Реферат по предмету "Социология"


Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Филиал в г.Барнауле
РЕГИОНАЛЬНАЯКАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА
 
Контрольнаяработа
по дисциплине«Социология»
на тему: «Семейнаягосударственная политика как основа преодоления институционального кризисасемьи»
Вариант № 20
2008 г

СОДЕРЖАНИЕ
1. Семейная политика на современном этаперазвития России. Основные ее принципы2. Социальная защита семьи3. Может ли семья стать ключевым фактором вразвитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России?
ЗаключениеСписок использованной литературы

1. Семейная политикана современном этапе развития России. Основные ее принципы
В современных условияхсуществует несколько подходов к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых,социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием,медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупностидолжны служить «народному здоровью».
Другие ученые считают,что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральнойпроблемой социальной политики.
Часть исследователейпридерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политикаправительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан,обеспечение их службами и доходами».
Одним из важнейшихнаправлений социальной политики является семейная политика, направленная наповышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее каксоциального института.
Главными целямисемейной политикиявляются:
• обеспечение необходимыхусловий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной,воспитательной, культурно-психологической и др.;
• повышение качестважизни российских семей;
• создание благоприятныхусловий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
• обеспечение прав детейна полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальноеразвитие.
Основными принципамисемейной политикиявляются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принципобщественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни,принцип единства целей федеральной и региональной политики и принципсоциального участия.
1. Принцип суверенностисемьи означает, что семья независима от государства и имеет право приниматьлюбые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишьс собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой типсемейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот,который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм,рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным сточки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типывзаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимыот государства.
Любое ограничениепринципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства(например, регулирование производства абортов, установление процедурырегистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должновводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все неоговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иныхсоциальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушениемпринципа суверенности.
Вместе с тем не являетсянарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов семьи исемейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая илюбая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеетвозможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободывыбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение кчему-либо одному.
2. Принцип суверенностисемьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свободавыбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которыесвязаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертностисделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распадсистемы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применениеконтрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетногородительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.
В наше время массовым,нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свеласьк выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью идвухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и слюбой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны.Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакоговыбора в действительности нет.
Семейная политика идолжна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на созданиевозможности реализовать любую альтернативу.
Разумеется, общество влице государства и других социальных институтов также свободно в принятии иподдержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мереудовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешнойсоциализации подрастающих поколений.
3. Принцип общественногодоговора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета исвободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи каксоциального института и государства. Иначе говоря, семья и государствозаключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основеформируются все существующие политические, социальные, экономические и другиеотношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, вусловиях реформирования экономических и политических отношений.
Семья, как социальныйинститут, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальныхролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не можетфункционировать. Точнее — она просто не существует.
Следовательно, обществодолжно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняласвои функции воспроизводства и социализации новых поколений. В то же время, чемдальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы,определяющие личную заинтересованность в рождении и социализации новыхпоколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и егопредставителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннююподдержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализациифункций воспроизводства и социализации.
4. Принцип единства целейфедеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейнойполитики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностейизменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одногои того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмираниемногодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальныеизменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. Ипотому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьии семейного поведения (многодетность), но и на них необходима политика,ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которыенаиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.
Учет региональныхособенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единойв своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфическихсредств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспеченияединства целей семейной политики и учета региональных особенностей являютсярегиональные программы семейной политики.
5. Принцип социальногоучастия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достиженияв возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, вовзаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы,осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономическихусловиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного родасоциальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных(соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии,общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группыинтересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов(федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка иосуществление социальной политики, в том числе семейной.
В этих условиях семейнаяполитика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программнового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей,которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей,интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это,наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы,общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (илимогут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или болеешироко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединенияимели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какойдолжна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественныйинтерес применительно к воспроизводству населения вообще. Такая новаятехнология формирования и реализации семейной политики и выражена в том, чтоздесь названо принципом социального участия [5, С.135].
