Русский выбор, или основополагающие идеалы русского национального сознания
Перевезенцев С. В.
В принципе, ценностные ориентиры или, иначе, идеалы человека можно, с определенной долей условности, развести на три группы, выстроить их в три своеобразных ряда. В первый ряд входят идеалы, связанные с повседневной, действительной, личной жизнью — семья, дом, материальное благополучие, счастье детей, карьера… Второй ряд составляют идеалы общественные — государство, нация, определенный общественный строй. Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как «земные», так как они являются производными от желаний самого человека.
И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими или Небесными, ибо человеческое сознание связывает их происхождение с Высшей, Божественной силой. С утверждением христианского миропонимания Высшим Идеалом признается Бог. У апостола Павла Бог прямо выступает как тот духовный образец, по которому человек строит свою новую сущность: «И облечься в нового человека, созданного по Богу» (Еф.4:24).Высший Божественный Идеал человеческое сознание конкретизирует в ряде понятий нравственного характера, которые символизируют идеи духовного совершенства и направлены на внутреннее, духовное развитие каждого человека, каждого народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь.
Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в человеческом сознании были различны — они и боролись между собой, и совпадали. Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже — земные идеалы оказывались в гармонии с Небесными. Но люди, тем не менее, во все времена пытались и пытаются найти эту гармонию, это абсолютное единство с Высшим. И что только не придумывал человек, стремясь доказать, что он таковую гармонию нашел! Пифагор уверял всех, что только ему доступно слышать высшую гармонию космических сфер. Эмпедокл бросился в кратер Везувия, стремясь доказать свою принадлежность к сонму олимпийских богов. В эпоху Возрождения Марсилио Фичино, в поисках единства с Высшим, пытался совместить католическую веру) с занятиями древней магией и возрождением оккультных учений античности.
В XVIII столетии была предпринята очередная попытка, и возник новый ряд понятий: Свобода, Равенство, Братство. Сложилось так, что для западной цивилизации идеалы Свободы, Равенства и Братства оказались наиболее важными — ведь они отражали момент совпадения личных и общественных идеалов человека. Более того, в сознании западного человека эти идеалы совпали с вечными, Божественными истинами. Свобода, Равенство, Братство — это как бы земное воплощение Божественных заветов. Собственно Добро, Красота, Любовь, с позиций подобного мировоззрения, возможны, осуществимы в земных условиях лишь тогда, когда торжествуют Свобода, Равенство и Братство. Однако эти идеалы в большей степени связаны с внешней, общественной жизнью человека. Идеи Свободы, Равенства и Братства являются производными от желаний самого человека, от его стремления существовать в обществе беспроблемно, с максимальным комфортом. И потому достижение состояния полной Свободы, всеобщего Равенства и истинного Братства представляется как бы абсолютным идеалом жизни всего человечества. Поэтому воспевались и воспеваются до сих пор добро Свободы, красота Равенства, любовь к Братству.
В этом случае Божественные идеалы оказываются как бы приземленными и, как следствие, во многом утратившими свое Высшее значение, ибо на первый план выходит все то же желание комфорта — материального и духовного. Видимо, такая ситуация определяется самим характером индустриально-технологической цивилизации, по пути создания которой и пошло человечество в последние столетия. Наиболее ярко и полно индустриально-технологический характер общества проявился у западноевропейских стран и в государствах, созданных выходцами из Западной Европы.
Соответственно, Западу потребовалось и религиозно-философское обоснование истинности пути собственного развития. Уже в Средние века католическая церковь, усилиями Фомы Аквинского, который с помощью тогдашней науки рационализировал христианское вероучение, стремилась доказать, что идею Бога можно постичь силами человеческого разума. В эпоху Возрождения Никколло Макиавелли ввел в западноевропейское сознание и теоретически обосновал понятие «интереса», как главного двигателя человеческой деятельности. Возникшие незадолго до Нового времени протестантские религиозные течения, — это попытка максимально приблизить Бога к конкретному человеку, но, следовательно, как результат — неизбежное упрощение и обмирщение самой идеи Бога.
Недаром главный стержень всех учений протестантского толка — догмат «оправдания верой», когда утверждается, что условием посмертного спасения является только личная вера в Бога. «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе», — писал Мартин Лютер. В кальвинизме этот догмат трансформировался в еще более жесткий постулат о предопределение — еще до сотворения мира Бог предопределил одних людей к спасению, а других к гибели. Критерием предопределенности к спасению стал считаться успех в земной жизни и, в первую очередь, материальный успех.
В итоге Запад нашел простое, и даже прагматическое решение дилеммы — земля или Небо. В соответствии со сложившимися там религиозно-философскими установками, любое земное деяние отдельной личности, приводящее к успеху, автоматически оказывалось освящено Божественным светом. И вся западная цивилизация, и каждый конкретный западный человек нашел достаточно комфортный духовный компромисс между Богом и самим собой, между Небом и землей. Компромисс настолько живучий, что он и ныне лежит в основе всей современной западной цивилизации. Впрочем, нельзя отрицать, что торжествующий духовный компромисс вызывал и вызывает сомнение и тревогу у многих западных мыслителей, понимающих, что так не может продолжаться вечно. Однако вполне видно и то, что западный человек не хотел бы отказываться от завоеванного потом и кровью духовного и материального комфорта. Он, западный человек, даже согласен, один-одинёшенек, сражаться со всем миром, лишь бы не потерять личной самодостаточности. Более того, ради самого себя он готов переделать весь мир, силой заставить иные народы жить по-своему, так, как ему удобно, выгодно, так, как он считает правильным. Поэтому можно сказать, что Запад уже давно совершил свой выбор — «делает прогресс».
