Реферат по предмету "Социология"


Связь социологии с другими науками

План:
Введение
Основная часть:
1. Понятие социологии
2. Социология и другие науки
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Социология – это наука озаконах становления, функционирования, развития общества в целом, социальныхотношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия междуэтими общностями, а также между общностями и личностью.
Задачей социологическойнауки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношенийкаждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получениеконкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления вразличных социальных системах для целенаправленного управления ими.
Социология тесно связанас самыми разными науками: с экономикой, философией, политологией и др.Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мыдокажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук ине изучаются другими науками.
Социология занимаетобщее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она даетнаучно обоснованное представление об обществе и его структурах, обеспечиваетпонимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то жесамое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии,морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.
Цель данного реферата:
1.   определение понятия социология;
2.   рассмотрение связи социологии сдругими науками.

Основнаячасть
 
1. Понятиесоциологии
 
Чтобы понять связь социологии сдругими науками, необходимо, прежде всего, дать понятие социологии.
Согласно определениюПарка и Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективноеповедение. Алекс Инкелес, в свою очередь, отмечает, что социология изучаетсистемы социальных действий и их взаимоотношения, и ее объектами являютсяобщества, институты и социальные отношения.
Социология пытаетсяпостичь поведение человека, детерминируемое, прежде всего, культурой, бытом,социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, вполе зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения изависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.
И. Робертсон называетсоциологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение. ПоДжеку Д. Дугласу, социология является наукой, которая изучает человека иобщности и стремится определить их характерные черты, особенно на основесовременных цивилизаций. Под «научностью» подразумевается в данном случае, каки в приложении к другим наукам, то, что накопленные знания об обществе иповедении человека более объективны и обоснованны, чем это может датьпрактическое мышление повседневной жизни.
Хотя социология обращаетвнимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являютсясоциальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социологияописывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальныхперемен, отклоняющегося поведения, религиозного поведения и семейной жизни.Социология исследует различия, которые существуют между социальными классами,политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями.При этом она не интересуется собственно межличностными различиями, хотя иногдадолжна рассматривать и их.
Д. Ноббс, Б. Хайн и М.Флеминг выдвинули определение, характеризующее социологию как научное исистематическое исследование поведения людей, живущих в группах. Имеются в видуорганизованные общности. Самой малой группой является, как правило, семья, асамой большой — нация или государство. Между ними находятся различные другиегруппы, такие как школа, рабочий коллектив, соседство, село или город — все,что можно назвать общностями.
Г. В. Осипов определяетсоциологию как науку об общих и специфическихсоциальных законах и закономерностях развития и функционирования историческиопределенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявленияэтих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп,общностей, классов, народов[1].
Болееподробное определение дает В. А. Ядов: Социология – это наука о становлении,развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации:социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальныхизменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука осоциальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия междумногообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука озакономерностях социальных действий и массового поведения.
Во всех приведенныхопределениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальноеповедение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования.Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальныефакторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общихчертах составляет социальную структуру общества) определяют социальноеповедение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именнос помощью этих структурных и ситуативных факторов.
Одни структурные факторывесьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структураобщества. Другие, в свою очередь, являются отвлеченными и как будто не стольочевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как исоциальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.
Областьисследования социологии весьма обширна, так как в ее круг входят черезсоциальные отношения самые разнообразные явления жизни. Такие важнейшие сферычеловеческого бытия, как брак, семейная жизнь, работа, учеба, детские игры,проведение свободного времени, массовая информация, социальное обслуживание илидома для престарелых, окрашены социальными отношениями и относятся, такимобразом, к существенным объектам исследования социологии.
