Введение
В сложной социально-экономической ситуации, когда обостряютсясоциальные проблемы – увеличивается число людей, оказавшихся в труднойжизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи. С усложнением и ростомпроблем возрастает потребность в профессиональной социальной работе, вспециалистах, которые способны если не разрешить их совсем, то свести кприемлемому уровню. Потребность в специалистах социальной работы делаетактуальными вопросы их воспитания, требования к их способностям и личностнымхарактеристикам. Деятельность с высокой степенью моральной ответственности,которой и является социальная работа, накладывает специфические требования кличности, к её ценностям и способностям. Исследование характеристик личности,требуемых для эффективного исполнения профессиональной деятельности актуальнодля любой профессии. Специфика социальной работы определяет предметом изучениявзаимодействие личности специалиста с клиентом, его психологические свойства.Таким образом, тема внутренней культуры личности и её коммуникативной культуры,проявляющейся в общении с клиентом, актуальна. В литературе вопросы о культуреличности представлены двояким образом: с одной стороны – авторы считают этоявление чем-то очевидным и рассматривают лишь определенные личностныехарактеристики, с другой – указание на неопределенность и широту этого явления,его целостность. Соответственно трудно выделить работы, посвященные именнокультуре личности, а не её проявлениям, используются множества синонимов как«нравственная культура личности», «уровень духовно-нравственного развития» и«духовность». В статье О.П. Старшиновой[1] даетсясамое полное освещение многообразия понимания этого вопроса. Нужно отметитьнеоднозначность в понимании определения понятия «культура», этот подробноосвещено в работе А.П. Садохина[2], где онрассматривает множество определений культуры и выделяет её сущностныехарактеристики.
Определения таких понятий как «общение» и «коммуникация»представлены в пёстром многообразии в различных словарях и энциклопедиях, какправило, с существенными отличиями. Некоторый синтез этих вопросов представленв работах Г.М. Андреевой[3], В.В.Горанчука[4] и В.А.Горяниной[5].
Понятие коммуникативной культуры личности в словарях иэнциклопедиях не определяется, в работе В.П. Сморчковой[6]представлен анализ этого явления и выявлены сущностные характеристики,структура и интегративная модель такой культуры. Вопросы требований к личностисоциального работника и его коммуникативным навыкам в литературе достаточношироко представлены. Работа Л.Е. Анальиной[7]рассматривает профессиональную культуру социального работника. Статья В.Н.Антошкина[8]посвящена коммуникации в социальной работе и управленческой практике. Вопросыкультуры общения в практике социальной работы представлены в работе Т.В.Демидовой[9]. Окоммуникации и консультировании в социальной работе – в статье О.И. Дегтяревой[10].В статье Л.А. Кайгородовой[11] рассмотреныпсихологические аспекты имиджа социального работника, его духовность. В статьеП.А. Киршина[12]отражены требования к социальным работникам. Вопросы речевой коммуникации рассмотреныв статье С.Н. Курбаковой.[13] Общениекак часть технологии социальной работы представлено в статье Е.С. Сахарчука[14].Цель работы – показать роль внутренней культуры личности социального работникаи коммуникации в практике социальной работы. Соответственно задачи работы:
· описать внутреннюю культуру личность, её определение ироль в социальной работе;
· описать коммуникацию и общение, показать её роль всоциальной работе.
1.Внутренняякультура личности1.1 Понятиевнутренней культуры личности
В обыденной речи использование понятия «культура» характернодля оценочных суждений и выражает определенную совокупность черт личностичеловека. Например, как выражение высокого уровня достижений человека вкакой-либо деятельности, как совокупность ценностей и норм, присущих большойсоциальной группе, общности, народу или нации, как отдельную сферу жизниобщества.[15]
В зависимости от области научного знания понятие культурытрактуется по-разному. В культурной антропологии одно из самых распространённыхопределений принадлежит немецким антропологам А. Крёберу и К. Клакхону, вкотором говорится, что «…культура может быть определена как все видыдеятельности, а не физиологические результаты (продукты человеческих особей, неявляющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными). Это далее означает,выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условнорефлекторных и приобретенных обучением видов деятельности, а также ихпроизводным продуктом. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас ктому, что является социально передаваемым, т.е. передаваемым по традиции, чтоприобретено человеком как членом общества».[16]
Обобщая всё многообразие определений культуры, Садохин выделяет8 наиболее общих характеристик культуры[17], средикоторых:
· культура находит свое выражение в ценностях, правилах,обычаях, традициях;
· она не наследуется генетически, а усваивается спомощью обучения;
· культура функционирует в качестве основания длясамоидентификации общества и его членов, осознания её носителями своегогруппового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействиис другими культурами и народами.