Для России выбор изначально и постоянно был иным. Сознание русского народа по своей природе было и остается глубоко религиозно-мифологическим. К примеру, жизнь русского православного человека в Древней Руси в своих главных характеристиках определялась именно Божественным Откровением, ибо Господь и только Господь, по искренней вере человека того времени, или наставлял на путь истинный, или наказывал за совершенные грехи. В сознании того времени чудо творилось непрерывно, да и, по большому счету, не было вообще ничего нечудесного. И недаром вся средневековая русская история буквально наполнена рассказами о чудесных видениях и знамениях — святых, ангелов, Богородицы, а то и самого Господа. Поэтому остается только согласиться с современным исследователем Б.В. Кузнецовым в том, мистические откровения в образе видений и знамений имели в Древней Руси не только «универсальный всепроникающий характер», но и формировались как «общезначимые представления».
Так было и позднее. Ведь любая идея, затронувшая струны русской души, моментально мифологизируется. Более того, нередко эта идея становится объектом бездумного поклонения. Коммунизм, светлое анархическое будущее, культ научного знания — эти, казалось бы, далеко не религиозные, даже атеистические идеи, тем не менее, превращались в очередного идола, требующего безусловного почитания. Настолько велика всегда была потребность русского сознания в вере в Высшие Идеалы.
История показывает, что религиозно-мифологическая природа русского сознания находила и находит выражение в разных формах. Но та же история свидетельствует, что только православное миросозерцание дает наиболее полный ответ на вопросы, которые ставит перед собой русский человек. Общехристианские истины, пришедшие на Русь в X столетии, русский народ переосмыслил на свой лад, в соответствии со своим миропониманием, почему и родилось со временем такое своеобразное и ни на одно из других непохожее религиозное учение — русское православие. И главнейшим элементом православного вероучения является основополагающая идея «всеединства», выраженная в понятии Святой Троицы.
Установка на Добро, Красоту, Любовь в их Высшем понимании пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. Да и с проникновением в русское сознание идей Свободы, Равенства и Братства, у лучших отечественных мыслителей они находили свое, русское осмысление. Образно можно сказать, что в России искали не добро Свободы, а свободу Добра, не красоту Равенства, а равенство Красоты, не любовь к Братству, а братскую Любовь. Казалось бы, это всего лишь игра слов, однако такая незначительная перестановка акцентов, совершенно меняла смысл, цели самого человеческого существования.
И, может быть, прав был Ф.М. Достоевский, написавший в 1870 году в одном из своих писем: «Все назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа»… Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на земле, ибо дало ответ на вопрос — зачем живет человек? Ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения.
В противоположность и католичеству, и протестантизму именно православное миросозерцание полностью проникнуто идеей всеобщего спасения. Ф.М. Достоевский, размышляя о сущности человеческого бытия, имел полное право сказать: "… Любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой… Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества".
В православном толковании идеи Святой Троицы и всемирного спасения русское сознание выразило свою жажду всеобщности, «всеединства», ибо оно — сознание коллективистское, общинное. И это одна из важнейших отличительных черт русского, а если шире — славянского мировоззрения.
Так уж исторически сложилось, что славянские племена, заселившие в древности Восточную Европу, имели территориальную сельскую общину, в отличие от кровнородственной общины, характерной для большинства народов Запада. Территориальная община, особенно в пределах России, в том или ином виде сохранилась до XX столетия.
Столь укорененное общинное житие и стало основой славяно-русского коллективистского миросозерцания. Многовековое существование русской общины определило содержание социальных идеалов и принципов общежития русского народа — равенство, выборность снизу вверх органов управления, отрицательное отношение к иерархическому соподчинению сверху вниз. Именно территориальная община обычно открыта для приема выходцев из иных народов на положении свободных и равных. Кровнородственная — не допускала равенства и внутри семьи, а выходцы из иных родов могли попасть в нее в качестве неполноправных (как было в древнегреческих полисах).Наличием территориальной общины объясняется и уникальная способность русских ассимилировать другие народы. Да и сам русский народ изначально складывался как полиэтническая общность с главенствующим славянским компонентом. Подобная открытость славянской общины сегодня вызывает затруднения при определении славянского антропологического типа. И что характерно — этническое самосознание славян, по той же причине, изначально было ослаблено на фоне племен с кровнородственной общиной.
Размытость этнического самосознания русского народа отмечена не случайно, ибо в русском сознании исторически возникло иное толкование и основополагающих земных идеалов. Еще в языческие времена главной их составляющей становится идея Земли, позднее — идея Отечества. Давно, например, замечено, что в памятниках древнерусской литературы говорится, прежде всего, о Русской Земле и крайне редко о русском народе. В более поздние времена, когда наступала трудная година, именно необходимость защиты Отечества всегда становилась для русского народа толчком к пробуждению национального самосознания, ибо сохранение единого Отечества означало и сохранение самого народа.
И когда в России искали земное применение Высшему, Божественному смыслу бытия, то на первом плане оказывались идеи Земли, Отечества. Единое для многих народов Отечество — это земное воплощение Высшего Единства. Поэтому в русском сознании столь влиятельны не просто идеалы Добра, Красоты и Любви, но добро для Русской Земли, красота Родины, любовь к Отечеству.
Поэтому земное воплощение Божественного замысла русским человеком связывалось с идеями общности, общества, «мiра». Божественное единство на земле — это единство народов, но единство, прежде всего духовное, во многом метафизическое и даже мистическое. В XIX столетии русская философская мысль (А.С. Хомяков) даже выработала специальный религиозно-философский термин для характеристики этого очень своеобразного явления — «соборность». Как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, даже молитва в православных храмах возносится за всех людей и в этом состоит главная тайна русского православного миросозерцания — «тайна церковной СОБОРНОСТИ, когда КАЖДЫЙ молится и просит за ВСЕХ, как за себя».
Со временем, в сложном симбиозе православного и изначально коллективистского миросозерцания, в России формулируется и идеал Всечеловеческого единения («всеединства»), как некая высшая форма реализации в земных условиях Единства Божественного. По сути дела, идеей «всеединства» проникнута вся отечественная религиозно-философская мысль XIX — XX вв.