Если приисследовании данных объектов внимание обращается лишь на немногие единицы,например, на один дом для престарелых, один трудовой коллектив или проведениесвободного времени молодежи в какой-то определенной местности, то тогда речьидет о микросоциологическом исследовании. Макросоциология, в свою очередь,рассматривает более широкие связи, как, например, различные скопления илисоциальные образования, коллективы. Типичное макросоциологическое исследование
рассматриваетобщества, государства и нации, т.е. большие  совокупности и их взаимоотношения.
На практикеразница между микро- и макросоциологией не столь очевидна, так как поиски общихзакономерностей явлений могут поднимать исследование до макросоциологическогоуровня, хотя само исследование и не охватывало бы больших совокупностей в вышеуказанном смысле. Поэтому следующие примеры являются только ориентировочными вопределении границ между микро- и макросоциологией.
Общество, какединица исследования макросоциологии, считается социальной системой, котораясостоит из элементов, находящихся в определенном взаимоотношении. Часто этимиэлементами являются индивиды, но ими могут быть также группы, учреждения идругие подъединицы. Элементы социальной системы, подъединицы, связаны друг сдругом и тем самым со всей совокупностью, системой.
Система имеетсвою структуру, которая включает в себя совокупность всех отношений вопределенное время.
Макросоциологияизучает среди прочего союзы, организации, партии, шкалу профессий, церковь,общественные классы, социальные слои и меньшинства как относительно постоянныесоциальные системы. Говоря обобщенно, объектами макросоциологии являютсяструктура и закономерности возникновения, развития, изменения и взаимодействиябольших образований или социальных процессов.     
Зато в микросоциологииуделяется особое внимание интересам, мотивам, отношениям, ожиданиям, чувствам ивзаимодействиям в малых единицах в том случае, если они представляют собойсоциальную группу.
Из вышесказанного можнозаключить, что макросоциология рассматривает корреляции, основанные нагрупповых данных, не пытаясь делать выводы об индивидуальных корреляциях.Например, такие термины, как разделение труда, степень социальнойдифференциации, уровень потребления, социальная солидарность и динамикасоциальных перемен характеризуют группу, общность или общество и не релевантныдля характеристик индивида.
Граница между микро- имакросоциологией достаточно условна, однако методологически оправданна,способствуя большей четкости в систематизации объектов социологии. Объектымакросоциологии – общности и их социальные связи, пожалуй, более существенны изначимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает и научного интересак меньшим социальным группам. Социология выявляет и изучает силы, которыепроявляются во всех сферах общественной жизни и которые влияют объективно какна малые, так и на большие общности.
Объектом науки социологииявляется данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективногомира. Предмет науки есть воспроизведение данной реальности на абстрактномуровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрениязакономерных связей и отношений этой реальности.
Предметом любой наукивыступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результаттеоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенныезакономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфическиедля данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построениемодели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону»,«аспект» социальной реальности, на которую направлена деятельность социолога[2].
Природа иобщество, выступая в качестве различных объектов науки, изучаются социально-гуманитарнымии естественными дисциплинами. Каждый объект науки «расчленяют» на отдельныечасти, срезы, фрагменты, превращая их в предмет исследования. Поэтому требуетсяпроведение разграничения между понятиями «объект» и «предмет» познания.
Объектпознания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, чтопротивостоит ему в качестве объективной реальности. Исходя из этого, любоеявление, процесс или событие общественной жизни могут быть одновременнообъектом исследования самых разных наук. Например, семья служит объектомпознания и психологии, и демографии, и экономики, и истории и т.д. Нонеобходимо отметить, что данные науки отличаются друг от друга предметом своегоисследования. Каждая из них изучает только ей присущую сторону или сферуобъективной реальности; специфические только для изучаемой науки законы изакономерности этой реальности, а также особые формы проявления и механизмыосуществления этих законов и закономерностей. При этом используются методы ипонятийный аппарат, свойственные именно этой науке.
Такимобразом, предметом исследования конкретной науки является та или иная частьобъективной реальности, которая берется не целиком, а лишь той ее стороной,которая определяется спецификой данной науки. При этом остальные стороныконкретной части исследуемой объективной реальности в данном случае будутрассматриваться как второстепенные, не столь важные или как условиясуществования изучаемого объекта.
Так же, как ипредмет любой другой науки, предмет социологии не является стабильным,зафиксированным раз и навсегда. В процессе познания происходит его постоянноеразвитие, меняются представления о нем. На его развитие влияют два решающихфактора: прогресс самого научного знания и потребности общества. Это как раз иобъясняет, почему с момента образования социологии идут споры о ее предмете,ведь он формировался и продолжает формироваться под воздействием указанныхфакторов.