Часто в литературе по социальной работе в качестве синонимов«культуре личности» используются понятия «духовность», «нравственность» и«духовно-нравственное развитие личности». Часто говоря о том, кто может статьсоциальным работникам, среди всех критериев особенно выделяют «систему духовныхценностей»[18].Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех еёразновидностях сводят к общечеловеческим ценностям (уважению чести идостоинства человека, уникальности его личности).
В психологической науке определение духовности и духовно-нравственногоразвития личности, как и в культурологи, не едино и понимается многими авторамипо-своему. Наиболее ясное отражение этого вопроса находится в статьеСтаршиновой О.П.[19]
Так, например, в ценностно-смысловой концепции личностиБратуся Б.С., согласно которой сущность человека определяется через егоотношение к другому человеку как к самооценности, к существу, олицетворяющемусобой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность относится к родовымопределениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве имногообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности. Духовноеначало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером егожизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом планедуховность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идейи созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, какдоброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения онапредставляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению ксубъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.
Определяя роль духовности в развитии личности, Братусьуказывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы наволнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра изла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человекудоступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию игосударственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что являетсядля него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить.
Из духовно-нравственной сферы выделяют[20]:
· совесть (внутренний судья, оценивающий нравственностьчувств, мыслей, желаний, поступков, поведения и способа жизни человека);
· самооценка (способствует изменению направленностиличности и в соответствии с этим – поведения и способа жизни);
· воля (порождает вначале чувство, затем, черезосознание потребности, дает начало мысли желанию и далее – поступку, поведениюи способу жизни).
Духовно-нравственное развитие и совершенствование личностиопределяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственногоплана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью.Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм,требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемыхчеловеку обществом) и нравственность как характеристику психологическойструктуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей ихнеобходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральныхнорм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могутрасходиться[21].
В некоторых определениях подчеркивается, что психологическимрегулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.
Совесть характеризует способность человека самостоятельноформулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, даватьоценку их поступкам[22]. Извсего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культурыличности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторонуличности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих ичужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного)мира человека.
Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях сдругими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становитсяв ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и подвоздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.
Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокогоуровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светскойэтики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфередеятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутреннейкультуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нестиответственность за свои действия.
1.2 Роль внутренней культуры личности в практике социальнойработы
Показать роль внутренней культуры личности в практике социальнойработы можно исходя из требований, которые она предъявляет к специалисту своейспецификой.
Особенности профессии, специфика профессионального труда,требования, предъявляемые к специалисту, описываются в профессиограмме. Профессиограммаописывает психологические, производственные, технические, гигиенические идругие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции даннойпрофессии и затруднения в её освоении, связанные с определеннымипсихофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Онавключает в себя психограамму – портрет идеального или типичного профессионала,сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.[23]
Качественная характеристика субъекта деятельности,представителя данной профессии является профессионализм. Профессионализмопределяется мерой владения профессионалом современным содержанием и средствамирешения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Можноговорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма. К егохарактеристикам относятся:
· высокая продуктивность;
· высокий уровень квалификации и профессиональнойкомпетентности;
· оптимальная интенсивность и напряженность;
· высокая точность и надежность;
· высокая организованность;
· низкая опосредованность;
· владение современным содержанием и современнымисредствами решения профессиональных задач;
· стабильность высоких показателей качества;
· возможность развития субъекта труда как специалиста;
· направленность на достижение положительныхсоциально-значимых целей.
Уровень развития знаний и умений – основных профессиональныхсоставляющих – отражает компетентность. Считается, что профессия предъявляет кспециалисту, как минимум два типа требований: профессиональная грамотность исоциальная компетенция. Под социальной компетенцией понимается умениеорганизовывать людей, подчинятся, разрешать конфликты и принимать коллективныерешения, умение взаимодействовать с людьми.
Более чем владение профессиональными знаниями ценитсяспособность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатыватьинформацию. Это означает, что эффективное усвоение новых профессиональныхзнаний предполагает понимание субъекта того, ради чего все, в конечном счете,делается. Постоянное общение с людьми в профессиональной деятельностинакладывает определенную аксиологическую специфику, требующую от специалистаруководствовать нравственными и этическими принципами, придерживатьсяопределенных ценностей. Такая особенность социальной работы устанавливаетобъективные требования к личности специалиста, без соответствия которымневозможно эффективно исполнять профессиональные обязанности.
