Реферат по предмету "Социология"


Репродуктивная мотивация женщин в условиях трансформации семьи и брака

Курсовая работа
«Репродуктивная мотивация женщин в условиях трансформации семьи и брака»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Демографический кризис в России и динамика изучения репродуктивной мотивации
1.1 Демографические процессы в области рождаемости в контексте депопуляции в России
1.2 Теоретические и методологические подходы к изучению репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и брака
1.3 Основные тенденции трансформации репродуктивного поведения в современном обществе
1.4 Факторы, влияющие на репродуктивные ориентации молодежи
Глава 2. Ценностно-мотивационная детерминация репродуктивного поведения
2.1 Репродуктивная мотивация, как элемент репродуктивного поведения: анализ подходов и эмпирические исследования
2.2 Ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения
2.3 Факторы репродуктивной мотивации и потребность в детях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Наша работа связана с изучением репродуктивной мотивации женщин в условиях трансформации семьи и брака. На наш взгляд значимость указанной темы исходит непосредственно из ее названия. Действительно в мире, на протяжении последних пятидесяти – шестидесяти лет меняется само отношение общества и людей к институтам семьи и брака. Во второй половине XX века происходят так называемые сексуальные и гендерные революции, которые в свою очередь, во многом, меняют отношение общества к репродуктивной функции женщин в частности, и к роли самой женщины, в общем. В начале 90-х годов, в связи с известными историческими событиями, последствиями которых стал развал Советского Союза, указанные выше тенденции становятся актуальными и для России. За последние два десятилетия репродуктивное поведение российских женщин значительно изменилось, по сравнению, например, с аналогичным поведением женщин во времена существования Советского Союза. Следствием изменения этого поведения, в свою очередь, стали изменения в репродуктивной мотивации современных женщин. Самые общие последствия этого процесса видны невооруженным взглядом даже неспециалисту – в российских семьях стало рождаться меньше детей, «матери-одиночки» стали повсеместным явлением, а также появилась ярко выраженная категория женщин, которая либо не стремится обзаводиться детьми совсем, либо предпочитает, перед этим шагом «сделать карьеру» или исполнить другие социальные функции. Список примеров можно продолжать, однако совершенно ясно одно – в условиях общего старения населения России, которое также наблюдается в последние годы, репродуктивная мотивация современных женщин становится значимым фактором, который во многом будет определять демографическое развитие страны в ближайшие десятилетия. Этим определяется актуальность нашей темы.
Объект нашей работы – репродуктивное поведение женщин в период трансформации семьи и брака; предмет – мотивации репродуктивного поведения женщин.
Цель нашей работы: изучить репродуктивные мотивации женщин в условиях трансформации семьи и брака.
Исходя из поставленной цели, сформулируем основные задачи курсовой работы:
— изучить основные демографические процессы в области рождаемости в контексте депопуляции в России;
— ознакомиться с основными теоретическими и методологическими проходами к изучению репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и брака;
— выявить основные тенденции трансформации репродуктивного поведения в современном обществе;
— рассмотреть основные факторы, влияющие на репродуктивные ориентации молодежи;
— исследовать репродуктивную мотивацию, как элемент репродуктивного поведения путем анализа существующих подходов и эмпирических исследований;
— выделить основные ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения;
— понять основные факторы репродуктивной мотивации и потребности в детях современных женщин.
Указанные цели и задачи формируют структуру нашей работы, которая состоит из введения, главы один (которая состоит из четырех разделов), главы два (состоящей из трех разделов), заключения и списка используемой литературы.
При подготовке к написанию настоящей курсовой работы, мы ознакомились со значительным числом специальной литературы, отечественных и зарубежных специалистов. Ряд из них мы считаем необходимым отметить особо, так как их работы во многом оказались основополагающими и концептуальными для нашей курсовой работы. В первую очередь это исследования А. Антонова, В. Архангельского, О. Безруковой и П. Макдональда. Кроме работ этих авторов мы пользовались многочисленными изысканиями других авторов, а также различного рода демографическими справочниками.
Глава 1. Демографический кризис в России и динамика изучения репродуктивной мотивации
1.1 Демографические процессы в области рождаемости в контексте депопуляции в России
Итак, изучим основные демографические процессы, связанные с рождаемостью в современной России. В целом, для измерения уровня рождаемости используется целая система разнообразных показателей1.
Наиболее простой из них, это так называемый общий коэффициент рождаемости, т.е. число родившихся живыми за календарный год в расчете на 1000 среднегодовой численности жителей.
Кроме этого коэффициента, который считается, в целом, грубым (из-за сильной зависимости его от половой, возрастной, брачной, этнической и других структур населения) существуют другие показатели, в том числе и суммарный коэффициент рождаемости, т.е. число живорождений за всю жизнь женщины. Этот коэффициент, также сводится к среднему показателю.
Этот показатель имеет преимущество, в контексте нашей темы, в силу того, что его величина (уровень) и динамика свободны от влияния, по крайней мере, от влияния половой и возрастной структур, чьё искажающее влияние на показатели рождаемости особенно значительно. Кроме того, важным достоинством этого показателя является и то, что по его величине можно оценивать не только качество уровня рождаемости, но и качество воспроизводства населения в целом (правда, только для стран с низким уровнем смертности). Для этого достаточно знать «пороговое» значение СКР, соответствующее границе простого воспроизводства населения или, иначе говоря, его нулевого роста (этому порогу при самой низкой в мире смертности, достигнутой в Японии и Швеции, соответствует величина СКР = 2,1 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь.)2. Отметим, что в России, стране с высоким уровнем смертности, данный показатель меньше 1,5. Это обстоятельство указывает на значительное влияние нынешнего уровня смертности на уровень воспроизводства населения.
Ознакомившись, в общих чертах, со способами измерения рождаемости в современной науке, перейдем к цифрам, характерным для Российского государства последних двух десятилетий. Эти данные мы приводим в сводной таблице 1.