Иначе говоря, не Бог спускался с небес, но человек должен был подняться к Богу, ибо истинное спасение, в русском понимании, заключается в спасении всего мира, а не отдельной личности и даже не отдельного народа. Потому индивидуализм (личное спасение), столь влиятельный на Западе, если не порицался, то, во всяком случае, и не поощрялся.
При подобном мироощущении возникал еще один важнейший для русского сознания идеал — идеал свободной, нравственно ответственной личности. В русском понимании человек — это Божие создание, а значит, несет огромнейшую, почти Божественную ответственность за себя и за весь мир.
Истинно свободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы. Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании неких очень жестких границ, которые он не имеет право переступать.
Границы эти были сформулированы в Десяти заповедях — Божественных правилах человеческого общежития. Западная цивилизация, рационалистически осмыслив библейские заповеди, построила на их основе все свое законодательство, которое стало главным условием возникновения так называемого правового общества. И — важнейшим условием развития самой западной цивилизации.
Но в православном понимании, западный человек оказывается ограничен в своей свободе опять же человеческими преградами — законами. Для русского человека подобное внешнее, поверхностное перенесение на землю Небесных установлений совершенно неавторитетно. Когда человек подчиняется законам по необходимости, душа его все равно остается холодной. Ведь сами законы придуманы столь же несовершенными людьми. Следовательно, человек подчиняется человеческим же законам, уподобляется другому человеку, а не Господу. В том числе и поэтому, кстати, законы на Руси никогда и никем не соблюдались — ни властями, ни подданными.
Русский же человек жил не только по Десяти ветхозаветным заповедям, но стремился соответствовать Заповедям блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и «новую заповедь»: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга… Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн. 13:34; 15: 13).В русском сознании истинная ответственность имеет нравственную, а значит Божественную природу, ибо только Господь закладывает в сердце человека важнейшие принципы его жизни — быть добрым, созидать красоту, уметь любить. Соблюдение этих принципов и означает высшую ответственность — перед самим Богом, ибо главный свой ответ каждый человек будет держать только перед Ним. Вот почему внешнее законопослушание в русском понимании — вторично. Как писал К.С. Аксаков, «признавая закон, должен беречь человек свою совесть, не придаваясь весь правде наружной и закону», иначе «все живое» в людях «пропадет» и «они потеряют внутреннюю правду, следовательно — нравственное достоинство, и будут буквами без души».
Конечно, и в истории российской общественной мысли были разные понимания сущности человеческой личности и ее нравственных качеств. Но чаще всего личность в отечественной философии осмысливалась в религиозно-философском духе. Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, считались источником цельности человека. Все остальные свойства человека, в том числе и разум — воспринимались как продолжение его нравственной, Божественной сущности. И недаром русская религиозно-философская мысль с древних времен придерживалась восходящего еще к отцам церкви учения о наличии свободы во «внутреннем человеке» на его спасительном пути к Богу под действием Благодати Святого Духа. Обоснованием подобного понимания сути человеческой свободы стали евангельские слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).Однако земля есть земля, а Небо есть Небо. И очень часто полного примирения между Небом и землей русский человек не находил. Более того, в душе его всегда ощущался разрыв между Небом и землей — «внутренняя распря». Потому метался и мечется по сию пору русский человек, не находя в собственной душе столь желанной гармонии между земными и Небесными идеалами. Земная, особенно, политическая реальность чаще всего не удовлетворяла русских людей. С ней мирились, ее терпели, но ждали всегда большего, лучшего и Высшего, нежели видели в земной жизни.
В этой всежажде утверждения Правды на Земле прослеживается одна замечательная черта русского национального сознания — желание побороть Антихриста еще до того, как он воцарится в земных пределах. Дело в том, что Россия воспринималась как единственное на Земле государство, которое хранит силы Истины, Добра и Красоты, иначе говоря, Божии силы. Ведь даже жесткие споры и жестокая борьба внутри самой России чаще всего велись не просто за власть, а во имя идеи. И разные участники споров и борьбы ощущали себя защитниками правого, Божиего дела, а своих противников воспринимали как вероотступников. Вспомним, хотя бы переписку Ивана Грозного и Андрея Курбского в XVI веке или споры никониан и старообрядцев в веке XVII-м, когда каждый из участников спора обвинял другого именно в вероотступничестве и призывал вернуться к Христу.
И все это было не случайно. Только сохраняя свет правой веры, соблюдая Божии установления, Россия могла оставаться одним из немногих островков Божией правды, на котором собираются силы для Последней битвы. Иначе говоря, Россия мыслилась, как один из главных участников борьбы с Антихристом, этим олицетворением Мирового Зла. Следовательно, обособление от «антихристова» мира, стремление к сохранению внутренней чистоты, нужны были России для того, чтобы в решающий момент выступить на стороне Добра против Зла. При этом Россия была готова даже погибнуть сама, но спасти правое дело. И тем самым заслужить воскресение и вечное спасение. В этом и состоял, и состоит великий духовный смысл бытия России на Земле.
Если непредвзято, а внимательно проанализировать отечественную историю, историю русского духа, то окажется, что на протяжение тысячи лет Россия, как особая цивилизация, готовилась только к одному, но самому важному деянию — к битве с Антихристом. Более того, русские православные люди стремились побороть Антихриста еще до его прихода на Землю, а, если и не побороть, то максимально ослабить его воинство. В этом и состояло главное предназначение России, как оно понималось нашими предками. Поэтому, по большому счету, понятие русский не ограничивается лишь определением национальности. Я бы даже сказал, что «русский» — это, прежде всего, «защитник Добра» и «борец с Мировым Злом». Иначе говоря, человек, осознавший себя «русским», осознает себя одновременно и как «защитника Добра», и как «борца с Мировым Злом». Может быть, и эту мысль тоже имел в виду Ф.М. Достоевский, когда говорил о «всемирной отзывчивости» русского человека.
