Контрольная работа:
по дисциплине: «Основысоциальной медицины»
на тему: «Социальные меньшинства,как «объект» социальной медицины»
Содержание
Введение
История гомосексуализма
Основные понятия
Подходы к гомосексуальности
Отношение к гомосексуальности
Проблемы гомосексуалов
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Проблемасексуальных меньшинств, касающаяся положения людей с «нетрадиционной»сексуальной ориентацией, стоит достаточно остро в современном обществе, гдегосподствует убеждение, что «нормальный» в сексуальном отношении человекиспытывает влечение к представителям противоположного пола и стремится кгетеросексуальному половому акту. Все прочие проявления сексуальной активностисчитаются «ненормальными», патологическими и отклоняющимися от общепринятогосексуального стандарта. Культурные традиции и ценности, определяющиегетеросексуальное поведение как нормальное, способствуют формированиюгетеросексизма и различных фобий в отношении людей с «нетрадиционной»сексуальной ориентацией. Такое отношение общества определяет закрытость группсексуальных меньшинств, социальный и психологический дискомфорт лиц с нетрадиционнойориентацией, что не позволяет им полностью реализовать себя как личность всоциуме, тогда как полная реализация личности возможна лишь в сети социальныхвзаимосвязей. Соответственно, для решения данной проблемы необходима интеграциягрупп сексуальных меньшинств в общество на паритетных началах [9].
Наряду сдругими науками проблемами сексуальных меньшинств занимается социальнаямедицина. Социальная медицина – наука о закономерностях развития общественногоздоровья и здравоохранения. Социальная медицина изучает здоровье не отдельныхлюдей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества вцелом в связи с условиями жизни [1, с. 8].
Именносоциальная медицина, которая рассматривает здоровье не само по себе, а здоровьеопределенной группы в ее взаимосвязи с обществом, может помочь понять ипостроить правильное отношение к людям, относящимся к сексуальным меньшинствам.
В даннойработе мы не будем рассматривать все сексуальные меньшинства, а остановимсятолько на гомосексуалах (геи и лесбиянки).
История гомосексуализма
Для того,чтобы лучше понять этот вопрос, коснемся его истории. Гомосексуальностьсуществует ровно столько, сколько существует человечество. Жители тогда еще неоткрытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканскогоконтинента, находили особый изыск в мужских ласках. От греков гомосексуальностьперекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древниеславяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, нерасполагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позжепознакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их средев качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.
На различныхэтапах развития цивилизаций отношение к сексуальным меньшинствам было далеконеоднозначным. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующейидеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигеновНовой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения).Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим мужчиной только в томслучае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты:мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии(яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народоврусского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институтбердачества (от исп. bardajo – мальчик на содержании). Бердачи носили женскуюодежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство). У японцев,считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизациямужского тела. А самурайская гомоэротическая дружба являлась типичнымфеодальным институтом.
Сустановлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомитыбыли объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. Вчастности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткамсвященная инквизиция, сжигая неверных на кострах.
Вдопетровской России, в отличие от Западной Европы, серьезных наказанийотносительно содомитов не практиковали. Русская православная церковь осуждала«смертный грех», но, между тем, именно монастыри являлись источникомраспространения однополых отношений. Петр I попытался ужесточить политику,касающуюся сексуальных меньшинств, и в 1706 г. ввел смертную казнь черезсожжение на костре для военных за «противоестественный блуд» (по шведскомуобразцу). А в 1716 г. заменил сожжение телесным наказанием и ссылкой. Награжданских же лиц эти нормы не распространялись. То есть, до приходабольшевиков к власти в 1917 г., мы вполне вписывались в современную модельполиткорректности и толерантности, опережая по этому параметру Европу.
После жеОктябрьского переворота положение кардинально меняется. Завинчивание гаекгосударственного аппарата и приобретение партией роли руководящей и управляющейячейки общества загнало геев и лесбиянок нашей страны в подполье. В 1934 г.в силу вступила статья 121 Уголовного кодекса Советского Союза – лишениесвободы за мужеложство сроком до 5 лет, а в случае физического насилия – до 8.Мнительность, фобии, боязнь за собственную безопасность провоцировали людей нанаушничество, доносительство. С легкой руки КГБ целые группы моряков, военных,чиновников и представителей творческой интеллигенции отправлялись вконцентрационные лагеря. Уголовная наказуемость гомосексуализма породила вкругах советских геев чувство страха перед расправой. А среди простых граждан –презрительное отношение ко всяческому «инакомыслию».
