--PAGE_BREAK--Стадии конфликта
Рассматривая вопрос о стадии, на которой находится конфликт, мы вновь должны обратиться к исходному определению социального конфликта. Это определение по необходимости носит весьма общий характер. В нем присутствуют такие элементы, как указание на связь конфликта с социальной напряженностью, с противостоянием социальных сил, с источниками социальных изменений.
Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
В предложенном нами определении мы отходим от такого понимания конфликта, которое основывается на идее ограниченных ресурсов, на которые претендуют разные стороны и которые, якобы, оказываются предметом конфликта, объектом — разнонаправленных притязаний. Мы исходим из того, что если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.
Сложнее обстоит дело с национально-этническими конфликтами. В разных регионах бывшего СССР эти конфликты имели разный механизм возникновения. Для Прибалтики особое значение имела проблема государственного суверенитета, для армяно-азербайджанского конфликта территориальный статусный вопрос Нагорного Карабаха, для Таджикистана — межклановые отношения.
Политический конфликт означает переход на более высокий уровень сложности. Его возникновение связано с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти. Для этого необходимо выделение на основе общей неудовлетворенности социального или национально-этнического слоя особой группы людей — представителей нового поколения политической элиты. Зародыши этого слоя формировались в последние десятилетия в виде незначительных, но весьма, активных и целеустремленных, диссидентских и правозащитных групп, открыто выступавших против сложившегося политического режима и становившихся на путь самопожертвования ради общественно значимой идеи и новой системы ценностей. В условиях перестройки прошлая правозащитная деятельность стада своего рода политическим капиталом, позволившим ускорить процесс формирования новой политической элиты.
В развитии политического конфликта на макроуровне особое значение имело переплетение источников этих трех конфликтов, установление связей между движениями разного рода. Так, важнейшим элементом поражения горбачевского курса стало выдвижение бастующими шахтерами и их руководителями требования об отставке Президента СССР, которая и будет представляться конфликтующими сторонами главным предметом столкновения.
Каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:
во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации, — все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;
во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.
Нормальное развитие конфликта предполагает, что каждая из сторон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Такой подход создает возможность сравнительно мирного развертывания конфликта с помощью переговорного процесса и внесения корректив в предшествующую систему отношений в направлении и масштабах, приемлемых для каждой из сторон.
Однако в переживаемой нами ситуации чаще бывает так, что сторона, инициирующая конфликт, исходит из негативной оценки предшествующего положения дел и декларирует лишь свои собственные интересы, не принимая во внимание интересы противоположной стороны. Противостоящая сторона вынуждена в этом случае предпринимать особые меры для защиты своих интересов, которые воспринимаются и интерпретируются инициатором конфликта как стремление защититьstatus quo.В результате этого обе стороны могут претерпеть определенный ущерб, который относится на счет противостоящей стороны в конфликте.
Такая ситуация чревата применением насилия: уже на начальной стадии конфликта каждая из сторон начинает демонстрировать силу или угрозу ее применения. В этом случае конфликт углубляется, так как силовое воздействие обязательно встречает противодействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротивления силе.
Чем большее стремление к применению силы наблюдается в конфликте, тем сложнее его разрешение, т.е. выход на новые параметры социальных отношений. Насилие создает вторичные и третичные факторы углубления конфликтной ситуации, которые подчас вытесняют из сознания сторон исходную причину конфликта.
Каждая из сторон вырабатывает на этой фазе свою интерпретацию конфликта, непременными элементами которой являются представление о правомерности и обоснованности собственных интересов и предпринятых в их защиту действий и обвинение противоположной стороны, т.е. создание образа врага. На этом этапе создается, следовательно, идеологическое оформление конфликта, которое для каждого из его участников выступает в виде определенной суммы критериев, разделяющих весь социальный мир на своих и чужих, на тех, кто либо поддерживает, либо не поддерживает именно эту сторону. Силы нейтральные, настроенные примиренчески, воспринимаются при этом как союзники противоположной или враждебной стороны.
Таков путь к возникновению новой фазы конфликта — тупиковой ситуации. Она означает практически паралич действий, неэффективность принимаемых решений, так как каждая из сторон воспринимает предложения и действия, направленные на выход из кризиса, в качестве одностороннего выигрыша противоположной стороны.
Тупиковая ситуация имеет тенденции к саморазрушению. Выход из нее может быть найден только на путях радикального пересмотра сложившейся ситуации и отказа от тактики борьбы по принципу «все или ничего». Как правило, такой пересмотр связан со сменой лидеров вначале одной, а затем и другой конфликтующей стороны, которые пересматривают сложившиеся на предыдущих этапах идеологические обоснования конфликтов, выявляя их мифологическое содержание и отсутствие социологического реализма.
Здесь открываются новые возможности для переговорного процесса, которые должны опираться на переопределение, новое осознание собственных интересов, основанное на опыте развертывания конфликтной ситуации и осмыслении общих потерь, понесенных сторонами на стадии обострения конфликта, его идеологизации и тупика.
Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть резюмированы следующим образом:
Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.
Инициирующая сторона — причины и характер ее действий.
Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта — изменения исходного положения дел.
Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.
Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
Использование силы или угрозы силой (демонстрации силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
Политические конфликты
Политический конфликт как область политических отношений.
Политический конфликт — это область политических отношении, в которой различные субъекты ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей и определенный статус, политическую власть и ресурсы на основе нейтрализации нанесения ущерба или поражения противника. Есть и другие определения политического конфликта. Но авторы придерживаются мнения о том, что сутью политического конфликта является несоответствие между тем, что есть и тем, что должно быть по предоставлению участников конфликта, субъективно воспринимающим свое место в обществе и свое отношение к политическим институтам, различным слоям общества.
Разновидности теории политического конфликта.
В настоящее время сложились две разновидности теории политического конфликта: англосаксонская и западноевропейская.