Таблица 1. Динамика численности населения и рождаемости в России в 1990-2009 гг.
Год
Общее количество рождений--PAGE_BREAK--
Общий коэффициент рождаемости3
Суммарный коэффициент рождаемости4
Общая численность населения страны5(тыс. чел)
1990
1 988 858
13,4
1,877
147 662
1995
1 363 806
9,3
1.344
147 938
1996
1 304 638
8,9
1,281
147 608
1997
1 259 943
8,6
1.230
147 137,2
1998
1 283 292
8,8
1,242
146 739,4
1999
1 214 689
8,3
1,171
146 327,6
2000
1 266 800
8,7
1,214
145 559,2
2001
1 311 604
9,1
1,249
144 819,1
2002
1 397 0006
9,8
1,322
143 954,4
2003
1 477 000
10,2
1,319
144 963,7
2004
1 508 000
10,5
1,323
144 168,2
2005
1 457 400
10,2
1,279
143 754,7
2006
1 479 600
10,4
1,290
142 400,0
2007
1 610 100
11,3
1,316
142 100,0
2008
1 717 500
12,0
1,322
141, 980,0
2009
1 764 000
12,4
1,328
141 927,0
Источник: Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. М.: Демос, 2007. – 190 с.; материалы сайта ru.wikipedia.org.
Как мы видим из представленной таблицы, за указанный период имеется общая тенденция к уменьшению рождаемости и аналогичные тенденции в динамике численности населения страны. Рассмотрим их подробнее.
В целом за 1990—2009 гг. общий коэффициент рождаемости в России повысился, как уже отмечено, с 13,4 до 12,4%, достигнув абсолютного минимума в 8,3 в 1999 году. Также можно отметить, что начиная с 2005 года, этот коэффициент имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
Суммарный коэффициент рождаемости в российском государстве 1990-2009 годов также уменьшился с 1,877 в 1990 году, до 1,328 в 2009 году, достигнув абсолютного минимума в том же 1999 году. За 2005-2009 годы этот коэффициент также неуклонно растет. 19 888,58
Абсолютное число рождений в России за рассматриваемый период уменьшилось с 1 988 858 в 1990 году, до 1 764 000 в году 2009 (или на 11,4%). Абсолютный минимум был достигнут все в том же 1999 году, а за 2005-2009 годы наблюдаются тенденции к увеличению этого показателя.
Общая численность населения страны в этот период сократилась со 174,6 миллионов человек в РСФСР 1990 года, до 141,9 миллионов человек в России 2009 года.
Таким образом, мы ознакомились с основными цифрами, которые будут использоваться в нашей дальнейшей работе. Как мы видим, в последние годы есть определенные тенденции в сторону увеличения рождаемости, однако еще раз заметим, что если принимать во внимание суммарный коэффициент рождаемости, то для простого воспроизводства населения необходим уровень рождаемости не менее 2,1 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь. В России этот коэффициент ниже (причем был ниже и в 1990 году)7. Справедливости ради, отметим, что такие показатели ниже 2,1 и в ряде таких промышленно и экономически развитых стран как Германия, Франция, США, Австралия и т.д.
Приведенные данные, также отражают одну из сторон демографического кризиса, который, по мнению специалистов, начинается именно в рассматриваемый период – с 1991 года. В этом году рост населения прекратился и стали заметны тенденции увеличения смертности, которая, в конце концов, превысила рождаемость в 1,5 раза. Цифры, иллюстрирующие данный процесс, представлены в таблице 2.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2. Динамика смертности и средней продолжительности жизни в России 1991-2000 годов
Год
Общее количество смертей
Общий коэффициент смертности8
1990
1 569 0009
11,2
1995
2 301 000
15,0
2000
2 311 400
15,3
2001
2 325 000
15,6
2002
2 332 000
16,2
2003
2 366 000
16,4
2004
2 295 000
16,0
2005
2 304 000
16,1
2006
2 167 000
15,2
2007
2 080 000
14,6
2008
2 076 000
14,6
2009
2 013 000
14,2
Источник: Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. М.: Демос, 2007. – 190 с.; материалы сайта ru.wikipedia.org.
Как мы видим, в целом картина более чем показательна: общее количество смертей, как и общий коэффициент смертности увеличились довольно резко. В целом за 1995 – 2009 годы, число умерших составило около 32 миллионов умерших, а родилось в этот же период около 21 миллиона человек, что подтверждает тот факт, что смертность увеличилась по сравнению с рождаемостью в 1.5 раза.
В целом такие тенденции характерны для многих современных государств, однако для России имеется одна негативная особенность – ее является тот факт, что в результате демографического кризиса рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся, эти процессы получили название «депопуляция»10.
В целом, ряд демографов, обосновывают мнения, согласно которым, население России может уменьшиться к 2050 году до 100 миллионов человек (цифра средняя, при прогнозах называются цифры от 83 до 115 миллионов человек)11.
Таким образом, мы рассмотрели основные тенденции рождаемости в контексте депопуляции России и теперь, подготовившись, таким образом, теоретически, перейдем, менее общим задачам нашей работы.
1.2 Теоретические и методологические подходы к изучению репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и брака
В предыдущем изложении, мы познакомились с основными тенденциями в демографической ситуации с рождаемостью в России. Общий вывод нашего предыдущего изложения – это, то, что в последние десятилетия наблюдается общее снижение рождаемости, что происходит на фоне увеличения смертности. В этом контексте резко повышается роль репродуктивного поведения женщины. В настоящей части изложения мы познакомимся с основными теоретическими и методологическими подходами к изучению репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и брака.
Итак, основными понятиями в этом контексте, для нас послужат «репродуктивные установки» и «индекс предпочитаемых чисел».
Под репродуктивным поведением понимаются некие устремления мужей и жен, мужчин и женщин репродуктивного возраста, характеризующихся плодовитостью (т.е. способностью к зачатию, а также к сохранению беременности и живорождению)12.