Параллельно скриминализацией гомосексуализма в СССР, в Европе и на Западе разворачиваютсяобратные процессы. До прихода Гитлера к власти в Германии шла борьба междуруководством страны и гей-сообществом, ратовавшего за отмену § 175Уголовного законодательства (уголовное наказание лиц нетрадиционной сексуальнойориентации), которая случилась только в 1969 г., спустя сто лет послепервых попыток.
В Европе в1970-е был принят официальный символ гомосексуалов – «радуга» и выработанаконцепция с основными политическими требованиями: легализация однополыхотношений и право на вступление в брак. В последнее время добавилось ещетребование – право на усыновление. Первой страной, узаконившей в 1989 г. союзы(зарегистрированное партнерство) между гомогенными парами стала Дания. Вслед заней последовали Нидерланды (где с сентября 2000 г. существует еще иинститут непосредственно брака), Чехия, страны Скандинавии. В апреле 2005 г.Новая Зеландия разрешила однополые гражданские союзы. В декабре 2005 г.очередной страной, вступившей на путь легализации гомосексуальных отношений,стала консервативная Великобритания. Существуют страны, которые имеют в своихконституциях пункты, официально запрещающие дискриминацию по признакусексуальной ориентации.
Что касаетсяРоссии, то первые попытки инкорпорирования гей-институтов на родную почву неувенчались успехом. В 1984 году 30 молодых ленинградцев объединились всообщество геев и лесбиянок – «Гей-лабораторию». Они занимались тем, чтопереправляли на Запад информацию о бедственном положении советских «голубых».Им удалось установить связь с финскими коллегами, с помощью которых лабораторияразработала программу по профилактике СПИДа. Однако КГБ предъявил организацииполитические и идеологические обвинения и подверг членов группы репрессиям. В1985 году генеральным секретарем КПСС становится член Политбюро М.С. Горбачев,приступивший к либерализации режима. Политика гласности во многом способствовалаподнятию гомосексуального самосознания. На волне распада СССР оформляется и рядорганизаций сексуальных меньшинств – «Ассоциация сексменьшинств», «Московскийсоюз геев и лесбиянок», «Ассоциация за равноправные права гомосексуалистов»(АРГО). Под их эгидой издаются тематические периодические издания – газеты«Тема» (при поддержке демократичного Моссовета), РИСК («Равноправие-Искренность-Свобода-Компромисс»),«1/10»; журналы – АРГО, «Ты», «Гей-славяне» и др.
Воодушевленныегеи и лесбиянки, мобилизуясь, начали добиваться от власти отмены 121 статьи.Фактически, вся их деятельность в тот период сводилась именно к этому (заисключением вопросов, относящихся к профилактике и предупреждения СПИДа). Когдаже в мае 1993 г. требование гомосексуалистов новой России былоудовлетворено, в большинстве их организаций наметился серьезный кризис споследующим расколом. Вдруг обнаружилось, что дальнейшей стратегии развития иплана действий просто не существует. Иностранные фонды, поддерживающие в начале90-х гг. гей-движение России, быстро свернули свою деятельность, понимаябесперспективность вложений. Стало ясно, что новая власть не собираетсяпокровительствовать гомосексуалам.
Массовостигей-движение в России так и не достигло. После раскола оно так и не смогловновь выступить единым фронтом. На сегодняшний день мы имеем лишь разбросанныепо стране локальные организации.
В 2003 г.несколько депутатов нижней палаты российского парламента вынесли на обсуждение2 антигомосексуальных законопроекта. Первый из них предполагал уголовнуюответственность «За пропаганду гомосексуализма» (наводнившего телевидение) путемлишения возможности занимать определенные должности или отстранение отдеятельности на срок от 2 до 5 лет. Второй предлагал реинкарнировать статью замужеложство, и ввести тюремное заключение от 1 года до 5 лет. Однако этиинициативы не были поддержаны необходимым большинством депутатов.
Характерныечерты русских гомосексуалов – индифферентность и аморфность. Есть и еще одиннюанс – фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциацийгеев и лесбиянок на федеральном уровне. Дискриминирующих статей в этом аспектенет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают всевозможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации [7,с. 12–15].