Социальное участие:
• это форма реализацииправ и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждогочеловека и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять нарешения, имеющие самое прямое и непосредственное отношение к их важнейшимпотребностям и интересам;
• обеспечивает улучшениекачества решений и программ, касающихся семьи. Семейная политика перестает бытьчем-то навязанным сверху, она как бы становится общим достоянием всехсоучастников, которые идентифицируют себя с нею;
• это демократическийпосредник, медиатор между государством и его гражданами. Социальное участиеукрепляет и улучшает связи между ними, повышая вероятность реализации программи решений;
• минимизирует социальнуюнапряженность и уменьшает вероятность социальных конфликтов, конфигураций междугражданами и государством;
• способствует развитиючувства ответственности за собственную судьбу и судьбу семьи, помогаетпреодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отношению кгосударству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношениюк своим гражданам:
• это первый шаг к социальнойактивности и реальной политической вовлеченности, к формированиюдемократической политической культуры.2.Социальная защита семьи
Важным аспектом в регулированиисоциально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка институтасемьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороныгосударственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить вследующем:
• расширение возможностейсемьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связисемьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которыеобеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективномуи гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи дляулучшения семейной социальной политики на территориях.
Социальная защита семьибазируется на следующих принципах:
1. Реалистичность исвязанная с ней эффективность семейной политики. Это означает, что выбираются тефакторы, на которые можно повлиять хотя бы в перспективе: разрабатываетсясистема льгот, организуется просвещение семьи и обществ.
2. Дифференциация подходак различным типам семей. В социальной защите принята классификация семей потипам: маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая. В зависимости оттипа семьи проводится и социальная защита.
3. Работа по активизациижизненного потенциала семьи. В основе этого принципа лежит английская пословица«Лучше человека научить ловить рыбу, чем один раз накормить его этой рыбой». Тоесть социальная работа призвана показать человеку, семье выход из кризиснойситуации, а идти по пути преодоления кризиса семья будет самостоятельно.
4. Равенство всех семейна поддержку государством. Независимо от типа, к которому относится семья, отсущества имеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы социальнойзащиты за помощью.
Государственная семейнаяполитика ориентирована на социальную защиту семьи. Основные направления этойсоциально значимой деятельности в современных условиях можно свести кследующему:
1. Поднять уровень и рольдоходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Этоозначает: отказаться от пережитков патерналистской стратегии государства,свойственной дорыночной социально-экономической системе, изменить соотношениеплатных и бесплатных услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных.Но для этого заработная плата работника должна стать достаточной для содержанияего самого и его семьи.
2. Создатьматериально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки длявозрождения и расширения производственной функции семьи. В условиях становлениярыночных отношений этому будут способствовать различные виды частной (семейной)собственности: фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальныеи иные предприятия, а в государственном секторе экономики — семейный подряд инадомное производство.
3. Изменить отношениеобщества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формамихозяйства и производства. В частности, следует женщин, занятых воспитаниемдетей, надомным трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощьгосударства в случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами,которые работают на государственных, частных, смешанных предприятиях и вучреждениях.
4. Более адресно,дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержкимногодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделениеденег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.
5. Проводить в жизньполитику поддержки молодых семей — заключение трудовых договоров с гарантиямипредоставления единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья,на обзаведение домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т. п.
6. Увеличить ежемесячныепособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие спрожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
7. Разрабатывать ивнедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальнойпомощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детямс целью стабилизации семейных отношений, упрочения семьи как важногосоциального организма воспроизводства человека и общества, их полноценногоразвития [5, С. 136-138].
Семейная политиказатрагивает интересы населения, всех слоев общества, она активизируетобщественную и политическую деятельность, ее проведение на федеральном,региональном и локально-террриториальном уровнях может объединить или расколотьобщество, поэтому столь важно, чтобы общественное мнение было готово кпреобразованиям подобного рода и поддерживало их. Семейная политика не должнабыть делом только отдельных групп и организаций, ее успех прямо зависит отстепени вовлеченности в эту деятельность всего общества – прежде всего отстепени социального участия населения, в том числе предпринимателей,финансистов, менеджеров, от взаимодействия правительственных инеправительственных учреждений, научных, общественно-политических, профсоюзных,культурных и религиозных организаций, от направленности средств массовой информации,литературы и искусства [1, С.347-348].3.Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса испособствовать возрождению России?
 
Что вы думаете поэтому поводу? Приведите свои аргументы.
Радикальныетрансформации, которые выпали на долю России, глубоки, интенсивны икрупномасштабны. Уменьшение роли патерналистского государства и появление лиц,способных развивать активность через частное владение и частный капитал, — это революционныепреобразования. Они ведут к ломке старых и формированию новых ценностей иприоритетов.