Под индексами предпочитаемых чисел понимаются средние величины возможной реализации имеющейся у индивидов потребности в детях применительно к выборочным совокупностям опрошенных13. При этом надо учитывать, что вышеуказанные индексы не являются выражением потребности в детях и сильно подвержены колебаниям в зависимости от ценностных ориентаций личности, влияющих на оценку приемлемости условий жизни для реализации потребности в детях. Эта оценка определяется также и внешними воздействиями — как локальными, так и более широкого плана, включая изменение общественных настроений и взглядов в связи, например, с изменением социально-экономической ситуации в стране.
В целом, изучению репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и брака, предусматривает несколько принципиальных моментов, среди них14:
— анализ статистических и демографических данных рождаемости, смертности, брачности, общей численности населения;
— изучение предельных возрастов репродуктивных функций человека, тенденциями к их изменениям;
— выявление динамики репродуктивных установок населения (желаемое и ожидаемое количество детей, ослабление потребности в детях и т.д.), а именно изучение
— репродуктивных установок в различных группах населения;
— изменения репродуктивных установок в зависимости от доходов и социального положения мужчин и женщин репродуктивного возраста;
— репродуктивных установок в зависимости от оценки семейного образа жизни;
— репродуктивных установок в зависимости от религиозных ориентаций;
— изучение ценностных ориентаций лиц репродуктивного возраста, ибо доказано, что последние прямым образом влияют на репродуктивное поведение населения;
— изучение общих мотиваций для рождения детей, которые имеют место быть в сознании лиц непродуктивного возраста;
— влияние репродуктивных установок на сексуальную жизнь в браке;
— изучение репродуктивных установок подростков, в сравнении с установками их родителей; и т.д.
Данные для анализа репродуктивного поведения могут получаться эмпирическим путем (социологические опросы, анкетирования на заданную тематику и т.д.), статистическими и математическими методами, путем сравнительно-исторического анализа и так далее.
Так как изучение репродуктивного поведения в России, в настоящее время идет в условиях трансформации семьи и брака, то современные ученые в добавление к указанным методикам, используют методы позволяющие изучать социально-экономическое положение государства, используют подходы, позволяющие определять значимые факторы для трансформации институтов семьи и брака.
Для контекста нашего изложения важны все указанные теоретически и методологические подходы, поэтому в последующем изложении, мы будем опираться на каждый из них, пусть и частично.    продолжение
--PAGE_BREAK--
1.3 Основные тенденции трансформации репродуктивного поведения в современном обществе
Итак, проанализируем основные тенденции трансформации репродуктивного поведения в современном российском обществе. Как мы уже увидели ранее, снижение рождаемости и повышение смертности составляет серьезную демографическую проблему, в этом контексте говорят даже о депопуляции. В то же время изучение следствий без причин в данном случае невозможно. Причинами, указанных в первом параграфе работы явлений, являются как раз трансформации репродуктивного поведения, которые формировались под воздействие ряда факторов. Рассмотрим их подробнее, обратившись для этого к истории.
Как мы видели выше, начало снижения уровня рождаемости в России приходится на начало 90-х годов XX века. Исходя из этого, представляется необходимым дать краткую характеристику этому периоду в истории страны.
Девяностые годы часто называют временем политической и экономической нестабильности. В 1991 году развалился Советский Союз, в 1992 году в стране проводились экономические реформы, получившие название «шоковая терапия», в 1993 году произошли известные события, которые привели к перевороту в государственном устройстве страны и принятию новой конституции, в 1994 году начались боевые действия в Чеченской республике. Эти, и еще многие события не могли непосредственным образом не отразиться на повседневной жизни россиян. В этот же период в России происходит так называемая сексуальная революция, которая во всех остальных развитых странах проходит в 70 е годы XX столетия.
Указанные тенденции непосредственным образом отразились на общих мотивациях для рождения детей (именно в этот период, согласно ряду социологических опросов люди репродуктивного возраста не хотели заводить детей, опасаясь в первую очередь, что не смогут содержать и в новых экономических условиях15), на семейные ориентации молодых людей (все меньше молодых людей стремились к регистрации отношений, предпочитая, новый для тех времен «гражданский брак», или вообще не желая связывать себя сколь-нибудь продолжительными отношениями16).
Оговоримся, что в демографической науке, в целом, доказано, что репродуктивное поведение не зависит напрямую от социально-экономической ситуации в стране или в обществе, однако само отношение молодых людей к указанной ситуации формирует их мировоззрение и ценностные ориентации, что в свою очередь прямым образом воздействует на репродуктивное поведение. В дальнейшем социально-экономическая ситуация в стране выравнивается, у людей появляется более устойчивое ощущение стабильности и рождаемость начинает расти, однако далеко не такими темпами как в Советском Союзе. С высоты новых жизненных ценностей, достигнутый уровень жизни во всех слоях и стратах общества не мог не быть оценен как крайне низкий. Реформы 1991—1992 гг. для большинства населения оказались тяжелыми в экономическом отношении, контраст между надеждами на будущее и ухудшением условий жизни создал психологический диссонанс17. Стабилизация экономики в 1995—1998 гг. и некоторое повышение уровня жизни привело у большинства населения к более позитивной оценке условий существования, что сказалось на снижении диссонанса и тем самым на ослаблении усилий по его снятию. Однако после дефолта 1998 г. идеальное число вновь снижается, чтобы в первой половине 2000-х годов вернуться в исходное, для начала 90-х годов состояние18.