Общее требование, объединяющее всех работающих в социальнойсфере, – это способность к «принятию» клиента, уважение его прав итолерантность по отношению к клиенту. Ценностные установки профессиональнойсоциальной работы во всех её разновидностях сводятся к общечеловескимценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.[24]На основе изучения современных представлений о социальном работнике можносформулировать свод более конкретных требований:[25]
· эмпатия, т.е. сочувствие, доброта, сострадание;
· склонность к альтруизму;
· терпимость;
· выраженная готовность к контактам с людьми;
· социальная пластичность, т.е. умение поддерживатьконтакты;
· умение анализировать информацию;
· стрессоустойчивость в процессе общения;
· умение контролировать своё поведение (сохранятьэмоциональное самообладание в процессе общения);
· умение расположить к себе, привлекательная внешность;
· развитая интуиция.
Так же существуют и противопоказания – основания для профнепригодностичеловека к профессии социального работника:
· склонность к быстрому развитию синдрома«эмоционального сгорания» (пресыщение общением, непреходящая усталость, подавленность);
· черствость, холодность к людям;
· замкнутость, робость;
· озабоченность, эмоциональная неуравновешенность;
· независимость, нежелание подчинятся руководителю.[26]
Также одним из слагаемых выделяется основанное на гуманистическихценностях мировоззрение. Например, Кайгородова выделяет следующее кредосоциального работника:[27]
· бережное сохранение и воспроизводство духовныхценностей;
· социальная защищенность;
· забота о здоровье людей;
· экологическая безопасность.
Стиль поведения социального работника, обусловленныйсовокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями иинтересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует.Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональнойдеятельности и выборе профессии. Таким образом, обладающая высоким уровнемвнутренней культуры, личность – характеристика компетентного профессионала,способного выполнять профессиональную деятельность. Ещё одним из источниковзнаний о требованиях профессиональной деятельности к её субъекту – этопрофессиональный кодекс. Кодекс отражает этические обязательства по отношению кклиенту, своим коллегам, руководителем, руководящей организации, перед своейпрофессией, перед обществом. Несмотря на декларативный характер норм,закрепленных в кодексе, они выражают специфику этического поведенияпредставителя профессии и, следовательно, они выражают некоторые характеристикиличности, которые должны проявляться в профессиональной деятельности. Например,трудно поверить, что человек, характеризуемый как лживый, в своейпрофессиональной деятельности будет соблюдать требования этического кодекса очестности или если человек безответственный, то выполнять свои этическиеобязательства. Этические знания – необходимая часть профессиональнойдеятельности социального работника. Его способность действовать в соответствиис этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемыхклиентам.[28] Такимобразом, существуют объективные требования к организации внутреннего мирачеловека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы.Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессиональногоповедения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженныхв социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий,требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам,исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление навнутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие,каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние на специалиста.Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника, которая может сминимальными затратами и максимальными результатами функционировать в такихусловиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс – своюличность, не выдерживая психологического давления, происходит деформацияличности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена нарегулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелымвнутренним состояниям.
2.Роль коммуникации в практике социальной работы
Общениележит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важнойцели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общениюотносится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим вконтакт и умеющим располагать к себе, относятся с симпатией. В психологииобщение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми,порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информациейпознавательного (когнитивного) или эмоционального (аффективно-оценочного)характера. Общение – основная форма человеческого бытия. Отсутствие илинедостаток общения может деформировать человеческую личность.[29]Понятия коммуникации, коммуникативной культуры и общения очень широки и в силусвоей специфики изучаются разными отраслями науки, каждая из которых по-своемуопределяет сущность изучаемого явления, при этом, как правило, опускаютсянекоторые аспекты.