Основныепонятия
Сексуальныеменьшинства – общий собирательный термин, образованный по принципу сходства стакими терминами, как «национальные (этнические) меньшинства» (представители неглавнойнациональности или этноса), «политические меньшинства» (представителиоппозиции).
Понятие«сексуальные меньшинства» предполагает, что сексуальное меньшинство недевиантно и не патологично (так же, как не девиантны и не патологичнынациональные или политические меньшинства) и подразумевает законность,правомерность и некриминальность борьбы сексуальных меньшинств за свои права.
Впонятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальныепристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либореализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласиюдвух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей илиправа животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы(сексуальное влечение к животным); некрофилы (стремление к сексуальнымдействиям с трупом), педофилы (стремление к сексуальным действиям с детьми) [4,с. 64].
Гетеросексуальность – это одна из трехвозможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое(платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только иисключительно к лицам противоположного пола.
Двумя другимисексуальными ориентациями являются бисексуальность и гомосексуальность.
Бисексуальность – бисексуальнаяориентация – определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое),эротическое (чувственное) и / или сексуальное влечение к лицам каксвоего, так и противоположного пола, не обязательно в равной степени и необязательно одновременно.
Гомосексуальность (от др.-греч. ὁμός, homos – тот же, одинаковый и лат. sexus – пол)– предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнера,объекта эротического влечения и / или любовных отношений. Термин былпредложен венгерским врачом Л. Бенкертом (1869) с целью обозначения половоговлечения к лицам того же пола.
Гомосексуальностьв широком смысле – это один из видов сексуальности человека, складывающийся изсексуального влечения к лицам своего пола, осознания себя как лицагомосексуальной ориентации и сексуальной практики с лицами своего пола.
Гей (англ. gay) – английскоеприлагательное, изначально означавшее «беззаботный», «веселый», «яркий,театральный». Слово «gay» начало приобретать в английском языке сексуальнуюокраску в конце 17-го века, когда оно использовалось в значении «человек,пристрастившийся к удовольствиям», «предающийся сладострастию». В конце 19-гостолетия термин «gay life» (буквально: «гей-жизнь», «беззаботная жизнь») широкоиспользовался в английском языке для обозначения проституции и других формвнебрачного сексуального поведения, которые воспринимались обществом как аморальные.В современном английском языке это слово обычно используется каксуществительное или прилагательное, обозначающее однополую сексуальнуюориентацию – гомосексуальность. В русском языке термин «гей» используетсятолько как существительное и только для обозначения человека гомосексуальнойориентации мужчин-гомосексуалов.
Лесбиянство. Термин происходит отназвания греческого острова Лесбос, куда сбежала из Афин от преследований инасмешек древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже воспринимали как воспеваниеоднополой любви между женщинами [5, с. 281–282].
Транссексуалы.Индивиды,неуклонно стремящиеся поменять свой пол на противоположный. Такие людисуществовали всегда, но долгие века они воспринимались, мягко говоря, каксумасшедшие и находились за гранью не только бытового, но и медицинскогосознания. В 1966 году американскому исследователю Г. Бенджамину в своейкниге, посвященной этому вопросу, удалось убедить медицинскую общественность втом, что прежнее мнение о наличии у этих людей психического заболевания былоневерным. Он же ввел термин «транссексуализм» и доказал, что в данном случаеречь идет об особой форме психосексуального расстройства, при котором телочеловека остается достаточно здоровым и являет собой признаки одного пола, апсихика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит человекудругого пола, что подтверждается всем его поведением и стилем жизни,привычками, манерами, одеждой [4, с. 71].
/>Подходы к гомосексуальности
Эссенциализми конструктивизм в исследованиях гомосексуальности
Единогомнения относительно того, является ли человеческая гомосексуальность нормой илиотклонением, до сих пор не существует.
Осмыслениепроблем сексуальности вообще и гомосексуальности в частности в науке ипублицистике проходит, главным образом, через полемику двух фундаментальныхподходов – эссенциалистского и конструктивистского.