Основателем англосаксонской школы являются К. Боулдинг и А.Рапопорт. Боулдинг в работе «Конфликт и защита» (1962 г.) отмечает, что конфликты представляют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. В конфликтной ситуации субъекты сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. В ходе конфликтов субъекты борются за существование, за выживание в обществе. В общем такой подход Коулдинга напоминает нам биологизированный подход к исследованию политических конфликтов.
По его мнению конфликты бывают между:
различными людьми;
изолированными друг от друга группами;
соперничающими группами в какой-то сфере общества;
государствами;
государством и политическими институтами;
людьми и группами;
людьми и государством;
группой и группой.
Многие политологи не приемлют эту классификацию конфликтов. Они высказывают мнение о том, что Боулдинг не дает содержательного анализа конфликтов, не указывает на исторические причины происхождения конфликтов.
А. Рапопорт же считает, что конфликты подразделяются на 3 вида: войну, игру и спорт.
В англосаксонской школе отмечается, что конфликты чаще сводятся к психологическим противоречиям. Это наиболее рельефно просматривается в экономической сфере, в которой наряду с конфликтами мы видим разнообразную конкуренцию. Конкуренция — это выражение параллельных интересов, а конфликт есть выражение противоположных интересов.
Общая теория конфликтов отмечает, что конфликты познаваемы, их можно регулировать и разрешать. В этой связи наиболее значимой является теория конфликтов Д. Аптера. Он считает, что в обществе можно выделить 3 основных конфликта:
1. конфликт предпочтений (проявляющийся в различных видах кооперации);
2. конфликт интересов (проявляющийся особенно в конкуренции);
3. конфликт ценностей (он просматривается повсюду).
Последний вид конфликта является наиболее истинным, настоящим конфликтом. Представители англосаксонской школы конфликтологии ставят перед собой задачу нахождения программ урегулирования конфликтов в обществе. И такой подход вписывается в элитарную модель демократии. Главным является интегрирование членов общества, а не разъединение их. Конфликтующие стороны не представляют собой угрозы для общества. Нужно найти правила урегулирования конфликтов. Так, согласно теории Е. Нордлинжера существуют следующие правила урегулирования конфликтов:
Создание стабильной коалиции, основанной на принципе пропорциональности, на основе деполитизации, взаимного права вето, возможности компромисса.
Утверждение консенсуса, поскольку опора на большинство усиливает вероятность конфликтное сторон.
Достижение компромисса на основе национальной идентичности недолговечно, не приносит успеха. Оно приводит в итоге к проявлению насилия и давления.
Важную роль в урегулировании конфликтов нужно отводить лидерам, а не группам. Роль членов групп будет только отрицательной.
Нужно изучать и учитывать мотивы конфликтующих сторон.
Урегулирование конфликтов является прерогативой элит. Конфликты можно разрешать с помощью посредников.
В виде разрешения конфликтов стороны должны соблюдать терпимость к интересам друг друга.
В целом англосаксонская школа конфликтологии основывается на функциональном подходе, когда за каждым элементом политической системы общества отводится конкретная функция в обществе. Представители западноевропейской школы считают, что конфликты являются основой движения общества к новому состоянию. Здесь преобладает структуралистский подход. Лидером этого направления считается Р. Дарендорф. Он отмечает, что конфликты в обществе нужны и они неизбежны. Общественные изменения всегда и везде порождают конфликты. Во все времена, кто-то с кем-то не согласен, находится в состоянии конфликта. И любой конфликт разрешается путем применения насилия одной стороны над другой.
Конфликты так или иначе концентрируются вокруг проблем власти и ее распределения в обществе.
В последнее время сторонники этого направления обращают внимание на то, что в современных демократических странах усиливается роль деструктивных сил. Возникает проблема легитимизации различных видов власти, основанных не на конституционной основе. Ставится под сомнение то, что утверждение демократии в обществе является гарантией стабильности самого общества. Новые общедемократические и экологические движения выдвигают новые ценности, интересы и потребности, что с необходимостью вызывает пересмотр устоявшихся представлений о стабильности общества.
продолжение
--PAGE_BREAK--Позитивные и негативные функции конфликтов:
конфликты способствуют становлению относительного равновесия политических сил общества;
конфликты указывают на новые интересы различных групп общества, реализация которых способствует развитию общества;
конфликты способствуют переоценке устоявшихся ценностей и усвоению новых ценностей и политических норм;
конфликты усиливают рост лояльности различных групп общества, создают почву для взаимопонимания, согласия сторон и становления консенсуса;
на основе разрешения конфликтов выявляется и закрепляется энергия позитивной деятельности различных субъектов.
Но конфликты имеют и негативные последствия для политического развития общества.
Конфликты могут ускорить процессы дестабилизации общества.
Они могут спровоцировать различные субъекты на непрогрессивное развитие общества, обращение взоров в прошлое.
Конфликты усиливают отклоняющееся поведение людей. Они способствуют росту преступности, нарушению и несоблюдению политических норм и законов общества, распространению незаконного использования и хранения оружия.
Но так или иначе все конфликты направлены на перераспределение ресурсов власти, изменение ролей и статуса различных групп общества и отдельных людей. А эти намерения всегда выводят конфликтующие стороны на атаку на государственную власть. Тем самым мы и говорим о проявлении политических конфликтов.
В политических конфликтах важно обращать внимание не только на субъекты конфликтов: партии, организации, государство, фракции в парламенте, группы давления и др., но и на их поведение и интересы, мотивы политических действий.
Условия возникновения и стадии развития конфликтов:
Для возникновения конфликтов нужны 3 условия:
Нужна конфликтная ситуация.
Нужны конфликтные личности, партии, группы и др.
Нужен повод для начала конфликтов, т.е. некое внешнее событие, которое вызывает схватку конфликтующих сторон. Чаще всего конфликты проявляются в нестабильных политических системах общества, где ставится вопрос о смене типа политической системы или замене ее элементов и отношений.
Конфликты подразделяются на 2 группы:
1. конфликты с нулевой суммой;
2. конфликты с ненулевой суммой.