Так, например, социальной психологии коммуникация понимаетсякак одна из сторон единого процесса общения. Общение характеризуют путёмвыделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная сторона (коммуникация),интерактивная сторона (интеракция), перцептивная сторона (социальнаяперцепция). При таком выделении, коммуникация в узком смысле слова состоит вобмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная стороназаключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е.обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общениюи установлению на этой основе взаимопонимания.[30] Коммуникация,как и общение вообще, является основным процессом любых отношений между людьми,в независимости от направления науки, её рассматривающей. Специфика социальнойработы заключается в её направленности на клиента, субъекта коммуникации.Соответственно, коммуникация – это основное средство взаимодействия социальногоработника и клиента. Уместно употреблять понятие коммуникации как синонимобщения, но следует помнить, что общение – это всегда более широкая категория.2.1Коммуникация между людьми и её виды
Первоначальное значение термина «коммуникация» (от лат.communication – путь сообщения) с течением времени несколько изменилось и внастоящее время переводится с романских языков (communication) как сообщение,процесс передачи информации.[31]
Например, в «Большой советской энциклопедии» дается следующееопределение: «Коммуникация, общение. Обычно коммуникация определяется как«передача информации» от человека к человеку. Общение можетосуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной,так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другойдеятельности, использующей знаки».[32] Такоеопределение не учитывает специфику именно человеческой коммуникации, котораяподразумевает что:[33]
1. Общение между людьми нельзя рассматривать лишь какотправление информации одним человеком и приём её другим. Каждая из сторонкоммуникации является активным субъектом этих отношений, общение между людьми –это обмен информацией. В каждом коммуникативном процессе в единстве даны – деятельность,общение и познание.
2. Характер обмена информацией между людьми определяется тем,что посредством знаков партнеры могут повлиять друг на друга, обмен информациейобязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Это не что иное какпсихологическое воздействие одного коммуниканта (участника коммуникации) надругого с целью изменения его поведения.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информациейвозможно тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), ичеловек, принимающий её (реципиент) «говорят на одном языке». Это важно потому,что реципиент и коммуникатор в процессе коммуникации постоянно меняютсяместами. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможностьпартнеров понимать друг друга.
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникатьсовершенно специфические коммуникативные барьеры. Такие барьеры носятсоциальный или психологический характер – это могу быть социальные, политические,религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разнуюинтерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но ивообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайноразнообразной: от утилитарного, бытового до научного, высокоинтеллектуального.Именно коммуникативные способности партнеров в основном обеспечиваютэффективность общения. Если обмен информации происходит не «просто так», а радидостижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей, то коммуникациязначима для её участников. Коммуникация в деловом общении – это всегда влияние,воздействие на партнера; в случае успеха коммуникации происходит изменениемыслей, чувств, отношений, представлений о мире у того, кому она адресована.[34] Одно из актуальных определений коммуникации, учитывающее её специфику какпроцесса обмена информацией между людьми, дается в «Энциклопедиипостмодернизма»: Коммуникация – смысловой и идеально-содержательный аспектсоциального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на ихсмысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации– достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого еёэлемента.[35] Сегодняво многих психологических, социологических и философских работах коммуникацияпонимается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающийактивность его участников.[36] Существуетнесколько типологий коммуникации (Таблица 1).
Таблица 1. Типология коммуникации (общения)[37]Основание разделения Вид общения Краткая характеристика 1. Используемые знаковые системы Вербальная Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков. Невербальная Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения 2. Характер связи общающихся Непосредственное Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу». Опосредованное Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками. 3. Количество участвующих в общении Межперсональное Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах. Массовое Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации. 4. Значимость социальных ролей Межличностное Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны. Ролевое Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны. 5. Отношение к другому человеку Монологическое Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию. Диалогическое Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. 6. Направленность на задачу Деловое Общение направленно на дело, на результат. Личное Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей.
Следуетпояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой«монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своеговоздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями изадачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует наних свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человекведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своихнедостатков, желаний, потребностей, чувств.
Пригрубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующиеразличные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видовкоммуникативного процесса. Звуковой язык совместно с языком тела составляетестественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специальносоздаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).
Вербальнаякоммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь,естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую двапринципа: лексический и синтаксический. В самом общем смысле язык определяетсякак система знаков, служащих средством человеческого общения, мышления ивыражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языкеобъективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальнымсредством хранения и передачи информации, а также управления человеческимповедением. Язык – средство передачи социального опыта, культурных норм итрадиций.[38]
Невербальнаякоммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общениялюдей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковыхсистем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый терминомпаралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.
Невербальнаякоммуникация – это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты,использование предметов. Людьми также выработаны системы специальныхзнаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знакиотличия, награды и д.р.[39] Если пословесному каналу в основном передается чистая информация, то по невербальному– отношение к партнеру по общению, его эмоциональное состояние. Любоепереживание человека, так или иначе, проявляется в его внешнем облике, мимике,жестах, позах, интонациях голоса. Результаты ряда исследований свидетельствуюто том, что в процессе общения 55-65% информации о партнерах человек получаетпосредством наблюдения за ними. Если слова человека – чаще всего плод егосознания, то невербальные проявление – реакция подсознательных процессов.[40]
Невербальноеповедение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служитсредством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступаетобъектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых длянепосредственного наблюдения индивидуальных психологических и социальныххарактеристик личности. На основе невербального поведения раскрываетсявнутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержанияобщения и совместной деятельности. В социальной психологии разработаныразличные классификации невербальных средств общения (Таблица 2).