2. Социология и другие науки
 
До недавнего временисамостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным.Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других(конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюденияфактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельнойнаучной дисциплиной.
Делались также различныепопытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой(история, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют донастоящего времени различные школы и направления в социологии, которыесвязывают существование социологии с разработкой какой-то определенной областичеловеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия,признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.
Данный взгляд возник наначальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основания.Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время онипереживали переходный период в своем развитии. Ведь уже О. Конт рассматривалпрогресс человечества как развитие знания, который проходит три этапа: оттеологических систем к метафизическим, а от них к позитивному (т.е. реальному,подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в периодперехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существеннойтрансформацией методологических основ общественных наук.
Наука отказалась отподдерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередьклассической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи сэтим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представлениеоб обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиямиеще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой,могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание иреально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения иструктуры, как происходит взаимовлияние между ними.
В настоящее время социологиязанимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Этообусловлено рядом следующих причин:
во-первых, социология –это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития.В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзяэкспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклыдеятельности общества.
Во-вторых, социологиявыступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарныхнаук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трехуровней социологии.
В-третьих, социологияразрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методысоциального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другимиобщественными и гуманитарными науками для получения наиболее достовернойинформации об интересующем их социальном явлении или процессе.
В-четвертых, в настоящеевремя проводится целая система исследований на стыке социологии с другиминауками, которые получили название социальных исследований(социально-экономические, социально-демографические, социально-политические идр.)[3].
Социология по областисвоих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук.В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различныхсоциальных связях, социология должна действовать также в таких сферах иобъектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например,педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием;экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политическиесобытия и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всемэтим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.
Социология являетсяотнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всюсферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия,история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками ииспользует накопленные ими знания в своих целях.
Социология сталасамостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеети теперь естественную связь со своими истоками.
Наиболее близкой ксоциологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая«социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическоесущество, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развитиячеловека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов,приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальнойантропологии – ментальные возможности человека, определенные аспектычеловеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различныхгрупп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социологиясовпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного,такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психическойсистемы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речьможет идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждаяиз научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные егостороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга,смежные науки и обогащают друг друга.
Общее название«общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению кисследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногдаузко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социологиясчитается лишь одной из общественных наук.
Экономика изучаетпроизводство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическоеповедение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в своюочередь, стремится разработать модели экономического поведения различных группи исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом,социология интересуется, прежде всего, социальным поведением человека вразличных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называетсяэкономической социологией.
Связи социологии сэкономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Веберявляются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многиесоциологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферыэкономики.
Экономическая социологиясегодня является одной из самых динамичных отраслей знания[4].Теперь не только социологи, но даже экономисты, всегда стойко защищавшиеприоритет своей науки в исследовании хозяйства, склоняются к тому, чтосоциологический подход может быть полезен. Видимо, с экономической социологиейсейчас происходит то, что случилось с экономической историей столетие назад,когда экономисты все-таки вынуждены были признать, что история хозяйстваявляется немаловажной отраслью экономического знания, хотя не обошлось и безскандала – «борьбы методов» (австрийская школа против немецкой историческойшколы политэкономии).Но как только наука формирует свой предмет и метод, встаетвопрос об ее истории. Экономической социологии в этом плане повезло меньше.
К примеру, социологиятруда давно описала свою историю[5]. Еще недавно приходилосьдоказывать, что экономическая социология – не новое образование, что термин «экономическаясоциология» использовался в прошлом веке, а книги под таким названиемпечатались в самом начале 20 века, что, наконец, ее фундамент заложили Э.Дюркгейм и М. Вебер.
Экономическаянаука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются впроцессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так какосновной формой деятельности общества выступает материальное производство,экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействуеттакже и с теорией этой деятельности – экономической наукой. Ведь на эволюциюсоциальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованноевлияние как радикальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи сэтим изменения места и роли человека в производственном процессе.
Трудоваядеятельность меняется с учетом развития человека как социального существа – чтокак раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявиливзаимосвязь повышения производительности труда с увеличением потребностейработника, с формированием на рабочем месте человеческих отношений и т.п.
Такимобразом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя иносителя определенных производственных функций, а о субъекте целостнойсознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, иосуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, ипостоянную корректировку самой себя. Так как условием жизнедеятельностичеловека является способ производства, лежащий в основе всех социальныхотношений и процессов, то естественно, что многие направления экономическихисследований непосредственно смыкаются с направлениями социологическихисследований. В то же время многие направления социологических исследований(социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительнойстепени основываются на экономических исследованиях.
Учение о государстве изучает,исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека,общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также исоциологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическаясоциология рассматривает среди прочего политические отношения и движения,различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей навыборах.
Социология сравниваетсячасто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология.Ранее уже говорилось о различиях и сходствах соответствующих предметовисследования, в дополнение приведем краткую характеристику данного вопроса.
1.             Психология изучает,прежде всего, индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.
2.             Социальнаяпсихология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностьюи культурой.
3.             Социологияизучает явления, относящиеся к социальной системе.
Следует помнить, чтонауки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянноспецифицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы.Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии иполитической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания,социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.
Социология, как и ряддругих наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическоезнание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделилсоциологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия всеравно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.
При исследовании рядаключевых проблем общественной жизни теоретическая социология теснопереплетается с социальной философией, так как многие положения и выводы второйоказываются органично включенными в первую. Но нельзя полностью отождествлятьсоциологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос самосуществование социологической науки. Социальная философия – это разделфилософии, занимающийся осмыслением качественного своеобразия общества в егоотличие от природы. Данная наука анализирует такие проблемы, как смысл и целисуществования общества, генезис и перспективы, направленность развития обществаи т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решениямировоззренческих проблем, при этом центральное место среди них занимаютсмысложизненные проблемы.
Социология не являетсяфилософской наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чемсоциальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развитияобщества, опирается на общефилософские законы, т.е. законы, действующие и вприроде, и в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальнойфилософии – законы соотношения общественного бытия и общественного сознания,законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находитотражение специфика социальной формы движения реальной действительности посравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этогонедостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфические связи ивзаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями ипонятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософскихзаконов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимаетсясоциология.
Общим для социологии исоциальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в егосистемности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится кпростой сумме входящих в него единиц.
Таким образом, можноотметить, что социальная философия выступает как общетеоретическая иметодологическая основа социологии, так как знание законов и категорий болееобщего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильногоподхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.
Для философии исходныйпункт исследования – это человек, а для социологии – общество. Это не означает,что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходныйпункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы,социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят кчеловеку с его потребностями и интересами. Если философия изучает сущностьчеловека, личности, то социология – личность как социальный тип.
Целью для философиивыступает выработка мировоззрения, процесс формирования, утверждения иниспровержения которой может длиться в течение целой эпохи или формации, а длясоциологии – получение достоверной, истинной картины современного мира ирешение конкретных общественных проблем своего времени.
Тесная взаимосвязь междусоциологией и политологией определяется тем, что, во-первых, социальныеобщности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами иобъектами политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основныхформ жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет насоциальные изменения в обществе; в- третьих, выявить закономерностиполитической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом каксоциальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранноеявление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественнойжизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика ит.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в- пятых,общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое оказывают на негосуществующие в нем политические структуры и различные политические режимы.
Несмотря на это,социология и политология совершенно разные науки. Социология исследуетсоциальную реальность, социальную жизнь общества, изучает людей и общности какобъекты и субъекты деятельности, отношений и поведения. Политология же изучаетполитическую действительность, политическую жизнь общества. Поэтому между этимидвумя науками существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возниклановая особая дисциплина – социология политики.
Важнейшим объектомрассмотрения социологии и политологии является гражданское общество. Но еслисоциология анализирует гражданское общество с позиций его социальной структуры,социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций инародностей, их взаимодействия и т.п., то политологию в данном случаеинтересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политическойсистемы, политические отношения, место, роль и функции существующихполитических институтов и организаций и т.д. Все силы политологии направлены навсеобщий анализ проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономерностиполитической жизни, чтобы на основе этого оптимизировать ее структуры, органывласти и т.д., а это возможно только при условии изучения общества в целом каксоциальной системы, что и выступает предметом социологии.
Социология как наукаимеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, вотличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призмуединичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знаниеобъективных социальных закономерностей и связей. Например, если главноевнимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностяхего восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призмуего социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоитизучение индивидуального «Я», а для социологии – проблемы межличностноговзаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога — это субъект и объектсоциальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентациион рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология беретиз психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, чтовыступает необходимой составной частью исследования поведения личности вколлективе и обществе.
У социологии много общегос такими науками, как демография, статистика, психология и др. Эта общностьзаключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведьопросы и наблюдения использует не только социология, но и психология,статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит своеширокое применение и в психологии, экономике и в естественных науках.
Особо следует отметитьналичие связи социологии с естественными и точными науками. Например, врезультате взаимодействия ее с биологией нашел свое специфическое выражениесистемный подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина.Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представитьсоциологию без специальных математических методов, которые позволяют обеспечитьвысокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.
Очевидна также связьсоциологии с правовыми науками, изучающими юридические нормы, которые с помощьюзаконов регулируют социальное поведение людей и закрепляют определенныеотношения внутри общества.
Социология оказываетбольшое влияние на развитие этики и эстетики. Она предоставляет имколичественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей,которые регулируют отношения между людьми. Она позволяет установить уровеньзрелости эстетического вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потребностейнаселения и т.п. В то же время социология опирается на понятия и выводыэстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизниобщества, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д.
Таким образом, есличастные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины ит.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни сточки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они ужеисследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальнойдеятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новыесвязи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества каксоциальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типовличности как субъектов деятельности. Так, по мнению М. Вебера, социологияначинается там, где обнаруживается, что экономический человек – это слишкомупрощенная модель человека. Таким образом, будет правомерно сказать, чтоутверждение социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются идругие односторонние представления о человеке (юридические, политические идр.).

Заключение
 
Итак, мы определили, чтоже представляет собой социология, а также выяснили связь социологии с другиминауками.
Из всего вышесказанногоможно сделать вывод, что социология довольно молодая наука, поэтому и внастоящее время совершенно справедливыми остаются слова о том, что наука неможет успешно идти вперед, если у нее нет своего общепринятого и всем одинаковопонятного языка. Чем совершеннее наука, тем точнее ее общие понятия, темпрочнее ее терминология. В этом отношении социология оставляет желать ещевесьма и весьма многого.
Проведение всевозможныхсеминаров, конференций, съездов, симпозиумов отечественных и зарубежныхсоциологов, а также обмен мнениями через печатные издания позволяет прийти кобщему мнению и достаточно продуктивно решать данную проблему.
Социология занимает,благодаря своей универсальности, центральное положение среди социальных наук.Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, чтосоциология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальноеповедение человека являются ведущим и определяющим фактором.

Списокиспользованной литературы:
 
1.             Дорин А.В. Экономическая социология. Учебноепособие. М., 2002.
2.             Кравченко А. И.Социология труда в 20 веке. Историко-критический очерк. М, 2002.
3.             Радаев В.В.Экономическая социология. Курс лекций. М., 1997.
4.             ЭрккиКалеви Асп. Введение в социологию. М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бог во плоти Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа
Реферат Методы поддержки длительной работоспособности электрооборудования
Реферат Вавилония
Реферат Формирование ресурсов банками США Управление активами американских банков
Реферат Civil Disobedience Essay Research Paper CIVIL DISOBEDIENCE
Реферат Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
Реферат Учебно-тематическое планирование к курсу "Органическая химия в 10классе" по новому учебнику О.С. Габриеляна
Реферат Планирование работы автотранспортного предприятия
Реферат Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы
Реферат Обеспечение исполнения обязательств
Реферат Актиниды
Реферат Исследование регрессионного анализа в статистическом изучении взаимосвязи показателей
Реферат Cheetah 2 Essay Research Paper CheetahAcinonyx JubatusI
Реферат RlinC
Реферат Нормативно-методическая база (НМБ)