На протяжении 70 леттоталитарный режим определял все жизненные планы каждого гражданина и навязывалопределенный и «адекватный» образ жизни. При этом он подавлял инициативу ипредпринимательскую активность со стороны индивидов. Идея независимости семьи иответственности за принятие решений, связанных с добычей средств ксуществованию и сохранением статуса, ―абсолютно новая парадигма. Семьякак социальный институт для многих стала основным источником психологическойстабильности, так как после нескольких десятилетий государственноконтролируемой экономики приспособиться к рыночной людям удается с большимтрудом. Выживание семей имеет большую значимость для выживания и успеха России.Рассмотрим три наиболее важные проблемы.
Первая проблема –существенное ухудшение здоровья нации и фактическая тенденция к естественнойубыли населения. Семья – это гарантированное и институционализированноесредство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в Россиивызывает большую озабоченность. Снижается рождаемость, стареет население,увеличивается количество однодетных и бездетных семей, растет внебрачнаярождаемость. По переписи 2002 г. численность населения Российской Федерациисоставила около 145,5 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 — 0,9 млн человек в год).
Характер рождаемости вРоссийской Федерации определяется массовым распространением малодетности(один—два ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельскогонаселения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости(до 30 % детей рождается вне зарегистрированного брака). Сложившаяся ситуация срождаемостью дополняется еще и опасностью возрастания у населенияпатологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелыхнаследственных заболеваний. В стране ежегодно рождается не менее 80 тысячнеполноценных детей [3, С. 237].
Неблагоприятныесоциально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны,что влечет за собой ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно,уменьшение контингента трудоспособного населения. В этих условиях необходимопринятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций демографическогоразвития России, усиление в этих процессах роли государственной семейнойполитики.
Втораяпроблема, проистекающая из рыночных преобразований экономики, ― поляризациядоходов и связанное с ней «отсутствие» среднего класса как фундаментастабильности (в России средний класс составляет 25% населения). Ростдифференциации доходов стал беспрецедентным для нации; он был весьмаинтенсивным с 1992 г. Поляризация доходов является результатом: 1) существенновозросшей дифференциации заработков, 2) зарегистрированной инезарегистрированной безработицы, 3) сверхприбылей отдельных предприятий, 4) вторичнойзанятости отдельных групп работников, 5) приватизации, которая обогатила тонкийслой населения. В результате оказались две России не только с точки зренияпотребительского рынка – появились люди с различным поведением, идеологией,имеющие разные предпочтения и ориентации в жизни.
Третьяпроблема является продолжением второй – это экстремальная бедность имаргинализация части населения. 25% граждан России живут в нищете, а бедных встране еще больше. Именно в этой группе возникло стабильное деклассированноенаселение (около 1% населения), у которого не было возможности для социальноймобильности. Это бездомные и нищие, которые потеряли все ресурсы в новыхрыночных условиях. Сюда входят также беспризорные дети и проститутки.
Конечно,некоторые источники этих проблем имеют долговременные причины и связаны сэкономической неэффективностью коммунистической системы. Однако резкий переходк капиталистическому образу жизни сделал многих людей беспомощными. Для нихобщество распалось на куски, и они потеряли устойчивость. Социальная атмосфера,особенно в городах, насыщена стрессами и напряжением, поэтому проблемыантисоциального поведения растут. Во всем этом хаосе наиболее стабильнойструктурой для многих русских людей остается семья.
Падениеобщественного производства и рыночные отношения привели к усилениюэкономических функций семьи. Экономическая значимость семейной ячейки растет сразвитием надомничества, формированием семейных производств, расширениемсамообслуживания семей. Запасы основных продуктов и садовые участки частоявляются базой для физического выживания людей. Кроме того, семья выполняетфункцию психологического убежища, служит оплотом стабильности в обществе,наполненном враждебностью, агрессивностью и взаимным недоверием. В семье такжерешаются острейшие проблемы, связанные с группами социального риска –инвалидами, наркоманами, вернувшимися из тюрем, отказниками и безработными [2,С. 27-28].
Семья какинститут могла бы стать катализатором формирования среднего класса, стольнеобходимого для эффективности экономических реформ. Сильные браки были бы вэтом большой поддержкой.