Конфликты с нулевой суммой указывают на взаимоисключающий характер конфликтующих. Их интересы и позиции диаметрально противоположны. Победа одной стороны влечет поражение другой, как, например, в гражданской войне, в конкурентной борьбе монополий и др.
Конфликты с ненулевой суммой — это такие конфликты, в которых конфликтующие стороны находят как минимум один способ разрешения конфликта, при котором интересы конфликтующих оказываются близкими или совместными в каком-то аспекте. Здесь проявляется терпимость и способность идти на взаимные уступки и компромисс. Конфликты с ненулевой суммой являются самыми распространенными в политических отношениях.
Конфликты имеют собственные стадии развития:
Любое внешнее событие, которое становится объектом конфликта.
Когда участники конфликтов начинают привносить в объект конфликта свои эмоции, настроения, стрессы, убеждения, интересы, не имеющие порой прямого отношения к объекту конфликтов.
Возникновение антагонизма конфликтующих сторон.
Когда конфликтующие стороны начинают бороться за создание новых соперничающих партий, организаций и движений с выдвижением их лидеров или руководителей.
Когда в ход событий вовлекаются электронные средств информации и печать, которые порой высказывают собственные оценки поведению конфликтующих сторон и природе конфликта.
Когда первопричина конфликтов забывается конфликтующими сторонами и начинается собственно политическая борьба партий, организаций и движений за влияние в обществе, за борьбу за власть.
В конфликтах можно видеть психологию их развития и объективную сторону развития. Под психологией развития конфликтов понимается тип поведения людей и их партий в самом конфликте. Выделяются 4 типа поведения конфликтующих сторон:
1. агрессивное поведение;
2. поведение, склонное к компромиссам;
3. поведение, склонное к подчинению;
4. уход от конфликта, бегство от конфликта.
В политическом процессе лучшими типами поведения конфликтующих считаются поведение, способное к компромиссам, поведение, уходящее от конфликтов, и, в крайнем случае, поведение, способное пойти на подчинение. В конфликтах противоположные стороны всегда ведут игру друг с другом. Они предвидят поступки друг друга и строят свое поведение с учетом возможных действий противника.
Далее любой тип поведения конфликтующих сторон носит эмоциональный характер. Нередко можно видеть как бы нелогичные поступки конфликтующих. Главное, эмоции усиливают остроту конфликтов. Отсюда стороны стремятся к избирательности своего поведения. Конфликтующие начинают искать разные точки опоры своего поведения: среди сторонников, союзников, попутчиков, случайных субъектов.
Состав конфликтующих сторон
В итоге в конфликтах мы видим следующий состав: участники, субъекты и посредники конфликтов.
Участником конфликтов может быть любой человек, любая организация, партия, когда они участвуя в конфликтах, не отдают себе отчета о цели и задачах конфликтов. Эти участники, не зная о смысле конфликтов, являются сторонними лицами, случайными лицами.
Субъектом конфликтов являются люди, партии и т.д., которые способны создавать конфликтные ситуации, влиять на ход развития конфликта в соответствии со своими интересами и потребностями. Субъектами конфликтов могут быть и представители государственных структур власти.
Посредники конфликтов. Ими, как правило, являются государство, религиозные деятели, общественные организации, выдающиеся лица, ООН, группы депутатов и др.
Чаще всего в роли посредников выступают различные представители государственных структур власти. Это вызвано тем, что:
Правительство располагает различными ресурсами и благами.
Государственные органы обладают правом использовать насилие, экономические санкции, политическое преследование, вооруженные силы и др.
Правительство обладает монополией на достоверную информацию о ходе конфликтов и о конфликтующих сторонах.
Это традиции авторитета законной власти.
Подчинение требованиям правительства является политической нормой и не вызывает со стороны конфликтующих сторон чувство неприязни и недружелюбия.
На ход развития и на длительность политических конфликтов влияют тип политической системы общества, особенности культуры, степень развития социально-экономических отношений, усвоение населением страны цивилизованных способов разрешения конфликтов, особенностей правящей элиты и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--Пути разрешения конфликтов
Конфликты разрешаются по-разному:
Существует индифферентный подход (безразличие, равнодушие, безучастность). В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликтов, ничего не делает для их разрешения, требования конфликтующих сторон забываются, остаются на бумаге. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов.
Метод подавления или принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликтов, незаконных арестов и др.
Командный или административный подход без серьезного экспертного анализа причин возникновения конфликтов. Сами власти нередко увлекаются волюнтаризмом, эгоизмом, не подкрепляют принятые решения необходимыми ресурсами (финансовыми, людскими, политическими, энергетическими и др.).
Демократический способ разрешения конфликтов посредством переговоров и достижения консенсуса. Консенсус всегда направлен на положительный результат, он противоположен голосованию на основе принципа большинства, когда в ходе голосования сохраняется напряженность, ибо победа большинства ущемляет интересы меньшинства и одного субъекта. После голосования не снимается напряженность между конфликтующими сторонами, она только принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной новой вспышки, конфликта.
Консенсус же формирует уверенность в том, что интересы всех будут учтены и будет проявляться справедливость в реализации нрав и свобод конфликтующих сторон. Основным принципом консенсуса является признание чужих интересов как гаранта для осуществления собственных интересов.
Есть мнение, что конфликты следует различать не по классовому подходу, а с точки зрения защиты основных прав и свобод личности. Тогда конфликты можно классифицировать так:
1. Конфликты интересов. Они чаще всего проявляются в тех странах, где существует значительный уровень развития экономики и благосостояния людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по интересам конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.
2. Конфликты по ценностям: свободе, равенству, справедливости, автономии, социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего бывают в тех странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и в бывших социалистических странах.
3. Конфликты идентификации кого-то с определенной группой, этносом, а не с обществом и целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в многонациональных странах.
Правовые конфликты
Мы рассматриваем юридический конфликт как наиболее острую форму противоречий, как последнюю стадию юридических коллизий, за которой следует кризис и полное сокрушение государственно-правовых институтов. Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон — государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического
состояния субъекта права.