И недаром русский человек всегда мечтал о построении именно на земле Царства Небесного. Александр Блок вполне справедливо писал: «Мистики мы особого рода: на русский лад. Мы действительно люди земли, ибо веруем, что Тысячелетнее Царствие наше будет не за гробом, не на небе, а на земле...». Отсюда и мечта о Китеж-граде, и предания о «райских землях», расположенных где-то далеко на севере, там, куда еще не долетели антихристовы стрелы, и откуда может начаться всепобедное шествие Божией Правды.
Когда «внутренняя распря», разрыв между Небом и землей в русской душе становились особенно разящими, непримиримыми — Россия впадала в смуту, ибо не слышал русский человек «звона», не мог понять, «зовет его Бог» или нет, и конкретная, реальная жизнь теряла свой Высший смысл. Татаро-монгольское завоевание, Смута начала XVII века, революции начала века ХХ-го — лишь свидетельства очередных кризисов русского национального самосознания.
И все же духовная традиция, духовная преемственность существовали в памяти, в душе народной. Небесные, Божеские идеалы присутствовали в душах русских людей, в их сердцах. Именно ими руководствовались, когда приходилось делать некий окончательный выбор — на чью сторону встать, чему служить, чему поклоняться. Получалось это нелегко, не сразу, но — получалось. И когда Россия делала свой выбор, она выходила из очередного тупика.
Впрочем, Россию всегда спасало и то, что хранилась не только духовная, метафизическая традиция, но были люди, живые люди, которые в самую суровую годину выходили из своего заоблачного далека и вновь открывали народу умение преодолевать «внутреннюю распрю». В XIV веке Сергий Радонежский нашел пути для торжества Божиих идеалов в душе человеческой. Он не провозглашал их, а просто жил в соответствии с этими идеалами, жил сам и учил жить других. Преподобный Сергий собственным примером показал, что, если жить по Божиим законам на земле, то и земные идеалы раскрывают свою небесную сущность и как бы поднимаются до Высшего смысла. И духовный заряд, данный преподобным Сергием, жил в русских людях веками. Несколько позднее русского человека воодушевляла идея старца Филофея о России, как «Третьем Риме». Тихон Задонский, Серафим Саровский и оптинские старцы в XVIII — XIX столетиях несли свет в русскую душу, окрыляя Высшим смыслом и русскую философию, и русскую литературу, и русскую жизнь вообще. Именно эти, поистине Святые люди, научали народ русский умению и терпению преодоления земной суеты, во имя Высшего.
Те же, кто в итоге выбирал земную суету в качестве главной цели и ради нее забывал о Божеском, тех в русском народе жалели, не любили, а то и проклинали. Потому имена Святополка Окаянного, Малюты Скуратова, да и Емельки Пугачева («Пугача») в течение многих поколений вспоминались не по-доброму, иногда со страхом, иногда с горечью.
Иначе говоря, выбор русскому народу приходилось делать постоянно. Не всегда выбор оказывался правильным, что вызывало трагические последствия. Однако со временем Высшие истины все же находили свою дорогу, вновь и вновь возрождаясь.
Новое духовное смятение установилось в России и в последние сто — сто пятьдесят лет. Именно в этот период западная цивилизация как бы олицетворяла и олицетворяет собой идею прогресса, идею наилучшего пути развития человеческого сообщества. И данный стереотип неизбежно накладывал тень и на традиционное русское мировоззрение.
По сути дела, отечественная общественная и философская мысль примерно со второй четверти прошлого века пыталась осмыслить одну важнейшую для себя проблему — можно ли и нужно ли внедрять в национальную духовную традицию идеи чужеземного прогресса? Ведь западное понимание прогресса означало отказ практически от всех условий русского национального бытия — от традиционной религиозности, от присущих русскому самосознанию коллективизма и общинности, от сохраняющихся еще на уровне общины принципов самоуправления, от независимости Отечества.
Пока философы искали духовную истину, жизнь жестко и жестоко диктовала свои права — Россия все более явно вступала на западный индустриально-технологический путь, а земное и «прогрессивное», в очередной раз, все дальше и дальше стало вытеснять из русской души Небесное и традиционное. Западный индивидуализм все активнее стал вторгаться в русскую жизнь.
И появилось немало тех, кто стал смотреть на Россию, как на что-то замшелое, реакционное, в общем, «непрогрессивное». «Сильные личности», «индивидуумы», порвавшие со своими корнями, видели в России лишь «человеческий материал» для созидания некоего «светлого будущего». Но знали ли они Россию? Слышали ли ее? Видимо, нет, ибо были столь же глухи, как герой рассказа И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», говоривший: «Я бы и рад был брать у ней уроки, у русской жизни-то, — да молчит она, моя голубушка».
Но столь же активно и бурно индивидуализм на Руси отвергался. Вся русская литература XIX — XX вв. — это страстный протест против безудержной и безбожной свободы отдельной личности. Даже русское революционное движение — это борьба против надвигающегося на Россию торжества капитализма. И, как следствие, как своеобразный результат новых метаний русской души, которая соблазнялась земной благодатью, но продолжала верить в Благодать Высшую — революции начала века.
К сожалению, деятели многочисленных революционных партий были слишком далеки от народа, озабочены борьбой за власть, да и настроены прозападно. Народные идеалы во всем их многообразии им были непонятны и не нужны. А традиционная религиозность народа — просто враждебна. Еще Ф.М. Достоевский в «Бесах» писал с провидческой горечью: «Социализм по существу своему должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно». А К.Н. Леонтьев недаром опасался (более ста лет назад!), что через «какие-нибудь полвека» русский народ из «народа-богоносца» станет мало-помалу, и сам того не замечая, «народом-богоборцем».