В 2000-х годах в экономике страны появляется долгожданная стабильность, что привело к повышению уровня рождаемости. В то же время этот уровень далек от уровня 1991 года, что свидетельствует о том, что настороженность в умах россиян репродуктивного возраста осталась. Кроме того в 2000-х годах проявили другие тенденции значимее для тенденций рождаемости. В первую очередь мы говори о том, что многие женщины начинают отдавать приоритет материнства социальным факторам – учебе, работе, как следствие увеличивается средний возраст матери. Социальная нестабильность последних десятилетий прямым образом отразилась и на брачных установках. Сексуальная и гендерная революции привели к тому, что начинает расти уровень разводов, все меньшее количество молодых людей стремятся к ранним бракам и т.д. Это также является значимой тенденцией в контексте нашей темы – многие женщины сейчас воспитывают детей без мужей, а это представляет собой негативный социальный пример для других женщин репродуктивного возраста. В ряде случаев женщина перестает быть уверенной в своем партнере, что также сказывается на ее репродуктивных мотивациях19. Как одну из тенденций для репродуктивного поведения в последние годы отметим, также определенную государственную политику в этом вопросе. В последние годы в России действует ряд программ направленных на поддержку материнства и детства, многодетных семей, повышению статуса института семьи, стимулирование рождения второго и последующего ребенка. Эти факты, несомненно, позитивно сказываются на общих тенденциях репродуктивного поведения, однако они не являются для него определяющими. Определяющими в этом контексте являются ценностно-мотивационные факторы, с которыми мы в общем виде и познакомились.
1.4 Факторы, влияющие на репродуктивные ориентации молодежи
Современная молодежь развивается и формируется личностно уже в несколько других условиях, чем те которые были характерны для молодежи 90-х годов. Острые фазы кризиса в государстве прошли, экономические кризисы воспринимаются уже как нечто само собой разумеющееся. В то же время основные тенденции, влияющие на репродуктивные ориентации детей, в целом являются во многом похожими на тенденции 90-х годов.
Рассмотрим их подробнее.
Сразу хотелось бы отметить, что самый точный прогноз будущей рождаемости можно именно по ориентациям на брак и семью холостой молодежи, а еще точнее, — по ориентациям молодежи на то число детей, которое они собираются иметь в своей будущейсемье. Некоторые исследования, проводившиеся в контексте поднятого вопроса, свидетельствуют о том, что современные молодые люди отнюдь не ориентированы на многодетные семьи.
Установки и социальные представления относительно ценности семьи и рождения детей, как правило, складываются на основе сочетания консервативной и либеральной семейной культуры. Для сторонников традиционной модели семьи характерны традиционные жизненные смыслы, по их мнению, главным предназначением человека являются семья и дети, они в большей степени альтруистичны и эмоциональны, рождение детей является для них значимым мотивом создания семьи, поэтому они ориентируются на рождение двоих-троих и более детей в семье. Среди них больше верующих, имеющих братьев и сестер, их родители чаще находятся в зарегистрированном браке20.
Предпочитающие другую модель семьи, напротив, в большей степени являются сторонниками либеральной семейной культуры, обращены на себя, эгоцентричны и рациональны. Создание семьи носит для них скорее самозащитный и эгоистический характер, а рождение детей не является доминирующей целью. В системе ценностей семья и дети не связаны друг с другом, и более того – ценность детей вытесняются конкурирующими ценностями. Они чаще являются единственными детьми и происходят из семей, родители которых разведены или находятся в незарегистрированном браке. В настоящее время сторонников либеральной и консервативной семьи среди молодежи примерно поровну21.
Для иллюстрации ценностных ориентаций современной молодежи, в зависимости от предпочитаемого ими типа семьи представлена в таблице 3.
Таблица 3. Распределение приоритетных жизненных ценностей молодежи
Жизненные цели
Традиционная семья
Либеральная семья
Получить образование
63,3
62,7
Стать профессионалом, сделать карьеру
42,2
53,3
Добиться общественного признания
8,9
17,3
Создать свою семью
76,7
49,3
Уехать в другую страну
10,0
20,0
Стать свободным и независимым человеком
12,2
33,3
Стать отцом/матерью
34,4
12,0
Улучшить свое здоровье
13,3
12,0
Иметь достаток, стать богатым
34,4
36,0
Улучшить жилищные условия
10,0
9,3
Встретить любимого человека
55,1
20,3
Источник: Безрукова О. Н. Мотивы создания семьи и репродуктивные установки подростков через призму моделей семьи // Семья в России. — 2008. — № 4. – С. 37.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Снижение роли традиционных институтов социализации молодежи таких, как семья и система образования, и все более активное включение в процесс социализации внесемейных институтов – сообщества сверстников, референтных групп и средств массовой информации приводит к искажению формирующейся идентичности будущего семьянина и родителя. Все чаще в условиях глобализации семья, родительство и дети, как ценности, конкурируют с другими современными социальными и экономическими ценностями, а в реальном поведении могут служить помехой для молодых людей в обретении личной свободы и успеха, индивидуализации жизненных планов и стратегий22.
Кроме того, четко прослеживается тенденция к тому, что чем лучше оценивается жизнь в родительской семье, тем вероятнее, что она становится эталоном семейности для подростков и тем скорее им хочется вступить в брак. Таким образом, некоторые тенденции характерные для т.н. поколения 90-х, находят отражение в их детях, а значит, на резкое повышение рождаемости в ближайшие годы рассчитывать не приходится. В то же время.
В заключение важно заметить, что система ценностей и установок не является неизменной. Она может меняться как под воздействием семейной культуры, доминирующих ценностей и установок в обществе, так и в результате переоценки жизненных смыслов и ценностей отдельной личностью. Таким образом, мы рассмотрели основные факторы, влияющие на репродуктивные ориентации молодежи.
Теперь, изучив ряд аспектов связанных с темой нашей работы, мы сделаем некоторые промежуточные выводы:
— в последние десятилетия в России наблюдается общее снижение рождаемости — абсолютное число рождений в России за 1990-2009 годы уменьшилось с 1 988 858 в 1990 году, до 1 764 000 в году 2009 (или на 11,4%). Общий коэффициент рождаемости повысился, за указанный период, с 13,4 до 12,4%, Суммарный коэффициент рождаемости также уменьшился с 1,877 в 1990 году, до 1,328;
— снижение рождаемости происходит на фоне увеличения смертности — в целом за 1995 – 2009 годы, число умерших составило около 32 миллионов умерших, а родилось в этот же период около 21 миллиона человек, что подтверждает тот факт, что смертность увеличилась по сравнению с рождаемостью в 1.5 раза;
— такие тенденции характерны для многих современных государств, однако для России имеется одна негативная особенность – ее является тот факт, что в результате демографического кризиса рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся. Многие ученые называют эти тенденции понятием «депопуляция».