Юридический конфликт — не одномерное явление, выражающееся в одномоментном столкновении «правосущего» и «праводолжного» Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает в двух аспектах — как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию.
В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого сознания.
Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих ценностей и как «писаного права», норм, законов и иных актов, приобрёл очевидную практическую направленность.
Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового.
Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта — политического, социального, межнационального, экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как «спичка», а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удаётся, то следует стремиться увеличить «зону юридического конфликта» и всеми средствами переводить общий конфликт с его «размытыми гранями» в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя «гасить» противоречия собственно внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта — задача в современный период крайне важная. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные, с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического конфликта заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по Конституции, а также конституционному и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления.
Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия. Например, в области трудовых отношений противостояние сторон нередко перемещается с локального и ведомственного уровня на государственный уровень, а экономические требования перерастают в политические забастовки. Забастовки по профессиям и регионам в России и на Украине 1993- 1994 годах характеризовались именно такой трансформацией, перерастания в требования проведения референдума о доверии президенту Украины, отставки правительства России.
Экономические конфликты и кризисы, развиваясь по собственной орбите, всегда сопрягаются с правом. Это касается соблюдения статуса хозяйствующих субъектов, объёма экономических функций в центре и регионах и методов регулирования экономических отношений. Но и здесь правовые средства могут помочь предотвратить конфликт и выйти из него легальным, наиболее безболезненным путём.
Попытаемся определить наиболее характерные проявления юридических конфликтов, имея в виду отмеченные выше их признаки. По нашему мнению, типичных, часто встречающихся конфликтных ситуаций, возникающих в связи с определённым объектом конфликта, может быть выделено шесть. Они могут «профилировать» конфликт, как бы придавая ему ту или иную направленность. Нередко причины появления конфликтов пересекаются и тогда возникает общий кризис государства и его институтов, всей правовой системы. Этот кризис усугубляется экономическими, межнациональными и иными кризисами. И всё-таки вычленим и дадим краткую характеристику собственно юридическим конфликтам. Первая разновидность юридического конфликта — это конституционный кризис. Такие кризисы — общие или частичные наблюдались в конце 50-х годов во Франции, в Италии, в Канаде, Бельгии. В настоящее время наиболее острые конституционные кризисы происходят в России на территориях бывших республик Союза, а также на территории Югославии. Во всех случаях общим является ослабление конституционного строя, нарушение целостности государства и подрыв его безопасности, создание не предусмотренных Конституцией и законами структур власти, незаконных вооружённых формирований. Таков, например, превентивно-запретительный смысл статьи 13 Конституции РФ, в которой вводится запрет на создание и деятельность общественных объединений, ведущих к насильственному изменению конституционного строя.
Анализ ситуации в России показывает, что конституционная реформа, проводившаяся без чёткой программы, «рывками», явилась катализатором конституционного кризиса из-за противостояния властей. Кризис охватил все ветви власти, ослабляя их функционирование. Сепаратистские действия нарушают целостность федерального устройства. Не обеспечивается реализация принципа народовластия из-за неопределённой тенденции усиления исполнительной власти, бюрократизации и коррумпированности аппарата. Не удаётся реально обеспечить конституционный статус граждан. Расшатываются конституционные основы экономической системы, когда неустойчивость форм собственности и режимов их использования не гарантирует рост производства и прочность хозяйственных связей.
Ослабли государственные границы, проникновение через них в любой форме не составляет труда. Суверенитет Российской Федерации нуждается в серьёзной защите.
Противоборство законодательной и исполнительной властей в России неизбежно вело к разрыву конституционных связей на всех уровнях государственной организации. Критерии конституционности актов и действий стали рассматриваться как относительные, не без влияния концепции «справедливое право выше закона».
Кульминацией явился указ президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который породил острые столкновения.
Политическое противоборство разных лидеров, партий, общественных движений, окрашенное подчас цветами амбициозности и субъективизма привело к тому, что собственно политический конфликт постепенно, по мере неуступчивости участников приобретал антиконституционную направленность. Конституционный кризис выразился в ослаблении многих государственно-правовых институтов и разрыве конституционных связей в государстве и обществе. Был разогнан парламент, произошло распадение Советов на местах.
Субъекты федерации произвольно меняли свой статус и отношения с центром, была приостановлена деятельность конституционного суда, в «досудебном порядке» была прекращена деятельность ряда партий, выпуск газет, введены цензурные ограничения. Верховенству Конституции и закона нанесён удар «указным правом», которым вводятся новые институты.
При всём разнообразии оценок происшедших событий антиконституционность указов и действий президента очевидны. Сокрушение принципов правового государства — тяжёлая расплата за неумение и нежелание предотвращать юридические конфликты и конституционные кризисы. Принятие Конституции 12 декабря 1993 года даёт надежду на уменьшение потенциала конфликтное в обществе.
Ещё одно проявление юридического конфликта связано с отчуждением граждан, населения от государства и его институтов. Эту тенденцию не могут скрыть временные «приливы» и «отливы» общественных симпатий к тем или иным лидерам, программ, которые быстро меняются. Проблема участия граждан теперь заменяется решением задачи общественной поддержки государственной власти, а она иссякает при отсутствии видимых положительных результатов экономической и иных реформ. Отметим в данной связи четыре разновидности отчуждения власти от масс.
В зарубежных странах не раз были открытые выступления против властных структур (в Португалии, Греции в 70-х годах, Турции — в 1983 году.). Не случайно в конституции Греции установлено, что всякий акт, узурпирующий народный суверенитет и власть, преследуется законной властью. Примечательно: соблюдение Конституции вверяется патриотизму греков, которые правомочны и обязаны оказывать сопротивление всеми средствами всякой попытке отменить её путём насилия (статья 120). Видимо, это повлияло на включение аналогичных положений новых Конституций России.