Семья — ячейка первичной социализации. Родителипередают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслами теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью,контролируют их действия. В семье устойчивы представления о необходимостиформирования у молодежи уважительного отношения к определенной профессии,необходимости осуществления будущей трудовой деятельности и т.п. [4, С. 469]
Кроме этого, каждый человек, воспитанный в семье, получает в качественаследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, преждевсего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность,социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. Вклассовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слоюпредоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя,и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно,классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятнымобстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семьяобязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близкимк статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующиеинтересы, ценности и формируя образ его жизни.
Таким образом, семья может стать ключевым фактором в развитиистабильного среднего класса и способствовать возрождению России. Если государствоначнет поиски социальной политики, которая будет поддерживать семьи.

Заключение
Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединениелюдей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
В социологии семья рассматриваетсяодновременно как малая социальная группа и как важный социальный институт. Вкачестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качествеинститута – социально-значимые потребности общества.
1) Главными целямисемейной политики являются:
• обеспечение необходимыхусловий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной,воспитательной, культурно-психологической и др.;
• повышение качестважизни российских семей;
• создание благоприятныхусловий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
• обеспечение прав детейна полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальноеразвитие.
Основными принципамисемейной политикиявляются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принципобщественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни,принцип единства целей федеральной и региональной политики и принципсоциального участия.
2) Социальная защита –совокупностьпрактических мероприятий, проводимых государством для поддержания материальногоблагополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могутсамостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного обществауровня жизни.
Основные приоритетысоциальной защиты семьи:
• расширение возможностейсемьи для решения жизненно необходимых задач;
• установление связисемьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которыеобеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
• содействие эффективномуи гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
• развитие самопомощи дляулучшения семейной социальной политики на территориях.
Социальная защита семьибазируется на следующих принципах:
1. Реалистичность исвязанная с ней эффективность семейной политики. (разрабатывается системальгот, организуется просвещение семьи и обществ).
2. Дифференциацияподхода к различным типам семей. (маргинальная, кризисная, благополучная,процветающая). В зависимости от типа семьи проводится и социальная защита.
3. Работа по активизациижизненного потенциала семьи. Социальная работа призвана показать человеку,семье выход из кризисной ситуации, а идти по пути преодоления кризиса семьябудет самостоятельно.
4. Равенство всехсемей на поддержку государством. Независимо от типа семьи, от существаимеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы соц. защиты запомощью.
Основные направления семейной политики:
1. Поднять уровень и рольдоходов в экономике семьи, укрепить ее эк. самостоятельность.
2. Создатьматериально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки длявозрождения и расширения производственной функции семьи. Этому будутспособствовать различ. виды частной (семейной) собственности: фермерскиехоз-ва, торговые, коммунальные и иные предприятия, сем. подряд и надомноепр-во.
3. Следует женщин,занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах с теми женщинами,которые работают.
4. Более адресно,дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержкимногодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделениеденег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.
5. Проводить в жизньполитику поддержки молодых семей
6. Увеличить ежемесячныепособия одиноким матерям на детей до 16 лет,
3) Семья может стать ключевым фактором в развитии стабильногосреднего класса и способствовать возрождению России. Если государство начнетпоиски социальной политики, которая будет поддерживать семьи.
Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединениелюдей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Значение семьи в жизниобщества и личности огромно. Семья как общность людей, связанных отношениямисупружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейкаобщества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизничеловека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовныхпотребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальнымсоциальным институтом, посредником между индивидом и государством, трансляторомфундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощныйпотенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводстварабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующеезначение, противостоит социальному противоборству и напряженности.
В современном общественаблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение еесоциальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализациииндивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли,при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужбыл хозяином, который обеспечивал экономическую самостоятельность семьи,заменились ролевыми. Теперь женщины стали участвовать в производственной,политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное,а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменилохарактер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативныхдля общества последствий. С одной стороны, оно способствовало ростусамосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны,усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение,приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Социальная защита – совокупность практическихмероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучиятех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельнозарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни.
Списокиспользованной литературы
1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи вРоссии XXI веке. –
М., 2000.
2. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебноепособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: Изд-воПроспект, 2005.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курслекций – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2003. – 224 с.
5. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др.Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. – М.: Academia,1999. – 272с.
6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
7. Социология. Наука об обществе: Учеб. пособиедля студентов высших учебных заведений // Под общ. ред. проф. В.П. Андрющенко,проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :