. Гражданский кодекс РФ (1994)
20. Семейный кодекс РФ (1995)
21. Федеральный закон РФ «Принципы, содержание и меры государственнойподдержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа ввозрасте до 23 лет» (от 14 декабря 1996 г)
22. Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальнойзащите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г)
23. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»(от 9 июля 1998г)
24. Федеральный закон РФ «О государственном банке данных о детях,оставшихся без попечения родителей» (от 16 апреля 2001 г. № 44 — ФЗ)
25. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. «О первоочередных мерах пореализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развитиядетей в 90-е годы.»
26. Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «Онеотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей»
27. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Обутверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновитьребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»
28. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о приемнойсемье» (1996)
29. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «Одеятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению)детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением»
30. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Обутверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществленииконтроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территорииРоссийской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениямиРоссийской Федерации детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами илицами без гражданства»
31. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детскомдоме семейного типа»
32. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001 г. № 374 «Опервоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей»
33. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1095 от 13сентября 1996 г. «Об утверждении примерного Положения о специализированномучреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»
34. Приказ Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999г. «Обутверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание,приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой(попечительством)»
35. Приказ Управления по социальной политике г. Екатеринбурга № 42 от 25августа 2000 г. «Об организации работы семейных групп в учрежденияхсоциального обслуживания семьи и детей г. Екатеринбурга».