Открытые и одновременные выступления против властей и общественного порядка являются уголовно наказуемыми деяниями. Статья 79 Уголовного Кодекса предусматривает ответственность за массовые беспорядки, статья 190 пункт 3 — за организацию и активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок.
Отчуждение от власти выражается в утрате ею общественного доверия. Падение авторитета и престижа власти всегда является плохим симптомом, а при массовом характере служит острым проявлением конфликта.
Болезненным противоречием является гражданское неповиновение, известное в прошлом скорее по иллюстрациям из зарубежной жизни. Теперь нам пришлось в этом самим убедиться, когда на лицо открытое игнорирование населением положений Конституции, законов, указов и постановлений, непослушание властям, забастовки, митинги и пикетирование. Это заметно на примере республики Татарстан, Чеченской республики, население Северо-Кавказского региона, ряда областей.
Резкие массовые выступления под своими требованиями лиц разных профессий, приостановление работ, оказание услуг, поставок продукции находятся в ряду акций гражданского неповиновения.
К нежелательным последствиям приводит создание альтернативных структур власти. Незаконное наделение теми или иными правами общественных объединении, съездов, национальных конгрессов, формирование вооружённых отрядов служат свидетельством недоверия официальным властям и стремления решать дела на основе собственного усмотрения.
Юридический конфликт выражается также в массовых нарушениях прав человека и национальных меньшинств. Ограничения прав граждан, их масштабное несоблюдение, дискриминация граждан по национальному признаку уже привели к потоку беженцев и вынужденных переселенцев. Международное сообщество в лице своих институтов резко критикует подобные ситуации, осуждает правительства и вносит свой вклад в урегулирование конфликтов. Международные пакты, соглашения, акты о правах человека служат эталоном нормальной жизни в любом государстве. Состоявшаяся в октябре 1993 года в Вене встреча Совета Европы на высшем уровне завершилась принятием приложений к Венской декларации. Одно из них — «О нацменьшинствах», другое — «Декларация и план действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и любыми формами нетерпимости», третье — «О реформе контрольного механизма выполнения Европейской конвенции по правам человека» и создании Евросуда по правам человека. Жизнь подтверждает актуальность подобных акций.
Острый конфликт, обращённый внутрь республики и вовне, возник в Эстонии в связи с принятием Государственным Собранием закона об иностранцах, Протест дискриминируемого русскоязычного населения вынудил парламент обратиться к международной правовой экспертизе, которая подтвердила несоответствие закона европейским правовым нормам. Пришлось вносить изменения. Внутри Эстонии возникли очаги напряжённости, когда горсоветы Нарвы, решили в знак протеста против дискриминационных законов провести референдумы о статусе городов как национально-территориальной автономии в составе Эстонской Республики. Большинство участвовавших в референдуме на этот вопрос ответили положительно. Руководству республик с трудом удалось удержать противостояние в легальных рамках.
Если конституционный конфликт в силу своей значимости чаще всего порождается политическими причинами и как бы вырастает из политического конфликта, то в собственно юридической сфере наиболее острое проявление конфликт находит в сокрушении правовой системы. Нигилистическое отношение к праву, усиливаемое периодической борьбой за власть, сепаратистскими тенденциями, в резком ослаблении роли закона, в увеличении веса подзаконных актов. Юридическое противодействие субъектов федерации ведёт к непризнанию на их территории действия федеральных актов. Население вообще попадает под власть стереотипа непослушания и неисполнения законов и иных актов, популярным становится конформистски одобряемое поведение. Санкции редко применяются. Правовая система распадается.
Поэтому наиболее ярким выражением юридического конфликта паралич и развитие деструктивных идей в правовой системе. Резко нарушаются в ней внутренние связи. Многие акты принимаются произвольно, а присвоение права на издание актов становится средством деятельности органов и организаций. Губительный характер приобретает систематическое игнорирование и массовое невыполнение законов и иных актов, когда усмотрение становится квазинормой деятельности, когда не срабатывает механизм ответственности. Нередко из-за конфликтов задерживается ратификация международных договоров, например, России с республикой Молдова и с государством Балтии. Сдерживается и даже срывается программа принятия новых законов, столь нужных обществу, отмены и изменения действующих актов.
Негативный эффект приносит и противоречие между «словесной договорной эйфорией» и повсеместным нарушением достигнутых договорённостей, заключённых договоров и соглашений, такое состояние массового сознания и действия, когда скрытые мотивы поведения конфликтующих сторон берут верх над внешне выдержанными намерениями; это лишний раз подтверждает значимость социально-психологического фактора во всех юридических конфликтах.
Одно из типичных выражений юридического конфликта — несоответствие актов национального права, юридических действий конфликтующих сторон принципам и нормам международного права. На этом стыке международного и национального права нужно искать пути преодоления конфликтных ситуаций. Непросто, к примеру, обеспечивается согласование актов Европейского сообщества и государств, входящих в его состав. По данным европейских исследователей есть трудности в реализации общенормативных предписаний в сфере охраны природной среды, и государства ищут лазейки для избежания строгих экологических стандартов. Так, из 136 обязательных директив в Дании осуществляется 122, во Франции — 117, в Германии — 99, в Италии — 70. Европейская судебная палата может вынести им порицание за пренебрежение к её актам.
Выделим юридические аспекты международных конфликтов, возникающих в следствии острых противоречий между государствами и их союзами. Проявляясь в силу разных причин (несоблюдение договорных обязательств, вторжение за границу, военные нападения, провокации и т.д.) конфликты такого рода «порывают» с международными принципами, пактами и договорами, с одной стороны, с нормами конституционного права каждого из участников, с другой.
Подрыв государственного суверенитета всегда чреват угрозой миру и безопасности, ибо здесь в противоборство вступают государства. А юридический конфликт создаёт опасность государству, конституционному строю и стабильности в мировом сообществе. Его предотвращение и преодоление в наше время весьма актуально и требует серьёзных усилий как государств, вовлечённых в конфликт, так и международных организаций — типа ООН, СБСЕ, Содружества Независимых Государств. С юридической точки зрения, «угасанию» конфликта способствует подтверждение незыблемости положений международных договоров, признание и уважение суверенных прав каждого государства, проведение политических консультаций, подготовка международно-правовых документов.
Можно с уверенностью утверждать: полезность юридических правил поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях подтверждена отечественной и зарубежной практикой. Эти правила должны быть сопутствующим элементом закона и любого правового акта, например, о статусных законах правительства и иных органов федеральной и исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий и т. п., тематических законов в сферах налогообложения, бюджета, культуры, образования, землепользования.
Требуются специальные правила, процедуры разрешения не только хозяйственных, трудовых, земельных, экологических и иных споров, но и юридических конфликтов в сфере конституционного, административного права. Оправданы, к примеру, процедуры рассмотрения межтерриториальных споров, споров о компетенции органов Федерации и её субъектов, закон о разрешении коллективных трудовых споров и конфликтов
При всей остроте политических, экономических, социальных и собственно юридических конфликтов существуют легальные процедуры их рассмотрения. Это прежде всего судебные процедуры с присущими им атрибутами, призванные разрешать конфликты в соответствии с законодательством. «Включение» конфликтов в стадию судебного разбирательства даёт основание оценивать их как юридические споры или правонарушения, преступления. Существуют разного рода процедуры судебного производства: в рамках конституционных судов, общих судов, арбитражных судов, судебной палаты по информационным спорам, международного коммерческого суда, наконец, третейского суда. Решение судебных органов служит официальным спонсором признания права, законных интересов одной из сторон и неправоты другой.
Не менее существенно пояснить и иные аспекты сопряжения права, юридических средств со способами предотвращения и устранения социальных, экономических и политических и иных конфликтов. Науке предстоит рассмотреть наиболее тесные зоны их соприкосновения. А пока выразим предположение о возможности гибкого использования правовых средств на всех стадиях любых конфликтов, с учётом степени их развития, от мягких до более жёстких.
Это, во-первых, правовая ориентация на достижение нормативных целей и недопущение противоречий, отклонений от нормативного статуса субъектов права. Во-вторых, юридические запреты создавать конфликтные ситуации. В-третьих, допускаемые притязания конфликтующих сторон на установление нормативного юридического состояния. В-четвёртых, предусматриваемые правом согласования проектов, актов и действий разных субъектов. В-пятых, использование переговорных процедур, согласительных и паритетных комиссий для преодоления противоречий на ранних стадиях конфликта. В-шестых, рассмотрение споров о неправомерности актов и действий в суде и порядке иерархической подчинённости. В-седьмых, применение санкций, компенсация убытков и восстановление прежнего юридического состояния. В-восьмых, принятие мер по изменению юридического состояния статуса субъектов в случае выявления положительного потенциала конфликта.
Юридический конфликт может выражать не только «отклонение» от норм, но и прогрессивные тенденции, требующие преобразований и реформ. В этом — потенциальный «пафос» конфликта и его нельзя не замечать и игнорировать. Такова логика общественного развития, объективно глубокого и систематического анализа происходящих процессов и оценки «конфликтной информации», своевременного выявления юридических и связанных с ними противоречий и выработки стратегии их преодоления, разрешения.
Прогнозирование в этой сфере должно быть спутником не только познавательного процесса, но и любого вида деятельности. Тогда можно заранее предвидеть временные юридические конфликты, порождённые, например, неурегулированностью полномочий государственных органов, желанием ряда областных органов своими решениями преобразовать области в республики. Неизбежны и постоянно возникающие конфликты типа различии в правопонимании и правовых ролях, выбираемых и выполняемых участниками конфликта, нарушаемых соотношений различных правовых актов, споров о компетенции органов, притязании сторон на установление нового правового порядка.
Всё это требует нового подхода к праву в условиях неизбежно существующих юридических коллизий, конфликтов. Пока российское право плохо приспособлено к их разрешению ввиду почти полного отсутствия коллизийных норм, неразвитости процедур разрешения юридических споров и вообще процессуальных норм и институтов. Лишь недавно Конституция России и Федеративный Договор признали Федеративное коллизийное право.
Формирование общей процессуальной отрасли «коллизийное право» с более широким объемом и содержанием позволит охватить принципы и нормы восстановления нарушенных связей внутри правовой системы, нормы преодоления противоречий в компетенции субъектов права, «резервные нормы», на случай несовпадения норм различных правовых систем, общие и специальные процедурные рассмотрения и разрешения юридических споров, статусные нормы относительно специальных органов по разрешению коллизий.
И здесь уместно обратить внимание на необходимость интенсивного развития и использования согласительных процедур. Это могут быть как стабильные, признанные Конституцией и законом процедуры (например, предусмотренные статьями 78, 85, 105 Конституции РФ), так и процедуры, создаваемые для конкретной конфликтной ситуации Паритетное представительство и согласование решений делает их действенным способом разрешения юридических конфликтов.
Ещё более значительны общесоциальные способы стабилизации обстановки и предотвращения конфликтов, столь актуальные сейчас. Постановление Государственной Думы, Федерального Собрания «О принятии меморандума о согласии» от 23 февраля 1994 года, усилия по подготовке и подписанию соглашения о гражданском согласии — важные шаги в данном направлении.
СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Введение
Анализ социальных конфликтов в отечественной в отечественной социологии пока в основном имеет характер прикладных исследований, на базе которых делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования концепций. Основные задачи программы — осмысление конфликта как социального феномена, его рационализация и придание ему цивилизованных, созидательных форм.