— в контексте указанных тенденций резко повышается роль изучения репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и общества. В целом, такие исследования предусматривают несколько принципиальных моментов, среди них: анализ статистических и демографических данных; выявление динамики репродуктивных установок населения; изучение общих мотиваций для рождения детей; изучение репродуктивных установок подростков и изучение ценностных ориентаций лиц репродуктивного возраста. Данные для анализа репродуктивного поведения могут получаться эмпирическим путем, статистическими и математическими методами, путем сравнительно-исторического анализа и т.д.;
— начало снижения уровня рождаемости приходится на начало 90-х годов XX века. Реформы 1991—1992 гг. для большинства населения оказались тяжелыми в экономическом отношении, что, в конечном счете, отразилось на репродуктивном поведении на протяжении всех 90- х. годов. В 2000-х годах в экономике страны появляется долгожданная стабильность, что привело к повышению уровня рождаемости. В то же время этот уровень далек от уровня 1991 года, что свидетельствует о том, что настороженность в умах россиян репродуктивного возраста осталась. В этот же период значимыми тенденциями являются изменение брачных установок, сексуальная и гендерная революция;
— современная молодежь развивается и формируется личностно уже в несколько других условиях, чем те которые были характерны для молодежи 90-х годов, а значит их репродуктивные мотивации, уже не настолько связаны с социальной осторожностью, характерной для лиц репродуктивного возраста 90-х годов. В то же время снижение роли традиционных институтов социализации молодежи таких, как семья и система образования, и все более активное включение в процесс социализации внесемейных институтов приводит к искажению формирующейся идентичности будущего семьянина и родителя. Все чаще в условиях семья, родительство и дети, как ценности, конкурируют с другими современными социальными и экономическими ценностями, а в реальном поведении могут служить помехой для молодых людей в обретении личной свободы и успеха, индивидуализации жизненных планов и стратегий.
Глава 2. Ценностно-мотивационная детерминация репродуктивного поведения
2.1 Репродуктивная мотивация, как элемент репродуктивного поведения: анализ подходов и эмпирические исследования
Исследуем репродуктивную мотивацию, как элемент репродуктивного поведения. Согласно одному из распределенных определений, под репродуктивной мотивацией понимаются репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Этот показатель, в целом, раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки23.
Различают экономические, социальные и психологические репродуктивные мотивации24.
Экономические связаны со стремлением личности к упрочению благосостояния семьи, с разнообразными льготами, предоставляемыми при рождении определенного числа детей;
Социальные способствуют сохранению или повышению социального положения родителей, обществ. авторитета и престижа индивида, преемственности рода и семьи;
Психологические делятся на три группы:
— в первую входят мотивы, обусловленные потребностью в наполнении своей жизни смыслом, потребностью родителей в сыновней (дочерней) любви, уважении, стремлением продолжить в детях себя, к.-л. свои свойства, потребностью через общение с детьми открывать для себя неизвестные до тех пор стороны жизни.
— вторая обусловлена потребностью заботиться о маленьком ребенке, любить его и по мере роста самому (самой) направлять его развитие, передавать свой жизненный опыт.
— в третьей группе условно объединяются все остальные виды психол. Р. м. — желание избежать одиночества в старости, желание супругов укрепить брак и т. д.
Каждый тип репродуктивной мотивации представлен множеством конкретных мотивов.
В целом, структура репродуктивной мотивации у отдельных людей неодинакова, но в основном она представляет собой иерархию мотивов, свойственную тем или иным историческим периодам, а в их пределах — тем или иным регионам, странам, городам и т. д.
Изучение репродукционных мотиваций, позволяет определить и усилить те мотивы, воздействие которых на данном этапе в большей мере способствует обеспечению потребностей общества в воспроизводстве населения.
Основные подходы к изучению репродукционной мотивации, как элемента репродукционного поведения таковы25:
— социологический (предполагает рассмотрение репродуктивных мотиваций в рамках социологического подхода);
— структурно-функциональный (объясняет дифференциацию репродуктивного и брачного поведения в контексте развития ценностно-нормативной системы общества);
— социально-демографический (изучение механизма формирования и реализации демографического поведения индивидов, изучение роли детей и потребности в них в системе ценностных ориентаций личности и семьи;
— факторный анализ (который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов);
— и др.
В рамках этих подходов, учеными производятся эмпирические исследования, которые направлены на выявление различных аспектов репродуктивной мотивации, зависимость ее от определенных факторов и т.д. Применение эмпирических подходов, во многом, различается в зависимости от деления на экономические, психологические и социальные мотивации. В ряде случаев, для более глубокой трактовки полученных результатов применятся факторный и другие виды анализа.
Теперь ознакомившись теоретически с самим понятием репродуктивной мотивации, перейдем к рассмотрению частных вопросов, актуальных в контексте нашей работы.
2.2 Ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения
Рассмотрим влияние ценностных ориентаций и мотивов репродуктивного поведения.
Как мы увидели, репродуктивные мотивации обуславливаются рядом факторов, в числе которых есть и психологические. Таким образом, представляется необходимым выявить те ценностные ориентации, которые непосредственным образов влияют на означенные мотивации. Рассмотрим их подробнее.
Итак, в современном обществе наблюдается снижение, девальвация семьи как ценности. Это глобальное явление обусловлено процессами социально-экономической трансформации, изменения вызвали сдвиги в системе ценностно-нормативной регуляции поведения личности, радикальные перемены в системе социальных ценностей, в общей иерархии социальных норм и ценностей личности. Все более очевиден ценностный кризис в обществе в целом и в семье, в частности.