Таблица2. Невербальные средства общения[41]Кинесика (выразительные движения) Паралингвистика (не связанная со смыслом слов их звуковая характеристика) Экстралингвистика (не связанная со словами характеристика речи) Такесика (динамические прикосновения) Проксемика (пространственная близость к партнеру) Экспрессивно-выразительные движения Визуальный контакт (взгляд)
Поза
Жесты
Мимика
Походка
Направление движения
Длина паузы
Частота контакта
Интонация
Громкость
Тембр
Пауза
Смех
Плач
Кашель
Рукопожатие
Поцелуй
Похлопывание
Ориентация в пространстве
Дистанция между партнерами
Впроцессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждыйчеловек овладевает системой вербальной и невербальной коммуникации и используетеё в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определитьпозицию собеседника.
Наиболеезначимые невербальные средства – кинетические – зрительно воспринимаемые движениядругого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинетикеотносятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде,походке.
Особаяроль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Общаясь,люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.Показано, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15%информации. Главными характеристиками мимики является её целостность идинамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основныхэмоциональных состояний (гнева, радости, страха, печали, удивления иотвращения) все движения мышц лица скоординированы. Установлено, что все люди,независимо от национальности и уровня культуры, с достаточной точностью исогласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражениесоответствующих эмоций. И хотя каждое выражение является конфигурацией всеголица, тем не менее, основную информативную нагрузку несут брови и областьвокруг рта (губы).[42]
Черезжесты осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль вцелостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важнойсоставной частью такой связи. Можно понять, как встречено то, что мы говорим,открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает. Знание языкажестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но ипредвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное ещё до того, как онвыскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык можетпредупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-тодругое, чтобы достичь нужного результата.[43]
Такимобразом, понятие коммуникации и общения не имеет единого и четкого определения,одно из актуальных определений говорит, что коммуникация – это смысловой иидеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия,сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называюткоммуникативными. Основная функция коммуникации – достижение социальнойобщности при сохранении индивидуальности каждого её элемента. Существуетмножество типологий коммуникаций, но базовую образуют вербальная и невербальнаякоммуникация. Под вербальной коммуникацией понимается осознанное речевоевзаимодействие, способность слышать, слушать и передавать информациюсобеседнику. Под невербальной коммуникацией понимается знаковая системаобщения, функционирующая с минимальным участием сознания, бессознательно,отражающая внутренне состояние участника коммуникации.
2.2 Коммуникация в социальной работе
В современной социокультурной и образовательной ситуации проблемаразвития коммуникативной культуры приобретает чрезвычайную значимость. Культуравзаимодействия – коммуникативная культура – осознается средством и механизмомрешения проблем на всех уровнях жизнедеятельности человека, в ней скрытывозможности преодоления социальных, экологических, национальных, религиозных,конфликтов современного противоречивого мира. Низкий уровень коммуникативногоразвития препятствует профессиональному и личностному росту специалиста.[44]
В научный тезаурус категория коммуникативной культуры вошласравнительно недавно, когда появился устойчивый интерес к проблемамкоммуникации, информации, культуры. Тем не менее, ни в словарях, ни в энциклопедияхэта категория еще не нашла своего места. В настоящее время создана определеннаянаучная база, сформулирован круг идей, положений, подходов в пониманиикоммуникативной культуры. В педагогических исследованиях коммуникативнаякультура характеризуется как концентрированное выражение личности специалиста,её носителя; как индикатор ценностей; как важнейший компонент профессиональногомастерства. В психологических исследованиях коммуникативная культурарассматривается в системе качеств личности. Некоторые ученые считают, чтооснову коммуникативной культуры специалиста составляетпрофессионально-педагогическая общительность учителя как его профессиональноекачество.[45]
Проявление коммуникативной культуры исследователи видят вдиалоге, который понимается, как умение слушать и слышать, понимать человека,транслировать информацию, давать обратную связь. Несмотря на некоторые наработкив области исследования, остается целый ряд проблем, требующих изучения. Так,все еще не существует её целостно сформулированной концепции; несистематизированы знания по различным аспектам коммуникативной культуры,рассредоточенные по многим дисциплинарным областям (риторика, теория общения,тория коммуникации и др.); не разработан содержательно-функциональный ипрофессионально-коммуникативный технологический компоненты.[46]
Основной недостаток традиционных подходов к феноменукоммуникативной культуры некоторые авторы видят, во-первых, в определении её исключительнокак взаимодействия человека с человеком, во-вторых, в сведении её, как правило,к культуре общения, в-третьих, в полном игнорировании каких-либо иных способовкоммуникации, кроме вербальных/невербальных. Однако такое пониманиекоммуникативной культуры является, по их мнению, довольно узким, поскольку несоответствует её сущностному содержанию. Анализ атрибутивных свойствкоммуникативной культуры – коммуникации, информации, культуры – показывает, чтоона представляет собой многомерную, многоуровневую, полифункциональную системусемиотического взаимодействия человека не только с другими людьми, но с окружающиммиром в целом (с социумом, с природой).[47]
Социальному работнику предписывается необходимость оказанияподдержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призваннойзащищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту,компетентному в проблемах общения, развития личности и общества, обладающемуфундаментальными знаниями о взаимодействия человека с другими людьми и сокружающим миром. Если исходить из понимания сущности социальной работы какпроцесса помощи и взаимопомощи, который лежит в основе различныхсоциально-исторических моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими,то очевидно её сходство с ключевыми смыслами общения.[48]Общаясь, люди объединяются друг с другом, чтобы сообща выполнить необходимоедело, обменяться при этом информацией, ресурсами, эмоциями и т.п. Общаясь, людипомогают друг другу развиваться – личностно и духовно. Общаясь, люди помогаютдруг другу преодолеть многое негативные ситуации, например страхи. Испоконвеков человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться сдругими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, котораяне под силу одному, даже очень могущественному, облеченному властью.
Нужда в объединении обусловлена не только противостояниечеловека и опасной природы, угрожающей человеку физическим уничтожением.Необходимость объединения, побуждающая человека заботиться о ближнем, помогать«слабому», во многом обусловлена необходимостью «сильного» получитьподтверждение своего отличия от «слабого». Таким образом, общение можно рассматриватькак сущностную характеристику социальной работы.[49]Изменение, развитие, свойственные живым системам, обуславливают необходимостьразрешения проблемных ситуаций, которые зачастую перерастают в кризисные. Этим,по сути дела, и занимается социальный работник – через общение со своимиклиентами.
Оказание помощи личности и обществу в осознании своей силы ислабости в процессе взаимовыгодного общения, побуждение потенциалов,позволяющих и отдельному человеку и государству отнестись со вниманием друг кдругу, объединить усилия в преодолении проблем, кризисных ситуаций и обрестинеобходимое равновесие на пути жизненного развития, – вот в чем состоитсущность социальной работы. И общение составляет при этом её ключевой элемент.[50]
Одной из важнейших тем многих зарубежных исследователей являетсяроль социальных работников в решении социальных проблем. Они справедливо полагают,что общение является органически неотделяемой частью всякой социальной работы.[51]Общение социального работника и клиента – это специальный контакт. Общение склиентом строится на основе вербального и жестового языка. Речевая культурасоциального работника – важнейшая составляющая профессиональных знаний инавыков.
Она включает владение профессиональной терминологией, деловымязыком, правильной литературной речью.
Но, работая с различными культурными группами, необходимознать их язык повседневного общения.[52] Некоторыеавторы выделают в практике социальной работы социальное общение, которое можнорассматривать в двух аспектах: в более широком смысле как общение в социуме икак интегрированное свойство всех видов, форм, методов социальной работы,обеспечивающее непосредственное взаимодействие с клиентом, группой, общиной.[53]
Социальная работа требует от человека ориентации всоциально-экономических условиях и жизненных проблемах людей. Поэтому специалистустоль необходимо обладать культурой общения, ему постоянно приходиться общатьсяс разными социальными и возрастными группами людей, и к каждому человеку нужносуметь подойти, расположить его к себе. Психология общения становится основойпрофессиональной деятельности. Социальный работник, прекрасно разбирающийся втеории социальной работы, но не умеющий общаться, не может достаточноэффективно помочь клиенту.[54] Социальнаяработа должна строиться в соответствии с гуманистической этикой общения,ориентируясь на такие общечеловеческие ценности, как милосердие, бескорыстие,доброта, правдивость, выполнение долга. Гуманистическое общение неотделимо оттаких ценностей, как свобода, справедливость, равенство. В общении надо ценитьне только свою свободу, но и свободу другого, уважать его внутренний мир.[55]Анализ опыта благотворительности и социальной работы в России, кодексов этикисоциальных работников США и Великобритании свидетельствует о том, что принципы,положенные в основу их деятельности и сформированные на основе общечеловеческихпринципов, во многом схожи. Из них к главным принципам относятся:
· в работе руководствоваться, в первую очередь,интересами клиента;
· уважать частную жизнь клиента и держать в тайнеинформацию о нем;
· в процессе роботы действовать в соответствии сценностями и моральными нормами своей профессии;
· постоянно совершенствовать свои профессиональныезнания;
· в отношениях с коллегами быть доброжелательными,уважительными;
· защищать клиента от всех форм дискриминации;[56]
Практически все формы и методы социальной работы неотделимыот общения, т.к. социальный работник большую часть времени занят с людьми. Такиеизвестные методы, как метод интервью, консультирование, основаны намежличностных контактах. Разработано множество тренингов общения, существуютразличные модели общения: ведение беседы, обсуждение, интервью с клиентом,консультирование и т.д.
Общение не может быть эффективным, если не принимать вовнимание индивидуальные особенности субъектов общения, их потребности,интересы, привычки. Общение должно строиться на основе моральных норма иэтических принципов. Его нельзя рассматривать статически. Это процесс, ипостижение его постоянно. Поэтому социальны работник должен воспитывать в себестремление постоянно учиться, не бояться нового, умение адаптироваться к новымобстоятельствам, использовать в своей работе новые методы и развивать их.[57]
Коммуникативные способности работников социальных служб – этоих умение налаживать, устанавливать контакты, находить более приемлемые формывзаимодействия с людьми, оптимальные пути позитивного влияния на подопечных наоснове широкой общетеоретической, социально-философской и практическойподготовки. И, в частности, овладения искусством общения, которое лишь в этомслучае способно реализовать свои многогранные потенциальные возможности в такихважнейших аспектах как:
· совершенствование самой личности;
· оптимальное позитивное влияние на других лиц;
· создание нравственно-психологической атмосферы вколлективе, в группах и т.д.;
· влияние на стабилизацию в обществе, снятие социальнойнапряженности.
Высший уровень развития коммуникативной культурыпредполагает, прежде всего, постоянное самосовершенствование и самовоспитаниеличности, возвышение его духовности, выход на уровень творчества в профессионально-коммуникативнойдеятельности, предполагающий опору на высшие моральные, мировоззренческие,эстетические, экологические нормы, помогающие гуманизировать и гармонизироватьвзаимодействие личности и социума, личности и окружающего мира.[58]
Таким образом, общение первично в социальной сфере, такоеположение обусловлено естественной потребностью человека в сотрудничестве сдругими людьми, потребности в эмоциональном контакте и помощи. Социальнаяработа постоянно функционирует в процессе общения, выполнение её задач не представляетсявозможным без коммуникации между социальным работником и клиентом. Социальныйхарактер этой профессии требует от специалиста обладания сущностными чертамикоммуникативной культуры, которые выражаются в стремлении к постоянномусамосовершенствованию, совершенствовании своих коммуникативных навыков,самовоспитании личности, стремлении к духовному совершенствованию, опору нанравственные и этические профессиональные ценности./>
Заключение
Потребность общества в специалистах социальной работы делаетактуальным исследование организации их личности – её внутренней культуры икоммуникативной.
Из всего многообразия определений можно заключить, чтопонятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смыслеотражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оцениватьнравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структуравнутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешнимпроявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняякультура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своегоокружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходесоциализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня,если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики,проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфередеятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутреннейкультуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нестиответственность за свои действия.
Существуют объективные требования к организации внутреннегомира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальнойработы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексахпрофессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей,полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческихвзаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическимпринципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давлениена внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждоевзаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние наспециалиста. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника,которая может с минимальными затратами и максимальными результатамифункционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свойединственный ресурс – свою личность, не выдерживая психологического давления,происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленнаяличность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу иболее тяжелым внутренним состояниям.
Понятиекоммуникации и общения не имеет единого и четкого определения, одно изактуальных определений говорит, что коммуникация – это смысловой иидеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия,сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называюткоммуникативными. Основная функция коммуникации – достижение социальнойобщности при сохранении индивидуальности каждого её элемента. Существуетмножество типологий коммуникаций, но базовую образуют вербальная и невербальнаякоммуникация. Под вербальной коммуникацией понимается осознанное речевое взаимодействие,способность слышать, слушать и передавать информацию собеседнику. Подневербальной коммуникацией понимается знаковая система общения, функционирующаяс минимальным участием сознания, бессознательно, отражающая внутренне состояниеучастника коммуникации.
Общение первично в социальной сфере, такое положениеобусловлено естественной потребностью человека в сотрудничестве с другимилюдьми, потребности в эмоциональном контакте и помощи. Социальная работапостоянно функционирует в процессе общения, выполнение её задач непредставляется возможным без коммуникации между социальным работником иклиентом. Социальный характер этой профессии требует от специалиста обладаниясущностными чертами коммуникативной культуры, которые выражаются в стремлении кпостоянному самосовершенствованию, совершенствовании своих коммуникативныхнавыков, самовоспитании личности, стремлении к духовному совершенствованию,опору на нравственные и этические профессиональные ценности.
Списокиспользованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
2. Анальина Л.Е. Профессиональнаякультура и преодоление речевой агрессии во взаимоотношениях с клиентами всоциальных службах // Социальная работа в изменяющейся России: проблемы,поиски, перспективы: матер. всерос. науч. практ. конференции 16-17 мая 2003 г. / под ред. К.М. Южанинова. Томск: Курсив, 2003. С. 204-207.
3. Антошкин В.Н. Коммуникативная иуправленческая практика в социальной работе // «Отечественный журнал социальнойработы» № 1, 2003. С. 29–34.
4. Бабаийцев А.Ю. Коммуникация[Электронный ресурс] / Под редакцией Грицанова А. А. // «Энциклопедияпостмодернизма» — Яндекс.Словари. – URL: slovari.yandex.ru/dict/postmodernism/article/pm1/pm1-0212.htm?text=%коммуникация&stpar3=1.6
(дата обращения: 23.05.10).
5. Горанчук В.В. Психология деловогообщения и управленческих воздействий. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.:«ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003 – 288 с.
6. Горянина В.А. Психология общения:учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2002. – 416 с.
7. Дегтярева О.И. Консультирование какодна из форм социального обслуживания клиентов // «Социальное обслуживание» №6, 2009. С. 6–19.
8. Демидова Т.Е. Культура общенияработников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в ихпрофессиональной деятельности // Профессиональное мастерство работниковсоциальных служб. Материалы II Национальной конференции Ассоциации работниковсоциальных служб / под редакцией: А.М. Панов, Л.В. Топчий, Э.А. Манукян. – М.,1999. С. 120-132.
9. Кайгородова Л.А. Психологическиеаспекты формирования духовности и имиджа социального работника // Актуальныепроблемы истории, теории и технологии социальной работы. – Новочеркасск: Ростовн/Д, 1998. – С. 35–39.
10. Киршин П.А. Требования к социальнымработникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110–115.
11. Коммуникация [Электронный ресурс] //«Большая советская энциклопедия» – Яндекс.Словари. – URL:slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00036/35200.htm?textкоммуникация&stpar3=1.2(дата обращения: 23.05.10).
12. Курбакова С.Н. Речевая коммуникациякак знаковая активность сотрудничающих личностей // «Ученые записки РГСУ» № 3,2006. С. 152–155.
13. Профессиограмма [Электронный ресурс]// Управление персоналом: словарь-справочник. – URL:psyfactor.org/personal/personal15-08.htm (дата обращения: 23.05.10).
14. Садохин А.П. Межкультурнаякоммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 – 288 с.
15. Сахарчук Е.С. Искусство общения каксоставная часть технологии культурного обслуживания в социальной сфере //«Отечественный журнал социальной работы» № 3, 2003. С. 34–38.
16. Сморчкова В.П. Интегративная модельразвития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ»№ 6, 2003. С. 65-71.
17. Старшинова О.П. Понятие духовности идуховно-нравственного развития личности в современной отечественнойпсихологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии.2006. URL: psyche.ru/ (дата обращения: 23.05.10).
18. Терещенко О.В. Коммуникациясоциальная [Электронный ресурс] // «Энциклопедия социологии» — Яндекс.Словари.– URL: slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0496.htm?text=коммуникация&stpar3=1.5
(дата обращения: 23.05.10).
19. Этика социальной работы: принципы истандарты [Электронный ресурс] // Интернет-портал FSU Knowledge Management. –URL: http:// old.hokma.ru/db/mc/social%20work/social_work041.doc (датаобращения: 23.05.10).