Вместе с тем выявились обстоятельства, которые затрудняют анализ социальных конфликтов, разработку концепции социального согласия. Во-первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать конфликт любого уровня. «Советское мышление», допускает только фискальную культуру, выраженную в форме жалоб и мифологических надежд на их удовлетворение «сверху». В действительности же реальный механизм разрешения конфликтов, возникающих, например, в процессе трудовой деятельности, работал против жалобщика, сила была на стороне аппарата подавления. Во-вторых, социальную напряженность и конфликтность нельзя объяснить только нехваткой товаров или отчуждением труда, отсутствием демократии. Нужно иное качество организации общества, в котором конфликт будет рассматриваться не как нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент общества, в котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно сталкиваются, но умело регулируются законом. В-третьих, наблюдаются недостатки (и даже отсутствие) знаний в сферах политической, экономической и социальной культуры. Нет надежной опоры в виде информации о жизни мира, о разных культурах, об истории, о будущем, зато развиты привычки следовать за «идеологическими поводырями», уповать на всемогущество руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуации и действовать самостоятельно.
В таких условиях трудно выделить четкую структуру уровней конфликта. Конфликт даже между двумя людьми, например рабочим и начальником цеха, может быть определен не только как межличностный, но и как социальный, поскольку они представители разных социальных слоев. И наоборот, даже забастовки в некоторых случаях означают не столько социальный конфликт, сколько средство достижения личных целей руководителя, в том числе и политика.
продолжение
--PAGE_BREAK--Классификация конфликтов
В качестве основания классификации конфликтов можно предположить их причины, но надо учитывать, что социокультурные особенности конфликтов в России не дают возможности их развития. Это затрудняет и их разрешить. И тем не менее в исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы.
Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности.Фактором, предохраняющим человека от конфликта с окружающими или подталкивающим к нему, становится его самооценка: оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости. «Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к собственному «Я», когда он находится в плену устойчивой заниженной самооценки». Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках коллектива, группы, общества.
Трудовые конфликты.В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтное, меняющийся во времени. Социальная напряженность — это результат трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов ее проявления и массовости. С учетом всех этих факторов разработаны средства-индикаторы для обнаружения и измерения уровня нарастания социальной напряженности предложено оценивать по социальной шкале степень удовлетворенности человека в таких социальных потребностях, как жилье, содержание труда, заработная плата, бытовые и санитарно-гигиенические условия на производстве, возможности отдыха.
Например, можно рассмотреть трудовой конфликт шахтеров и государства. Здесь особенно сильное влияние на сохранение постоянно действующей конфликтной ситуации оказали традиции, заложенные при строительстве шахт. Как известно, уголовная отрасль нашей страны создавалась заключенными. Превращение бывших лагерей в шахтерские города и поселки оставило практически неизменной субкультуру производственных отношений, сформированную ГУЛАГом. Основа ее конфликт.
Следует особо отметить, что такие конфликты носят разрушительный характер. Культивирование конфликтной ситуации в шахтерских коллективах в сочетании с полным пренебрежением к решению жизненных, социально-бытовых проблем со стороны государства сформировало базу для забастовочных выступлений. Со стороны государства не наблюдается каких-либо конструктивных попыток выхода из кризисной ситуации, кроме объяснений «необходимости» безработицы и невыплаты.заработной платы в течении нескольких месяцев. Возможно, закрытие нерентабельных предприятий — необходимая мера. Однако осуществлять ее в стране, где предприятие является основой существования и жизнедеятельности шахтерских поселений, необходимости с особой осторожностью. Безработица и безденежье в таких городах и поселениях приведет к конфликтам непредсказуемых форм. Государство не прогнозирует возникновения кризисных ситуаций на производстве. Решается ситуация уже после объявления забастовки. Обычно сначала конфликт не замечается, государство не реагирует на его возникновение, несмотря на широкую информационность общественности через СМИ. Когда угроза остановки производства становится реальностью, конфликт гасится путем выдачи пакета невыполнимых обещаний. Практически формируется база для следующей забастовки. Взаимоотношения предприятий угольной отрасли и государства превратились в цепочку конфликтов при отсутствии действенных мер для их практического разрешения. Таким образом, можно сказать, что на предприятиях угольной отрасли присутствует социальная база для конфликтов, носящих разрушительный характер, как для личности, так и для коллектива. Они явились основой забастовочного движения шахтеров, которое стимулируется неквалифицированной управленческой политикой государства.
Государство должно формировать свои взаимоотношения с предприятиями, ориентируясь на опережающее разрешение конфликтов. Создание в административной структуре механизма управления конфликтами поможет избежать тех разрушительных последствий, которые приносит неквалифицированная политика решения конфликтов.
Трудовые конфликты могут либо содействовать сохранению существующей социально-экономической системы, либо способствовать ее разрушению. Эволюция социально-трудовых конфликтов в России от собственных трудовых до политических свидетельствует о том, что они стали частью процесса распада административно-командной системы, в определенной мере катализатором этого распада. В социальной напряженности выражается потребность в обновлении, изменении существующей жизнедеятельности, и конфликт становится средством такого изменения. Поэтому необходимо активизировать исследования в такой отрасли социологических, политических, психологических, культурологических знаний, как конфликтология. Сейчас такие разработки ведутся, например. Калужским институтом социологии по проблемам социальных конфликтов.
Конфликты среди разных социальных слоев.Можно выделить три типа социальных отношении, которые могут привести к конфликтам, например, среди различных групп горожан: отношения между занятыми в государственном и негосударственном секторе экономики, отношения между управленческим слоем и государственной торговлей, с одной стороны, и теми «трудящимися», к которым примыкает большая часть занятых вне государственного сектора, — с другой; между частью коренных горожан и лицами некоренных национальностей. Причем важнейшим объектом зреющих конфликтов выступает стремление людей к обретению высокого социального статуса и достижению лучших условий жизни. Поскольку в дальнейшем социальная дифференциация будет усиливаться, можно ожидать, напряженности будет постоянно сохраняться, и проявляться в глухом недовольстве и осуждении не только «богатых», но и менее зажиточных сограждан, во внезапных коротких стычках представителей разных слоев и т.п.
Межнациональные конфликты.Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах страны, политической обстановкой в них. Анализ проблем этого уровня ведется сотрудниками Института социально-политических исследований РАН. Справедливо отмечается, что игнорирование культурной спецификой народов, а тем более репрессии и дискриминация наращивали внутреннее недовольство и протест. Постоянное откладывание разрешения накопившихся проблем увеличивало потенциал будущих коллизий. Исследователи подчеркивают, что в межнациональных конфликтах немало стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведением большинства масс людей, объединенных одной идеей, настроением, устремлением. Неприятие людей иной национальности в сложных социально-экономических условиях, растущих дефицита, инфляции, безработицы — «мина замедленного действия», которая может привести к внезапному обострению конфликтов. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминируемое национальное меньшинство и протекционизм. Для урегулирования межнациональных конфликтов нужен комплекс мер от правовых до социально-психологических.
Социальные конфликты в разных общественных структурах.Они могут проявляться как межнациональные, социально-трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Их анализ охватывает следующие аспекты: экономические корни социальной напряженности в обществе; политические аспекты, социальная ситуация, криминогенная обстановка, связанная с реакцией части населения на проводимые изменения, на свою невозможность адаптироваться к ним. На основе такого анализа можно сделать вывод о характере кризиса, в котором оказалось общество, и о необходимости системного подхода к исследованию и прогнозированию социальных конфликтов. Как свидетельствуют результаты исследований и сделанные на их базе прогнозы, социальная напряженность еще долго сохранится в российском обществе.
продолжение
--PAGE_BREAK--Социальные конфликты в Российском обществе
Прогнозируя ситуацию с России, можно сказать, что на этническую напряженность и конфликтность будут влиять два принципиальных фактора. Прежде всего то, что у нас в обществе не завершено социальное структурирование. Практически нет четкого осознания групповых интересов. Вместе с тем мы наблюдаем несоответствие либерально-демократических идеологом и реальных экономических и социально-политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов. Этот вакуум может заполниться двумя идеологемами. Одна из них — государственность. Сейчас надежду на нее питают все. А вторая — этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения, которые не придают значения слабо выраженному в действительности структурированию социальных интересов. Когда главный вектор пост — тоталитарного развития проходит по двум детерминантам: государственность и этничность, можно прогнозировать углубление этнических конфликтов, не всегда открыто выраженных, порою носящих спонтанный, нередко латентный характер Взрывы будут мало прогнозируемыми и слабо контролируемые.
Сейчас в РФ фиксируется в основном три типа конфликтов этнополитического характера. Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциям РФ: Саха (Якутия), Тува, Татарстан. А Башкортостан провел референдум и, судя по готовящейся конституции, здесь тоже будут противоречия. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республики над федеральными, второе связано с контролем над использованием природных ресурсов, третье — с непосредственным выходом на международную арену. Ряд республик проводят политику, которую мы можем оценить как экономический национализм. Они не хотят выйти из РФ, но желают иметь право выхода на международную арену. Еще одно обстоятельство связано с тем, что Федеральный договор, как известно, полностью в конституцию не вошел. Но он написан федеральной властью и субъектами Федерации. Борьба будет развертываться вокруг конкретных пунктов договора, не включенных в Конституцию.
Второй тип конфликтов, которые и в перспективе будут иметь остроту, — это территориальные конфликты. Спорных зон сейчас в России 180. Вокруг некоторых уже идут локальные военные действия. Можно прогнозировать возможность их вывода на межгосударственный уровень
Третий тип конфликтов, весьма вероятных в ближайшем будущем, — межгрупповые конфликты.
Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Туве. Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что конфликтов будет больше и они будут острее. Может быть два стратегических подхода к решению этнических, национальных проблем; в зависимости от их выбора видится и прогноз развития конфликтов. Один подход продемонстрирован президентской командой. Он состоит в том, чтобы сблизить республики с областями России и как-то погасить национализм. Рассчитывать на спокойное решение вопроса при таком подходе все же нельзя.
Существует еще и этнические проблемы в России, которые не связаны с этносами, имеющимися у республик. Это этнодисперсные группы, но с миллионным населением: 4 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов и другие народы, основной материковый этнос которых находится в новых государствах на территории бывшего СССР или за его пределами. Некоторые претендуют на свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотя автономии. Можно реализовать их интересы в рамках национально-культурной автономии, но для необходимости большие деньги государства, банкиров, предпринимателей. Их никто пока не дает. Эта проблема сама собой не отпадет.
Второй стратегический подход состоит в том, чтобы признать: этнический фактор может «работать на позитив», поскольку патриотизм способен содействовать прогрессу. А может ли он работать на так называемом опережающем развитие в зонах, которые способны обогнать центр РФ? Как представляется наиболее реальный подход, который себя оправдал в прошлом и оправдывает в настоящем — вариантный.
Проблема конфликтов в социологической теории
В современной литературе по истории социологии конфликты подразделяют на две большие группы, в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое разделение можно найти у авторитетного историка по социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает демонстрирующее место при объяснении социальных процессов и изменении. Дюркгейм, Парсонс, Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости.
Проблематика конфликта в социологии М. Вебера
Проблема конфликта пронизывает творчество выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни.
Проблематика конфликта в социологии политики наиболее очевидна прежде всего в связи с анализом трех идеально типических форм господства — подчинения или форм осуществления власти: харизматической, рациональной и традиционной. Особую роль в современном политическом конфликте играют бюрократия, превращающаяся в слой с особыми интересами и имеющая возможности проводить свою волю через систему государственных учреждении.
Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в веберовской социологии религии, Здесь конфликт касался прежде всего мировоззренческо — ценностных установок, закрепляющихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения.
В исследованиях религиозных систем древних Китая, Индии, Израиля Вебер обращает внимание на проблему соотношения религиозных верований и статусных и властных привилегий групп, составляющих общество. С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определенными социальными группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение о обладающими соответствующим статусом в обществе.
Понимание общества как некоторого баланса противостоящих сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. С точки зрения Вебера, общество — это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей. Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения.
продолжение
--PAGE_BREAK--