Согласно одному из подходов (фамилистической парадигмы) ценностный кризис семьи связан с тем, что семья как социальный институт и как малая группа перестала или перестает выполнять свои традиционные функции, часть из которых перехватывается другими институтами или вообще отмирают26. Все больше женщин рожают вне брака, все больше семей распадаются в течении первых трех лет своего существования.
Другие функции, прежде всего репродуктивная функция и функция первичной социализации, резко ослабевают, порождая в обществе массу проблем. Одной из наиболее острых является проблема сверхнизкой рождаемости и депопуляции, о последствиях который мы говорили выше.    продолжение
--PAGE_BREAK--
На ценностном уровне эти негативные процессы выражаются в том, что ценности семейного образа жизни, ценности семьи с несколькими детьми теряют свою приоритетность для личности, становятся неконкурентоспособными сравнительно с внесемейными ценностями, которые занимают всё более высокое положение в иерархии социальных ценностей27.
Хотя семья всё ещё выступает жизненно важной ценностью для многих людей, всё большую значимость приобретают высокий уровень дохода, карьерный рост, получение более высокой квалификации. Семья при этом становится неконкурентоспособной ценностью, теряя свои приоритеты. Создание семьи, как и рождение ребенка (чаще всего единственного), откладываются на потом. Это, по мнению многих респондентов, делает человека более мобильным, дает возможность вести активный образ жизни. Всё большую популярность приобретают такие тенденции, как сознательное одиночество, стремление к «свободному» образу жизни, уменьшение чувства ответственности и многие другие28.
Этот ценностный сдвиг обусловливает наличие в обществе дисбаланса, противоречия между его потребностями в воспроизводстве и социализации новых поколений, в воспроизводстве исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт семьи выполняет свои важнейшие функции – репродуктивную и социализационную.
Указанные моменты непосредственным образом сказываются на факторах репродуктивной мотивации и стремлении иметь детей вообще, на которой мы остановимся в дальнейшем изложении.
2.3 Факторы репродуктивной мотивации и потребность в детях
Рассмотрим факторы репродуктивной мотивации и общую потребность в детях современной женщины. В отечественной науке есть несколько подходов к изучению означенных факторов репродуктивной мотивации, одним из основных является факторный анализ, который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов).
Факторы репродуктивной мотивации рассмотрены в ряде исследований. Наиблее значимые из них – монография В.Н. Архангельского «Факторы рождаемости»29, работы (в том числе диссертационное исследование) А. Узик30. Эти работы во многом стали для нас направляющими.
Так, например, в диссертации Узик А.В. выделяется семь блоков факторов, значимых для репродуктивной мотивации31. К ним относятся семья, дети, ценностные ориентации, степень религиозности, отношение к абортам, внесемейные ценностные ориентации, уровень дохода. Эти блоки были подвергнуты факторному анализу. Ознакомимся с его результатами.
Наиболее значимыми (по факторным нагрузкам) факторами стали:
— фактор родительства (материнство, отцовство, воспитание детей);
фактор негативного отношения к семье (т.е. семью респондент воспринимает как тормоз для личных успехов, потерю свободы, монотонный и неинтересный домашний труд и т.д.);
— фактор положительного отношения к семье (семья является источником удовлетворения, источником достижения жизненных потребностей индивидов);
— фактор высоких семейных ориентаций (высокая значимость безразводной семьи, отрицательное отношение к абортам и др.).
Наиболее значимым факторам блока репродуктивных ориентаций, стал фактор мотивации рождения детей (страх перед абортом, бездетностью как его последствием, потребность в реализации родительства, укрепления семьи, влияние общественного мнения и другие мотивы рождения детей).
Также значимыми факторами стали фактор эмоционального удовлетворения от рождения детей; фактор негативных моментов, связанных с воспитанием детей (дети отнимают важную часть жизни, высокая значимость работы, упущенные возможности и т.д.); фактор репродуктивных установок на рождение определенного числа детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей).
В блоке вопросов о ценностных ориентациях по факторным нагрузкам были выделены:
— фактор степени важности для индивида семейных ценностей (проводить свободное время с семьей, быть хорошими родителями, участвовать в воспитании детей, поддерживать тесные родственные связи и др.);
— фактор высокой ценности детей (такой же, как удачная карьера, богатство, слава, престиж, уважение в глазах окружающих);
— фактор высокой значимости внесемейных ценностей (карьера, работа вне дома, собственный источник дохода, повышение профессионального и образовательного уровня и др.);
— фактор таких внесемейных ценностей как общение с друзьями, успех у противоположенного пола.
В результате анализа указанных блоков, выявлены зависимости, имеющие важное значение при изучении репродуктивных мотиваций.
Выявилась обратная зависимость фактора родительства и внесемейных ориентаций: чем выше ориентации на родительство, тем менее допустимыми становятся супружеские измены, сожительства, тем меньшую принципиальную значимость приобретает повышение социального статуса, уровень дохода. Получение эмоционального удовлетворения от семьи напрямую зависит от превалирования семейных ценностей над внесемейными.
Религиозные женщины в большей степени ориентированы на семью, семейные ценности, на рождение нескольких детей. У них четко выражено негативное отношение к абортам, сексуальным сожительствам до брака, супружеским изменам.
Несмотря на относительно высокую контрацептивную грамотность многих современных женщин, в опрошенной совокупности широко распространена практика искусственного прерывания беременности, а также весьма позитивное в целом отношение к абортам. Чаще всего мотивами абортов становится нежелание потерять хорошую денежную работу, упустить возможность профессионального роста, плохие материальные условия. Из этого следует, что более приоритетными при принятии решения о рождении ребенка становятся внесемейные ценности, так как ребенок, по мнению опрошенных, может стать помехой карьере, мобильности, активному образу жизни.
Чем более состоятельными являются женщины, тем ниже у них репродуктивные ориентации, они менее ориентированы на материнство. Также была выявлена связь между отношением к детям и негативными эмоциями, когда семья воспринимается как потеря личной свободы, тормоз для индивидуальных успехов и т.д.
В целом, малодетность и дальнейшее падение уровня рождаемости зависит от уровня потребности в детях, а материальные условия жизни либо способствуют, либо препятствуют ее полной реализации. В настоящее время все наиболее значимые мотивы рождения детей являются «внешними» по воздействию на респондента, а не внутренней потребностью иметь ребенка. В этом случае ребенок выступает не как самоцель, а как средство достижения различных потребностей родителей.
Таким образом, главной причиной кризиса института семьи и депопуляционных процессов в современной России являются изменения, происходящие в системе ценностей общества и ценностных ориентаций личности женщины, ведущие к невыполнению институтом семьи ее основных функций.
Подведем еще одни промежуточные выводы нашей работы:
— под репродуктивной мотивацией понимаются репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Этот показатель, в целом, раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки;
— изучение репродукционных мотиваций, позволяет определить и усилить те мотивы, воздействие которых на данном этапе в большей мере способствует обеспечению потребностей общества в воспроизводстве населения. Основные подходы к изучению репродукционной мотивации, как элемента репродукционного поведения это: социологический; структурно-функциональный; социально-демографический; факторный анализ (который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов) и другие. В рамках этих подходов, учеными производятся эмпирические исследования, которые направлены на выявление различных аспектов репродуктивной мотивации, зависимость ее от определенных факторов в том числе и от ценностных ориентаций и т.д.
— в современном обществе наблюдается снижение, девальвация семьи как ценности. Это глобальное явление обусловлено процессами социально-экономической трансформации, изменения вызвали сдвиги в системе ценностно-нормативной регуляции поведения личности, радикальные перемены в системе социальных ценностей, в общей иерархии социальных норм и ценностей личности. Все более очевиден ценностный кризис в обществе в целом и в семье, в частности. Хотя семья всё ещё выступает жизненно важной ценностью для многих людей, всё большую значимость приобретают высокий уровень дохода, карьерный рост, получение более высокой квалификации. Семья при этом становится неконкурентоспособной ценностью, теряя свои приоритеты. Создание семьи, как и рождение ребенка (чаще всего единственного), откладываются на потом. Указанные тенденции формируют факторы репродуктивной мотивации женщин и стремлении их иметь детей вообще;
— анализ факторов репродуктивной мотивации женщины и стремлении ее иметь детей вообще, показал, что малодетность и дальнейшее падение уровня рождаемости зависит от уровня потребности в детях, а материальные условия жизни либо способствуют, либо препятствуют ее полной реализации. В настоящее время все наиболее значимые мотивы рождения детей являются «внешними» по воздействию на женщину, а не внутренней потребностью иметь ребенка. В этом случае ребенок выступает не как самоцель, а как средство достижения различных потребностей родителей;
— таким образом, главной причиной кризиса института семьи и депопуляционных процессов в современной России являются изменения, происходящие в системе ценностей общества и ценностных ориентаций личности женщины, ведущие к невыполнению институтом семьи ее основных функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь в соответствии с поставленными целями и задачами, сформулируем ряд выводов, которые станут итоговыми для данной работы.
Наиболее значимые демографические процессы в области рождаемости в России таковы:    продолжение
--PAGE_BREAK--
— в последние десятилетия в России наблюдается общее снижение рождаемости — абсолютное число рождений в России за 1990-2009 годы уменьшилось с 1 988 858 в 1990 году, до 1 764 000 в году 2009 (или на 11,4%). Общий коэффициент рождаемости повысился, за указанный период, с 13,4 до 12,4%, Суммарный коэффициент рождаемости также уменьшился с 1,877 в 1990 году, до 1,328.
— указанное снижение рождаемости происходит на фоне увеличения смертности — в целом за 1995 – 2009 годы, число умерших составило около 32 миллионов умерших, а родилось в этот же период около 21 миллиона человек, что подтверждает тот факт, что смертность увеличилась по сравнению с рождаемостью в 1.5 раза.
В целом такие тенденции и процессы характерны для многих современных государств, однако для России имеется одна негативная особенность – ее является тот факт, что в результате демографического кризиса рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся. Многие ученые называют эти тенденции понятием «депопуляция».
В контексте указанных тенденций резко повышается роль изучения репродуктивного поведения в условиях трансформации семьи и общества. В целом, такие исследования предусматривают несколько принципиальных моментов, среди них: анализ статистических и демографических данных; выявление динамики репродуктивных установок населения; изучение общих мотиваций для рождения детей; изучение репродуктивных установок подростков и изучение ценностных ориентаций лиц репродуктивного возраста. Данные для анализа репродуктивного поведения могут получаться эмпирическим путем, статистическими и математическими методами, путем сравнительно-исторического анализа и т.д.;
Начало снижения уровня рождаемости приходится на начало 90-х годов XX века. Реформы 1991—1992 гг. для большинства населения оказались тяжелыми в экономическом отношении, что, в конечном счете, отразилось на репродуктивном поведении, на протяжении всех 90 — х. годов XX века. В 2000-х годах в экономике страны появляется долгожданная стабильность, что привело к повышению уровня рождаемости. В то же время этот уровень далек от уровня 1991 года, что свидетельствует о том, что настороженность в умах россиян репродуктивного возраста осталась. В этот же период значимыми тенденциями являются изменение брачных установок, сексуальная и гендерная революция. Таковы основные тенденции трансформации репродуктивного поведения в современном обществе.
При изучении факторов, влияющих на репродуктивные ориентации молодежи. Выяснилось, что современная молодежь развивается и формируется личностно уже в несколько других условиях, чем те которые были характерны для молодежи 90-х годов, а значит их репродуктивные мотивации, уже не настолько связаны с социальной осторожностью, характерной для лиц репродуктивного возраста 90-х годов. В то же время снижение роли традиционных институтов социализации молодежи таких, как семья и система образования, и все более активное включение в процесс социализации внесемейных институтов приводит к искажению формирующейся идентичности будущего семьянина и родителя. Все чаще в условиях семья, родительство и дети, как ценности, конкурируют с другими современными социальными и экономическими ценностями, а в реальном поведении могут служить помехой для молодых людей в обретении личной свободы и успеха, индивидуализации жизненных планов и стратегий.
Следующие задачи нашей работы подразумевали изучение ценностно-мотивационной детерминации репродуктивного поведения.
Базовым для этого изучения является понятие репродуктивная мотивация, под которой понимают репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Этот показатель, в целом, раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки.
Изучение репродукционных мотиваций, позволяет определить и усилить те мотивы, воздействие которых на данном этапе в большей мере способствует обеспечению потребностей общества в воспроизводстве населения. Основные подходы к изучению репродукционной мотивации, как элемента репродукционного поведения это: социологический; структурно-функциональный; социально-демографический; факторный анализ (который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов) и другие. В рамках этих подходов, учеными производятся эмпирические исследования, которые направлены на выявление различных аспектов репродуктивной мотивации, зависимость ее от определенных факторов, в том числе и от ценностных ориентаций и т.д.
На основании полученных теоретических данных нами исследовались ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения. В целом, надо признать, что в современном обществе наблюдается снижение, девальвация семьи как ценности. Это глобальное явление обусловлено процессами социально-экономической трансформации, изменения вызвали сдвиги в системе ценностно-нормативной регуляции поведения личности, радикальные перемены в системе социальных ценностей, в общей иерархии социальных норм и ценностей личности. Все более очевиден ценностный кризис в обществе в целом и в семье, в частности. Семья при этом становится неконкурентоспособной ценностью, теряя свои приоритеты. Создание семьи, как и рождение ребенка (чаще всего единственного), откладываются на потом. Указанные тенденции формируют факторы репродуктивной мотивации женщин и стремлении их иметь детей вообще.
Анализ факторов репродуктивной мотивации женщины и стремлении ее иметь детей вообще, показал, что малодетность и дальнейшее падение уровня рождаемости зависит от уровня потребности в детях, а материальные условия жизни либо способствуют, либо препятствуют ее полной реализации. В настоящее время все наиболее значимые мотивы рождения детей являются «внешними» по воздействию на женщину, а не внутренней потребностью иметь ребенка. В этом случае ребенок выступает не как самоцель, а как средство достижения различных потребностей родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что главной причиной кризиса института семьи и депопуляционных процессов в современной России являются изменения, происходящие в системе ценностей общества и ценностных ориентаций личности женщины, ведущие к невыполнению институтом семьи ее основных функций. Эти тенденции стали явными в период последних двадцати лет, который с полным основанием можно назвать периодом трансформации семьи и брака.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов А.И. Снижение репродуктивных установок и ориентаций российского населения в 1991—2007 годы // Демографические исследования. – 2008. — № 7. – С. 23-29.
Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М.: АСТ, 2005. – 230 с.
Андрющенко Я. В. Социологические проблемы репродуктивного поведения: Автореф. дисс.… канд. социол. Наук. Уфа, 2004. 25с.
Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. — М.: ТЕИС, 2006 – 399 с.
Архангельский В.Н. Обоснование выбора направлений и мер политики по стимулированию рождаемости // Политика народонаселения: настоящее и будущее. М., 2005, с.74-84.
Баздырев К.К. Секс и революции. Россия: XX-XXI век. — М.: Гардарика, 2000. С. 187.
Бодрова В.В. Репродуктивные ориентации населения России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 1997. — №3. С.44-47.
Безрукова О. Н. Мотивы создания семьи и репродуктивные установки подростков через призму моделей семьи // Семья в России. — 2008. — № 4. – С 34-45.
Безрукова О.Н. Мотивационно-ценностные основы создания молодой семьи в контексте профилактической работы с молодежью // Теория и практика профилактической социальной работы СПб.: Север, 2008. – 356 с.
Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. М.: Демос, 2007. – 190 с.
Гаврилова Л.В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях. — М.: Время X, 2000. — 160 с.
Демографический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 470 с.
Демографическая ситуация в России и тенденции ее развития. — М.: ВИА, 2006. – 290 с.
Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. — Казань: Татарлар, 2001. – 250 с.
Косарева Е.А. Факторы, влияющие на репродуктивное поведение женщин. Автореф… дисс. Канд. Мед. наук. — М., 2000. – 24 с.
Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. — М.: АРТ, 2000. – 234 с.
Макдональд П. Низкая рождаемость и государство: эффективность политики // Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы. Материалы международного семинара, М., 15-15 сентября 2006 г. С. 27-56.
Молодежь 97: надежды и разочарования. — М., 1997. – 230 с.
Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы. М. Демос, 2002. – 340 с.
Орлова Н.Х. Семья как объект социально-философского исследования (эволюция семейных отношений на рубеже XX-XXI столетий). Автореф. Дисс. Канд. Фил. наук. СПб., 2000. – 28 с.
Силласте Г.Г. Гендерная социология. Состояние, противоречие и перспективы // Социологические исследования. – 2004. — № 9. С. 77-86.
Сукнёва С.А., Мостахова Т.С. Демографическое развитие страны: оценка, прогноз, политика. — Новосибирск: НГУ, 2002. – 239 с.
Тырнова Н.А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития. — М.: Спутник+, 2005. – 34 с.
Харькова Т.Л. Проблемы регулирования деторождения в городах России // Семья, гендерная культура. — М.: АБВ, 1997. С.100-106.
Узик А.В. Ценностные ориентации и семейное поведение городского населения современной России на рубеже веков. Автореф… Дисс. Канд. Соц. Наук. М., 2009. – 23 с.
Узик А.В. Репродуктивные ориентации и семейное поведение // Социология.- 2007. — №1, С. 34-46.
Материалы сайта ru.wikipedia.org    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.