Гомосексуальностьпри эссенциалистском подходе понимается как сущностная противоположностьгетеросексуальности – в новейшее время аргументы для такого понимания ищутся нев библейских моральных запретах, а в биологической (генетической)предопределенности того или иного типа сексуального поведения: от природыкаждый человек-то или иное, и социокультурные воздействия не способны изменитьэто положение дел. Парадоксальным образом эссенциализм является основойвзглядов и радикальных противников гомосексуальности (настаивающих наизначальной ущербности всех, кому она свойственна), и ее защитников,утверждающих, что за неотчуждаемые, природные свойства человека карать нельзя.
Другая точказрения и теоретическая перспектива основывается на культурном анализесексуальности, предложенном французским философом Мишелем Фуко в его работе«История сексуальности». Фуко показывает, что западная культура пронизанасексуальностью и стремится обозначить причины разных сексуальных практик икатегоризировать их, отыскать «истину секса», а идентичность и даже внутреннююсущность человека определить через его сексуальную биографию. Фукообнаруживает, что то, что сегодня называется гомосексуальностью, в разныхкультурах и в разные эпохи категоризировалось по-разному: так, в некоторыхполисах Древней Греции классического времени определенный тип гомосексуальныхотношений (между взрослым мужчиной и подростком) был идеализирован в качествесоциальной практики, не менее важной, чем институт брака между мужчиной иженщиной, причем подразумевалось, что один и тот же мужчина может участвовать вобоих типах отношений, – а вопрос о личных эротических предпочтениях человекапризнавался несущественным. Современное понимание гомосексуальности какопределенной сексуальной ориентации предстает у Фуко не научной истиной, авсего лишь продуктом своей эпохи и свойственной этой эпохе картины мира (эпистемы).Выводы, близкие выводам Фуко, получили во второй половине XX века и ученые,изучавшие формы сексуальности у народов, не подвергавшихся влиянию западной цивилизации(прежде всего, у племен Новой Гвинеи): проявления гомо- и гетеросексуальности уэтих народов значительно отличаются от известных и привычных в Европе.
Новейшиеисследователи, восприняв идеи Фуко, внесли значительный вклад в развитиеанти-эссенциалистского подхода, который рассматривает сексуальность каксоциально-исторический конструкт. Сексуальная идентичность понимается какрезультат длительного процесса социализации, структурированного культурнымитрадициями, классовыми характеристиками, одобряемыми гендерными ролями илисемейной историей. Значения, которыми мы наделяем собственную сексуальность,социально организованы, определены набором дискурсов, которые стараются донестидо нас то, что такое сексуальность, какой она может быть и соответственно какойона должна быть [3, с. 24–25].
Фрейд игомосексуальность
На рубеже XIX–XXвеков принципиальное направление научным взглядам на гомосексуальность былозадано работами Зигмунда Фрейда, полагавшего, что от природы человекбисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детскомвозрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают принекоторых сбоях в этом развитии. При этом Фрейд был склонен относиться кгомосексуальности весьма терпимо и полагал, что терапия должна быть направленане на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего какследствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и напринятие пациентом собственного «я» [3, с. 28].
Биологическиеосновы гомосексуальности
Многиепредставители естественных наук полагают, что гомосексуальность – биологическаяособенность организма, определяемая генетическими или иными врожденнымифакторами. Биологические исследования гомосексуальности ведутся по следующимосновным направлениям: изучение гомосексуальных проявлений у животных и поискгенетических и гормональных характеристик, отличающих людей гомосексуальной игетеросексуальной ориентации. Ряд научных журналов публикует биологическиеисследования гомосексуальности, в частности специализированный журнал Journalof Homosexuality.
В настоящеевремя гомосексуалисты участвуют в научных исследованиях, целью которых являетсякак изучение биологических и психологических причин гомосексуальности, так исоциологические аспекты.
Генетическиеисследования
Особенностигенетики гомосексуалистов пока изучены мало. Поиски гена или геновгомосексуальности ведутся учеными начиная с 1980‑х гг.
Как и вомногих других исследованиях, пытающихся отличить врожденные признаки отприобретенных, важный материал был получен из анализа родственников и, вособенности, однояйцевых близнецов. Было показано частое наличие угомосексуальных мужчин нескольких старших братьев, а также отмечалосьпроявление гомосексуальности у обоих однояйцевых близнецов даже в тех случаях,когда они воспитывались раздельно.
Полученные кнастоящему времени результаты не дают возможности однозначно интерпретироватьгомосексуальность как генетически закрепленную характеристику, но и непозволяют отказаться от дальнейших поисков в этом направлении. Так какдействительно некоторые особенности генетического материала у обследованныхгомосексуальных мужчин оказываются общими. А вот существенных генетическихособенностей у гомосексуальных женщин не обнаружено.
Исследованиягормональной системы
Схожаякартина наблюдается и в эндокринологических исследованиях, посвященных изучениювлияния гормонов на формирование сексуальности. Сообщалось о том, что повышениеуровня мужских гормонов в пренатальный период приводит к гомосексуальности ребенканезависимо от его пола, а также об отличиях в величине гипоталамуса у гомо- игетеросексуальных мужчин. Но проводимые исследования никак не покрывают всехслучаев. В частности, закономерности, устанавливаемые для мужскойгомосексуальности, оказываются недействительными для женской. Это дажезаставляет некоторых представителей естественных наук говорить о различнойприроде мужской и женской гомосексуальности.
Психологическиеисследования
Психологическиеисследования гомосексуалистов и лесбиянок показывают, что они отличаются похарактеристикам личности от гетеросексуальных людей. Исследования показывают,что гомосексуалисты по характеру напоминают женщин, они могут быть кокетливы,капризны, а лесбиянки мужественны (то есть похожи на мужчин) [3, с. 46–47].
/>
Отношение кгомосексуальности
Гомосексуальностькак грех
Речь идет нео всех современных религиях, а об иудаизме и основанных на нем христианстве и исламе,а также индуизме и конфуцианстве (другие религии в большинстве своем малоинтересуются гомосексуальностью и никак специально не высказывают своегоотношения к ней). Некоторые конкретные доводы религиозно настроенных людейпротив гомосексуальности основаны на интерпретации определенных эпизодовСвященного Писания (ветхозаветная история о уничтожении городов Содома иГоморры за грехи их жителей). В целом, безусловно, священные книги всех трехрелигий говорят о резком неприятии гомосексуальности.
Некоторыеконфессии (прежде всего, ряд течений протестантизма) считают запрет нагомосексуальность устаревшим и подлежащим отмене. Другие конфессии удерживаютэтот запрет и настаивают на его актуальности. Однако, в любом случае, запреты,накладываемые той или иной религией, в современном обществе могутраспространяться только на тех, кто причисляет себя к этой религии.
Гомосексуальностькак патология
В XVIII веке,когда процессы секуляризации в европейской культуре еще усилились и прогрессестественных наук привел к попыткам полностью объяснить человеческую жизньприродными факторами, возникло представление о гомосексуальных наклонностях како некоей природной аномалии, болезни (эта концепция представляла собой частныйслучай более общей идеи Ломброзо о том, что вообще грех и преступление сутьпроявления особой природы отдельных людей, то есть преступником человекрождается). С развитием в XIX веке клинической психопатологии и психиатриигомосексуальность стали понимать как умственное расстройство. Наконец, в XXвеке разновидностью концептуализации гомосексуальности как болезни сталоразрабатывавшееся в гитлеровской Германии понимание гомосексуальности какнеустранимого генетического дефекта, природной неполноценности индивида.
В отличие отвсех предыдущих способов концептуализации гомосексуальности,медико-биологический подход к ней делает акцент не на тех или иных конкретныхпоступках или формах поведения субъекта, а на некотором постоянном иливременном свойстве человека, которое наличествует в нем даже в том случае, еслиэтот человек никак не проявляет своих склонностей.
Гомосексуальностькак свойство личности
Публицисты-правозащитникиконца XIX века – Карой Кертбени, Карл Ульрихс, Магнус Хиршфельд и другие – поставилипод сомнение отношение к гомосексуальности как к патологии: по их мнению, нетоснований понимать гомосексуальность как болезнь, если своему носителю она непричиняет ущерба.
Социальныйвред гомосексуальности также был поставлен исследователями рубежа XIX–XX вв.под сомнение. На протяжении XX века в ходе общего распространения либеральныхценностей широко распространилась и концептуализация гомосексуального влечениякак свойства личности (скорее всего, врожденного), не требующего нимедицинского, ни юридического вмешательства.
/>Гомосексуальность вреднас демографической точки зрения, она приводит к падению рождаемости
Падениерождаемости, в самом деле, начиная с середины XX века представляет все болеесерьезную проблему для европейской цивилизации. Характерно, однако, что этапроблема появилась за несколько десятилетий до широкомасштабной либерализацииотношения общества к гомосексуальности. Распад традиционной семьи с большимколичеством детей стал результатом сложного комплекса факторов, среди которыхдекриминализация гомосексуальности вряд ли играет значительную роль. Основнойвклад в демографический спад в Европе вносят гетеросексуальные семьи без детейили с единственным ребенком.
Гомосексуальностьвредна с медицинской точки зрения, поскольку анальный секс более травматичен исвязан с большим риском заражения СПИДом
Действительно,травматическая и инфекционная опасность анального секса относительно высока,хотя и другие формы сексуального контакта сопряжены с определенными опасностямидля здоровья. Строгое соблюдение гигиены и следование правилам безопасногосекса существенно снижает риск, но, как и в других случаях, не сводит его кнулю. Анальный секс не является ни исключительно гомосексуальной практикой (этаформа контакта используется и гетеросексуальными партнерами), ни всеобщейгомосексуальной практикой (используется не во всяком гомосексуальном контакте ине всеми лицами гомосексуальной ориентации), а потому, переносить негативноеотношение к анальному сексу на гомосексуальность неправомерно.
В жизни идеятельности современного человека есть множество явлений, сопряженных сповышенной медицинской опасностью. Травмами, в том числе со смертельнымисходом, чревато использование самой разной техники начиная с автомобиля.Многие, в том числе широко распространенные, виды пищи вредны для здоровья. Созначительными рисками для организма связаны занятия многими видами спорта напрофессиональном уровне. Наконец, вред от курения и употребления алкоголя неподвергается сомнению современной наукой. Однако человечество в целом неотказывается от этих и многих других вещей: верх берут соображения пользы,удобства, удовольствия. Забота о своем организме не является главнымрегулятором жизни большинства людей – и это распространяется в том числе насексуальную сферу. Выбор человеком образа жизни, в котором присутствует та илииная доля риска для его собственного здоровья, будь то злоупотребление кофе,занятия альпинизмом или анальный секс, вряд ли может быть поводом дляморального осуждения [6, с. 51–54].
/>/>/>
Проблемы гомосексуалов
Гомосексуалистыи общество
Гомосексуалистымалочисленны по сравнению с гетеросексуальными мужчинами, но, тем не менее,играют значительную роль в обществе выступая как социальная группа. Так какгомосексуалисты являются сексуальным меньшинством, возникают проблемы,связанные с их дискриминацией.
По мересмягчения отношения к гомосексуалистам в обществе, возникло гей-движение,пропагандирующее приемлемость гомосексуализма и требующее законодательных мер,которые гарантировали бы им равноправие во всех сферах общественной жизни.
/>Движение за правасексуальных и гендерных меньшинств
(ЛГБТ-движение.ЛГБТ – сокращение от первых букв слов лесбиянка, гей, бисексуал и транссексуал)стремится добиться изменений в законодательстве, направленных на обеспечениеправ сексуальных и гендерных меньшинств.
Концепцияправ сексуальных и гендерных меньшинств не предполагает наличия у геев,лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров каких-либо особых потребностей,отличающихся от потребностей гетеросексуального большинства. Речь идет оправах, закрепленных в современном обществе за любым человеком или социальнойгруппой, – таких, как свобода собраний, возможность объединяться в общественныеорганизации, свобода выбора профессии и рода занятий, свобода получения ираспространения информации и т.п.
Противникамидвижения за права сексуальных и гендерных меньшинств являются разнообразныеполитические и религиозные организации и движения, совокупно обозначаемые как антигомосексуальноедвижение.
Отменаинструкций и положений, определяющих гомосексуальность как медицинскуюпатологию
Идея оравенстве прав гомосексуалов и лесбиянок с другими гражданами предполагаетофициальное признание гомосексуальности одним из вариантов сексологическойнормы в соответствии с современными научными воззрениями и с официальнымидокументами ВОЗ. Вопрос о снятии с гомосексуальности маркера патологии илидевиации встал потому, что в более поздних исследованиях, в которых участвовалидобровольцы, не удалось обнаружить каких-либо соотношений между гомосексуальностьюи психическими расстройствами, нарушений психологической и социальной адаптациигомосексуалов. (Раньше подобные исследования проводились на клиническомматериале обратившихся к врачу или психологу гомосексуалов или на материалеосужденных за гомосексуальные половые акты). В связи с этим встал вопрос осоответствии гомосексуальности определению медицинской нормы. Медицинская нормаопределяется как практическое отсутствие или незначительная выраженностьнарушений социального и биологического функционирования человека, состояниепрактического здоровья.
Организациигомосексуалов и сочувствующие им либеральные медики, либеральные политики иправозащитники борются за отмену инструкций и положений, определяющихгомосексуальность как медицинскую патологию, как сексуальную девиацию или психическоерасстройство, и за принятие официальных документов (на уровне минздравовнациональных государств и на уровне национальных ассоциаций психиатров ипсихологов), однозначно определяющих гомосексуальность как вариантсексологической нормы и запрещающих какое-либо «лечение от гомосексуальности»или «коррекцию сексуальной ориентации» здоровых людей, каковыми в настоящеевремя признаны гомосексуалы.
Во многихстранах, прежде всего демократических, отмена инструкций и положений,определяющих гомосексуальность как медицинскую патологию или как сексуальнуюдевиацию, уже состоялась. В России признаком медицинской нормы по-прежнемусчитается гетеросексуальность, однако в списке расстройств половогопредпочтения, подлежащих клиническому лечению, гомосексуальность, в отличие,например, от транссексуальности, явным образом не упоминается (Приложение кПриказу 311 Минздрава РФ).
Отменазапрета на донорство
В некоторыхстранах (в том числе и в России) существует запрет на взятие крови и органов у«представителей сексуальных меньшинств». ЛГБТ-организации предпринимают попыткиоспорить эту норму и добиться отмены дискриминации (примеры в России, Австралии,США). В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации готовит поправку, отменяющую эту дискриминационнуюполитику.
Обеспечениереального равенства прав
ЛГБТ-организациитакже выступают за включение прямого упоминания представителей секс-меньшинствв антидискриминационных законах (или за принятие отдельныхантидискриминационных законов по секс-меньшинствам). Они также добиваютсяпрямого упоминания сексуальной ориентации в соответствующих статьях Конституций,гарантирующих равные права всем гражданам независимо от пола, возраста,вероисповедания, национальности.
Право нарегистрацию брака
В последниегоды в западных странах отмечается растущее движение в поддержку однополыхбраков. Факт регистрации брака закрепляет за парой права на наследованиеимущества супруга, социальное и медицинское страхование, льготноеналогообложение, воспитание приемных детей и другие преимущества, которыхлишены незарегистрированные пары.
Противникиоднополых браков утверждают, что по традиции и по религиозным нормам в бракмогут вступать только мужчина и женщина, а потому требования геев и лесбиянокпризнать за ними такое же право абсурдны. Сторонники однополого брака указывают,что регистрация брака есть юридическое действие, независимое от религиознойнормы (в большинстве современных государств юридическое и церковное оформлениебрачных отношений происходят раздельно), и что закон должен следовать заобщественными изменениями, приводящими к ликвидации неравноправия между людьми,– как это и происходит на протяжении последних столетий, когда постепенноотменялись существовавшие прежде запреты на регистрацию браков (например, междусупругами, принадлежащими к различным конфессиям).
Среди стран,предоставивших однополым парам полноценное право на брак, находятся Голландия, Бельгия,Испания, Швеция, и Канада. Однополые партнерства (гражданские союзы) узаконеныво многих странах Западной Европы (Великобритания, Дания, Норвегия, Гренландия,Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, СевернаяИрландия, Чехия, Словения, Швейцария с 2007 года). Кроме того, в некоторыхстранах Северной, Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключатьбрак. В различных странах однополые брачные союзы могут называться по-разному;различается и перечень прав, которыми пользуются члены подобных союзов.
Усыновление
Во многихстранах, где однополым семейным парам предоставляются широкие права, вопрос овозможности воспитания ими приемных детей рассматривается отдельно от вопроса овозможности создания самих браков [10, с. 292–298].
Заключение
В течение долгого времени гомосексуалисты, лесбиянки,транссексуалы и бисексуалы были вынуждены жить, скрывая свое отличие, молчатерпя преследования, презрение, унижения, шантаж и даже убийства. Отличающиесяот других должны были терпеть отрицание своей «неполноценности». Становясь вовсех социальных кругах жертвами, объектами насмешек, сплетен; отличные в своихсексуальных предпочтениях отвергались всеми и вся. Общество, управляемоестереотипами и предрассудками отрицает права сообщества лесбиянок, геев,транссексуалов и бисексуалов. Но ни сексуальные предпочтения, ни гнев отбессилия перед непониманием общества, думающего, что все несоответствующее ихпониманию является чем-то анормальным и постыдным. Каждый человек имеет правона уважение его достоинства, независимо от его цвета кожи, языка, материальногодохода, культуры, религиозной веры, политической идеологии или сексуальныхпредпочтений [2].
Такая позициянаходится в полном соответствии с современными международными стандартами правчеловека, которых Россия обязалась придерживаться. Принятая в 1995 г.Генеральной Ассамблеей ООН «Декларация принципов терпимости» гласит: «Люди посвоей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению иценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
«Терпимость –говорится там же – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг,но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это добродетель, котораяделает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культуроймира»[1].
Вероятно, наше общество пока еще не готово адекватнооценивать и воспринимать то, что не соответствует общему восприятию. В такомслучае невозможно говорить о какой-либо толерантности к сексуальнымменьшинствам! В любом случае не стоит осуждать тех, кто не соответствует покаким-либо признакам так называемым законам общества…
Приложение[2]
Общественно-политическиефакторы, способствующие дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств.
Отношениероссийского общества к геям и лесбиянкам остается неоднозначным ипротиворечивым. Судя по данным опроса ФОМ, почти половина респондентов (47%),по их признанию, относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам с осуждением. Такоемнение чаще других разделяют мужчины и люди старшего возраста, малообразованныеграждане и жители сел. Немногим меньше (40%) – заявляющих, что они относятся кпредставителям сексменьшинств без осуждения. Такую позицию чаще разделяютженщины, молодежь, высокообразованные респонденты, а также жители Москвы иостальных мегаполисов. Еще 13% опрошенных затруднились выразить свое отношениек людям нетрадиционной сексуальной ориентации.
Такимобразом, общественное мнение в данном вопросе расколото пополам и говорить окакой-то единодушной нетерпимости россиян к геям и лесбиянкам нет оснований. Это подтверждают иданные других социологических исследований.
Вместе с тем,наблюдается стремление общественного мнения к сегрегации сексменьшинств. Большинствороссиян считает, что они должны быть «невидимы». Половина опрошенных ФОМ (53%)считает, что геям и лесбиянкам следует скрывать от окружающих свою ориентацию,почти вдвое меньше (28%) – полагающих, что скрывать ее не нужно, и еще 19%затруднились с ответом на вопрос. Даже среди тех, кто относится к геям илесбиянкам без осуждения, 35% убеждены в том, что им необходимо скрываться.
Сокрытиесвоей сексуальной ориентации для большинства российских геев и лесбиянокфактически носит принудительный характер, значительно снижает качество их жизнии заставляет чувствовать себя социально неполноценными.
Список литературы
1. Артюнина Г.П. Основысоциальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. – 2005.– 576 с.
2. Беляева Ксения. Интернетиздание «Журнал Молодежной Культуры». Статья «Толерантность отношения ксексуальным меньшинствам» от 09.07.2004. mmj.ru/
3. Деревянко И.М. Гомосексуализм/ И.М. Деревянко. – М.: Знание. – 1991. – 264 с.
4. Каприо Ф. Многообразиесексуального поведения. М.: Артания. – 1995. – 350 с.
5. Келли Г. Основысовременной сексологии / Г. Келли. – 6‑ое издание. СПб.: «Питер». – 2000.– 896 с.
6. Кон И.С. Лунный светна заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп. – 1998. – 104 с.
7. Мондимор Ф.М. Гомосексуальность:Естественная история / Пер с англ. Л. Володиной. – Екатеринбург:У-Фактория. – 2002. – 333 с.
8. Официальный сайтРоссийской сети LGBT‑организаций. Сайт www.lgbtnet.ru
9. Положение геев илесбиянок в современной России. Сайт www.gayly.ru
10. Хайнце Э. Сексуальнаяориентация – право человека. Пер. с англ. З. Баблояна, М. Дмитриевойи Н. Иванова. – М.: Идея-Пресс. – 2003. – 366 с.