Космополитическая верхушка большевиков, понимающая коммунизм исключительно в западном духе, вообще смотрела на Россию, как на плацдарм для осуществления «мировой революции». Победа Советской власти стала своеобразным и трагическим пиком замены Небесного на земное. Советским властям пришлось буквально силой заставлять русских людей отказываться от традиционных идеалов и, в первую очередь, от православного миросозерцания. Но «уничтожение» Бога и превращение в бога самого человека привела к чуть ли не уничтожению всего русского народа, ибо, отдаляясь от Бога, русский человек разрушал собственную душу.
И недаром русскую философскую мысль мучило страшное предположение — это ведь не человек отказывается от Бога. А, что, если Бог отказывается от человека? Понимая всю глубину этого вопроса и подводя своеобразный итог прошедшему столетию, В.В. Розанов заметил в начале XX века, даже с некоторым ужасом: «Сущность XIX века заключается в оставлении Богом человека...»Однако вековечные Высшие идеалы, как оказалось, очень трудно для русского человека примирить со ставшими крайне влиятельными земными идеалами прогресса на западный лад. И сам народ нашел путь своего духовного спасения в этот период — идея защиты Отечества, в которой русское сознание соединило Небесные и земные идеалы, стала, по сути, ведущей и главной. Да и идею коммунизма в народном сознании мифологизировали, перенеся на нее давние мечтания о построении «рая на земле». И этим идеям служили честно и беззаветно, считая их поистине высшими.
Но идеи коммунизма и Отечества так и не смогли совпасть в русской душе полностью, ибо им не хватало истинного — Высшего света. Коммунизм — идея земная, пусть и мифологизированная русским сознанием, однако, не способная заменить собой потребности в метафизически-Высшем. А этого Высшего вроде как бы и не было, его «отменили». И все же в коммунизме тоже был великий смысл — созидание нового общества всеобщего братства. Эта задача, этот смысл на определенный исторический период заменил собой веками уже существующий. Но в целом произошло снижение смысла бытия, ибо смысл исторического развития, предложенный коммунизмом был лишен главного, что необходимо в России, — своей духовной составляющей, а именно — веры.
В принципе, итогом семидесятилетнего существования советской власти стало, в том числе, и ясное понимание — чисто механического совмещения традиционных русских идеалов и идеалов современного прогресса, а уж тем более замены одного на другое, не получается. Более того, победа земного над Небесным приводит самосознание русского человека не к комфортности и самодостаточности, а к разрушению, уничтожению самой русской души, к превращению ее в ничто — в не-русскую.
Сегодня, на рубеже XX-XXI веков, на рубеже тысячелетий мы являемся свидетелями еще большего, можно сказать, максимального снижения смысла бытия. Теперь, в качестве общественных, смысловых идеалов нам предлагается идеал потребительского общества. В итоге, жизнь каждого человека оказывается сведенной на уровень физических, а то и животных потребностей — много работать, для того, чтобы много есть и пить, для того, чтобы много работать, для того, чтобы много есть и пить, для того, чтобы… И так до бесконечности. Более того, намеренный отказ от великих задач, великих идеалов, великого смысла бытия развития России признается главной характеристикой создаваемого «цивилизованного общества», в которое, якобы, столь стремится «этот народ». Иначе говоря, отказ от величия России — это главный показатель «прогресса».
На самом деле, все оказалось с точностью до наоборот. Десятилетие забвения всякого великого смысла исторического развития Российского государства, народа и отдельного человека привело к ужасающим результатам. Всего десять лет и… Катастрофическое уменьшение население России (более 1 миллиона в год), страшнейший демографический кризис (через несколько лет вместо 20 миллионов школьников в России останется всего 13 миллионов) можно объяснить разными причинами. Да что там «объяснить», причины все знают — нищета, плохое питание, разваленное здравоохранение…
Но есть, как кажется, и еще одна причина. Русский человек, архетипически воспитанный православием и, позднее, социализмом, не хочет жить в капитализме. По большому счету, капитализм для русского — это антихристово воплощение. И русский готов скорее умереть (от пьянства, от безысходности, от чего угодно), но не стать капиталистом. Ведь для этого нужно воровать, обманывать, убивать…
Разрыв этого замкнутого круга при наличии общественного идеала потребительского общества возможен только на личном уровне. Иначе говоря, каждый сам за себя. Хочешь читать — читай, хочешь молиться — молись, не хочешь того и другого — и не надо, это твое личное дело. Из нашей жизни исчезла не только духовная, но теперь и общественная составляющая. Человек превращается практически в животное, озабоченное лишь заработком хлеба насущного, теряя свои архетипические черты. А для русского православного человека — это очередное свидетельство приближения «конца миру»…
Поэтому окончательный отказ от великого духовного смысла бытия, что произошло с насильственным утверждением в общественном сознании идеала потребительского общества, приводит не к расцвету, а к гибели русского народа. Без веры русскому человеку никуда. Без веры он гибнет.
Следовательно, сегодня самой насущной является задача возвращения в жизнь и сознание российского общества великого смысла бытия. И прежде всего — великого духовного смысла бытия. Это можно осуществить только в русле православного вероучения. Только в этом случае можно говорить о возрождении российского государства, народа и отдельной личности. --PAGE_BREAK--***
И вот опять, уже в начале ХХI века Россия стоит перед выбором. Стоит повторить — исторически сегодняшняя ситуация не нова, хотя ныне неверно сделанный выбор может привести уже к окончательному трагическому итогу для русского народа. Раньше у нас был становой хребет — крестьянство, хранившее и передававшее из поколения в поколение многовековые национальные традиции, — в быту, в привычках, в языке, в обрядах и, главное, в Вере. За последние семьдесят лет то «хребетное» крестьянство практически уничтожено. Русский народ нынче, в основном, городской, урбанизированный, подвергшийся духовной и даже демографической обработке. И, как следствие, — обладающий иными чертами, чем русские прошлых веков. Сегодня консервативный и столь необходимый любому народу пласт хранителей традиций, каковым было русское крестьянство, слишком тонок, слишком мало влиятелен. Потому и тревожно.
Но даже в нынешнем своем состоянии мы, русские, в самом деле, представляем определенную опасность для западного мира. Западная цивилизация достигла на сегодня определенной стабильности. И теперь, уверенная в истинности своего исторического пути, эта цивилизация всеми силами стремится сохранить завоеванный уровень социально-экономического, политического и духовного комфорта.
Однако мятущаяся русская душа не дает возможности пребывать Западу в полном благополучии и уверенной самодостаточности. Русская душа как бы говорит западному миру — ваш покой, ваша самодостаточность призрачны. Абсолютный покой на земле — это смерть. И нынешняя ваша стабильность — всего лишь затишье перед бурей.
История показала, — утверждает русская душа, — что стремление служить только Свободе, Равенству и Братству, считая именно их Божескими идеалами, не ведет человечество к Добру, Красоте и Любви. Торжество Свободы свелось к торжеству отдельного «расшнуровавшегося» человека. Установление Равенства — к скрытой, замаскированной форме эксплуатации. Исповедание Братства — к замкнутости систем, ко всё большему усилению влияния тайных обществ, к торжеству философии «избранного братства». И Высшее, Божественное содержание этих идеалов, на самом деле оборачивается совершенно иным, противоположным, а то и откровенно сатанинским.
Русская душа пророчит конечность, смертность установившейся сегодня индустриально-технологической цивилизации, ибо эта цивилизация в своем торжестве индивидуализма, все дальше и дальше уходит от понимания Высшей всеобщности. Русская же душа ищет возможности спасения — не себя, а всего мира. Но пока не находит.
Потому и в политическом отношении современная Россия нестабильна. Продолжающийся духовный кризис русского национального самосознания стал главной причиной крушения великой мировой державы — СССР. Идея построения «рая на земле» — коммунизма — оказалась суррогатом истины. И русский народ, главный защитник Отечества, преданный своими «коммунистическими вождями», второй раз за короткий исторический промежуток времени потерял то главное, что составляет суть его души — Веру и Надежду. Русский народ обманулся, пошел по ложному пути — в итоге, в конце ХХ века вынужден вновь искать духовную опору и возрождать вековечные истины, вновь обретать Веру, вновь искать Высший смысл бытия.
Западная цивилизация этого боится. Нынешнее кризисное состояние России Западу более чем выгодно — в таком состоянии Россию легче побороть. Поэтому и внедряется — самым активным образом — нынче в России совершенно определенный стереотип поведения, образа жизни, а в самом глубоком смысле — новая, нерусская модель сознания. Хлынувшие в Россию проповедники всех мастей, телевизионные поделки-сериалы и масс-культурные мультфильмы, дешевая книжная макулатура, заполонившая прилавки магазинов, воспеваемый культ денег и личного успеха, — лишь средства в борьбе за сознание, за душу русского человека.
Но ведь мы до сих пор сопротивляемся! Думая о будущем, стремясь к некому идеальному состоянию, русские, — а, если смотреть более широко, то православные славяне, — оказались практически единственными в этом мире, кто воспротивился торжеству общества «золотого тельца». Многие годы нас пытаются переделать по его «золоторогому» образу и подобию — но по сию пору мы противимся, ибо «золоторогий образ» очень уж напоминает антихристову образину.
В этом наша сила, но в этом же наша слабость. Ведь чем далее, тем более ясно видно — славянский мир в целом, и русский мир, в частности, терпит поражение. Однако разговор о наших слабостях — отдельный и большой. Его вести необходимо, причем в очень жесткой форме. Но для того, чтобы преодолеть собственные слабости, собственные недостатки, необходимо говорить и о внешних, привнесенных в нашу жизнь факторах. А главный из этих факторов, как представляется, неутешителен.
Не в силах до конца управиться с русской душой, побороть хотят русское тело. Сегодня, когда политически, экономически, финансово в мире восторжествовала индустриально-технологическая цивилизация, когда готовится почва для введения нового постиндустриального, информационного общества, нас, русских, хотят просто уничтожить. Более того, планомерное уничтожение русско-славянского мира уже ведется, причем, как всем видно, руками нынешних наших управителей.
Факты налицо. Спровоцированная война в Югославии уничтожила эту славянскую республику в южном подбрюшье Европы и вынудила одних славян убивать других. Развал Советского Союза не только разрушил геополитическое пространство славянских народов и минимизировал их влияние в мировом сообществе, но и стравил русских, белорусов и украинцев в бессмысленной политической борьбе. Более того, последние десять лет идет активное физическое уничтожение славянского мира. Недавно газета «Версия» (№30, 8 — 14 августа 2000 г.) опубликовала документы, которые в газетной статье названы «любопытными», а на самом деле их можно назвать совершенно иначе — страшные документы. В декабре 1974 г. на заседании Совета по национальной безопасности США был утвержден секретный план NSSM 200, в котором шла речь об ограничении роста народонаселения в странах третьего мира. Казалось бы, тогда СССР к третьим странам не относился, но сегодня… «Версия» частично представила материалы московского отделения UNFPA — Фонда ООН по народонаселению, который играл и продолжает играть координирующую роль в исполнении плана NSSM 200. В этих материалах, изданных в 1999 году, утверждается, что к 2050 году численность населения России должна составлять 121 млн. человек, а численность населения США — 349 млн. человек. В США сегодня проживает 274 млн., следовательно, население Северной Америки возрастет на 75 миллионов. Число жителей России сегодня — 147 млн. человек, а это значит, что по планам «цивилизованного мирового сообщества» через 50 лет наш народ должен сократиться на 26 миллионов человек! Ну, и как вам плоды и цена «прогресса» и вступления в «западную цивилизацию»? И еще один факт — сегодня в России осуществляется целых три проекта UNFPA, рассматриваются еще два проекта. А ведь кроме UNFPA, есть еще и сверхактивная и наглая Российская ассоциация планирования семьи (РАПС), которая всячески настаивает на ограничении рождаемости в нашей стране.
И самое страшное в том, что планы международных «цивилизаторов» исполняются. Даже по официальным данным население России уменьшается с катастрофической быстротой. За последние десять лет резко снизилась рождаемость и столь же резко увеличилась смертность населения в России. Так, в 1991 году рождаемость составляла 12,1 на 1000 человек, а смертность — 11,4. А к 2000 году рождаемость снизилась до 8,8 на 1000, а смертность возросла до 15,4 на 1000. Таким образом, если в 1991 году естественный прирост составлял 1,7 на тысячу, то к 2000 году мы получили: минус 6,6. При этом резко выросла детская и младенческая смертность до года, а прирост смертности у русских составил 40%.В целом ежегодная депопуляция в России за последние годы составляет около 0,6%, т.е. ежегодно население страны снижалась на 800 000 — 900 000 человек, в последние годы — более чем на 700 000 человек. Но в центральных, исконно русских территориях (Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская, Тульская, Ленинградская области) ежегодная депопуляция в два раза выше, чем в среднем по стране и численность население в этих регионах ежегодно снижается на 1 — 1,5%. Еще страшно то, что вымирает наиболее работоспособная часть народа — молодые люди и люди среднего возраста, т.е. наше будущее и настоящее. Так, в регионах вокруг Великого Новгорода именно у этих категорий наибольший рост смертности именно у этих категорий населения: для возраста 20 — 39 лет он составил 75%, для 40 — 44 лет — 100%. (См. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. — М., Издательство УРСС, 2001 г. С. 18 — 19, 33, 171).Следует к этому добавить, что среди детей резко увеличилось количество физически и психически неполноценных, а общее состояние здоровья россиян просто катастрофическое (об этом много говорилось на IV Всемирном Русском Народном Соборе, посвященном теме «Здоровье нации»). И вообще, многие демографы считают — если подобная ситуация будет сохраняться, то к 2010 году население России уменьшится на 14 млн. человек, а к середине следующего столетия русских, к примеру, останется где-то 25 миллионов человек. Социологи уже сейчас говорят о том, что если подобная динамика продолжится, то они могут с точностью до года уже сегодня вычислить, когда у последних Ивана и Марьи родится последняя Дарья, которая сможет выйти замуж только за Ахмата, ибо Иванов и Степанов уже не будет… Вот и становится вполне ясна задача, поставленная нынешними устроителями нового миропорядка, — освободить от нас, русских, нашу же землю.
Впрочем, окончательное уничтожение русско-славянского мира может быть и невыгодно. Вполне возможно, что славян хотят оставить, но в качестве некого «пушечного мяса», чтобы нашими руками и нашими жизнями решать военно-политические конфликты между Западом и Востоком. И раз уж мы не можем и не хотим становиться «европейцами» или «японцами», то мы должны или исчезнуть с карты мира, или же стать своего рода «индейцами XXI века», которым для жизни отведут небольшие резервации. Там мы будем тихо вымирать, потешая новых хозяев «Матрешками» и прочими «Гжелями», а также туземными песнями и плясками («Гопак», «Барыня», «Лявониха» — на выбор). Опыт создания подобных резерваций в тех же США огромен.
Уже сейчас видно — освобождение от славян их исконных территорий решает сразу же многие проблемы. Демографические — китайскую, мусульманскую, японскую. Сырьевые — освобождается база для добычи природных и лесных богатств. Экологические — появляются территории для сброса разнообразных отходов и размещения вредных производств. Политические — у Запада полностью развязываются руки. Военные, экономические — устраняется серьезный конкурент и приобретается надежный рынок сбыта. Иначе говоря, наши территории, свободные от нас и полностью подвластные мировым правителям, продлевают на определенное время само существование индустриально-технологической цивилизации, которое, по большому счету, обречено на трагический конец.
И это, к сожалению, не праздные «мрачные прогнозы». Все очень и очень серьезно. Если человечество не изменит нынешний путь развития, то всех нас, а вернее наших детей и внуков ждут более чем тяжелые времена. Так, если верить демографам и экологам, население Земли к концу следующего века может возрасти до 19 млрд. человек (некоторые считают, что и до 55 млрд.), а уже в середине XXI столетия человечество вполне реально ждет глобальная экологическая катастрофа.
Например, по некоторым прогнозам, к середине XXI века может серьезно измениться общепланетарный климат — он станет более теплым и сухим. В результате, площадь подверженной засухе степной и лесостепной зоны возрастет только в России в 1,8 раза, и эта зона распространится к северу вплоть до южных границ Московской, Владимирской и Нижегородской областей. Особенно далеко продвинутся степи в Сибири, сухие же степи Поволжья и Северного Кавказа могут смениться настоящей пустыней. И это в России, самой северной стране. В других же, более южных странах — Канаде, Китае, США, количество обрабатываемых площадей уменьшится просто катастрофически (АиФ, N4, 1998).Следовательно, за каждый глоток воздуха и за каждую каплю нефти, за каждый сантиметр земли и каждое зернышко пшеницы будет идти самая настоящая война.
Но есть и другая сторона этой возможной экологической катастрофы. Россия — единственная в мире страна, в которой площадь эффективных земель, вследствие потепления климата… увеличится! И не просто увеличится, а удвоится — до 11 млн.кв.км! Иначе говоря, Россия будет, чуть ли не единственным государством, которое получит для хозяйственного освоения вторую страну равной площади.
Разве захват России — это не самая важная цель для нынешних правителей, мнящих себя в будущем полными властителями мира? Уничтожая (или резко сокращая численность) славян, и Запад, и Восток убирают сегодня будущих конкурентов за место под солнцем. Ведь в войне за жизненное пространство выживет только сильнейший.
Так что территория бывшего СССР — очень привлекательный кусок. Например, по утверждению журнала «Итоги», «развитие северных провинций КНР было поставлено в зависимость от их экономической экспансии в Россию». А журнал «V.I.P.» фиксирует — «в соседней с нами провинции Хэйлунцзян постоянно существует мощный людской „навес“ из 20 — 25 миллионов безработных. В целом же из 800 миллионов сельских китайцев 100 миллионов деревне просто не нужны» («V.I.P.», 1997, N29-30). Вот и получается, что 18 миллионов русских, населяющих ныне бескрайнее Зауралье, на таком фоне смотрятся более чем бледно.
Поэтому, к великому сожалению, вряд ли можно надеяться на светлое, радостное и благополучное будущее, но нужно готовиться к жесточайшей войне за собственную жизнь. Снова перед нами — русский выбор.
***
Так что же выберет русский человек нынче? Трудно сказать. Но, все же надеясь на исторический опыт и народную память, можно предположить, что в итоге русский человек сумеет сделать тот выбор, который не уничтожит его душу. Ну не может привлекать его элементарное желание комфортной жизни! Да, таковой жизни все мы были многие годы лишены. Да, русский человек должен жить в достатке и обязан ради этого много трудиться. Но кроме понятия «достаток», есть еще и более важное понятие — «достоинство», и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.
Может быть, пройдет немало лет, пока это понятие вновь станет важным для самосознания каждого из нас. И все-таки те лидеры, которые обещают русскому человеку вкусно есть и сладко спать, не затронут всей глубины русской души. Русский человек пойдет за тем, кто вновь раскроет перед ним небесные врата и объяснит то, как можно и нужно жить на грешной земле, чтобы в эти врата войти.
И, может быть, России сегодня, как и всегда в трудную годину, нужен не столько политический лидер, которого все столь жаждут, а — духовный пастырь, обладающий абсолютным нравственным авторитетом и способный донести до каждого русского человека традиционные национальные идеалы. Ведь в России никакая идея не воспринималась чисто абстрактно, отделенной от личности. Более того, носителем таковой должен быть конкретный, реальный человек. И только тогда, когда простые русские люди поверят этому человеку, они смогут серьезно отнестись и к той идее, которую он несет.
Вспомним В.В. Розанова, когда-то сказавшего: "… Выберите молитвенника за Землю Русскую. Не ищите (выбирая) мудрого, не ищите ученого. Вовсе не нужно хитрого и лукавого. А слушайте, чья молитва горячее — и чтобы доносил он к Богу скорби и напасти горькой земли нашей, и молился о ранах, и нес тяготы ее".
Есть ли таковой? Будет ли таковой? И, если будет, то кем он окажется? Очередным Искусителем, стремящимся вновь выдать кривду за правду? Или же Посланником? Кому поверят? За кем пойдут? Не обманемся ли вновь?
Все эти вопросы пока без ответа, но всем нам придется делать еще один и, дай Бог, не последний русский выбор. Такова уж, видно, наша судьба — жить между Небом и землей, вечно искать истину, верить в Высшее и надеяться, надеяться, надеяться… Но наступает час — и Надежда русского человека перерастает в Веру, а Вера дарует ему Любовь. И в бесконечном единении Веры, Надежды и Любви открывается он — русский путь к Софии-Православной Мудрости.
В этом смысле, русское общество еще не до конца осознало всемирно-историческое и, не стоит бояться этого слова, вселенское значение события, свершившегося 20 августа 2000 года. В этот день Русская Православная Церковь канонизировала 1154 новомучеников и молитвеников XX века — небывалый факт в истории православия! Символом движения России по пути духовного и государственного возрождения стала и канонизация в 2001 г. святого праведного воина Феодора Ушакова, Адмирал Флота Российского.
Православная Церковь вновь указала русскому народу путь к спасению, придала глубинный, божественный смысл всему XX столетию, столь трагическому в истории России. Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, они были посланы нам как испытание в борьбе с Мировым Злом во имя Господа нашего. И величайший сонм святых ныне освящает не только наше прошлое, но и наше будущее. Теперь есть зачем жить и во имя чего жить. Перед Россией вновь открываются врата вечности и великого духовного смысла бытия.
А нахождение духовного смысла бытия русскому народу необходимо. Так, причин столь тяжелого демографического положения России много. Но в последние годы наши отечественные ученые сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин — тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством народа. Группа ученых, возглавляемых профессором И.А. Гундаровым утверждает: «Структура оздоровительных мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% — качества жизни. В первую очередь — это достижение социальной справедливости в общества и нахождение смысла жизни».
Мы обязаны понять это, обязаны вытащить себя из трясины безверия и уныния. Во все времена было так, и будет так впредь — как только мы, русские, осознаем собственный путь к Истине, к Богу, тогда начинает расти и крепнуть наше духовное единство, которое порождает волю к действию. И мы вспоминаем, что Россия — это наше Отечество, наша земля, на которой мы живем уже более тысячи лет: рождаемся, вырастаем и уходим в нее снова, давая жизнь новым поколениям. И мы понимаем — наше Отечество не принадлежит только нам, сегодняшним, ибо оно принадлежит прошлому и будущему. И мы осознаем — чтобы наши дети и внуки помянули нас добрым словом, никому нельзя отдать нашу землю. Это наша земля.
Когда-то, сто двадцать лет назад, Н.Я. Данилевский написал: "… Между тем как англичанин, немец, француз, перестав быть англичанином, немцем или французом, сохраняет довольно нравственных начал, чтобы оставаться еще замечательною личностью в том или другом отношении, русский, перестав быть русским, обращается в ничто — в негодную тряпку..." И сегодня, по большому счету, русский выбор однозначен — быть или не быть русским.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/